Научная статья на тему 'Становление институциональных форм ремесленного обучения в Уральском регионе в XVII-XVIII вв. 103'

Становление институциональных форм ремесленного обучения в Уральском регионе в XVII-XVIII вв. 103 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕМЕСЛЕННЫЕ ПРОФЕССИИ / РЕМЕСЛЕННЫЕ ШКОЛЫ УРАЛА / VOCATIONAL TRAINING / РЕМЕСЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL PEDAGOGICAL HERITAGE / ARTISAN OCCUPATIONS / ARTISAN SCHOOLS OF THE URAL REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеев Андрей Викторович, Ефанов Андрей Викторович

Цель статьи показать особенности обучения ремесленным видам деятельности на Урале в XVII-XVIII вв. и выявить возможность использования историко-педагогического наследия ремесленных школ в современной системе профессионального образования. Методы: теоретические историко-генетический и сравнительный анализ историко-педагогической литературы, систематизация и обобщение выявленных тенденций и особенностей развития ремесленного образования; эмпирические сбор и накопление фактологического материала; анализ источников, их систематизация и классификация. Результаты. Раскрыта специфика передачи профессионального опыта и мастерства в ремесленных школах уральского региона в XVII-XVIII вв. Рассмотрены ключевые компоненты системы ремесленного обучения, в ходе реализации которых достигалось развитие способностей обучающихся к предметно-практической деятельности. Научная новизна. Предложена структура историко-педагогического наследия ремесленного образования, включающая целевой, аксиологический, регулятивный и технологический компоненты. Практическая значимость. Выявленные особенности подготовки по ремесленным видам деятельности, сформировавшиеся в прошлом в Уральском регионе, могут быть использованы в современных условиях при проектировании и реализации образовательных программ по ремесленным видам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеев Андрей Викторович, Ефанов Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foundation of the Institutional Forms of Artisan Training in the Ural Region in the 17-18th Centuries

The research objective is to demonstrate the specificity of artisan training in the Ural region in the XVII-XVIII centuries, and explore the relating historical and pedagogical heritage and its implementation in the modern vocational training system. Methods: The applied theoretical methods include the historical and genetic comparative analysis and synthesis of identified trends and specificities of artisan training; empirical methods involve data selection, analysis, systematization and classification. Results: The research findings reveal the specifics and key components of the artisan training system designed for developing the trainees’ abilities and practical skills. Scientific novelty: The proposed structure of historical pedagogical heritage is specified including the objective, axiological, regulative and technological aspects. Practical significance: The achieved results concerning the craftsmanship development in the past can be incorporated into the modern vocational training programs.

Текст научной работы на тему «Становление институциональных форм ремесленного обучения в Уральском регионе в XVII-XVIII вв. 103»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377.35

Моисеев Андрей Викторович

соискатель кафедры профессионально-экономического обучения Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург. Е-mail: moiseev.andrey.2011@mail.ru

Ефанов Андрей Викторович

кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра развития ремесленничества Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург. Е-mail: efanov.prof@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ РЕМЕСЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

В XVN-XVШ ВВ.1

Аннотация. Цель статьи - показать особенности обучения ремесленным видам деятельности на Урале в XVП-XVШ вв. и выявить возможность использования историко-педагогического наследия ремесленных школ в современной системе профессионального образования.

Методы: теоретические - историко-генетический и сравнительный анализ историко-педагогической литературы, систематизация и обобщение выявленных тенденций и особенностей развития ремесленного образования; эмпирические - сбор и накопление фактологического материала; анализ источников, их систематизация и классификация.

Результаты. Раскрыта специфика передачи профессионального опыта и мастерства в ремесленных школах уральского региона в XVП-XVШ вв. Рассмотрены ключевые компоненты системы ремесленного обучения, в ходе реализации которых достигалось развитие способностей обучающихся к предметно-практической деятельности.

Научная новизна. Предложена структура историко-педагогического наследия ремесленного образования, включающая целевой, аксиологический, регулятивный и технологический компоненты.

1 Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, проект № 2014/393 «Теоретические и технологические основы возрождения социального слоя ремесленников-предпринимателей в России».

Практическая значимость. Выявленные особенности подготовки по ремесленным видам деятельности, сформировавшиеся в прошлом в Уральском регионе, могут быть использованы в современных условиях при проектировании и реализации образовательных программ по ремесленным видам деятельности.

Ключевые слова: ремесленные профессии, ремесленные школы Урала, ремесленное обучение, историко-педагогическое наследие.

Moiseev Andrey V.

Postgraduate, Department of Vocational and Economic Education, Russian State Professional Pedagogical University, Yekaterinburg. Е-mail: moiseev. andrey.2011 @mail. ru

Yefanov Andrey V.

Candidate of Science, Director of Educational Center of Craftsmanship Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg. Е-mail: efanov.prof@mail. ru

FOUNDATION OF INSTITUTIONAL FORMS OF ARTISAN TRAINING IN THE URAL REGION IN THE XVII-XVIII CENTURIES

Abstract. The research objective is to demonstrate the specificity of artisan training in the Ural region in the XVII-XVIII centuries, and explore the relating historical and pedagogical heritage and its implementation in the modern vocational training system.

Methods: The applied theoretical methods include the historical and genetic comparative analysis and synthesis of identified trends and specificities of artisan training; empirical methods involve data selection, analysis, systematization and classification.

Results: The research findings reveal the specifics and key components of the artisan training system designed for developing the trainees' abilities and practical skills.

Scientific novelty: The proposed structure of historical pedagogical heritage is specified including the objective, axiological, regulative and technological aspects.

Practical significance: The achieved results concerning the craftsmanship development in the past can be incorporated into the modern vocational training programs.

Keywords: artisan occupations, artisan schools of the Ural region, vocational training, historical pedagogical heritage.

На протяжении многих веков обучение ремесленным видам деятельности играло значительную роль в формировании молодого поколения, его профессиональном и социальном становлении. Ремесленничество как социальный институт включало в себя определенную ду-

ховно-ценностную основу, национальные традиции, экономические формы и нормативные процедуры функционирования. Все это определяло природу и характер ремесленной деятельности и, соответственно, профессиональную подготовку ее субъекта. И хотя за последнее столетие данный уклад жизни был во многом утрачен, но его историко-пе-дагогические составляющие до сих пор представляют большой интерес и в теоретическом, и в прикладном отношениях.

Осмысление историко-педагогического наследия ремесленных школ становится тем более важным, что в настоящее время растет удельный вес малых ремесленных форм в хозяйственной сфере, что позволяет некоторым специалистам утверждать, что возрождение ремесленного образования для России - весьма актуальная научная проблема и приоритетная практическая задача [9, с. 63].

Для Урала, где всегда были сильны традиции ремесленничества, поставленная задача определяется необходимостью исторических изысканий и теоретического осмысления накопленного в прошлом педагогического опыта. На данной территории наиболее четко прослеживаются интегративные процессы, образующие систему генетических предпосылок развития ремесленного образования в виде местных особенностей, технологий, школ мастерства. Однако опыт подготовки ремесленных кадров, сложившийся в Уральском регионе в дореволюционный период, в историко-педагогических исследованиях, по существу, не систематизировался, не находил теоретического обобщения и тем более обоснования возможности его применения в условиях современной профессиональной школы.

В рамках данной статьи мы рассмотрим особенности становления и развития ремесленного обучения на Урале в ХУП-ХУШ вв.1

На рубеже указанных столетий уральские предприниматели из рода Строгановых одними из первых в России начали осуществлять целенаправленное обучение крепостных людей различным ремеслам. В строгановских вотчинах (Сольвычегодске, Усолье, Ильинском) они организовали учебные мастерские, ставшие прообразом профессиональной школы ремесленного труда. В этих «школах» был разработан «Лицевой иконописный подлинник», представлявший собой пособие по освоению работы с иконографическими и золотошвейными компо-

1 Под ремесленным обучением здесь и далее нами понимается вид профессиональной подготовки, связанный с созданием материальных продуктов утилитарно-бытового или художественно-эстетического назначения.

зициями. Начинающие ученики использовали его для постижения основ ремесла, а для более подготовленных пособие служило эталоном профессионального мастерства по иконографии, ориентируясь на который, они старались справиться с творческими задачами цветопла-стики, колорита, орнаментики и продемонстрировать таким образом более продуктивный результат обучения. Такая методика, безусловно, способствовала профессиональному развитию и творческому совершенствованию личности обучаемого, что было «наиболее ценным эвристическим и логико-аналитическим результатом... образования» [6, с. 6].

Освоение ремесленных видов труда нередко сочеталось с обучением грамоте, но при этом «высокий уровень владения ремеслом. не находился в прямой зависимости от уровня книжной образованности мастера» [3, с. 99]. Очевидно, что профессиональный опыт, знания и традиции ремесленной деятельности в подавляющем большинстве случаев передавались от одного поколения к другому в вербальной форме и в виде наглядной демонстрации умений и навыков, а не посредством книг. Так, для строившегося в 1687 г. в Соликамске Богоявленского собора колокола отливали мастера Яков и Иван Лодыгины, не знавшие книжной грамоты, однако в совершенстве владевшие своим делом, следовательно, имевшие познания в области математики, химии, металловедения и т. д.

В XVII в. в Соликамске развивалось производство керамических изразцов, применявшихся в строительстве. Изделия изготавливались из красной глины и имели рельефно-полихромную форму. Нередко они расписывались цветными глазурями и эмалями, украшались элементами декоративной пластики. Обучение данному виду ремесла продолжалось до тех пор, пока ученик не становился самостоятельным работником, и носило диверсифицированный характер: в процессе освоения основной своей профессии «изразечник» обучаемый овладевал рядом дополнительных специальностей и специализаций - формовщика, резчика, гончара, глазировщика, эмальера и др. Иными словами, мастеровой выполнял не отдельные функции и операции, а осуществлял многоплановую, комплексную социально-производственную деятельность. Однако наблюдался и процесс разделения труда: «Становление и развитие профессий всегда было сложным противоречивым процессом. Он одновременно осуществлялся и как интеграция различных функций, и как дифференциация» [3, с. 98]. Так, ремесло серебряника в усольских мастерских (горницах) Строгановых XVII в.

включало комплекс специальных навыков и умений работы с материалом (чеканка, финифть, гравировка, червление, скань), многие из которых впоследствии развились в отдельные самостоятельные профессии.

Немалый вклад в развитие профессионального, в том числе ремесленного, образования на Урале привнес В. Н. Татищев. В 20-е гг. XVIII в. по его инициативе при казенных заводах Екатеринбурга, Ук-туса, Алапаевска, Кунгура, Соликамска были учреждены горнозаводские школы, где наряду с механикой и горным делом осваивались токарное, столярное, оружейное, плотницкое, паяльное, камнерезное, гранильное ремесла. Считалось, что практические знания основных ремесел «каждому ученику полезны и нужны». В Екатеринбургской школе при Канцелярии горных заводов, которая в 1737 г. была преобразована в горнозаводскую, кроме мастеров для горной промышленности, чертежников и топографов, готовили камнерезов и столяров-краснодеревщиков. А при основанном под Соликамском в 1743 г. Троицком заводе была учреждена школа, где обучали резчиков по меди, литейщиков, чеканщиков.

В. Н. Татищеву принадлежит авторство инструкции «Учреждение, коим порядком учители русских школ имеют поступать» (1736 г.), в которой излагались основные требования к организации и содержанию обучения в тот исторический период. Данный документ определял механизмы, обеспечивающие связи общеобразовательной подготовки с профессиональной, обосновывал необходимость соединения теоретического обучения с практической деятельностью в сфере материального производства, устанавливал режим учебных занятий, регламентировал требования, предъявляемые к нравственному воспитанию учащихся. Среди прочего в инструкции предписывалось: «Понеже при заводах обучающимся для собственной пользы, чтоб в чины правления происходить и для пользы заводов, нужно разным необходимым к тем искусствам и ремеслам обучаться, яко: архитектура или учение строений, наука знаменования и живопись к той же архитектуре и прочим наукам в помощь весьма полезна, каменья резать и гранить» [8, с. 172]. С позиций современной педагогики это и подобные наставления можно рассматривать не только как предтечи профильного обучения и построения индивидуальной образовательной траектории ученика, но и как ориентиры достижения им социальной компетентности [4, с. 62].

Значительный интерес представляет также трактат В. Н. Татищева «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» (1733 г.),

в котором он рекомендовал: «Чтобы ученики охотнее и скорее обучались, при этом меньше надзирания и принуждения требовали, для чего использовать похвалу». Таким образом, для побуждений к учению использовались преимущественно положительные стимулы, а также поощрялись склонности к постоянным проявлениям трудолюбия и старательности.

Одним из первых В. Н. Татищев применил методику взаимного обучения, суть которой заключалась в том, что старшим по возрасту и уровню подготовки ученикам вменялось в обязанность обучать младших. Позднее данный способ передачи знаний и умений получил известность как «методика Белл-Ланкастера», разработанная в конце XVIII в. британскими учеными и взятая на вооружение отечественной школой на более позднем этапе [6, с. 9].

С середины XVIII в. на Урале создаются учебные заведения и при частных заводах. Так, в 1758 г. Н. А. Демидов учреждает в Нижнем Тагиле горнозаводское училище, где теоретические занятия дополнялась практическим обучением. Необходимость последнего обосновывалась наказом В. Н. Татищева, в котором содержался следующий пункт: «Когда которые возрастные обучатся геометрии, оных немедленно определять в работы, к каким делам кто охоту возымеет.». И еще: «Велеть ученикам.не токмо присматриваться, но и руками по возможности применяться в искусстве ремесла, в чем оное состоит - внятно уведомиться и рассуждать: из чего лучше или хуже может быть, которые мастера ремесел должны им открывать» [7, с. 316]. При обучении крепостные тагильских заводов должны были не только приобретать профессиональные знания и умения, но и готовиться к тому, чтобы впоследствии самим, выражаясь современным языком, заниматься педагогической деятельностью, т. е. обеспечивать себе смену [10, с. 52].

В хозяйстве заводчиков Демидовых к наставничеству активно привлекались и крепостные ремесленники, которых «обязывали обучать и передавать. приемы и навыки своей профессии, приобретенные ... самостоятельно в процессе непрерывной практической деятельности» [10, с. 52]. Так, согласно предписанию Н. А. Демидова за 1778 г. для освоения слесарного и лакового дела в мастерскую крепостного тагильских заводов А. С. Худоярова с сыновьями были определены ученики, обучение которых продолжалось в течение нескольких лет и основывалось на личном показе наставниками приемов и секретов работы. Длительный срок обучения оправдывался сложностью перени-

маемого ремесла: ученики должны были овладеть умениями, как «работать красками, серебром и золотом и металлическими песками на меди, железе, бумаге и дереве, ... цыровить1 золотом и черние по разным землям на столах, комодах и других вещах. и все таковые вещи разными лаками покрывать, составлять краски и лаки самые прочные и хорошего цвета» [1].

Помимо обучения при государственных и частных заводах в Зауралье в XVIII в. существовали и развивались общественные каналы трансляции профессионального опыта и мастерства: создавались товарищества и цеховые корпорации, объединявшие ремесленников одной профессии. Внутри них осуществлялась подготовка молодежи к определенному виду трудовой деятельности, которой нередко сопутствовало обучение элементарному чтению, счету и письму. Известно и то, что при Далматовском Успенском, Верхотурском Николаевском и других крупных монастырях также велось групповое обучение различным ремеслам в сочетании с общим образованием.

Таким образом, освоение ремесел в рассматриваемый период происходило, как правило, непосредственно в процессе социально-производственной деятельности. В общем виде содержание ремесленного обучения включало в себя следующие виды знаний: о предмете и его производстве; материале, из которого производится предмет; происхождении этих предмета и материала; способах производства предмета; применении предмета [3, с. 100]. Ученики обязаны были овладеть в полной мере практическими умениями и навыками работы с конкретным материалом, использующимся в осваиваемом ремесленном деле.

Само собой, что при таком обучении производственные методы и приемы превалировали над педагогическими. Это придавало подготовке ремесленника особый практический «рецептурный» характер. Когда между образовательной и производственной деятельностью еще не существовало «посредника» в виде педагогической науки, будущие мастера учились одновременно и тому «как делать», и тому «как обучать других». Приемы и методы наглядного обучения (делай как я) производственным способам работы и секретам ремесла транслиро-

1 Цыровить (от нем. zieren - украшать) - способ художественного оформления, представляющий собой процарапывание затупленной иглой красочного слоя до поверхности листового золочения в целях воспроизведения тонкими линиями орнамента по золоту.

вались последующим поколениям учеников и становились традиционными педагогическими приемами и методами.

Несмотря на то, что обучение видам ремесленного труда носило диверсифицированный характер, выбор специализации определялся тем, к какому мастеру (личнику1, доличнику2, уставщику3) попадал ученик. И не специализация, а уровень мастерства определял профессиональный статус ремесленника. Степень достигнутых в ходе обучения результатов, в свою очередь, зависела от личностных качеств наставника, в мастерской которого осваивалось то или иное ремесло. Следовательно, в содержании подготовки ремесленника существенную роль играл «взаимообусловливающий характер отношений между личностными и профессиональными составляющими» [11, с. 288].

В практическую учебную деятельность был также включен процесс воспитания. Немалая роль отводилась формированию нравственного отношения будущего ремесленника к выполнению своих профессиональных обязанностей (производственно-трудовых, идеально-проективных), что способствовало, на языке сегодняшней педагогической науки, профессиональной социализации и самоактуализации подмастерий. Данное обстоятельство в значительной степени объясняется спецификой ремесленной деятельности, в которой индивидуальный, автономный труд требует тем не менее наличия целого ряда коммуникативных и организационных качеств.

Подводя итог, деятельность своеобразных «обучающих центров», существовавших на Урале в XVII - начале XVIII вв., можно охарактеризовать как неразрывное единство производственного и образовательного процессов. Обучение было достаточно синкретичным: ученики обучались, производя продукцию, и производили ее, обучаясь. Постижение учебного материала опиралось на предшествующий опыт, факты, традиции. Категории «ремесленная традиция» и «локальная культурная традиция» (канон) охватывали технологии (способы и приемы обработки материала), ассортимент изделий, формы организации производства и организационно-педагогические формы подготовки мастеров-ремесленников. Апеллируя к учению Ф. Энгельса о трех видах производства, Н. К. Чапаев заключает, что «на данном уровне. произ-

1 Иконописец, специализировавшийся на изображении лиц, рук, обнаженного тела.

2 Мастер-иконописец, писавший ризы и облачения.

3 Мастер, выполнявший надписи на иконах.

водство вещей, производство и воспроизводство людей как социальных субъектов составляли одно синкретическое целое» [11, с. 287]. Такое обучение создавало культурно-продуктивную преемственность поколений и идентифицировало национально-культурную целостность социума, крепило, по выражению С. З. Гончарова, традиционное общество «снизу» [2, с. 16].

Анализ форм ремесленного образования на Урале в ХУП-ХУШ вв. позволил выделить в нем четыре составляющих историко-педагоги-ческого наследия: целевой, аксиологический, регулятивный и технологический компоненты (рисунок).

Регулятивный компонент

Аксиологический компонент

Технологический компонент

Структура и содержание историко-педагогического наследия ремесленного образования

Целевой компонент историко-педагогического наследия ремесленного образования базируется на идее организации такого типа подготовки, в которой обучение и ремесленное производство представляет собой единое синкретичное целое, обеспечивая, с одной стороны, формирование «целостного человека», с другой стороны, воспроизводство человека «продуктивной ориентации», способного осуществлять профессиональную деятельность во всей «экзистенциальной полноте» бытия.

Аксиологический компонент включает в себя ряд признаков, раскрывающих ценностные аспекты ремесленного образования. Во-первых, оно выполняет «человекотворящую функцию», так как в сфере ремесленной подготовки происходит вхождение человека в целостную учебно-профессиональную деятельность, которая по содержанию и условиям психологически и практически приближена к деятельности реальной. Во-вторых, система ремесленного образования обеспечивает естественную преемственность поколений через на-

копление, сохранение и передачу социально-культурного опыта и профессионального мастерства в сфере материального производства. В-третьих, сфера ремесленного образования, несмотря на наличие в ремесленной деятельности элементов редукции, наделена мощным креативно-антропологическим содержанием, необходимым для творческого развития человека.

Регулятивный компонент содержит нормативно оформленные процедуры функционирования ремесленной подготовки (законодательные акты, постановления органов государственной власти и местного самоуправления, образовательные программы, квалификационные требование и др.) и нормативно неоформленные процедуры (традиции, устои, обычаи, образцы поведения и пр.).

Технологический компонент историко-педагогического наследия ремесленного образования включает в себя ряд дидактических и эвристических оснований, определяющих подбор методического инструментария и средств ремесленного обучения. К таковым можно отнести:

• последовательное овладение навыками работы с инструментами и материалами;

• непосредственную преемственную связь с опорой на предшествующий положительный опыт и традиции изготовления изделий;

• опытно-пробное постижение новых материалов и технологических приемов исполнительского мастерства;

• многократное копирование образца изделия со стремлением к его полному воспроизведению (идентичности);

• имитацию, точное повторение образца и стремление к сохранению в новых изделиях основных признаков оригинала, но без обязательной идентичности;

• внешний контроль за результативностью обучения посредством постоянного сопоставления образца с изготавливаемым изделием;

• стимулирование освоения основ мастерства, поддержку склонности к постоянному проявлению трудолюбия и старательности [5, с. 93].

Исследование закономерностей, позволяющих прогнозировать, проектировать и организовывать образовательный процесс, относится к числу основных задач современной профессиональной школы, решение которых во многом определяет ее дальнейшее развитие. Одним из приоритетов в изучении фундаментальных основ профессионального образования были и остаются описание и анализ историко-педа-

гогического наследия: выработанных временем принципов, содержания, методов, средств, форм, целей обучения и воспитания - и поиск на данном материале наиболее перспективных, приемлемых для реализации в современных условиях путей совершенствования подготовки будущих специалистов-профессионалов, в том числе ремесленников. Историко-педагогические факты требуют бережного сохранения и осмысления. Мы не сомневаемся, что, по мере совершенствования существующих и утверждения принципиально новых регулятивных основ ремесленной деятельности и подготовки кадров для активизирующегося ремесленного сектора экономики, лучший опыт отечественной ремесленной школы будет востребован в новых образовательных реалиях.

Рекомендовано к печати академиком РАО, д-ром пед. наук, проф. Г. М. Романцевым

Литература

1. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 302. Л. 1, 2.

2. Гончаров С. З. Креативность ремесленной деятельности // III Худо-яровские чтения. Н. Тагил: Медиа-Принт, 2008. С. 14-16.

3. Горнозаводские школы как феномен русской педагогической культуры / Н. К. Чапаев [и др.]. Екатеринбург: РГППУ, 2008. 196 с.

4. Грибенюк Г. Г. Педагогические условия формирования социальной компетентности обучающихся горнозаводских школ Урала / / Педагогическое образование в России. 2008. № 1 (2). С. 60-62.

5. Днепров С. А., Максяшин А. С. Генезис художественного образования в области изобразительного искусства Урала (методология, история и перспективы) // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2007. № 6 (48). С. 89-100.

6. Днепров С. А., Максяшин А. С. Художественное образование в области изобразительного искусства Урала как зеркало модернизаций XVIII-XX вв. // Педагогическое образование в России. 2010. № 2 (9). С. 6-15.

7. Заводской устав В. Н. Татищева (1734-1736 гг.) // Горный журнал. С.-Петербург, 1831. Ч. 3. Кн. 9. С. 316-319.

8. Инструкция В. Н. Татищева о порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах // Исторический архив. Москва, 1950. Т. V. С. 166-178.

9. Романцев Г. М., Ефанов А. В. Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса // Аккредитация в образовании. 2012. № 12 (60). С. 62-64.

10. Силонова О. Н. Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII-XIX вв. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий Демидовыми. Екатеринбург: Баско, 2007. 416 с.

11. Чапаев Н. К. Реинтегративная миссия ремесленного образования // Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России. Екатеринбург: РГППУ, 2011. С. 285-291.

References

1. State Archive of Sverdlovskaya Oblast. Resource 643; Inventory no. 1, File 302, List 1 (In Russian)

2. Goncharov S. Z. Kreativnost' remeslennoj dejatel'nosti [Creativity of Craftsmanship]. III Khudoyarovskie Readings. N. Tagil.: Media-Print. 2008. V. 3. P. 14-16. (In Russian)

3. Chapaev N. K. i dr. Gornozavodskie shkoly kak fenomen russkoj peda-gogicheskoj kul'tury. [Mining Schools as Russian Pedagogical Culture Phenomenon]. Yekaterinburg: RSVPU. 2008. 196 p. (In Russian)

4. Gribenjuk G. G. Pedagogicheskie uslovija formirovanija social'noj kompe-tentnosti obuchajushhihsja gornozavodskih shkol Urala. [Pedagogical Conditions for the Social Competence development of Ural Mining Schools Students]. Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 2008. Vol. 2. № 1. P. 60-62. (In Russian)

5. Dneprov S. A., Maksjashin A. S. Genezis hudozhestvennogo obrazovanija v oblasti izobrazitel'nogo iskusstva Urala (metodologija, istorija i perspektivy) [The Genesis of artistic Education in Ural Fine Arts Field (methodology, history and prospects)]. Obrazovanie i nauka. Izv. UrO RAO. [Education and Science. News of Ural Branch of Russian Academy of Education]. 2007. Vol. 48. № 6. P. 89-100. (In Russian)

6. Dneprov S. A., Maksjashin A. S. Hudozhestvennoe obrazovanie v oblasti izobrazitel'nogo iskusstva Urala kak zerkalo modernizacij XVIII-XX vekov. [Artistic Education in the Ural Fine Arts Field as the mirror of Modernization in XVIII-XX centuries]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 2010. Vol. 9. № 2. P. 6-15. (In Russian)

7. Zavodskoj ustav V. N. Tatishheva (1734-1736 gg.). [Works Regulations by Tatischev (1734-1736)]. Gornyj zhurnal. [Mining Magazine]. St. Petersburg, 1831. Part 3. Vol. 9. P. 316-319. (In Russian)

8. Instrukcija V. N. Tatishheva o porjadke prepodavanija v shkolah pri ural'skih kazennyh zavodah Tatischev's [Instruction about School Tutoring at Ural State Works]. Ist. arhiv [Historical Archive]. 1950. Vol. 5. P. 166-178. (In Russian)

9. Romancev G. M., Efanov A. V. Remeslenniki XXI veka: vperedi jepoha Renessansa. [Craftsmen of the XXI century: Renaissance Epoch ahead]. Akkredi-tacija v obrazovanii [Accreditation in Education]. 2012. Vol. 60. № 12. P. 62-64. (In Russian)

10. Silonova O. N. Krepostnye hudozhniki Demidovyh. Uchilishhe zhivopisi. Hudojarovy. XVIII-XIX veka. Iz istorii podgotovki specialistov hudozhestvennyh i hudozhestvenno-remeslennyh professij Demidovymi. [Serf Artists of Demidovs. Fine Art College. Khudoyarovs. XVIII-XIX century. From the history of artistic and artistic crafts training by Demidovs]. Yekaterinburg: Basco. 2007. 416 p. (In Russian)

11. Chapaev N. K. Reintegrativnaja missija remeslennogo obrazovanija. [Reintegrating Mission of Trade Education]. Ekaterinburg: RSVPU. 2011. P. 285-291. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.