Научная статья на тему 'Эффективные механизмы достижения современного качества образования в Южноуральском энергетическом техникуме'

Эффективные механизмы достижения современного качества образования в Южноуральском энергетическом техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY EDUCATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / COMPETITIVE SPECIALIST PROFESSIONAL SKILLS COMPETITIONS / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ / SCIENTIFIC SOCIETY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тучин В. М., Николаева И. С.

Одной из главных задач реализации современной модели образования в России является формирование эффективных механизмов достижения качества образования. В современном понимании качество образования это не только соответствие подготовки обучающихся ФГОС, но и успешное функционирование учебного заведения, а также деятельность каждого преподавателя и администрации по повышению качества образовательных услуг, эффективные механизмы обеспечения которых обсуждаются в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тучин В. М., Николаева И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVE MECHANISMS OF ACHIEVEMENTS OF THE MODERN EDUCATION QUALITY IN YUZHNOURALSK ENERGY COLLEGE

The one of the main tasks of the implementation of a modern model of education in Russia is to develop of effective mechanisms to achieve quality of education. In the modern sense of the quality of education, it is not only appropriate training of students on the Federal State Educational Standards, but the successful functioning of the institution, as well as the activities of each teacher and administration to improve the quality of educational services. The efficient mechanisms of which are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Эффективные механизмы достижения современного качества образования в Южноуральском энергетическом техникуме»

«машинист бульдозера», «машинист экскаватора», «сварщик» и т. д. Наш выпускник обладает всеми навыками. Именно поэтому наши выпускники очень востребованы на рынке труда, без работы они точно не останутся.

Профессионализм обучающихся и мастеров п/о приобретается только с практическим опытом в реальных условиях производства. Это подтвердили и наши достижения в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Областные конкурсы среди обучающихся ГБПОУ Челябинской области:

- по профессии «автомеханик» (2011 г. — Илья Кристовер, III место; 2013 г — Николай Ботинкин, II место; 2014 г — Игорь Гужин, I место; 2015 г. — Владислав Крутень, I место);

- по профессии «сварщик» (2015 г — Кирилл Косенко, I место);

- по профессии «парикмахер» (2011 г. — Анна Петросян, I место; 2012 г. — Тамара Ге -оргадзе, III место; 2015 г. — Ирина Молчанова, I место).

Областная и всероссийская олимпиады по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»: 2015 г. — Александр Смирнов, I место.

Областные конкурсы профессионального мастерства среди мастеров п/о ГБПОУ Челябинской области:

Библиографический список

- по профессии «автомеханик» (2011 г. — мастер п/о А. А. Плюснин, I место; 2013 г. — мастер п/о A. M. Карпов, I место; 2014 г. — мастер п/о Р. А. Исламов, II место; 2015 г. — мастер

A. Е. Левкин, II место);

- по профессии «сварщик» (2011 г —

B. В. Кузнецов, II место; 2012 г. — В. В. Кузнецов, I место);

- по профессии «парикмахер» (2011 г. — О. А. Ахтамянова, II место; 2012 г. — Н. В. Рукавишникова, II место; 2015 г. — Н. М. Агарко-ва, I место).

В 2014 г. на базе ЧДСТ был создан специализированный центр компетенций WorldSkills Russia (компетенция «Автомеханик»). Студент техникума Игорь Гужин 9 апреля 2015 г. стал третьим призером полуфинала национального чемпионата WorldSkills Russia (УРФО) в г. Екатеринбурге. В январе на базе социального партнера ЧДСТ ООО «Регинас» будет проведен областной этап национального чемпионата рабочих профессий «WorldSkills Russia — 2015» по компетенции «Автомеханик».

Таким образом, интеграция производства и образования сегодня как никогда актуальна и необходима для выполнения главной миссии профессиональных образовательных организаций — подготовки конкурентоспособного и мобильного специалиста.

1. Курманов, С. З. Сотрудничество ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский дорожно-строительный техникум» с автотранспортными и дорожно-строительными предприятиями как необходимое условие подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов отрасли [Текст] / С. З. Курманов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 2 (8). — С. 146-152.

2. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ийр://минобрнауки.рф/теЬ1а^е^8ЯИе8/41Ь4701а6ЬМа8ас356е.рЬ1:.

УДК 377+371 В. М. Тучин, директор Южноуральского

энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск И. С. Николаева, зам. директора по метод. работе ЮЭТ, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected]

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЮЖНОУРАЛЬСКОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ТЕХНИКУМЕ

Одной из главных задач реализации современной модели образования в России является формирование эффективных механизмов достижения качества образования. В современном

понимании качество образования — это не только соответствие подготовки обучающихся ФГОС, но и успешное функционирование учебного заведения, а также деятельность каждого преподавателя и администрации по повышению качества образовательных услуг, эффективные механизмы обеспечения которых обсуждаются в статье.

Ключевые слова: качество образования, конкурентоспособный специалист, конкурсы профессионального мастерства, научное общество учащихся.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. перед профессиональным образованием поставлена цель: «существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося» [1].

Исходя из этого, ведущим направлением работы Южноуральского энергетического техникума в настоящее время является создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие каждого обучающегося как творческой личности, умеющей адаптироваться в современном мире. Конкурентоспособный специалист — это не только компетентный и высокопрофессиональный работник, а прежде всего личность, обладающая навыками нестандартного, гибкого мышления, готовая к постоянному профессиональному росту, способная к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации.

В процессе подготовки специалиста главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде. Это требует серьезных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Качественное профессиональное образование сегодня — это средство социальной защиты, гарантирующее стабильность профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.

Наша главная задача состоит в постоянном повышении качества образования, которое рассматривается нами как совокупность трех взаимосвязанных фаз: планирования, контроля и постоянного улучшения.

В рамках указанной схемы начинать надо с планирования, т. е. с определения целей образовательного процесса. Для учебного процесса была определена цель: подготовка квалифицированного специалиста или рабочего, конкурен-

тоспособного на рынке труда, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности.

На уровне конкретных действий качество можно определить как совокупность показателей, от соотнесения с которыми зависит вся деятельность техникума. Мы должны постоянно отвечать на вопросы:

- чего мы хотим достичь (качество результата)?

- что мы должны для этого делать (качество процесса)?

- какие средства нужны для этого (структурное качество)?

В Южноуральском энергетическом техникуме выстроена система работы со студентами, которая позволяет влиять на качество образования.

Одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива в области обеспечения качества профессионального образования будущих специалистов является подготовка специалистов с учетом ориентации на рынок труда и специфику региона. Среди основных этапов такой подготовки — маркетинговая деятельность и анализ требований потребителя.

Основными задачами этого этапа являются: изучение рынка образовательных услуг; поиск и формирование своего потребителя; изучение и прогнозирование потребностей при подготовке специалистов соответствующих профилей; изучение степени удовлетворенности образовательными услугами.

С 2013 г. в Южноуральском энергетическом техникуме работает центр профориентации и психологической поддержки молодежи, который реализует все выше перечисленные задачи.

Второе направление деятельности педагогического коллектива в области обеспечения качества профессионального образования — внедрение в образовательный процесс современных подходов к обучению и воспитанию студентов.

На основании приказа Министерства образования и науки Челябинской области № 01/3512 от 04.12.2014 и в соответствии с постановлением

правительства Челябинской области № 603-П от 19.11.2014 Южноуральский энергетический техникум является региональной инновационной площадкой по теме «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности профессиональной образовательной организации».

С целью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, развития профессиональных умений и навыков обучающихся мы используем многоступенчатую модель работы со студентами.

Работа преподавателей направлена на повышение интереса студентов к дисциплинам и профессиональным модулям, интеграцию общеобразовательных и профессиональных дисциплин, информатизацию педагогического процесса, организацию самостоятельной работы обучающихся, осуществление профессионально ориентированного подхода в преподавании дисциплин, выявление лучших студентов с помощью инновационных подходов, проведение нетрадиционных форм занятий и внеклассных мероприятий.

В техникуме работают 17 предметных кружков .

Большие возможности для развития творческих способностей обучающихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес студентов к предмету, кружки способствуют расширению кругозора, развитию творческих способностей, формированию навыков самостоятельной работы и тем самым — повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый студент может выбрать себе дело по душе, выявить интересующие проблемы. Студенты имеют возможность посещать в техникуме такие кружки, как «Карвинг», «Студия дизайна», «Имидж стиль», «Лоскутная графика», «Я — волонтер» и т. д.

В Южноуральском энергетическом техникуме научное общество учащихся функционирует не первый год и имеет разветвленную структуру. Работают восемь секций НОУ

Научное общество учащихся, созданное в нашем техникуме, является одной из форм активного обучения, объединяет дисциплины общеобразовательного и профессионального циклов.

Привлечение студентов к научной деятельности осуществляется на первом курсе при проведении внеклассных мероприятий, на старших курсах — при проведении бинарных и комплексных занятий, объединяющих знания общеобразовательных и профессиональных дисциплин. Тем самым выявляются одаренные

студенты, заинтересованные определенной областью знаний.

Выстроенная система дает свои результаты. Так, в 2014 г. на областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов лучшей была признана работа Анастасии Сазоновой «Определение наличия воды в грунте и изучение ее агрессивности для выбора гидроизоляции фундамента» (руководители: О. А. Бабкина, Л. А. Христич). В 2014/15 уч. г. она представляла Челябинскую область на очном туре IX Ежегодного всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» и была удостоена звания лауреата II степени, а на очном туре Всероссийского конкурса «Юность, наука, культура» — звание лауреата I степени.

Качественной работе НОУ в учебном заведении способствует сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Благодаря такому сотрудничеству студенты нашего техникума прошли обучение по программе «Президентская школа» на базе центра дополнительного образования ГБОУ ДОД ДУМ «Смена».

Мы продолжаем взаимодействовать со «Сменой» и в этом году. Уже сейчас наши студенты проходят обучение по направлению «Архитектурное макетирование». С января планируется обучение по направлению ТРИЗ. Разносторонняя подготовка обучающихся в этой школе развивает качества, необходимые в научно-исследовательской работе: аналитическое и критическое мышление, познавательные интересы, способность владеть аудиторией.

Одним из эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов являются конкурсы профессионального мастерства.

Профессиональные конкурсы — это своего рода формы включения каждого студента в процесс практической работы, развития способности не только использовать готовые знания, но и получать их в процессе приобретения нового опыта.

Благодаря конкурсам профессионального мастерства повышается эффективность освоения профессионально-предметных знаний, формируются творческое и профессиональное мышление студентов, культура речи и проводится анализ конкретных ситуаций, связанных с будущей профессией.

В нашем техникуме имеется богатый опыт проведения различных конкурсов по всем специальностям и профессиям, начиная с первого года обучения и заканчивая конкурсом профессионального мастерства выпускников.

Планирование и организация конкурсов профессионального мастерства осуществляются в течение каждого учебного года. Для каждого профессионального конкурса составляется положение, четко планируются этапы, разрабатываются теоретические и практические задания, обсуждаются критерии оценки и формы оценочных листов для объективной работы жюри, создаются условия, необходимые для проведения. Все конкурсы проходят с приглашением работодателей.

Конкурсы профессионально мастерства не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяют работодателям найти для себя талантливые кадры.

Студенты Южноуральского энергетического техникума активно принимают участие в областных конкурсах и олимпиадах. Конкурсные программы областных мероприятий ставят перед участниками сложные профессиональные задачи, уровень таких мероприятий достаточно высок.

Отрадно видеть достойные выступления наших студентов и мастеров производственного обучения. Так, в 2013/14 и 2014/15 уч. гг. на областных конкурсах профессионального мастерства студентов и мастеров производственного обучения по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» мастер техникума занимал первое место.

В 2013/14 уч. г. студенты техникума занимают первое место на VII Международном фестивале «Кулинарное искусство и сервис-класс», второе место в в компетенции «Кир-

пичная кладка», третье место в областном конкурсе профессионального мастерства студентов по профессии «автомеханик».

В 2014/15 уч. г. студенты техникума занимают второе место в областном конкурсе профессионального мастерства по специальности «технология продукции общественного питания», третье место в VIII Международном молодежном фестивале «Кулинарное искусство и сервис-класс», третье место в отборочных со-

ревнованиях в компетенции «Сва-

рочные технологии».

В 2015/16 уч. г. Федор Кочетов (руководитель В. В. Баранов) занял второе место в Wor1dski11s в компетенции «Сельскохозяйственные машины».

Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что современная образовательная ситуация требует от студентов активного овладения профессиональными компетенциями, знаниями и умениями, постоянного их совершенствования. Студенты Южноуральского энергетического техникума в целом осознают: чтобы быть успешным, достичь вершин профессионализма, необходимо постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня своего мастерства.

В рамках инновационной площадки нами разработано и реализуется портфолио студента — способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента. Портфолио позволяет создать банк данных о студентах.

В целях стимулирования роста образовательного, профессионального, научного уровня, развития творческого потенциала и гражданской позиции, повышения социальной активности обучающихся в конце учебного года мы традиционно проводим конкурс «Студент года».

Этот конкурс призван решить следующие задачи:

- стимулирование активности в освоении будущей профессии;

- создание условий для творческой самореализации студентов;

- поощрение лучших студентов года.

Редьярд Киплинг сказал: «Образование —

величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Качество образования задает качество жизни человека и общества. И наша с вами задача — и совместно, и по отдельности — искать пути повышения качества образования, ведь качество образования — это результат деятельности техникума, т. е. нашей работы.

Библиографический список

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р ]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.