Научная статья на тему 'Круглый стол «Новое ремесленное образование в России: состояние, проблемы, перспективы»'

Круглый стол «Новое ремесленное образование в России: состояние, проблемы, перспективы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «Новое ремесленное образование в России: состояние, проблемы, перспективы»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

КРУГЛЫЙ СТОЛ «НОВОЕ РЕМЕСЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»1

В январе 2011 г. в Уральском колледже технологий и предпринимательства при участии специалистов Российского государственного профессионально-педагогического университета и сотрудников колледжа состоялось обсуждение вопросов развития нового вида образования - профессионального ремесленного обучения. Проведение круглого стола было приурочено к завершению второго германо-российского проекта «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства Свердловской области» (2006-2011 гг.), реализация которого осуществлялась Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, немецким Фондом Эберхарда Шека при участии Российского государственного профессионально-педагогического университета2.

Цель указанных международных проектов заключалась в разработке и апробации принципиально новых для России экспериментальных образовательных программ подготовки специалистов по ремесленным профессиям: маляр-дизайнер, столяр, плиточник-мозаичник, монтажник по санитарнотехническому и вентиляционному оборудованию, кровельщик, автолакировщик. Подготовка будущих ремесленников велась на основе немецкого опыта по интегрированным образовательным программам: на базе начального профессионального образования проходило обучение ремесленника, далее на базе среднего профессионального образования - руководителя ремесленного предприятия (ремесленника-предпринимателя).

Главной образовательной площадкой по реализации проектов стал Уральский колледж технологий и предпринимательства, выпустивший за это время более 700 специалистов ремесленного профиля. В 2005-2009 гг. география проектов расширилась и обучение ремесленников по апробирован-

1 Работа проведена при финансовой поддержке грантов РГНФ: проект «Духовно-ценностные контексты развития ремесленного образования в России» №11-06-00467а и проект «Педагог профессионально-ремесленного обучения: идентификация, компетенции, подготовка» №11-16-66015а/У.

2 Первый германо-российский проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование» реализовывался в Свердловской области в 1998-2005 гг.

ным программам началось в образовательных учреждениях Березовского, Каменска-Уральского, Асбеста, Магнитогорска и Тарко-Сале (ЯНАО).

Российский государственный профессионально-педагогический университет, выступив инициатором экспериментальной работы, с самого начала взял на себя функции разработки теоретических основ этого вида профессионального образования1. Все эти годы учеными университета велась большая научно-исследовательская работа: выигрывались гранты, проводились международные конференции, защищались диссертации, издавались монографии и учебные пособия. С 2003 г. в структуре университета функционирует специализированное научное подразделение (ныне научно-образовательный центр развития ремесленничества), работает группа докторантов, аспирантов и соискателей по данной проблематике.

А. В. Ефанов: Выбор темы круглого стола «Новое ремесленное образование в России: состояние, проблемы, перспективы» предопределен почти пятнадцатилетней работой наших педагогических коллективов. Когда все начиналось, наверное, мало кто предполагал, что со временем актуальность разработки научно-методических основ ремесленного образования может стать задачей почти государственной важности. Создаваемая модель подготовки высококвалифицированных кадров для сферы услуг сегодня, как никогда, укладывается в логику качественного изменения образовательной среды и модернизации образовательного процесса, приведения состояния отечественного образования в соответствие с запросами общества, государства и потребностями постиндустриальной экономики XXI в.

В рамках обозначенной темы предполагается рассмотреть вопросы идентификации ремесленной деятельности, особенности организации обучения по ремесленным профессиям, адаптации и профессиональной социализации выпускников ремесленного профиля. Очерченный круг вопросов обусловлен не только их актуальностью, но и профессиональными интересами участников «круглого стола».

Д. Е. Гаврилов: Ремесленничество как особый вид общественных отношений пронизывает всю историю человечества, начиная от создания первых орудий труда и заканчивая работой одного из самых близких к потребителю секторов экономики, в котором производятся материальные блага, необходимые для обустройства жизни и быта современного человека. Сегодня в России развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как приоритетное направление государственной

1 Протокол о намерениях сотрудничества в области профессионального образования по ремесленным профессиям; В. В. Нестеров, Г. М. Романцев, Б. Тиде-манн. Екатеринбург, 1996.

политики. Именно малые бизнес-структуры наиболее близко расположены к человеку-потребителю и наиболее полно отражают его запросы. В этой группе хозяйствующих субъектов имеются предприятия, обеспечивающие население индивидуальными товарами и услугами, номенклатура и предназначение которых весьма разнообразны, от благоустройства дома до изменения внешнего облика самого человека. Такие предприятия в странах Евросоюза получили название ремесленных, а руководителей таких предприятий называют ремесленниками.

Н. А. Доронин: Таким образом, исходя из того подхода, которого придерживаются в странах ЕС, и особенностей самого ремесленного труда, можно предложить следующие дефиниции современным понятиям «ремесленная деятельность» и «ремесленник». Ремесленная деятельность -это вид предпринимательской деятельности, связанный с конкретной ремесленной профессией, направленный на производство товаров и услуг по индивидуальным заказам, малыми сериями для удовлетворения индивидуальных потребностей граждан. Ремесленник - мастер, использующий специальные навыки, инструменты и средства малой механизации, самостоятельно или совместно с учениками производящий, как правило, на заказ продукцию или услуги высокого качества, отвечающие эстетическим нормам и функциональным потребностям.

О. Н. Галиакбирова: Тогда встает другая проблема, что следует понимать под ремесленной профессией. В настоящее время происходит изменение сущности и признаков многих специальностей. Это проявляется как в интеграции родственных или разнородных, так и в возникновении совершенно новых видов деятельности. Причем люди, овладевшие новыми профессиями, чувствуют себя более уверенно, более широко мыслят и успешнее организуют свою профессиональную деятельность.

А. В. Ефанов: Понятия «ремесленник», «ремесленная деятельность» применяются во многих странах мира. Это единая терминология ООН, стран Евросоюза и Всемирной торговой организации, которой, в частности, была разработана специальная классификация ремесленных товаров и услуг. Поэтому перечень современных ремесленных профессий достаточно широк и ремесленников можно «встретить» в различных сферах хозяйственной деятельности. Ремесленник - это каменщик, ювелир, бондарь, электрик, шорник, парикмахер, иконописец и т. д. Главное, чтобы он работал не в цехе крупного производства, а на ремесленном предприятии в непосредственном контакте с потребителями. Для ремесленных предприятий характерны такие признаки, как небольшие размеры, производство продукции или услуг одного вида, необходимость постоянного поиска заказчи-

ка, единичный или мелкосерийный характер выпуска продукции, большая доля ручных операций в технологическом процессе и т. д.

Н. А. Доронин: Несколько сложнее с определением социально-профессионального статуса ремесленника-предпринимателя.

А. В. Ефанов: Давайте на данном этапе будем считать, что ремесленник-предприниматель - это, по существу, тот же мастер-ремесленник, только обремененный функциями руководителя ремесленного предприятия, или он является индивидуальным предпринимателем-ремесленником.

О. Н. Галиакбирова: Зарубежный опыт показывает, что ремесленные предприятия нуждаются в «особых» кадрах, поскольку, в отличие от работников крупных промышленных предприятий, ремесленники должны владеть, кроме технологического мастерства, вопросами организации технологии производства, экономическими и правовыми знаниями. Они должны знать основы психологии, иметь эстетический вкус, обладать способностью к проектировочной деятельности. Поэтому подготовка современных ремесленников требует и новых подходов к построению образовательного процесса. По сути, это должен быть новый тип образовательного учреждения, предоставляющий человеку возможность получить современное, востребованное в обществе профессиональное образование.

А. В. Ефанов: Это мы и называем ремесленным образованием. Под ремесленным образованием в самом первом приближении будем считать такой вид профессионального образования, в котором осуществляется подготовка рабочих и специалистов для предприятий ремесленного профиля.

Д. П. Заводчиков: Мне кажется, что созданию нового вида профессионального образования по подготовке ремесленников должно уделяться особое внимание, поскольку качество ремесленных товаров и услуг и вместе с этим защиту потребителей от технологического брака можно гарантировать только в случае, если руководство ремесленного предприятия и его работники отвечают определенным квалификационным требованиям. Квалификация ремесленника-предпринимателя и его работников наряду с производственным капиталом является ключевым производственно-экономическим ресурсом ремесленного предприятия.

Д. Е. Гаврилов: С экономической точки зрения, ремесленничество можно рассматривать в четырех проекциях: во-первых, как универсальный тип хозяйствования, эволюционирующий на протяжении всей истории человечества (ремесленничество эпохи рабовладения, средневековое ремесленничество, ремесленничество в условиях формирующегося рынка, ремесленничество информационного общества); во-вторых, как особый тип хозяйственной деятельности, сохраняющийся только в рамках отдельных

культурных и национальных автономий; в-третьих, как специфическую форму малого предпринимательства; в-четвертых, как обыденную деятельность домашних хозяйств (как часть неформального сектора экономики).

Для определения контуров ремесленничества как экономического явления необходимо обозначить критерии, по которым какую-либо хозяйственную деятельность можно было бы отнести к ремесленной. Наше исследование позволило выделить следующие критерии: близость к потребителю (в том числе территориальная); персонификация потребления; уникальность и индивидуализация производства; размеры малых и микропредприятий (до 10 человек); отсутствие разделения труда (взаимозаменяемость работников); специфическая (многофункциональная) квалификация работников; высокий профессионализм руководителя предприятия как мастера-технолога; высокое качество выполняемой работы (включая индивидуальное клеймение продукции); право собственности на средства производства, принадлежащее самому ремесленнику.

Н. А. Доронин: Необходимо согласиться с таким подходом к оценке ремесленной деятельности. Современный ремесленник, как мы понимаем, - это профессионал нового типа. Существовавшая многие десятилетия система подготовки рабочих кадров в нашей стране работала в целом неплохо, поскольку имела четко обозначенные цели, организационно-методическое обеспечение и соответствовала требованиям своего времени. Но сегодня она вступила в противоречие с запросами общества, прежде всего со сферой профессиональной деятельности человека. Это проявляется в распространенных профессионально-личностных деструкциях, в сложностях с подбором работы и дальнейшем трудоустройстве для многих людей, ввиду их узкой специализации, стереотипности мышления, трудностей в решении профессиональных задач, неэффективной организации профессионального поведения в целом. Современный индустриальный работник сильно зависит от внешних обстоятельств - производственной ситуации, субъективного отношения руководителя, состояния рынка труда и т. д., а главное, у него не сформирована позиция активного организатора собственной профессиональной жизнедеятельности, не развиты функции преобразователя и созидателя.

Внешней отличительной особенностью профессиональной деятельности ремесленника является то, что он производит продукцию или оказывает услуги по индивидуальным заказам. Но более важно то, что специфика его труда предполагает участие в создании продукта на всех этапах технологической цепочки - от проектирования до его реализации, причем владеть этими функциями должен как ремесленник-работник, так и руководитель ремесленного предприятия. Но вот здесь и возникает противоречие. Широта и глубина профессиональной подготовки ремес-

ленника, необходимость отбора для нее технологически и интеллектуально более «продвинутых» абитуриентов никак не увязываются с обыденным восприятием ремесленника в российском обществе.

Е. А. Ким: Действительно, в наши дни термин «ремесленничество» кажется устаревшим, покрытым нафталином. В общепринятом понимании ремесленники - это мастера, продукцию которых можно отнести к изделиям, несущим в себе элементы традиционной самобытной культуры. В современном русском языке понятие «ремесленник» имеет негативный оттенок, оно стало скорее именем нарицательным, ассоциирующимся с примитивным уровнем выполнения работы, с работой по шаблону, где творческой инициативе почти не находится место.

Однако по-гречески ремесленник, мастер - demшrgos, что означает создатель, творец. Основным критерием, отличающим творчество от штампа, а мастерство от типового изготовления, является неповторимость и уникальность результата. Настоящему мастерству чужды консерватизм, замкнутость и ограниченность. Приведу слова губернатора Свердловской области А. С. Мишарина, открывавшего в июне 2010 г. международную конференцию по ремесленному образованию. Подчеркивая созидательную, новаторскую функцию ремесленничества, он отметил, что «ремесло всегда адекватно отвечало на изменения рыночной ситуации. Именно в его рамках в свое время проявлялись первые инновационные тенденции, разрабатывались новые технологии, апробировались научные разработки!. Понятно, что труд ремесленника не может полностью отождествляться с творческой деятельностью, но определенную, весьма прочную связь между ними отвергать сложно. Именно этот факт придает продуктам ремесленничества дополнительную ценность в сравнении с продуктами обезличенного промышленного производства.

А. В. Ефанов: Но степень свободы творчества в разных ремесленных профессиях отличается весьма существенно.

Е. А. Ким: Конечно, доля творческой компоненты в работе, например, монтажника санитарно-технического оборудования и маляра-дизайнера будет различаться, и это различие окажется достаточно большим. Но наша задача не выявлять долю творческой составляющей в той или иной профессии, а формировать в процессе обучения качественно новую личность, обладающую всеми необходимыми, в том числе и креативными, компетенциями. Эту задачу можно решать с помощью использования педагогических технологий саморазвития и элементов акмеологического воздействия.

1 Стенограмма выступлений Международной конференции «Профессиональное образование специалистов ремесленного профиля». Екатеринбург, 8 июня 2010 г.

A. В. Ефанов: Думается, что еще надо возрождать не только ремесленное дело, но и слово. Надо возрождать тот дух и смысл, который был присущ понятиям «ремесло», «ремесленник» еще 3-4 поколения назад. На Урале, например, к ремеслу и ремесленникам всегда относились с особым уважением. Самой высокой наградой за труд было звание мастера, умельца, а традиции мастеровитости и секреты ремесла передавались из поколения в поколение как семейное достояние.

Е. Ю. Бычкова: Продолжая выбранный ракурс обсуждения, необходимо остановиться на уточнении характеристики современного ремесленника как предпринимателя особого вида. Во-первых, предприимчивость и творческая активность ремесленника является не столько средством приращения его собственности, главное в другом - ремесленником может быть только творчески мыслящая личность. Штучный, эксклюзивный товар не сможет сделать тривиальный человек. Во-вторых, в традиционном обществе (западном или восточном) ремесленные технологии передаются из поколения в поколение, поэтому их результат часто зависит не от стечения рыночных обстоятельств, а от умения и готовности человека воспользоваться генетическими способностями, т. е. продолжить дело своего отца, который может передать секреты мастерства. В-третьих, ремесленнику в значительной степени приходится ориентироваться на местный рынок, учитывать многие социально-экономические (например, рыночные цены или достаток клиента) и социально-психологические факторы (например, моду или индивидуальные потребности). Необходимо не просто знать свое «ближайшее окружение», но и поддерживать с ним лояльные, «соседские» отношения. Конфликтовать оказывается просто невыгодно. В-четвертых, ремесленнику-предпринимателю должно быть свойственно безупречное отношение к делу, высокая производственная и технологическая культура.

Н. А. Доронин: Мы придерживаемся точки зрения, что ремесленная профессия - это несколько иной образ профессиональной жизнедеятельности и особый тип мышления. Овладение профессией ремесленника означает освоение всех сложных и многогранных ее характеристик. Подготовка современных ремесленников в учреждениях профессионального образования действительно требует новых подходов к построению образовательного процесса.

B. А. Берсенева: Обозначу некоторые особенности процесса обучения по ремесленным профессиям. Во-первых, это максимальная интеграция образовательных программ начального и среднего профессионального образования через преемственность целей, задач, содержания, методов и организационных форм обучения. Во-вторых, это сплав европейского и отечественного опыта профессионального обучения. В-третьих, организация обучения с использованием са-

мого современного технологического инструмента и оборудования. В-четвертых, дидактическое единство предметов общеобразовательного и профессионального циклов, теоретического и практического обучения. В-пятых, качественное практическое обучение на учебных моделях и реальных производственных объектах. В-шестых, обучение предпринимательской деятельности и предпринимательскому мышлению на основе использования проектной технологии. Это основное, но можно было бы еще продолжить.

В. В. Пузырев: Хотелось бы детальнее осветить такой важный методический аспект обучения будущих ремесленников-предпринимателей, как интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки. Анализ опыта европейских стран позволяет выделить четыре подхода к их комбинированию. Видимо наиболее распространенной в профессиональных школах является модель, когда преподавание дисциплин общеобразовательной подготовки не увязывается с профессиональной направленностью обучающихся. Вторая модель предполагает, что в содержание дисциплин общеобразовательной подготовки включаются отдельные элементы знаний или умений будущей профессиональной деятельности. В третьей модели общеобразовательная и профессиональная подготовка связаны посредством формирования у обучающихся определенного набора умений и навыков. Четвертая модель исходит из того, что система преподавания как в общеобразовательной, так и в профессиональной части подготовки в первую очередь должны быть ориентированы на будущую профессиональную деятельность. Для такой модели обучения характерно применение активных методов, например деловых игр, учебных проектов и т. д., которые обязательно основываются на межпредметных связях. Думается, что процесс обучения будущих ремесленников-пред-принимателей должен быть наполнен именно активными, интегрированными видами учебно-профессиональной деятельности.

Н. Н. Сачкова: В нашем колледже так и происходит. При выборе способов и методов обучения по ремесленным профессиям мы исходили из того, что в профессиональной деятельности ремесленника-предприни-мателя большое место занимает проектировочная деятельность. Ему необходимы умения планировать и организовывать работу, самостоятельно принимать решения, нести социальную и профессиональную ответственность за результаты труда, быть готовым совершенствовать свои знания, умения, иными словами, его деятельность представляет собой деятельность проектного вида. Да и сам процесс создания ремесленной продукции является глубоко творческим делом, своего рода проектом, обеспечивающим индивидуальность и уникальность каждому изделию.

В процессе опытно-поисковой работы, проходившей в Уральском колледже технологий и предпринимательства в 2006-2010 гг., нами была разработана и внедрена структурно-функциональная модель подготовки руководителей ремесленных предприятий. В ее основу была положена проектная технология в виде специально разработанных и последовательно усложняющихся учебных заданий, содержание которых направлено на формирование гностических, технологических и предпринимательских умений и навыков. Как показали результаты научно-исследовательской работы, применение такой модели обучения создает необходимые условия для формирования у будущих ремесленников-предпринимателей ключевых компетенций, необходимых им для успешной адаптации и социализации в профессиональной сфере.

А. В. Ефанов: Вы затронули важную проблему профессионального становления, адаптации и социализации выпускников ремесленных специальностей. Ее необходимо обсудить.

Д. П. Заводчиков: Здесь стоит отметить, что психолого-педагогические аспекты профессионального становления будущих ремесленников исследовались коллективом кафедры психологии профессионального развития РГППУ в 2001-2005 гг. под руководством члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук Э. Ф. Зеера. В наших исследованиях было установлено, что формирование компетенций имеет деятельностный характер и возможно лишь с опорой на определенный уровень функциональной грамотности, т. е. базовой компетентности обучающихся. Была разработана концепция психологического сопровождения процесса обучения по ремесленным профессиям, обоснованы психолого-педагогические технологии такого сопровождения и определены условия и особенности развития компетенций и ключевых (социально-профессиональных) квалификаций ремесленников-предпринимателей на этапе их профессиональной подготовки. Одно из направлений исследовательской работы было посвящено разработке процедуры измерения и оценки компетенций, сформированных у обучающихся в профессионально-образовательном процессе. В дальнейшем необходимо будет продолжить научные исследования по пси-холого-педагогическому сопровождению процесса обучения ремесленников.

А. М. Павлова: К сказанному нужно добавить, что в 2007-2009 гг. исследовательская группа кафедры психологии профессионального развития продолжила работу в области ремесленного образования. Исследованию подлежали личностные предпосылки успешности деятельности ремесленников, обучающихся профессии «Парикмахер-стилист». Было установлено, что конструктивное решение профессиональных проблем определяется такими личностными особенностями, как самоэффективность и ориентация на преодоление трудностей. Кроме того, мы обнаружили, что предприниматели с высо-

ким уровнем личностной автономии характеризуются высоким уровнем личностной ответственности. При этом важнейшим фактором повышения социальной ответственности представителей современного бизнеса является образование. В связи с этим в структуре профессиональной подготовки будущих ремесленников-предпринимателей наряду с другими социально значимыми качествами (компетенциями) необходимо, на наш взгляд, формирование социально ответственных способов их взаимодействия с потребителями и прочими социальными институтами.

О. В. Никитина: В колледже также несколько лет ведется серьезная психологическая работа с обучающимися по ремесленным профессиям. Психологическая служба начинает работать уже с абитуриентами, по определению их психологической готовности к обучению, что позволяет выявить мотивационную компоненту, уровень общеобразовательной подготовки, профессионально-ориентированные способности (психофиологиче-ские свойства, пространственное мышление, воображение, эстетический вкус). Это дает возможность более точно отбирать абитуриентов, наиболее подготовленных к овладению той или иной ремесленной профессией.

На третьем-четвертом курсах проводится диагностика социального интеллекта обучающихся, оценивается как уровень развития интеллекта в целом, так и частные способности к распознаванию поведения людей. Результаты наших исследований указывают на то, что наибольшее количество обучающихся колледжа обладают средним уровнем социального интеллекта. Это позволяет намечать пути педагогической работы, направленной на повышение уровня интеллекта обучающихся. Кроме того, с целью развития нестандартного, творческого мышления регулярно проводятся тренинги, в ходе которых будущие мастера-ремесленники осознают барьеры своей креативности, обнаруживают новые способы решения проблем или способы самовыражения, развивают гибкость, беглость и оригинальность мышления.

Также для выпускников ремесленных групп организуются тренинги по развитию деловых качеств, во время которых проводится самоанализ личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, проигрываются ситуации приема на работу, поведения в конфликтных ситуациях и т. д. Таким образом, проводимые психолого-педа-гогические мероприятия с обучающимися ремесленных групп оказывают положительное влияние на их самосознание, личностную самоорганизацию, развитие социальных компетенций, творческий потенциал.

Л. Ф. Беликова: На фоне активного изучения ремесленничества психологами, педагогами, экономистами ремесленники как социально-профессиональная группа не становились пока предметом системного социологического иссле-

дования. Однако на кафедре социологии РГППУ в последние годы активно ведутся исследования институциализированного канала подготовки ремесленников через систему профессионального образования. Нами предпринята попытка методологического обоснования особенностей, ценностных оснований и культурных предпосылок возрождения ремесленничества; анализа предпосылок и условий возрождения ремесленничества на Урале; изучения потребностей учащейся молодежи в ремесленном образовании, а также диагностики проблем социально-профессиональной адаптации выпускников ремесленного профиля. Социологические исследования, которые в последние годы проводятся сотрудниками кафедры в Уральском колледже технологий и предпринимательства, показывают, что проблема социально-профессиональной адаптации выпускников ремесленных специальностей по-прежнему остается острой.

Подтверждением тому являются и данные социологического исследования, проведенного в прошлом году, которые свидетельствуют в целом об успешном вхождении выпускников в профессиональную деятельность и о достаточности их профессиональной квалификации. Сразу после окончания учебного заведения каждому второму удается устроиться по специальности. Это плиточники, сантехники, маляры-дизайнеры, кровельщики. При этом каждый третий выпускник планирует открыть собственное дело, а 83% из них продолжают повышать свое образование в тех или иных формах.

Однако непрерывно изменяющаяся ситуация на рынке труда, неопределенный социально-профессиональный статус ремесленных профессий осложняет профессионально-производственную адаптацию выпускников. Почти половина (около 46%) выпускников испытывает несоответствие требований работодателей высокому уровню полученной квалификации ремесленника. Таким образом, важный аспект полученного образования теряет свою функциональность, и выпускник учебного заведения нового типа превращается в обычного работника. Не случайно почти 60% выпускников через год увольняются с предприятий.

А. И. Степанова: Для расширения представления о сложностях адаптации выпускников ремесленных профессий нами было проведено интервью с мастерами производственного обучения и преподавателями колледжа. Полученные результаты позволили дополнить картину, сформированную в ходе опроса самих выпускников. Во-первых, действительно имеются сложности с трудоустройством выпускников колледжа, которые, с одной стороны, обусловлены текущей ситуацией на рынке труда, а с другой - неэффективными способами поиска выпускниками работы и отсутствием как такового опыта работы по специальности. Во-вторых, работодателями не востребована полученная в колледже высокая квалификация ремесленника. В-третьих, у вы-

пускников имеются трудности в общении с работодателем, недостаточные возможности дальнейшего служебного роста, неудовлетворительные возможности повышения квалификации. В-четвертых, уровень организации производственного процесса на предприятиях не соответствует полученной профессиональной подготовке ремесленника-предпринимателя. В-пятых, заниженные тарифы, расценки, недостаточное материальное стимулирование, нетребовательность к качеству выполнения работ также не согласуются с квалификацией выпускников и т. д.

Л. Ф. Беликова: В целом результаты исследований подтверждают сложившуюся тенденцию: несмотря на профессионализм и мотивацию к труду в рамках полученной ремесленной профессии, выпускники колледжа, в силу их более высокой квалификации по сравнению с требуемой работодателями, обладают пока, как ни парадоксально, низкой конкурентоспособностью на рынке труда, а после трудоустройства подвергаются серьезной опасности постепенной потери своей квалификации.

Г. А. Дорофеева: Это действительно так. Сегодня в Уральском колледже технологий и предпринимательства для подготовки специалистов по инновационным образовательным программам созданы все условия: хорошая материально-техническая база, комплекты учебно-программной документации и дидактических средств обучения, профессионально подготовленные кадры, прошедшие обучение в ремесленных учебных центрах Германии, а выпускники колледжа обладают хорошими знаниями и умениями по выполнению ремесленных работ. Однако мы испытываем серьезные трудности, связанные с трудоустройством выпускников ремесленных профессий. Во-первых, работодатели не заинтересованы в наших специалистах, так как выгоднее нанять иностранных рабочих, труд которых значительно дешевле. Во-вторых, работодатели не готовы брать наших специалистов, поскольку не могут обеспечить такими видами работ, которые соответствуют возможностям наших выпускников. В-третьих, выпускники колледжа сами не хотят работать в крупных компаниях, на строительных объектах, где трудно проявить свой творческий потенциал, профессиональные умения. Они могли бы открыть свое ремесленное (малое) предприятие, но для этого нужен стартовый капитал, деловые связи. Поэтому большинство наших выпускников продолжают обучение в других средних или высших учебных заведениях.

С. Н. Журавлев: Продолжу эту мысль, но в разрезе формирования личностных характеристик у будущих ремесленников. В профессиональном училище № 64 г. Каменск-Уральского подготовка ремесленников зиждется на простой, но достаточно весомой идее: «Профессиональное образование

ремесленников выходит за рамки узкой ремесленной специализации и представляет собой воспитание независимой личности через профессию». Мы много внимания уделяем формированию личностных качеств, которые должны быть свойственны специалистам ремесленных профессий: организованности, ответственности, предприимчивости, коммуникативности, креативности, эстетической чувствительности, ручной умелости. Для этого применяются разнообразные педагогические технологии: индивидуальное обучение, сотрудничество, проектная деятельность. Используются различные формы поощрения за достижения в учебе и других социально значимых видах деятельности, перед обучающимися ставится задача создавать персональные портфолио. Важнейшие направления работы нашего образовательного учреждения сегодня, во-первых, поиск социальных партнеров для привлечения инвестиций в образовательный процесс, во-вторых, дальнейшее сопровождение выпускников ремесленных профессий.

М. М. Ицкович: Своеобразие и многогранность ремесленной деятельности могут быть успешно применены в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, как при сохраненном, так и при сниженном интеллекте. Известно, что одним из важнейших процессов социализации таких детей является социально-трудовая адаптация сначала в учебно-профессиональном пространстве, а затем в профессиональной сфере. Ввиду сниженных биопсихофизиологических возможностей дети-инвалиды не могут конкурировать со здоровыми сверстниками как на этапе социально-профессиональной оптации (при поступлении в учебное заведение), так и в процессе профессиональной деятельности.

Однако именно в силу ограниченных возможностей такие дети вынуждены развивать личностный потенциал и особенно интеллектуальные ресурсы через активную трудовую деятельность, что возможно лишь на основе специально построенной программы обучения, включающей элементы классического ремесленного обучения. Таким образом, создается уникальная ситуация для диверсификации ремесленного образования в рамках профессионально-образовательного пространства специальных (коррекционных) школ-интернатов. Поскольку обучение в них предполагает дифференцированный подход и составление индивидуальных программ развития, то за счет ранней профессиональной ориентации и построения индивидуальной программы развития трудовых навыков становится возможным готовить из таких детей ремесленников с выраженными профессиональными компетенциями. Методологической базой такой подготовки может и должен служить личностно-ориентированный подход в рамках акмеологической концепции здоровья.

Е. Д. Тельманова: Подготовка профессионалов-ремесленников нового типа затрагивает и область профессионально-педагогического образования. Процесс возвращения ремесленников в качестве индивидуальных предпринимателей или руководителей малых ремесленных предприятий в незанятую социальную нишу российского общества по-прежнему весьма проблематичен, поскольку институциализировать профессиональную группу ремесленников-предпринимателей невозможно, так как это не предусмотрено законодательством. В то же время образовательные учреждения, готовящие ремесленников-предпринимателей, не выступают каналами социальной мобильности, потому что само обучение имеет в значительной степени обезличенно-коллективный характер. Будущие специалисты не приобретают четких социальных признаков ремесленника-предпринимате-ля. По существу, выпускник учреждения ремесленного образования готов исполнять роль рабочего, владеющего определенной профессией, или выполнять функции менеджера в частной организации. Выпускникам ремесленных специальностей незнакомо социальное поведение, присущее социальной группе ремесленников и ремесленников-предпринимателей.

Проблема социализации ремесленников-предпринимателей в российском обществе до сих пор никем не выявлена, а возможность создания условий социализации в учреждениях профессионально-педагогического образования не рассматривалась. Как известно, процесс социализации происходит с помощью агентов и институтов социализации. Агенты -это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение тех или иных социальных ролей.

В настоящее время под влиянием агентов социализации через профессиональное обучение вполне реально начать процесс социализации нового среднего класса ремесленников-предпринимателей. Разрабатываемая на базе научно-образовательного центра развития ремесленничества РГППУ модель педагога профессионально-ремесленного обучения должна включать наиболее адекватные компетенции наддисциплинарного характера с ориентацией на специфические социально-психологические предметные стороны будущей педагогической деятельности. Особо важно то, что компетенции должны быть ориентированы не столько на обеспечение конкурентоспособности выпускника, его готовность и умение успешно «встраиваться» в хозяйственные структуры, сколько на его готовность совмещать организационно-управленческую деятельность в учреждениях ремесленного образования с деятельностью агента социализации ремесленника-предпринимателя.

А. И. Кудрявцева: Места ремесленному образованию достаточно и в системе дополнительного профессионального образования работников

индустрии здоровья и красоты, в частности в сфере парикмахерского и визажного искусства. Рассматривая специфику профессиональной деятельности таких специалистов, необходимо отметить, что основу их подготовки должны составлять знания и умения в области специальных технологий, материаловедения, художественного творчества, эстетики и дизайна. Но ввиду постоянного совершенствования методов, способов, технологий, появления новых препаратов и материалов становится недостаточно полученных в рамках основного профессионального образования базовых знаний и умений, которые могут составлять лишь фундамент для постоянного повышения профессиональной квалификации. Поэтому дополнительное образование является эффективным средством целенаправленного формирования и непрерывного развития специалистов-ре-месленников сферы парикмахерского и визажного искусства.

На протяжении ряда лет в Институте искусств РГППУ проводится набор слушателей на программы дополнительного профессионального образования. В ходе их реализации была разработана и апробирована гибкая образовательная модель дополнительной подготовки, характеризующаяся комплексным внедрением элементов дуальной системы и элементов эвристики в учебный процесс. Элементы дуальной системы в данной подготовке заключаются в том, что слушатели получают специальную практикоориентированную подготовку, поскольку их обучение сочетается с непосредственной работой в салонах красоты и парикмахерских. Элементы эвристики придают обучению необходимую креативную направленность. При этом обучающиеся сами создают новые образовательные продукты и выстраивают индивидуальные образовательные траектории в каждой из образовательных областей. Использование элементов эвристики позволяет формировать у слушателей продуктивный творческий потенциал, развивать их уникальные индивидуально-стилевые способности.

А. В. Ефанов: Давайте подытожим содержание прозвучавших выступлений. Прежде всего, надо сказать, что система подготовки в большинстве учреждений профессионального образования нашей страны за последние десятилетия не претерпела сколько-нибудь существенных изменений и по-прежнему сориентирована в основном на подготовку работников индустриального типа.

Такая система обучения не соответствует, во-первых, политическим и экономическим реалиям российского общества, так как не готовит выпускников к жизни в условиях постоянно изменяющегося рыночного общества. Во-вторых, сохраняющаяся система не соответствует и технологическим изменениям в экономике, поскольку ожидается, что доля крупного бизнеса

в перспективе будет снижаться, а малого и среднего нарастать. В-третьих, она противоречит социально-культурным ценностям и потребностям людей, в силу того что рост благосостояния объективно ведет к индивидуализации и персонификации потребностей человека. В-четвертых, такая подготовка не дает главного - она не учит ответственности за результаты своего труда, так как ответственность наемного индустриального работника во многих случаях обезличенна.

В основу доминирующей модели профессионального образования заложена подготовка работника «гетерономного типа», человека несвободного, зависимого от внешних факторов. А жизнь настоятельно диктует необходимость воспроизводить работников «автономного типа». Примером такого автономного работника и является мастер-ремесленник, поскольку ремесленная деятельность основывается на трех факторах: высоком качестве работы, а значит, потенциальной конкурентоспособности человека; большой доле самостоятельности работника для максимального учета потребностей заказчика; ответственности, которая является признаком нравственно здорового человека.

И еще один важный аспект. Ремесленное образование сегодня, как никакой другой вид профессионального образования, нуждается во внешней поддержке как со стороны государства, так и со стороны бизнеса и общества. Его текущее состояние и дальнейшее развитие опосредованы рядом объективных трудностей: отсутствием нормативно-правовой базы, профессиональных и образовательных стандартов ремесленных профессий, учебно-методической документации, современных технологий и методик обучения и т. д. В ремесленном секторе экономики нет крупных и даже средних по размерам предприятий, готовых оплачивать обучение своего персонала, нет авторитетных и влиятельных корпоративных объединений, тем более нет своего лобби ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Расширение инструментов социального партнерства в сфере ремесленного образования уже назрело.

А. В. Пивоваров: Необходимо отметить, что профессиональное образование в России всегда получало определенную поддержку со стороны государства и общества. Наиболее системный характер она стало приобретать со второй половины XVIII в., через создание сети учреждений общественного призрения, которые среди прочих занимались вопросами обучения основам ремесла подростков из бедных семей. По образовательному уставу 1828 г. в учебных заведениях страны вводилась должность попечителя, обязанностью которого было изыскание денежных средств на ведение образовательной деятельности. Для стимулирования общественной инициа-

тивы на местах, сбора пожертвований, создания филантропических обществ члены царской семьи часто совершали поездки по российским губерниям. Большую деятельность в этом направлении развивали и земства.

Роль государственно-частного партнерства в развитии системы образования на Урале также значительна. Так, благодаря успешной организаторской деятельности В. Н. Татищева, при участии частного капитала в Уральском регионе была создана сеть горнозаводских школ, российским промышленником и меценатом Н. Д. Демидовым была открыта «цифирная» школа в поселке Невьянского завода, а в Ярославле - юридический лицей. Ярким примером удачного объединения усилий государства и общества стало открытие в Петербурге в 1903 г. «Общества распространения ремесленного образования». Его попечителями состояли крупные государственные чиновники, известные купцы, состоятельные ремесленники. Благотворительная организация существовала на членские взносы и добровольные пожертвования и занималась организацией бесплатного обучения ремеслу детей и подростков.

В этой связи необходимо указать на недостаточность предпринимаемых государством мер по привлечению общественности к решению проблем современного ремесленничества и ремесленного образования. Слабы или вовсе не разработаны законодательные, организационные и финансовые механизмы участия общественных структур и бизнеса в деле подготовки специалистов по ремесленным профессиям. Между тем сам по себе общественный фактор и частная инициатива могли бы стать мощным двигателем развития предпринимательства в ремесленном секторе, создания дополнительных рабочих мест, производства традиционных и новых для российского рынка товаров и услуг.

А. В. Ефанов: Завершая нашу работу, будет уместно еще раз напомнить, что нашими коллективами за полтора десятилетия пройден большой путь в разработке основ теории и практики ремесленного образования. За этот период учеными и специалистами формирующейся Уральской школы по изучению проблем развития ремесленничества и профессионального ремесленного образования, под руководством академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Г. М. Романцева и действительного члена Академии профессионального образования Б. Тиде-манна (Германия) были проведены несколько международных научно-практических конференций, получены одиннадцать грантов разного уровня, защищено четыре диссертации, разработано более десяти экспериментальных государственных образовательных стандартов, программ и проектов, опубликовано более двадцати монографий, учебных и учебно-методических по-

собий, десятки и сотни научных статей и докладов. Однако мы понимаем, что для «массового производства» ремесленника как работника нового типа должна быть разработана новая концепция подготовки, необходим новый перечень профессий, новые профессиональные и образовательные стандарты, новые учебные планы, а также образовательные стандарты для подготовки педагогов профессионального обучения, которым предстоит в будущем обучать ремесленников-предпринимателей. Нужны серьезные исследования, которые могли бы стать научной основой становления в России нового вида образования - профессионального ремесленного образования.

Материалы подготовил А. В. Ефанов

Все заинтересованные в продолжении обсуждения темы могут писать по адресу: 620012, г. Екатеринбург, ул. Ильича, 26, Научно-образовательный центр развития ремесленничества Российского государственного профессионально-педагогического университета; Сайт: http://www.rsvpu.ru/scientific-departments/nocrr/, е-mail: noz.rem@mail.ru

Участники круглого стола

Беликова Людмила Федоровна - кандидат философских наук, профессор кафедры социологии Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: lfb@bk.ru

Берсенева Валентина Ананьевна - заместитель директора, руководитель бюро германо-российского проекта Уральского колледжа технологий и предпринимательства. E-mail: utrp@mail.ru

Бычкова Екатерина Юрьевна - преподаватель Уральского колледжа технологий и предпринимательства, соискатель кафедры акмеологии общего и профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: bychkovakaterma@yandex.ru

Гаврилов Денис Евгеньевич - старший преподаватель кафедры экономической теории Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: den_gav@mail.ru

Галиакбирова Оксана Назировна - преподаватель Уральского колледжа технологий и предпринимательства, аспирантка кафедры акмеологии общего и профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: oksana51212@mail.ru

Дорофеева Галина Анатольевна - мастер производственного обучения Уральского колледжа технологий и предпринимательства. E-mail: utrp@mail.ru

Доронин Николай Андреевич - кандидат педагогических наук, директор Уральского колледжа технологий и предпринимательства. E-mail: utrp@mail.ru

Ефанов Андрей Викторович - кандидат педагогических наук, директор научнообразовательного центра развития ремесленничества Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: efanov.prof@mail.ru

Журавлев Сергей Николаевич - директор Профессионального училища № 64 г. Каменска-Уральского Свердловской области. E-mail: ural-profi@inbox.ru

Заводчиков Дмитрий Павлович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: zavodchikov_d@mail.ru

Ицкович Марк Матусович - кандидат психологических наук, директор специальной (коррекционной) школы-интерната № 17 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Eкатеринбурга. E-mail: markiz0110@mail.ru

Ким Евгения Анатольевна - преподаватель Уральского колледжа технологий и предпринимательства, аспирантка кафедры экономики предпринимательства Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: winter2002@rambler.ru

Кудрявцева Анна Ивановна - менеджер дополнительного образования Института искусств Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: anna-k16@yandex.ru

Никитина Ольга Викторовна - педагог-психолог Уральского колледжа технологий и предпринимательства. E-mail: utrp@mail.ru

Павлова Анна Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: anna_pavlova1979@mail.ru

Пивоваров Александр Валентинович - кандидат исторических наук, доцент кафедры профессионально-педагогического образования филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Первоуральске. E-mail: avpppu@mail.ru

Пузърев Виктор Владимирович - заместитель директора Института лингвистики Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: viktor.puzyrev@usvpu.ru

Сачкова Надежда Николаевна - заведующая отделением среднего профессионального образования Уральского колледжа технологий и предпринимательства, соискатель кафедры инновационных образовательных теорий и технологий Уральского государственного педагогического университета. E-mail: nikol500@mail.ru

Степанова Алена Игоревна - преподаватель Уральского колледжа технологий и предпринимательства, соискатель кафедры социологии Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: alenast@e1.ru

Тельманова Елена Дмитриевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры автоматизации систем электроснабжения Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: telmanova_rsvpu@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.