Воспитание и социализация личности
Сведения для цитирования: Ванюкова, Н. С. Инклюзивное образование в условиях профессиональной образовательной организации [Текст] / Н. С. Ванюкова, Н. В. Московенко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 68-72.
УДК 376 ББК 74.3:74.57
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Н. С. Ванюкова, Н. В. Московенко
В статье рассматриваются вопросы реализации принципа доступности в образовании, а также практические навыки введения инклюзивного образования на примере организации процесса обучения студентов с ОВЗ и их подготовки к участию в чемпионате «Абилимпикс» в ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли». Выявлены основные критерии и направления профессионального обучения в области инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзия, профессиональное образование, «Абилимпикс», профессиональные компетенции.
В 2008 г. Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В ст. 24 Конвенции говорится о том, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования. Согласно ст. 43 Конституции РФ, любой гражданин РФ имеет гарантированное право на получение образования, в том числе специального [1; 2]. С 2008 г. инклюзивное образование является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы в РФ и регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Учреждения среднего и высшего профессионального образования обязаны создать условия для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), даже если среди основного контингента студентов инвалиды отсутствуют [3; 4]. Таким образом, обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с уче-
том разнообразия образовательных возможностей и индивидуальных потребностей является приоритетной задачей для всех видов образовательных учреждений [5-7].
Согласно официальной статистике, в России проживают около 10 млн инвалидов, а по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн [8]. Они имеют низкий уровень образования: 50 % не обучались вообще либо окончили только начальную школу, лишь 10 % получили образование в специализированных учебных заведениях, а 7 % имеют высшее образование [9]. Получение образования людьми с ограниченными возможностями ОВЗ и инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации [10], обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
С целью реализации инклюзивного образования создаются специальные условия для об-
учения, воспитания и развития инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Челябинском государственном колледже индустрии питания и торговли активно осваиваются методики работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Следует обратить внимание, что инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, не имеющие медицинских противопоказаний, обучаются в составе учебной группы по соответствующей образовательной программе на общих основаниях. Образовательное учреждение имеет опыт работы с обучающимися данной категории в рамках реализации профессионального обучения по профессии «швея». Эти группы включают в себя только студентов с ОВЗ. С 2015 г. в колледж стали поступать студенты с нарушениями слуха на программы подготовки квалифицированных рабочих по профессии «повар, кондитер» с получением среднего общего образования. Это создало серьезную проблему в организации учебно-производственного процесса и потребовало определенной перенастройки существующей педагогической среды. Адаптироваться под образовательные потребности «особого студента» возможно только в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Педагоги, работающие с такими студентами, четко осознали, что у всех, кто вовлечен в этот процесс, должны произойти изменения на ценностном, нравственном уровне. Студенты с инвалидностью должны обеспечиваться поддержкой, которая дает ощущение безопасности, успешности и, самое главное, профессиональной уместности.
Мощным и действенным инструментом в решении этих проблем стал подготовительный процесс к региональному чемпионату по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
В Челябинской области данное движение активно развивается с 2016 г. Студенты ГБПОУ «ЧГКИПиТ» приняли участие в I Региональном чемпионате «Абилимпикс» в состязаниях по профессии «швея». На втором чемпионате в соревнованиях по компетенции «Кондитерское дело» учебное заведение представлял студент 3-го курса, обучающийся по специальности «технология продукции общественного питания». Педагоги в процессе подготовки к чемпионату, курируя участника, смогли преодолеть психологический барьер, порождаемый опасениями, что они не готовы к работе с особыми подростками и что инклюзия может нанести вред остальным участникам учебно-производственного процесса. При
этом педагогический коллектив поставил серьезные задачи не только перед собой, но и перед администрацией колледжа, обозначив проблемы, требующие немедленного решения: слабость материально-технической базы и методического обеспечения для работы со студентами с особыми образовательными потребностями; отсутствие специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекцион-ной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечила бы реализацию подходов к индивидуализации обучения детей данной категории.
Несмотря на эти проблемы, педагоги колледжа смогли организовать процесс обучения студентов с ОВЗ по слуху и включили их в тренировочный процесс для участия в чемпионате «Абилимпикс». Индивидуальный тренировочный процесс расширяет профессиональные возможности слабослышащего студента, а участие в чемпионате формирует ситуацию успеха и понимание карьерной траектории для человека с ОВЗ.
Педагогами профессионального образования была определена специфика обучения людей с нарушениями слуха — в первую очередь, это изменение принципов подачи информации, что подразумевает:
- сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
- сокращенные тексты;
- предоставление дополнительного времени для завершения заданий.
Необходимо также уделять внимание четкой формулировке профессиональных заданий. Например, задание по приготовлению конкретного кондитерского изделия должно быть разложено на мельчайшие этапы, начиная с этапа подготовки рабочего места и сырья к производству, и сопровождено изображениями. Пояснения и рекомендации следует выдавать очень четко, неторопливо, глядя в глаза обучающемуся. Вся технологическая документация и сопроводительная информация должна предоставляться в формах, адаптированных к ограничениям здоровья и восприятия обучающегося. Именно поэтому основную часть информации в образовательном процессе необходимо выдавать в печатной форме, а также в форме электронного документа. Если в процессе работы у обучающегося возникают какие-либо сложности или вопросы, то по завершении тренировки этап рефлексии осуществляется письменно на бумаге.
На протяжении всего периода тренировочного процесса занятия практического
характера должны чередоваться с занятиями у педагога-психолога. Мастер производственного обучения после каждой тренировки составляет письменный отчет с указанием успехов и проблем. Педагог-психолог, в свою очередь, указывает мастеру производственного обучения направления взаимодействия с обучающимся и корректирует методику этого взаимодействия. У каждого обучающегося должна быть возможность в момент общения с педаго-
гом-психологом и в процессе взаимодействия с мастером производственного обучения указать на трудности, которые у него возникли во время работы. В этом случае педагог-психолог должен заниматься коррекцией комплексного взаимодействия с обучающимся.
Для создания оптимальной структуры развития инклюзивного образования был разработан ряд критериев обеспечения формирования профессиональных компетенций (рис. 1).
Рис. 1. Критерии обеспечения формирования профессиональных компетенций
Таким образом, опираясь на методики обучения студентов с ОВЗ, можно выделить основные направления обучающего процесса в профессиональном инклюзивном образовании:
1) постоянная работа психолога со студентами и внесение корректировок во взаимодействие мастера (преподавателя) и обучающегося;
2) работа с преподавателями (обучение языку жестов, азбуке Брайля), взаимодействие с пре-подавателями-дефектологами;
3) создание для студентов практических ситуаций, в которых они могут проявить свои профессиональные компетенции (создание по технологическим картам конкретной готовой продукции);
4) создание для преподавателя таких же условий, в каких находится студент, для более четкого понимания, как выстраивать обучающий процесс;
5) лечебно-профилактическая направленность образовательного учреждения (работа с санаториями, лечебно-оздоровительными и лечебно-профилактическими учреждениями);
6) четкость требований к каждому шагу работы;
7) использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных тех-
нологий и мессенджеров с целью постоянного контакта обучающегося и преподавателя;
8) корректировка и координация образовательного процесса.
Обобщая небольшой опыт педагогического коллектива ЧГКИПиТ по работе со студентами с ОВЗ, можно сделать следующий вывод: инклюзив в среднем профессиональном образовании дает надежду, что каждый человек с ограниченными возможностями здоровья может получить профессию, найти свое место в жизни, реализовать свой жизненный потенциал.
Библиографический список
1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : [принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 дек. 2006 г.]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/2565085.
2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : [принята всенар. голосованием 12.12.1993]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
3. Лицам с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ecitizen.nnov.ru/handicapped.
4. О'Брайен, Дж. Инвалидность и бедность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://aupam.ru/pages/sozial/invalidnostj_i_bednostj/oglavlenie.html.
5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : Приказ МОиН РФ от 14 июня 2013 г. № 464. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/499028376.
6. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов [Электронный ресурс] : [приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 дек. 1993 г.]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.
7. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 29.07.2018) : [принят Гос. Думой 20 июля 1995 г. : одобр. Советом Федерации 15 нояб. 1995 г.]. — Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181-fz-o.
8. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 30.12.2015) : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_140174.
9. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : федер. закон № 46-ФЗ от 03.05.2012 : [принят Гос. Думой 25 апр. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 27 апр. 2012 г.]. — Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03052012-n-46-fz-o.
10. Цивильская, Е. А. О проблемах реализации интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения (на примере детей с ДЦП) [Текст] / Е. А. Цивильская // Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования : материалы II Междунар. науч.-практ. конференции (Казань, 20-21 марта 2014 г.) ; Ин-т экономики, управления и права (г. Казань). — Казань : Изд-во «Познание» Ин-та экономики, управления и права, 2014. — С. 278-281.
For citation: Vanyukova, N. S. Inclusive education in the conditions of professional educational organization [Text] / N. S. Vanyukova, N. V Moscovenko // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 68-72.
INCLUSIVE EDUCATION IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
N. S. Vanyukova, N. V. Moscovenko
The article deals with the implementation of the principle of accessibility in education, as well as practical skills of introducing inclusive education on the example of organizing the process of teaching
students with disabilities and preparing them for participation in the Abilimpiks Championship at the Chelyabinsk State College of the Industry of Food and Commerce. The main criteria and directions of vocational training in the field of inclusive education are identified.
Key words: inclusion, vocational education, Abilimpiks, professional competence.
References
1. Konventsiya o pravakh invalidov [prinyata rezolyutsiey 61/106 General'noy Assamblei OON ot 13 dek. 2006 g.], available at: http://base.garant.ru/2565085. (In Russian)
2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [prinyata vsenar. golosovaniem 12.12.1993], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399. (In Russian)
3. Litsam s ogranichennymi vozmozhnostyami, available at: http://ecitizen.nnov.ru/handicapped. (In Russian)
4. O'Brayen, Dzh. Invalidnost', available at: https://aupam.ru/pages/sozial/invalidnostj_i_bed-nostj/oglavlenie.html. (In Russian)
5. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya: Prikaz MOiN RF ot 14 iyu-nya 2013 g. № 464, available at: http://docs.cntd.ru/document/499028376. (In Russian)
6. Standartnye pravila obespecheniya ravnykh vozmozhnostey dlya invalidov [prinyaty rezolyutsiey 48/96 General'noy Assamblei OON ot 20 dek. 1993 g.], available at: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/conventions/disabled. (In Russian)
7. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon № 181-FZ ot 24.11.1995 (red. ot 29.07.2018) : [prinyat Gos. Dumoy 20 iyulya 1995 g. : odobr. Sovetom Federatsii 15 noyab. 1995 g.], available at: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181-fz-o. (In Russian)
8. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon: [prinyat Gos. Dumoy 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.], available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174. (In Russian)
9. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O ratifikatsii Konventsii o pravakh invalidov: feder. zakon № 46-FZ ot 03.05.2012: [prinyat Gos. Dumoy 25 apr. 2012 g. : odobr. Sovetom Federatsii 27 apr. 2012 g.], available at: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03052012-n-46-fz-o. (In Russian)
10. Tsivil'skaya E. A. O problemakh realizatsii integratsii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sredu obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya (na primere detey s DTsP), Peda-gogika, psikhologiya i tekhnologii inklyuzivnogo obrazovaniya : materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii (Kazan', 20-21 marta 2014 g.), 2014, pp. 278-281.
Ванюкова Нина Сергеевна, заместитель директора по УПР ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Московенко Надежда Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», кандидат технических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Vanyukova N. S., deputy director for teaching and pedagogical work, Chelyabinsk state college of the industry of food and commerce, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Moscovenko N. V., lecturer, Chelyabinsk state college of the industry of food and commerce, candidate of technical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Зайцева, Т. М. Чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» как форма профориентационной работы [Текст] / Т. М. Зайцева, О. С. Кадышева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 72-76.
УДК 376 ББК 74.200.52