Система взаимодействия с работодателями и социальными партнерами
вертиль
Владимир Васильевич,
кандидат экономических наук,
директор Екатеринбургского
экономико-технологического
колледжа,
Екатеринбург
В Екатеринбургском экономико-
технологическом колледже с 2012 года реализуется проект «Интеграция + Перспектива», направленный на создание и реализацию инновационных механизмов взаимодействия с работодателями и социальными партнерами.
БАйДАЛО Елена николаевна,
заместитель директора по ИМР Екатеринбургского экономико-технологического колледжа, Екатеринбург
Парадигма развития современной экономики ставит перед профессиональным образованием задачи поиска и внедрения новых форм взаимодействия с социальными партнерами и работодателями, поскольку в условиях объективно существующих рыночных отношений без активного участия работодателя в определении содержания и оценки качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена система среднего профессионального образования будет бесперспективна.
В Екатеринбургском экономико-технологическом колледже с 2012 года реализуется проект «Интеграция + Перспектива», направленный на создание и реализацию инновационных механизмов взаимодействия с работодателями и социальными партнерами с целью выработки принципиально нового подхода к подготовке современного специалиста, интеграции образовательных ресурсов колледжа и ресурсов стратегических социальных партнеров, ориентации образовательного процесса колледжа на запросы важнейших отраслей экономики и бизнеса свердловской области, вхождения колледжа в региональные социально-экономические комплексы.
взаимодействие с социальными партнерами и работодателями осуществляется в различных формах и охватывает все основные аспекты модернизации системы среднего профессионального образования: содержание образования, организацию образовательного процесса, контроль качества образования, изучение рынка труда с целью прогнозирования потребности в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, кадровое и материально-техническое обеспечение, организационно-экономические механизмы взаимодействия. Принципы, на которых строится взаимодействие колледжа с социальными партнерами, являются характерными для государственно-частного партнерства:
• равноправие;
• добровольность;
• обеспечение равновесия интересов колледжа и социальных партнеров во избежание социальных конфликтов;
• нормативно-правовая основа отношений;
• взаимозаинтересованность;
• публичная, общественная направленность взаимодействия;
• консолидация ресурсов и вкладов сторон.
Иаправления сотрудничества
на основе действующей модели системы взаимодействия с социальными партнерами и работодателями (рис.1) колледж создает условия для построения индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни не только студентов колледжа, но и всех категорий населения г. Екатеринбурга и свердловской области, являющихся потребителями образовательных услуг колледжа (в рамках деятельности Ресурсного центра развития программ профессиональной ориентации молодежи, содействия трудоустройству, предпрофильного и профильного обучения «Профессиональный выбор», Многофункционального центра прикладных квалификаций работников отрасли хлебопекарной промышленности, торговых сетей, общественного питания и услуг).
области взаимодействия колледжа и социальных партнеров (работодателей) разнообразны (рис. 2). совместная деятельность по подготовке конкурентоспособного специалиста ведется по следующим направлениям:
1. Профориентационная деятельность. включает в себя мероприятия по профессиональному самоопределению школьников, студентов колледжа, разных категорий неза-
инновационная образовательная среда
модели взаимодействия
нятого населения. (на базе колледжа и Международного центра хлебопечения «Яей-пуриен Тукку» (Финляндия) действует Международная школа молодого пекаря-кондитера, в которой к проведению занятий активно привлекаются ведущие специалисты предприятий отрасли хлебопечения и кондитерских производств. в 2014 году колледж предоставил свою территорию и оборудование для проведения II регионального чемпионата WorldSkills по компетенциям «кондитер», «Производитель хлебобулочных изделий», «Холодильщик» и Первого областного чемпионата WorldSkills KIDS для школьников).
2. Оценка качества подготовки специалистов. сопровождается участием работодателей в независимой сертификации профессиональных компетенций и видов профессиональной деятельности, в разработке содержания образования и проведении учебных занятий, руководством производственной практикой, участием в государственной итоговой аттестации студентов.
3. Участие колледжа в разработке корпоративных профессиональных стандартов для предприятий нП «Ассоциация Урал-пищепром» (инновационно-методической службой колледжа подготовлены методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов, организовано методическое сопровождение процесса разработки профстандартов для специалистов кадровых
служб предприятий, входящих в состав Ассоциации). внедрение корпоративных профессиональных стандартов позволит расширить содержание образования в соответствии с требованиями конкретного работодателя, учесть реальные условия производства, сократит период адаптации выпускников колледжа на предприятиях, снизит затраты работодателя на их дополнительное обучение.
4. Реализация совместного проекта колледжа и нП «ассоциация Уралпищепром» по созданию и развитию системы наставничества на предприятиях ассоциации. Представители колледжа участвуют в работе совета по наставничеству. колледж осуществляет методическое сопровождение проекта: проводит обучающие семинары, тренинги и консультации по психолого-педагогическому сопровождению выпускников колледжа в первый год работы на предприятии.
5. Обучение работников предприятий — социальных партнеров и работодателей по программам повышения квалификации на базе Многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа, а также путем проведения конкурсов профессионального мастерства среди работников предприятий «славим человека труда».
Внедрение корпоративных профессиональных стандартов позволит расширить содержание образования в соответствии с требованиями конкретного работодателя.
ci
С
со
а; О
if i=
и Ш
эг зг
I-
=£ ГО
а
с
ос St X л> I (Ч
аГ
X X 41
I
Рис.1 Модель системы взаимодействия колледжа с социальными партнерами и работодателями
Принятая в колледже модель взаимодействия представляет собой равноправное взаимодей ствие трех субъектов: потребителей образовательных услуг колледжа, социальных партнеров (работодателей) и самого колледжа.
Принципы, на которых строится взаимодействие колледжа с соци альными партнерами, являются характерными для государственно-частного партнерства.
6. Прохождение преподавателями колледжа стажировок на предприятиях по освоению нового оборудования и современных технологий.
7. Ведение исследовательской деятельности преподавателями и студентами колледжа по проблематике предприятий.
8. Трудоустройство выпускников колледжа: предоставление рабочих мест выпускникам.
9. Поддержка талантливых студентов колледжа социальными партнерами колледжа
(ведущими предприятиями отрасли пищевой промышленности свердловской области — ЕМУП «Екатеринбургский хлебокомбинат», зАо Комбинат «Хороший вкус», ооо «Дев», оАо «Ир-битский хлебокомбинат» —
установлено девять именных стипендий за особые достижения в учебе).
10. Софинансирование социальными партнерами образовательной деятельности колледжа (ежегодно заключаются договоры о финансировании совместных программ и проектов, модернизируется лабораторное оборудования в соответствии с требованиями современного производства, предоставляется сырье и материалы для обеспечения учебного процесса.
Формирование инновационной образовательной среды
Принятая в колледже модель взаимодействия с социальными партнерами, работодателями представляет собой равноправное взаимодействие трех субъектов: потребителей образовательных услуг колледжа, социальных партнеров (работодателей) и самого колледжа, реализующего направления деятельности служб, структурных подразделений и общественных организаций.
Модель формирует инновационную образовательную среду колледжа, обеспечивающую объективное взаимодействие с обучающимся, способную защищать его на определенных этапах познания и направленную на формирование и развитие профессионально-личностной модели выпускника, конкурентоспособного на рынке труда, владеющего знаниями, умениями, практическим опытом, профессиональными и общими компетенциями, определенными ФГос спо и профессиональными стандартами. Модель представляет собой педагогическую систему, которая является совокупностью взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, преднамеренного педагогического влияния на формирование личности. данная модель является открытой и развивающейся системой и предполагает непрерывное совершенствование, уточнение, дополнение новым содержанием в соответствии с развитием системы профессионального образования, экономики региона, требованиями рынка труда в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Рис.2 Области взаимодействия колледжа, социальных партнеров и работодателей