Дискуссионный клуб
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ РЕШЕНИЯ
В ноябре юбилейного для профессионального образования 2015 г. в Челябинской области состоялись очередное заседание Межрегионального совета профессионального образования Уральского федерального округа и ежегодная XXII Областная научно-практическая конференция на тему «Инновации в системе профессионального образования: конкурсы профессионального мастерства как механизм управления качеством профессионального образования».
На дискуссионных площадках этого мероприятия обсуждались такие актуальные проблемы, как совершенствование управления конкурсными движениями и совершенствование содержания образования в контексте конкурсов профессионального мастерства.
Мы переносим дискуссию на страницы журнала и предлагаем материалы работы дискуссионных площадок для обсуждения нашим читателям.
Сравнительные аспекты олимпиадного движения и чемпионатов профессионального мастерства '^гМ8кЛ18, методические инструменты управления движениями
П. Е. Бакаева, главный специалист отдела профессионального образования и государственного задания Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
Олимпиады профессионального мастерства и чемпионаты профессионального мастерства в системе среднего профессионального образования нацелены на решение общих задач, таких как:
- выявление одаренной и талантливой учащейся молодежи (молодых профессионалов) по разным профилям подготовки (компетенциям);
- стимулирование интереса к рабочим профессиям (повышение престижа рабочих профессий);
- выявление лучших педагогических практик профессиональных образовательных организаций по формированию современных компетенций (внедрение лучших мировых практик и профессиональных стандартов в систему профессионального образования).
Проведенный комплексный мониторинг результатов1 региональных и заключительных этапов всероссийской олимпиады, чемпионатов профессионального мастерства позволил определить ряд методических инструментов управления движениями в Свердловской области.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Организационные инструменты управления движениями.
В таблице 1 представлены основные показатели участия Свердловской области во всероссийских олимпиадах.
Общее количество всероссийских олимпиад, проводимых ежегодно в Свердловской области, не сокращается. Так, в 2015 г. в Свердловской области было проведено 25 всероссийских олимпиад. По предложениям работодателей проведены олимпиады по следующим профессиям и специальностям:
- «организация перевозок и управление на транспорте»;
- «технология хлеба и хлебобулочных изделий»;
- «продавец, контролер-кассир».
1 Свердловская область активно вступила в движение ^ЬгИБкИ^ в 2012 г., поэтому динамика сравнения представлена с 2012 г.
Таблица 1
Основные показатели участия Свердловской области во всероссийских олимпиадах
Показатели 2012/13 уч. г. 2013/14 уч. г. 2014/15 уч. г.
Количество программ среднего профессионального образования (профессии/специальности) 28 28 29
Количество участников областных этапов 241 386 397
Доля работодателей, привлекаемых к организации и проведению (эксперты/жюри) 54 % 68 % 71 %
Количество участников заключительных этапов 17 22 25
Количество победителей и призеров 9 4 6
Кроме того, в Свердловской области впервые проведена олимпиада для лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии «мастер отделочных строительных работ».
Всего олимпиадным движением были охвачены 76 профессиональных образовательных организаций, что составляет 78 % от профессиональных образовательных организаций Свердловской области, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области. На заключительный этап всероссийских олимпиад были направлены 25 обучающихся, шесть из которых заняли призовые места.
Основным организатором проведения всероссийских олимпиад в Свердловской области выступают профильные ресурсные центры развития профессионального образования, расположенные на базах 15 профессиональных образовательных организаций Свердловской области. Курирует эту работу областной центр координа-
ции профессионального образования, располагающийся на площадке Уральского политехнического колледжа. Областной центр координации профессионального образования отвечает за подбор площадок проведения всероссийских олимпиад, содержательную и техническую экспертизу.
В 2012 г. Свердловская область впервые приняла участие в чемпионате профессионально мастерства по методике
Движение в Свердловской об-
ласти курирует Министерство общего и профессионального образования Свердловской области в сотрудничестве с региональным координационным центром, который располагается на площадке Уральского государственного экономического университета.
В таблице 2 представлены основные показатели участия Свердловской области в региональных и национальных чемпионатах профессионального мастерства по методикам МЪгЫ8кШ8 с 2013 г.
Таблица 2
Основные показатели участия Свердловской области в региональных и национальных чемпионатах профессионального мастерства по методикам WorldSkills
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Количество компетенций регионального чемпионата 15 29 31
Общее количество участников регионального чемпионата 151 267 350
Количество компетенций национального чемпионата Уральского федерального округа — — 41
Количество участников национального чемпионата в г. Казани — 22 28 (из них 21 обучающийся ПОО СПО)
Количество медалей, завоеванных на национальном чемпионате в г. Казани 8 15 22
Всего движением в 2015 г. было
охвачено 68 профессиональных образовательных организаций (69 %), из них 29 профессиональных образовательных организаций (42 %) направили победителей на национальный чемпионат Уральского федерального округа, 11 профессиональных образовательных организаций
(16 %) представляли Свердловскую область на национальном чемпионате в г. Казани.
При организации движения были выявлены некоторые проблемы: сроки проведения всероссийских олимпиад иногда совпадали со сроками проведения чемпионатов Wor1dSki11s, промежуточной аттестации обучающихся.
2. Материально-технические инструменты управления движениями.
Как уже было отмечено, площадками проведения всероссийских олимпиад профессионального мастерства в Свердловской области являются профильные ресурсные центры развития образования, оснащенные современным технологическим и учебным оборудованием.
На проведение всероссийских олимпиад в 2015 г. Министерством общего и профессионального образования Свердловской области были выделены бюджетные средства суммой 1,6 млн руб.
В 2015 г. на базе пяти профессиональных образовательных организаций открыты специализированные центры компетенций Wor1dSki11s:
- по компетенциям «Кондитерское дело», «Обслуживание холодильной и вентиляционной техники», «Выпечка хлебобулочных изделий» — в ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»;
- по компетенциям «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Мехатроника», «Сварочные работы», «Мобильная робототехника», «Управление производственным процессом» — в ГАОУ СПО СО «Первоуральский металлургический колледж»;
- по компетенциям «Электромонтаж», «Промышленная автоматика», «Прототипиро-вание» — в ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж»;
- по компетенциям «Облицовка плиткой», «Столярное дело», «Сантехника и отопление», «Кузовной ремонт», «Покраска автомобилей», «Малярные и декоративные работы» — в ГАОУ СПО СО «Уральский колледж технологий и предпринимательства»;
- по компетенциям «Электроника» и «Сетевое и системное администрирование» — в ГАПОУ СО «Уральский радиотехнический колледж им. А. С. Попова».
На оснащение данных центров потрачено 32 млн руб.
При рассмотрении материально-технического оснащения движения WorldSkills можно констатировать следующее. Оборудование, используемое в учебном процессе образовательных организаций, отличается от дорогостоящего оборудования по компетенциям WorldSkills, доступного далеко не каждому колледжу и техникуму, а это ставит участников конкурсов в неравные условия. Чтобы преодолеть данный барьер, в новом учебном году перед специализированными центрами компетенций поставлена задача: организовать тренировочные сборы по компетенциям.
3. Содержательные инструменты управления движениями.
Сравнивая организационные инструменты проведения всероссийских олимпиад и чемпионатов профессионального мастерства World-Skills, можно сделать вывод о том, что оба движения имеют разработанный нормативный инструментарий.
Преимущества инструментария WorldSkills — это четкие и унифицированные методики выполнения конкурсных заданий, внедрение кодекса профессиональный этики, который регулирует процесс принятия решений. Инструментарий WorldSkills — это четкие требования к оценке практических навыков.
В Свердловской области накоплен опыт по разработке инструментария всероссийских олимпиад по компонентам деятельности. Данный инструментарий был предложен ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» в 2013 г. В структуру олимпиадных заданий ежегодно входят задания творческого характера, проектной деятельности.
В таблице 3 представлены сравнительные результаты освоения компонентов деятельности участниками третьего этапа олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области в 2013-2015 гг.
Таблица 3
Сравнительные результаты освоения компонентов деятельности участниками третьего этапа олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся государственных ПОО Свердловской области, 2013-2015 гг.
Уровни ФГОС Компоненты деятельности Результаты олимпиады по образовательным программам по подготовке квалифицированных рабочих (%) Результаты олимпиады по образовательным программам по подготовке специалистов среднего звена (%)
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Ознакомительный Эмоционально-психологический 94 88 93 84 83 91
Окончание таблицы 3
Уровни ФГОС Компоненты деятельности Результаты олимпиады по образовательным программам по подготовке квалифицированных рабочих (%) Результаты олимпиады по образовательным программам по подготовке специалистов среднего звена (%)
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Репродуктивный Регулятивный 86 79 89 74 75 74
Социальный 81 77 73 72 74 63
Продуктивный Аналитиче ский 74 74 76 66 68 62
Творческий 69 68 74 58 62 60
Самосовершенствования 83 84 81 76 79 79
В целом выстроенная система подготовки обучающихся к олимпиадам профессионального мастерства показывает ровные результаты; настороженность может вызвать снижение уровня освоения социального компонента по образовательным программам по подготовке как специалистов среднего звена, так и квалифицированных рабочих.
Социальный компонент отвечает за владение практическими производственными технологиями. Аналитические отчеты жюри также указывают на снижение практических навыков у ребят. Это может быть следствием уменьшения количества отведенных на практику часов в учебных планах по образовательным программам в профессиональных образовательных организациях.
Возвращаясь к инструментарию оценки компетенций WorldSkills и инструментарию оценки олимпиад профессионального мастерства, делаем вывод о том, что оба движения профессионального мастерства могут обогатить друг друга.
Олимпиады профессионального мастерства могут взять на вооружение систему независимой оценки соревнований WorldSkills при помощи информационных технологий, а чемпионаты WorldSkills могут перенять принципы сотрудничества с работодателями при разработке практических заданий.
Элементы методики WorldSkills в отечественных олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства
И. В. Беляков, зам. директора по информационным технологиям Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), международный эксперт WorldSkills International
В апреле 2015 г. по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации на базе
нашего колледжа был проведен заключительный этап Всероссийской олимпиады профмастерства обучающихся по специальности СПО «программирование в компьютерных системах», который по своему статусу соответствует национальному чемпионату WorldSkills (далее WS) Russia.
Уникальность данного события в том, что наша площадка была экспериментальной, потому что мы внесли изменения в традиционный процесс подготовки и проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады, впервые внедрив организационные подходы и методики движения WorldSkills. Изменения коснулись всех этапов, начиная от разработки заданий и заканчивая подведением итогов.
Новшества нашли свое отражение во всей рабочей документации всероссийской олимпиады, от Порядка проведения до оценочных ведомостей, но мы максимально сохранили отчетные формы в том виде, в котором они требовались министерством образования, что говорит о гибкости используемых форм.
Подготовка к проведению заключительного этапа всероссийской олимпиады началась задолго до самих соревнований, как этого требует и стандарт WS. В подготовку было внесено три самых значительных изменения:
1) заблаговременная публикация задания в окончательном виде на сайте олимпиады;
2) организация площадки для обсуждения задания в сети Интернет и приглашения участников согласно правилам проведения заявочной кампании;
3) включение в состав жюри самых активных участников обсуждений и назначение в качестве председателя (аналог главного эксперта WS) независимого представителя от работодателя (хочу подчеркнуть, что WS требует включения в состав жюри представителей всех участников олимпиады).
В конкурсной части основным нововведением было внесение не менее 30 % изменений
в профессиональное задание, как этого требует Wor1dSki11s.
Не остался без внимания и профориента-ционный блок, который был расширен путем включения в него мероприятий по представлению других специальностей. Тем не менее это не идет ни в какое сравнение с предоставляемым профориентационным инструментом в момент проведения соревнований WS, когда все профессии объединяются в одном месте и в одно время.
Для сопровождающих была организована насыщенная программа, в которую вошли мероприятия, направленные на повышение их профессиональной и педагогической квалификации. Но из личного опыта участия в соревнованиях Wor1dSki11s можем сказать, что лучшего опыта, чем практика, не существует, и тот объем знаний, который могут вынести сопровождающие из процесса участия в составе экспертной группы и жюри, сложно переоценить.
Эти изменения потребовали дополнительных действий со стороны колледжа, таких, например, как организация процесса приема заявок для участия в обсуждениях.
Внесенные изменения привели, на наш взгляд, к положительным моментам или усилили их. Хотелось бы подчеркнуть, что заблаговременная публикация заданий является краеугольным камнем и единственной возможностью получить материал для оценивания.
Также были выявлены следующие проблемы:
1) велик разброс баллов;
2) недостаточно одного конкурсного дня;
3) сопровождающие не всегда являются специалистами.
Прослеживается четкая связь между результатом, достигнутым конкурсантом, и причастностью сопровождающего к области информационных технологий. В WS такие «специалисты» отсеиваются автоматически еще на этапе подготовки, так как присутствует групповой контроль и существует понятие профессионального стыда (участвуя в соревнованиях WS с самого первого открытого московского чемпионата 2012 г., мы наблюдаем за развитием экспертного сообщества и видим, как появляются и развиваются специалисты в регионах по всей России; эти специалисты — как раз те самые эксперты, которые представляли своих студентов на предыдущих чемпионатах).
По итогам проведенной олимпиады предлагаем следующее. Два конкурсных дня — наиболее оптимальное время для выполнения насто-
ящего боевого задания в сочетании с днем для адаптации и знакомства с оборудованием. А без допуска к разработке и оценке представителей от участников мы теряем очень важную составляющую всех подобных мероприятий — опыт, который никто, кроме самих конкурсантов и жюри, не может увезти с собой. Это означает, что учебные заведения недополучают ценную информацию.
На завершающем этапе олимпиады был проведен опрос участников и сопровождающих, по отзывам которых самыми запоминающимися были признаны зрелищные моменты. Следовательно, элемент шоу должен обязательно присутствовать во время проведения соревнования.
В итоге мы считаем, что методики WS являются достаточно универсальным инструментом и легко вписываются в отечественные конкурсы профмастерства. Правда, для этого нужно больше подготовительных работ и ресурсов, но результат стоит того.
Гармонизация содержания основных профессиональных образовательных программ в контексте конкурсных заданий чемпионатов международного движения Wor1dSki11s В. В. Вертиль, директор Екатеринбургского экономико-технологического колледжа (ЕЭТК), канд. экон. наук
Свердловская область является регионом, в экономике которого промышленные предприятия традиционно имеют значительный удельный вес. Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 гг., утвержденная Указом губернатора Свердловской области от 6 окт.ября 2014 г. № 453-УГ, направлена на системную подготовку специалистов технического профиля: квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, инженеров. В программе отмечается, что «обеспеченность предприятий промышленного комплекса достаточным количеством высококвалифицированных инженерных кадров является залогом и непременным условием стабильного развития реального сектора в регионе».
Конкурентные преимущества выпускников профессиональных образовательных организаций (далее ПОО) во многом обусловлены гармоничностью подготовки технических специалистов. Под гармоничностью подготовки можно понимать обучение по основным профессиональным образовательным программам с гибким и адаптивным предметным содержанием,
соответствующим быстро видоизменяющимся потребностям рынка труда.
С целью подготовки кадров запрашиваемого работодателями качества, наряду с проведением маркетинговых исследований, ПОО Свердловской области все чаще обращаются к профессиональным стандартам по видам профессиональной деятельности и к лучшему международному опыту, представленному в содержании компетенций международного движения WorldSkills.
Реализация мероприятий «Уральской инженерной школы» стала основой успешного участия Свердловской области в международном движении WorldSkills. В 2015 г. в рейтинге субъектов Российской Федерации Свердловская область стала первой по итогам участия в национальном чемпионате в Казани (восемь золотых, шесть серебряных, восемь бронзовых медалей, одна медаль за профессиональное мастерство). Три представителя Свердловской области вошли в состав сборной России на 43-м Чемпионате мира WorldSkills — 2015 в Бразилии, г. Сан-Паулу. В Свердловской области создано пять специализированных центров компетенций WorldSkills.
Успешное участие ПОО в движении World-Skills предопределило курс образовательных организаций на гармонизацию образовательных программ СПО с содержанием компетенций WorldSkills с целью приобретения студентами в процессе обучения дополнительного компе-тентностного потенциала.
ФГОС СПО, носящий рамочный характер, предоставляет возможность ПОО расширить его содержание за счет введения новых умений, знаний, профессиональных компетенций именно с учетом международной практики: конкурсные задания чемпионатов WorldSkills разного уровня содержат много возможностей для введения в образовательные программы заданий, приближенных к производственным в рамках практического обучения, введения в образовательные программы новых тем. Перечень новых знаний, подлежащих освоению, может быть использован при планировании занятий, для обеспечения связи теоретических тем с практическими заданиями, для планирования всей программы обучения. Перечень новых умений необходим для выбора методов и технологий обучения планирования обучающей среды.
Преимуществом программ, актуализированных на основе содержания компетенций WorldSkills, является не только возможность выполнения заданий в условиях, приближенных к реальным производственным, но и введе-
ние на всех этапах образовательного процесса элементов соревновательности, что повышает мотивацию студентов к освоению профессиональных компетенций и способствует формированию у них общих компетенций.
Гармонизация содержания основных профессиональных образовательных программ в контексте содержания компетенций World-Skills основана на применении сопоставительного анализа основных содержательных единиц ФГОС СПО и компетенций WorldSkills, по результатам которого вносятся изменения в содержание программ. Следствием изменения содержания программ может стать изменение формата проведения промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации, концепции оценивания образовательных результатов, фондов оценочных средств.
Оценивание по системе WorldSkills требует соотнесения содержания профессиональных и общих компетенций, умений, знаний в соответствии с ФГОС СПО специальности или профессии с содержанием умений, знаний, конкурсных заданий, представленных в технической документации WorldSkills, что дает основания проводить промежуточную или государственную итоговую аттестацию по методике WorldSkills, используя объективные (точно измеряемые) и субъективные (качественно определяемые) критерии.
Введение в государственную итоговую аттестацию, помимо защиты выпускной квалификационной работы, государственного экзамена (демонстрационного) по методике WorldSkills позволяет в полной мере оценить готовность выпускника к выполнению трудовых функций и сформированность его личностных качеств, таких как умение убеждать, лидировать, осуществлять межличностное общение, работать в команде, управлять временем, эрудированность, креативность и др., относящихся к так называемой категории Soft Skills. В формировании Soft Skills особая роль отводится преподавателям гуманитарных дисциплин, иностранных языков.
В рамках демонстрационного экзамена (при проведении любого вида аттестации) выполняются модули конкурсных заданий по компетенции WorldSkills, оценивание выполнения которых проводится в соответствии с объективными и субъективными критериями. Общая сумма баллов, полученная студентом при выполнении задания, приводится в соответствие с критериями выставления оценок по пятибалльной шкале, определенными «Положением о фондах оценочных средств», действующим в ПОО.
Сопряжение основных профессиональных образовательных программ СПО и заданий конкурсов профессионального мастерства с требованиями профессионального стандарта
З. А. Федосеева, проректор Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук
Прошедший 2015 г. явился завершающим годом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов СПО, но система среднего профессионального образования вновь находится на пути перемен в части обновления содержания профобразования. Это связано с тем, что Федеральным законом № 122-ФЗ от 2 мая 2015 г. внесены изменения в Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 11 и 73).
Была дополнена статья 195 (пп. 2 и 3) Трудового кодекса РФ, определяющая порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Изменения в законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ» касаются образовательных программ, которые должны быть разработаны с учетом установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов). Тем самым действующее законодательство позволяет на нормативной основе обеспечить учет позиции работодателей. Данный документ вступает в силу с 01.07.2016.
Появление нового термина «профессиональный стандарт», а также сфера и практика его применения вызывают много вопросов.
Во-первых, профессиональные стандарты призваны стать одним из главных инструментов сближения потребностей рынка труда с системой профобразования. Во-вторых, профстан-дарты способствуют объединению всех заинтересованных в подготовке специалистов сторон:
- государства (может формировать политику в области занятости населения);
- сферы труда (может идентифицировать компетенции при найме на работу, оценивать и планировать повышение уровня квалификации и качества труда работников);
- сферы образования (получает возможность активно обновлять содержание образовательных программ, формировать оценочные средства, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями сферы труда);
- работника (может определять свой профессиональный уровень, ориентироваться в повышении квалификации, повышении качества труда).
Основная идея реализации профессионального стандарта заключается в том, что он
закрепляет обобщенную трудовую функцию специалиста как должность или рабочее место, четко формулируя цель его деятельности, с обозначением конкретных выполняемых трудовых функций. При этом каждая трудовая функция состоит из определенного набора трудовых действий, т. е. механизмов или способов, позволяющих ее осуществлять. Таким образом, в профессиональном стандарте через призму трудовых функций и трудовых действий мы выходим на компетенции, необходимые представителю данной профессии.
Профстандарт для системы профобразования становится ориентиром при отборе содержания образовательных программ под конкретный перечень должностей или рабочих мест, трудовых функций работников. Ученик или работник может увидеть, соответствует ли он квалификационным требованиям, насколько он будет востребован на рынке труда. Появляется возможность с помощью профстандарта спланировать свою карьеру, увидеть, чему еще нужно обучиться, чтобы быть успешным.
В настоящее время на сайте министерства труда размещен национальный реестр, в котором содержится уже более 500 утвержденных профессиональных стандартов.
Трансформация требований профессионального стандарта в образовательные программы является непростой задачей. Становится важным в рамках обязательной программы профессионального образования обеспечить обучающегося овладением всеми обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта заданного квалификационного уровня. При профессиональном обучении овладение какой-либо функцией или их комплексом ведется, исходя из целей программы профессионального обучения. Для этого необходим тщательный сравнительный анализ основной профессиональной образовательной программы и профессионального стандарта.
Между профессиональными и образовательными стандартами имеются существенные различия (рис. 1).
Профессиональные стандарты описывают требования к квалификации через обобщенные трудовые функции, ориентируясь на должности или рабочие места, детализируя их через трудовые функции, которые работник осуществляет при выполнении того или иного вида деятельности, а образовательные стандарты определяют структуру и организацию образовательного процесса, описывая требования квалификации через компетенции.
Рис. 1. Структура профессионального стандарта
Для разработки профессиональной образовательной программы СПО может быть использовано несколько профессиональных стандартов, однако прямой перенос формулировок из профессионального стандарта в образовательную программу невозможен в силу различия понятийно-терминологического аппарата сфер
труда и образования, где часто применяются специфические термины/понятия, иногда несущие разную смысловую нагрузку. В таблице 1 представлен сравнительный анализ структуры и содержания федерального государственного стандарта и профессионального стандарта по профессии «автомеханик».
Таблица 1
Сравнительный анализ структуры и содержания ФГОС и ПС по профессии «автомеханик»
Перечень обобщенных трудовых функций в профстандарте Перечень видов деятельности в ФГОС СПО
А. Приемка автомобиля А. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
В. Оценка технического состояния автомобиля
С. Выдача-получение задачи на ремонт и обслуживание автомобиля В. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
Б. Выполнение ремонта автомобиля
Е. Контроль качества выполненных работ по ремонту и обслуживанию автомобиля С. Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами
Е Выдача автомобиля заказчику
Все это говорит о том, что использование профессиональных стандартов при создании образовательных программ требует от разработчиков понимания логики их построения, структуры и содержания.
При обновлении образовательных программ важно использовать профстандарты для конкретизации освоения видов профессио-
нальной деятельности, а именно осуществления отбора содержания под заданный уровень и перечень обобщенных трудовых функций, при этом показатели оценки уровня подготовки выпускников нужно определять с учетом выполняемых трудовых функций. Формировать перечень изучаемых дидактических единиц следует, исходя из знаний и умений,
необходимых для выполнения конкретных трудовых действий, синхронизируя таким образом элементы ПС с профессиональными компетенциями ФГОС, при необходимости дополняя содержанием вариативной части программы, в том числе дополнительными видами профес-
сиональной деятельности (профессиональными модулями).
В таблице 2 — пример описания трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт профессии «автомеханик» (квалификация 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей»).
Таблица 2
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт профессии «автомеханик» (квалификация 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей»)
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
А. Приемка автомобиля 1. Мойка автомобиля. 2. Оформление автомобиля, осмотр
В. Оценка технического состояния автомобиля 1. Диагностика автомобиля. 2. Калькуляция работ по ремонту и обслуживанию автомобиля
С. Выдача-получение задачи на ремонт и обслуживание автомобиля 1. Подготовка рабочего места для ремонта и обслуживания автомобиля. 2. Выдача задания на ремонт и обслуживание автомобиля
Б. Выполнение ремонта автомобиля 1. Подбор запчастей, инструментов, оборудования для ремонта и обслуживания автомобиля. 2. Ремонт, обслуживание автомобиля. 3. Контроль хода работ по ремонту и обслуживанию автомобиля
Е. Контроль качества выполненных работ по ремонту и обслуживанию автомобиля Проверка работоспособности агрегатов и оборудования автомобиля
Е Выдача автомобиля заказчику Возврат автомобиля, возврат документов
Как должны измениться содержательная сторона образовательных программ и содержание конкурсных заданий при использовании профстандарта?
Чтобы обеспечить сопряжение образовательных программ и конкурсных заданий с профстандартами, необходимо соблюдать ряд условий. Среди них:
1) обеспечение охвата целостного вида профессиональной деятельности (перечня обобщенных трудовых функций);
2) сопоставление профессиональных компетенций, описанных в ФГОС, с перечнем обобщенных трудовых функций;
3) группировка содержания и видов работ с учетом перечня трудовых функций;
4) выделение знаний и умений под конкретный вид трудовой функции;
5) в рамках контроля за выполнением конкурсных заданий проверка уровня осуществления трудовых функций, в том числе правильности и точности выполнения трудовых действий, комплексного владения навыками, умениями и знаниями.
Все это требует изменения подходов к разработке как образовательных программ, так и содержания заданий конкурсов профмастерства.
Уникальный формат конкурса профмастерства как инструмент поднятия престижа рабочих профессий
С. В. Ермаков, председатель комитета Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства, работе с предприятиями малого и среднего бизнеса
Будущее нашей страны — это люди. Именно нам поднимать экономику России. Я как представитель бизнеса не вижу четкой кадровой политики государства. Для бизнеса же одна из ключевых проблем на сегодняшний день — это отсутствие профессиональных кадров. Кадровые проблемы крупного бизнеса решают отраслевые учебные заведения, интересы малого бизнеса вообще трудно учитывать. Необходима четкая и последовательная политика государства в этом вопросе, начиная с развития кружков детского технического творчества, улучшения социальной среды в профильных профессиональных учебных организациях и пр. и заканчивая пропагандой и популяризацией образа человека труда в государственном масштабе. Иначе родители ни в коем случае не отдадут своих детей учиться рабочей профессии.
В рамках движения «Славим человека труда!» мы ежегодно проводим конкурс профессионального мастерства «Лучший сантехник. Кубок Урала». Мне хочется на личном опыте показать, как коммерческие организации, работодатели могут повлиять на подготовку и развитие специалистов рабочих профессий своей сферы и как конкурс профмастерства может быть не формальным мероприятием, а эффективным инструментом в решении кадрового вопроса.
Проводить конкурс мы начали в 2012 г. Сейчас этот чемпионат профмастерства уже приобрел статус международного. За четыре года в нем приняли участие 136 команд из различных городов России, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Киргизии.
Изначально мы ставили перед собой узкую задачу — подготовить и провести зрелищное мероприятие, которое поможет привлечь в эту отрасль молодых специалистов.
Для справки: на момент проведения первого нашего конкурса ни одно учебное заведение области не могло набрать группу желающих учиться на сантехников. А нас как работодателей очень волновал вопрос дефицита кадров.
Уже на второй год существования проекта мы расширили цели и задачи конкурса. Мы бросили силы на популяризацию профессии «слесарь-сантехник», повышение социальной ответственности партнеров и участников конкурса, а также на профориентационную работу среди молодежи.
Так в нашем конкурсе появились отборочные этапы. Сейчас структура чемпионата такова: два отборочных этапа участники проходят дистанционно, в своих городах, присылая нам как организаторам фото- и видеоотчеты. Лучшие десять команд ежегодно встречаются на финальных соревнованиях в ноябре в Челябинске.
Одним из отборочных этапов конкурса в 2013 г. было задание подготовить учебные стенды для образовательных организаций. Эти наглядные пособия были переданы в учебные заведения.
В 2014 г. участники конкурса снимали обучающие мастер-классы на видео и выкладывали в Интернет.
В 2015 г. у нас появился новый этап — «Школа Сантехмена». Из названия понятно, что он связан с профориентацией. Сантехники проводят мастер-классы в детских домах и интернатах, рассказывая мальчишкам о своей профессии и на практике показывая, что должен уметь сделать по дому каждый мужчина. Так как ребята в детских домах испытывают дефицит муж-
ского воспитания, это наше предложение было очень хорошо воспринято всеми участниками диалога — преподавателями, воспитанниками и самими участниками и превратилось не просто в профориентационные занятия, а в социально значимую возможность для ребят получить мужское внимание, воспитание, чуточку тепла и доброты.
Все эти отборочные этапы направлены, прежде всего, на молодежь. Только возрождая традиции наставничества, мы сможем воспитать новое поколение рабочего класса. Такой формат профориентации считаем эффективным. Мы привлекаем молодежь для обучения рабочим профессиям, знакомим ребят с успешными мастерами своего дела, показываем, с какими материалами работают современные специалисты, стараемся заинтересовать их и воспитать уважение к труду.
Вторая задача — это поднять престиж рабочих профессий в глазах всего общества. Родители сегодняшних школьников тоже должны понимать, что можно стать успешным и уважаемым человеком, будучи человеком труда. Не все должны быть менеджерами, юристами и экономистами. Рабочие, если они хорошие специалисты, сегодня имеют достойную заработную плату, востребованы на рынке труда, имеют множество льгот и поддержку государства. Многие школьники боятся тяжелого физического труда и плохих условий работы. На самом же деле это миф, так как сегодня рабочие имеют дело с новейшими инновационными материалами и современнейшим автоматизированным оборудованием.
Чтобы популяризировать рабочие профессии, показать человека труда как социально ответственного гражданина, мы ежегодно проводим один из отборочных этапов — социальный проект «Добрые дела сантехников — людям», организаторы безвозмездно предоставляют материал, а сантехники бесплатно оказывают услуги по замене и ремонту сантехники нуждающимся. Так была оказана помощь многодетным семьям, одиноким пожилым людям, ветеранам, детским домам по всей России.
Мы надеемся, что благодаря освещению добрых дел сантехников в обществе будет сформировано уважительное отношение к представителям этой и других рабочих профессий. Возможно, кто-то из сегодняшних школьников с гордостью скажет, что хочет стать мастером своего дела и приносить пользу людям!
Мы были приятно удивлены, когда сантехники, суровые парни и мужчины, немногословные
и скептически настроенные в начале нашего знакомства, впоследствии благодарили нас за возможность (!) сделать доброе дело, поучаствовать в благотворительности своим трудом! Они искренне говорили, что им ценна не столько победа, сколько участие и проявленное к ним внимание. А внимания к участникам в нашем проекте действительно много — это и внимание журналистов, и вовлеченность коллег и семей в онлайн-голосование за их работы.
Об их участии в конкурсе знает вся Россия, за них болеет их родной город. После участия в нашем проекте каждый выходит героем!
Мы очень большое внимание уделяем тому, чтобы люди знали, на какие добрые дела способны наши сантехники. Наше глубокое убеждение, что страна должна знать своих героев — героев труда! Хватит проводить конкурсы профмастерства за закрытыми дверями, как это делалось раньше, в рамках одного предприятия или района. В 2015 г. мы уже перешагнули отметку в 1000 публикаций — и это все бесплатные публикации в региональных, федеральных и отраслевых СМИ. Каждая из них посвящена улучшению имиджа рабочих профессий.
Именно общество в первую очередь должно понимать ценность профессии «сантехник». Мы приняли решение изменить сложившийся стереотип «сантехника Афони» и показываем обществу, что современный сантехник — человек труда, профессионал своего дела, творческий и социально ответственный гражданин. Мы хотим, чтобы семьи гордились своими отцами и мужьями, чтобы уважение к сантехникам и людям других рабочих профессий формировалось уже со школьной скамьи или даже с детского сада.
Для этого мы также ежегодно проводим конкурс детского рисунка, в рамках которого дети рисуют сантехников. Нам уже прислали более 700 детских рисунков. Мы проводили также фотоконкурс «Ценный кадр. Рабочие профессии глазами школьников». В рамках этого конкурса подростки, которые стоят перед выбором будущей профессии, не просто фотографировали представителей рабочих специальностей, но и писали небольшой рассказ на эту тему, тем самым ближе знакомясь с представителями разных профессий — каменщиками, электриками, поварами, парикмахерами и т. д.
Кроме того, мы ведем целенаправленную работу со студентами профильных учебных заведений. Наши специалисты ежегодно проводят обучающие семинары для студентов, обучающихся по направлению «Водоснабже-
ние и водоотведение» Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего, для студентов кафедры «Во-до снабжение и канализация» ЮУрГУ
На этих занятиях мы рассказываем о новинках сантехнической отрасли, о современных материалах и оборудовании. Об этом не пишут в учебниках и не рассказывают на лекциях, поэтому такие встречи очень полезны для будущих специалистов. Студенты видят современные материалы, с которыми легко и интересно работать, пробуют самостоятельно смонтировать трубопровод.
Мы заинтересованы в том, чтобы способствовать подготовке квалифицированных кадров. Поэтому мы приняли решение плотно работать с учебными заведениями. Это наши инвестиции в будущее. Мы приглашаем студентов на практику, проводим с ними встречи, мотивируем и заинтересовываем.
И главное — виден результат нашего проекта: в прошлом году в Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего набралась первая за долгие годы группа обучающихся по специальности «слесарь-сантехник».
В заключение хочется отметить следующее.
1. Популяризацию рабочих профессий нужно начинать с профориентации школьников. Нужно рассказывать детям со школьной скамьи о существовании рабочих профессий, воспитывать в них уважительное отношение к труду и мотивировать получать ту профессию, которая по душе.
2. Многие работодатели жалуются, что сейчас специалисты, которые выходят из учебных заведений, недостаточно подготовлены. На мой взгляд, это связано с медленным обновлением учебных программ и пособий. Но мы убеждены и на своем примере показываем, что работодатель в силах корректировать этот процесс, сотрудничая с профильными учебными заведениями, предоставляя учебные стенды, проводя семинары о новых тенденциях и современных материалах в своей отрасли и пр.
3. Чтобы привлечь в отрасль молодые кадры, нужно поднимать престиж рабочих профессий. При этом огромную роль играют конкурсы профессионального мастерства. Причем важно, чтобы это были не формальные конкурсы профмастерства, которые проводятся на предприятиях за закрытыми дверями, а современные, яркие, с привлечением общественности и СМИ.
4. В феврале 2015 г. у нас прошел интересный эксперимент — в финале конкурса
профессионального мастерства «Лучший сантехник. Кубок Урала» в каждой команде было по два участника, один из которых — рабочий, другой — студент. Они впервые видели друг друга на конкурсе. Такая инициатива была хорошо воспринята как студентами, так и рабочими. Кстати, один из челябинских студентов оказался в числе победителей конкурса. Наши студенты регулярно посещают наш основной конкурс, они показали высокий уровень подготовки и достойно представили свое учебное заведение. В этом году мы не стали делать это обязательным условием, но мы считаем допустимым участие студентов в составе команд. Если они обладают соответствующими знаниями и готовы выступать наравне с опытными профессионалами, то мы с удовольствием принимаем их на конкурс. Мы не видим смысла делить конкурсы на детские и взрослые. Взаимодействие профессионалов и студентов хорошо сказывается на качестве образовательного процесса.
5. Мы выступали с инициативой введения обязательной аттестации для сотрудников сферы ЖКХ. На наш взгляд, существует проблема устаревания их навыков и знаний, а сфера быстро меняется и развивается. Кроме того, 80 % работников жилищно-коммунального хозяйства не имеют специального профильного образования, а директора управляющих компаний сами определяют компетентность и профессионализм своих сотрудников, что не всегда носит объективный характер. При этом именно от специалистов сферы ЖКХ зависит безопасность и комфорт в квартирах южноуральцев. Переаттестация также может проходить на базе профессионально-технических организаций и даст возможность поддержать их финансово. Таким образом, нужно повышать качество образования не только среди студентов, но и непосредственно среди работников отрасли.
Конкурсы профессионального мастерства в разрезе социального партнерства
Е. С. Худолей, директор Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего
Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно, оно является одним из условий развития открытых образовательных систем и действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение проблем развития образования. Задачи, определяемые доктриной развития образования и модернизацией образования, на-
правлены на обеспечение открытости системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства, вовлечение их в решение вопросов образовательной тактики и стратегии.
В педагогику термин «социальное партнерство» пришел из других сфер, где он трактуется неоднозначно и многоаспектно и может быть представлен как:
- механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями;
- способ взаимодействия между различными социальными группами;
- специфический тип общественных отношений;
- механизм регулирования общественных отношений.
Социально-педагогическое партнерство (а мы будем сейчас говорить именно о таком роде общественного взаимодействия) — это иной опыт, другие формы отношений, опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой.
Это позволило дать следующие определения:
- объединение усилий лиц или образовательных организаций для достижения общих целей;
- упорядочение координационного взаимодействия систем образования или социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности в целях сохранения здоровья и целостности общенациональных, общегосударственных «социальных тканей»;
- механизм межсистемного регулирования, управления при резком изменении роли государства, типа взаимоотношений образования с внешней средой;
- инструмент, с помощью которого представители разных субъектов собственности, групп населения, имеющие специфические интересы, достигают консенсуса, организуют совместную деятельность, координируют ее в направлении достижения общественного согласия в образовательной политике.
Главное для нашего понимания то, что социальное партнерство позволяет обеспечить интеграцию интересов различных социальных групп в едином образовательном и информационном поле.
В качестве социальных партнеров ПОО могут выступать разные структуры.
Главный и неотъемлемый наш социальный партнер — это государство, которое определяет
политику в области профессионального образования, формирует государственный заказ и т. д.
Государство — это партнер особого рода, который:
- выступает катализатором перемен в социально-экономической жизни, финансово и институционально поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство;
- создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности;
- формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы;
- привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес для осуществления целевых программ, используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ.
Следующий наш социальный партнер — местное самоуправление. Думаю, все со мной согласятся, что местное самоуправление также оказывает влияние на наше развитие.
Местное самоуправление — явление общественной жизни, а не государственной власти:
- оно представляет интересы местного сообщества;
- в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов;
- действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.
Социальными партнерами ПОО являются и другие образовательные организации: школы для нас интересны с точки зрения поставки потенциальных обучающихся; взаимодействие с вузами и ОУ ДПО необходимо для демонстрации нашим студентам образовательной перспективы; другие учебные заведения СПО — это возможность реализации сетевой формы обучения и др.
Еще одно направление социального партнерства — некоммерческий сектор, представленный различными общественными организациями и др.
Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры:
- предлагают новые идеи и решения, социальные технологии;
- обеспечивают гражданский контроль за действиями власти;
- привлекают к работе волонтеров;
- выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.);
- выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).
Последнее направление социального партнерства — коммерческий сектор, включающий различные предприятия, организации, являющиеся потенциальными работодателями наших выпускников.
Бизнес и ассоциации предпринимателей:
- предоставляют благотворительные пожертвования;
- дают возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем;
- предоставляют доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах;
- обеспечивают учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;
- упрощают процедуру корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям работодателей;
- открывают более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения выпускника;
- расширяют возможности трудоустройства выпускников.
Но главное для любого вида социального партнерства — заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализация решений, отсутствие государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов каждого из партнеров; правовая обоснованность кооперации, предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.
Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательных организаций с субъектами и институтами рынка труда, образовательных услуг, государственными и местными органами власти, общественными организациями,
нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Основные направления развития социального партнерства в системе СПО:
1) совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, контроль качества образования;
2) обеспечение практического обучения студентов с использованием современного оборудования и технологий;
3) изучение рынка труда;
4) кадровое обеспечение образовательного процесса;
5) материально-техническое обеспечение, привлечение дополнительных финансовых средств.
Сегодня неотъемлемой частью социального партнерства ПОО становится совместное с работодателями проведение конкурсов профмастерства. Это направление взаимодействия с каждым днем становится все мощнее и перспективнее. Об этом свидетельствуют высказывания работодателей, руководителей и выпускников ПОО. На данный момент речь идет о том, что «победа в конкурсах профмастерства — это реальный социальный лифт для самих рабочих, а для предприятия — дополнительная мотивация специалистов» (руководитель проекта «Славим человека труда!» Мария Сергеева).
Конкурсы профмастерства имеют давнюю историю и берут свое начало с советских времен. Уже тогда конкурсы решали такие задачи, как совершенствование труда, повышение мастерства и производительности труда, наглядная пропаганда передового опыта, получение дополнительных знаний, повышение ответственности за высокое качество работы. На современном этапе задачи конкурсов во многом перекликаются с предыдущим опытом, включая в себя:
1) повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда;
2) повышение профессионального мастерства участников конкурса;
3) привлечение молодых специалистов в производственную сферу.
Основные задачи конкурса:
1) внедрение в конкурсы профессионального мастерства нормативов, условий, критериев оценки, соответствующих мировым стандартам;
2) корректировка мероприятий в сфере профессионального образования и изменение подходов к обучению с учетом реальных потреб-
ностей на рынке труда и интересов субъектов Российской Федерации;
3) стимулирование рационализаторской работы;
4) развитие наставничества и воспитание корпоративной культуры производства;
5) совершенствование форм и методов подготовки рабочих кадров;
6) распространение передовых методов и приемов труда и др.
В рамках проведения конкурсов профмастерства возможны разные варианты включения социальных партнеров в совместную деятельность, среди них:
- привлечение в качестве экспертов;
- совместная разработка конкурсных заданий;
- непосредственное участие в конкурсах;
- обеспечение материально-технической базы для проведения конкурсов;
- обеспечение призового фонда;
- информационная поддержка конкурсов профмастерства.
С каждым годом конкурсов профмастерства становится все больше, включая:
- районные,
- городские,
- областные,
- региональные,
- международные.
Расширяется перечень профессий и специальностей, уровень квалификаций и компетенций. Все это свидетельствует о повышении интереса к человеку труда.
Дефицит рабочих кадров сегодня ни для кого не является секретом. Выпускники школ ориентированы на вузы, да и родители их в этом поддерживают. В общем-то и неплохо, но кому передадут свои рабочие места без пяти минут пенсионеры?! Проблема подъема престижа образовательных программ СПО необычайно актуальна.
Сотрудничая сегодня с нами, в том числе и в рамках организации конкурсов профессионального мастерства, предприятия работают на свою обеспеченность рабочими кадрами в будущем.
Наш техникум имеет достаточный опыт в организации конкурсов профессионального мастерства и в их участии.
В целях пропаганды и популяризации профессий сферы ЖКХ в 2010 г. мы, тогда еще ПЛ № 10, вышли с инициативой провести городской конкурс на лучшего сантехника г. Челябинска.
Нас поддерживали администрации района и г. Челябинска, управление ЖКХ, наш социальный партнер — ТД «СантехУрал» в лице С. В. Ермакова. Идея вызвала неподдельный интерес у большинства управляющих компаний и коммунальных предприятий.
Первые два конкурса проходили на площадке техникума. Для участия в первом конкурсе подали заявки десять команд, но реально участвовать отважились лишь семь. В 2011 г. участников стало больше — 9 команд, в 2012 г. — 28 команд, в 2013 г. — 37 команд, в 2014 и 2015 гг. — уже 40 команд.
Нашу инициативу подхватил С. В. Ермаков — человек интересный, мыслящий стратегически.
Масштаб конкурса менялся, ширилась география, появились новые этапы, испытания, конкурс приобрел международный статус и большую социальную значимость. Добавим, что наши студенты, обучающиеся специальности «монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», уже являются участниками и победителями этого конкурса.
Кроме этого, в 2015 г. студенты стали участниками акции «Тепло в дома ветеранам».
Мы приняли участие в конкурсе профмастерства по версии WorldSkills в компетенции «Сантехника и отопление» и работаем над созданием СЦК «Сантехника и отопление» в соответствии с требованиями WSR. И в этом направлении мы тоже сотрудничаем с нашими социальными партнерами, в том числе и с ТД «СантехУрал».
Индикаторами результативности и эффективности работы учебного заведения в области социального партнерства служат следующие показатели:
- востребованность выпускников на рынке труда;
- востребованность учебного заведения на рынке образовательных услуг;
- прирост внебюджетного финансирования за счет реализации различных видов образовательных услуг;
- наличие в отчетно-планирующей и нормативной документации мероприятий по социальному партнерству;
- реализация учебным заведением разнообразных форм сотрудничества с социальными партнерами.
У каждой образовательной организации (ОО) по всем этим показателям есть определенный результат, но не все так радужно.
Во-первых, не все предприятия готовы сотрудничать с ПОО с учетом долгосрочной перспективы. Бизнес, как правило, ориентирован на решение сиюминутных задач и ближайшую перспективу. Нам, представителям СПО, приходится постоянно поддерживать интерес работодателей к себе.
Во-вторых, многие конкурсы профмастерства сохраняют камерность, замкнутость внутри системы (фирм или ОО) и не имеют выхода на заказчика образовательных услуг — родителей и работодателей (этим грешат районные и областные конкурсы). Так, например, областной конкурс профессионального мастерства 2015 г. должен был стать ярмаркой рабочих рук для работодателей. Наша инициатива — конкурс профмастерства «Лучший слесарь-сантехник» — показала возможность объединения усилий ОО и коммерческого сектора. Изготовление участниками конкурса учебных макетов как один из этапов, включение в состав профессиональных команд студентов ОО — все это положительная практика, требующая особого внимания и признания, но, к сожалению, она не распространена в рамках других конкурсов.
И в-третьих, слабой остается информационная поддержка конкурсов профмастерства, хотя это прекрасная возможность для формирования общественного мнения и профориентации потенциальных студентов ПОО и будущих рабочих кадров предприятий.
Материал подготовлен проректором ЧИРПО по научно-исследовательской и инновационной работе И. Р. Сташкевич