Научная статья на тему 'Влияние социальных партнеров на качество подготовки к конкурсам профессионального мастерства обучающихся ГБПОУ "ЧДСТ"'

Влияние социальных партнеров на качество подготовки к конкурсам профессионального мастерства обучающихся ГБПОУ "ЧДСТ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / ОПЫТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАСТЕР / НАСТАВНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курманов С.З.

Рассматриваются особенности совместной подготовки студентов к конкурсам профессионального мастерства в педагогическом взаимодействии государственного бюджетного образовательного учреждения «Челябинский дорожно-строительный техникум» и предприятий социальных партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOCIAL PARTNERS ON CRBC STUDENTS TRAINING FOR THE PROFESSIONAL SKILLS COMPETITIONS

There are considered the features of the joint students’ training for the professional skills competitions in pedagogical interaction between state budgetary educational institution

Текст научной работы на тему «Влияние социальных партнеров на качество подготовки к конкурсам профессионального мастерства обучающихся ГБПОУ "ЧДСТ"»

2. Пекарских, Н. И. Конкурсы профессионального мастерства как средство самосовершенствования личностно-профессиональных качеств педагога [Текст] / Н. И. Пекарских // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — С. 140-144.

УДК 377+316.3/4 С. З. Курманов, директор Челябинского

дорожно-строительного техникума (ЧДСТ), г. Челябинск, e-mail: chdst@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБПОУ «ЧДСТ»

Рассматриваются особенности совместной подготовки студентов к конкурсам профессионального мастерства в педагогическом взаимодействии государственного бюджетного образовательного учреждения «Челябинский дорожно-строительный техникум» и предприятий — социальных партнеров.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, социальное партнерство, конкурсы профессионального мастерства, опыт, компетентность, мастер, наставник.

Реформа профессионального образования сегодня невозможна без участия социальных партнеров. При этом в связи с новыми целями и задачами возникает необходимость взаимодействия профессиональной образовательной организации и работодателя, основным направлением которого является совместная подготовка профессионально самостоятельного, инициативного, творчески мыслящего работника, активно участвующего в решении инновационных вопросов современного производства, обладающего высоким уровнем компетентности, что позволит решать профессиональные задачи в новых условиях [1].

Это взаимодействие понимается нами как совместная творческая профессиональная подготовка современного рабочего, где совпадают интересы личности обучающегося, предприятия и государства [2]. В многочисленных исследованиях отмечается, что развитие творческих способностей обучающихся, формирование их творческой деятельности требуют специальных дидактических условий. Этому способствует раскованная, игровая, творческая, соревновательная атмосфера конкурсов профессионального мастерства, что особенно актуально именно на уровне среднего профессионального образования, при подготовке будущего высококвалифицированного рабочего, который должен иметь не только светлую голову, но и золотые руки.

Остановимся на характеристике лишь некоторых подходов к совместной подготовке

и организации конкурсов профессионального мастерства с предприятиями — социальными партнерами.

Система поэтапной организации конкурсов обычно включает конкурсы внутригрупповые, внутритехникумовские, областные (региональные) и всероссийские. Конкурсы профессионального мастерства давно приобрели популярность в системе среднего профессионального образования и проводятся регулярно. Важно то, что их цель не ограничивается популяризацией специальностей и профессий, обменом опытом, выявлением лучших обучающихся и вручением им дипломов победителей и премий, а имеет более широкий масштаб. Конкурсы — это и прекрасный индикатор уровня опыта профессиональной деятельности обучающихся и мастеров производственного обучения, и эффективный способ совершенствования профессионального мастерства и творчества.

Ключевой фигурой в организации педагогического взаимодействия является мастер производственного обучения. Он должен уметь не только проектировать учебный процесс, но и эффективно взаимодействовать с непосредственным представителем предприятия — руководителем практики.

Отсюда и высокие требования к профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения:

- наивысший квалификационный разряд по рабочей профессии;

С ТВОРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (педагогическое взаимодействие)

НАСТАВНИК по практике на предприятии РУКОВОДИТЕЛЬ (предприятия, организации)

СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА (предприятие)

Рис. 1. Схема педагогического взаимодействия ГБПОУ «ЧДСТ» и предприятия — социального партнера

в профессиональной подготовке рабочего

1 г

МАСТЕР произвс >дственного обучения

- высшее педагогическое образование;

- участие в научно-методической работе;

- участие в организации внеурочной деятельности студентов (кружок технического творчества, ТРИЗ, НОУ и т. д.)

В связи с этим нами уделяется большое внимание подбору преподавателей СПД и мастеров п/о. К сожалению, ряд мастеров не имеют квалификации, соответствующей требованиям, которые предъявляются к мастерам п/о, ведущим учебную практику по соответствующей профессии (специальности). Мы вынуждены принимать мастеров-инструкторов, которые обладают соответствующей квалификацией и могут передать свой опыт студентам. В последние годы ряды преподавателей СПД и мастеров ПО пополнились военными, которые обладают высоким профессионализмом, а также кандидатами технических наук. Ежегодно не менее двух педагогических работников техникума проходят стажировку на предприятиях социальных партнеров. Таким же высоким требованиям должен соответствовать представитель работодателя — наставник. Именно

поэтому важнейшей задачей является подбор руководителя производственной практики, который должен быть квалифицированным рабочим, склонным к педагогической деятельности. Одно из направлений взаимодействия техникума и предприятий — социальных партнеров заключается в совместной подготовке студентов ЧДСТ к конкурсам профессионального мастерства. Педагогическое взаимодействие начинается уже на первом этапе конкурса — внутри учебной группы: мастер совместно с наставниками предприятия разрабатывают конкурсные задания, и практиканты начинают готовиться к конкурсу. Конкурсные задания подбираются в соответствии с ФГОС и профессиональными стандартами. В настоящее время в техникуме работает творческая группа по проблеме «Обновление содержания ОПОП по профессиям и специальностям "техника и технология наземного транспорта" в связи с внедрением профессиональных стандартов». Все ОПОП и рабочие программы согласованы с работодателями.

По завершении конкурса в рамках учебной группы призеры данного этапа — двое обуча-

ющихся — совместно с мастером группы и наставником по практике начинают подготовку к конкурсу внутри техникума. Затем победитель и второй призер начинают также совместно с мастером группы и наставником по практике подготовку к областному конкурсу.

Представители предприятий — социальных партнеров принимают участие в разработке программы мероприятий, содержания конкурсных заданий, в работе жюри и апелляционных комиссий. А самое главное, предоставляют недостающее оборудование для организации рабочих мест конкурсантов, участвуют в непосредственной подготовке студентов ЧДСТ. Так, например, для подготовки Александра Смирнова к Всероссийской олимпиаде по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» директор техникума лично обратился к заместителю генерального директора ООО «Регинас» Ю. Г. Старикову с просьбой об оказании помощи в его подготовке к олимпиаде.

На предприятии за студентом закрепили опытного наставника с целью отработки и приобретения опыта по профессиональным компетенциям. В результате совместной работы предприятия — социального партнера и ЧДСТ

Александр Смирнов стал победителем всероссийской олимпиады.

Большое внимание мы уделяем организационным условиям подготовки к конкурсу. В конце каждого года проводится совещание при директоре, на котором определяются возможные кандидатуры педагогов, студентов. В течение следующих трех месяцев проводится индивидуальная работа с предполагаемыми конкурсантами, цель которой — настроить их на успешное участие в конкурсе, оказать помощь в подготовке к конкурсу, создать команду единомышленников, которая будет максимально комфортной для самих участников и эффективной. Самое главное — создать творческую команду, которая поведет к успеху. С целью мотивации участников конкурса им предлагается бесплатно обучиться на водителя категории «В», «С» или другой дополнительной профессии на базе ресурсного центра техникума. По итогам конкурса их кандидатуры подаются на присуждение стипендии Законодательного собрания Челябинской области, Президента РФ. За два месяца до начала областного этапа конкурса проводится совещание при директоре, на котором определяются все педагоги и представители социальных партнеров, члены администрации, входящие

Рис. 2. Интегративная структура формирования опыта профессиональной деятельности

Рис. 3. Взаимодействие ПОО и сферы производства

в творческую группу по подготовке к конкурсу, четко обозначается функционал каждого, формы и сроки выполнения тех или иных заданий. В среднем творческая группа состоит из 12-15 человек, при этом за каждым членом группы закреплены конкретные конкурсные испытания. Совещание сопровождается соответствующим приказом по техникуму.

Основные направления работы творческой группы:

- информационное и организационное сопровождение;

- научно-методическое сопровождение;

- психологическое сопровождение;

- материально-техническое сопровождение;

- обеспечение сотрудничества с представителями ученического самоуправления, родителями, социальными партнерами.

Курирует работу творческий группы непосредственно директор техникума, а также заместитель директора по УПР. Руководитель методического объединения, в которое входит конкурсант (конкурсанты), осуществляет строгий и четкий контроль проведения всех мероприятий, обозначенных в индивидуальном маршруте подготовки конкурсанта. Четкое распределение функциональных обязанностей и их выполнение каждым членом команды обеспечивает эффективность и результативность подготовки к конкурсу. Не случайно уже на протяжении нескольких лет областной конкурс по

профессии «автомеханик» проводится на площадке ЧДСТ. Техникум — одна из немногих ПОО, которые могут похвастаться собственным автодромом. В 2015 г. автодром техникума получил заключение ГИБДД о полном соответствии всем требованиям по подготовке водителей. На нем обучающиеся практикуются в вождении не только легковых машин (в техникуме имеется четыре легковых автомобиля марок «Део Нек-сия» и «Рено Логан»), но и грузовых автомобилей. В арсенале техникума также имеются трактора, погрузчики, бульдозеры, автокраны. Все они в собственности техникума и обучение на них осуществляется на трактородроме. Также есть автомастерские, участок для проведения технического обслуживания и ремонта автомобиля.

Сегодня в техникуме много делается для того, чтобы студенты получали не просто образование, а профессию, которая поможет им найти себя. Наш техникум — это многоуровневая, многопрофильная профессиональная организация, реализующая программы подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов. Мы прекрасно понимаем, что сегодня нашему выпускнику уже недостаточно водительских прав категорий «В» и «С», поэтому все желающие могут получить дополнительно рабочие профессии, такие как «машинист погрузчика»,

«машинист бульдозера», «машинист экскаватора», «сварщик» и т. д. Наш выпускник обладает всеми навыками. Именно поэтому наши выпускники очень востребованы на рынке труда, без работы они точно не останутся.

Профессионализм обучающихся и мастеров п/о приобретается только с практическим опытом в реальных условиях производства. Это подтвердили и наши достижения в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Областные конкурсы среди обучающихся ГБПОУ Челябинской области:

- по профессии «автомеханик» (2011 г. — Илья Кристовер, III место; 2013 г — Николай Ботинкин, II место; 2014 г — Игорь Гужин, I место; 2015 г. — Владислав Крутень, I место);

- по профессии «сварщик» (2015 г — Кирилл Косенко, I место);

- по профессии «парикмахер» (2011 г. — Анна Петросян, I место; 2012 г. — Тамара Ге -оргадзе, III место; 2015 г. — Ирина Молчанова, I место).

Областная и всероссийская олимпиады по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»: 2015 г. — Александр Смирнов, I место.

Областные конкурсы профессионального мастерства среди мастеров п/о ГБПОУ Челябинской области:

Библиографический список

- по профессии «автомеханик» (2011 г. — мастер п/о А. А. Плюснин, I место; 2013 г. — мастер п/о A. M. Карпов, I место; 2014 г. — мастер п/о Р. А. Исламов, II место; 2015 г. — мастер

A. Е. Левкин, II место);

- по профессии «сварщик» (2011 г —

B. В. Кузнецов, II место; 2012 г. — В. В. Кузнецов, I место);

- по профессии «парикмахер» (2011 г. — О. А. Ахтамянова, II место; 2012 г. — Н. В. Рукавишникова, II место; 2015 г. — Н. М. Агарко-ва, I место).

В 2014 г. на базе ЧДСТ был создан специализированный центр компетенций WorldSkills Russia (компетенция «Автомеханик»). Студент техникума Игорь Гужин 9 апреля 2015 г. стал третьим призером полуфинала национального чемпионата WorldSkills Russia (УРФО) в г. Екатеринбурге. В январе на базе социального партнера ЧДСТ ООО «Регинас» будет проведен областной этап национального чемпионата рабочих профессий «WorldSkills Russia — 2015» по компетенции «Автомеханик».

Таким образом, интеграция производства и образования сегодня как никогда актуальна и необходима для выполнения главной миссии профессиональных образовательных организаций — подготовки конкурентоспособного и мобильного специалиста.

1. Курманов, С. З. Сотрудничество ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский дорожно-строительный техникум» с автотранспортными и дорожно-строительными предприятиями как необходимое условие подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов отрасли [Текст] / С. З. Курманов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 2 (8). — С. 146-152.

2. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ийр://минобрнауки.рф/теЬ1а^е^8ЯИе8/41Ь4701а6ЬМа8ас356е.рЬ1:.

УДК 377+371 В. М. Тучин, директор Южноуральского

энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск И. С. Николаева, зам. директора по метод. работе ЮЭТ, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: lis3326@yandex.ru

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЮЖНОУРАЛЬСКОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ТЕХНИКУМЕ

Одной из главных задач реализации современной модели образования в России является формирование эффективных механизмов достижения качества образования. В современном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.