Научная статья на тему 'Организация студенческой фирмы кейтеринговых услуг как область профессионального взаимодействия студентов УГС "промышленная экология и биотехнологии" и "сервис"'

Организация студенческой фирмы кейтеринговых услуг как область профессионального взаимодействия студентов УГС "промышленная экология и биотехнологии" и "сервис" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ ФИРМА / STUDENTS ' FIRM / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION / КЕЙТЕРИНГ / CATERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванюкова Н.С.

В статье отражен опыт создания студенческой фирмы по оказанию кейтеринговых услуг с привлечением студентов колледжа будущих сотрудников предприятий общественного питания, но при этом специалистов разных укрупненных групп подготовки. Данная студенческая фирма является площадкой для формирования компетенций обучающихся по специальностям сферы общественного питания в реальных производственных ситуациях. Делается вывод, что студенческая фирма это совместный проект двух направлений подготовки студентов ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», позволяющий продемонстрировать будущим специалистам свой профессионализм и компетентность в работе с заказчиком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE STUDENTS'' FIRM OF CATERING SERVICE AS A FIELD OF PROFESSIONAL COOPERATION OF ''INDUSRIAL ECOLOGY AND BIOTECHNOLOGIES'' AND ''SERVICE'' STUDENTS

The article presents the experience of students’ catering service firm creation. The students are would-be specialists of the public catering enterprises but belong to different consolidated training groups. This students’ firm is a real production setting for students’ competences formation in the public catering sphere. The author makes a conclusion that students’ firm is a joint project of two kinds of students’ training in the Chelyabinsk state college of food industry and trade. It allows to demonstrate would-be specialists’ professionalism and competence in the workplace.

Текст научной работы на тему «Организация студенческой фирмы кейтеринговых услуг как область профессионального взаимодействия студентов УГС "промышленная экология и биотехнологии" и "сервис"»

УДК 377.1 Н. С. Ванюкова, зам. директора по УПР

Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли (ЧГКИПиТ), г. Челябинск, e-mail: nvanyukova@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ФИРМЫ КЕЙТЕРИНГОВЫХ УСЛУГ КАК ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ УГС «ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ» И «СЕРВИС»

В статье отражен опыт создания студенческой фирмы по оказанию кейтеринговых услуг с привлечением студентов колледжа — будущих сотрудников предприятий общественного питания, но при этом специалистов разных укрупненных групп подготовки. Данная студенческая фирма является площадкой для формирования компетенций обучающихся по специальностям сферы общественного питания в реальных производственных ситуациях. Делается вывод, что студенческая фирма — это совместный проект двух направлений подготовки студентов ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», позволяющий продемонстрировать будущим специалистам свой профессионализм и компетентность в работе с заказчиком.

Ключевые слова: студенческая фирма, компетентностный подход в образовании, кейте-ринг.

ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» — профильное учебное заведение, которое на протяжении 45 лет осуществляет подготовку специалистов сферы общественного питания и торговли. Колледж вызывает абсолютно четкую ассоциацию: ЧГКИПиТ — это повара, а там, где повара, там всегда еда.

Поскольку ассоциация очень прямая, то всегда возникают предложения об организации питания на различного рода мероприятиях. На самом первом этапе поступали заказы на приготовление блюд навынос, затем — заказы на выезд команды студентов и мастеров производственного обучения для приготовления блюд и организации питания на территории заказчика. Таким образом, сформировался социальный заказ на услуги выездного обслуживания и с 2000 г. колледж оказывает современную услугу — кейтеринг.

Кейтеринг (англ. catering от to cater — «поставлять провизию») — вид деятельности, при котором ресторанное обслуживание организуется практически в любом месте. Это может быть выездной банкет, фуршет или другая форма обслуживания, причем организация банкета рестораном выездного обслуживания ничем не уступает стационарному формату мероприятия [1].

На практике под кейтерингом подразумевается не только приготовление и доставка пищи, но и обслуживание в целом: сервировка, оформление стола, разлив и подача напитков гостям.

В 2010 г. в колледже была открыта новая специальность «организация обслуживания в общественном питании» по подготовке официантов и менеджеров торгового зала. Таким образом, в Челябинском государственном кол -ледже индустрии питания и торговли сложились условия для подготовки специалистов общественного питания всех направлений, от сотрудников кухни до работников сервиса, и сформировалась возможность выстраивать производственное обучение в тесном взаимодействии студентов специальностей 260807 «Технология продукции общественного питания» и 100114 «Организация обслуживания в общественном питании».

Создание студенческой фирмы по оказанию кейтеринговых услуг стало закономерным шагом при формировании единого учебно-производственного пространства. Так называемый штат фирмы утверждается на каждый учебный год. В нее входят студенты третьего и четвертого курсов специальностей «технология продукции общественного питания» и «организация обслуживания в общественном питании». До момента, когда студенты начинают привлекаться к работе в фирме «Черное/белое», они осваивают роль повара и официанта в момент приготовления и подачи блюд на мероприятиях, проводимых в колледже (совет ветеранов, педагогический совет, 8 Марта, Новый год, День учителя). Далее студенты, выразившие желание, стремление, а главное, показавшие свой профессиона-

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

лизм, выходят на обслуживание мероприятий, происходящих за пределами образовательной организации.

При подготовке к обслуживанию студенты-технологи производят расчет сырья и его закуп в соответствии с меню. После этого непосредственно занимаются приготовлением, оформлением и отдачей блюд и изделий. Закупом сырья занимаются студенты-технологи, поскольку именно они в дальнейшем будут осуществлять прием сырья по количеству и качеству на производстве. Соответственно уже сейчас они должны ориентироваться в маркировке, фасовке, качестве продукта и ценовой категории. Студенты-менеджеры осуществляют расчет и подбор столов, столового белья, столовой посуды, приборов и стекла, а также персонала. Они осуществляют подготовку зала, включая обслуживание гостей во время мероприятия, и последующую уборку зала.

Квалификация, которую мы присваиваем выпускникам данных специальностей при выпуске, подразумевает, в первую очередь, работу организационного характера. Для того, чтобы быть хорошим руководителем, необходимо четко понимать, что можно и нужно требовать от своих подчиненных.

Необходимо отметить, что любой успешно работающий ресторан или кафе — это единый организм, где от каждой клеточки зависит результат, который для бизнеса означает рентабельность. ФГОС по специальностям 260807 «Технология продукции общественного питания» и 100114 «Организация обслуживания в общественном питании» не предусматривает организацию взаимодействия сотрудников кухни и сервиса, поэтому студенческая кей-теринговая фирма дает возможность максимально приблизить обучение по данным специальностям к условиям работы предприятия общественного питания, создать площадку для достижения студентами максимального практического результата.

Особый акцент необходимо сделать на работе с заказчиком мероприятия. Работа с гостем для студентов достаточно сложна. Только при прямом контакте они учатся учитывать все пожелания, выстраивать свою работу для достижения стопроцентного удовлетворения заказчика. Для этого требуются не только профессиональные знания и умения, но и коммуникативные навыки, толерантность, адаптивность к любым условиям — именно то, что современная педагогическая наука вкладывает в понятие «компетентностный подход».

Компетентностное образование (компе-тентностный подход в образовании) — сложная и противоречивая тема, которая в настоящее время является недостаточно исследованной, несмотря на рост публикаций соответствующей тематики. Само понятие возникло в США в процессе изучения опыта работы выдающихся педагогов, стало результатом многочисленных попыток проанализировать его, разработать концептуальную основу. Таким образом, теория компетентностного образования основана на опыте, исходит из современных исследований компетентностного подхода (А. Г. Бермус, М. Г. Бершадский, И. А. Зимняя, А. В. Хутор -ской и др.).

На современном этапе развития общества, характеризующемся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальных технологий общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий применять знания в нестандартных ситуациях, работающий в ко -манде, мотивированный на успех. Очевидно, что образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.

Начиная с 2000 г. компетентностный подход провозглашается в стратегических документах РФ в области образования как одно из наиболее значимых концептуальных оснований обновления содержания общего и профессионального образования. При этом отмечается, что основная цель реализации компетентностного подхода — обеспечение эффективности образования, результатом которого является его качество.

ФГОС СПО предполагает новое проектирование результатов образования. Он призван очертить квалификации специалиста среднего звена с точки зрения уровня квалификации, результатов обучения, компетенций и профиля. Именно здесь фокусируется принципиальная новизна образовательного стандарта. Компе-тентностный подход означает существенный сдвиг в сторону студентоцентрированного обучения, попытку перейти от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции [2].

Совместная работа студентов разных УГС, связанных одной сферой — сферой общественного питания, — позволяет в аспекте профессиональной подготовки специалистов (техников-технологов и менеджеров) рассматривать

общие компетенции как универсальные компетенции, способствующие достижению результатов в личной и профессиональной интеграции человека в социально-экономическом пространстве. Особенно актуально это при внедрении ФГОС по ТОП-50 (43.01.09 «Повар, кондитер», 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»), т. е. по тем специальностям и профессиям, которые, как локомотив, должны двигать экономику региона к ускоренному и успешному развитию.

Опыт в организации и обслуживании мероприятий студентами ЧГКИПиТ в 2017 г. достаточно обширен:

- торжественный обед для гостей и членов жюри фестиваля культур Южного Урала «Ураль -ская мозаика — 2016» (организация-заказчик — администрация Курчатовского района);

- фуршет для гостей и жюри литературного конкурса «Стилисты добра» и VIII Регионального совещания молодых писателей (организа-ция-аказчик — Челябинский государственный историко-культурный заповедник «Аркаим»);

- праздничный фуршет во время проведения I городского фестиваля творчества детей

Библиографический список

«Лестница успеха», посвященного Международному дню защиты детей, в рамках проекта «России важен каждый ребенок» (организация-заказчик — комитет социальной политики г. Челябинска).

Работа студенческой фирмы в 2016/17 уч. г. завершилась самым многолюдным, длительным и ярким мероприятием — юбилейным XXV Всероссийским Бажовским фестивалем народного творчества. В период с 15 по 18 июня 2017 г. ко -манда педагогов и студентов колледжа работала на территории лесного массива вблизи курорта «Солнечная долина» (г. Миасс). В день открытия этого мероприятия нашим студентам выпала честь организовать питание делегации из Чехии.

Студенческая фирма «Черное/белое» — это совместный проект двух направлений подготовки наших студентов, позволяющий продемонстрировать будущим специалистам свой профессионализм и компетентность в работе с заказчиком. Это их шанс, опираясь на опыт, известность и репутацию своего учебного заведения, организовать свой стартап.

1. Счесленок, Л. Л. Организация обслуживания в организациях общественного питания [Текст] / Л. Л. Счесленок, Ю. В. Полякова, Л. П. Сынгаевская. — М. : Академия, 2016.

2. Титова, С. А. Теоретические основы формирования общих компетенций у студентов системы среднего профессионального образования [Текст] / С. А. Титова // Среднее профессиональное образование. — 2015. — № 5. — С. 14-15.

УДК 378 Т. Ю. Крашакова, зам. директора по НМР

Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: t.krash@mail.ru З. А. Федосеева, проректор Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: fedoseeva.zinaida@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПОО КАК УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА СПО

В статье описан опыт разработки и реализации модели управления системой повышения квалификации педагогических кадров ПОО с целью обеспечения соответствия кадровых условий реализации образовательных программ среднего профессионального образования требованиям профессиональных стандартов и ФГОС СПО.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, повышение квалификации, управление системой повышения квалификации, модель совершенствования управления системой повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.