Научная статья на тему 'Ремесленное профессиональное образование как одно из направлений реформирования профессионального образования'

Ремесленное профессиональное образование как одно из направлений реформирования профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО / РЕМЕСЛЕННИКИ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романцев Геннадий Михайлович, Колобков Игорь Александрович

В статье изложена информация о становлении и развитии ремесленничества в России, обоснована необходимость создания специальной отрасли образования для подготовки работников для малых и средних предприятий ремесленного профиля, намечены необходимые шаги для решения этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романцев Геннадий Михайлович, Колобков Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ремесленное профессиональное образование как одно из направлений реформирования профессионального образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377.3

ББК Ч 458/459 Р 69

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Г. М. Романцев,

И. А. Колобков

Ключевые слова: ремесленничество, ремесленники-предприниматели, ремес-

ленное профессиональное образование, малые и средние предприятия ремесленного профиля.

Резюме: в статье изложена информация о становлении и развитии ремесленничества в России, обоснована необходимость создания специальной отрасли образования для подготовки работников для малых и средних предприятий ремесленного профиля, намечены необходимые шаги для решения этой задачи.

Два десятилетия Россия переживает сложный процесс преобразований. За эти годы в государстве произошли колоссальные перемены в экономике, политике, идеологической и социальной сферах. Иными стали моральные ценности и мировоззрение людей. Изменились и производственные отношения, а также требования, предъявляемые к качеству подготовки работников. Причем на этих новых реалиях уже выросло и сформировалось целое поколение молодежи.

Казалось бы, что на эти «вызовы времени» система образования, особенно профессионального, должна была адекватно среагировать переосмыслением основополагающих целей, генеральной сменой установок, принципов, задач, содержания подготовки специалистов.

Всего этого, на наш взгляд, в профессиональном образовании (НПО и СПО) не произошло. Во всех основных составляющих это по-прежнему старая советская система профессионального образования. Изменения, конечно, есть, но если судить о них беспристрастно, то эти изменения носят характер не кардинальный, а косметический, что не соответствует тем трансформациям, которые переживает страна.

Переработан перечень учебных рабочих профессий НПО и специальностей СПО, созданы государственные образовательные стандарты профессио-

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 06-06-00413а.

нального образования. Учебные заведения стали готовить меньше рабочих для производства товаров группы «Б». Появилось платное обучение, учебные заведения самостоятельно стали зарабатывать, продавая произведенные в мастерских изделия.

Вместе с тем нельзя не видеть, что существующая система профессионального образования имеет серьезные недостатки.

1. Перечень профессий НПО и специальностей СПО и соответствующие им государственные образовательные стандарты ориентированы, в основном, на работу выпускников в крупном промышленном производстве, в то время как уклад экономики резко поменялся.

К настоящему времени около 90% предприятий в стране сменили форму собственности и стали негосударственными. На них трудится три четверти занятого населения. Многие крупные промышленные предприятия испытали существенные трудности переходного периода, часть из них закрылась. Одновременно с этим происходил активный рост малых предприятий. С 1991 по 2003 гг. число малых предприятий в стране выросло с 270 до 950 тыс.

2. Современных работодателей не устраивает качество подготовки выпускников НПО, которые из-за низкого профессионализма не выдерживают конкуренции с иностранными рабочими. Именно поэтому фирмы предпочитают использовать гастрарбайтеров или обучать свой персонал за границей. По этим же причинам растет число молодых безработных - выпускников системы НПО.

3. Как показывает практика, ориентация стандартов НПО на получение выпускниками аттестатов зрелости не служит, с одной стороны, делу качественной профессиональной подготовки будущих рабочих (не хватает времени, а большинство «общих» предметов не направлены на углубление профессиональных знаний и навыков), а с другой стороны, сам этот аттестат в большинстве случаев - профанация, так как учебные планы в ПУ аналогичны по времени таковым в средней школе, из которой учащиеся как раз и были «отсеяны» из-за невозможности овладеть стандартами общего образования.

4. В большинстве учебных заведений обучение ведется на устаревшей материально-технической базе и технологически устаревшем оборудовании.

5. Не выдерживает никакой критики количественный и качественный состав профессионально-педагогических кадров системы НПО.

6. Во время службы в Российской армии после окончания учебного заведения большая часть выпускников теряет квалификацию, полученную в учебных заведениях.

7. Одним из главных «завоеваний» системы НПО считается ее способность социально защитить молодежь. Но если говорить строго, то для социальной защиты существует иное государственное ведомство.

Перечисленные выше недостатки профессионального образования побуждают активно искать пути его модернизации.

На наш взгляд, одним из направлений модернизации может стать создание отдельной отрасли - ремесленного профессионального образования, задачей которого является подготовка работников для малых и средних пред-

приятий ремесленного профиля, производящих товары и оказывающих услуги по непосредственным заказам населения.

Эта задача обусловлена тенденциями современного развития общества.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. многие страны мира переживают период преобразования индустриальных обществ в постиндустриальные. Развитие техники и эффективных технологий в эпоху индустриализма во многом позволило решить задачу, над решением которой долго трудилось все человечество. Значительная часть населения земли перестала испытывать проблемы, связанные с нехваткой питания и предметов первой необходимости.

Сейчас происходит резкое увеличение разнообразия потребностей и наблюдается тенденция, которую условно можно назвать «стремлением к эксклюзивному» [5]. Есть основания полагать, что эти два экономически и социально значимых направления будут сохраняться, укрепляться и даже усиливаться в будущем.

Крупные производства развитых стран вряд ли смогут обрести такую гибкость, чтобы в полной мере удовлетворять эти тенденции.

Поэтому мы полагаем, что с развитием научно-технического прогресса крупные производства будут все больше автоматизироваться, применяя так называемые «безлюдные технологии», произведенный на подобных предприятиях продукт станет обезличиваться, а ремесленный труд, направленный на удовлетворение возрастающих по разнообразию потребностей населения и оказывающий непосредственное влияние на улучшение качества жизни людей, будет все более востребован.

В настоящее время рынок товаров и услуг, обеспечиваемый ремесленными предприятиями, разнороден и находится в стадии поступательного развития.

По оценкам специалистов, занимающихся проблемами ремесленничества, примерно 60% малых предприятий может быть отнесено к предприятиям ремесленного профиля, на которых работает не менее 2 млн человек [1, 2].

Таким образом, в экономике России сформировался и успешно функционирует сектор ремесленных предприятий, сопоставимый по числу работающих с некоторыми отраслями промышленности.

Из зарубежного опыта известно, что квалификация персонала является основным производственным ресурсом ремесленного предприятия, поэтому во всех зарубежных странах развиты специальные системы подготовки работников для малого и среднего бизнеса, в частности для ремесленничества.

У нас же в стране существенное увеличение числа ремесленных предприятий не сопровождается организацией системы подготовки кадров для них.

Сложилась парадоксальная ситуация: кадры продолжали и продолжают готовить в системе, которая была создана в период, когда ремесленничество не просто не поддерживалось, а целенаправленно вытеснялось из экономического уклада страны. Существующая законодательная нормативная база образования по отношению к ремесленничеству представляет собой, образно говоря, «прокрустово ложе», не позволяющее разместить в нем то, что уже родилось. сформировалось и укрепилось в ходе «экспериментальных работ».

Доминирующий в России до последнего времени тип профессионального образования возник и развивался в условиях централизованной плановой экономики, ориентированной на крупное промышленное производство с жесткими директивными методами управления, с системой плана и выпуска специалистов, с безотказной системой распределения и трудоустройства всех выпускников, с сильной законодательной защищенностью любого, даже профессионально непригодного работника.

Рабочие, которых обучали для функционирования на крупных предприятиях, имеют ряд специфических профессиональных качеств, делающих их не вполне приспособленными к работе на малом предприятии.

Во-первых, работники, которые в процессе обучения приобрели определенную узкую специализацию, которым прививались навыки выполнения только конкретных, оторванных от широкого контекста производства приемов и операций, не в состоянии брать на себя решение комплексных задач, так как они не владеют полной технологией производства товаров и услуг.

Во-вторых, у таких работников не выработаны экстрафункциональные квалификации, являющиеся ключевыми для ремесленной деятельности. Например, они не обладают развитыми в достаточной степени социальным интеллектом и коммуникативной компетентностью для того, чтобы эффективно взаимодействовать с клиентами; не владеют умениями и навыками нахождения необходимых для производства ресурсов; не обладают знаниями в области финансового и правового обеспечения собственной профессиональной деятельности [4].

Современным предприятиям требуется работник с другими качественными характеристиками. Это ремесленник принципиально нового типа не только в профессиональном, экономическом, правовом, но и в педагогическом плане, являющийся носителем высокого, даже по европейским стандартам, уровня профессиональной компетенции. Становится ясно, что подготовка такого специалиста не укладывается в общепринятые ограничения, разделяющие уровни начального и среднего профессионального образования, так как будущий специалист должен сочетать в себе качества рабочего очень высокой квалификации и менеджера, способного спроектировать, обеспечить ресурсами трудовой процесс и самостоятельно выполнить работу, постоянно ориентируясь на максимальное удовлетворение запросов заказчика [3].

Профессиональное мастерство и определенный набор личностных качеств неразрывно связаны между собой. Из этого следует еще одно важное заключение: необходимо создавать качественно новые структуры для профессионального образования, соответствующие уровню поставленных задач.

Коллектив Российского государственного профессионально-педагогического университета совместно с работниками Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и Уральского техникума ре-месленников-предпринимателей Екатеринбурга на протяжении восьми лет ведут научные исследования и практическую работу по становлению и разви-

тию профессионального ремесленного образования. Работа включает следующие направления и компоненты:

• теоретико-методологические положения, раскрывающие роль и место ремесленного профессионального образования в общественно-экономической системе и в системе образования в целом;

• научно-методическое обеспечение процесса развития подготовки ре-месленников-предпринимателей, содержащее описание научных основ структурирования и создания адекватных условий реализации учебного процесса;

• целостная концептуальная организационно-педагогическая модель развития ремесленного образования, реализующая современные образовательные программы, направленные не только на освоение нормативной деятельности, но и на всемерное развитие личности ремесленника-предприни-мателя.

Под ремесленным профобразованием понимается самостоятельная ветвь профессионального образования, которое обеспечивает человеку высокое профессиональное мастерство в сфере специфического ремесленного производства, социальную мобильность, гражданскую ответственность и высокий уровень общей культуры.

Результатом научных исследований были стали следующие положения, которые легли в основу ремесленного профессионального образования:

1. Всестороннее развитие личности на базе общего (полного) среднего образования, но с максимальной профессиональной направленностью общеобразовательных, в том числе и гуманитарных дисциплин, с «привязкой» их к общетехническим и специальным дисциплинам, а также к нуждам практического обучения.

2. Формирование активной гражданской позиции.

3. Воспитание самостоятельности при принятии решений и ответственности за свою деятельность на всех этапах работы.

4. Выработка потребности постоянно повышать свою квалификацию, осваивать новое оборудование и современные технологии избранного вида профессиональной деятельности.

5. Многоступенчатая система профессиональной подготовки (дифференцированная по годам обучения система освоения различных уровней профессиональной квалификации).

6. Самостоятельность в выборе учащимися профессиональной карьеры и заинтересованность в ее реализации.

7. Формирование профессионала (ремесленника-предпринимателя) в условиях, максимально приближенных к реальной рабочей обстановке.

8. Существенное увеличение интеллектуальной компоненты подготовки: в паре составляющих «мануальное - интеллектуальное» должно происходить значительное смещение в сторону интеллектуального.

9. Углубленная, всесторонняя подготовка по конкретной профессии, но с охватом знаний, умений и навыков из «сопряженных профессий».

10. Обучение всем видам деятельности, обеспечивающим выполнение заказа. Для ремесленника важны следующие виды деятельности: обсуждение с заказчиком предполагаемого результата; дизайнерская проработка, проектирова-

ние; планирование работ по финансовым, материальным, трудовым ресурсам и по времени; обеспечение ресурсами (закупки материалов по выгодным ценам, подбор наиболее эффективного инструмента и вспомогательного оборудования); выполнение работы; сдача работы и расчеты с заказчиком.

11. Максимальная индивидуализация обучения (свое рабочее место, свой инструмент, свои материалы, своя рабочая одежда, свои задачи в процессе производственного обучения, которые обучаемый способен решать).

12. Выработка активных предпринимательских навыков.

13. Формирование готовности к постоянной и частой смене объектов работы и рабочих ситуаций, а также способности к быстрой адаптации к изменяющимся и увеличивающимся по количеству и качеству потребностям заказчиков.

Реализация профессионального ремесленного образования в сложившейся к настоящему времени системе представляет определенные трудности из-за ее настроенности на подготовку работников для крупных предприятий. Использование существующей нормативной базы образования для создания новых образовательных программ затрудняет организацию учебного процесса подготовки ремесленников-предпринимателей, профессиональные характеристики которых существенно отличаются от требований, предъявляемых к работникам крупных промышленных предприятий.

Сложность ситуации начинает прослеживаться уже в перечне профессий НПО и специальностей СПО.

Так, профессии в перечне НПО сгруппированы в 38 групп, каждая из которых отнесена к какому-либо крупному производству (например: профессии химического производства, оптикомеханического, электротехнического, производства черных металлов, лесозаготовительных работ и др.).

Специальности и направления подготовки высшего и среднего профессионального образования, представленные во введенном в действие в 2004 г. Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОКСО), также сгруппированы по принадлежности к отраслям науки и отраслям народного хозяйства. В этом классификаторе специальности, ориентированные на малый и средний бизнес, представлены группой «Сфера обслуживания», в которую входит лишь 12 позиций, что составляет далеко не полный перечень специальностей, в которых нуждается малый, средний бизнес и ремесленничество.

Привязка к отраслям крупной промышленности проявляется не только в структурировании профессий и специальностей по группам, но и далее в формировании содержания подготовки. Большая часть специальных и экономико-правовых дисциплин, перечисляемых в государственных образовательных стандартах, имеют наименования, ориентирующие их содержание на конкретные отрасли промышленности.

Структура перечней профессий и специальностей и требования к содержанию подготовки, изложенные в действующих государственных образовательных стандартах, не создают предпосылок для широкого развертывания подготовки по ремесленным профессиям, более того, создают значительные сложности по организации экспериментальных работ в модельных проектах

по созданию профессиональных образовательных программ подготовки ре-месленников-предпринимателей.

Нормативная и учебно-программная документация, разработанная в процессе двух модельных проектов в Москве и в Екатеринбурге, до сих пор не получила признания на федеральном уровне, что значительно затрудняет распространение позитивного опыта на другие регионы России.

Таким образом, система профессионального образования пока не реагирует на существенные изменения реальности, связанные с тем, что в экономике страны, наряду с отраслями крупной промышленности, образовался и действует широкий сектор малых и средних предприятий, значительную часть которого составляют предприятия ремесленного профиля.

Адекватной реакцией на сложившееся положение могло бы стать выделение в государственной системе образования специальной отрасли - профессионального ремесленного образования с целенаправленной подготовкой работников для малых и средних ремесленных предприятий. Для этого необходима разработка нескольких блоков задач.

Первый блок задач связан с внесением разделов по ремесленному профессиональному образованию в проект Федерального закона «О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации» и в другие законодательные акты федерального и регионального уровня, регулирующие отношения в сфере образования.

Второй блок должен быть посвящен совместному с Федеральной службой по труду и занятости населения созданию отдельного перечня ремесленных профессий, профессиональных стандартов и дополнений в тарифно-квалификационные документы, используемые кадровыми и социальными службами.

Третий блок задач - внесение изменений в Перечень профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования, а также разработка модельных государственных образовательных стандартов для подготовки ремесленников-предпринимателей с целью формирования нормативной основы для профессионального ремесленного образования.

Литература

1. Гельвановский М. И. Ремесленное дело в России: проблемы и перспективы развития // Вопросы экономики переходного периода. - М.: «Издательский дом Панорама», 2006. - 112 с.

2. Кобелев Н. Б. Организация ремесленной деятельности. - М.: ООО «Издательский Дом БОН», 2000. - 357 с.

3. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников / Э. Ф. Зеер, В. А. Водеников, Н. А. Доронин, П. Ф. Зеер, И. А. Колобков / Под ред.

Э. Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 233 с.

4. Романцев Г. М., Колобков И. А. Ремесленное профессиональное образование: первоочередные задачи // Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России: Тез. докл. 1-й Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2002.

5. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 557 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.