Научная статья на тему 'О реализации в Свердловской области проекта «Создание национальной системы компетенций и квалификаций»'

О реализации в Свердловской области проекта «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладкова Татьяна Викторовна

В 2013 году Свердловская область вошла в перечень субъектов Российской Федерации, являющихся стартовой площадкой для реализации проекта Агентства стратегических инициатив, нацеленного на создание глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения, развитие рынка труда, человеческого капитала, — «Создание национальной системы компетенций и квалификаций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гладкова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реализации в Свердловской области проекта «Создание национальной системы компетенций и квалификаций»»

О реализации в Свердловской области проекта «Создание национальной системы компетенций и квалификаций»

В 2013 году Свердловская область вошла в перечень субъектов Российской Федерации, являющихся стартовой площадкой для реализации проекта Агентства стратегических инициатив, нацеленного на создание глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения, развитие рынка труда, человеческого капитала, — «Создание национальной системы компетенций и квалификаций».

т. в. гладкова,

заместитель министра экономики Свердловской области, Екатеринбург

З1

Значение проекта для Свердловской области связано с реализацией задач по обеспечению экономического роста с учетом ограничений, обусловленных объективными демографическими тенденциями ближайшего десятилетия

развиваться можно только за счет инвестиций в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда

начение проекта для Свердловской области непосредственно связано с реализацией задач по обеспечению экономического роста с учетом ограничений, обусловленных объективными демографическими тенденциями ближайшего десятилетия.

Численность трудовых ресурсов Свердловской области имеет тенденцию к сокращению: с 2,8 млн человек в 2003 году до 2,7 млн человек в 2012.

С учетом особенностей возрастной структуры населения, уменьшение численности трудовых ресурсов Свердловской области в дальнейшем продолжится, по прогнозу — до 2,6 млн человек к 2020 году.

В таких условиях планируемый экономический рост достижим на основе опережающего роста производительности труда. Источником увеличения производительности труда выступают инвестиции в модернизацию и создание высокопроизводительных рабочих мест. Целевые значения для Свердловской области — модернизация 400 тыс. и создание 300 тыс. высокопроизводительных рабочих мест к 2018 году.

Достижение этих показателей требует принципиально нового подхода к обеспечению экономики рабочей силой - причем не только в достаточном количестве, но и надлежащего качества и в нужном месте.

На этом положении особо акцентировал внимание Владимир Путин на расширенном заседании Правительства Российской Федерации, состоявшемся 31 января 2013 года, отметив, что «развиваться можно только за счет инвестиций в человека, в его квалифика-

цию, в повышение производительности труда».

В этой связи особое значение приобретает увеличение доли высококвалифицированных работников до 1/3 от общего числа квалифицированных работников. В феврале 2013 года Росстатом определена методика расчета показателя (приказ Росстата от 21.02.2013 № 70).

После получения первых результатов статистического наблюдения будет уточнено значение этого показателя по Свердловской области. По текущей оценке он составляет 23 %; целевое значение к 2020 году соответствует федеральному - 33,4 %.

Дорожная карта

Учитывая значимость поставленных задач, к реализации проекта создания Национальной системы компетенций и квалификаций (далее НСКК) в Свердловской области привлечены представители отраслевых и профессиональных сообществ, объединений работодателей, образовательных учреждений и других заинтересованных сторон.

Для стратегической проработки вопросов внедрения проекта в Свердловской области, обеспечения четкой, скоординированной работы всех участников проекта подготовлена «Дорожная карта», определяющая целевые параметры и основные направления его внедрения в Свердловской области, к которым отнесены:

1) создание системы мониторинга спроса и предложения квалификаций и компетенций на рынке труда;

2) развитие системы профессиональной ориентации и управления профессиональным ростом;

3) развитие системы непрерывного образования;

4) разработка профессиональных стандартов, обеспечивающих накопление и развитие компетенций;

5) создание системы сертификации компетенций и квалификаций.

Мониторинг спроса и предложения

Первое направление реализации проекта -это создание системы мониторинга спроса и предложения квалификаций и компетенций на рынке труда.

С учетом тенденций последних десятилетий по сокращению численности трудоспособного населения требуется тонкая настройка механизмов рынка труда, включая согласование текущей и перспективной потребностей экономики в кадрах с объемами и структурой специалистов, подготовка которых осуществляется региональной системой образования.

К настоящему времени ряд мероприятий в этом направлении уже осуществлен:

• в 2012 году прогноз баланса трудовых ресурсов Свердловской области впервые был подготовлен на долгосрочный 7-летний период (2013-2019 годы), что необходимо для оценки соответствия спроса и предложения на рынке труда и принятия управленческих решений;

• на основании данного баланса разработаны среднесрочный и долгосрочный прогноз потребности организаций Свердловской области в подготовке кадров с начальным, средним и высшим профессиональным образованием (на 2013-2015 и 2013-2019 годы);

• сформирована и регулярно обновляется сводная информация о вакансиях, заявленных работодателями, и гражданах, зарегистрированных в территориальных центрах занятости, в разрезе профессий и специальностей.

Вместе с тем на сегодняшний день на рынке труда Свердловской области сохраняется несоответствие потребностей организаций Свердловской области и структуры подготовки специалистов системой образования:

• явный дефицит таких специалистов, как врач, медсестра, токарь, инженер-конструктор, слесарь (количество вакансий в 5 и более раз превышает число неработающих специалистов);

• избыток кадров, имеющих квалификацию бухгалтера, менеджера, администратора, экономиста (вакансий вдвое меньше, чем количество граждан, желающих устроиться на соответствующую работу).

Исправление сложившейся ситуации потребует создания необходимой информационной и правовой среды:

• для оценки востребованности сегодняшних выпускников предполагается организация мониторинга их трудоустройства по полученной специальности, соответствующий показатель включен в дорожную карту проекта;

• отраслевые стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года будут дополнены разделами, содержащими информацию об их кадровом обеспечении с учетом реализации инвестиционных проектов;

• основой предложений по формированию государственного задания учреждениям профессионального образования станет програм-

ма создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

развитие профессиональной ориентации

Второе направление - развитие системы профессиональной ориентации и управления профессиональным ростом.

Существующие структурные диспропорции на рынке труда являются следствием невозможности обеспечить полный набор абитуриентов по отдельным специальностям. Необходима системная профориентаци-онная работа, направленная на повышение привлекательности и осознанный выбор абитуриентами специальностей, востребованность которых будет возрастать, в том числе с учетом государственных приоритетов развития.

В настоящее время организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения осуществляется в рамках ведомственной программы содействия занятости населения Свердловской области. В 2011-2012 годах данные услуги оказаны 215 тыс. человек. К 2015 году нужно охватить профориентацион-ной работой еще не менее 300 тыс. человек.

В январе 2013 года в Свердловской области состоялся чемпионат России по мехатронике WorldSkills Russia при поддержке Челябинского трубопрокатного завода, призерами которого стали два представителя Первоуральского металлургического колледжа.

По итогам первого всероссийского конкурса, прошедшего в мае 2013 года в Тольятти, представители Свердловской области заняли призовые места по четырем номинациям, в том числе студенты Екатеринбургского колледжа технологий и предпринимательства по компетенциям «Столярное ремесло» и «Облицовка плиткой».

Высокая оценка уровня профессионального мастерства выпускников образовательных учреждений Свердловской области является подтверждением эффективности проводимых мероприятий по модернизации системы профессионального образования Свердловской области.

Для развития системы профориентации и управления карьерным ростом предстоит:

• создать специальный информационно-профориентационный портал;

• активизировать проведение «Дней открытых дверей», на которых работодатели знакомят участников с особенностями будущей работы, возможностями кадрового роста, системой мотивации персонала компании;

Для стратегической проработки вопросов внедрения проекта в Свердловской области, обеспечения четкой, скоординированной работы всех участников проекта подготовлена «Дорожная карта», определяющая целевые параметры и основные направления его внедрения в Свердловской области

развиваться можно только за счет инвестиций в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда

• развивать сеть специализированных центров взаимодействия с работодателями, действующих сегодня в ряде высших учебных заведений Свердловской области;

• в 2014 году должна быть разработана концепция региональной системы профессиональной ориентации и управления профессиональным ростом жителей Свердловской области;

• не менее 80 процентов безработных должны быть охвачены профориентационной работой.

Непрерывное профессиональное образование

Особое внимание планируется уделить построению системы непрерывного профессионального образования, которая должна стать ресурсной базой для модернизации и создания высокопроизводительных рабочих мест. Условием реализации этой задачи является тесное взаимодействие между работодателями, инвесторами и учреждениями профессионального образования, формирование доступных механизмов повышения квалификации.

В этой связи целевым параметром, характеризующим развитие системы непрерывного образования, в дорожной карте определено увеличение доли работников, прошедших повышение квалификации или переподготовку. К 2015 году значение этого показателя должно достигнуть 37 % от общей численности занятого в экономике населения.

развитие ремесленничества

Федеральная дорожная карта проекта затрагивает и такую особую область, как ремесленничество, которое обеспечивает занятость активных, предприимчивых людей, обладающих определенными профессиональными компетенциями. Спрос на труд таких многоплановых специалистов в последнее время возрастает. При этом необходимы новые образовательные программы, ориентированные на формирование уникального сочетания профессиональных качеств. По сути, речь идет о создании системы профессионального образования ремесленников, поскольку ремесленнику-предпринимателю требуется особое образование, отличающееся по структуре, содержанию и методам обучения от существующего профессионального образования рабочих.

В Свердловской области еще в 2011 году Российским государственно-педагогическим университетом совместно с АСИ был подготовлен форсайт-проект «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей»; программы подготовки ремесленников реализуются на базе Екатеринбургского колледжа технологий и предпринимательства.

Приоритетное внимание к разработке и внедрению профессиональных стандартов необходимо уделить в секторах экономики, где нет консолидированного заказчика, — в сфере малого и среднего бизнеса; на автотранспорте, в сельском хозяйстве, в сфере услуг

разработка профессиональных стандартов

Четвертое направление реализации проекта «НСКК» в Свердловской области - разработка профессиональных стандартов, обеспечивающих накопление и развитие компетенций.

Благодаря особой структуре и содержанию профессионального стандарта, включающему описание характеристик квалификационного уровня и требуемых знаний и умений, он является основой разработки образовательных стандартов и программ профессионального обучения, а также подготовки специалистов в соответствии с требованиями предприятий и установления квалификационных уровней работников.

Разработка профессиональных стандартов должна быть организована во всех секторах экономики Свердловской области. Не менее сложная проблема - внедрение профессиональных стандартов и стимулирование спроса работодателей на этот продукт.

Приоритетное внимание к разработке и внедрению профессиональных стандартов необходимо уделить тем секторам экономики, где нет консолидированного заказчика, — в сфере малого и среднего бизнеса; на автотранспорте, в сельском хозяйстве, в сфере услуг.

В отраслях, основу которых составляют крупные предприятия (металлургия, машиностроение), работа по подготовке профессиональных стандартов, учитывающих конкретные потребности работодателей, уже ведется. Главным образом это осуществляется в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве, заключенных предприятиями горнометаллургического и машиностроительного комплексов (Уральская горно-металлургическая компания, Первоуральский новотрубный завод).

В настоящее время подготовлены концепции экспериментальных площадок многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе трех областных учреждений начального и среднего профессионального образования (ГБОУ НПО СО «Екатеринбургский промыш-ленно-технологический техникум им. В. М. Ку-рочкина», ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский политехникум», ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский агропромышленный колледж»).

В рамках реализации проекта НСКК запланировано:

• разработать в 2013 году при участии Уральского федерального университета не менее 14 профессиональных стандартов, в том числе 10 — для металлургии и горнодобывающей промышленности совместно с ООО «УГМК-Холдинг» и 4 - для строительной сферы совместно с некоммерческим партнерством «Строители Свердловской области» и Союзом предприятий стройиндустрии;

• завершить разработку профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения», который по итогам обсуждения в

профессиональном сообществе должен быть направлен в Министерство труда и социального развития Российской Федерации (данная разработка ведется Урало-Сибирским центром развития квалификаций и компетенций, Российским государственным профессионально-педагогическим университетом);

• создать к 2015 году не менее 15 многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования;

• реализовать новую образовательную программу по проектированию профессиональных стандартов с обучением не менее 80 специалистов-разработчиков.

Подготовку специалистов в области разработки профессиональных стандартов и обучение членов отраслевых рабочих групп планируется осуществлять в рамках реализации Уральским федеральным университетом им. первого Президента России Б. Н. Ельцина соответствующей дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Проектирование профессиональных стандартов на основе функционального анализа».

Сертификация компетенций и квалификаций

Пятое направление реализации проекта -создание системы сертификации компетенций и квалификаций.

Международные требования по сертификации качества продуктов (услуг) предполагают оценку качества процесса, показателем которого является обеспеченность сертифицированными (в соответствии с международными требованиями) специалистами. Таким образом, создание системы сертификации компетенций и квалификаций является необходимым условием конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг.

Поэтому данный процесс по своему содержанию выходит за рамки деятельности образовательных учреждений.

В настоящее время в Свердловской области открыты и ведутся профессиональные реестры сертифицированных специалистов по таким видам деятельности, как банковское дело, управление организацией, управление проектами, кадровый менеджмент.

В дальнейшем планируется:

• активизировать процесс сертификации специалистов в соответствии с международными требованиями. Приоритетное направление развития сертификации специалистов — промышленность, сфера услуг;

• создать Областную ассоциацию развития квалификации, Межотраслевой экспертно-ме-тодический центр системы независимой оценки и сертификации компетенций и квалификаций на базе Уральского федерального университета и других сертификационных центров;

• организовать подготовку экспертов по сертификации компетенций и квалификаций специалистов в сфере профессионального образования;

• заключить договоры о сотрудничестве с международными сертификационными центрами.

В результате реализации перечисленных мероприятий должна быть обеспечена потребность областного хозяйства в квалифицированных рабочих кадрах, повышено качество их подготовки и обеспечена профессиональную мобильность с учетом государственных приоритетов развития экономики.

Международные требования по сертификации качества продуктов (услуг) предполагают оценку качества процесса, показателем которого является обеспеченность сертифицированными (в соответствии с международными требованиями) специалистами. Таким образом, создание системы сертификации компетенций и квалификаций является необходимым условием конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг

Инновации в обучении

ИФУТГИ Камышловский педагогический колледж дал начало общественным презентациям и Ярмарке вакансий. На базе колледжа проводились выставки и семинары, мастер-классы и презентации, проводимые студентами; велись занятия в «Школе педагогического мастерства». Благодаря этим инновационным проектам появились новые формы оценки степени освоения студентами общих компетенций и их готовности к реализации профессиональных функций, а также, что немаловажно, значительно возросло количество выпускников, получивших адресные приглашения по трудоустройству.

Начиная с 2007 г.

| и по сегодняшний день Краснотурьинский индустриальный колледж активно ведет и пропагандирует природоохранную деятельность, волонтерские и социальные инновационные проекты. Одним из последних проектов стал «Новая техника и технология — молодежи», в рамках которого на базе техникума планируется создать современную лабораторную базу и открыть кружки технического творчества. Проект позволяет применять новейшие средства управления в образовательных целях.

Начиная с 2005 г.

и по сегодняшний день в Каменск-Уральском техникуме строительства и жилищно-коммунального хозяйства реализуется проект «Внедрение образовательной программы по подготовке ремесленника «Плиточник-мозаичник (ремесленник)». В процессе реализации проекта были созданы необходимые условия для успешной мультипликации и осуществлена качественная подготовка рабочих кадров по ремесленной профессии. Подготовлено 56 специалистов-ремесленников.

ИШИПИ На базе Уральского горнозаводского колледжа имени Демидовых стартовал инновационный проект, направленный на личностное и профессиональное развитие, а также социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проект предполагал раннее освоение пространства социальной и трудовой практик через адаптивную систему образования и интеграцию общего и дополнительного образования. Таким образом, на базе этого проекта в 2009 году был создан новый объект управления, решающий задачи начальной предпрофиль-ной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.