Научная статья на тему 'Социальные партнеры ЧГКИПиТ: стратегия сопровождения конкурсов профессионального мастерства'

Социальные партнеры ЧГКИПиТ: стратегия сопровождения конкурсов профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION QUALITY INDICATORS / КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ / COMPETITIVE MOVEMENT / ПРОЕКТ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE PROJECT COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсенева Е.В.

В статье рассматривается проект конкурсной деятельности, разработанный преподавателями Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли и успешно реализуемый в течение 2010-2015 гг. Данный проект представляется как один из значимых способов достижения качества профессионального образования в рамках образовательной деятельности колледжа. При его создании учитывались как общие требования к уровню подготовки будущего специалиста в сфере общественного питания, так и интересы конкретных организаций социальных партнеров ЧГКИПиТ, принимающих активное участие в реализации проекта. Также в статье представлены результаты описываемого проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берсенева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL PARTNERS OF CSCFIT: THE STRATEGY OF SUPPORT OF PROFESSIONAL SKILLS COMPETITION

The project of competitive activity, which is developed by teachers of the Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade and successfully implemented during the 2010-2015, is considered in this article. This project is presented as one of the most important ways to achieve the quality of vocational training within the educational activity of college. It is considered the general requirements for the level of training of future specialists in Food services and interests of specific organizations social partners CSCFIT, taking an active part in the project. The article also presents the results of the described project.

Текст научной работы на тему «Социальные партнеры ЧГКИПиТ: стратегия сопровождения конкурсов профессионального мастерства»

УДК 316.3/4 Е. В. Берсенева, зам. директора по УМР

Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли (ЧГКИПиТ), г. Челябинск, e-mail: elena.berseneva.1972@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ЧГКИПИТ: СТРАТЕГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

В статье рассматривается проект конкурсной деятельности, разработанный преподавателями Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли и успешно реализуемый в течение 2010-2015 гг. Данный проект представляется как один из значимых способов достижения качества профессионального образования в рамках образовательной деятельности колледжа. При его создании учитывались как общие требования к уровню подготовки будущего специалиста в сфере общественного питания, так и интересы конкретных организаций — социальных партнеров ЧГКИПиТ, принимающих активное участие в реализации проекта. Также в статье представлены результаты описываемого проекта.

Ключевые слова: профессиональное образование, качество профессионального образования, показатели качества профессионального образования, конкурсное движение, проект конкурсной деятельности.

В последние десятилетия вопросы качества занимают одно из ключевых мест в дискуссиях об образовании. В научной литературе под качеством того или иного объекта или процесса принято понимать его специфическую внутреннюю сущность, видимым выражением ко -торой является совокупность свойств данного явления. Однако в рыночной экономике модель качества приобретает некоторые специфические черты, обусловленные рынком. Большинство современных зарубежных специалистов связывают качество товаров и услуг с потреблением (Д. Грин, А. Фейгенбаум, Л. Харвей). Они считают, что предмет обладает качеством, если соответствует требованиям потребителя. Качество — это удовлетворение потребностей клиента [1].

Известно, что стандарты ISO 9000:1994 и ISO 9000:2000 определяют качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Будем рассматривать профессиональное образование как разновидность потребительских (образовательных) услуг, ставших в рыночных отношениях товаром [2]. Такой подход к образованию позволяет разработать модель взаимосвязанных компонентов различной природы, определяющих качество профессионального образования в ры-

Не гнаться за многим, стремиться к глубине.

Суть величия — не количество, а качество.

Превосходное всегда единично и редко; чего много, тому цена невелика.

Б. Грасиан-и-Моралес ночных условиях. Ее составляющими являются три группы взаимозависимых компонентов: внутренние характеристики образовательного процесса, внешние воздействия, непосредственно влияющие на качество профессионального образования, и опосредованные внешние воздействия. Из многообразных характеристик качества профессионального образования мы особо выделяем три группы показателей, имеющих наибольшее значение при моделировании качества профессионального образования: показатели назначения, показатели надежности качества и так называемые эксплуатационные показатели [2].

Показатели назначения — это компетенции выпускника учебного заведения, позволяющие ему успешно выполнять работу по полученной профессии.

Показатели надежности качества профессионального образования выражают способность современного специалиста не только сохранять во времени свою профессиональную компетентность, но и постоянно совершенствовать свой профессионализм, повышать общую культуру и умение работать в команде.

Эксплуатационные показатели качества образования, полученного в учебном заведении, являются более объемными и включают в себя другие показатели, как то: полученная

специальность и востребованность на рынке труда. Как представляется, под ними можно по-

нимать трудоустройство выпускника по специальности и успешную карьеру (рис. 1).

Качество профессионального образования

Показатели назначения:

компетенция выпускника учебного заведения

Показатели надежности:

способность современного специалиста сохранять во времени свою профессиональную компетентность, совершенствовать свой профессионализм

Эксплуатационные показатели:

востребованность на рынке труда

Рис. 1. Показатели качества профессионального образования

Если брать за основу данный взгляд на качество профессионального обучения, то одним из действенных механизмов его достижения можно считать конкурсное движение в системе среднего профессионального образования. Неслучайно конкурсное движение в последние несколько лет приобретает интесивность, диверсифицируется, брендируется (приобретает известность, узнаваемость).

Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли развивает конкурсное движение на протяжении десятков лет. Мы являемся не только участниками разного рода профессиональных конкурсов, но также имеем опыт организации всероссийских и региональных олимпиад. Одними из первых в Челябинский области мы стали участниками международного движения '^гЫ8кШ8. Как следствие, у нас возникла необходимость создания проекта конкурсной деятельности.

Он разработан в соавторстве с социальными партнерами, так как они являются экспертами

качества той образовательной услуги, которую мы оказываем, голосуя за каждого нашего выпускника трудоустройством на свое предприятие.

Данный проект конкурсной деятельности представляет собой цикличную систему профессиональных конкурсов, осуществляемых колледжем на разных этапах профессионального обучения.

Кроме того, проект:

- является открытым, т. е. позволяет любому заинтересованному лицу (социальному партнеру, студенту) присоединиться к нему на любом этапе;

- является динамичным, поскольку позволяет делать прогноз развития профессионально важных качеств у студентов;

- конструируется из отдельных элементов, что позволяет либо заменять элементы, либо модернизировать их.

Реализация проекта конкурсной деятельности охватывает все годы обучения студента

в колледже. Совместно с социальными партнерами мы определили пять типов конкурсов: информационно-ознакомительные и тематические конкурсы, внешние конкурсы, чемпионаты WorldSkills, олимпиады по профессии «повар, кондитер» и специальности «технология продукции общественного питания» (рис. 2) [3].

Сопровождение реализации проекта конкурсной деятельности социальными партнерами понимается нами как совместная деятельность заинтересованных лиц, позволяющая:

1) формировать у каждого обучаемого профессиональные знания и умения, личностные ка-

чества, которые обеспечивают его активное включение в трудовую деятельность на определенном образовательно-квалификационном уровне;

2) обновлять, совершенствовать, развивать профессиональные знания и умения в рамках того образовательного уровня, которым обучаемый уже владеет.

Первый сегмент модели конкурсной деятельности (I курс обучения) представлен информационно-ознакомительными и тематическими конкурсами. Это первый профессиональный конкурс для первокурсников, первичное включение в конкурсную деятельность.

Струю^ряея мсщель конкурсной деятельности студентов ГБПОУ осЧГКИПиТ»

Цель: Обновление, швершЕнл&аннпЕ и развитие профессиональны;: знаний иуиЕний

студента

Компетенции

Рэ&отсщатьпь, трудоустройство

Икфсрг^зциаччо

-йЭНЛЮМИТ4ЛЬЛыеИ

тйматкчккие

вишни? и е нут ренине конкурсы

Ш1н.мпигды по профессии "Повар,

иимрИТе(иИ

специальной

Рис. 2. Структурная модель конкурсной деятельности студентов ГБПОУ « ЧГКИПиТ»

Цель данных конкурсов — мотивация к творчеству и своей профессии, приобретение студентами первичных навыков соревнования, выступления на публике, осознание своих возможностей. На этом этапе происходит первый контакт студентов с профессиональным сообществом, с представителями предприятий — социальных партнеров.

Второй сегмент модели конкурсной деятельности состоит из двух модулей-конкурсов: информационно-ознакомительных и внешних конкурсов и внутренних конкурсов и олимпиад

по профессии «повар, кондитер» и специальности «технология продукции общественного питания». Цель данного этапа — усиленная мотивация творчества, формирование любви к профессии и интенсивное развитие профессионально значимых качеств личности. Особенности конкурсной деятельности в данном сегменте: к повторяющемуся первому модулю добавляются внешние и внутренние конкурсы. Студенты второго курса участвуют в этих конкурсах, уже имея определенные профессиональные навыки, и в процессе конкурсной деятельности

совершенствуют их. Внутренние конкурсы по профессии развивают способность к выражению замыслов, расширяют теоретические знания по профессии и специальности.

Третий сегмент модели конкурсной деятельности состоит из трех модулей. К ранее указанным добавляются чемпионаты по международным стандартам по компетенциям «Поварское дело», «Кондитерское дело». Цель чемпионатов — развитие способностей студентов к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности.

Четвертый сегмент модели состоит из четырех модулей. К предыдущим трем видам конкурсов добавляются конкурсы и олимпиады по специальности регионального и федерального уровня. Они формируют у студентов профессиональную готовность к трудовой деятельности, совершенствуют навыки самостоятельного эффективного решения задач профессиональной деятельности, развивают профессиональное мышление.

Данный проект реализуется при сопровождении социальных партнеров — работодателей, поскольку они являются одними из стейкхолдеров (англ. stаkeholder — «участник проекта, заинтересованное лицо») конкурсной деятельности профессиональной образовательной организации.

Социальные партнеры — работодатели готовы участвовать в реализации проекта конкурсной деятельности только при условии учета их потребностей и ожиданий от системы профессионального обучения.

За последние пять лет, в течение которых нашей профессиональной организацией реализуется данный проект конкурсной деятельности, определились предприятия-партнеры. Это ООО «Центр гостеприимства "Европа"» (более 15 предприятий), ОАО «Первый хлебокомбинат», гастрономический паб «Антресоль», ресторан «Семь пятниц», отель «Видгоф», отель «Холидей Инн» (сеть международных отелей), компания «Равис», компания «Барри Каллеба-

ут» (реализация продукции из натуральных какао-бобов).

Отметим, что данных социальных партнеров можно разделить на группы, каждая из которых проявляет различный уровень заинтересованности и ожиданий от участия в конкурсной деятельности.

Группы социальных партнеров выдвигают следующие интересы и потребности: для первой группы приоритетным является получение в будущем грамотного и яркого профессионала в качестве сотрудника, для второй группы — продвижение собственной продукции, формирование у будущих работников сферы общественного питания интереса к ним как к поставщикам.

Отдельную группу представляют собой частные лица, профессиональные шеф-повара, которые лично от себя, в целях формирования собственной кулинарной школы и трансляции собственного опыта участвуют в сопровождении конкурсной деятельности.

В результате мы как образовательная организация при реализации проекта конкурсной деятельности сталкиваемся с разными интересами социальных партнеров, которые нам необходимо удовлетворить, при этом мы обязаны достичь собственных целей и выполнить требования к организации и содержанию конкурсов, которые определены либо Министерством образования и науки Челябинской области, либо региональным координационным центром Wor1dSki11s.

Представленный выше проект конкурсной деятельности был разработан нами для учета и реализации интересов всех участников конкурсной деятельности в ПОО. Также мы определили функции социальных партнеров на разных этапах реализации данного проекта, чтобы работодатели могли четко понимать, когда они могут достигнуть максимального эффекта при сопровождении конкурсного движения. Учитывая цикличность проекта, любой социальный партнер может подключиться к нему в удобное для него время и на любом из уровней его реализации.

Таблица 1

Этапы проекта конкурсной деятельности ГБПОУ «ЧГКИПиТ»

Этапы реализации модели Курс Цель этапа Функция социальных партнеров

Информационно-ознакомительные конкурсы: - «Первые шаги в профессию». Тематические конкурсы: - «Осенняя рапсодия»; - «По странам и континентам»; - «Авторское блюдо» I, II Мотивация к творчеству и будущей профессии Судейская деятельность

Окончание таблицы 1

Этапы реализации модели Курс Цель этапа Функция социальных партнеров

Внешние конкурсы: - Фонд «Поколение Ашан»; - «Сладких дел мастер»; - кулинарные баттлы под эгидой ЮУРГУ, РБИУ; - Всероссийский студенческий чемпионат по кулинарии и сервису «Студенческий пир»; - молодежный фестиваль кулинарного искусства (ЮУРГУ). Внутренние конкурсы по специальности II, III Формирование любви к профессии и интенсивное развитие профессионально значимых качеств личности Организация и проведение конкурсов, судейская деятельность, формирование призового фонда

Чемпионаты WorldSkills III, IV Развитие способностей студентов к системному действию в профессиональной ситуации; внедрение международных практик по учету требований профессиональных стандартов Индивидуальные тренинги для студентов, спонсорская деятельность

Конкурсы и олимпиады по профессии «повар, кондитер» и специальности «технология продукции общественного питания» регионального и федерального уровня III, IV Формирование любви к профессии и интенсивное развитие профессионально важных качеств личности, способность к выражению замыслов, расширение теоретических знаний по специальности Участие в разработке и согласовании практической части олимпиад; групповые и индивидуальные тренинги для студентов в лабораториях колледжа и на базе социального партнера; формирование призового фонда

Результаты реализации проекта:

1) значительный охват конкурсным движением студентов (до 40 %);

2) расширение выбора наиболее одаренных студентов;

3) реализация интересов работодателей — социальных партнеров и, как следствие, улучшение сотрудничества с ними по другим направлениям (организация практики, трудоустройство и т. д.);

4) высокий уровень трудоустройства: 7678 %.

Необходимо отметить, что все студенты — участники тех или иных конкурсов демонстрируют успешное формирование карьеры и адаптацию к социально-экономическим условиям. Например, Андрей Кузнецов, участник чемпи-

Библиографический список

оната WorldSkills в Москве, где он занял четвертое место, работал в международной сети отелей «Холидей Инн» в Сочи в период зимней Олимпиады и Паралимпиады, в настоящее время работает в четырехзвездочном отеле «Березка». Александр Царенко, призер областной олимпиады WorldSkills в 2015 г, победитель регионального чемпионата, в настоящее время, будучи студентом, открыл пиццерию Pizza Makers Take Away. Михаил Петровский, занявший третье место в отборочных соревнованиях WorldSkills и первое место в областном чемпионате WorldSkills, в настоящее время проходит стажировку у самого известного кондитера, неоднократного победителя международных поварских конкурсов Игоря Тумаркина в центре гостеприимства «Европа».

1. Фейгенбаум, А. Контроль качества продукции [Текст] / А. Фейгенбаум. — М. : Экономика, 1986.

2. Бурков, А. В. Методология экономико-статистической оценки и моделирования качества высшего образования с учетом критерия занятости [Электронный ресурс] / А. В. Бурков. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/metodologiya-ekonomiko-statisticheskoi-otsenki-i-modelirovaniya-kachestva-vysshego-obrazovan/.

3. Ильина, И. Т. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов [Текст] / И. Т. Ильина // Образование, карьера и общество. — 2014. — № 3. — С. 15.

4. Бенделл, Т. Наставники по качеству [Текст] : сб. кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества / Т. Бенделл. — М. : Стандарты и качество, 2000.

5. Жигалев, Б. А. Система оценки качества профессионального образования в лингвистическом вузе [Электронный ресурс] / Б. А. Жигалев. — Режим доступа: com/content/sistema-otsenki-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya-v-lingvisticheskom-vuze#ixzz3rjxDTfqo.

УДК 316.3/4 Л. Н. Дегтеренко, зам. директора по НМР

Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А. В. Яковлева (ЧГПГТ), канд. ист. наук, г. Челябинск, e-mail: degterenko@rambler.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБПОУ «ЧГПГТ ИМ. А. В. ЯКОВЛЕВА» К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Цель профессионального конкурса — демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование. Материально-техническое и финансово-экономическое сотрудничество с социальными партнерами, организация взаимодействия с ними по проблемам теоретической и практической подготовки потенциальных конкурсантов на этапе подготовки к конкурсу — важнейшие условия развития профессиональных компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, социальное партнерство, сотрудничество.

Интенсивные изменения в социальной, культурной и экономической жизни российского общества, происходящие в последние десятилетия, ставят новые, более сложные задачи перед системой профессионального образования. Современное производство требует качественно нового уровня образованности работника. Возрастает потребность в мобильных, креативных, имеющих навыки и опыт работы специалистах.

Рассматривать качество профессионального образования нужно не только как уровень и глубину усвоения знаний в профессиональной области, но и как определенный уровень освоения культуры профессиональной деятельности, способов постоянного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования [1]. Отчасти решить эту задачу призваны конкурсы профессионального мастерства. Они помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере [2].

Основная цель любого профессионального конкурса — демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование.

Сами конкурсы не только имеют ряд поло -жительных сторон, но и несут некоторые издержки как для педагогов, так и для обучающихся.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

- развитие профессиональных компетенций и творческого потенциала участников, приобщение к исследовательской деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

- создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития конкурсантов;

- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс (для педагогов);

- повышение рейтинга педагога в педагогическом коллективе и студента — в студенческой группе;

- повышение рейтинга профессиональной образовательной организации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.