Научная статья на тему 'Актуальные проблемы инновационного развития профессионального образования Челябинской области'

Актуальные проблемы инновационного развития профессионального образования Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Александр Игоревич

Современная промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг предъявляют к выпускникам профессиональных образовательных организаций (ПОО) новые требования, в то же время у населения появились новые запросы к условиям получения образования. Для достижения главной цели, стоящей перед системой профессионального образования, — подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для обеспечения инновационного развития экономики Южного Урала — система профессионального образования Челябинской области в целом и каждое ПОО в отдельности обязаны модернизироваться и научиться функционировать в инновационном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы инновационного развития профессионального образования Челябинской области»

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Актуальные проблемы инновационного развития профессионального образования Челябинской области

Современная промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг предъявляют к выпускникам профессиональных образовательных организаций (ПОО) новые требования, в то же время у населения появились новые запросы к условиям получения образования. Для достижения главной цели, стоящей перед системой профессионального образования, — подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для обеспечения инновационного развития экономики Южного Урала — система профессионального образования Челябинской области в целом и каждое ПОО в отдельности обязаны модернизироваться и научиться функционировать в инновационном режиме.

КУЗНЕЦОВ

Александр Игоревич,

министр образования и науки Челябинской области

Постановка новых задач перед системой профессионального образования Челябинской области потребовала ее реорганизации. В 2013 году был завершен процесс оптимизации региональной сети ПОО, в основе которой находились приоритеты социально-экономического развития региона. В результате объединения небольших ПОО, подведомственных областному министерству, произошло сокращение их общего количества со 113 до 49, что привело к созданию многоуровневых и многопрофильных образовательных организаций, увеличению их наполняемости (средняя численность обучающихся сегодня составляет 1117 человек), снижению неэффективных расходов. Произошедшая концентрация ресурсов позволяет сегодня более успешно реализовывать задачи, стоящие перед системой профессионального образования.

В области ведется подготовка по 64 профессиям и 91 специальности, которые осваивает 51 297 человек. Подготовка кадров в ПОО в большинстве показателей соотносится со структурой занятости населения Челябинской области и потребностями работодателей. Министерством образования и науки Челябинской области разработан про-

гноз кадров до 2030 года, который формулирует краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную количественную и качественную потребность в рабочих и специалистах. На основе прогноза формируются контрольные цифры приема. При этом приоритеты отдаются подготовке кадров для реального сектора экономики. Уменьшены на 20% объемы подготовки по направлениям «экономика и управление», «информатика и вычислительная техника». С 2011 года утверждение контрольных цифр приема граждан для обучения по программам среднего профессионального образования осуществляется только на основе публичного конкурса.

Современное производство требует регулярного обновления содержания профессионального образования. Для эффективного внедрения новых образовательных стандартов (ФГОС), вступивших в силу в 2011 году, были созданы два координирующих органа: Совет Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам НПО и СПО и Региональный центр научно-методического сопровождения внедрения ФГОС НПО и СПО на территории Челябинской области, представители которых совместно с работодателями

разработали и утвердили примерные ОПОП по всем актуальным для области профессиям и специальностям СПО. Сегодня все программы успешно внедрены в учебный процесс. Параллельно с изменением содержания ОПОП ведется объемная работа по подготовке нового пакета фонда контрольно-оценочных средств, которые должны уже не измерять знания — умения — навыки, а оценивать сформированные компетенции.

В соответствии с требованиями ФГОС большое значение в организации учебного процесса придается взаимодействию ПОО с работодателями. Организационно сотрудничество между сферой образования и предприятиями оформлено в 625 двухсторонних долгосрочных договорах на проведение производственной практики и дальнейшее трудоустройство выпускников и 59 трехсторонних Соглашениях о сотрудничестве между Правительством Челябинской области, предприятием и образовательным учреждением. Соглашения рассмотрены и одобрены на заседаниях ЧРОР «Союз промышленников и предпринимателей» и Южно-Уральской торгово-промышленной палаты.

Новые формы организации образовательной среды

Ориентация на компетенции в подготовке рабочих и специалистов среднего звена заставляет развернуться в сторону новых форм организации образовательной среды в профессиональном образовании. В частности, по-

Современное производство требует регулярного обновления содержания профессионального образования.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

сле принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который разрешил сетевое взаимодействие, уже 15 ПОО области заключили договоры о реализации программ с использованием сетевых форм обучения. Как особый случай сетевого взаимодействия можно рассматривать создание на предприятиях совместных кафедр вузов и ПОО, например кафедра по подготовке прикладных бакалавров по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы», организованная на базе «ДЦ Nissan» совместно с автотракторным факультетом Южно-Уральского государственного университета при участии Челябинского автотранспортного техникума. В 2014 году запланировано создание базовых кафедр на шести ведущих предприятиях региона, в том числе в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Нязепе-тровский крановый завод», ОАО «ЧТЗ-УРАЛТРАК», ОАО «Автомобильный завод «Урал».

Новой формой подготовки рабочих, которая позволит расширить доступ к получению профессиональных квалификаций для всех возрастных групп населения, стало создание в 2013 году двух многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе «Политехнического колледжа» (Магнитогорск) и «Южно-Уральского государственного технического колледжа» (Челябинск). К 2018 году будут созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций по профилям: железнодорожный транспорт, строительство, мехатроника, металлургия, сельское хозяйство, информационные технологии.

Большое внимание в области уделяется созданию современной электронной информационно-образовательной среды на основе информационных систем управления ProCollege (разработка ЮУМПК) и 1С:Колледж. Ведется разработка и создание электронных учебно-методических комплексов на основе системы дистанционного обучения Moodle. Во всех ПОО имеются классы

в составе не менее 7 персональных компьютеров с широкополосным доступом в Интернет. Среднее количество учащихся на один компьютер составляет 6,7 человека.

Профориентационная работа

Однако сегодня мало создать современные условия для подготовки рабочих и специалистов среднего звена. Необходимо преодолеть перекос в уровнях образования и поднять престиж рабочих профессий. С этой целью в 2013 году была утверждена Концепция профориентационной работы в Челябинской области, создан интерактивный центр профориентации «Формула успеха», реализуется информационный ресурс «Атлас профессий», подготовлена серия телевизионных программ «Кем быть?» по 14 наиболее востребованным для предприятий региона профессиям и специальностям. Правительством области принят административный регламент о предоставлении информации об организации среднего профессионального образования.

Ежегодно обучающиеся и работники ПОО принимают участие в 70 областных мероприятиях научно-технической, художественной, спортивной, военно-патриотической направленности. Конкурсы профессионального мастерства, олимпиады, выставки «Уральский мастеровой» и «Научно-техническое творчество молодежи», конкурсы интернет-проектов «Я выбираю профессию», фестиваль художественного творчества и другие творческие мероприятия способствуют повышению мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда Челябинской области.

С 2012 года в Челябинской области проводится работа по реализации проекта WorldSkills Russia. В 2014 году был проведен уже II областной чемпионат WorldSkills Russia — Челябинск по 11 компетенциям. Челябинская область в рейтинге движения WorldSkills Russia в 2014 году заняла 13-е место из 39

регионов. Семь студентов профессиональных образовательных организаций Челябинской области рекомендованы в состав национальной сборной, которая будет представлять Россию во Франции на Еиго8кйк в октябре 2014 года.

Оценка качества образования и сертификация квалификаций

Одним из инструментов модернизации современной системы профессионального образования должна стать система оценки результатов деятельности ПОО. Ее объективность может быть достигнута за счет организации независимой внешней экспертизы. Уже сегодня можно говорить о создании общих контуров региональной системы независимой оценки качества профессионального образования и сертификации квалификаций, которая включает: 1) АНО «Челябинское региональное агентство развития квалификаций»; 2) центр «Универсум», осуществляющий сертификацию по профессиям сферы услуг; 3) региональный эксперт-но-методический центр «Эталон»; 4) региональный центр по сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности; 5) два центра сертификации квалификаций сварщиков Национального агентства контроля и сварки; 6) центр аттестации специалистов для жилищного и промышленного строительства. На их базе в 2012 году 22% выпускников и мастеров производственного обучения прошли процедуру независимой оценки квалификаций.

***

Накопленный опыт инновационного развития позволил Челябинской области в 2011 и 2013 годах победить в конкурсном отборе ФЦПРО, а в 2014-м — в конкурсном отборе пилотных программ субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию проекта «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов» на 2014-2019 годы. С 2012 года реализуются проекты в рамках соглашения между Правительством Челябинской области и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

По данным Межрегиональной Ассоциации мониторинга и статистики образования Челябинская область заняла 14-е место из 79 субъектов Российской Федерации в рейтинге региональных систем профессионального образования с позиций востребованности их услуг.

Одним из инструментов модернизации современной системы профессионального образования должна стать система оценки результатов деятельности ПОО. Ее объективность может быть достигнута за счет организации независимой внешней экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.