Научная статья на тему 'Проблемы становления ремесленного образования в Северном регионе росcии'

Проблемы становления ремесленного образования в Северном регионе росcии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМЕСЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕМЕСЛЕННИК / ОБУЧЕНИЕ РЕМЕСЛЕННЫМ ПРОФЕССИЯМ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефанов Андрей Викторович, Карпачев Олег Александрович

В статье рассматриваются место и роль ремесленной деятельности и ремесленного образования в современном обществе. Анализируется немецкий опыт реализации экспериментальной подготовки кадров для малых предприятий ремесленного профиля, накопленный за последние годы в России, а также особенности его использования в северных регионах страны. Ключевой идеей работы является положение о том, что советская, а позже российская система профессионального образования много лет готовила кадры преимущественно для крупной промышленности, а целенаправленной подготовки кадров для малых предприятий не было. Поэтому сегодня целый сектор экономики использует не соответствующие ему квалификации и рабочие кадры. Мультипликация представленной модели ремесленного образования может оказать влияние на стратегию развития системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефанов Андрей Викторович, Карпачев Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления ремесленного образования в Северном регионе росcии»

УДК 377.5

Ефанов Андрей Викторович

Кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра развития ремесленного образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет, efanov.prof@mail.ru, Екатеринбург

Карпачев Олег Александрович

Директор Тарко-Салинского профессионального училища, Ямало-Ненецкий автономный округ, t-spu@yandex.ru, Тарко-Сале

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИя РЕМЕСЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИя В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ РОСОТИ

Аннотация. В статье рассматриваются место и роль ремесленной деятельности и ремесленного образования в современном обществе. Анализируется немецкий опыт реализации экспериментальной подготовки кадров для малых предприятий ремесленного профиля, накопленный за последние годы в России, а также особенности его использования в северных регионах страны. Ключевой идеей работы является положение о том, что советская, а позже российская система профессионального образования много лет готовила кадры преимущественно для крупной промышленности, а целенаправленной подготовки кадров для малых предприятий не было. Поэтому сегодня целый сектор экономики использует не соответствующие ему квалификации и рабочие кадры. Мультипликация представленной модели ремесленного образования может оказать влияние на стратегию развития системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа.

Ключевые слова: ремесленная деятельность, ремесленник, обучение ремесленным профессиям, экспериментальная работа

Efanov Andrey Viktorovich

Candidate of Pedagogical Sciences, director of research and educational center of apprenticeship, Russian State Vocational Pedagogical University, efanov.prof@mail.ru, Ekaterinburg

Karpachev OlegAleksandrovich

The Head of Tarko-Salinskogo Vocational school Yamal-Nenets autonomous district t-spu@yandex.ru, Tarko-Sale

PROBLEMS OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE NORTHERN REGION OF RUSSIA

Abstract. The article describes the place and role of handicraft education and craft occupations in the contemporary society. Adaptation of European model of artisan education to conditions of north region of Russia is shown. Accumulated in Russia in recent years, German experience of experimental personnel training for small artisan companies is analyzed, as well as peculiarities of its usage in north regions of the country. The main idea is that soviet, and then russian system of professional education trained personnel predominantly for large-scale industry, while there was not purposeful personnel's training for small companies. That is why today the whole economic sector uses the personnel, which does not meet the qualification requirements. Given results and conclusions influence the development strategy of professional education of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug system of professional education.

Keywords: craft activities, artisan, training craft occupations, pilot program

В нашей стране система профессионального образования многие десятилетия готовила кадры преимущественно для крупной промышленности, выпуская, так называе-

мых «рабочих-операционщиков». Целенаправленной подготовки кадров для малых предприятий, имеющих существенные отличия в организационных и производственных

составляющих (отсутствие технологического разделения труда, большая доля ручных операций, работа на рынке индивидуального спроса и др.), не было, поэтому, сегодня целый сектор экономики использует не соответствующие ему рабочие кадры и системы квалификации.

Такие предприятия фактически существуют во многих отраслях экономики: строительстве, металлообработке, деревообработке, пищевом и текстильном производстве, бытовом обслуживании, народных промыслах и т.д., на них производятся товары и услуги, необходимые для обустройства жизни и быта каждого человека, каждой семьи. За рубежом подобные предприятия, вместе с индивидуальными предпринимателями, образуют так называемый «ремесленный сектор» экономики, вносят существенную лепту в повышение благосостояния общества. В Германии, например, ремесленные предприятия создают до четверти ВВП страны.

Ремесленными предприятиями называют малые бизнес-структуры, которые обеспечивают население товарами или услугами, необходимыми для обустройства их жизни и быта, предназначение которых: от изменения внешнего облика человека до благоустройства его дома. Ремесленные предприятия характеризуются небольшими размерами, территориальной близостью к потребителю, единичным или мелкосерийным производством продукции или услуги, отсутствием пооперационного и технологического разделения труда, большой долей ручных операций, высоким качеством выполняемой работы и некоторыми другими признаками и занимают существенное место в различных отраслях экономики. Ремесленник - это каменщик, столяр, ювелир, автослесарь, электрик, стеклодув, парикмахер, кондитер и т.д. Главное, чтобы он работал не в цехе крупного производства, а на малом ремесленном предприятии в непосредственном контакте с потребителями.

Понятия «ремесленник», «ремесленная деятельность» сегодня широко используются в национальных законодательствах многих стран. Кроме того, это единая терминология ООН, ЕС и ВТО [2]. Сегодня значительная часть работающего населения планеты трудится на ниве ремесленной деятельности, например, в странах ЕС на ремес-

ленные предприятия приходится в среднем каждое пятое-шестое рабочее место несельскохозяйственного сектора экономики.

Современное ремесленничество постоянно обогащается новыми технологическими знаниями, материалами и оборудованием, использует современные коммуникации, производственную кооперацию и специализацию. Потребность в труде работников ремесленных предприятий в последнее время возрастает и в России, что позволяет, в известной мере, говорить о грядущем ренессансе ремесленных форм хозяйствования. Некоторые специалисты уже высказывают мнение о том, что в ближайшие десятилетия возросшее значение ремесла может породить феномен «новой ремесленной экономики» [5]. Это утверждение базируется на представлении о том, что новое поколение ремесленных производств будет более совершенно, чем их предшественники. Они будут оснащаться современными технологиями, будут иметь доступ к местным и глобальным рынкам, и, в силу этого, смогут конкурировать с крупными и средними хозяйствующими субъектами. Эти структуры будут динамичными, гибкими, зачастую для достижения поставленных целей будут сотрудничать с крупными компаниями.

Ввиду весьма существенных особенностей профессиональной деятельности ремесленникам требуется и особое образование, отличающееся по структуре, содержанию и методам обучения от существующего профессионального образования рабочих. Для их подготовки необходимы новые образовательные программы, дополненные блоками дисциплин, ориентированных на формирование всех вышеназванных профессионально важных качеств ремесленника, необходима особая научно-методологическая и организационно-методическая основа. По-существу, для этого требуется создавать новый вид образования - профессиональное ремесленное образование. Становление ремесленного образования для России в настоящее время является весьма актуальной научной проблемой и приоритетной практической задачей [4].

Именно эти факторы были положены в основу экспериментальной работы, проходившей в Свердловской области в 1998-2013 гг. в рамках двух германо-российских проек-

тов: «Поддержка ремесел через профессиональное образование» и «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства Свердловской области». Основными участниками данных проектов были Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Фонд Эберхарда Шёка (Германия) и Российский государственный профессионально-педагогический университет. Главной образовательной площадкой по реализации проектов стал Уральский колледж технологий и предпринимательства (г. Екатеринбург), выпустивший за это время почти 800 специалистов ремесленного профиля. В 2005-2008 гг. география экспериментальной работы расширилась, обучение ремесленников по апробированным программам стало осуществляться в образовательных учреждениях гг. Березовский, Каменск-Уральский, Асбест (Свердловская область), г. Магнитогорска.

Цель указанных международных проектов заключалась в разработке и апробации принципиально новых для России экспериментальных образовательных программ подготовки специалистов по следующим ремесленным профессиям: маляр-дизайнер, столяр, плиточник-мозаичник, монтажник по санитарно-техническому и вентиляционному оборудованию, кровельщик. Подготовка будущих ремесленников велась на основе европейского (немецкого) опыта по интегрированным образовательным программам: на базе начального профессионального образования проходило обучение ремесленника, далее на базе среднего профессионального образования - руководителя ремесленного предприятия (ремесленника-предпринимателя). Образовательная программа среднего профессионального образования являлась логическим продолжением программы начального профессионального образования и позволяла будущему ремесленнику освоить организационные и управленческие функции предпринимателя.

В основу профессионального образования будущих ремесленников-предпринимателей были положены образовательные технологии и требования, существующие в системе подготовки ремесленных кадров Германии, которые были сведены к следующим организационно-практическим задачам:

1. Разработка и апробация экспериментальных образовательных программ по отдельным ремесленным профессиям.

2. Научное обоснование модели профессионального образования ремесленников, ее адаптация к российским условиям и перенесение ее в другие учреждения профессионального образования Свердловской области.

3. Организация процесса переподготовки преподавателей и мастеров профессионального обучения, работающих с учащимися ремесленных профессий.

4. Налаживание взаимодействия в рамках социального партнерства с малыми и средними предприятиями Свердловской области, получателями ремесленных кадров.

В итоге были сформулированы положения, отражающие наиболее важные особенности процесса обучения по ремесленным профессиям.

Во-первых, максимальная интеграция образовательных программ начального и среднего профессионального ремесленного образования через преемственность целей, задач, содержания, методов и организационных форм обучения. Во-вторых, это органичное соединение европейского и отечественного опыта профессиональногообучения.В-третьих,ор -ганизация обучения с использованием самого современноготехнологического инструмента иоборудования.В-четвертых, дидактическое единство предметов общеобразовательного и профессионального циклов, интеграция теоретического и практического обучения, с преобладанием доли последнего. В-пятых, качественное практическое обучение на учебных моделях и реальных производственных объектах. В-шестых, обучение предпринимательской деятельности и предпринимательскому мышлению на базе среднего профессионального образования на основе использования проектной технологии в обучении [1].

Какие главные итоги пятнадцатилетней экспериментальной работы? Образовательной практикой подтверждена целесообразность создания новой модели профессионального образования - ремесленного образования. Определено, что профессиональное ремесленное образование позволяет найти баланс между интересами личности, экономики и общества в современных

социально-экономических условиях. За эти годы разработан и апробирован комплекс организационно-педагогических условий, включающий в себя модель ремесленника-предпринимателя, структуру и содержание его образования, технологизацию образовательного процесса и создание развивающей образовательной среды. Создан дидактический инструментарий подготовки ремесленников-предпринимателей, на основе личностно-, деятельностно- и компетент-ностно ориентированных технологий (рабочие листы, направляющие тексты, учебные проекты). Разработанные организационно-педагогические условия подготовки ремесленников-предпринимателей позволяют выстраивать стратегию профессионального образования на основе гибкого реагирования на запросы рынка труда, сохранять социальную защищенность и профессиональную конкурентоспособность выпускников, следовательно, комплексно и качественно решать всю совокупность образовательных целей и задач.

В условиях удаленных территорий, с малочисленным населением и рассредоточенной экономической инфраструктурой, а к таковым относится Ямало-Ненецкий автономный округ, ремесленная деятельность является одним из главных инструментов создания рабочих мест, средством экономического роста и сохранения социальной стабильности в северном регионе. Ямало-Ненецкий автономный округ обладает рядом положительных факторов, которые создают благоприятные условия для дальнейшего развития в хозяйственной сфере разных видов ремесленничества. К ним относятся:

- растущий спрос населения на индивидуальные услуги на потребительском рынке в сферах малоэтажного строительства, деревообработки, металлообработки, пищевом производстве, бытовом и жилищно-коммунальном хозяйстве;

- необходимость сохранения традиционной культуры коренного населения округа, и востребованность национальной сувенирной и художественно-ремесленной продукции среди туристов и местного населения региона;

- наличие государственной социально-экономической стратегии и региональной программы по созданию новых высокопро-

изводительных рабочих мест;

- предложение разных видов поддержки малых форм предпринимательства со стороны органов муниципальной и региональной власти;

- хорошие возможности системы профессионального образования региона готовить кадры по востребованным видам ремесленной деятельности.

- Все сказанное выше побуждает систему образования округа серьезно оценить структуру и содержание подготовки рабочих в начальном и среднем профессиональном образовании и сориентировать ее на перспективные потребности предприятий малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо концептуально изменить принципы и подходы к системе профессионального обучения. Надо, не разрушая, а опираясь на позитивный опыт существующей системы подготовки кадров, реконструировать ее так, чтобы перейти к обучению настоящего человека-профессионала, способного ответственно и грамотно решать разнообразные производственные задачи [4].

В логику данного процесса укладывается выбранный вектор и разработанная программа развития Тарко-Салинского профессионального училища, открывшееся в 2003 г. и располагающего сегодня необходимым для запуска экспериментальной работы в области ремесленного образования ресурсным потенциалом (материально-техническим, организационно-методическим и кадровым).

Целью образовательного эксперимента является обоснование, корректировка и практическая реализация необходимых организационно-педагогических условий для успешной адаптации инновационной модели ремесленного образования к условиям северного региона.

Задачи образовательного эксперимента включают в себя следующие приоритеты:

1. Адаптация существующей модели профессионального ремесленного образования к условиям северного региона для дальнейшей ее мультипликации в учреждения профессионального образования округа.

2. Развитие международных связей с немецкими партнерами в области ремесленного образования, повышение квалификации профессионально-педагогических работников и прохождения практики учащимися.

3. Расширение деятельности стажировоч-ной площадки по реализации компетент-ностного подхода в ремесленном образовании путем создания условий для повышения квалификации на базе училища как профессионально-педагогических работников, так и руководящих работников учреждений профессионального образования округа.

4. Дальнейшее совершенствование материальной базы учебного заведения для эффективной подготовки специалистов ремесленного профиля.

5. Развитие социального партнерства между учреждением профессионального образования, администрацией города и сектором малых ремесленных предприятий.

Основной научной идеей экспериментальной работы является положение о том, что существующая модель ремесленного образования является живым учебно-воспитательным процессом, в результате которого формируется профессионально компетентная и социально ответственная личность, обладающая высокой конкурентоспособностью и профессиональной мобильностью на современном рынке труда.

Научная новизна состоит в том, что полученные результаты позволят уточнить существующие теоретические положения ремесленного образования и адаптировать практические рекомендации в области подготовки ремесленных кадров к условиям северного региона.

В ближайшие планы развития училища входит следующий набор шагов:

- создание Учебного полигона при училище для полноценной организации производственной практики, в силу пока малочисленности родственных предприятий;

- разработка системы оценки качества процесса обучения;

- организация выпускных квалификационных испытаний с учетом существующего зарубежного (немецкого) опыта обучения и аттестации;

- создание окружного ресурсного центра ремесленного образования при Тарко-Са-линском профессиональном училище;

- в дальнейшем подготовка и переподготовка квалифицированных рабочих кадров по заказу предприятий с учетом нарабатываемого опыта ремесленного обучения по основным образовательным программам.

Ожидаемые результаты (эффекты) от реализации экспериментальной работы:

1. Разработана образовательная модель обучения по ремесленным профессиям, адаптированная к условиям северного региона.

2. Подготовлены научно-методические и учебно-методические материалы для дальнейшей мультипликации ремесленного образования в учреждения профессионального образования округа.

3. Повысится качество подготовки профессиональных кадров для предприятий региона.

4. Укрепятся международные связи с немецкими партнерами по обмену опытом в области ремесленного образования.

5. Созданы материально-технические, организационно-методические и кадровые возможности для перехода профессионального училища в статус среднего профессионального образовательного учреждения.

Представленные подходы к подготовке по ремесленным профессиям, на наш взгляд, позволит выстраивать перспективную стратегию развития ремесленных видов подготовки в учебном заведении на основе гибкого реагирования на запросы регионального рынка труда, сохраняя, при этом, социальную защищенность и профессиональную конкурентоспособность выпускников.

Оптимальный результат от развития ремесленного образования может быть достигнут лишь в случае, если удастся сформировать в будущем работнике одновременно и лучшие профессиональные качества, присущие мастерам-ремесленникам, и качества необходимые предприимчивой, социально активной личности, присущие представителям социального слоя ремесленников-предпринимателей. Важными эвристическим и управленческим результатами реализации программы должны стать перевод учебного заведения в инновационное поле деятельности и формирование у коллектива училища новой профессионально-педагогической культуры.

Полученные в ходе работы результаты и сформулированные на их основе выводы могут оказать влияние на стратегию развития системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа, развернут вектор ее развития к реальным потребностям региональной экономики, будут

способствовать быстрейшему обновлению как самой системы профессионального образования, так и социально-экономическому развитию северных территорий.

Библиографический список

1. Ефанов А. В., Доронин Н. А. Новое ремесленное образование: результаты педагогического эксперимента // Профессиональное образование и рынок труда. - 2013. - № 2. - С. 22-25.

2. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства: Ответы на вопросы по теме «Ремесленничество» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nisse.ru/ busmess/article/artide_1175.html (дата обращения:

18. 09. 2013).

3. Романцев Г. М., Ефанов А. В. Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса // Аккредитация в образовании. - 2012. - № 12 (60). -С. 62-64.

4. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 г. Утверждена постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 г. № 839 [Электронный ресурс]. URL: http://spb-venchur. ru/regions/123/strategyyanao.htm(дата обращения: 18. 09. 2013).

5. Intuit Future of Small Business Report. Third Installment: The New Artisan Economy [Электронный ресурс]. URL: http://www.iftf.org/(дата обращения: 18. 09. 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.