Научная статья на тему 'Противостояние национальная система компетенций и квалификаций в условиях искусственного администрирования'

Противостояние национальная система компетенций и квалификаций в условиях искусственного администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салахов Артур А.

Процессу создания и развития Национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК), как показывает практика, оказывается организованное противодействие – силами, не желающими преобразования российского деструктурированного рынка непрофессиональных людей в национальный рынок квалифицированных востребованных профессионалов. Что это за силы? Кто за ними стоит? Каким образом они мешают инновационному развитию общества и какими последствиями это грозит? Как этому противостоять? На эти вопросы я постараюсь ответить в статье, которую предлагаю вниманию тех, кому не безразлична судьба нашей страны и жизнь будущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противостояние национальная система компетенций и квалификаций в условиях искусственного администрирования»

Артур САлАхОв,

доктор экономики

Противостояние

Национальная система компетенций и квалификаций в условиях искусственного администрирования

Процессу создания и развития Национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК), как показывает практика, оказывается организованное противодействие - силами, не желающими преобразования российского деструктурированного рынка непрофессиональных людей в национальный рынок квалифицированных востребованных профессионалов. Что это за силы? Кто за ними стоит? Каким образом они мешают инновационному развитию общества и какими последствиями это грозит? Как этому противостоять?

На эти вопросы я постараюсь ответить в статье, которую предлагаю вниманию тех, кому не безразлична судьба нашей страны и жизнь будущих поколений.

Рынок труда и рынок образовательных услуг взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга, создавая самоокупаемый иннова ционный механизм, именуемый рынком квалифицированных востребованных профессионалов.

Профессионал на рынке труда

Рынок начинает жить, когда появляется спрос. На рынке труда спрос определяет работодатель, ищущий профессиональную рабочую силу. Профессиональные параметры этой рабочей силы выражены в профессиональных стандартах, которые, в свою очередь, описывают носители профессии, объединенные в профессиональные сообщества. Именно профессиональные сообщества, так как стандарт будет объективен и признаваем в том случае, если он является результатом коллективного труда, обсуждения и признания. Профессиональная рабочая сила в лице конкретных людей выступает в качестве продавца самой себя, и цена ее зависит от наличия у нее профессиональных компетенций, обобщенных в профессиональной квалификации.

Профессиональные компетенции человек получает на другом рынке, который называется рынком образовательных услуг. Он представляет собой не только систему государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования. Сюда относятся и негосударственные учебные заведения, и консалтинговые компании, и школы профессионального мастерства, и индивидуальные мастера-преподаватели, и наипростейшие мастер-классы. Этот рынок объединяет все субъекты, в той или иной степени «прививающие» профессиональные компетенции будущему или уже состоявшемуся профессионалу. Даже получение компетенций на рабочем месте в результате профессиональной деятельности является частью рынка образовательных услуг.

Человек, понимая реальные потребности рынка труда, самостоятельно выбирает профессию или недостающие компетенции, оптимальный вариант их освоения и предлагает себя как квалифицированную рабочую силу. При этом оптимальность заключается не столько в стоимости обучения, сколько в соответствии варианта действующим на рынке труда профессиональным стандартам и скорости освоения компетенций.

Вход на рынок труда сопровождается системой входного контроля качества, представленного независимой от образования системой оценки и сертификации профессиональных компетенций и квалификаций. Будучи независимой от образования, она полностью зависит и отвечает интересам работодателей и представляющих их профессиональных сообществ.

По принципу сообщающихся сосудов рынок труда и рынок образовательных услуг взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга, со-з давая самоокупаемый инновационный механизм, именуемый рынком квалифицированных востребованных профессионалов.

И никаких надстроек...

Административно управляемый свободный рынок

В нашей стране, к сожалению, такая надстройка есть, и роль сообщающихся сосудов выполняет административно-бюрократический аппарат управления системой образования, в том числе профессионального. В результате такого «управления» мы имеем не соответствующих требованиям рынка труда выпускников учебных заведений, дефицит инженеров и специалистов с «думающими руками», низкое или полностью отсутствующее качество специалистов мехатронных профессий, перенасыщение рынка дипломированны-

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

ми филологами (экономика, юриспруденция и прочее), отрицательный баланс между рабочими и дипломированными, но неквалифицированными управленцами.

Система образования, не имея реального представления о качестве и количестве спроса, продолжает вырабатывать на-гора Федеральные государственные образовательные стандарты, якобы согласованные с работодателями. Далее стандарты под жестким контролем Гос-обрнадзора внедряются в практику профессионального образования. Потом образовательные учреждения сами у себя оценивают результаты обучения с последующим присвоением квалификаций. От такой практики, как показала реальность, разрыв между спросом и предложением на рынке труда только продолжает увеличиваться.

Административно-бюрократические и над-зорно-дискриминационные функции укреплены системой государственного бюджетного финансирования, что обеспечивает безбедное существование даже тех учебных заведений, потребность в которых на рынке труда сведена к нулю.

Не меньший вклад в развитие рынка труда внесло и возрожденное Министерство труда, которому было отведено право формировать регистр из 800 профессиональных стандартов, количество, которое озвучил Президент. Я до сих пор не пойму, откуда взялась такая цифра и кто ее преподнес главе государства, но сама попытка связать рынок труда с системой образования через такой же административный аппарат вызывает недоумение. В результате чиновники, поняв, что к назначенному сроку нужного количества не будет, пошли уже проторенной дорожкой «очковтирательства», когда на рассмотрение стали принимать пачки бумаги, где на титульном листе означалось - профессиональный стандарт, а внутри содержимого - стандарт образовательный (иногда с приложенной должностной инструкцией). То есть Минтруд стал элементарно принимать эти бумаги от недобросовестных или заблуждающихся «разработчиков» стандартов, что противоречит здравому смыслу и идеям НСКК.

В итоге мы имеем совершенно неэффективную, давно изжившую себя, весьма сомнительную и уж совсем не инновационную систему управления, которая явно тормозит создание рынка квалифицированных востребованных профессионалов.

Профессиональная сертификация -независимая, добровольная... и подконтрольная

В самом начале разработки Дорожной карты НСКК автор статьи в числе многих экспертов-профессионалов не питал особых иллюзий относительно простого пути без малейшего сопротивления. Это озвучивалось и коллегам из Агентства стратегических инициатив, возглавивших процесс разработки.

Однако уже после написания экспертами основных и первоочередных мероприятий Дорожная карта была отдана на согласование в тот же самый административно-бюрократический аппарат. В результате через год мы получили совершенно растерзанный документ, не только возвращающий нас к исходной позиции, но и усугубляющий положение вещей. За период «согласования» мы получили по инициативе этого аппарата еще больший механизм надзора за образовательной деятельностью; появились организации, внешне напоминающие институты развития квалификаций, но по внутреннему содержанию полностью противоречащие здравому смыслу и идеологии НСКК; началась настоящая девальвация идеи независимой и добровольной сертификации.

Самый последний и яркий пример продемонстрировало Челябинское агентство.

За основу были взяты профессиональные стандарты профессионального сообщества «Федерация отельеров и рестораторов России». Это, казалось бы, хорошо, но при этом ни учебные программы, ни контрольно-измерительные материалы, ни назначенные эксперты никоим образом не были представлены самому профессиональному сообществу на экспертизу и дальнейшую аккредитацию. Причем сертификации подверглись выпускники учебных заведений, не имеющие практического опыта работы, а следовательно, и какой-либо квалификации. По прохождении так называемой сертификации, схожей с дополнительным экзаменом, за дополнительную плату, соискатели получили «сертификаты» на бланках ростехре-гулирования, которые не являются документом признания профессиональным сообществом. Налицо дискредитация идеи и девальвация самой процедуры независимой и добровольной сертификации. Когда же эта практика при содействии НАрК начинает рекламироваться как «правильный подход», то здесь уже возникает огромная опасность возникновения последователей.

Кстати, стоит упомянуть, что данная компания, взяв на себя функции системообразующей организации, так и не вышла за рамки развития профессиональных квалификаций парикмахеров и визажистов. Создается впечатление, что в Челябинской области именно в этих отраслях планируется создание сотен тысяч высококвалифицированных рабочих мест.

Более того, Челябинское агентство официально провозглашает обособленность областного рынка труда и административно препятствует вхождению на территорию региона других систем развития квалификаций. Видимо, до сих нет понимания, что рынок труда, как и рынок квалификаций, экстерриториален, и ценность сертификата о квалификации только возраста-

Система образования, не имея реального представления о качестве и количестве спроса, продолжает вырабатывать на-гора Федеральные государственные образовательные стандарты, якобы согласованные с работодателями.

ет с расширением географии профессионального признания. региональный сепаратизм -еще один немаловажный фактор торможения НСКК на местах.

Высококвалифицированные иммигранты - реальные конкуренты

размышляя над причинами противостояния и анализируя действия административной системы управления, я пришел к неутешительному выводу об определенной преднамеренности политики государственных органов власти в области трудовых ресурсов страны и ее граждан. Я не оговорился. Мы уже даже не замечаем, что постепенно понятия «трудовые ресурсы» и «граждане страны» расходятся в соответствии.

Меня удивляет модный тренд последней выборной кампании - борьба с нелегальной миграцией, достигающей сотенно-тысячных размеров. Это говорят представители власти, в распоряжении которой пограничные войска, миграционная служба, ФСБ, следственный комитет, прокуратура и Вооруженные силы, наконец.

Но даже и без «нелегалов» уже окончательно утвердился тренд на замещение высококвалифицированных рабочих мест иммигрантами из Средней Азии. В строительных компаниях до ста процентов рабочих - выходцы из южных республик, и среди них далеко не только разнорабочие. Все чаще они занимают вакансии, требующие высокой квалификации: например, машинистов башенных кранов или широкопрофильных сварщиков. Их профессионализм растет, и способствует этому не только спонтанная подготовка на рабочем месте, но и специализированная подготовка на родине. Как пример, республика Кыргызстан, где для желающих выехать и гарантированно устроиться на работу организованы пункты быстрой подготовки по наиболее востребованным в России рабочим специальностям с обязательной оценкой и сертификацией по международным стандартам. Делается это по обоюдной договоренности с нашей миграционной службой и за счет самих соискателей профессий. Не делают ли они работу, которую мы давно должны делать у себя и для своих граждан?

В результате постепенно идет нарастание трудовых ресурсов, производящих ВВП и наполняющих государственный бюджет своими подоходными налогами, но не имеющих избирательных прав.

В то же время идет отчаянное сопротивление преобразованию российского деструктуриро-ванного рынка непрофессиональных людей трудоспособного возраста в национальный рынок квалифицированных востребованных профессионалов. Деградация профессионального образования продолжается, а разрыв между рынком труда и рынком образовательных услуг растет, что ведет в конечном счете к уничтожению профессионального потенциала граждан, имеющих те самые избирательные права.

Я далек от катастрофических прогнозов, но материальная зависимость граждан страны от армии иностранных трудящихся не способствует укреплению национальной безопасности государства.

Национальная система компетенций и квалификаций

Экспертное сообщество, предлагая план внедрения Национальной системы компетенций и квалификаций, уже в начале пути предложило конкретные шаги, которые могли бы кардинальным образом и позитивно изменить ситуацию. И самым эффективным шагом было и остается - отмена записи о квалификациях в дипломах об образовании и передача этой прерогативы независимой от образования системе оценки и сертификации профессиональных квалификаций.

Сопутствующим шагом должна стать - отмена лицензирования профессионального образования и ликвидация института Гос-обрнадзора как атавизма административно-бюрократической системы управления образованием.

Далее необходимо оставить бюджетное финансирование профессионального образования только для самых востребованных и стратегически важных видов профессиональной деятельности, включая профессии, связанные со здоровьем и жизнью человека.

Если Министерство образования действительно желает участвовать в развитии НСКК, то возможности есть. Почему бы не направить ежегодно выделяемые на повышение квалификации преподавателей средства на обучение методистов по программе «Разработка профессионального стандарта»? Участие в написании профстандарта в команде профессионалов позволит учебным заведениям в кратчайшие сроки укомплектовать свой состав специалистами, способными легко преобразовать учебные программы под требования профессионального сообщества.

Но самое главное, что должно стать незыблемым уже на стадии формирования НСКК, - это

исключение любого административного вмешательства в управление системой со стороны государственных органов управления.

Национальная система компетенций и квалификаций, как любая рыночная экономическая категория не терпит искусственного администрирования со стороны государства.

Такой концепции с самого начала работы придерживалось и продолжает придерживаться Уральское региональное агентство развития квалификаций. Мы выстраиваем самоокупаемую инновационную региональную систему, опираясь на работодателей, профессиональные сообщества, профсоюзы, продвинутые учебные заведения, практикующие профессиональные стандарты в обучающем процессе, и информационно-технологическую платформу «Национальная биржа квалификаций».

Противостояние, однако, продолжается...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.