Научная статья на тему 'Научно-образовательная школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России» академика РАО Г. М. Романцева'

Научно-образовательная школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России» академика РАО Г. М. Романцева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательная школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России» академика РАО Г. М. Романцева»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

В. А. Федоров,

Ф. Т. Хаматнуров

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ» АКАДЕМИКА РАО Г. М. РОМАНЦЕВА

Школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования» сформировалась как синергетический результат обобщения теории и практики 30-летнего периода развития высшего инженерно-педагогического, 50-летнего периода развития среднего индустриально-педагогического и 70-летнего - профессионально-технического образования в Советском Союзе. Весь этот опыт был сконцентрирован при создании в 1978 г. Свердловского инженерно-педагогического института (СИПИ) - первого и головного высшего учебного заведения в системе Государственного комитета по профессиональному образованию СССР (Госпрофобр). Важной вехой в становлении научной школы стало создание на базе института в 1987 г. Учебно-методического объединения по инженерно-педагогическим специальностям.

На рубеже 1980-90-х гг. система высшего инженерно-педагогического, среднего индустриально-педагогического и начального профессионально-технического образования страны в теоретическом, методологическом и научно-методическом аспектах вступили в полосу кризиса. Целый ряд теоретиков и практиков (С. Я. Батышев, В. С. Леднев, Б. А. Соколов, Л. К. Малштейн, Е. В. Ткаченко и др.) занимались поиском путей выхода из этого состояния. Был среди них и Г. М. Романцев, который, обобщив отечественные и международные теории и эмпирику профобразования, тенденции глобализации и локализации социально-экономического развития, предложил три авторских концепции: профессионально-педагогическое образование (1991 г.), высшее рабочее образование - прикладной бакалавриат (1992 г.) и концепцию, оформившуюся позднее, - развитие ремесленничества (1996 г.). За несколько лет эти взаимосвязанные между собой теории не только стали устойчивыми, социально и экономически востребованными направлениями исследований, но и институиро-вались на практике в различных регионах страны и превратились в единую научную школу с широким международным признанием, которая

в настоящее время является ведущей в системе высшего и среднего профессионально-педагогического и начального профессионального образования Российской Федерации.

Основатель научно-образовательной школы Геннадий Михайлович Романцев - доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор около 300 научных и научнометодических работ. Награжден орденами Дружбы и «Святая София» (Международная организация социального партнерства «Европейская организация бизнеса» за личный вклад в возрождение духовности, науки и культуры. Оксфорд, Великобритания).

В настоящее время скоординированные научно-исследовательские и внедренческие работы по всей стране и за рубежом ведутся под руководством специалистов Российского государственного профессиональнопедагогического университета (РГППУ):

Владимира Анатольевича Федорова - проректора по научной, инновационной политике и внешним связям, доктора педагогических наук, профессора, автора более 240 публикаций;

Ирины Васильевны Осиповой - ученого секретаря УМО по профессионально-педагогическому образованию (ППО), кандидата педагогических наук, профессора, автора более 120 публикаций;

Ольги Вениаминовны Тарасюк - ученого секретаря УМО по ППО, кандидата педагогических наук, профессора, автора более 120 публикаций;

Фердинанда Тайфуковича Хаматнурова - директора Научно-образовательного центра инноваций в образовании, доктора педагогических наук, профессора, автора более 140 публикаций;

Андрея Викторовича Ефанова - директора Научно-образовательного центра по развитию ремесленничества РГППУ, кандидата педагогических наук, доцента, автора более 160 публикаций.

Целью исследовательской программы является теоретико-методологическое обоснование опережающего развития многоуровневого вариативного профессионального и профессионально-педагогического образования как детерминанта инновационных изменений социально-экономических, идейно-политических и культурно-бытовых условий. Задачи проводимых исследований:

• систематизировать и обобщить опыт системного изучения проблем в области профессионального и профессионально-педагогического образования;

• определить методологические и теоретические основания опережающего профессионального и профессионально-педагогического образования;

• выявить закономерности функционирования и развития профессионального и профессионально-педагогического образования;

• разработать теоретические основы проектирования содержания опережающего многоуровневого вариативного профессионального и профессионально-педагогического образования как детерминанта инновационных изменений социально-экономических и социально-педагогических условий.

Концептуальное ядро научно-образовательной школы - профессиональное и определяющее его качество профессионально-педагогическое образование - рассматриваются как социально-педагогические детерминанты, задающие вектор и темпы социально-экономического, идейно-политического и культурно-бытового прогресса.

Особенность научной школы академика Г. М. Романцева состоит в разработке и внедрении социально-педагогических детерминант, определяющих развитие опережающего многоуровневого вариативного профессионального и обеспечивающего его качество профессионально-педагогического образования, что в совокупности является ответом на исторический вызов, осознаваемый и принятый российским обществом: естественным атрибутом профессиональных учебных заведений должны стать непрерывная генерация, трансфер и внедрение инноваций, определяющих кадровое сопровождение «мейнстрима» мирового социально-экономического, политического и духовного развития - отечественные учебные заведения должны трансформироваться в катализаторы формирования «экономики знаний», гражданского общества и правового государства.

Научная школа академика Г. М. Романцева в настоящее время ведет исследования по трем ведущим направлениям.

1. «Научные основы развития и проектирования профессиональнопедагогического образования в России».

Целью работ по данному направлению является теоретико-методологическое обоснование развития профессионально-педагогического образования в изменяющихся социально-экономических и социальнопедагогических условиях. Задачи исследования:

• систематизировать и обобщить опыт изысканий в области профессионально-педагогического образования;

• определить методологические и теоретические основания профессионально-педагогического образования;

• разработать концепцию профессионально-педагогического образования;

• изучить закономерности развития профессионального и профессионально-педагогического образования;

• разработать теоретические основы проектирования содержания профессионально-педагогического образования.

В 1991 г., анализируя различные сценарии дальнейшего развития высшего инженерно-педагогического образования в противоречивых условиях начального периода становления рыночных отношений, Г. М. Роман-

цев предложил расширить ареал его распространения и, соответственно, трансформировать данную систему в профессионально-педагогическое образование. Последовательная и адекватная реализация этой идеи на практике позволила не только сохранить этот вид образования, но и вывести его, по ряду системных показателей, на лидирующие позиции в стране и в СНГ. Концепция профессионально-педагогического образования явилась методологической основой для обоснования новых подходов к высшему профессиональному образованию (Романцев Г. М. Проблемы профессионально-педагогического образования // Инженерное образование на рубеже XXI в.: материалы междунар. конф. Алушта, 1991).

Этапами развития данного научного направления школы стали:

• 1987-1992 гг. - становление концепции профессионально-педагогического образования (ППО);

• 1992-2000 гг. - период институирования профессионально-педагогического образования: трансформация СИПИ в профессионально-

педагогический университет; Учебно-методического объединения по инженерно-педагогическим специальностям в УМО по профессионально-педагогическому образованию (председатель - Г. М. Романцев); возникновение профессионально-педагогических учебных заведений, факультетов, кафедр и т. д.; разработка учебно-методического сопровождения, обобщение и распространение передового опыта подготовки кадров по специальностям;

• 2000 г. - по настоящее время - интенсивное развитие научного направления, возникновение на базе РГППУ Уральского отделения РАО (председатель - академик РАО Г. М. Романцев); координация усилий ученых на решении важных проблем развития и совершенствования профессионально-педагогического образования.

Данное научное направление предполагает определение условий, факторов, противоречий и проблем развития профессионально-педагогического образования в современной ситуации (В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк); структурно-содержательную реформу (Н. А. Шубина); совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и образовательных технологий в учреждениях ППО (Л. В. Соловьева-Гоголева, И. В. Кукенков, В. И. Магойченков, В. Я. Шевченко); обеспечение и развитие качества подготовки специалистов (В. А. Федоров); приведение организационно-экономических механизмов функционирования учреждений ППО в соответствие с изменяющимися социально-экономическими условиями (Т. Я. Касьянова, Н. И. Шишкина, Л. И. Корнеева, В. Б. Савельев и др.), решение проблем профессионально-педагогической этики и риторической культуры преподавателей высшей школы (Ф. Т. Хаматнуров, Л. П. Аксенова и др.).

Исследования, проводимые в рамках направления «Научные основы развития и проектирования профессионально-педагогического образова-

ния в России», - непрерывно развивающийся процесс, корректирующийся по мере изменения в профессиональном образовании и экономике страны. Вместе с тем, несмотря на динамический характер, данный процесс несет в себе элемент непрерывной рефлексии, осознания достигнутых научных результатов, выражающихся в разработке:

• теории профессионально-педагогического образования;

• концепции профессионально-педагогического образования;

• методологии проектирования содержания профессионально-педагогического образования;

• научно-методических основ стандартизации профессионально-педагогического образования и др.

Особенностью исследований по данному научному направлению является его научно-практический характер. Фундаментальные вопросы рассматриваются в связи с прикладными проблемами. Все, что оформляется в качестве научных идей и концепций, тут же в той или иной мере реализуется. Инновации и эксперимент сопровождают теоретические исследования.

Данное направление деятельности научной школы способствует и сохранению научных ценностей, принципов сложившейся в течение десятилетий теории профессионально-педагогического образования для продуктивного их использования в перспективных научных исследованиях. Одна из функций школы - систематизация накапливаемого научного опыта в теории и методологии профессионально-педагогического образования и передача его от одного поколения ученых другому.

Огромный вклад в разработку научных основ развития и проектирования профессионального, профессионально-педагогического образования внесли ученые-исследователи академик РАО Г. М. Романцев, член-корреспондент РАО Э. Ф. Зеер, профессор В. А. Федоров и др. (Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование: моногр. Екатеринбург, 2006; Зеер Э. Ф. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека: моногр. Екатеринбург, 2008; Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие. М., 2009; Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика: моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 330 с.; Федоров В. А., Колегова Е. Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 208 с.; Федоров В. А., Фалько В. П. Художественно-проектная компетенция педагога прфессионального обучения в области дизайна: проблемы формирования. Екатеринбург: РГППУ, 2010. 166 с.).

2. «Разработка научно-методических основ высшего рабочего образования в России».

Цель исследовательской программы данного направления работы научного коллектива заключается в теоретическом обосновании и разра-

ботке организационно-методологических основ, условий функционирования и дальнейшего развития начального профессионального образования, в том числе его нового направления - высшего рабочего образования. Задачи исследования:

• определить основные понятия, цели, место и роль начального профессионального образования в современном обществе;

• выявить основные проблемы и противоречия функционирования начального профессионального образования на основании изучения истории развития начального профессионального образования и его современного состояния в России и за рубежом;

• выявить и охарактеризовать пути дальнейшего развития системы начального профессионального образования, позволяющие разрешить выявленные противоречия системы;

• разработать организационно-нормативную и учебно-методическую документацию для создания института рабочего образования как профессионального учебного заведения нового типа, позволяющего осуществить высшее рабочее образование, и, таким образом, реализовать педагогические условия, необходимые для претворения в жизнь намеченных путей развития системы;

• провести педагогический эксперимент по апробации учебно-воспитательного процесса, осуществляемого на основе разработанной методологии высшего рабочего образования;

• обосновать пути и условия дальнейшего совершенствования профессионально-педагогического образования на основе новых требований, предъявляемых к педагогическим кадрам начального профессионального образования и являющихся необходимыми средствами его реформирования.

В последние годы во многих регионах страны в десятках классических, технических и педагогических университетов интенсифицировались исследования по проблемам внедрения высшего рабочего образования. Внешний импульс этому процессу был положен в ноябре 2008 г., когда директор Департамента государственной политики и нормативноправового регулирования в сфере образования Минобрнауки Российской Федерации И. М. Реморенко выступил с заявлением о том, что необходимо организовать новую систему подготовки высококвалифицированных рабочих - рабочих с высшим образованием - так называемый «прикладной бакалавриат».

Истоки этого перспективного, с точки зрения модернизации экономической сферы современного российского общества, явления находятся в научной школе академика Г. М. Романцева, который еще в 1990 г., исследуя проблемы инженерно-педагогического образования в СССР, пришел к необходимости объективизации изменяющихся субъективных профессионально-квалификационных потребностей личности, снятия ис-

кусственнъж социально-образовательных барьеров в профессиональном развитии личности (Романцев Г. М. Интерес и закон // Сред. спец. образование. 1990. № 12. С. 36.).

В 1992 г. Г. М. Романцев, обобщив и систематизировав противоречия, проблемы и выявившиеся негативные тенденции развития не только в отечественной, но и в европейской системе подготовки рабочих кадров, впервые в отечественной профессиональной педагогике предложил в качестве средства преодоления кризисных социально-профессиональных явлений, ведущих к стагнации и даже снижению квалификационного потенциала рабочих кадров, развивать новое направление высшей школы -высшее рабочее образование. Следует подчеркнуть, что развитие данного направления актуально не только для вступившего в искусственный период девальвации профессиональной культуры российского общества, но и для внешне благополучной объединенной Европы. Г. М. Романцев сформулировал цель создающейся новой научной школы - дать теоретическое обоснование и разработать организационно-методологические основы и условия функционирования и дальнейшего развития начального профессионального образования, в том числе его нового направления -высшего рабочего образования (Романцев Г. М. Проблемы становления и развития высшего рабочего образования в Екатеринбурге // Проблемы большого Екатеринбурга: материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1992; Романцев Г. М. Новое направление высшей школы: высшее рабочее образование // Проблемы высшего образования в Европе: материалы 2-й междунар. конф. 24-29 июня 1992 г., Санкт-Петербург. СПб.: СПАСУМ, 1992. С. 47-55).

В дальнейшем Г. М. Романцев привлек целый ряд исследователей, которыми были проведены теоретические и практические опытно-поисковые работы по данным проблемам применительно к реальной практике профтехобразования, показавшие возможность преодоления социальнопрофессиональной замкнутости учреждений НПО (Социально-экономическое обоснование и научно-методическое обеспечение высшего рабочего образования: комплекс «СИПИ - ВПУ-2» / СИПИ; Г. М. Романцев, В. Я. Шевченко, В. Д. Семенов и др.; № ГР 01920015245. Екатеринбург, 1992. 61 с.; Социально-экономическое обоснование и научно-методическое обеспечение высшего рабочего образования / СИПИ; Г. М. Романцев, В. Я. Шевченко и др.; № ГР 01920015245. Екатеринбург, 1992. 94 с.).

В 1993-94 гг. в условиях идейно-нравственной дезориентации системы образования повысился интерес общественности к новым субъек-тивизированным траекториям профразвития и к сложным научно-теоретическим обоснованиям этих траекторий. В 1994 г. на основе трехлетней теоретической и опытно-поисковой работы была разработана не только концепция высшего рабочего образования, но и впервые научно-методически доказана возможность подготовки высококвалифицированных

рабочих со степенью «бакалавр» и представлен детализированный проект его профессиограммы, квалификационной характеристики и учебного плана его подготовки, разработаны подходы к адекватной организационной форме ВРО - института высшего рабочего образования и др. (Роман-цев Г. М. Гуманизация как стержень развития высшего рабочего образования // Гуманизация и гуманитаризация профессионально-педагогического образования: материалы конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. Ч. 2. С. 3-10; Романцев Г. М., Шевчен-

ко В. Я. Концепция высшего рабочего образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994; Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Профессио-грамма бакалавра по специальности «Электромеханик информационных технологий». Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. 5 с.; Романцев Г. М., Свидлер К. Н. Квалификационная характеристика рабочего с высшим образованием бакалавра по специальности «Электромеханик информационных технологий». Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. 8 с.; Вайн В. М., Романцев Г. М. Экспериментальный учебный план подготовки бакалавров по специальности высшего рабочего образования «Электромеханик информационных технологий». Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. 6 с.; Теоретические основы высшего рабочего образования. Принципы организации педагогического процесса в институте рабочего образования / УГППУ; Г. М. Романцев, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург, 1994. 53 с.).

В 1995 г., исходя не только из педагогической теории, но и используя накопленный практический опыт, был проведен сложный феноменологический анализ понятия «высшее рабочее образование», что позволило начать процесс его внедрения в отечественную педагогическую теорию; на практике реализована и апробирована модель многоуровневого профессионального учебного заведения нового типа - институт рабочего образования (Романцев Г. М. Содержание понятия «высшее рабочее образование» // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко; УрГПУ, УГППУ. Екатеринбург, 1995. Вып. 1. С. 130-144; Теоретические основы высшего рабочего образования. Педагогический процесс в институте рабочего образования / УГППУ; Г. М. Романцев, Ф. Т. Хаматнуров; № ГР 01950005660. Екатеринбург, 1995. 49 с.).

В 1996 г. специализированные теоретические исследования и накопленный опыт функционирования института рабочего образования позволили дополнить многоуровневую структуру организации образовательного процесса возможностью для обучающихся самостоятельно определять свою образовательную траекторию, т. е. модель института стала носить не только многоуровневый, но и вариативный характер (Романцев Г. М., Хаматнуров Ф. Т. Модель института рабочего образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 2. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. С. 212-220).

В 1997 г. были разработаны и начали проходить апробацию не только в Свердловской, но и Тюменской области механизмы поэтапной трансформации профучилищ в многоуровневые вариативные высшие учебные заведения - институты рабочего образования, были разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс два варианта типовых методических рекомендаций по составлению учебных программ для института рабочего образования и др. В совокупности это позволило создать стройную концепцию высшего рабочего образования. Делегация РГППУ по главе с Г. М. Романцевым была приглашена в Китайскую Народную Республику для участия в Первом международном семинаре, посвященном качественно новым формам подготовки профессионально-педагогических работников для системы рабочего образования в условиях начала модернизации экономики; были заключены долгосрочные соглашения о сотрудничестве и постоянном обмене инновационной научно-образовательной информацией и др. (Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования: моногр. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997. 412 с.; Романцев Г. М., Гончаров С. З. Необходимость высшего образования работников материального труда (рабочих) // Вестн. УМО высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. Вып. 1(19). С. 19-39; Романцев Г. М., Хаматнуров Ф. Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 136 с.; Методические рекомендации по составлению учебных программ для института рабочего образования (ИРО) / под науч. ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 16 с.; Методические рекомендации по составлению учебных программ для института рабочего образования (ИРО) / под науч. ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 15 с.; Romantsev G., Zborovsky G. Modern stage in the development of Vocational Pedagogic Education’s state system in Russia // Selected theses of the First International seminar on Higher Vocational Technical Teachers’ Education. Oct., 1997. Tianjin, 1997. P. 79-81).

Обобщение теории и практики высшего рабочего образования позволило Г. М. Романцеву защитить докторскую диссертацию по данной теме (1998 г.), а представителям этой научной школы перейти к рассмотрению проблем кадрового сопровождения этого направления профессионально-педагогической практики (Романцев Г. М., Жученко А. А., Федоров В. А. и др. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследований: моногр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2003. 67 с.; Романцев Г. М. Развитие профессионально-педагогического образования - необходимое условие модерниза-

ции системы начального профессионального образования // Экономика и управление профессиональным образованием: материалы науч.-практ. конф. 11-12 апреля 2002, г. Екатеринбург. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002. С. 3-6; Романцев Г. М. Инновации в развитии профессионального образования в Уральском регионе // Образование и наука. Изв. УГНОЦ РАО. 2000. № 4(6). С. 18-26).

В последние годы акцент делается на теоретических и прикладных исследованиях интеграции высшего рабочего образования в территориальное (региональное) образовательное пространство, обоснование возможности и объективной необходимости широкого применения при подготовке рабочих высокой квалификации информационно-коммуникационных образовательных: технологий, расширении номенклатуры профессиональной подготовки и др. (Романцев Г. М. Образование в Уральском регионе: основы развития и инноваций // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2006. № 2(38). С. 4-13; Романцев Г. М., Федоров В. А., Хаматнуров Ф. Т., Комаров К. Ю. Многоуровневые вариативные модели формирования территориального (регионального) образовательного пространства: моногр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2007. 178 с.; Романцев Г. М., Федоров В. А., Хаматнуров Ф. Т., Комаров К. Ю. Педагогические технологии реализации многоуровневых вариативных моделей формирования территориального (регионального) образовательного пространства: моногр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2007. 135 с.)

В настоящее время концепция высшего рабочего образования -прикладного бакалавриата - внедряется в нескольких индустриально развитых регионах страны, теоретические проблемы подготовки квалифицированных рабочих исследуются в десятках учреждений ВПО, но потребности перехода на инновационный путь социально-экономического развития детерминируют системные профессионально-педагогические исследования, обеспечивающие достижение глобальной конкурентоспособности отечественных рабочих кадров высшей квалификации. Научная школа «Разработка научно-методических основ высшего рабочего образования в России» закономерно вступает в новый этап своего развития: высшее рабочее образование - прикладной бакалавриат - институируется на федеральном уровне; расширяются, укрепляются, принимают новые формы межрегиональные и международные связи - школа приобретает черты федерального и международного центра (Романцев Г. М. Через традиции и инновации - к профессионализму // Регионы России. Национальные приоритеты. 2009. № 5(37). С. 70-71).

3. «Разработка научно-методических основ профессионального ремесленного образования в России».

Цель исследований в рамках данного направления - теоретико-методологическое обоснование создания и развития профессионального ремесленного образования в условиях возрастания экономической роли ма-

лого и среднего бизнеса. Задачи, которые необходимо решить научному коллективу школы:

• исследовать процессы становления и развития ремесленного сектора экономики в России;

• систематизировать и обобщить зарубежный и отечественный опыт исследований в области ремесленного образования;

• определить методологические и теоретические основания становления профессионального ремесленного образования в России;

• разработать концепцию и модели профессионального ремесленного образования;

• исследовать закономерности и особенности функционирования и развития ремесленного образования;

• разработать теоретические основы развития профессионального ремесленного образования в России.

На рубеже XX-XXI вв. развитые страны мира вошли в период преобразования своих индустриальных социально-экономических систем в постиндустриальные общества. Одним из проявлений этого процесса в хозяйственной сфере является переход от массового производства стандартной продукции к узкоспециализированным малым предприятиям, ориентированным на высокие стандарты жизни, в большей степени удовлетворяющих индивидуальные потребности людей. Предприятия такого типа во многих странах называют ремесленными, а их руководителей - ремесленниками-предпринимателями.

В России ремесленничество с начала 1990-х гг. переживало второе рождение, остро нуждаясь в кадровом обеспечении и его постоянном воспроизводстве. При этом система начального и среднего профессионального образования почти целиком была сориентирована на подготовку рабочих и специалистов индустриального (исполнительского) типа. Одним из первых, кто обратил внимание на это противоречие, был Г. М. Романцев, выступив в 1996 г. с инициативой начать работу по организации профессионального образования по ремесленным профессиям, возрождению и развитию ремесел на Урале (Протокол о намерениях сотрудничества в области профессионального образования по ремесленным профессиям / В. В. Нестеров, Г. М. Романцев, Б. Тидеманн. Екатеринбург, 1996).

Понимание того, что квалификация ремесленника включает не только технологические аспекты производства, но и умение анализировать комплексные задачи, планировать и организовывать весь ход работ, производить работу на высоком технологическом, эстетическом и экономическом уровне, требует пересмотра содержания образования, форм и методов обучения в учреждениях начального профессионального образования, ориентированных в основном на формирование простой совокупности знаний, умений и навыков, чаще всего функциональных или операционных (Проект «Поддержка ремесел через профессиональное об-

разование» / В. В. Нестеров, Г. М. Романцев, Б. Тидеманн и др. Екатеринбург, 1998. 12 с.).

В становлении нового научного направления, развитие которого проходило в тесном взаимодействии с изменяющейся образовательной практикой, можно выделить несколько этапов.

На первом этапе (1996-1999 гг.) происходила разработка нормативно-правовой, организационно-методологической, дидактической и информационной основы для реализации в Свердловской области пилотного проекта по обучению ремесленным профессиям (Поддержка ремесел через профессиональное образование: разработка аналитических материалов для совместного германо-российского проекта / РГППУ; науч. рук. Г. М. Романцев. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1999. 60 с.).

Результатом научного поиска группы исследователей под руководством Г. М. Романцева стал разработанный пакет материалов методологического и методического характера, включающий теоретическое обоснование концептуальной модели ремесленничества; педагогическую концепцию подготовки мастеров-ремесленников; перечень ремесленных профессий; профессиограммы специалистов-ремесленников трех строительных профессий (маляр-дизайнер, плиточник-мозаичник, столяр); учебные планы подготовки ремесленников по трем строительным профессиям; примерные рабочие программы дисциплин подготовки ремесленников; концепцию повышения квалификации педагогического состава профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку ремесленников.

На втором этапе (2000-2005 гг.) по заданию Министерства образования и науки РФ и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на базе Профессионального лицея ремеслен-ников-предпринимателей, ставшего Федеральной экспериментальной площадкой, под руководством Г. М. Романцева были проведены теоретические и практические опытно-поисковые работы, которые позволили разработать методологию, концепцию и условия реализации профессионального образования ремесленников и кадрового сопровождения их профессиональной подготовки (Методологическое и профессионально-

педагогическое обеспечение развития ремесленного сектора экономики / УГППУ; Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, И. А. Колобков и др.; ГР Министерства образования РФ № 015.10.01.29. Екатеринбург, 2000. 43 с.; Ро-манцев Г. М. Инновации в развитии профессионального образования в Уральском регионе // Образование и наука. Изв. УГНОЦ РАО. 2000. № 4(6). С. 18-26; Романцев Г. М., Колобков И. А. Развитие ремесленничества - реальное направление повышение качества подготовки специалистов; сб. науч. работ. Харьков: Изд-во Украин. инж.-пед. акад., 2003. № 5. С. 153-157; Разработка методологии, концепции, принципов и условий реализации профессионального образования ремесленников и кадрового сопровождения их профессиональной подготовки / РГППУ; Г. М. Ро-

манцев, В. А. Федоров, И. А. Колобков и др.; Программа Президента России по поддержке научных школ, проект № НШ-1679.2003.6; науч. рук. Г. М. Романцев. Екатеринбург, 2004. 58 с.).

В это время были сформированы основные методологические подходы по созданию специальной отрасли профессионального образования: определены основные концептуальные положения подготовки ремеслен-ников-предпринимателей, выделены психологические особенности ремесленной деятельности, разработана логико-смысловая модель личности ре-месленника-предпринимателя, определены методологические и теоретические основы мониторинга профессионального развития ремесленника-предпринимателя, создано методическое обеспечение профотбора абитуриентов на ремесленные профессии; обоснована необходимость подготовки педагогических кадров для обучения ремесленников; разработаны дидактико-методические материалы для мультиплицирования опыта подготовки ремесленников в другие учебные заведения начального и среднего профессионального образования (Романцев Г. М., Колоб-

ков И. А. Ремесленное профессиональное образование: первоочередные задачи // Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России: тез. докл. 1-й междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. С. 7-10; Романцев Г. М., Колобков И. А. Роль ремесленничества в разрешении проблемы занятости населения // Малое предпринимательство: состояние проблемы, необходимость совершенствования и развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003. С. 123131; Романцев Г. М. Новая отрасль профессионального образования // Проф. образование. 2004. № 9. С. 2-3; Романцев Г. М., Колобков И. А. Ремесленное образование как отрасль профессионального образования // Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России: тез. докл. 2-й междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. С. 7-10; Реализация международного германо-российского проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование» / ред. Г. М. Романцев. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 76 с.).

На третьем этапе (2006-2010 гг.) происходило дальнейшее развитие теории и практики профессионального ремесленного образования, расширилась его география - началось мультиплицирование апробированной в российских условиях модели обучения специалистов-ремесленников в другие учебные заведения в Березовском, Каменске-Уральском, Асбесте, Магнитогорске и Тарко-Сале (ЯНАО).

В этот период проводимые исследования были направлены на оценку состояния законодательно-нормативной базы ремесленничества и ремесленного образования, выявление противоречий, сдерживающих развитие профессиональной подготовки и переподготовки кадров для ремес-

ленных предприятий, разработку психологического сопровождения профессионального становления ремесленников-предпринимателей, обоснование психолого-педагогических технологий такого сопровождения.

Результатом работы стала разработанная методика диагностики проблем социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений ремесленного образования, накопление социологической базы о процессах указанной адаптации с целью дальнейшей разработки образовательных и социальных проектов по развитию ремесленничества в Уральском регионе (Романцев Г. М., Колобков И. А. Ремесленное профессиональное образование как одно из направлений реформирования профессионального образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2006. № 5 (41). С. 45-52; Романцев Г. М., Колобков И. А. Ремесленное профессиональное образование как инновационное направление // Проф. образование. Столица. 2006. № 12. С. 17-19; Разработка научно-методических основ для создания специальной отрасли образования по профессиональному обучению работников малых и средних предприятий ремесленного профиля / РГППУ; Г. М. Романцев, Э. Ф. Зеер, И. А. Колобков и др.; РГНФ, проект № 06-06-00413а. Екатеринбург, 2008. 46 с.).

Деятельность научно-образовательной школы академика РАО Г. М. Ро-манцева, коллектив которой решает задачу научного и технологического обеспечения профессионального и профессионально-педагогического образования, способствует развитию теоретической и практической профессиональной педагогики. Это подтверждено тематикой научных исследований защищенных 16 докторских диссертаций (1998 г. - Г. М. Романцев, 1999 г. - Ф. Т. Хаматнуров,

2001 г. - В. Б. Полуянов, Ю. Н. Галагузова, 2002 г. - В. А. Федоров, П. Ф. Куб-рушко, Х. Ш. Тенчурина, В. Л. Назаров, 2004 г. - К. А. Романова, 2005 г. -Л. И. Корнеева, Г. Н. Жуков, 2006 г. - В. А. Метаева, Е. Н. Дорожкин, 2007 г. -А. А. Евтюгина, В. П. Косырев, Т. М. Резер) и 40 кандидатских диссертаций (1991 г. - В. П. Косырев, 1997 г. - И. В. Осипова, 1998 г. - С. М. Кожуховская, 1999 г. - О. В. Тарасюк, М. Г. Горонович, Т. А. Шкарина, Т. М. Резер, 2000 г. -А. П. Климов, Н. И. Шишкина, 2001 г. - Т. А. Смолина, И. А. Жаринова, Л. В. Соловьева-Гоголева, О. В. Гайнанова, 2002 г. - А. О. Прокубовская, Л. П. Аксенова, Н. С. Бородин, В. В. Голуб, Л. П Панина., 2003 г. - Е. Г. Сафонова, В. Б. Савельев, Н. А. Шубина, 2004 г. - В. К. Штибен, Н. Г. Манакова, О. А. Фищукова,

2005 г. - А. А. Литвинов, Т. А. Филиппова, Е. В. Чубаркова, М. В. Черепанов,

2006 г. - Н. В. Белоцерковская, О. В. Волошенко, 2007 г. - Ю. А. Митина, Т. М. Степанова, Р. С. Силкин, 2008 г. - М. А. Федулова, И. А. Суслова, Е. М. Карачева, Е. И. Васенин, 2009 г. - В. П. Фалько, Ю. В. Осколкова, 2010 г. - Н. Н. Ульяшина).

За двадцатилетнюю историю научной школы полученные результаты исследований обсуждены на заседаниях Коллегий федерального и областного министерств образования, пленумов УМО по ППО, научно-практических конференций различного уровня, представлены в почти 200 монографиях, более чем 300 статьях, Государственных образовательных стандартах 1-го,

2-го, и 3-го поколений, более чем 240 учебниках и учебных пособиях, свыше 90 специальных учебных курсах для студентов, практических педагогов, работающих в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантов и других категорий слушателей. А также отражены в более чем 30 научно-исследовательских работах, выполняемых по проектам и грантам Федеральных программ развития образования, Российского гуманитарного научного фонда. В конкурсе, проведенном Минобрнауки РФ в 2010 г. по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства по приоритетному направлению модернизации и технологического развития экономики России на 2010-2012 гг., получено финансирование в объеме 200 млн р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 574

Г. П. Сикорская

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К НООСФЕРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАК ФЕНОМЕНУ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УРАЛЬСКОГО НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА УРО РАО)

Аннотация. В статье рассматривается опыт работы Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования (УрО РАО). Центр развивается как образовательный кластер в новой парадигме образования на основе сетевого и внешнего научно-практического взаимодействия с использованием фандрайзинга, взаимного интереса решения педагогических проблем в социокультурном пространстве, включающем образовательные и научные учреждения, производственные, государственные и административные структуры, развивающиеся институты гражданского общества, бизнес- и инфраструктурные компоненты территорий. Новый тип взаимодействия способствует развитию научных практико-ориентированных исследований, появлению эффекта педагогической эмерджентности и самоорганизации, реальному участию в Федеральном проекте «Наша новая школа».

Ключевые слова: кластер, фандрайзинг, сетевое взаимодействие, формы и виды организации научного поиска, взаимодействия в научно-прикладной деятельности, экологическое образование, ноосферное образование, моделирование инновационных педагогических систем.

Abstract. The paper analyses the work of the Ural Center of Science and Education of the Ural Branch of the Academy of Education of the Russian Federation (the USEC). By adapting a new cluster approach to its processes and operations, the above center has become an emerging component of the global socio-cultural environment. The USEC serves as an active agent of changes within the federal project «Our New School» and applies the cluster approach to educational practice by means of fundraising and mutual problem

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.