Научная статья на тему 'Стратификационный анализ проблемы возрождения социального слоя ремесленников-предпринимателей в России'

Стратификационный анализ проблемы возрождения социального слоя ремесленников-предпринимателей в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
161
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМЕСЛЕННИК / СТРАТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / РЕМЕСЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HANDICRAFTSMAN / STRATIFICATION / SOCIAL PARAMETERS / SOCIAL MOBILITY / CRAFT EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тельманова Елена Дмитриевна, Ефанов Андрей Викторович

В статье представлен сравнительный анализ социального положения ремесленников в России и функции учреждений профессионального образования как канала вертикальной социальной мо-бильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATIFICATION ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE REVIVAL OF CRAFTSPEOPLE-ENTREPRENEURS SOCIAL LAYER IN RUSSIA

The article presents a comparative analysis of a social status of handicraftsmen in Russia and the func-tions of the vocational training establishments as a channel of vertical social mobility.

Текст научной работы на тему «Стратификационный анализ проблемы возрождения социального слоя ремесленников-предпринимателей в России»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №4(22)

УДК 37.022

СТРАТИФИКАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ РЕМЕСЛЕННИКОВ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ

© Е. Д.Тельманова, А.В.Ефанов

В статье представлен сравнительный анализ социального положения ремесленников в России и функции учреждений профессионального образования как канала вертикальной социальной мобильности.

Ключевые слова: ремесленник, стратификация, социальные параметры, социальная мобильность, ремесленное образование.

В настоящее время в России значительно усилился интерес всего сообщества к осмыслению и переосмыслению своего исторического прошлого. Обусловлено это радикальными изменениями в социальной жизни страны. Переходы от экономических подъемов к депрессии и упадку, от индустриального общества к постиндустриальному, оживление религиозных движений, -все это способствовало росту интереса к нашей истории. Пересматривая исторический опыт дореволюционной российской экономики, необходимо отметить, что одной из наиболее устойчивых и экономически благополучных социальных групп были ремесленники. Это объясняет возникшую заинтересованность со стороны научного сообщества к возрождению социальной группы, объединяющей ремесленников.

Немалое влияние на научно-практическое обоснование необходимости возрождения ремесленничества в России оказал многовековой опыт развития ремесел в Германии. История ремесленных гильдий Германии восходит еще к средневековым цехам, в которые объединялись группы ремесленников, связанных профессиональной подготовкой и производственной специализацией. В настоящее время более трети всех обучающихся мастеров и подмастерьев проходят подготовку именно на малых ремесленных предприятиях. В Германии насчитывается около 800 тысяч ремесленных предприятий. Трудится на них почти семь миллионов человек и это больше, чем в немецкой промышленности.

По мнению западных экономистов, наемный труд уходит в прошлое, а на смену ему приходит самостоятельное или полусамостоятельное предпринимательство. Мировой финансовый кризис показал, что в странах с развитой рыночной экономикой и в тех, которые еще только вступают на этот путь, структурные изменения в производстве означают для рабочего человека одно и то же. Попав "под сокращение" и оставшись без

работы, он будет иметь все меньше шансов получить новое место похожее на прежнее. В самом плохом положении оказывается тот, кто многие годы простоял у конвейера или за станком и ничего другого делать не научился.

Примером организации труда в Германии, идущей на смену наемному труду, является договор на подрядной основе ("Werkvertrag"), который с незапамятных времен применяется в строительстве. Другим видом самостоятельного предпринимательства является ремесленничество. Оно существовало до возникновения мануфактур и фабрик и будет процветать в обозримом постиндустриальном будущем.

На первый взгляд разница между наемным рабочим и ремесленником заключается лишь в том, что ремесленник сам себе хозяин, собственник средств производства (машин, инструментов, мастерской). На самом же деле ремесленник, одновременно осуществляя функции и работника, и работодателя, - это совершенно иной тип личности, демонстрирующий иное отношение к жизни. Добросовестный ремесленник работает столько, сколько ни за что ни стал бы работать наемный рабочий. Он должен быть искусным, умелым и хорошо уметь продавать себя.

По немецким законам не каждый мелкий предприниматель может называть себя ремесленником. Нужно иметь звание мастера (Ме181ег) или хотя бы подмастерья (Ое8е11е). В Центральном объединении ремесленников Германии находится список профессий, по которым можно сдать экзамен на звание мастера, а именно: кровельщик, маляр, книгопечатник, парикмахер, кондитер, оружейник и так далее. Всего около ста специальностей. Чтобы стать по одной из них мастером, необходимо (так повелось еще со времен средневековья) пройти через ученичество и поработать несколько лет подмастерьем. Работая у мастера, подмастерье копит деньги на приобретение инструмента и инвентаря. Кроме того,

ему предстоит почти полностью оплатить из собственного кармана курсы подготовки к экзамену на звание мастера, который состоит из двух частей. Уровень мастерства обычно демонстрируется путем изготовления так называемого "шедевра" (Ме181еге1;иск). В теоретическую часть экзамена кроме знания самого предмета входит менеджмент, психология управления, основы бухгалтерского учета, вопросы права и многое другое. Вручая новичку диплом мастера, экзаменаторы из Ремесленной палаты фактически принимают в свои ряды конкурента, который должен уважать писаные и неписаные правила мастеровых и в особенности соблюдать законы честной конкуренции.

Рассмотрим динамику социальных параметров ремесленников в России. Со времен средневековья в России существовало три вида организации ремесла:

• сельское ремесло;

• цеховое городское ремесло;

• вотчинное ремесло.

Сельские ремесленники изготовляли свою продукцию с целью реализации ее на городских ярмарках. Цеховики выполняли работу по индивидуальным заказам и по заказу городских властей. Вотчинные ремесленники работали в поместьях феодалов и в монастырях. Несмотря на различие в организации ремесла, все три группы ремесленников находились на одном уровне социального пространства средневекового общества.

По мнению социолога Т.Л.Александровой, ремесленничество в России имело свои особенности:

• из-за отсутствия в городах собственного хозяйства сельское ремесло было в доминирующем положении;

• городское ремесло было организовано не в виде цехов, а в виде артелей;

• социальный статус российского ремесленника был ниже статуса ремесленника на Западе;

• удельный вес ремесленников в обществе был небольшой;

• значительная доля ремесленников была малоимущей, и поэтому некоторые мастера не могли содержать подмастерьев и учеников [1].

Из этого следует, что российские ремесленники имели различные вертикальные социальные координаты. Труд сельских ремесленников был более востребован, поэтому они имели более высокий социальный статус, чем ремесленники из городских артелей. Кроме того, весь слой ремесленников был дифференцирован по уровням до-

ходов на зажиточных ремесленников, малоимущих и бедных.

В современной России все эти признаки ремесленничества были утрачены. Объясняется это тем, что в 1900 году российским правительством было положено начало ликвидации социального слоя ремесленников. Поэтому в справочниках того времени в отличие от купцов, врачей, юристов, персоналии ремесленников часто отсутствуют. Были упразднены все ремесленные управы, сам институт ремесленничества начал рассматриваться как анахронизм в новой капиталистической структуре общества. В послереволюционной России концепция планового хозяйства практически исключала ремесленничество из социальной и экономической структуры общества. Советская власть вела жесткую политику уничтожения социального слоя ремесленников, так как этот слой мелких собственников отождествлялся с классом мелкой буржуазии.

С середины XX века в политической позиции государства по отношению к ремесленничеству сохранилась ориентация на полное отрицание существования его как части социальной структуры российского общества, поэтому взамен утраченных признаков российское ремесло приобрело новые: ремесленное производство продолжило свое существование в виде союзов или ассоциаций, занимающихся народными промыслами, а часть ремесленного производства ушла в "тень". "Ремесленники-теневики" стали мастерами на все руки, которые оформляли для богатых заказчиков интерьеры жилых зданий, строили дома, дачи, коттеджи, не имея при этом соответствующей лицензии и не уплачивая налоги [1]. " Ремесленники-теневики" стали заниматься

предпринимательством, что для ремесленника старой формации не характерно. Более того, они стали занимать "ниши" малого бизнеса.

Успешность процесса социального перемещения ремесленников-предпринимателей в область малого бизнеса можно проанализировать с помощью теории социальной стратификации и вертикальной социальной мобильности, разработанной П.А.Сорокиным. Согласно этой теории перемещение индивида или социальной группы внутри социального пространства называется социальной мобильностью [2]. Если при этом не изменяется социальный статус переместившегося объекта, то такое движение называется горизонтальной мобильностью. Под вертикальной мобильностью понимают переход социального объекта из одного социального слоя в другой. При этом меняется его социальное положение в обществе и отношения с другими людьми и социальными объектами. П.А.Сорокин предложил

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

измерять социальную мобильность интенсивностью и охватом. Под интенсивностью понимается число социальных страт, пройденных индивидом при перемещении вверх или вниз, а под охватом - число лиц, осуществляющих такое движение.

На характер социальной мобильности большое влияние оказывает проницаемость социальных страт, которая различна в разных обществах и в разные периоды времени. В любом случае непроницаемых страт в истории обществ не было. Каналы социальной мобильности, по которым перемещаются индивиды и группы, разнообразны. Вот исторически сложившиеся каналы вертикальной социальной мобильности: армия, церковь, школа или система образования. В настоящее время основными каналами социальной мобильности являются различные партии и движения или профессиональные группы. В каждом канале происходит тестирование, селекция и распределение индивидов по позициям в зависимости от их способностей и знаний, необходимых для выполнения профессиональных, политических и прочих функций.

В системе образования селекция человека осуществляется, как правило, в результате тестирования компетенций, приобретенных им в процессе обучения. Поэтому одной из главных социальных функций образовательного учреждения является отсев тех, у кого не сформированы определенные интеллектуальные и моральные качества, а также продвижение наиболее способных в направлении определенных социальных позиций. Любое учреждение образования выполняет социализирующие функции и способствует стратификации общества, а не выравниванию и демократизации [2]. В то же время П.А.Сорокин отмечает, что современная система образования не требует каких-то особых моральных качеств от выпускника, поэтому "верхние слои общества пополняются за счет именно таких людей (выпускников современных школ), которые, проявляя хорошие интеллектуальные способности, демонстрируют при этом заметную моральную слабость: жадность, коррупцию, демагогию, сексуальную распущенность, стремление к накопительству и материальным благам (часто за счет общественных ценностей), нечестность, цинизм и “плутократию”" [2].

В настоящее время в России под давлением "заказа" со стороны личности, общества, рынка, государства проходит реформа профессиональной школы. "Заказ рынка" учреждениям профессионального образования основывается на желании индивидов, приходящих в них получить шанс на социальную успешность. Действитель-

но, в российском обществе сейчас один за другим закрываются традиционные каналы вертикальной социальной мобильности, которые позволяли людям из низших социальных слоев повысить свой статус. Становится закрытым социальный слой чиновников, который, превращаясь в "номенклатуру", выталкивает "чужих". Армия, потеряв свой социальный статус, также перестала быть социальным лифтом через военную службу. В наши дни генералами становятся сыновья генералов. Сложности в предпринимательском деле затрудняют формирование благополучного слоя "буржуазии". Единственной возможностью проникнуть в более высокий социальный слой являются среднее и высшее профессиональное образование и массовая культура.

Думается, что социальное вертикальное перемещение ремесленников-предпринимателей в России все еще возможно через систему образования и создание профессиональной группы ре-месленников-предпринимателей. Тем не менее профессиональная группа ремесленников-пред-принимателей не может быть сформирована в России, так как законодательно условий для функционирования ремесленников в российской экономике еще не создано. Более того, образовательные учреждения, готовящие ремесленников-предпринимателей, не являются каналами социальной мобильности. Объясняется это тем, что в ремесленных образовательных учреждениях обучение ремесленников имеет обезличенный, коллективный характер. Поэтому будущие специалисты имеют размытые социальные признаки, присущие ремесленнику-предпринимателю. Они не обучены осуществлять свою профессиональную деятельность в социальной роли ремес-ленника-предпринимателя. По существу, выпускник учреждения ремесленного образования готов исполнять роль рабочего, владеющего определенной профессией, или выполнять функции менеджера в частной организации. Будущим ремесленникам незнакомо социальное поведение, присущее ремесленникам-предпринимателям,

так как учреждение образования не выполняет свои социализирующие функции.

Таким образом, молодой специалист благодаря несовершенной системе социальной мобильности в учреждениях ремесленного образования по окончании обучения не может переместиться в социальную группу ремесленников. Ремесленники-предприниматели, остающиеся в "теневом бизнесе", благодаря несовершенной системе социальной мобильности в обществе не могут подняться в сферу малого бизнеса. Более того, они продолжают оставаться на грани взаимодействия двух культур и социокультурных

сред, когда человек не принадлежит ни к одной из существующих страт, пополняя обширную группу "новых" российских маргиналов.

Резюмируя, можно утверждать, что каналы социальной вертикальной мобильности ремес-ленников-предпринимателей в России не функционируют. Ситуация методологической неопределенности в системе ремесленного образования не позволяет этой системе стать социальным лифтом для ремесленников, что вызывает необходимость в реформировании содержания, форм

и методов преподавания в образовательных учреждениях ремесленного профиля.

1. Александрова Т.Л, Чебыкина И.В. Некоторые черты современного ремесленничества в России // Сб. науч. ст. / под ред. Л.Ф.Беликовой. - Екатеринбург: ГОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-т", 2006. - 139 с.

2. Сорокин П.А. Социальная мобильность / пер. с англ. М.В.Соколовой. - М.: Academia: LVS, 2005. - 588 с.

THE STRATIFICATION ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE REVIVAL OF CRAFTSPEOPLE-ENTREPRENEURS SOCIAL LAYER IN RUSSIA

E.D.Telmanova, A.V.Efanov

The article presents a comparative analysis of a social status of handicraftsmen in Russia and the functions of the vocational training establishments as a channel of vertical social mobility.

Key words: handicraftsman, stratification, social parameters, social mobility, craft education.

Тельманова Елена Дмитриевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры автоматизированных систем электроснабжения Института Электроэнергетики и Информатики Российского государственного профессионально-педагогического университета.

E-mail: Telmanova_rsvpu@mail.ru

Ефанов Андрей Викторович - кандидат педагогических наук, директор научнообразовательного центра развития ремесленничества Российского государственного профессионально-педагогического университета.

E-mail: noz.rem@mail.ru

Поступила в редакцию 11.10.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.