Научная статья на тему 'Положение ремесленников в эпоху правления династии Чосон в Корее (конец XIV-XV вв. )'

Положение ремесленников в эпоху правления династии Чосон в Корее (конец XIV-XV вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
844
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КОРЕИ / КУЛЬТУРА КОРЕИ / РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РЕМЕСЛЕННИКИ / КЕРАМИКА / THE HISTORY OF KOREA / JOSEON DYNASTY / CRAFTS PRODUCTION / CRAFTSMEN / CERAMICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сиренко Ольга Александровна

Рассматривается становление ремесленного производства государства Чосон в конце XIV XV вв., положение ремесленников и роль, которую они играли в обществе. Обозначены ведущие отрасли производства, учреждения, к которым были приписаны государственные ремесленники, и основные формы реализации ремесленной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status of the craftsmen during Joseon dynasty time in Korea (the end of the 14th 15th centuries)

Joseon period has left a substantial mark on the history of Korea, many cultural norms of modern Korean state can be traced back to the traditions of Joseon time. The article is devoted to the craft industries of Joseon period at the end of the 14th 15th centuries, the status of craftsmen and their role in the society. The article explores the basic branches of production, the state institutions to which craftsmen got registered and the main forms of handicraft production selling during the period.

Текст научной работы на тему «Положение ремесленников в эпоху правления династии Чосон в Корее (конец XIV-XV вв. )»

УДК 951/959(519)

О.А. Сиренко*

ПОЛОЖЕНИЕ РЕМЕСЛЕННИКОВ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ ЧОСОН В КОРЕЕ (КОНЕЦ XIV-XV вв.)

Рассматривается становление ремесленного производства государства Чосон в конце XIV - XV вв., положение ремесленников и роль, которую они играли в обществе. Обозначены ведущие отрасли производства, учреждения, к которым были приписаны государственные ремесленники, и основные формы реализации ремесленной продукции.

Ключевые слова: история Кореи, культура Кореи, ремесленное производство, ремесленники, керамика.

The status of the craftsmen during Joseon dynasty time in Korea (the end of the 14th -15th centuries). OLGA A. SIRENKO (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

Joseon period has left a substantial mark on the history of Korea, many cultural norms of modern Korean state can be traced back to the traditions of Joseon time. The article is devoted to the craft industries of Joseon period at the end of the 14th - 15th centuries, the status of craftsmen and their role in the society. The article explores the basic branches of production, the state institutions to which craftsmen got registered and the main forms of handicraft production selling during the period.

Key words: the history of Korea, Joseon dynasty, crafts production, craftsmen, ceramics.

Корейские ремесла складывались и развивались на протяжении тысячелетий. В различных хрониках королевских династий, трактатах, документах древности, Средневековья, таких как Самгуксаги,

Самгук Юса, Корёса,

Чосон Вангчжо Силлок, Сынгчжонгвон

Ильги, встречается множество упоминаний о развитии и разнообразии ремёсел. Об этом же свидетельствуют и сохранившиеся памятники культуры: изделия из фарфора, металла, лака и т. п.

В 1392 г. к власти пришёл Ли Сонге, положив начало династии Ли, правившей более 500 лет. С восшествием новой фамилии на трон закончился начавшийся с конца XII в. период смут и распрей [4, с. 190]. Укрепление централизованной власти феодального государства и некоторые меры по упорядочению феодальной эксплуатации способствовали подъёму производительных сил страны. Несмотря на то что земледелие считалось первостепенным занятием, продолжается постепенное отделение ремесла от земледелия, особенно таких отраслей, как выплавка и

обработка металлов, создание керамических изделий, производство бумаги, кожаной обуви, головных уборов, предметов роскоши.

В корейском обществе к концу XIV - XV вв. сформировались три податных сословия: торговцы, ремесленники и крестьяне. Всех их часто объединяли под общим названием янмин - добрые люди.

Ремесленник мог стать крестьянином, крестьянин ремесленником или торговцем. Обладающие личной свободой ремесленники стояли выше, чем торговцы.

Главной формой отделившегося от земледелия ремесла стало казённое, основанное на подневольном труде мастеров, прикреплённых к центральным и местным правительственным учреждениям. В то же время все ремесленники, как столичные, так и провинциальные, как крестьяне, так и простолюдины, как на казённых, так и на частных предприятиях, - не только несли государственные повинности, но и подлежали полнейшему контролю государства. Ремесло являлось составной частью общегосударственной структуры, старшие из мастеров входили даже в ие-

*СИРЕНКО Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры корееведения Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, Владивосток.

E-mail: sirenko.oa@dvfu.ru © Сиренко О.А., 2013

рархию чиновников, разумеется, самых низших рангов.

Положение ремесленников в XIV и XV вв. не может быть оценено однозначно. Крепостные, занесённые в реестр, работали в казённых мастерских, производили продукцию для нужд двора и правительства, не имели никакой возможности вести производство для себя. Провинциальные ремесленники изготавливали разнообразные ткани, циновки, посуду, хозяйственную утварь, веера, шпильки для волос, шляпы, мебель и т. п., тем самым домашние промыслы удовлетворяли потребности основной массы населения в промышленной продукции, эти изделия шли также в уплату податей.

Ремеслом на профессиональном уровне занимались принадлежавшие государству ^^1 ноби (подневольные люди). В XV в. к 30 столичным ведомствам было приписано около 3 тыс. ремесленников, в провинциях их насчитывалось свыше 3,5 тыс. Наиболее развитым являлось столичное ремесло: там трудились мастера 130 специальностей, тогда как в провинциях всего 27. Ведущие отрасли производства: изготовление высших сортов тканей, фарфора, изделий из металла и дерева, бумаги, оружия, орудий труда и т. д. В 1422 г. запретили добычу золота и серебра (поскольку прекратили их поставку Китаю), и это отразилось на ювелирном производстве. Государство регламентировало процесс изготовления многих изделий. Закон обязывал ремесленников через каждый год отрабатывать в течение полугода на государственное ведомство, а остальное время платить казне налог. Можно полагать, что в свободный от повинности период они работали по частным заказам. Заметным с XV в. явлением стали ке - объединения ремесленников, они обладали некоторым самоуправлением, но сильнее, чем европейские средневековые цеха, зависели от государства.

О том, что эти ремесленники уделяли часть времени для производства на себя, свидетельствует уложение «Кёнгук тэджон», предусматривавшее, что «со всех ремесленников, за исключением тех дней, когда они находятся на государственной работе, следует брать налоги». Такие провинциальные ремесленники, как мастера по производству бумаги в провинциях Кёнсан, Чолла, Чхунчхон

и др., выступая в качестве мелких товаропроизводителей, могли вырасти в самостоятельных предпринимателей, если бы не было недремлющей системы надзора и регламентации со стороны феодального государства. Оно стремилось вести ремесленное производство под своим контролем, и эта политика, в конечном счёте, стала фактором, задерживавшим дельнейшее развитие производительных сил и обще-

ственный прогресс вообще. К второстепенным причинам, сдерживавшим развитие корейского ремесла, можно отнести и ввоз из Китая шелков высокого сорта и предметов роскоши [4, с. 194].

Великое уложение по управлению государством Щ «Кёнгук тэджон» определило общее число государственных ремесленников - столичных и провинциальных мастеров, - их специализацию и принадлежность к соответствующим учреждениям. «Столичными мастерами» назван 2841 ремесленник, прикреплённый к 29 столичным учреждениям, включая Конджо. Так называемых внешних мастеров, приписанных к провинциальным и городским правительственным учреждениям, насчитывалось 3566. Общая численность постоянного штата государственных ремесленников не составляла и 7 тыс. чел. Следует, однако, иметь в виду, что в это число входили лишь ведущие мастера, поэтому подсобные рабочие или другие помощники мастеров не учитывались. Наибольшим числом столичных ремесленников располагали ^7]Л1 Кунгиси (Оружейное управление) (644 мастера), Саныйвон

(Управление по изготовлению одежды) (597 мастеров), Саонвон, ведавшие поставкой столового оборудования и организацией обедов для двора (380 мастеров), ^ДСонгонгам (Строительное управление) (346 мастеров), и только следующее за ними место занимала Конджо - Палата общественных работ (261 мастер). Некоторые учреждения имели даже не более двух мастеров. Немногочисленные столичные мастера производили разнообразную продукцию почти 130 наименований. Наибольшее число ремесленников (более чем по 100) было занято выплавкой железа, ковкой и обработкой его, литьём и обработкой других металлов, а также производством фарфора и керамики, тканей, луков и стрел [4, с. 192].

Провинциальные мастера занимались производством лишь 27 видов продукции. По «Кёнгук тэджон», 698 мастеров изготавливали бумагу, 392 - травяные маты, 466 обрабатывали железо, 313 - кожу, 255 - выделывали луки, а 350 - стрелы, 311 - лаковые изделия, 340 - разнообразную посуду, деревянные предметы и другие мелкие вещи [10].

В правление Вана Седжона (1418-1450),

четвёртого короля династии Чосон, произвели регистрацию и составили списки приписанных ремесленников с определением их специализации и повинностей. Усиливая контроль во всех сферах жизни, феодальное государство старалось подчинить и наиболее искусных мастеров, чтобы получить необходимое количество ремесленных изделий, которые нельзя было собрать в виде поставок с крестьян.

Корейские мастера виртуозно владели многими способами обработки металла, дерева, кости, рога и

других природных материалов. К числу своеобразных видов народного творчества периода Чосон принадлежит и производство художественных пластин из рога, так называемых хвагак (раскрашенный рог). Этот вид декоративного искусства получил в период правления династии Ли (1392-1910) особенно широкое применение для украшения мебели, а также различных предметов домашнего обихода - гребней, изголовий, шкатулок.

Весьма развитой отраслью ремесла было производство фарфоровых изделий и черепицы, в этой сфере деятельности существовала государственная монополия, были строго регламентированы, что тормозило производство. При нарушении регламента ремесленника ждали суровые наказания. Гончары в конце XIV - начале XV в. создавали уникальную глазурованную керамику - селадон, которую они унаследовали от государства Корё (918-1392), где селадоны изготавливались, в основном, для дворца и отражали вкус корейской знати, а для широкого рынка производили селадоны без глазури и декора. В конце XIV в. глазурованная керамика вошла во всеобщее употребление, к этому времени существовало уже государство Чосон (1392-1910). Самые известные оттенки селадоновой глазури лежат в диапазоне от бледно-бледно зелёного с трещинками до насыщенного тёмно-зелёного, часто фактура похожа на зелёные оттенки нефрита. Такой цвет получался путём проникновения оксида железа в глазурь или глину. Селадон обычно является продуктом окислительно-восстановительных реакций при обжиге в печи. Отличительными декоративными элементами корейского селадона является наличие выступающих декоративных глазированных деталей на контрастном глиняном корпусе. Инкрустация, известная в Корее как ^ ^ саггам, представляла собой маленькие кусочки цветной глины, вставленные в корпус.

Начиная с XV в. в государстве Чосон в небольших количествах начали производить белый фарфор и, поскольку производство такого фарфора всячески поддерживалось, постепенно ему стали отдавать предпочтение и простые корейцы. Ремесленные мастерские главным образом располагались в центральной провинции Кореи, в Кёнгидо, в таких местах,

как город Квангчжу, а также в горах

Кванак-сан и Пукхан-сан в Сеуле. Впослед-

ствии производство этого вида керамики понемногу стало распространяться и в другие районы, однако центром белого фарфора по-прежнему оставался^^ Квангчжу, где располагалась печь, в которой обжигали посуду для королевского семейства.

Повсеместно ремесленники занимались изготовлением бумаги, на эту деятельность также суще-

ствовала государственная монополия. В Седжон силлок упоминается около двадцати сортов бумаги разного назначения, которые поставлялись из одной лишь провинции Чолла.

В корейском обществе XIV-XV вв. ремесленники реализовывали свои изделия на торговых рядах, которые были построены в Сеуле в 1412 г. площадью 2 тыс. кв. м, а позже в 7}| ^ Кэсоне и Пхеньяне, к концу XV в. появились в ряде уездов южных провинций. Средствами обмена по-прежнему являлись зерно и холст. В XV в. вновь была сделана неудачная попытка внедрить металлические монеты, бумажные деньги также не нашли применения.

Большое количество «сидячих» торговцев в городах и бродячих торговцев, разносивших на своих плечах или переправлявших по рекам на лодках мелкие ходовые товары, обеспечивало розничную торговлю. Им только запрещался доступ в пограничные провинции. Власти контролировали бродячих торговцев через выдачу подорожных и сбор налога. Из их среды выделялись богатые «частные купцы», конкурировавшие с сиджон. Среди торговых заведений ■*] ^ сиджон шесть самых крупных обслуживали ванский двор, аристократию и пользовались монопольными правами на продажу ряда товаров. Вскоре подобные сиджон появились и в других городах. Каждое из них объединяло группу лавок и соответствующую мастерскую, также имело определенное самоуправление и напоминало купеческую гильдию.

Регламенты, установленные для государственного ремесла и ремесленного производства вообще, позволяют судить об уровне развития производительных сил в промышленности. Добыча железной руды и выплавка железа находились под государственным контролем и представляли крайне примитивное мелкое ручное производство на всех стадиях металлургического цикла, хотя удельный вес этого ремесла был довольно высок по сравнению с другими отраслями и его состоянием в предшествующие эпохи. Ещё в начале XV в. железа не хватало для нужд казны и его изымали у населения, а к середине века его производили уже в достатке и продавали в виде готовых сельскохозяйственных орудий. Когда в 1422 г. прекратилась уплата Минам дани золотом и серебром, добыча драгоценных металлов была запрещена под тем предлогом, что о ней могут узнать в Китае и потребовать возобновления поставок. Шахты были узкие (до 1 м), неглубокие (до 10 м), без креплений. Железо выплавляли из железистого песка, но до конца XIX в. не было специальных железоплавилен. Медь добывалась в медных рудниках ручным способом при помощи кирки, дневная выработка рабочего составляла 180-240 кг, а всего добывали 1,0-1,2 т. Выплав-

ка меди производилась в горнах и в день составляла 20-40 кг. Медь очищалась в особых печах в ходе долгого обжига руды с раскалённых углём и получения жидкой чистой меди. В 1418 г. из Японии был заимствован способ очистки руды. Золото добывали, дробя кварцевую руду на специальных площадках, растирая её между двумя камнями и промывая породу. При промывке использовалось водяное колесо. Высококачественным считалось продутое плавленое листовое золото, а самым низкосортным - золото в слитках. Было ещё неплавленое дроблёное золото. В 1430 г. Корея добилась от Китая освобождения от взноса золота и серебра в счёт дани. Серебро различалось по сортам в зависимости от процента свинца: чистое, 90-, 80-, 70-, 60-процентное серебро, которое называлось, соответственно, «небесным» (оно шло на королевскую посуду), земным (для религиозной утвари), тёмным и жёлтым (для прочих нужд). Был открыт способ удаления свинца из серебряной руды с использованием более низкой температуры плавления. В стране распространилась белая медь, а также пактон - сплав меди с никелем, более удобный для обработки [4].

Все ремесленники-металлурги находились в ведении министерства двора. В столице они подчинялись этому министерству, а в провинциях - провинциальным управлениям. Среди столичных ремесленников имелись серебряники, золотых дел мастера, литейщики, кузнецы, игольщики, зеркальщики, плавильщики, мастера по работе с бронзой, ртутью.

Несмотря на существовавшую в XIV-XV вв. «политику поощрения земледелия», происходит постепенное разделение труда и товарного производства, в т. ч. появляется сословие ремесленников. Все ремесленники были занесены в реестр и работали в казённых мастерских, которые в свою очередь были приписаны к 30 столичным ведомствам. Процесс изготовления многих изделий регламентировало государство, это в определённой степени тормозило развитие ремесла. Ремесленным производством занимались и крестьяне, удовлетворяя свои потребности в промышленной продукции.

Особые успехи в развитии ремесленного производства были достигнуты во время правления вана Седжона (1418-1450), он был очень образованным человеком и покровительствовал искусству. В Сеуле, а затем в ряде других крупных городах были открыты торговые заведения, где можно было реализовывать свою продукцию. Какие бы сложности не были на пути становления и развития ремесленного производства, очевидным представляется то, что период существования государства Чосон стал расцветом ремесленного производства, в это время ремесло являлось

составной частью общегосударственной структуры и некоторые мастера становились чиновниками, хотя и низших рангов, но это, в конечном счёте, положительно отразилось на становлении ремесла в дальнейшем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьев, М.В. Очерки культуры Кореи. СПб. : Петербургское востоковедение, 2002.

2. Гумилёв Л.Н. Восток в средние века. URL: http://world. lib.ru/k/kim_o_i/fg3.shtml [дата обращения: 31.01.2013].

3. История Кореи. Новое прочтение / под. ред. А.В. Торкунова. М. : Моск. госуд. ин-т международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.

4. История Кореи (с древнейших веков до наши дней). Т. 1. М. : Наука, 1974.

5. История Кореи. Сеул, Изд-во: «Чжон Мун», 1995.

6. Курбанов С.О. Курс лекций по истории Кореи: с древности до конца XX в. СПб. : Изд-во: С.-Петерб. унта, 2002.

7. Летопись короля Седжона Великого (^1# -г^).

http://sillok.history.go.kr/inspection/inspection. jsp?mTree=0&tabid=k&id=k (дата обращения:

11.02.2013). (in Korean.)

8. Ли Г.Б. История Кореи: новая трактовка. М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2000.

9. Тихонов В.М. История Кореи. Т.1. С древнейших времён до 1876 года. М. : Муравей, 2003.

10. Толстокулаков И.А. Очерк истории корейской культуры. Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та. 2002.

REFERENCES

1. Vorob’iyov, M.V, 2002, Ocherki kyltury Korei [Sketches of culture of Korea], Sankt-Peterburg : Peterburgskoe Vostokovedenie. (in Russ.)

2. Gumilev, L.N., Vostok v srednii veka [The East in the Middle centuris]. URL: http://world.lib.ru/k/kim_o_i/fg3.shtml (in Russ.)

3. 2003, Istoriya Korei. Novoe prochtenie [History of Korea. New reading] / Pod redaktsiey A.V Torkunova. Moskwa: Moskovskiy gosudarstvennyy institute mezhdunarodnyh otnosheniy (universitet); «Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya»” (ROSSPEN). (in Russ.)

4. 1974, Istoriya Korei (s drevneyshih vekov do nashih dney) [History of Korea (from the most ancient centuries to our days)], T.1. Moskva: Nauka, glavnaya redaktsiya vostochoy literatury. (in Russ.)

5. 1995, Istoriya Korei [History of Korea], Seul, Izdatel’stvo “Chon Mun” (in Russ.)

6. Kurbanov, S.O., 2002, Kurs lektsiy po istorii Korei: s drevnosti do kontsa XX veka [Course of lectures on history of Korea: from an antiquity to the end of the XXth century.]. Sankt-Peterburg, izdatel’stvo: Sankt-Peterburgskogo universiteta. (in Russ.)

7. Letopis’ korolya Sejona Velikogo [Chronicle of king

Sejon the Great] http://sillok.history.go.kr/inspection/ inspectionjsp?mTree=0&tabid=k&id=k [дата обращения:

11.02.2013].

8. Li, G.B., 2000, Istoriya Korei: novaya traktovka [History of Korea: new treatment], Moskva: OOO “TID : Ruskoe slovo -RS. (in Russ.)

9. Tihonov, V.M., 2003, Istoriya Korei. T.1. S drevneyshih vremyon do 1876 goda [History of Korea. T.1. From the most ancient times to 1876], Moskwa: Muravey. (in Russ.)

10. Tolstokulakov, I.A., 2002, Ocherk istorii koreyskoi kultury

[Sketch of history of the Korean culture], Vladivostok: izdatel’stvo Dal’nevostochnogo universiteta. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.