Научная статья на тему 'Профессиональное ремесленное образование как социально-педагогическая проблема'

Профессиональное ремесленное образование как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМЕСЛЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / РЕМЕСЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕМЕСЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ РЕМЕСЛЕННИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романцев Геннадий Михайлович, Ефанов Андрей Викторович, Бычкова Екатерина Юрьевна

Предлагаемая читателям статья представляет результаты исследований, реализующих идею профессионального ремесленного образования как одного из возможных направлений развития системы профессионального образования России. В ходе исследования выявлены онтологические, аксиологические и функциональные признаки ремесла и ремесленного образования как социальной формы организации жизнедеятельности и образования человека. Выявлены социально-педагогические основы, тенденции и противоречия становления в России нового вида профессионального образования. Материалы статьи могут быть полезны практикам и научным работникам в области профессионального образования, преподавателям и аспирантам, интересующимся вопросами развития системы подготовки ремесленных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the results of studies realizing the idea of professional craft education as one of the possible directions for the development of the system of professional education in Russia. The research detected ontological, axiological and functional features of handicraft and handicraft education as a social grade of organization of life activities and human education. Socio-pedagogical foundations, tendencies and contradictions of the emergence of a new type of vocational education in Russia are revealed. The materials of the article can be useful for practical and scientific workers in the field of vocational education, as well as for teachers and postgraduates interested in the development of the system of training of craft personnel.

Текст научной работы на тему «Профессиональное ремесленное образование как социально-педагогическая проблема»

УДК 377.3.013.42

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-170-181

профессиональное ремесленное образование как социально-педагогическая проблема

Романцев Г.М., Ефанов А.В, Бычкова ЕЮ.

Российский государственный профессионально-педагогический университет 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11, Российская Федерация

Аннотация. Предлагаемая читателям статья представляет результаты исследований, реализующих идею профессионального ремесленного образования как одного из возможных направлений развития системы профессионального образования России. В ходе исследования выявлены онтологические, аксиологические и функциональные признаки ремесла и ремесленного образования как социальной формы организации жизнедеятельности и образования человека. Выявлены социально-педагогические основы, тенденции и противоречия становления в России нового вида профессионального образования. Материалы статьи могут быть полезны практикам и научным работникам в области профессионального образования, преподавателям и аспирантам, интересующимся вопросами развития системы подготовки ремесленных кадров.

Ключевые слова: ремесленный сектор экономики, ремесленная деятельность, профессиональное ремесленное образование, система подготовки ремесленников.

professional craft education as a socio-pedagogical problem

G. Romantsev, A. Efanov, E. Bychkova

Russian State Vocational Pedagogical University

11, Mashinostroitelei ul, Ekaterinburg, 620012 Russian Federation

Abstract. The article represents the results of studies realizing the idea of professional craft education as one of the possible directions for the development of the system of professional education in Russia. The research detected ontological, axiological and functional features of handicraft and handicraft education as a social grade of organization of life activities and human education. Socio-pedagogical foundations, tendencies and contradictions of the emergence of a new type of vocational education in Russia are revealed. The materials of the article can be useful for practical and scientific workers in the field of vocational education, as well as for teachers and postgraduates interested in the development of the system of training of craft personnel.

Key words: the handicraft sector of the economy, craft activities, professional craft education, the craftsman training system.

© Романцев Г.М., Ефанов А.В., Бычкова Е.Ю., 2018.

Конец ХХ в. в России связан с переходом общества к постиндустриальной эпохе развития, экономика которой переориентируется с массового производства на индивидуального потребителя. В странах Запада большое количество малых и средних предприятий ориентирует свою деятельность на сферу услуг и мелкосерийное производство изделий бытового и хозяйственного назначения. Такие предприятия относятся к предприятиям ремесленного типа. Они привлекают к трудовой деятельности значительную долю населения и образуют ремесленный сектор экономики, в котором трудится значительная часть населения. Их деятельность поддерживается соответствующей инфраструктурой, регламентируется разработанной нормативно-правовой базой и опирается на собственную систему подготовки ремесленных кадров. Если для многих стран сохранение и приспособление ремесленного формата хозяйствования к изменяющейся внешней среде является естественным, исторически непрерывным процессом, детерминированным, с одной стороны, доступностью для него новых разработок в технической сфере, с другой стороны, устойчивостью и преемственностью образовательных традиций, то для России, дважды кардинально менявшей в ХХ в. систему политического и экономического устройства, этот процесс разворачивался не столь успешно.

На сегодняшний день целевые установки в системе профессионального образования ориентированы на подготовку такого специалиста, который был бы приспособлен к выполнению трудовой функции в условиях крупного промышленного производства.

Прочие виды деятельности работника, прямо или косвенно связанные с производственным процессом (межличностные отношения, социально-культурная активность, эмоциональные переживания, ценностные предпочтения, интересы и способности), были подчинены требованиям человеко-машинной системы и направлялись преимущественно в производственное русло. В результате происходило формирование так называемого гетерономного типа работника, т. е. человека внутренне несвободного, безынициативного, зависимого от внешних факторов, ограниченного в своих представлениях о внешней среде.

Такой функциональный подход к человеку на производстве как исполнителю производственных алгоритмов определял соответствующий подход к профессиональному образованию и построению системы профессионального образования. Профессиональное образование подготавливало квалифицированных работников узкой специализации к выполнению исполнительских функций в системе разделения труда отечественного производства.

Сегодня можно констатировать, что существующая система профессионального образования, ориентированная на подготовку кадров для индустриального производства, не учитывает влияния современных технологий на укрупнение профессий, многие из которых становятся сложно интегрированными, объединяющими разные виды профессиональной деятельности, не способствует формированию и развитию таких важных социально значимых качеств профессионала, как ориентированность, адап-

V17y

тированность, гибкость, мобильность, самостоятельность и ответственность, крайне необходимых специалисту для работы в новых быстро меняющихся условиях [4; 9].

В последние десятилетия в России развивается иной подход к определению целей профессионального образования, учитывающего не только переход к иному общественному устройству, но и быструю изменчивость самого общества, возникающее многообразие хозяйственных форм и предпринимательских структур. Согласно ему выпускник, подготовка которого ориентирована на самостоятельную трудовую деятельность в предпринимательской сфере, должен быть специалистом высокого уровня квалификации, адекватного мировому уровню, интеллектуально развитой личностью, обладающей творческой социальной и профессиональной активностью, сформированными духовно-нравственными качествами, гражданской ответственностью [1; 2; 10; 11; 12].

В такой формулировке меняются акценты и приоритеты профессионального образования: для каждого отдельного человека (личности), для специалиста (профессионала), для производства, для граждан (общества, страны). Достижение таких целей профессионального образования, помимо создания условий для овладения профессиональной деятельностью, требует:

- переосмысления воздействия социально-экономических условий на подготовку квалифицированных кадров, роли общества и государства в развитии системы профессионального образования;

- изменения содержания, структуры, формы профессионального образования, ориентированного на постоянное (непрерывное) профессиональное развитие (саморазвитие) человека в течение всей жизни;

- социально-педагогической поддержки личности в её профессиональной ориентации, профессиональном становлении и развитии в условиях нестабильности социально-производственных отношений;

- воздействия профессионального образования на личность, её образ жизни, социальную сферу, экономику, развитие общества и государства;

- изменения характера отношений субъектов в сфере образования, поиска форм их сотрудничества;

- поиска ресурсов, стратегий и факторов развития профессионального образования в контексте интеграции в мировое образовательное пространство с учётом сохранения самобытного облика отечественной профессиональной школы, национального характера образования и воспитания.

В настоящее время приходится констатировать, что сложившаяся система профессионального образования, ориентированная на подготовку кадров для индустриального производства, не учитывает своеобразия профессионального развития разных специалистов, особенностей их социализации и жизнедеятельности в условиях нестабильности социально-производственных отношений постиндустриального общества, не способствует формированию и развитию востребованных профессиональных и социально-значимых качеств выпускников.

Положение о необходимости построения системы обучения, форми-

рующей у выпускников указанные личностные качества, впервые было развернуто русским учёным-педагогом С.И. Гессеном в фундаментальном труде «Основы педагогики». Он отмечал, что «подчинение собственному разуму и последовательности своего собственного действия есть ... автономия. ... В этом смысле нравственность автономна: она есть подчинение закону, который человек сам на себя возложил» [5, с. 53].

Примером работника автономного типа, по нашему мнению, и является современный ремесленник. Он работает самостоятельно и в отличие от классического предпринимателя, добивающегося максимальной прибыли (иногда любой ценой), стремится прежде всего к получению пусть небольшого, но стабильного дохода. Работа на местном рынке индивидуального спроса формирует у него безупречное отношение к делу, высокую производственную и технологическую культуру.

Считаем, что одним из стратегических направлений модернизации профессионального образования может стать создание системы профессионального ремесленного образования в России. На современном этапе развития общества содержание ремесленного образования, подходы к нему, его формы, способы реализации и многие другие аспекты остро нуждаются в научном переосмыслении, определении достигнутого в прошлом опыта, выявлении недостатков и их причин, в разработке новых концептуальных теорий, обосновании новых моделей развития.

Профессиональное ремесленное образование рассматривается учёными не только с практической точки

зрения: обслуживание ремесленного сектора экономики посредством подготовки квалифицированных специалистов - но и как отрасль профессиональной педагогики. Исследователи, занимающиеся изучением профессионального ремесленного образования, отмечают институциональный, междисциплинарный, интегративный, сравнительно-исторический, социокультурный подходы к исследованиям, что объясняется сложностью объекта исследования.

Учёные отмечают изменение характера и содержания ремесленного труда, новые требования малого и среднего бизнеса к профессиональной подготовке ремесленников, социальную направленность ремесленной деятельности, влияние сложных процессов политического, идеологического и духовного плана, процессов глобализации и дезинтеграции, происходящих в современном мире [3; 7; 16].

Изменение социально-экономических условий развития общества обусловливает необходимость пересмотра многих устоявшихся определений и положений, лежащих в основе традиционных взглядов на ремесло, ремесленную деятельность и ремесленное образование. Уместным будет обратиться к определениям.

В обыденном общении и научной литературе понятия ремесленник, ремесленная деятельность считаются общеизвестными и не требующими особого пояснения. В.И. Даль в «Толковом словаре», исходя из содержания и характера труда представителей этой группы людей в социально-экономических условиях России второй половины XIX в., давал такое определение: ремесло - «рукодельное мастерство,

ручной труд, работа и умение, коим добывают хлеб; самое занятие, коим человек живет, промысел, требующий более телесного, чем умственного труда» [6, с. 268]. В этом определении отмечены ключевые признаки ремесла -ручной труд и умение.

В доиндустриальном обществе профессиональная подготовка ученика планировалась и осуществлялась самим мастером, её содержание и формы определялась слабой изменчивостью техники и технологий, применяемых в ремесленном способе производства. В технологическом аспекте подготовка сводилось к передаче секретов мастерства и сохранению рецептов. Социальная подготовка ученика требовала выполнения предписанных правил поведения и усвоения сложной системы взаимозависимостей (семейных, родовых, общинных, цеховых). Зависимость ученика от мастера, принадлежность его к общине и ремесленному цеху обеспечивали включённость в ремесленное производство, соответствующий статус в обществе и социальную защиту.

По сравнению с другими социальными слоями (крестьяне, работные люди, вотчинные, приписные рабочие) ремесленник обладал более высоким уровнем культуры, являлся профессионалом своего дела и получал вознаграждение за свой труд, достаточное, чтобы относиться к обеспеченным слоям общества.

В более позднем «Толковом словаре русского языка» Д.А. Ушакова: «ремесленник - лицо, знающее какое-нибудь ремесло и занимающееся по заказу потребителя изготовлением изделий кустарным способом у себя на дому собственными орудиями производ-

ства» [14, с. 837]. В этом определении отмечены: индивидуальный характер ремесленной деятельности; признаки профессиональной подготовки (знание ремесла); кустарный способ производства; личная собственность на средства производства.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова приведено искусственно упрощённое определение понятия «ремесленник» - это человек, «который занимается, владеет профессиональным ремеслом» [13]. В данной трактовке понятия «ремесленник» отсутствует отношение к собственности и содержательная характеристика ремесленного труда.

Многоаспектное понятие «ремесленник» существенно упрощалось в советский период, а сама ремесленная деятельность, основанная на частной собственности на средства производства, вытеснялась из жизни общества и сохранялась в экономике страны в форме небольших кооперативов по производству товаров народных промыслов. Понятие «ремесленник» было искажено по идеологическим причинам и употреблялось с уничижительным оттенком, производимая ремесленниками продукция считалась некачественной, изготовленной неумело (вручную, кустарно). Например, «ремесленник - человек, который работает по шаблону, без творческой инициативы» [13]. В профессиональной педагогике данный подход получил отражение в определении: «ремесленное училище - низшее техническое профессиональное училище» [13]. Такая трактовка вполне объясняется необходимостью выполнения непривлекательных функций ручного (простого) труда.

Представленные в словарях советского периода определения не раскрывают всей полноты и сложности понятия ремесленник. Они характеризуют ремесленный труд в сравнении с трудом рабочего на индустриальном предприятии и определяют его как преимущественно ручной, простой, потому не требующий специального профессионального образования и, как следствие, непривлекательный, социально непрестижный. В общественном сознании произошла деформация ценностного содержания ремесленного труда, ремесленничества и родственных им понятий, обусловленная в первую очередь технологическим развитием общественного хозяйства, в котором доминирующее положение занимает поточное, конвейерное производство.

Ремесло существенно отличается от труда рабочего. Суть отличий: ремесленники являются собственниками средств производства (мелкими или средними) в отличие от рабочих, которые отчуждены от средств производства. Отсюда вытекает способ получения доли общественного богатства: путём оказания ремесленных услуг или продажи товаров, произведённых ремесленным способом. При этом размер причитающегося ремесленнику вознаграждения превосходит размер заработной платы рабочего, но ограничивается стоимостью аналогичных ремесленных товаров или услуг на местном рынке. Отличия ремесленника от рабочего заключаются не только в характере труда, но и в его содержании. Возможность использовать собственные средства производства позволяет ремесленнику самому осуществлять весь цикл про-

изводства продукции. Он не отчуждён ни от содержания ремесленного труда, ни от его результатов. Таким образом, ремесленник представляет собой целостного работника и человека, способного осуществлять весь комплекс производственных операций, заниматься организацией и развитием ремесленного производства, вносить вклад в развитие экономики и культуры, реализовывать свои социальные функции, выступать субъектом общественной деятельности.

Анализ категории ремесленник показал, что данное понятие в русском языке теоретически не разработано, нормативно не закреплено и семантически противоречиво, что порождает определённые научные проблемы и практические задачи: сложность научного описания; наличие препятствий для создания современной нормативно-правовой базы; неопределённость социально-правового статуса ремесленников; непризнание государством образовательных программ подготовки ремесленников. Этому способствуют и другие факторы, связанные с девальвацией духовности, нравственности и культуры, распространением рыночной идеологии, укоренением утилитарных ценностей в сознании россиян, глобализацией экономики, а также противоречивой сущностью самой ремесленной деятельности, её внутренней неоднородностью. Сегодня понятие «ремесленник» требует не только смыслового уточнения и устранения неопределённости, но и включения в ментальную систему мировоззрения россиян и более глубокого, чем это было ранее, обоснования.

В процессе исследования нами были рассмотрены ключевые призна-

ки ремесла, которые позволили понимать ремесленника как специалиста, осуществляющего комплексный вид трудовой (производственной и/или предпринимательской) деятельности с использованием специальных знаний, навыков, технологий, направленной на производство продукции или услуг по индивидуальным заказам или малыми партиями для удовлетворения эстетических или утилитарных потребностей граждан [10].

С развитием производительных сил и производственных отношений изменяется внутреннее содержание этого понятия. Мы рассматриваем ремесленника как высококвалифицированного исполнителя работ, во-первых, владеющего политехническими навыками, во-вторых, выполняющего в силу особой организации производственного процесса функции специалиста-технолога. Наряду с перечисленными выше функциями, связанными с совершенствованием технологических процессов, ремесленник должен быть менеджером, экономистом и маркетологом, чтобы обеспечить организацию сбыта выпускаемой продукции на местном рынке, оптимальное распределение ресурсов, повышение рентабельности ремесленного производства в условиях конкурентной среды. Ремесленник нередко берёт на себя функции организатора малого или среднего бизнеса, становясь предпринимателем, в этом смысле термин «ремесленник» становится равнозначен термину «ремесленник-предприниматель».

В ремесленной деятельности исторически органично соединены трудовые и воспитательные функции человека. Постоянная занятость и стабильные формы социально-про-

изводственных отношений сопровождали исполнение ремесленником основных социальных ролей в семье, в разделении труда, в ремесленном цехе, местном сообществе и позволяли предавать ученикам навыки ремесла, корпоративные идеалы и принципы коллективного, общественного существования. Вовлечённость учеников в производственный процесс, в ходе которого происходило профессиональное обучение и воспитание, являлось особой формой подготовки индивида к самостоятельному ремесленному труду. В этом качестве термин «ремесленник» становится равнозначен термину «мастер-наставник», педагог в буквальном смысле этого слова.

Не является исключением и современная ремесленная деятельность, специфика которой заключается в том, что она носит индивидуально-коллективный характер. Коллектив малого или среднего ремесленного предприятия должен представлять собой не механическое объединение группы людей, а органичное, системное объединение работников разного уровня квалификации, обеспечивающих решение сложных задач ремесленного производства. Руководитель ремесленного предприятия должен сочетать названные выше функции с функциями педагога, обеспечивающими, помимо решения основных задач производственной деятельности:

- накопление и передачу профессионального мастерства молодым работникам для выполнения ими функциональных обязанностей на более высоком профессиональном уровне;

- установление благоприятных взаимоотношений сотрудничества, выходящих за границы локально-груп-

пового поведения, способствующих векторному поступательному развитию, взамен отношений противопоставления, конфронтации и конкурентной борьбы;

- развитие способности трудового коллектива к самоорганизации, в том числе перераспределению функций, перестраиванию рабочих алгоритмов, гибкости организационной структуры и управления, соответствующих потребностям предприятия в действующих условиях внешней среды.

Такой подход к ремесленной деятельности требует от руководителя ремесленного предприятия качественного выполнения педагогических функций и соответствующей педагогической подготовки.

Названный педагогический компонент привносит в ремесленную деятельность не только гуманитарную составляющую, но и универсальное понимание профессионализма, непосредственно влияющее на содержание профессионального обучения. Он выстраивает своё содержание на базе устойчивых традиций ремесла, его морально-этических и духовных оснований, современных исследований ремесленной деятельности.

Таким образом, к педагогическим функциям ремесленной деятельности можно отнести функции обучения и воспитания, традиционно присущие ремеслу, а также ряд дополнительных особенностей, вызванных современностью:

- воспитание человека труда, укрепление профессиональных традиций, замещение ценностей эпохи потребления ценностями созидательной ремесленной деятельности;

- повышение личностной и кол-

лективной устойчивости к изменчивым производственным и социальным процессам, развитие способности трудового коллектива к самоорганизации и поступательному векторному развитию;

- установление связи с национальной культурой, традициями, историей своей страны, региона, местности;

- формирование морально-ориентированной модели предпринимательской деятельности, способствующей установлению долгосрочных хозяйственных и социальных отношений на основе этики диалога и взаимодействия, ответственности за принимаемые решения;

- расширение образовательного пространства за счёт корпоративной подготовки (переподготовки) на ремесленном предприятии, дополнительной профессиональной подготовки по ремесленным профессиям.

Исследователи отмечают повышение технологического уровня производства и рост производительности труда, связанные с включением работника в различные цепочки профессионального взаимодействия (с другими работниками, поставщиками, клиентами, смежными предприятиями и т. п.). Такое взаимодействие возможно не только при уверенной ориентации работников в близких и пограничных областях знаний, но и в совершенно различных областях, поэтому педагогический компонент профессиональной деятельности является экономически и социально обоснованным в быстро меняющемся постиндустриальном обществе. Он усиливает влияние положительных факторов развития и ослабляет воздействие отрицательных факторов, играет реша-

V177;

ющую роль в профессиональном становлении и развитии человека [8; 15].

Профессиональное становление работника ремесленного предприятия предполагает постоянное развитие и совершенствование «учебных» компетенций, однако многие необходимые компетенции, включая педагогические, в число «учебных» не входят, они формируются и развиваются у работника стихийно в процессе практической ремесленной деятельности. Современная система профессионального образования продолжает воспроизводить искусственное разделение воспитательных и трудовых функций человека. Прогнозирование её дальнейшего развития приводит нас к выводу, что наличие педагогического компонента в структуре ремесленной деятельности обусловливает потребность в педагогической подготовке ремесленных кадров уже на уровне профессионального ремесленного образования.

Профессиональное ремесленное образование будет действительно полипрофессиональным, если обучающийся освоит не только родственные (технические) профессии, но и далекие друг от друга профессии, например, из области предпринимательской деятельности и педагогики. Профессии разные, но в целостной ремесленной деятельности они не сводятся к суммированию разных профессиональных компетенций, а, образуя органичное единство, приводят к появлению совершенно новых интегрированных компетенций и качеств [15].

Отметим, что развитие ремесленной деятельности в постиндустриальном обществе направлено в сторону её усложнения. Это связано с быстрым

обновлением техники и технологии, изменчивостью производственных и социально-экономических условий. В современной ремесленной деятельности увеличивается доля интеллектуального труда, связанного с проектированием ремесленного изделия, анализом, воображением, творчеством. Значительную роль приобретают межличностные эмоционально-психологические и социально-культурные отношения, которые устанавливаются как внутри, так и вне ремесленного предприятия. В них включается сам ремесленник, определённый круг частных лиц, различные производственные, общественные и контролирующие организации.

Социальная организация хозяйственной ремесленной деятельности требует соответствующей политехнической, экономической, правовой, педагогической подготовки, ориентации на полипрофессиональные и «открытые» компетенции, постоянное профессиональное развитие, освоение профессиональной культуры.

Как следует из сказанного выше, категория «ремесленник» не остаётся неизменной, поэтому создание нового направления в системе профессионального образования - профессионального ремесленного образования - не означает полного повторения ранее существовавших способов подготовки и образования ремесленных кадров. Следовательно, комплексная проработка вопросов профессионального ремесленного образования приобретает значимость, научную и практическую ценность при модернизации системы профессионального образования страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмеологические аспекты сетевого взаимодействия в системе профессионально-педагогического образования: монография / под ред. О.Б. Акимовой. Екатеринбург, 2017. 157 с.

2. Блинов В.И. От качества образования к качествам личности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 22-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 18-20 апреля 2017 г. / под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. Екатеринбург, 2017. С. 11-14.

3. Бычкова Е.Ю., Ефанов А.В. К вопросу о нравственном воспитании в новом ремесленном образовании // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 1 (44). С. 92-96.

4. Вербицкая Н.О., Котова Д.И., Романцев Г.М., Федоров В.А. К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенций // Образование и наука. 2007. № 5 (47). С. 125-142.

5. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / отв. ред., сост. П.В. Алексеев. М., 1995. 448 с.

6. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М., 2005. 384 с.

7. Ефанов А.В. Духовные и социальные ценности ремесленников // Духовно-нравственные ценности рабочей молодежи: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Первоуральск, 17-18 ноября 2011 г. / под общ. ред. Т.В. Ицкович. Первоуральск, 2011. С. 66-70.

8. Кислов А.Г. Об опережающем профессиональном образовании в условиях роста социально-экономической мобильности // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 1. С. 80-88.

9. Листвин А.А. Антиномии современного среднего профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 1. С. 103-119.

10. Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России: коллективная монография / Г.М. Романцев [и др.]; под науч. ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург, 2012. 233 с.

11. Романцев Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург, 1997. 333 с.

12. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография: в 3 т. / под ред. Г.М. Романцева, В.А. Федорова, М.М. Дудиной. Т. 3. Екатеринбург, 2013. 309 с.

13. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: http://slovarozhegova.ru (дата обращения: 04.12.2017).

14. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / ред. Н.Ф. Татьянченко. М., 2005. 1216 с.

15. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, практика. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург, Кемерово, 2005. 325 с.

16. Romantsev G.M., Efanov A.V., Moiseev A.V., Bychkova E.Y., Karpova N.P., Tidemann B. Craft training in Russia: theory and practice of development // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. 11 (14). P. 7154-7165.

REFERENCES

1. Akimova O.B., ed. Akmeologicheskie aspekty setevogo vzaimodeistviya v sisteme professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Acmeological aspects of networking in the system of professional pedagogical education]. Ekaterinburg, 2017. 157 p.

2. Blinov V.I. [Fropm the quality of education to the qualities of the person]. In: Dorozhkina E.M., Fedorov V.A., eds. Innovatsii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: materialy 22-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ekaterinburg, 18-20 aprelya 2017 g. [Innovations in vocational and professional pedagogical education: materials of the 22nd International scientific-practical conference, Yekaterinburg, April 18-20, 2017]. Ekaterinburg, 2017, pp. 11-14.

3. Bychkova E.Yu., Efanov A.V. [On the question of moral education in the new vocational education] In: Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana [Pedagogical journal of Bashkortostan], 2013, no. 1 (44), pp. 92-96.

4. Verbitskaya N.O., Kotova D.I., Romancev G.M., Fedorov V. A. [The question of the structuring and standardisation of professional competence]. In: Obrazovanie i nauka [Education and science], 2007, no. 5 (47), pp. 125-142.

5. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki: vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Fundamentals of pedagogy: Introduction to applied philosophy]. Moscow, 1995. 448 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Dal' V.I. Bol'shoi illyustrirovannyi tolkovyi slovar' russkogo yazyka: sovremennoe napisanie [A large illustrated explanatory dictionary of the Russian language: modern spelling]. Moscow, 2005. 384 p.

7. Efanov A.V. [Spiritual and social values of artisans]. In: Itskovich T.V., ed. Dukhovno-nravs-tvennye tsennosti rabochei molodezhi: materialy V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Pervouralsk, 17-18 noyabrya 2011 g. [Spiritually-moral values of young workers: proceedings of the V all-Russian scientific-practical conference, Pervouralsk, November 17-18, 2011]. Pervouralsk, 2011, pp. 66-70.

8. Kislov A.G. [On the advanced professional education in terms of rising socio-economic mobility]. In: Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana [Pedagogical journal of Bashkortostan], 2017, no. 1, pp. 80-88.

9. Listvin A.A. [Antinomies of modern vocational education]. In: Obrazovanie i nauka [Education and science], 2017, no. 1 , pp. 103-119.

10. Romantsev G.M. et al. Problemy stanovleniyaprofessional'nogo remeslennogo obrazovaniya v Rossii [Problems of gradeation of professional craft education in Russia: monograph]. Ekaterinburg, 2012. 233 p.

11. Romantsev G.M. Teoreticheskie osnovy vysshego rabochego obrazovaniya [The theoretical foundations of higher education operating]. Ekaterinburg, 1997. 333 p.

12. Romantsev G.M., Fedorov V.A., Dudina M.M., eds. Teoriya i praktika professional'no-peda-gogicheskogo obrazovaniya. T. 3 [Theory and practice of professional pedagogical education. Vol. 3]. Yekaterinburg, 2013. 309 p.

13. Tolkovyi slovar' Ozhegova [Ozhegov "Russian dictionary"]. Available at: http://slovarozhe-gova.ru (accessed: 04.12.2017).

14. Ushakov D.N. Tolkovyi slovar' sovremennogo russkogo yazyka [Explanatory dictionary of modern Russian language]. Moscow, 2005. 1216 p.

15. Chapaev N.K. Pedagogicheskaya integratsiya: metodologiya, teoriya, praktika [Pedagogical integration: methodology, theory, practice]. Ekaterinburg, Kemerovo, 2005. 325 p.

16. Romantsev G.M., Efanov A.V., Moiseev A.V., Bychkova E.Y., Karpova N.P., Tidemann B. Craft training in Russia: theory and practice of development. In: International Journal of Environmental and Science Education, 2016, 11 (14), pp. 7154-7165.

_ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

романцев Геннадий Михайлович\- доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, научный руководитель Российского государственного профессионально-педагогического университета; e-mail: Gennadi.Romantsev@rsvpu.ru

Ефанов Андрей Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, директор научно-образовательного центра развития ремесленничества Российского государственного профессионально-педагогического университета; e-mail: efanov.prof@mail.ru

Бычкова Екатерина Юрьевна - соискатель кафедры методологии профессионально-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета; e-mail: bychkovakaterina@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

I Gennady M. Romantsev \- doctor of pedagogical sciences, professor, academician of the Russian Academy of Education, scientific director of the Russian State Vocational Pedagogical University; e-mail: Gennadi.Romantsev@rsvpu.ru

Andrey ^ Efanov - candidate of pedagogical sciences, associate professor, director of the research and education center of handicraft of the Russian State Vocational Pedagogical University, e-mail: efanov.prof@mail.ru

Ekaterina Yu. Bychkova - applicant of the department of methodologies of professional and pedagogical education of the Russian State Vocational Pedagogical University, e-mail: bychkovakaterina@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Романцев Г.М., Ефанов А.В., Бычкова Е.Ю. Профессиональное ремесленное образование как социально-педагогическая проблема // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 170-181. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-170-181

FOR CITATION

Romantsev G.M., Efanov A.V., Bychkova E.Yu. Professional Craft Education as a Socio-Ped-agogical Problem. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 1, рр. 170-181.

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-170-181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.