Научная статья на тему 'Создание Национальной Российской системы компетенций и квалификаций'

Создание Национальной Российской системы компетенций и квалификаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НСКК (НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИЙ) / NSKK (NATIONAL SYSTEM OF COMPETENCES AND QUALIFICATIONS) / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / РАБОТА / ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕЗУЛЬТАТ / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПЕРЕПОДГОТОВКА / RETRAINING / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / THE WORK FOCUSED ON RESULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родин Илья Игоревич

В статье описывается создание и разработка системы компетенций и квалификаций в современных условиях России. Проводится исследование существующих, разрабатываемых и внедряемых национальных программ, разрабатываемых и разработанных дорожных карт для создания системы компетенций и квалификаций, как метода повышения количества высококвалифицированных работников в стране и повышения конкурентоспособности национальной экономики за счет компетентных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родин Илья Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF NATIONAL RUSSIAN SYSTEM OF COMPETENCES AND QUALIFICATIONS

In article creation and development of the system of competences and qualifications in modern conditions of Russia is described. Research of the existing, developed and introduced national programs developed and developed road maps for creation of system of competences and qualifications, as method of increase of number of highly skilled workers in the country and increases of competitiveness of national economy at the expense of competent shots is conducted.

Текст научной работы на тему «Создание Национальной Российской системы компетенций и квалификаций»

СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ КОМПЕТЕНЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИЙ

УДК 65.011.14

Илья Игоревич Родин,

студент института менеджмента, кафедра Общего менеджмента и предпринимательства, обучающийся по программе «Управление корпорацией» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Эл. почта: [email protected]

В статье описывается создание и разработка системы компетенций и квалификаций в современных условиях России. Проводится исследование существующих, разрабатываемых и внедряемых национальных программ, разрабатываемых и разработанных дорожных карт для создания системы компетенций и квалификаций, как метода повышения количества высококвалифицированных работников в стране и повышения конкурентоспособности национальной экономики за счет компетентных кадров.

Ключевые слова: НСКК (национальная система компетенций и квалификаций), инновационная экономика, работа, ориентированная на результат, квалификация, компетентность, образование, переподготовка, стандартизация.

Ilya I. Rodin,

Student, the Department of General Management and Entrepreneurship, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) E-mail: [email protected]

CREATION OF NATIONAL RUSSIAN SYSTEM OF COMPETENCES AND QUALIFICATIONS

In article creation and development of the system of competences and qualifications in modern conditions of Russia is described. Research of the existing, developed and introduced national programs developed and developed road maps for creation of system of competences and qualifications, as method of increase of number of highly skilled workers in the country and increases of competitiveness of national economy at the expense of competent shots is conducted.

Keywords: NSKK (national system of competences and qualifications), innovative economy, the work focused on result, qualification, competence, education, retraining, standardization.

1. Введение

Сегодня в Российской Федерации продолжается работа над улучшением инвестиционного климата страны и по переходу к инновационной экономике. Правительство Российской Федерации по-прежнему активно занимается этой проблемой. Одним из основных направлений работы по улучшению инвестиционного климата со стороны государства является подготовка квалифицированных кадров, а также поддержание и повышение квалификации работников, что в свою очередь является одним из этапов решения задачи по переходу к работе, ориентированной на результат.

Одним из итогов работы государства в указанных выше направлениях стала разработка Национальной системы квалификаций и компетенций -создание единой системы национальных стандартов, с помощью которых можно присуждать и оценивать квалификацию людей и результаты работников, занимающих ту или иную должность.

Российская Федерация понимает всю необходимость грамотного управления человеческим капиталом в эпоху высоких технологий и жесткой экономической конкуренции на мировом рынке. В современном мире ведущую роль в экономике играют инновации, а их создают люди. И, как правило, это люди с нестандартным мышлением, как сейчас модно говорить люди креативные. Но в дальнейшем эти инновации нужно воплощать в жизнь, новые технологии нужно внедрять, поддерживать, развивать, управлять процессами в ходе реализации, предлагать рынку. И для этих целей уже нужны высококвалифицированные специалисты в своей области, нужны хорошо подготовленные кадры, и в большом количестве, а не гении-самородки, которых единицы. Именно задачу грамотного качественного управления человеческим капиталом в Российской Федерации и призвана решать Национальная система компетенций и квалификаций. Только государство с его мощью, масштабом охвата и полномочиями способно комплексно и системно решить такую непростую задачу.

Ниже приведен рисунок, на котором изображена прогнозная ситуация на мировом рынке рабочей силы на 2020-2030 гг. На нем наглядно показано, что ситуация в Российской Федерации в будущем ожидается не самая позитивная: во многих регионах нашей страны уже существует и в дальнейшем прогнозируется острый дефицит квалифицированных кадров. Эту ситуацию

Из за низкой привлекательности Россия может проиграть борьбу за

квалифицированные кадры другим странам с острым дефицитом

»

гого гоэо

Рис. 1. Прогнозная ситуация на мировом рынке рабочей силы на 2020-2030 гг.

нужно срочно менять, и государство для этого объединяет свои усилия с бизнесом.

2. Национальные стандарты квалификаций, цели создания и задачи. Проблематика

Многие частные и государственные компании и предприятия, часто беря пример со своих зарубежных коллег, уже давно ввели у себя систему компетенций и квалификаций для оценки качества работы сотрудников и квалификации претендентов на рабочие места. На сегодня такими примерами стали ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «РЖД» и дочерние компании, ОАО «НО-ВАТЭК», ОАО «МегаФон», ОАО «РусГидро», ОАО «МХК «Евро-Хим», ОАО «ОГК-5», ОАО «Группа компаний ПИК», ОАО «Финансовая корпорация УРАЛСИБ» и другие. Бизнес всегда работал на результат - прибыль. Результаты работы каждого сотрудника - это вложение, инвестиции с его стороны в общее дело, и для руководителя предприятия всегда важно правильно оценить рентабельность каждого отдельного сотрудника. Компании часто сами организуют для своих сотрудников курсы повышения квалификации и проводят обучающие тренинги. Для понимания какие именно курсы нужны и как часто их необходимо проводить, необходимо понимать и правильно оценивать квалификацию каждого сотрудника. И в поведении этой оценки система компетенций и квалификаций также играет ведущую роль, так как позволяет оценить текущее состояние персонала и наглядно представить необходимое и желаемое.

Главная проблема этих систем компетенций и квалификаций состоит в том, что каждая такая компания составляет такую систему исключительно в своих частных нуждах и только «под себя». Занимая какую-либо должность в одной компании, специалист часто не может перейти в другую компанию на вакансию с аналогичным названием и похожими на первый взгляд требованиями, так как в двух разных компаниях вакансия с одним и тем же названием может принципиально

отличаться по своим требованиям и функционалу.

Аналогичная ситуация возникает и среди выпускников профессиональных образовательных учреждений. Так как программы обучения в каждом образовательном учреждении сильно разнятся, хотя в дипломе в графе специальность и квалификация значатся одни и те же названия. А это значит, что при составлении Национальной системы компетенций и квалификаций должно участвовать и Министерство Образования Российской Федерации, составив по ведущим востребованным специальностям единые базовые образовательные программы. Также Министерство Образования должно будет взять под контроль, а возможно и создать новые программы по повышению квалификации на базе единых государственных программ повышения квалификации.

Таким образом, как видно из вышесказанного, на рынке труда в Российской Федерации возникает путаница и дополнительные сложности из-за отсутствия единой Национальной системы компетенций и квалификаций. Это лишает работников мобильности и позволяет работодателю ставить сотрудников в невыгодные условия, иногда даже нарушая законодательство (чаще всего трудовое и налоговое), особенно страдают те кадры, которые долго проработали на одном месте. Также возникают трудности и у работодателей, так как они вынуждены затрачивать огромное количество времени на поиски подходящей кандидатуры на ту или иную должность, так как среди множества претендентов с вроде как подходящим дипломом или аттестатом только единицы удовлетворяют квалификационным требованиям. Создание единой национальной системы компетенций и квалификаций разрешит ряд вышеописанных проблем и станет единым национальным стандартом оценки квалификации и качества работы, так как поставит в соответствие названиям должностей, профессий предъявляемые к ним квалификационные требования.

Создание единых национальных стандартов компетенций и квали-

фикаций Российской Федерации поможет ВУЗам страны, а также другим учебным и образовательным учреждениям, подготавливающих профессионалов и специалистов. Так как единые национальные стандарты компетенций и квалификаций позволят создать единую базовую программу обучения по многим востребованным специальностям, станут базой и основой для ее разработки. Система единых национальных стандартов квалификаций и компетенций Российской Федерации упростит систему аттестации и лицензирования учебных и образовательных профессиональных учреждений: достаточно будет проверить соответствие квалификации выпускников, указанной в дипломе, соответствию национальному стандарту.

Поскольку Национальная система компетенций и квалификаций затрагивает многие важнейшие сферы жизнедеятельности как населения, так и государства в целом, то основной проблемой создания единой национальной системы квалификаций является сохранение системности при ее разработке и утверждении. Чем больше участвует в решении какого-либо вопроса людей, тем сложнее координировать работу, тем более что здесь должны взаимодействовать и согласовывать свои действия люди из разных отраслей и сфер деятельности.

Создать единую систему компетенций и квалификаций в рамках страны способно только само государство с помощью своих органов исполнительной власти. Для этого у него есть как рычаги власти, так и ресурсы, включая материальные, человеческие и информационные. Государство в таком масштабном проекте должно играть роль главного координатора: задавать цели, проводить мониторинг по отраслям и регионам, обрабатывать полученную информацию и систематизировать ее, помогать договориться сторонам в спорных вопросах.

Также необходимо помнить и о мнении бизнеса, при решении такой задачи как создание Национальной системы компетенций и квалификаций. Ведь в итоге именно бизнес станет конечным потребителем этого

продукта, и неважно какой это будет бизнес: частный или государственный, малый, средний или крупный. Именно бизнес является главным нанимателем на работу и тем кто платит за выполненную работу, а значит, ему и оценивать работников, ему и формировать те или иные критерии отбора, ему и формулировать требования к сотруднику той или иной специальности и квалификации.

3. Механизмы создания и реализации Национальной Системы Компетенций и Квалификаций

Такие государственные программы, как Национальная система компетенций и квалификаций не могут создаваться сами по себе, для этого органы исполнительной власти должны получить какое-либо указание свыше, либо же это должно происходить в рамках какой-либо национальной программы. Главным толчком для разработки и создания Национальной Системы Компетенций и Квалификаций в Российской Федерации для исполнительных органов власти, стал указ Президента «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», где в пункте 1 сказано:

• подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

• утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;

• разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

После этого указа Президента Российской Федерации было решено разработать дорожную карту Национальной системы компетенций и квалификаций, которая была включена в план-график разработки дорожных карт проектов национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

На основании указов Президента Российской Федерации делаем выводы, что создание Национальной системы компетенций и квалификаций очень важно для экономического развития Российской Федерации, ее перехода к инновационной экономике, и что в нем очень заинтересованы в первую очередь бизнес сообщества, которые и призваны развивать отечественную экономику. Появление новых предприятий, развитие и рост уже имеющихся - это появление и создание новых рабочих мест. А это уже в свою очередь напрямую касается социальной политики Российской Федерации и является одним из решений ее главных задач.

Таким образом, мы видим, что разработка Национальной системы компетенций и квалификаций входит в сферу как социальной, так и экономической политики Российской Федерации. А социальная политика в Российской Федерации является одним из важнейших направлений политики, поскольку Россия позиционирует себя как социально ориентированное государство, где человек стоит на первом месте. Также высокие экономические показатели способствуют конкурентос-

пособности государства на мировом рынке и как следствие, росту авторитета и влияния этого государства на мировой политической арене. Высокие экономические показатели государства также отражают уровень жизни граждан этого государства. Поэтому разработка Национальной системы компетенций и квалификаций приобретает как национальную значимость в целом, так важна и для каждого отдельного гражданина Российской Федерации.

Ниже приведена схема того, как Национальная система компетенций и квалификаций должна будет повлиять на экономику российского государства, на само государство, бизнес и каждого гражданина.

Главными ответственными за разработку Национальной Системы Компетенций и Квалификаций в Российской Федерации стали Министерство Труда и Агентство Стратегических Инициатив, хотя в работу над этим проектом включены также и другие федеральные и региональные органы исполнительной власти и другие бизнес сообщества и некоммерческие партнерства. Бизнесу и государству пришлось объединить свои усилия в работе над Национальной системой компетенций и квалификаций, чтобы учесть интересы обеих сторон и воспользоваться максимумом возможностей, учесть все мнения и применить разнообразные подходы и точки зрения.

Агентство Стратегических Инициатив ответственно за разработку дорожной карты по Национальной Системе Компетенций и Квалификаций, которая должна стать основой для национального плана разработки профессиональных стандартов. Как

Рис. 2. Влияние Национальной системы компетенций и квалификаций на экономику государство, бизнес и граждан

видно из этого, основу плана составляет бизнес, так как он и является в итоге конечным потребителем такого продукта, как Национальная система компетенций и квалификаций. Данный проект реализуется Агентством стратегических инициатив во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, данного по итогам участия в съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 21 декабря 2011 года.

Министерство Труда должно составить и разработать совместно с другими министерствами Российской Федерации непосредственно сами профстандарты. Для этого министерство Труда должно создать Координационный совет по разработке и приему профстандартов, а при каждом министерстве будут созданы отраслевые советы для разработки и созданию профстандартов в своей конкретной области.

Также бизнес, в лице рабочей группы по работе над Национальной системой компетенций и квалификаций, должен разработать техническое задание на подготовку ряда специалистов с квалификацией, соответствующей мировым стандартам, для Министерства Образования Российской Федерации.

Также необходимо помнить и о нормативной базе: трудовое законодательство должно будет претерпеть некоторые изменения. А так как основным законодательным актом Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой Кодекс Российской Федерации, то после разработки и утверждения Национальной Системы Квалификаций и Компетенций, Государственной Думой в него должны быть внесены соответствующие поправки.

В рабочих планах Агентства Стратегических Инициатив обозначены следующие даты и мероприятия:

• Утвержденная дорожная карта по Национальной системе компетенций и квалификаций к 1 ноября 2012года;

• Период реализации мероприятий дорожной карты 2012-2018гг.;

• Набор мероприятий до 2018 года и развилок (профессиональные

стандарты, сертификация, среднее профессиональное образование -высшее профессиональное образование, классификаторы, статистика рынка труда и образования и т.д.);

• Общий язык;

• Дружелюбное нормативно-правовое поле.

Уже разработаны и сформулированы шесть ключевых направлений по работе над разработкой Национальной системы компетенций и квалификаций:

1) Планирование, мотивация и ориентация (подготовка необходимого количества специалистов соответствующих квалификаций и специальностей);

2) Сертификация и оценка (формирование, развитие и стимулирование системы лицензирования и сертификации профессий);

3) Обучение (участие бизнеса в образовательный процессах);

4) Миграция и мобильность (проблемы внешней и внутренней трудовой миграции, мобильность кадров);

5) Дополнительное образование, повышение квалификации и переподготовка (развитие системы постоянного планирования карьеры);

6) Стандартизация, включающая в себя:

• Синхронизацию разработки образовательных и профессиональных стандартов;

• Разработку взаимосвязи и переходов между стандартами.

Также в своей совместной работе государство и бизнес не забывают и об общественном мнении и о применении современных технологий, например такой технологии как Internet. В мировой сети созданы площадки для внесения новых предложений, для обсуждения предложенных проектов, например:

• http://www.surveygizmo.com/ s3/992797/114f3af2471b (верификация и валидация дорожной карты через механизмы общественного обсуждения, регистрация экспертов);

• http://asi.ru/personal%20page/ non_auth.php (генерация и подача проектов в Агентство Стратегических Инициатив по продвижению новых проектов, обеспечивающих реализацию мероприятий дорожной карты).

4. Заключение

Подытоживая все вышесказанное, делаем вывод, что российское государство решило начать разработку и реализацию одного из самых масштабных и всеохватывающих проектов по управлению человеческим капиталом в современной России. Данный проект получил название Национальная система компетенций и квалификаций.

Современные рыночные условия - переход мировой экономики к экономике знаний, инновационной экономике - заставляет по-новому посмотреть на ценность и значимость человеческого капитала в экономике. Меняется и качество человеческого капитала - ведущую роль стали играть высококвалифицированные кадры.

Бизнесу необходимы высококвалифицированные мобильные кадры и без участия государства в их подготовке он не может самостоятельно обойтись. Уже сейчас в Российской Федерации наблюдается острый дефицит специалистов мирового уровня. А Россия не может поднимать и развивать свою экономику без участия бизнеса и учета его мнения. Развитый бизнес - это прежде всего рабочие места, а значит и решение многих задач социальной политики государства.

Создание Национальной системы компетенций и квалификаций - это решение задач и проблем как государства, так и бизнеса: решение многих экономических и социальных проблем страны в целом. Поэтому для решения задачи по созданию Национальной системы компетенций и квалификаций были скооперированы силы как органов исполнительной власти, так деловых и предпринимательских сообществ и некоммерческих объединений.

Главной задачей Национальной системы компетенций и квалификаций является создание единой для всего государства системы профессиональных стандартов, с помощью которой государство сможет организовать подготовку соответствующих кадров, а бизнес строить грамотные запросы на необходимых ему квалифицированных специалистов, с помощью которой можно будет с

_

легкостью оценить квалификацию, знания и опыт работников.

Основными проблемами при создании Национальной системы компетенций и квалификаций являются

• Огромное количество специальностей и отраслей,

• учет региональных особенностей при описании каждой специальности,

• координация действий всех органов исполнительной власти и бизнеса при совместной работе,

• учет всех мнений и нахождение оптимального решения;

• создание гибкой системы, быстро реагирующей на изменения рынка.

В итоге главным координатором проекта стало государство в лице Министерства Труда Российской Федерации, а главным заказчиком и проектантом стал бизнес, в лице Агентства Стратегических Инициатив.

На сегодняшний день проект начал воплощаться в жизнь и есть результаты: Агентством стратегических инициатив разработана и утверждена дорожная карта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций». А 16 сентября 2012 года было объявлено о прохождении основного этапа согласований дорожной карты Национальной системы компетенций и квалификаций с федеральными органами исполнительной власти.

Литература

1. Председатель Правительства Российской Федерации. Москва «Перечень поручений по итогам участия в съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» 21 декабря 2011г.

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике»

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

4. «Инициатива АСИ по созданию Национальной системы компетенций и квалификаций в России» Агентство Стратегических Инициатив

5. «Национальная система квалификаций и компетенций России» Агентство Стратегических Инициатив

6. «Видение Системы Добровольной Сертификации Комитета Образования МТПП в условиях создания Национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК АСИ)» Агентство стратегических инициатив

7. Дорожная карта « Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» (НСКК) Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов

8. «Об изменениях в государственном регулировании сферы профстан-дартов» Н.Комлев, исполнительный директор ассоциации АП КИТ, заседание Комитета АП КИТ по образованию Москва, 27 августа 2012 года

9. http://asi.ru/news/11787 «Пройден основной этап согласований дорожной карты НСКК с федеральными органами исполнительной власти» 16.09.2013

10. «Проблемы подготовки и повышения квалификации корпоративных секретарей» к.и.н., Директор Центра корпоративного управления НИУ ВШЭ Маткова И.Н

11. http://obzor.westsib.ru/ article/378265

References

1. Russian Prime Minister. Moscow «The list of instructions following the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

results of participation in congress of the All-Russian public organization «Business Russia» on December 21, 2011.

2. The decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No.

596 «About long-term state economic policy»

3. The decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No.

597 «About actions for realization of the state social policy»

4. «An initiative of ICQ of creation of National system of competences and qualifications in Russia» Agency of Strategic Initiatives

5. «National system of qualifications and competences of Russia» Agency of Strategic Initiatives

6. «Vision of System of Voluntary Certification of Committee on Education of MTPP in the conditions of creation of National system of competences and qualifications (NSKK ICQ CLIENTS)» Agency of strategic initiatives

7. Road map «Creation of National system of competences and qualifications» (NSKK) of the National enterprise initiative of improvement of investment climate in the Russian Federation Agencies of strategic initiatives on promotion of new projects

8. «About changes in state regulation of the sphere of professional standards» N. Komlev, the executive director of AP WHALE association, meeting of AP WHALE Committee by training Moscow, on August 27, 2012

9. http://asi.ru/news/11787 «The main stage of coordination of a road map of NSKK with federal executive authorities» 16.09.2013 is passed

10. «Problems of preparation and professional development of corporate secretaries» Director of the Center of corporate governance of NIU VShE Matkova I.N.

11. http://obzor.westsib.ru/arti-cle/378265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.