УДК 332.143
А. В. Лисевич
Институт прикладной экономики и менеджмента, Балтийская государственная академия (ИПЭМ БГА РФ), Калининград
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННОГО КЛАСТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена выявлению ключевых проблем развития ремесленного кластера России, которые не находят отражения в государственных программах, программах занятости населения и социального развития. Определены вопросы законодательного, экономического и маркетингового толка. В ремесленной отрасли слабо развита система внутренней поддержки, так называемое профсоюзное звено. В настоящее время в форме государственного некоммерческого партнера выступает ремесленная палата РФ и ее региональные представительства. Региональная ремесленная палата является единственным учреждением, которое должно контролировать и курировать ремесленный кластер региона. На уровне регионов имеется порядка 43 ремесленных палат субъектов Российской Федерации. Также в работе представлена научная трактовка понятий «ремесленный кластер», «ремесленная деятельность». Сформулирована и отображена структура регионального ремесленного кластера. На начальном этапе решения проблем ремесленного кластера необходимо формировать законодательную базу, реестр ремесленных профессий и совершенствовать каналы сбыта.
Ключевые слова: проблемы развития, ремесленный кластер, ремесленная деятельность, государственная поддержка, ремесленная палата, имидж ремесленника, каналы сбыта, реестр ремесленников
Ремесленное производство является одной из основных форм занятости во многих развивающихся странах. Активно развиваются современные направления стекольного производства, производства музыкальных инструментов, мебели и текстиля на заказ. Сегодня на территории большинства субъектов федерации ремесленники составляют серьезную конкуренцию в пищевых и ювелирных сферах, в кожевенной отрасли. Труд ремесленника востребован в строительной сфере. Ремесленники вносят существенный вклад, как в экономическое, так и в культурное развитие городов, регионов и стран. Ремесленное производство является важной формой культурного самовыражения, отражающей эстетическое восприятие, символическое значение и мировоззрение сообществ, производящих соответствующую продукцию [1]. Родоначальниками практически всех секторов промышленности являются именно ремесленники.
Однако ремесленнику, как представителю сферы малого предпринимательства и микробизнеса сложно в одиночку противостоять трудностям и аспектам глобализации. Экономический «эф-
фект масштаба», который контролирует международную конкурентную среду, в данном случае является стагнирующим фактором. Малому бизнесу и самозанятым без государственной помощи весьма сложно преодолеть входные барьеры в отрасль. Так, Роспотребнадзор Калининградской области по итогам 2015 г. получил 331 уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности. Среди зарегистрированных большая часть приходится на услуги общепита -40,1 %. Затем идет розничная торговля - 27,2 % и 24,5 % зарегистрированных связаны с предоставлением парикмахерских услуг, услуг туристических агентств, гостиничных услуг, производством хлеба, хлебобулочных кондитерских изделий, техническим обслуживанием и ремонтом офисных машин и автотранспортных средств.
Также поставлены на учет единичные уведомления о начале осуществления розничной торговли косметическими и парфюмерными товарами, в палатках и на рынках, производства одежды, мебели, переработки фруктов и овощей, производства молочной продукции, крупы из пшеницы, какао и шоколада, продуктов из мяса, оптовой
© Лисевич А. В., 2016
торговли пищевыми продуктами, по предоставлению услуг бань и душевых, полиграфической деятельности [8]. Как видно из представленной информации, деятельность в сфере ремесленничества решили осуществлять незначительное количество предпринимателей.
Также перед ремесленничеством стоит ряд проблем законодательного толка. Во-первых, если говорить о законодательстве, то в России отсутствует ФЗ, который бы непосредственно регламентировал деятельность ремесленников. Ремесленная практика осуществляется в рамках следующей нормативной базы: ФЗ от 06.01.1999 г. (ред. от 25.12.2012) «О народных художественных промыслах»; «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 28.11.2015); ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» пункт 1 статьи 23 закона, именующейся «Поддержка в области ремесленной деятельности»; ФЗ РФ «О Занятости»; Налоговый кодекс РФ и ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О некоммерческих организациях». Интеллектуальная собственность (результаты технического или художественно-конструкторского творчества) ремесленников защищается в рамках патентного права. В настоящее время патентные отношения регулируются положениями гл. 72 ГК РФ.
Во-вторых, к сожалению, в современной законодательной практике не существует термина «ре-
месленная деятельность», «ремесленник» и «ремесленный кластер».
Ремесленная деятельность в терминологическом контексте рассматривается только научным и профессиональным сообществами. С научной точки зрения, это вид предпринимательской и/или профессиональной деятельности, которая направлена на производство товаров (услуг) с использованием особых знаний, навыков, технологий, средств малой механизации для удовлетворения утилитарных, эстетических и других потребностей граждан или субъектов хозяйствования [4].
Интересно определение ремесленничества, отраженное в законе «О ремесленничестве» провинции Квебек (Канада). Ремесленничество есть производство оригинальных товаров, в одном или в нескольких экземплярах, направленных на удовлетворение утилитарной, декоративной или экспрессивной функций и связанных с преобразованием дерева, кожи, текстиля, металлов, силиката или любых других материалов [10]. По нашему мнению, оно наиболее полно отражает суть деятельности.
Далее проанализируем термин «ремесленный кластер». Трактовка понятия в современной российской литературе не встречается, поэтому предложим свой вариант, основанный на разработках зарубежных ученых. Так, С. Леманн и К. Мюллер предложили следующую структуру ремесленного кластера [7, с. 78] (рис. 1).
Рис. 1. Структура регионального ремесленного кластера
Как видно из представленной информации, при функционировании ремесленников в разнообразных сферах деятельности структура кластера весь-
ма не однородна, поэтому основным критерием отнесения того или иного предприятия к региональному ремесленничеству будет географический
принцип концентрации и наличие профессии в региональном реестре ремесленников. В таком случае актуальным будет определение М. Портера, По его мнению, «кластер - это группа географически соседствующих, взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, и др.), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга» [6, с. 168].
Таким образом, региональный ремесленный кластер - это географически сконцентрированные (в пределах региона) ремесленные предприятия (только микропредприятия) и самозанятые (исходя из реестра ремесленных профессий).
Третьей проблемой законодательного толка является отсутствие единого перечня ремесленных профессий. Каждый субъект самостоятельно разрабатывает и закрепляет его законодательно. Это не позволяет субсидировать и поддерживать ремесленников централизованно, а также точно оценить численность лиц, работающих в ремесленном секторе.
В ремесленничестве существуют серьезные экономические вопросы, касающиеся сбыта готовой продукции. Ремесленный сектор представляет собой ручное производство, как правило, с малым начальным инвестиционным капиталом. Готовая продукция в большинстве случаев распространяется по принципу организации прямых продаж, непосредственно от производителя к потребителю, на ярмарках и выставках ремесел. По причине слабого развития каналов сбыта и отсутствия инвестиций для организации широкой сбытовой сети продукция доступна в основном в городе-производителе.
Еще одна экономическая проблема носит маркетинговый аспект. Актуален вопрос имиджа ремесленника и продукта его труда. Необходимо разрушать социальные стереотипы о том, что ремесленник - это необразованный человек, производящий «что-то» дома. Даже в толковом словаре Д. Н. Ушакова имеется пренебрежительное толкование этого понятия: это не артист, не писатель, а ремесленник. Создаваемый имидж нового ремесленника, как паблицитный капитал, будет иметь эффект влияния на все слои общества, а также власти и законодателей, что и обеспечит поступательное движение ремесленничества по наращиванию законодательной, образовательной и экономической составляющей [3].
Также в ремесленной отрасли слабо развита система внутренней поддержки, так называемое профсоюзное звено. В настоящее время в форме государственного некоммерческого партнера вы-
ступает ремесленная палата РФ и ее региональные представительства.
Имеющиеся региональные ремесленные палаты зарегистрированы в различных юридических формах, одни являются региональными бюджетными учреждениями, другие выступают в качестве некоммерческих объединений, третьи зарегистрированы коммерческими организациями. Такая хаотичная организационная структура не способствует развитию и без того проблемного регионального ремесленничества.
Региональные ремесленные палаты функционируют в следующих субъектах и областях:
Регионы присутствия ремесленных палат
№ п/п Регион присутствия
1 2
1 Алтайская краевая ремесленная палата
2 Ремесленная палата Республики Башкортостан
3 Ремесленная палата Белгородской области
4 Ремесленная палата Республики Бурятия
5 Волгоградская палата ремесел
6 Волго-Донская ремесленная палата Волгоградской области
7 Ремесленная палата Воронежской области
8 Ремесленная палата Вологодской области
9 Ремесленная палата Калининградской области
10 Ремесленная палата Калужской области
11 Ремесленная палата Кировской области
12 Ремесленная палата Республики Коми
13 Ремесленная палата Ленинградской области
14 Липецкая ремесленная палата
15 Ремесленная палата г. Москвы
16 Палата ремесел Московского региона
17 Видновская палата ремесел, г. Видное Московской области
18 Домодедовская ремесленная палата, г. Домодедово Московской области
19 Ремесленная палата г. Дубна Московской области
20 Жуковская палата ремесел, г. Жуковский Московской области
21 Клинская районная палата ремесел, г. Клин Московской области
22 Раменская палата ремесел, г. Раменское Московской области
23 Ступинская ремесленная палата, г. Ступино Московской области
24 Химкинская Палата ремесел, г. Химки Московской области
Продолжение табл.
1 2
25 Палата ремесел г. Электростали Московской области
26 Городецкая ремесленная палата, г. Городец Нижегородской области
27 Ремесленная палата Омской области
28 Пензенская областная ремесленная палата
29 Ремесленная палата Приморского края
30 Донская ремесленная палата Ростовской области
31 Ремесленная палата г. Санкт-Петербурга
32 Уральская ремесленная палата Свердловской области
33 Кавминводская палата ремесел, г. Ессентуки Ставропольского края
34 Палата ремесел г. Тамбова
35 Ремесленная палата Республика Татарстан
36 Ремесленная палата Республики Тува
37 Ремесленная палата Ульяновской области
38 Ремесленная палата Республики Хакассия
39 Ярославская ремесленная палата
40 Тольяттинская палата ремесел
41 Ремесленная палата Удмуртской Республики
42 Ремесленная палата Крыма
43 Ярославская ремесленная палата
Для дальнейшего эффективного развития ремесленничества отраслевые палаты должны быть некоммерческими организациями, имеющими государственный статус, которые будут являться частью региональной структуры управления ремесленной сферой и относится к Федеральной ремесленной палате. Последняя, в свою очередь, должна будет представлять интересы всех ремесленников на правительственном уровне.
Весьма показателен положительный пример функционирования ремесленных палат в Чехии. Ремесленнику для регистрации достаточно обратиться в соответствующий орган, который курирует микробизнес, и за короткое время его поставят на учет, окажут необходимую поддержку для развития своего ремесленного дела.
Остро стоит вопрос отсутствия единой статистической методики, объединяющей вопросы учета и развития ремесленных секторов.
Также стоит отметить и низкий уровень исследований ремесленнической сферы, следствие -отсутствие актуальных данных.
В настоящее время отсутствуют единая национальная научно-методическая и нормативная база, регламентирующая ремесленную деятельность.
Каждый субъект Федерации на свое усмотрение вынужден самостоятельно разрабатывать и внедрять соответствующие программы развития и законодательные акты, способствующие развитию ремесленной сферы.
Имеющаяся статистическая информация и нормативно-правовая база не обеспечивает адекватной основы для правительства и частного сектора при принятии решений по торгово-экономическому и культурному направлениям развития ремесленничества. По причине того, что сектор развития прикладного кустарного производства характеризуется большим количеством мелких рабочих мест, необходима консолидированная деятельность через ремесленные палаты или другие общественные организации, находящиеся в ведении местных органов управления.
Ремесленничество, к сожалению, в последние два десятилетия выпало из поля зрения государства. Вопросы развития ремесленной сферы не находят отражения в государственных программах, программах занятости населения и социального развития.
_Ш_
1. Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами. Всемирный доклад ЮНЕСКО. www.unesco.org
2. Кобелев Н. Б. Проблемы и состояние ремесленничества в России // Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России: тезисы докладов 4-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 5-7 дек. 2011 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. С. 5-8.
3. Ковтунова О. М. Формирование имиджа ремесленничества в современном социуме // Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России: сб. тез. докл. 4-й Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2011. С. 129-131.
4. Круглый стол «Новое ремесленное образование: состояние, проблемы, перспективы» / А. В. Ефанов, Е. Д. Тельмано-ва, Л. Ф. Беликова и др. // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. 2011. № 6 (85). С. 124-142.
5. Лисевич А. В. Концепция «конкурентоспособности внутригородской экономики», как активный элемент региональной кластерной политики // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. № 4 (4). С. 77-81.
6. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.
7. Lehmann S., Müller K. (2010). Die Studie basiert auf der Auswertung statistischer Kennzahlen, einer Befragung der Handwerksorganisationen sowie einer Literatur- und Internetrecherche.
8. https://www.newkaliningrad.ru/news/briefs/community/ 8087483-v-proshlom-godu-v-kaliningrade-poyavilos-okolo-300-novykh-predprinimateley.html (дата обращения 22.01.2016)
9. http://www.komfortpravo.ru/people/44 (дата обращения 10. http://canadiancraftsfederation.1ypepad.com/files/study-of-
22.01.2016) the-crafts-sector-in-canada.pdf (дата обращения 22.01.2016).
Статья поступила в редакцию 28.12.2015 г.
Для цитирования: Лисевич А. В. Ключевые проблемы развития ремесленного кластера в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. № 1 (5). С. 86-90.
Об авторе
Лисевич Анна Викторовна, старший преподаватель, Институт прикладной экономики и менеджмента, Балтийская государственная академия (ИПЭМ БГА РФ), Калининград, anna-lisevich@mail. т
A. V. Lisevich
Institute of Applied Economics and Management of the Baltic State Academy (BHA IPEM RF), Kaliningrad
KEY ISSUES IN THE DEVELOPMENT OF THE HANDICRAFT CLUSTER IN RUSSIA
The paper outlines key problems of development of handicraft cluster Russia, which are not reflected in government programs, employment programs and social development. There are issues of legislative, economic and marketing sense. The craft industry is poorly developed system of domestic support, the so-called trade union link. At present, in the form of a non-profit partner of the state in favor of the Russian Federation Chamber of Crafts and its regional offices. Regional Chamber of Crafts is the only institution that must monitor and supervise handicraft cluster in the region. At the regional level there are about 43 craft chambers of the Russian Federation. Also represented in the scientific interpretation of the concepts of "artisan cluster", "craft activities". Formulated and mapped the structure of the regional handicraft cluster. At the initial stage of problem solving handicraft cluster is necessary to form the legal framework, the register of craft trades and improve marketing channels.
Keywords: problems of development, handicraft cluster, craft activities, state support, Chamber of Crafts, image of an artisan, distribution channels, register of artisans
_m_
1. Investirovanie v kul'tumoe raznoobrazie i dialog mezhdu kul'turami. Vsemirnyj doklad JuNESKO. www.unesco.org
2. Kobelev N. B. Problemy i sostojanie remeslennichestva v Rossii. Stanovlenie i razvitie remeslennichestva i profession-al'nogo remeslennogo obrazovanija v Rossii: tezisy dokladov 4-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 5-7 dek. 2011 g. FGAOU VPO «Ros. gos. prof.-ped. un-t». Ekaterinburg, 2011, pp. 5-8.
3. Kovtunova O. M. Formirovanie imidzha remeslennichestva v sovremennom sociume. Stanovlenie i razvitie remeslennichestva i professional'nogo remeslennogo obrazovanija v Rossii: sb. tez. dokl. 4-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg: FGAOU VPO «Ros. gos. prof.-ped. un-t», 2011, pp. 129-131.
4. Kruglyj stol «Novoe remeslennoe obrazovanie: sostojanie, problemy, perspektivy». A. V Efanov, E. D. Tel'manova, L. F. Be-likova i dr. Obrazovanie i nauka: Izvestija Ural'skogo otdelenija RAO. 2011, no. 6 (85), pp. 124-142.
5. Lisevich A. V. Koncepcija «konkurentosposobnosti vnu-trigorodskoj jekonomiki», kak aktivnyj jelement regional'noj klasternoj politiki. Vestnik Marijskogo gosudar-stvennogo uni-versiteta. Serija: Sel'skohozjajstvennye nauki. Jekonomicheskie nauki. No. 4 (4), 2015, pp. 77-81.
6. Porter M. Konkurencija. per. s angl. M.: Izdatel'skij dom «Vil'jams», 2002, p. 168.
7. Lehmann S., Müller K. (2010). Die Studie basiert auf der Auswertung statistischer Kennzahlen, einer Befragung der Hand-werksorganisationen sowie einer Literatur- und Internetrecherche. P. 78.
8. https://www.newkaliningrad.ru/news/briefs/community/ 8087483-v-proshlom-godu-v-kaliningrade-poyavilos-okolo-300-novykh-predprinimateley.html (data obrashhenija 22.01.2016)
9. http://www.komfortpravo.ru/people/44 (data obrashhenija 22.01.2016)
10. http://canadiancraftsfederation.typepad.com/files/study-of-the-crafts-sector-in-canada. pdf (data obrashhenij a 22.01.2016).
Submitted 28.12.2015.
Citation for an article: Lisevich A. V. Key issues in the development of the handicraft cluster in Russia. Vestnik of Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2016, no. 1 (5), pp. 86-90.
About the autor
Lisevich Anna Viktorovna, senior teacher, Institute of Applied Economics and Management of the Baltic State Academy (BHA IPEM RF), Kaliningrad, [email protected]