этот процент, не потеряв доходности, либо и вовсе увеличить свою прибыль, сохранив цены. Правда снижение спроса диктует свои условия, заставляя застройщиков снижать цены, но до продаж по себестоимости еще далеко.
Кризис — это не только угроза, но и возможность. Но именно сейчас можно начать перестраивать не оправдывающий себя «строительный механизм». Спрос на объекты жилищного строительства можно назвать искусственным, не подкрепленным реальными доходами населения, и даже ипотечное кредитование полностью не решает проблемы. Это вполне объяснимо, ведь цены на данные объекты несравнимы с финансовыми возможностями большинства населения и никак не сопоставимы с неопределенными сроками строительства, низком качеством построенного жилья и не предоставлением фактически никаких гарантий окончания стройки. Современный финансово-экономический кризис выявил это мгновенно, когда по стране из-за недостатка финансирования заморозили тысячи объектов, банки столкнулись с десятками тысяч просрочек по ипотечным кредитам, строительство фактически встало. Сегодняшнюю ситуацию в отрасли можно изменить только комплексным решением проблем, основными из которых являются: низкая производительность труда в отрасли, доступ к земельным участкам, сроки согласования документов на строительство и отсутствие гарантированной защиты дольщиков со стороны государства. Только в данном случае, отрасль обретет конкуренцию, что неминуемо повлечет за собой не только снижение цен, но и повышение качества жилья.
Производительность труда, а точнее ее уровень — проблема всей Российской экономики, фактически вне зависимости от отрасли. По некоторым данным, за последние десять лет общая производительность в экономике России возросла с 19% до 31% от уровня США. В строительной отрасли ситуация одна из самых плачевн ых, уровень п роизводительности труда в ней составлял
в 1999 г. 10% от уровня США, а в 2009 — 21% [3]. Получается, что российская производительность в сфере жилищного строительства в 5 раз ниже американской, при том, что на разницу по типу застройки приходится лишь 6% отставания. Возникает вполне резонный вопрос, почему российский строитель делает неделю то, что американец успевает за один день? Все дело в специфике российского строительного бизнеса: нашим строительным компаниям фактически не нужно бороться за производительность труда, равно как и за качество предоставляемых объектов. Отечественная конкурентоспособность стоит на двух китах: доступ к земельным участкам и быстрое согласование. Не для кого не секрет, что хорошие участки под строительство достаются лишь избранным. С согласованиями также не все просто, по закону данная процедура может длиться до 4 лет, тогда как в США — не более 40 дней. Вот и получается, что фактическая конкуренция происходит не на рынке, а в кабинете чиновников. Пока ситуация не будет изменена в лучшую сторону и согласования не будут проводиться по системе одного окна и в реальные сроки, пока не будет обеспечен доступ к инфраструктуре на условиях прозрачных тендеров, ситуация с производительностью не будет удовлетворительной, так как застройщики не чувствуют необходимости бороться за клиента. Дольщики же продолжают вкладывать деньги за «кота в мешке», годами ожидая сдачи жилых объектов. Ст. 214 ФЗ защищает дольщиков лишь формально, гарантируя зарегистрированное право собственности, но, не защищая физическое лицо в случае банкротства строительной организации и других непредвиденных ситуациях. Вышеуказанные факторы не дают возможности предложению соответствовать спросу.
Актуальным в настоящее время является разработка и совершенствование организационно-экономических механизмов эффективного функционирования строительных предприятий, действующих на основе маркетингового планирования.
Литература
1. http://www.gks.ru — федеральная служба государственной статистики.
2. http://www.Sikret_firmi.ru — сайт журнала «Секрет фирмы».
3. http://www.orsi.ru — открытый рынок строительных инвестиций (аналитический центр)
НОВАЯ РЕМЕСЛЕННАЯ ЭКОНОМИКА КАК ВИД МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И.Н. Водянова,
соискатель Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва)
В статье рассматривается история и современный уровень развития ремесленного производства. На примере ведущих европейских стран показано, что современное ремесленничество — не пережиток Средневековья, а развивающийся вид малого предпринимательства. «Новая ремесленная экономика» сочетает в себе древние традиции и новейшие технологии, что позволяет создавать уникальную в своем роде продукцию.
Ключевые слова: ремесло, ремесленничество, ремесленное производство, новая ремесленная экономика, предпринимательство, малые предприятия, новые технологии
УДК 338.45; ББК 65.5
Ремесло — одна из наиболее древних форм производственной деятельности человека, которую можно определить как мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда и личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Можно выделить несколько исторических форм ремесленничества, соответствующих этапам эволюции общественного разделения труда:
а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства;
б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства;
в) ремесло на рынок.
Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью, т.е. производством несельскохозяйственной продукции, а ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. С возникновением ремесла на заказ и особенно на
рынок связано появление и развитие городов как ремесленноторговых центров.
Расцвет ремесел приходится на Средние века, когда мастера одной или сходных специальностей начали объединяться в цехи. Цехи делились по профессиям, причем разделительные признаки основывались не на характере производства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции. Так, например, технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалы изготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно3. Ведущими отраслями городского ремесла были сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др.
Исторически ремесленники ценились не только за искусную работу, но и за знания. Они не только производили готовую продукцию, но и умели скоординировать между собой поставщиков, других ремесленников и потребителей. Задолго до популяризации аутсорсинга они начали закупать детали в других ремесленных мастерских. Например, производитель экипажей закупал колеса у производителя колес, который, в свою очередь, закупал металлические ободы у кузнеца.
Промышленная революция и технологические нововведения поставили под угрозу выживание ремесленных мастерских. Появились крупные фабрики с массовым производством, которые производили большие партии стандартизированной продукции. Внедрив конвейер в автомобильную промышленность, Генри Форд совершил революционный переворот в массовом производстве, повлекший строгую специализацию труда. Промышленность благоприятно восприняла массовое производство, и к середине 20-х годов ХХ века крупные вертикально-интегрированные компании стали доминировать на американском рынке. В промышленных странах ремесла утратили свою ведущую роль, но вовсе не канули в Лету.
Стремительный технологический прогресс и экономические преобразования в конце ХХ века послужили толчком к появлению новых высокотехнологичных фирм, конкурирующих с производителями товаров массового спроса. К началу ХХ1 века массовое производство во многих сферах перестало служить гарантом успешной деятельности компаний. Технологии, проявившиеся в массовом распространении персональных компьютеров и Интернета, усилили глобализационные процессы и привели к ужесточению всемирной конкуренции. Рынки раскололись на отдельные ниши. Потребители стали требовать товары, произведенные с учетом их индивидуальных потребностей. Усилилось значение оперативности реагирования производителей, маневренности и инновационности. Размер производства и экономия на масштабе перестали быть основой конкурентоспособности фирм, возросла активность малого бизнеса.
Сегодня ремесленные производства продолжают занимать серьезные ниши в пищевой, ювелирной промышленности, в производстве кожаных изделий (начиная от кожгалантереи и заканчивая производством конной упряжи). Кроме того, ремесленники востребованы в сфере строительства. Это индивидуально-проектное и коттеджное строительство, обустройство усадеб в сельской местности, а также все сопутствующие производства — ковка, обработка камня, изготовление керамики и пр. Все большим спросом пользуется производство мебели по индивидуальным заказам.
Во всем мире функционирует множество различных производств, в которых соединены современные технологии и творчество мастеров. Примером могут служить известные предприятия по производству ножей в немецком городе Золинген.
Согласно единой терминологии ЕС, ВТО и ООН ремесленная деятельность — это вид профессиональной деятельности по производству товаров, работ, оказанию услуг преимущественно потребительского назначения мелкими партиями, штучно, в том числе по индивидуальным заказам, с использованием особых знаний, специальных технологий, навыков, умений, традиций, секретов. Рассмотрим современное состояние ремесленного производства на примере ведущих европейских стран — Франции, Германии и Италии.
В настоящее время во Франции насчитывается более 20 тысяч ремесленных предприятий, занимающихся 217 различными видами деятельности11. Наибольшее количество ремесленников — от 35 до 40% занято в строительстве0. Конечно, они не выполняют общих строительных работ, а специализируются на отдельных строительных операциях. Больше всего ремеслен-
ники заняты штукатурными, цементными, бетонными работами и кирпичной кладкой, столярными, плотничьими и слесарными работами, малярными, декоративными и электроустановочными работами. Большинство строительных ремесленников являются субподрядчиками крупных строительных фирм, которые снабжают их материалом, сырьем и инструментом. Вторую по величине группу образуют ремесленники, занятые ремонтом всевозможных товаров, начиная от телевизоров и кончая автомобилями и мотоциклами. В эту же группу входят водители такси и такие предприятия сферы услуг, как парикмахерские и прачечные, где большинство ремесленников — женщины.
Третью по величине группу составляют ремесленники пищевой промышленности. Самые многочисленные из них — булочники и кондитеры, а также владельцы мясных и колбасных лавок, которые продают изделия своего производства. Широкое распространение и живучесть этих ремесленных предприятий связана с очень узким локальным рынком, скоропортящимся характером продукта и привычкой клиентов к своим постоянным поставщикам.
Оставшиеся ремесленники равномерно распределяются по таким отраслям, как текстильная, швейная и кожевенная, металлообрабатывающая, лесная и мебельная и др. Ремесленники, связанные с народными промыслами составляют всего 2% общей численности.
Ремесленники выходят как на локальные (местные), так и на региональные, национальные и международные рынки, но разные профессии в разной степени. Большинство из них знают только свой локальный рынок. Это относится к ремесленникам пищевой промышленности, особенно связанным со скоропортящимися продуктами или повышенными требованиями к свежести продукта. Некоторые категории ремесленников сферы услуг также связаны исключительно с локальным рынком (сантехники, водопроводчики, парикмахеры и др.).
Некоторые ремесла выходят не только на национальный, но даже и на международный рынок. Примером могут служить кожаная и металлическая галантерея, изготовление золотых и серебряных изделий, игрушек, ювелирных украшений, изделий из бронзы, керамики и т.д. С развитием туризма интерес ко всему самобытному, присущему лишь данной стране, данному региону резко возрос; возросло и предложение ремесленной продукции этого типа.
Во Франции с ремесленным сектором связано более 2 млн человек, т.е. примерно 10% активного несельскохозяйственного населенияd, что превышает активное сельскохозяйственное население в некоторых странах. В эту численность включаются ремесленники, владеющие предприятием, их наемные работники, помогающие члены семьи ремесленника и ученики.
Ремесленники на рынке конкурируют не только с мелким, но и с крупным бизнесом. Наиболее успешно ремесленники выдерживают конкуренцию там, где нет серийного производства, особенно в сфере услуг. Сами ремесленники, согласно результатам опроса, видят свои преимущества в высоком качестве предлагаемых товаров и услуг. Действительно, индивидуальный ремесленник в большей мере может удовлетворить специфические потребности клиента, создать товары категории «люкс», удовлетворить самые изысканные вкусы потребителя. Речь идет о ювелирных, скорняжных работах, изготовлении нестандартной мебели. Для таких работ требуется труд очень высокой квалификации и вместе с тем умение быстро приспособиться к моде. Ремесленные предприятия пищевой промышленности, как указывалось, выдерживают конкуренцию крупных фирм в результате близости к потребителю, каждодневности спроса, стремления иметь постоянных поставщиков.
Наличие самостоятельного портфеля заказов характерно для ремесленников, занимающихся строительством, ремонтом и оборудованием домов, и некоторых профессий, связанных с деревообработкой и металлообработкой.
В Германии ремесла — наиболее многообразная отрасль экономики: мелкие и средние ремесленные предприятия являются традиционной опорой германской экономики. На 962 тыс. предприятиях этой отрасли трудятся около 4,8 млн человек. На них прошли профобучение 483 тыс. учеников. Это означает, что почти 12% всех работающих заняты в сфере ремесел, и что здесь приобретают профессию около 30% всех учеников, а ремесленные мастерские составляют 27% всех предприятий. В отрасли готовят больше специалистов, чем требуется ей самой, обеспечивая молодыми квалифицированными кадрами другие
сегменты экономики. Оборот в сфере ремесел составляет 491 биллион евро, то есть 8% ВВПе.
В эту отрасль в Германии входят те предприятия, которые занимаются одним из 94 видов ремесел: начиная от каменщиков и кончая скрипичных дел мастерами. В отличие от большинства европейских стран принадлежность к ремеслам определяется, таким образом, не величиной предприятия, не числом занятых или объемом оборота.
Квалифицированные ремесленники — это самый многогранный сектор экономики Германии, составляющий основу сектора малых и средних предприятий. За долгое время своего успешного существования сегмент ремесленников превратился в экономическую и социальную группу, которая оказывает решающее влияние на общественную жизнь страны.
Ремесленный сектор предлагает широкий, дифференцированный и высокотехнологичный выбор товаров и услуг, как для частных потребителей, так и для промышленных и торговых компаний, государственных структур.
В Италии ремесленные предприятия также вносят существенный вклад в обеспечение занятости и экономического роста. 33% всех предприятий являются ремесленными, они обеспечивают рабочие места для 21% населения и 15% ВВП страны*.
Кроме того, Италия — страна с самой большой долей производственных малых и средних предприятий среди стран ОЭСРв. Итальянские предприятия специализируются на производстве традиционной продукции: легкой и пищевой промышленности, одежде, легком машиностроении. Специализация — характерная для Италии черта. В то время как многие другие развитые страны существенно сократили производство и экспорт традиционной трудоемкой продукции, переориентировавшись на выпуск высокотехнологичных товаров, итальянские предприятия, несмотря на их малый размер и «старую» специализацию, преуспели в завоевании солидной нише на мировом рынке. Такого результата удалось добиться благодаря специализации на инновационной, модной и качественной продукции под маркой «made in Italy».
Стоит отметить, что в последние годы ориентация ремесленных предприятий на международные рынки усилилась и в других европейских странах. Таким образом, во многих развитых странах Европы ремесло является важной составляющей экономики и приобретает все большую актуальность. Отличие современных ремесленных производств от средневековых и доиндустриальных мастерских Европы и Азии заключается в том, что ручной труд все чаще сочетается с интеллектуальным, что обусловлено эволюцией предметов труда и появлением новых технологий.
Согласно прогнозам Института Будущего (The Institute For The Future)h на ближайшее десятилетие, возросшее значение ремесла может породить такой феномен как «новая ремесленная экономика». По крайней мере, будут развиваться две основные тенденции. Это приспособление крупных предприятий к изменяющимся потребностям рынка и рост значения малых предприятий, способных гибко и точно удовлетворять потребностям рынка.
В то же время конечный результат ремесленной деятельности будет во многом таким же, как и столетия назад: ремесленники будут не только производить товары, но и формировать экономику, причем не только на локальном и национальном уровне, но и на глобальном уровне, используя преимущества глобальной ремесленной кооперации.
Согласно прогнозам, большая часть ремесленных производств будет представлена малыми предприятиями или частными предпринимателями-одиночками. Это будут торгово-ремесленные компании, производящие единственные в своем роде изделия или ограниченные партии продукции для все большего числа потребителей, ищущих уникальные, индивидуально изготовленные товары. Эти предприятия будут привлекать ремесленников, мастеров и инженеров, ищущих возможность создавать новую продукцию и рынки.
Новое поколение ремесленных производств будет более совершенно, чем их предшественники. Они будут оснащены последними технологиями, будут иметь доступ к местным и глобальным потребителям, смогут конкурировать в любой отрасли. Эти фирмы будут динамичными, гибкими, зачастую для достижения поставленных целей будут сотрудничать с крупными компаниями. Эксперты полагают, что большая часть новых ремесленных фирм будет основана на знаниях, с опорой на
человеческий капитал для решения комплексных проблем и развития новых идей, товаров, услуг и бизнес-моделей. Предполагается, что на них будут заняты высококвалифицированные специалисты, которым будет предоставлена свобода для творчества и маневренности, а также гарантирован высокий уровень оплаты труда.
«Новая ремесленная экономика» будет стремительно развиваться за счет малых предприятий и частных предпринимателей. Ремесленники будут создавать новые организационные структуры и предоставлять новые возможности поиска баланса между работой и личной жизнью.
Конечно, сложно судить, насколько оправдается этот прогноз. Но одно ясно точно — ремесла не являются пережитком средневековья или отраслью, ориентированной исключительно на туристов. Спрос на продукцию ремесленных мастерских возрос благодаря высокому качеству, экологичности и индивидуальности предлагаемой ими продукции. И сегодня ремесленное производство, в наибольшей степени отражающее национальную специфику той или иной страны, может стать одним из мощных конкурентных преимуществ.
Для России с ее многонациональным населением и богатыми культурными традициями ремесленничество может стать опорой развития малого промышленного предпринимательства. Издревле наша страна славится такими ремесленными промыслами, как резьба по дереву, изготовление предметов православного искусства, кузнечное дело, производство текстиля и фарфора и пр. Однако, после 1917г. число ремесленников и кустарей в России резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.
Возрождение древних традиций народного промысла в России может дать мощный экономический, образовательный, социальный, культурный, демографический эффект. Широкая сеть мелких ремесленных организаций и рост количества ремесленников создают благоприятные предпосылки для развития эффективной конкуренции на рынке. Их гибкость и мобильность дают возможность решить целый комплекс хозяйственных и социальных задач — от более полного удовлетворения населения сравнительно дешевыми и необходимыми в повседневной жизни товарами народного потребления до расширения занятости (в том числе людей с самыми различными свойствами интеллекта, психики и физических возможностей, людей с различным запасом знаний и разными профессиональными интересами).
Развитие ремесленничества — один из путей решения проблемы занятости в сельском хозяйстве. Учитывая сезонность сельскохозяйственных работ и то обстоятельство, что одновременно с поднятием эффективности сельского хозяйства возникает необходимость обеспечения работой незанятого и высвобожденного аграрного населения, на передний план выдвигается организация несельскохозяйственной деятельности в сельскохозяйственной местности. Это во многом будет способствовать равномерному использованию трудовых ресурсов в течение года, повышению уровня занятости в селах, увеличению доходов сельского населения.
Ремесленничество, являясь формой малого предпринимательства, служит основой для развития семейного предпринимательства. Это означает, что в предпринимательскую деятельность могут быть вовлечены различных категорий населения — женщин, молодежи, людей пожилого возраста.
Кроме того, развитие ремесленничества будет способствовать сокращению полюсности доходов и дифференциации жизненного уровня населения, которые в свою очередь создадут предпосылки социальной стабильности.
Еще одним положительным эффектом развития ремесел может стать поддержка и развитие самобытности и культурных традиций народных промыслов малочисленных коренных народов России.
Ремесленничество важно и с точки зрения развития туризма, а также поднятия престижа национальной культуры на международной арене. Ремесленничество, как деятельность с большим экспортным потенциалом, приобретая экспортную направленность, будет способствовать экономическому росту и увеличению объемов внешнего товарооборота.
В современных условиях ремесло обогащается новыми знаниями, материалами и технологиями, а также новыми воз-
можностями коммуникации, кооперации и специализации. Все эти качества позволяют вписать ремесленничество в систему
инновационном экономики, России.
которая строится в современном
Литература
1. Индивидуальная предпринимательская деятельность. Справочное пособие / Сост.: М.Н. Федорова; Отв. ред. П.В. Савченко. — М.: Экономика, 1992. — 191 c.
2. Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. — М.: Наука, 1999. — С. 118.
3. Ateliers d’Art de France // http://www.ateliersdart.com/metiers.php?lang=eng
4. Intuit Future of Small Business Report. Third Installment: The New Artisan Economy. Institute for the Future for Intuit, 2008 // http:// about.intuit.com/futureofsmallbusiness/
5. National Confederation of Crafts and Small and Medium-Sized Enterprises of Italy // http://www.cna.it/eng/craftsector.htm
6. Paolo Crosetto. Competition and cooperation. Italian SMEs go international. Prospects for the extension of the Italian industrial district model to Central and Eastern European Countries. Research Centre on Emerging and Transition Countries — University of Turin, 2004.
7. Zentralverband des Deutschen Handwerks // http://www.zdh.de/facts-and-figures.html
1 Харитонович Д.Э. Ремесло. Цехи и миф // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. — М.: Наука, 1999. — С. 118.
2 Ateliers d’Art de France // http://www.ateliersdart.com/metiers.php?lang=eng
3 Индивидуальная предпринимательская деятельность. Справочное пособие / Сост.: М.Н. Федорова М.Н.; Отв. ред.: П.В. Савченко. — М.: Экономика, 1992. — 191 c.
4 Там же.
5 Zentralverband des Deutschen Handwerks // http://www.zdh.de/facts-and-figures.html
6 National Confederation of Crafts and Small and Medium-Sized Enterprises of Italy // http://www.cna.it/eng/craftsector.htm
7 Paolo Crosetto. Competition and cooperation. Italian SMEs go international. Prospects for the extension of the Italian industrial district model to Central and Eastern European Countries. Research Centre on Emerging and Transition Countries — University of Turin, 2004.
8 Intuit Future of Small Business Report. Third Installment: The New Artisan Economy. Institute for the Future for Intuit, 2008 // http://about.intuit.com/ futureofsmallbusiness/
МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ОБЪЕМОВ ТЕНЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР РЕЗЕРВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В.Ю. Буров,
заведующий кафедрой финансов и кредита Читинского государственного университета [email protected]
На основе проведенных исследований предлагается структура организационно-экономического механизма по противодействию теневой экономике на примере Иркутской области. В качестве основной цели функционирования данной системы выступает политика субъектов малого предпринимательства по противодействию теневой деятельности.
Ключевые слова: теневая экономика, малое предпринимательство, политика, издержки, налоги, доходы
УДК 330; ББК 65.01
Обеспечение стабильного экономического роста в условиях экономического кризиса является актуальной проблемой, которая требует решения. Одним из факторов резерва роста экономического потенциала является снижение доли теневой деятельности малого предпринимательства (далее МП). При определенных экономических условиях теневая экономика превращается в один из доминирующих, системообразующих секторов экономических отношений, который определяет направленность развития всей социально-экономической системы и при этом создает условия для своего функционирования, что в полной мере касается деятельности субъектов МП.
На сегодняшнем этапе деятельность субъектов МП и участников неформального сектора окочательно сформировалась как многоуровневая система межхозяйственных связей, объединяющая официальный — учитываемый (правовой) и теневой (внеправовой) секторы экономики.
Проблема экономических последствий теневой экономической деятельности малых предприятий, характеризующихся величиной теневых издержек, а также недополученных бюджетами всех уровней налогов столь остра, что анализ ее причин и поиска путей по ее решению, является сегодня одной из важнейших задач.
Причинами теневой деятельности МП являются неадекватные экономические условия в виде высоких налогов, недобросовестной конкуренции, отсутствием доступа к ресурсам, незащищенностью собственности, отсутствием имущественной поддержки.
Теневая экономика субъектов малого предпринимательства представляет собой совокупность экономических отношений, является полностью или частично неправовой, неучитываемой и неконтролируемой. Она осуществляется субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, с целью получения предпринимательского дохода и выполняющая двойственную роль: позитивную — сглаживание отрицательных условий по развитию бизнеса; негативную — антисоциальное перераспределение доходов общества и уменьшение его благосостояния, снижение эффективности системы управления экономикой.
По результатам проведенных исследований выяснено, что налоговая нагрузка не является основной причиной, по которой субъекты МП осуществляют свою деятельность в теневом секторе. Опросы среди представителей малого бизнеса показали, что основными причинами их теневой деятельности, являются административные барьеры, отсутствие имущественной и ресур-