Научная статья на тему 'Конкурсы профессионального мастерства как механизм управления качеством профессионального образования. Опыт Челябинской области'

Конкурсы профессионального мастерства как механизм управления качеством профессионального образования. Опыт Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT / КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / PROFESSIONAL COMPETITIONS / КОРРЕЛЯЦИЯ / CORRELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайко Е.М., Статирова О.И.

В статье представлен анализ проводимых в Челябинской области конкурсов профессионального мастерства по профессиям и специальностям среднего профессионального образования в контексте рассмотрения проблем управления качеством профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILLS AS A MECHANISM OF MANAGEMENT OF VOCATIONAL EDUCATION QUALITY. THE EXPERIENCE OF CHELYABINSK REGION

The analysis of competitions of professional skills on the trades and professions of secondary vocational education, which are conducted in the Chelyabinsk region, in the context of the problems of quality management of vocational education is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Конкурсы профессионального мастерства как механизм управления качеством профессионального образования. Опыт Челябинской области»

образовательных организаций независимо от их уровня или ведомственной подчиненности и оптимизировать собственно структуру сети учреждений. Именно через сетевое взаимодействие российское профессиональное образование возможно привести в состояние, отвечающее задачам российской экономики и вызовам глобальной конкуренции.

3. В профессиональном образовании сетевое взаимодействие обеспечивает возникновение

синергетических эффектов за счет объединения экономического, научно-методического, содержательного, технологического, сырьевого, организационно-управленческого потенциалов, появление тиражируемых моделей и лучших практик, которые можно распространять на всю систему образования. Сетевые формы взаимодействия рассматриваются нами как источник повышения эффективности использования ресурсов субъектов, включенных в определенную сеть.

Библиографический список

1. Яблокова, Н. И. Цели современного образования : их автономность и детерминированность [Текст] / Н. И. Яблокова, В. С. Куткин // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 12. — С. 31-35.

2. Moreno, G. L. Sociometry, Experimental Method and Science os Society [Text] / G. L. Moreno. — N.Y. : Beacon Science, 1951.

3. Bavelas, A. A. Mathematical Model for Group Structures [Text] / A. A. Bavelas // Applied Anthropology. — 1948. — No. 7(3).

4. Leavitt, H. J. Some Effects of Certain Communication Patterns on Group Performance [Text] / H. J. Leavitt // Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1951. — Vol. 46. — No. 1.

5. Mitchell, J. C. The Concept and Use of Social Networks [Text] / J. C. Mitchell // Social Networks in Urban Situation / ed. by Bisevain and Mitchell, 1949.

6. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Рос. газ. — 2012. — 31 дек.

7. Евдокимова, Я. Ш. Основы управления проектами в сфере образования [Текст] : учеб.-метод. пособие / Я. Ш. Евдокимова, Н. В. Дрантусова, О. А. Кашина, К. Е. Гришкова. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2009. — 52 с.

8. Лупанов, В. Н. Сетевая модель управления университетом в условиях глобализации и регионализации образования [Текст] / В. Н. Лупанов // Университетское управление : практика и анализ. — 2009. — № 2. — С. 63-68.

9. Nadel, S. F. The Study of Social Structure [Text] / S. F. Nadel. — London : Cohen and West, 1957.

10. Nohria, N. Face-to-Face — Making Network Organizations Work [Text] / N. Nohria et al. : Networks and Organizations. — Boston, MA, 1992.

УДК 377 Е. М. Зайко, зам. министра образования и науки

Челябинской области, канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: zaiko_em@minobr174.ru О. И. Статирова, начальник управления профессионального образования Министерства образования и науки Челябинской области, канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: statirova_oi@minobr174.ru

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ОПЫТ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлен анализ проводимых в Челябинской области конкурсов профессионального мастерства по профессиям и специальностям среднего профессионального образования в контексте рассмотрения проблем управления качеством профессионального образования.

Ключевые слова: качество образования, управление качеством, конкурсы профессионального мастерства, корреляция.

Разговор о месте и роли конкурсов профессионального мастерства в системе управления качеством профессионального образования следует начать с уточнения понятия «качество образования», которое при всем многообразии существующих формулировок сводится к совокупности характеристик образовательного процесса и его результата, отражающих способность образования удовлетворять запросы потребителей, которыми выступают государство, общество, личность.

Именно поэтому качество профессионального образования определяется его содержанием и условиями реализации (материально-техническими, финансовыми, организационными и кадровыми ресурсами).

Поскольку управление — это целенаправленное воздействие на все составляющие объекта для получения желаемого результата, которое обеспечивается процедурами планирования, организации и контроля, формула управления качеством профессионального образования имеет вполне конкретный вид: планирование, организация и контроль в отношении содержания и условий реализации профессионального образования обеспечивают управление качеством профессионального образования [1].

Рассматривая любые способы управления качеством, мы неизбежно оказываемся перед вопросом контроля этого качества и его оценки. Вопрос оценки качества образования сам по себе нетривиален, а в случае профессионального образования приобретает дополнительные актуальные особенности.

В зависимости от того, кто проводит оценку качества образования и какие цели при этом он преследует, различают несколько ее видов:

- внутренняя, проводимая теми, кто, собственно, реализует образование;

- внешняя (иначе — независимая), проводимая сторонними лицами (или организациями).

Подавляющее большинство процедур оценивания связано со сравниванием объекта оценивания с неким эталоном. В этой логике оценку качества профессионального образования можно разделить на следующие составляющие:

- оценка на соответствие образовательным стандартам (внутренний мониторинг качества образования в профессиональных образовательных организациях, государственная итоговая аттестация, государственный контроль качества образования, государственная аккредитация);

- оценка на соответствие профессиональным стандартам (аттестация и сертификация квалификаций уполномоченными на проведение таких работ организациями, профессионально-общественная аккредитация программ);

- оценка на соответствие определенному комплексу специально сформированных требований.

К первому варианту прежде всего следует отнести внутреннюю оценку самой профессиональной образовательной организацией (далее — ПОО). С одной стороны, такая оценка предписывается как обязательная статьей 28 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», с другой стороны, она неизбежно необходима для осуществления управления образовательным процессом в ПОО.

В эту же группу попадает итоговая аттестация как оценка степени и уровня освоения выпускниками образовательной программы. В случае с программами среднего профессионального образования (далее — СПО) речь идет о соответствии федеральным государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС), аттестация является не просто итоговой, а еще и государственной.

Дабы придать этой оценке максимальную объективность, к ее проведению профессиональными образовательными организациями обязательно привлекаются работодатели, поэтому такую оценку качества образования можно считать условно независимой, как, впрочем, и условно зависимой.

Кроме уже названного, соответствие ФГОС устанавливается при осуществлении государственного контроля качества образования, который производится надзорными органами, а также процедуры государственной аккредитации. Для профессиональной образовательной организации такая оценка уже формально независимая, для системы образования в целом — все еще зависимая, потому что является полномочием федеральных органов, переданным для осуществления в органы управления в сфере образования на уровне субъекта.

Второй вариант оценивания качества профессионального образования — на соответствие профессиональным стандартам.

Прежде всего это независимая оценка качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций, которая проводится по инициативе участников отношений

в сфере образования и осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки. Данное направление деятельности предусмотрено статьей 95.1 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Чаще всего в таком случае говорят о процедурах сертификации выпускников, которая проводится работодателями или уполномоченными ими организациями.

В настоящее время в тесном сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями Челябинской области осуществляют деятельность целый ряд центров аттестации и сертификации, таких как Национальное агентство контроля сварки (НАКС), Центр аттестации специалистов для жилищного и промышленного строительства, Региональный центр по сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности и др.

Министерством образования и науки Челябинской области подписано соглашение с Челябинским региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» о сотрудничестве по этому направлению.

На базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Снежинский политехнический техникум им. Н. М. Иванова» открыта инновационная площадка, результатом деятельности которой должна стать апробированная модель обеспечения качества профессионального образования посредством применения независимой оценки, приводящая к соответствию деятельности профессиональной образовательной организации не только образовательным, но и профессиональным стандартам, а значит, максимально удовлетворяющая требованиям работодателей к квалификации кадров.

Еще один пример независимой оценки качества профессионального образования на соответствие профессиональным стандартам — профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, предусмотренная статьей 96 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Она представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной образовательной организации, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Профессионально-общественная аккредитация проводится на добровольной основе, не влечет за собой дополнительных финансовых

обязательств государства; сведения об имеющейся у профессиональной образовательной организации профессионально-общественной аккредитации могут быть представлены в ак-кредитационный орган и тогда должны им рассматриваться при проведении государственной аккредитации.

Следующий вариант оценки качества подготовки обучающихся по программам профессионального образования — оценка на соответствие каким-либо образом сформированному комплексу специальных требований (это может быть и не ФГОС, и не профстандарт). Самым ярким примером такой оценки является экспертная оценочная работа жюри во время проведения конкурсов профессионального мастерства.

Любой конкурс — это процесс выделения лучшего из числа соревнующихся по определенным правилам путем оценки всех участников на соответствие заданным критериям. В конкурсах профессионального мастерства такими критериями выступают качества, характеризующие конкретную профессиональную деятельность, обязательные требования, предъявляемые к обладателю соответствующей профессии или специальности.

В системе профессионального образования Челябинской области проводится целый ряд конкурсов, которые можно разделить на две группы, в зависимости от содержания и категории участников:

- конкурсы (и олимпиады) профессионального мастерства студентов и мастеров производственного обучения по профессиям и специальностям СПО;

- конкурсы профессионального мастерства для руководителей и педагогических работников ПОО («Мастер года», «Профессиональный дебют», «Директор года»).

В первом случае конкурсы реализуются в рамках государственной программы «Развитие профессионального образования в Челябинской области» и направлены на выявление качества подготовки студентов областных государственных бюджетных и автономных учреждений — ПОО; на стимулирование их творческого роста; на определение уровня профессиональных знаний, умений и навыков мастеров производственного обучения (далее — мастер п/о), уровня их педагогической подготовки и степени владения современными приемами и методами производственного обучения; на пропаганду среднего профессионального образования среди молодежи, повышение его престижа в современных условиях.

В ходе конкурсов решаются такие задачи, как: проверка профессиональной готовности студентов ПОО к профессиональной деятельности; выявление талантливых студентов и мастеров п/о ПОО; совершенствование подготовки рабочих кадров и специалистов, внедрение в учебный процесс прогрессивных технологий, а также рациональных приемов и методов труда; выявление и распространение педагогического опыта наиболее эффективно работающих мастеров п/о ПОО.

Подготовка и проведение любого из этих конкурсов предусматривает:

- разработку содержания теоретического и профессионального конкурсных заданий (с определением системы их оценивания);

- создание условий для выполнения кон -курсных теоретических заданий, подготовку рабочих мест для выполнения практического задания в соответствии с требованиями охраны труда, в том числе и обеспечение участников спецодеждой и инструментами для выполнения практического задания в соответствии с требованиями конкурсных заданий;

- формирование квалифицированного экспертного сообщества для обеспечения работы жюри, создания конкурсных заданий, аналитического подведения итогов, а также консультирования при подготовке к конкурсам;

- специальную подготовку (тренировку) профессиональными образовательными организациями своих студентов для успешного участия в конкурсах;

- организационные мероприятия, обеспечивающие проведение конкурсных испытаний участников.

Как видно, перечисленные выше направления деятельности, осуществляемой при организации и проведении конкурсов, связаны как с содержанием, так и с условиями реализации образовательных программ, напрямую воздействуют на качество профессионального образования, что позволяет говорить о конкурсах профессионального мастерства среди студентов по профессиям и специальностям СПО как об одном из механизмов управления качеством.

Вторая группа конкурсов проводится среди работников профессиональных образовательных организаций. Положения о проведении конкурсов утверждены соответствующими постановлениями губернатора Челябинской области.

В зависимости от категории участников несколько различаются между собой цели и задачи проведения этих конкурсов.

Для мастеров п/о и директоров главное—выявление и поддержка лучшего опыта профессиональной деятельности, поддержка и поощрение талантливых работников системы профессионального образования; для молодых педагогов — мотивация к поиску новых форм и методов творческой профессиональной деятельности.

Традиционная забота о повышении привлекательности педагогической профессии и престижа педагогической деятельности в профессиональных образовательных организациях ставится как актуальная задача при проведении конкурсов для мастеров п/о и молодых педагогов и трансформируется в задачу формирования позитивного имиджа — в случае с руководителями ПОО.

Во всех конкурсах одинаково справедливо как актуальная присутствует задача создания условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала работников системы профессионального образования Челябинской области.

Очевидно влияние подобных конкурсов на квалификацию педагогов и руководителей ПОО, их мотивацию к профессиональной деятельности и, как следствие, кадровые условия реализации профессионального образования.

Таким образом, любые усилия ПОО по подготовке к участию, само участие, а также организация конкурсов профессионального мастерства влияют на качество профессионального образования. Более того, результаты конкурсов отражают как уровень подготовки его участников, так и уровень организации образовательного процесса в ПОО, обеспечивающей эту подготовку. Причем проводимую при этом оценку качества профессионального образования можно считать независимой, поскольку для проведения оценочных процедур формируется независимый коллектив экспертов (жюри).

Отслеживать изменения в качестве образования при этом можно по результатам участия в следующих конкурсах, проведенных по тем же правилам, или в конкурсах более высокого уровня. Так, например, по количеству призовых мест на всероссийском или межрегиональном уровне можно говорить о качестве профессионального образования в регионе, а по изменению числа призовых мест от одного года к другому — об изменении этого качества.

Именно в этом контексте предлагаем рассмотреть итоги участия Челябинской области в межрегиональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах по профессиям и специальностям СПО.

В 2015 г. Челябинская область участвовала в двадцати всероссийских олимпиадах профессионального мастерства, в которых заняла три первых места, еще четыре студента были отмечены дипломами, поскольку попали в первую треть рейтинга участников. В 2014 г. Челябинская область заявилась в шестнадцати конкурсах, два студента стали их призерами.

В 2015 г система СПО Челябинской области была представлена в шести номинациях конкурса профессионального мастерства «Славим человека труда!» и заняла восемь призовых мест, два из которых — первые. Мы показали достойный результат на уровне Уральского федерального округа по подготовке по целому ряду профессий. В 2014 г. наши студенты участвовали в двух номинациях (из двух возможных) и заняли три призовых места.

Еще одно актуальное направление соревнований в профессиональном мастерстве — движение WorldSkills.

В 2015 г. произошло существенное изменение регламента проведения соревнований — был введен полуфинальный отбор на уровне федеральных округов, что усложнило процедуру сравнения с предыдущими результатами. Тем не менее, Челябинская область была представлена в 27 компетенциях (в 2014 г. на национальном чемпионате мы участвовали в 14 компетенциях). В полуфинале 2015 г. студенты ПОО Челябинской области заняли пять первых мест, участвовали в соревнованиях по шести компетенциям в г. Казани на национальном чемпионате WorldSkills Russia. Команды ГАОУ СПО (ССУЗ) ЧО «Политехнический колледж» заслуженно заняли два первых места по мехатронике, а студент ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮУрГТК — четвертое место (медальный зачет) по веб-дизайну. По итогам прошедшего в Бразилии мирового чемпионата Россия привезла шесть медалей за профессионализм, одна из них получена нашими мехатрониками.

Теперь об областных конкурсах.

В 2015 г. среди профессиональных образовательных организаций было проведено:

- 9 конкурсов профессионального мастерства студентов и мастеров производственного обучения по профессиям СПО;

- 9 олимпиад профессионального мастерства студентов по специальностям СПО.

В них приняли участие 248 студентов и 68 мастеров п/о.

Сравнение аналогичных показателей 2015 и 2014 гг. позволяет отметить несколько обстоятельств, характеризующих не только каждую из

ПОО, осуществляющих подготовку по конкурсным профессиям и специальностям, но и систему профессионального образования Челябинской области в целом: увеличилось число номинаций (за счет более широкого представления специальностей СПО на олимпиадах); увеличилось общее количество конкурсантов из числа студентов; существенно уменьшилось представительство конкурсантов — мастеров п/о.

Следует отметить, что число участников сократилось практически по всем номинациям, по которым как в 2014, так и в 2015 г. проводились конкурсы профессионального мастерства студентов и мастеров п/о по профессиям СПО, однако охват студентов в целом увеличился за счет олимпиад профессионального мастерства студентов по специальностям СПО, в том числе и за счет новых олимпиад.

Результаты конкурсов в разрезе профессиональных образовательных организаций и в сравнении с 2014 г. можно обобщить следующим образом:

- четыре ПОО на протяжении двух последних лет сохранили лидерство, позволяющее говорить о стабильности результатов как о следствии выстроенной системы, менее, чем у других ПОО, подверженной случайностям;

- четыре ПОО по итогам 2015 г. стали победителям в нескольких номинациях, что свидетельствует о качественной многопрофильности этих образовательных организаций;

- в двух ПОО победителями в одной номинации наряду со студентами стали мастера п/о, что подчеркивает заботу этих организаций не только о студентах, но и о профессиональном росте педагогических кадров.

Результативность участия ПОО в конкурсах (число призовых мест), безусловно, является показателем необходимым, но не достаточным для оценки конкурсов профессионального мастерства как механизма управления качеством профессионального образования. Показатели активности ПОО в конкурсах, учитывающие как само участие, так и неучастие (в тех случаях, когда оно могло бы быть) в не меньшей степени характеризуют сложившийся в ПОО механизм.

Обобщенный показатель успешности участия ПОО во всех проведенных в 2015 г. конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства студентов и мастеров п/о по профессиям и специальностям СПО позволил не только выстроить рейтинг ПОО, но и провести анализ эффективности сформированного механизма управления качеством профессионального образования [2].

120,0%

100,0%

—соучастие в конкурса —о—успеваемость на "4" и "5"

Рис. 1. Показатели успешности участия ПОО в конкурсе профессионального мастерства и качественной успеваемости в ПОО по профессии «автомеханик»

О последней (эффективности) можно судить по изменению качества профессионального образования, оцененного любым из рассмотренных выше способов. Мы поставили перед собой задачу определить степень влияния конкурсов на следующие показатели качества:

1) текущая успеваемость студентов, оценку которой проводит сама ПОО, в разрезе конкретных профессий (специальностей) и результатов конкурсов и олимпиад професси-

90,0% -

80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

онального мастерства по этим же профессиям и специальностям;

2) результат государственной итоговой аттестации как обобщенный показатель для ПОО в целом в разрезе обобщенных итогов ее участия в конкурсах профессионального мастерства;

3) показатель трудоустройства выпускников как наиболее независимый от субъективизма ПОО и максимально приближенный к оценке работодателями качества профессионального образования.

о А

* \ * / * ' \ !

О б У*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-О А / о

а х '

Ь

с

о.

2

^ н и а ^ ю

I- 2С 2С

и

\= < Р <

I- X ¡с ¡с

3 ^ С

< ^ го I-

■Г а 5 5

т 2

■участие в конкурсе

успеваемость на

и "5"

Рис. 2. Показатели успешности участия ПОО в конкурсе профессионального мастерства и качественной успеваемости в ПОО по профессии «повар, кондитер»

Для установления взаимосвязи между этими параметрами мы провели корреляционный анализ представленной профессиональными образовательными организациями информации по итогам 2014/15 уч. г. и результатам област-

ных конкурсов и олимпиад профессионального мастерства по профессиям и специальностям СПО за тот же период.

Корреляционный анализ как вариант статистической обработки данных применяется

для определения согласованности изменения нескольких признаков. Для них рассчитывается коэффициент корреляции, значение которого может изменяться от нуля (в случае, если связь между признаками отсутствует) до единицы (при наличии строго определенной связи). Все промежуточные значения коэффициента корреляции говорят об интенсивности выявленной связи, которая качественно может определяться как «слабая, умеренная, заметная, высокая или весьма высокая» (по шкале Чеддока).

Итак, мы установили следующее.

На примере рабочих профессий «автомеханик» (рис. 1) и «повар, кондитер» (рис. 2) можно утверждать о существовании устойчивой связи между качественной успеваемостью студентов, обучающихся в профессиональной образовательной организации по этим профессиям, и показателем успешности участия этой организации в соответствующих конкурсах профессионального мастерства. Интенсивность связи определяется как слабая, значение коэффициента корреляции в среднем составляет 0,1-0,3.

•участие в конкурсе

■О" трудоустройство

Рис. 3. Показатели успешности участия ПОО в конкурсе профессионального мастерства и трудоустройства выпускников ПОО по профессии «автомеханик»

Примечательно, что связь между показателями трудоустройства и успешности участия в конкурсах профессионального мастерства по профессиям (рис. 3, 4) устанавливается с существенно большим значением корреляции (0,3-0,55), что говорит об умеренной, а в некоторых случаях даже заметной ее ин-

тенсивности. Объяснение этому обстоятельству мы видим как в непосредственном участии работодателей в проведении конкурсов, так и в формировании благодаря конкурсам профессионального мастерства более активной жизненной позиции студентов, что способствует их трудоустройству.

120,0% 100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

^■о^*'«. Л*. А>-о-%./

о* о* о \ . • : . : V

V : • л

■ участие в конкурсе

'•О«« трудоустройство

Рис. 4. Показатели успешности участия ПОО в конкурсе профессионального мастерства и трудоустройства выпускников ПОО по профессии «повар, кондитер»

Подобный представленному выше анализ взаимозависимости успешности участия профессиональных образовательных организаций в олимпиадах профессионального мастерства по специальностям СПО с качественной успеваемо-

120,0% -

100,0% 80,0%% 60,0°% 40,0% 20,0% 0,0%

стью студентов и показателями их трудоустройства был проведен нами на примере двух специальностей: «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и «технология продукции общественного питания» (рис. 5, 6).

о о гг • • А-1

О- : :\ / : : \ • * : / О ; к! \ 'ю* / ° ^г-: Л

• • • • • • • : ; о* •<>.<>

«О—Ч п_а_у_а_а_а_п_а_а_(=1_(

д К 4

^ Ъ

С

<11 т

I- X I-^ 1- и

У с *

<5 1=

Б Ё

2 и

Ё * I— га

I—

^ ^ с т и ^ з- ^ т

• участие в конкурсе

■ О— успеваемость на "4" и "5"

аир

т О • ••О»« труд'

^устройство

Рис. 5. Показатели успешности участия ПОО в олимпиаде профессионального мастерства, качественной успеваемости студентов и трудоустройства выпускников ПОО по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

На графиках установленные зависимо- сивностью, в среднем соответствующей коэф-

сти представлены сразу по трем параметрам, фициенту корреляции 0,4, что по успеваемо-

поскольку трудоустройство и успеваемость сти чуть больше, чем в случае с подготовкой

оказались связаны с результатами олимпиад по профессиям, а по трудоустройству — чуть

практически одинаково, с умеренной интен- меньше.

120,0% 100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

..о ^Я ..О'-О""0'

.0\.• о* о* ••* 4 А ЛГ \ ^ „ Ла

-о' \

участие в конкурсах — О— успеваемость на "4" и "5" •••<>• • трудоустройство

Рис. 6. Показатели успешности участия ПОО в олимпиаде профессионального мастерства, качественной успеваемости студентов и трудоустройства выпускников ПОО по специальности «технология продукции общественного питания»

Обобщенный показатель успешности участия профессиональной образовательной организации в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства по профессиям и специальностям СПО мы сравнили с обобщенным показателем результатов профессионального образования выпускников этой

организации (по всем реализуемым в ней профессиям и специальностям), выбрав для этого относительное количество выпускников, сдавших ГИА на 4 и 5, а также с обобщенным в целом по профессиональной образовательной организации показателем трудоустройства выпускников (рис. 7).

Установили при этом, что даже в обобщенном виде эти параметры связаны между собой, причем:

- между конкурсами и итоговой аттестацией существует умеренная связь (характеризуется коэффициентом корреляции 0,31);

- между конкурсами и трудоустройством связь слабее, но тоже определяется (с коэффициентом 0,19).

На основе выявленных корреляционных зависимостей можно достоверно утверждать, что активное участие профессиональной образовательной организации в конкурсах профессионального мастерства отражается на итоговой аттестации выпускников даже по тем профессиям и специальностям, по которым конкурсы на региональном уровне не проводились.

120,0%

100,0%

80,0%

60,0%

40,0%

о/О'^Л*.«

V

V*

О"

л

/ \

о

•л I

/\ I \ I \

/о*

Л

Ч?

г

20,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,0%

#

-40,0%

■успешность участия в конкурсах

ГИА на 4 и 5

• трудоустройство

Рис. 7. Обобщенные показатели успешности участия ПОО в конкурсах (олимпиадах) профессионального мастерства, успешности ГИА и трудоустройства выпускников ПОО

Кроме того, при проведении корреляционного анализа, несмотря на то что это не являлось предметом настоящего исследования, обратило на себя особое внимание то обстоятельство, что между трудоустройством и итоговой аттестацией определяется весьма высокая интенсивность связи, которая не так очевидна на этапе промежуточной аттестации. Причину мы видим не только в том, что работодатели лучше «разбирают» тех выпускников, кто лучше учится, но и в участии работодателей в процедурах итоговой аттестации, которое способствует последующему трудоустройству выпускников.

Проведенный анализ итогов конкурсов профессионального мастерства и олимпиад по профессиям и специальностям СПО позволяет сделать некоторые выводы о перспективных направлениях развития этих конкурсов, повышающих их эффективность и отражающихся на качестве профессионального образования.

Первое направление связано с расширением числа студентов, участвующих в конкурсах, что

способствует повышению качества профессионального образования.

В связи с этим профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку по наиболее массовым в Челябинской области профессиям и специальностям, должны быть обязательно (по возможности — без исключений) представлены в областных конкурсах профессионального мастерства по этим профессиям.

Подготовка к конкурсу его участников является эффективным способом повышения качества профессионального образования в организации, поскольку требует качественного оснащения образовательного процесса оборудованием и технологиями, корректировки содержания образования с ориентацией на конкурсные испытания.

Кроме того, конкурсы профессионального мастерства, проводимые в профессиональной образовательной организации как отборочные этапы для участия представителей организации в областных соревнованиях, должны быть по

возможности дополнены конкурсами по остальным профессиям и специальностям, подготовка по которым осуществляется в организации, даже в том случае, если региональные соревнования по ним не проводятся.

Такие мероприятия расширяют возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала студентов, способствуют формированию у них активной профессиональной позиции, повышают мотивацию к обучению, что отражается на качестве профессионального образования.

Второе направление развития конкурсов связано с повышением квалификации педагогических кадров профессиональной образовательной организации, что способствует повышению качества профессионального образования.

Необходимо стремиться к расширению числа педагогов, задействованных в конкурсах профессионального мастерства, не только увеличивая их непосредственное участие в кон -курсных соревнованиях мастеров п/о, но и привлекая как можно большее число к разработке конкурсных заданий, экспертной работе и другим видам деятельности в соответствующих профессиональных сообществах.

Кроме того, выявленный в ходе конкурсов профессионального мастерства лучший педагогический опыт обязательно должен анализироваться и распространяться на всю систему профессионального образования Челябинской области.

Третье направление связано с расширением форм участия работодателей в организации

Библиографический список

и проведении конкурсов профессионального мастерства, что не только максимально приближает качество подготовки конкурсантов к требованиям, предъявляемым к работникам на предприятиях, но и способствует трансляции этих требований на содержание профессионального образования, а также сближает между собой независимую и зависимую оценки качества профессионального образования, способствует скорейшей адаптации выпускников ПОО на рынке труда Челябинской области.

Конечно, об эффективности конкурсов профессионального мастерства можно судить и по достижению других целей, стоящих перед кон -курсами, таких как повышение престижа рабочих профессий или мотивация к активной творческой профессиональной деятельности. Наш анализ не охватывает всех направлений, но и он позволяет сделать заключение о том, что конкурсы профессионального мастерства являются эффективным механизмом управления качеством профессионального образования.

Именно поэтому перечень поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г содержит задание создать систему мониторинга качества подготовки кадров, установив, что одним из критериев качества такой подготовки являются результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате WorldSkills Russia.

1. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования [Текст] — СПб. : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. — 44 с.

2. Стариченко, Б. К. Обработка и представление данных пед. исследований с помощью компьютера [Текст] / Б. К. Стариченко ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 108 с.

УДК 377 Т. Г. Калугина, ген. директор

АНО «Челябинское региональное агентство развития квалификаций» (ЧРАРК), член ЧРОО «Союз промышленников и предпринимателей», д-р пед. наук, проф., г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

К ВОПРОСУ О МЕРАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы профессионального образования, в частности, комплекс мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.