НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Г. Д. Бухарова
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К 20-летию создания диссертационного совета
Диссертационный совет Д 212.284.01 был утвержден в Свердловском инженерно-педагогическом институте (сейчас Российский государственный профессионально-педагогический университет - РГППУ) приказом ВАК СССР от 17 января 1991 г. (изменения о его работе были внесены приказом ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2009 г.).
Диссертационному совету разрешено принимать к защите кандидатские и докторские диссертации по специальностям 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания по общетехническим дисциплинам, 13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
С момента начала работы совета защищено 370 диссертаций, из них - 47 докторских и 323 кандидатских.
Тематика диссертаций связана прежде всего с проблемами общего и профессионального образования. Исследовательские работы выполнены на базе профессиональных лицеев, колледжей, училищ, средних школ, педагогических и профессионально-педагогических вузов, а также вузов, входящих в Учебно-методическое объединение (УМО) по профессионально-педагогическому образованию (ППО).
Деятельность диссертационного совета способствует не только решению задач научного и учебно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса учреждений различного типа, укреплению и обогащению кадрового потенциала системы профессионального и профессионально-педагогического образования, но и развитию инновационных направлений педагогической науки. Среди них: методология и теория междисциплинарных исследований на стыке различных областей знаний (д-р пед. наук, проф. Н. О. Вербицкая), инструментальная дидактика (д-р пед. наук, проф. В. Э. Штейнберг); педагогическая культурология (д-р пед. наук, проф. В. Л. Бенин) [1, 2]; технология саморазвития человека (д-р пед. наук, проф. К. Я. Вазина).
Со дня основания диссертационного совета его возглавляет академик РАО Евгений Викторович Ткаченко, под чьим непосредственным руководством защищено 5 докторских и 22 кандидатских диссертации в области педагогики профессионального образования, из них 3 докторские (К. А. Романова, В. Л. Назаров, Т. М. Резер) и 9 кандидатских работ рассмотрены в диссертационном совете при РГППУ. Темы и содержание исследований отражают следующие научные направления: модернизация муниципальной системы образования (В. Л. Назаров), послевузовское профессионально-экологическое образование руководящих работников (К. А. Романова), теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в системе среднего профессионального образования (Т. М. Резер), дизайн-образование (В. П. Климов, С. М. Кожуховская), организационно-педагогические аспекты развития учреждений СПО (Т. М. Резер, Т. И. Шкарина, О. В. Гайнанова, Г. В. Втюрина, Л. В. Голуб), организационно-педагогическое обеспечение образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования (Н. С. Бородин, В. А. Голуб, Г. В. Иванова, Л. П. Панина, В. А. Петров, Б. И. Смирнов), новые принципы воспитательной работы в учреждениях профессионального образования (О. А. Фи-щукова, М. С. Хохолуш, И. И. Сибигатуллин, Г. В. Ендрихинская) [5].
В разное время членами совета являлись такие авторитетные деятели отечественной науки и образования, как С. А. Аничкин, В. С. Безрукова, М. А. Галагузова, Г. Е. Зборовский, Г. М. Лисовская, А. Т. Маленко, Л. К. Малштейн, А. Я. Найн, Л. А. Семенов, Г. Н. Сериков, а также ученые из Белоруссии и Украины.
На сегодняшний день в утвержденном составе совета 23 доктора наук, восемь из которых защищали свои диссертации на соискание ученой степени в этом же совете (В. Л. Бенин, Г. Д. Бухарова, В. А. Метаева, Л. В. Моисеева, С. А. Новоселов, В. Б. Полуянов, Н. К. Чапаев, Ф. Т. Ха-матнуров).
Высококвалифицированные научно-педагогические кадры, современная материально-техническая и учебно-методическая база, создание подразделений, ориентированных на повышение научной квалификации специалистов, - все это позволило РГППУ эффективно организовать комплекс фундаментальных и прикладных исследований в областях профессионального, профессионально-педагогического образования, профессиональной психологии и педагогики, современных технологий обучения и производства.
Деятельность диссертационного совета - непрерывно обновляющийся, динамичный, живо реагирующий на изменения в обществе процесс. Вместе с тем для данного процесса характерны постоянная рефлексия, осмысление достигнутых научных и практических результатов, вследствие чего складываются особые научные сообщества - научные школы, хранители ценностей, научных принципов, научных теорий, воз-
никающих, утверждающихся в лоне диссертационного совета и являющихся квинтэссенцией его деятельности. Важная функция научных школ -систематизация накапливаемого научного знания и его передача от одного поколения ученых другому [4].
Образование научных школ - процесс сложный и длительный, измеряемый не годами, а десятилетиями. Критерии оценки сформирован-ности научной школы - вопрос дискуссионный и многоаспектный. Если взять формальный аспект, то критериями могут служить наличие нескольких поколений учеников и последователей, наличие подготовленных и защищенных кандидатских и докторских диссертаций, количество и объем публикаций, в том числе в журналах, входящих в перечень ВАК, изданий с грифами Министерства образования и науки, учебно-методических объединений, наличие грантов, премий регионального, федерального и международного уровней и т. д.
Содержательный аспект сложившейся научной школы - это, прежде всего, наличие основополагающих и принимаемых членами школы методологических и теоретических положений, оформление понятийного аппарата научной школы, выработка позиций, подходов, методов и правил проведения исследований в виде научных принципов, обладание базами внедрения научных результатов и т. п.
Если же рассматривать содержательно-временной аспект, то своего рода критерием служит очередность прохождения определенных этапов «созревания» научной школы. Не претендуя на всеобщность, опираясь на эмпирический опыт формирования научных школ диссертационного совета при РГППУ, можно выделить следующие стадии становления: зарождение и содержательно-методологическое оформление школы; образование научного сообщества последователей и учеников; переход к системным исследованиям и формирование внедренческой базы; «разветвление» научной школы, сопряжение ее деятельности с другими направлениями теоретических и экспериментальных изысканий.
Сегодня работа научных школ диссертационного совета при РГППУ охватывает следующие аспекты:
• исследования социально-экономических и психолого-педагогических проблем в области профессионального и профессионально-педагогического образования;
• новые информационные и коммуникационные технологии обучения;
• гуманизация профессионального и профессионально-педагогического образования;
• исследования по разработке и созданию новых технологий в области профессионального и профессионально-педагогического образования;
• фундаментальные и прикладные изыскания в области гуманитарных, естественных и технических наук;
• решение проблемы воспитания молодежи в современных условиях.
На базе научных школ развиваются аспирантура и докторантура, создаются научно-исследовательские центры, лаборатории, укрепляются научные связи с российскими и зарубежными учеными.
Исследования, выполняемые и защищаемые в совете учеными и аспирантами университета, а также учреждений образования УМО по ППО, тесно связаны с направлениями координационного плана НИР, который включает вопросы развития профессионального и профессионально-педагогического образования и нацелен на решение практических задач, стоящих перед учебными заведениями.
Одним из приоритетных направлений деятельности научной школы профессионально-педагогического образования (руководитель - академик РАО Г. М. Романцев) является определение условий, факторов, противоречий, проблем развития ППО и основных направлений его модернизации; разработка структурно-содержательной реформы профессиональнопедагогического образования (В. А. Метаева, Н. А. Шубина); совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и образовательных технологий в учреждениях ППО и дополнительного профессионального образования (Е. М. Дорожкин, Л. В. Соловьева-Гоголева, В. И. Кукен-ков, В. И. Магойченков, В. Я. Шевченко, Е. В. Чубаркова); обеспечение и развитие качества подготовки специалистов (В. А. Федоров); приведение организационно-экономических механизмов функционирования учреждений ППО в соответствие с изменяющимися социально-экономическими условиями (Т. И. Касьянова, Н. И. Шишкина, Л. И. Корнеева,
В. Б. Савельев); решение проблем профессионально-педагогической этики и риторической культуры преподавателей высшей школы (Ф. Т. Хаматну-ров, Л. П. Аксенова). Появление новых отраслей профессионального образования делает актуальным теоретическое обоснование процессов их развития. В этой связи необходимо отметить такое важнейшее направление научных исследований, как развитие ремесленного профессионального образования (Н. А. Доронин) [6].
Научная школа психологии профессионального образования (руководитель - член-корреспондент РАО Э. Ф. Зеер) занимается проблемами профессионального становления специалиста в профессиональном образовании: формированием теоретико-методологических основ психологии профессионального образования; определением ключевых конструктов модернизации профессионального образования: базовых компетентностей, ключевых компетенций, метапрофессиональных качеств; разработкой эффективных развивающих технологий профессионального развития человека. Результатом исследований стали защиты в совете при РГППУ кандидатских диссертаций Л. И. Корнеевой, Н. Н. Гордеевой, Н. Н. Хри-диной, И. Н. Ивановой, Л. В. Бугуевой, А. Г. Паньковой, О. Н. Шахматовой, Ж. А. Храмушиной, В. С. Павлениным, Д. П. Заводчиковым, А. П. Зольнико-вым, Е. Г. Лопес, а также защиты в других диссертационных советах (И. Ю. Жижина, Н. Г. Церковникова, А. М. Павлова) [3].
В рамках научного направления «Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики и образования» (руководитель - д-р пед. наук, проф. Г. Д. Бухарова) ведутся прикладные исследования, направленные на разработку частных методик обучения в системах НПО, СПО и ВПО с применением современных средств обучения (Л. И. Доли-нер, О. В. Бараховская, А. А. Патокин, Д. Л. Карпеев, Е. Н. Литвинова, М. Г. Дунаева, Н. С. Власова, М. Г. Елисеева, Н. И. Морозова, Т. Г. Сумина, С. И. Голицын, Г. Г. Климова, А. О. Прокубовская, В. И. Пачиков,
С. Н. Уткина, Т. В. Чернякова); организационное и научно-методическое обеспечение развития образовательных учреждений инновационного типа (О. Н. Арефьев, С. П. Захаров, С. В. Голицына, Т. А. Смолина). В процессе развития этой школы выделились самостоятельные научные направления, среди которых проектирование адаптивных методических систем в условиях информатизации образования (Л. И. Долинер), создание открытой информационно-образовательной среды учебного заведения (О. Н. Арефьев), развитие здоровьесберегающих образовательных технологий (Т. М. Резер). Под руководством кандидата педагогических наук О. Н. Арефьева успешно защищены три кандидатские диссертации (Т. И. Алферьева, Н. М. Кропотина, А. А. Шайдуров).
Существенный вклад в методологию и теорию междисциплинарных исследований на стыке различных отраслей знаний (педагогики и экономики, права, религиоведения и т. д.) внесли диссертационные работы А. В. Пономарева, Л. П. Пачиковой, И. В. Бачинина, А. В. Каревой, Д. И. Котовой, М. В. Снегиревой, выполненные под научным руководством д-ра пед. наук, проф. Н. О. Вербицкой.
Над разработкой проблемы развития технического творчества учащихся и студентов активно трудится д-р пед. наук, проф. С. А. Новоселов. Под его руководством создаются профессионально-педагогические технологии развития творческого потенциала педагогов и обучающихся на основе ассоциативно-синектического подхода (В. А. Ермолаев, И. А. Торопов, А. В. Куликов), а также разрабатываются научно-методические аспекты научно-технического творчества учащихся и студентов (Н. Н. Киселева, О. Е. Краюхина, Е. А. Третьякова, Л. В. Туркина, Т. В. Чемоданова, О. Е. Шмакова, С. Л. Хаустов).
Направление «Методологические основания педагогической интеграции» (руководитель - д-р пед. наук, проф. Н. К. Чапаев) включает исследование проблем интеграции педагогического и технического знания (Г. Т. Солдатова, А. В. Ефанов, Е. М. Заболотская, Т. В. Никулина, А. К. Шелепов); формирование ценностных отношений обучаемых (И. С. Бусыгина,
В. А. Нечаев).
Под руководством д-ра пед. наук, проф. Н. Е. Эргановой разрабатываются научные основы проектирования профессионально-педагогических технологий: производится обоснование системы методической подготовки будущих педагогов (М. Г. Шалунова, С. К. Завражнова, Т. Н. Милю-
тина, Е. Ю. Зимина, Т. В. Никонова, Г. К. Мугинова); ведется создание комплексных диагностических средств на основе модульного подхода (Ж. А. Ветч, В. Ю. Федотов, В. М. Чистикова).
Также создаются и развиваются научные школы, обогащающие педагогическую теорию и практику, и многими другими учеными, успешно защитившими докторские диссертации в совете при РГППУ и занимающимися научными изысканиями на базе иных ведущих вузов страны. Среди наиболее перспективных направлений можно выделить развитие опережающего профессионального образования (П. Н. Новиков), развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования (А. И. Влазнев, С. А. Новоселов), разработку проблемы экологического и экономического общего и профессионального образования (А. Ф. Аменд, Л. В. Моисеева, Н. В. Силкина), решение психолого-педагогической проблемы деятельности детских общественных объединений и работы с подростками (Б. Н. Алмазов, Р. А. Литвак), проектирование личностно-ориентированного обучения (Н. А. Алексеев), формирование понятий у учащихся школ и студентов вузов (Г. Д. Бухарова, Г. Н. Штинова).
Эффективность деятельности научных школ подтверждается наличием значительного числа аспирантов и докторантов, выполняющих исследования в рамках перечисленных научных направлений. Появляются своего рода «научные династии», когда в одном направлении, у одного руководителя работают два, а иногда даже три-четыре поколения ученых. Например, под руководством ученого секретаря совета при РГППУ Г. Д. Бухаровой, в свое время защитившей здесь же докторскую диссертацию, подготовил и защитил докторское исследование Л. И. Долинер, а уже под его руководством - Н. В. Городецкая (2004), Н. С. Толстова (2005), М. Ю. Порхачев (2006), Т. В. Озерова (2007). Г. Д. Бухарова же руководила подготовкой кандидатской, а затем и докторской работы
О. Н. Арефьева, а под его патронажем, в свою очередь, защищались Т. И. Алферьева и Н. М. Кропотина. То же можно сказать о С. А. Новоселове, у которого есть «свой» доктор и 16 кандидатов педагогических наук; о К. Я. Вазиной, подготовившей пять докторов и 27 кандидатов наук; о А. Ф. Аменде, получившем степень доктора наук в 1997 г. и воспитавшем 16 докторов и 93 кандидатов педагогических наук.
Всего защитившимися в совете РГППУ 47 докторантами и 323 кандидатами подготовлено 55 докторов и более 400 кандидатов наук, причем, как уже отмечалось, по наиболее актуальным и остро востребованным в настоящее время направлениям многоуровневого профессионального и профессионально-педагогического образования Российской Федерации.
На базе Российского государственного профессионально-педагогического университета - головного вуза отрасли - уже 22 года функционирует Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию. Это объединение осуществляет координацию учебной,
методической и научно-исследовательской деятельности 223 учреждений Российской Федерации - 134 высших учебных заведений и научно-исследовательских центров, 89 техникумов и колледжей. В его составе работает 19 научно-методических советов по разным направлениям деятельности и различным специальностям. Регулярно проходят пленумы Учебнометодического объединения (с 1987 г. - 33 пленума), ежегодно издается «Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию» (вышло 44 выпуска).
Ученые, представляющие образовательные учреждения УМО по ППО, активно участвуют в разработке проблем, имеющих опережающее значение для развития профессионального и профессионально-педагогического образования.
Материалы и планы диссертационных исследований обсуждаются на ежегодных координационных совещаниях НИР в области профессионально-педагогического образования России и на заседаниях региональных научно-образовательных центров Уральского отделения РАО. Не исключение, а правило, когда совет рассматривает диссертации по заранее заданным темам, соответствующим планам научных работ, а иногда рождающимся во время обсуждения и дискуссии непосредственно на самом диссертационном совете.
Так, были запланированы и защищены сначала в виде кандидатских, а затем и докторских исследований работы Л. З. Тенчуриной по истории профессионально-педагогического образования (1995; 2002), К. А. Романовой по экологическому образованию руководящих работников (2000; 2004), С. А. Новоселова по педагогическому обеспечению технического творчества учащихся в учреждениях НПО (1992; 1997), В. А. Метаевой по рефлексивному преодолению профессиональных затруднений педагога (1996; 2006), О. Н. Арефьева по созданию открытой информационно-образовательной среды учебного заведения СПО (2003; 2007). Но самое главное, что эти научные направления активно развиваются учениками ученых. Так, под руководством К. А. Романовой защищены 17 кандидатских диссертаций и 2 докторские, под патронажем С. А. Новоселова -16 кандидатских и 1 докторская, О. Н. Арефьева - 3 кандидатские работы.
Результативная работа диссертационного совета положительно влияет на развитие начальной, средней, высшей профессиональной школы и педагогической науки. Диссертанты, подтвердившие высшую научную квалификацию, после успешных защит своих работ активно продолжают научную деятельность, становятся руководителями учебно-научных подразделений вузов, научных институтов и других учебных заведений. Вот лишь некоторые примеры.
А. Н. Лейбович, автор докторской диссертации «Научно-педагогические основы формирования государственных стандартов профессионального образования» (1995), ныне является членом-корреспондентом
РАО, генеральным директором Национального агентства развития квалификаций, первым заместителем директора федерального Института развития профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации, лауреатом премии Президента Российской Федерации в области образования; председателем диссертационного докторского совета по педагогическим наукам федерального Института развития образования.
П. Ф. Кубрушко, защитивший интереснейшую работу «Актуальные проблемы теории содержания профессионально-педагогического образования» (2002), теперь - первый проректор Московского агроинженерного университета им. В. П. Горячкина, руководитель отраслевого УМС (сельское хозяйство), объединяющего 56 вузов России. Кроме того, Петр Федорович - председатель диссертационного докторского совета по специальностям 13.00.01 и 13.00.08. Под его руководством защищено 17 кандидатских диссертаций. На возглавляемой им кафедре педагогики и психологии успешно функционирует аспирантура, развивается научная школа, основы которой в 1970-80-е гг. заложил академик РАО В. С. Леднев. Направления научной деятельности кафедры формировались под влиянием УМО по ППО на основе координационного плана исследований УМО. Многие диссертационные исследования выполнялись также по заказу УМО и защищались в диссертационном совете при РГППУ.
Успешно работает в МГУ им. М. В. Ломоносова Н. С. Пряжников, защитивший докторскую диссертацию «Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения» (1995). Под его руководством уже утверждены 2 докторских и 8 кандидатских диссертаций.
Совет внес весомый вклад в подготовку научно-педагогических кадров и для «своего» университета - 10 докторов и 88 кандидатов наук, причем 30 кандидатских диссертаций защищено выпускниками РГППУ. Например, в докторантуре университета активно работают защитившие в совете кандидатские диссертации К. Ю. Комаров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк, А. В. Ефанов, Е. Д. Шабалдин.
Материал подготовила Ученый секретарь совета Д 212.284, д-р пед. наук, проф.
Г. Д. Бухарова
Литература
1. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: курс лекций. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. 515 с.
2. Бенин В. Л. Сущность педагогической культурологии // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2003. № 6.
3. Зеер Э. Ф. Проблемное поле научной школы «Психология профессионального развития» // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. № 11 (79). С. 120-132.
4. Научно-образовательные школы Урала / рук. науч.-образоват. проекта Г. М. Романцев, ответ. за вып. В. А. Федоров, сост. Л. М. Андрюхина. Екатеринбург: Раритет, 2010. 273 с.
5. Ткаченко Е. В., Бухарова Г. Д. Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования (обзор диссертационных исследований за 1991-2010 гг.). 6-е изд., перераб., испр. и доп. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2010. 457 с.
6. Федоров В. А., Хаматнуров Ф. Т. Научно-образовательная школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России» академика РАО Г. М. Романцева // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. № 10 (78).
С.126-140.