Научная статья на тему 'Потенциальные возможности подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях в соответствии с требованиями международных стандартов'

Потенциальные возможности подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях в соответствии с требованиями международных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARDS / INTERNATIONAL STANDARDS WORLDSKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахневская О.Г., Романченко М.К., Шалбаева Л.В.

Введение. В статье обозначены основные приоритеты развития системы среднего профессионального образования Сибирского федерального округа. Исследуются критерии, оказывающие влияние на повышение качества подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования, в соответствии с международными стандартами. Авторы предприняли попытку получить объективную оценку качества подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях путем проведения детального мониторинга. В статье также анализируется возможность повышения качества подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования в соответствии с международными стандартами как приоритетной задачи современного российского общества. Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, ориентируется на решение практических проблем и целенаправленное преобразование программ профессионального обучения в целях обеспечения эффективной деятельности системы среднего профессионального образования. На примере формирования ситуации успеха у обучающихся раскрываются механизмы повышения мотивации молодых людей и оказания помощи при раскрытии их профессионального потенциала. Результаты заключаются в распространения опыта формирования в у обучающихся ПОО ситуации успеха, повышающей мотивацию и обеспечивающей моральное и материальное стимулирование будущих специалистов. Заключение. Авторами отмечается важность ресурсов, оказывающих влияние на общественное развитие. Исследование объясняет особенности работы с молодыми людьми. Предлагаемая ситуация успеха становится залогом формирования у студентов ПОО необходимых и компетентных навыков, иного мировоззренческого позиционирования, позволяющих говорить об их уверенном профессиональном будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахневская О.Г., Романченко М.К., Шалбаева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF QUALITY OF PREPARATION OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL STANDARDS

Introduction. The article outlines the main priorities for the development of secondary vocational education in the regions of the Siberian Federal district. The author investigates the criteria influencing the improvement of the quality of training of students of secondary vocational education (SVE), in accordance with international standards, attempts to obtain an objective assessment of the quality of training carried out by professional educational organizations through detailed monitoring. The potential possibility of improving the quality of training of students of secondary vocational education, in accordance with international standards, as a priority of modern society. Materials and methods. The research is conducted on the basis of practical methodology, focused on solving practical problems and purposeful transformation of vocational training programs in order to ensure effective work aimed at improving the quality of training of students of secondary vocational education. The article deals with the example of the formation of the situation of success in students to provide motivation for young people, to assist in the disclosure of their professional potential on the basis of professional educational organization. Results are to disseminate the experience of the formation within the educational institution of a situation of success in students to ensure the motivation of young people, carried out through moral and material incentives, in the preparation of specialists. Conclusion. The authors note the importance of resources influencing social development. The study explains the peculiarities of working with young people. It is the community of such people that will be able to realize the prospect of the country’s development in the socio-economic, cultural, spiritual and moral transformation. The authors focus on the criteria influencing the quality of training of students of secondary vocational education (SVE), in accordance with international standards.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях в соответствии с требованиями международных стандартов»

Литература

1. Наставничество как процесс целенаправленного формирования личности [Электронный ресурс]. URL: http://medznate. ru/docs/index-48218.html.

2. Руководство по наставничеству молодых педагогов Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar. ru/upload/storage/org2419/files.pdf.

3. Лопанова Е. В. Теоретические и технологические основания совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателя вуза в условиях информатизации образования (на примере медицинского вуза) [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014. - 50 с. URL: http://www.iiorao.ru/iio/pages/dissennews/ds_ped/8_ Lopanova_avt.pdf.

4. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Подготовка педагога для начальной и средней профессиональной школы: вопросы теории и практики. Казань : Данис, 2014. 102 с.

5. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. Наставничество как способ преодоления профессиональных дефицитов педагога // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 9. С. 34-39.

References

1. Nastavnichestvo kak process celenapnavlennogo fonminovaniya lichnosti [Mentoring as the process of purposeful formation of the personality]. Available at: http://medznate.ru/docs/index-48218.html. (In Russian).

2. Rukovodstvo po nastavnichestvu molodyh pedagogov Respubliki Tatarstan [Guidance on mentoring young teachers of the Republic of Tatarstan]. Available at: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org2419/files.pdf. (In Russian).

3. Teoreticheskie i tekhnologicheskie osnovaniya sovershenstvovaniya professional'no-pedagogicheskoj podgotovki prepodavatelya vuza v usloviyah informatizacii obrazovaniya (na primere medicinskogo vuza) [Theoretical and technological bases of improvement of professional and pedagogical training of the teacher of higher education institution in the conditions of Informatization of education (on the example of medical University)]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2014, 50 p. Available at: http://www.iiorao.ru/iio/pages/dissernews/ds_ped/8_Lopanova_avt.pdf. (In Russian).

4. Mukhametzyanova F. Sh., Shaikhutdinova G. A. Podgotovka pedagoga dlya nachal'noj i srednej professional'noj shkoly: voprosy teorii i praktiki [Teacher training for elementary and secondary vocational school: theory and practice]. Kazan, Danis, 2014, 102 p. (In Russian).

5. Nugumanova L. N., Yakovenko T. V. Nastavnichestvo kak sposob preodoleniya professional'nyh deficitov pedagoga [Mentoring as a way to overcome professional deficiencies of the teacher]. Professional education. Capital, 2018, no. 9, pp. 34-39. (In Russian).

УДК/UDC 377.5 О. Г. Пахневская, М. К. Романченко, Л. В. Шалбаева

O. Pakhnevskaya, M. Romanchenko, L. Shalbaeva

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

THE IMPROVEMENT OF QUALITY OF PREPARATION OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL STANDARDS

Введение. В статье обозначены основные приоритеты развития системы среднего профессионального образования Сибирского федерального округа. Исследуются критерии, оказывающие влияние на повышение качества подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования, в соответствии с международными стандартами. Авторы предприняли попытку получить объективную оценку качества подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях путем проведения детального мониторинга. В статье также анализируется возможность повышения качества подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования в соответствии с международными стандартами как приоритетной задачи современного российского общества.

Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, ориентируется на решение практических проблем и целенаправленное преобразование программ профессионального обучения в целях обеспечения эффективной деятельности системы среднего профессионального образования. На примере формирования ситуации успеха у обучающихся рас-

крываются механизмы повышения мотивации молодых людей и оказания помощи при раскрытии их профессионального потенциала.

Результаты заключаются в распространения опыта формирования в у обучающихся ПОО ситуации успеха, повышающей мотивацию и обеспечивающей моральное и материальное стимулирование будущих специалистов.

Заключение. Авторами отмечается важность ресурсов, оказывающих влияние на общественное развитие. Исследование объясняет особенности работы с молодыми людьми. Предлагаемая ситуация успеха становится залогом формирования у студентов ПОО необходимых и компетентных навыков, иного мировоззренческого позиционирования, позволяющих говорить об их уверенном профессиональном будущем.

Introduction. The article outlines the main priorities for the development of secondary vocational education in the regions of the Siberian Federal district. The author investigates the criteria influencing the improvement of the quality of training of students of secondary vocational education (SVE), in accordance with international standards, attempts to obtain an objective assessment of the quality of training carried out by professional educational organizations through detailed monitoring. The potential possibility of improving the quality of training of students of secondary vocational education, in accordance with international standards, as a priority of modern society.

Materials and methods. The research is conducted on the basis of practical methodology, focused on solving practical problems and purposeful transformation of vocational training programs in order to ensure effective work aimed at improving the quality of training of students of secondary vocational education. The article deals with the example of the formation of the situation of success in students to provide motivation for young people, to assist in the disclosure of their professional potential on the basis of professional educational organization.

Results are to disseminate the experience of the formation within the educational institution of a situation of success in students to ensure the motivation of young people, carried out through moral and material incentives, in the preparation of specialists.

Conclusion. The authors note the importance of resources influencing social development. The study explains the peculiarities of working with young people. It is the community of such people that will be able to realize the prospect of the country's development in the socio-economic, cultural, spiritual and moral transformation. The authors focus on the criteria influencing the quality of training of students of secondary vocational education (SVE), in accordance with international standards.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональные стандарты, международные стандарты WorldSkills.

Keywords: professional education, professional standards, international standards WorldSkills.

Введение

Изменения, происходящие в среднем профессиональном образовании, наглядно показывают тесную взаимосвязь с наблюдаемым повсеместно процессом внедрения международных образовательных стандартов, учитывающих требования, предъявляемые профессиональными и международными стандартами WorldSkills WSI/WSR. Сегодня это одно из основных требований, предъявляемых работодателем к качеству подготовки образовательным учреждением среднего профессионального образования будущего специалиста.

Перед профессиональными образовательными организациями (ПОО) поставлена задача — реализовать комплексную программу, направленную на развитие среднего профессионального образования в 2018-2023 гг. в соответствии с мировыми стандартами. Одним из приоритетов данной программы является задача обновления содержания образовательных программ, внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, соответствующих мировому уровню (подготовка выпускников, соответствующих требованиям экономики по ТОП-50). Образовательным учреждениям необходимо направить усилия на создание мощного кадрового резерва высококлассных специалистов, востребованных экономикой региона, с одновременным обеспечением возможности для максимально большого числа обучающихся в получении необходимых в будущем практических навыков и знаний по выбранной профессии.

Методология

Исследования, направленные на обеспечение повышения качества подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО) в соответствии с международными стандартами, позволяют определить тенденции роста числа ПОО осуществляющих подготовку по востребованным программам. По состоянию на 1 сентябряь 2018 г доля профессиональных образовательных организаций Сибирского федерального округа, в которых осуществляется подготовка кадров по Т0П-50 представлена ниже (табл. 1).

Таблица 1

Тенденции роста числа ОУ, осуществляющих подготовку по программам ТОП-50

2016 2017 2018 2019 2020

10 % 20 % 30 % 50 % 50 %

Так, в Новосибирской области в настоящий момент планируется увеличение числа реализуемых профессий и специальностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО) из Т0П-50 к концу 2020 г. до 35 единиц. Количество профессиональных образовательных организаций осуществляющих подготовку по ФГОС СПО из ТОП-50, должно увеличиться до 34 учреждений. Разработан план достижения показателей проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» с учетом внедрения опережающего обучения (табл. 2).

Таблица2

Достижения показателей проекта «Рабочие кадры для передовых технологий»

Показатель 2018 2019 2020

план факт план план

Количество реализуемых профессий и специальностей в соответствии с ФГОС СпО из ТОП-50 (шт.) 12 27 24 35

Количество ПОО, осуществляющих подготовку по ФГОС СПО из ТОП-50 (шт.) 18 28 24 34

При актуализации и разработке ФГОС СПО в регионе учтены требования 269 профессиональных стандартов, из них во ФГОС СПО по ТОП-50-57 (табл. 3).

Таблица 3

Уровень соответствия ФГОС СПО требованиям профессиональных стандартов, реализуемых в Сибирском регионе

Вариант выполнения ФГОС СПО Кол-во ФГОС СПО

Актуализация на основе Профессионального стандарта (всего) 152

ФГОС СПО: утверждены приказами Минобрнауки России, в том числе зарегистрированы Минюстом России 39 26

рекомендованы советом Минобрнауки России по ФГОС к утверждению 41

согласованы с Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК), готовятся к рассмотрению на Совете Минобрнауки России 6

направлены в НСПК 51

на согласовании в СПК 15

Результаты

Для получения объективной оценки качества подготовки кадров, осуществляемой профессиональными образовательными организациями, был проведен мониторинг В 12 регионах Сибирского федерального округа по программам СПО проходят обучение 442 610 обучающихся. Лидирующие позиции по числу обучающихся занимает Красноярский край (68 475 обучающихся), Новосибирская область (53 225 человек) занимает четвертую строчку (рис. 1).

80000

0 Красноярский край Ш Кемеровская область @ Иркутская область ¡2 Новосибирская область ^ Омская область

□ Алтайский край И Забайкальский край 0 Республика Бурятия Ц Томская область

□ Республика Хакасия ЕЗ Республика Тыва

_____ _ _ Н Республика Алтай

10000 ................------- ------------ ■—

0

2017/18 учебный год

Рис. 1. Контингент обучающихся по программам СПО по Сибирскому федеральному округу

за 2017/18 учебный год

Анализ успеваемости выпускников школ получивших основное общее образование показал примерно равный уровень знаний будущих абитуриентов (рис. 2). При этом абитуриенты, поступающие в образовательные учреждения Республики Алтай, имели наиболее высокий средний балл аттестата (3,89). Абитуриенты Новосибирской области и Республики Хакасия поделили между собой третье место (средний балл — 3,84). Более слабой подготовленностью отличались выпускники 9-х классов школ Республики Тыва (средний балл аттестата — 3,37).

4 3,9 3,8 3,7 3,6 3,5 3,4 3,3 3,2 3,1

И Красноярский край Ш Кемеровская область @ Иркутская область ¡2 Новосибирская область ^ Омская область

□ Алтайский край

И Забайкальский край 0 Республика Бурятия Щ Томская область

□ Республика Хакасия ЕЗ Республика Тыва Н Республика Алтай

2017/18 учебный год

Рис. 2. Средний балл аттестата студентов очной формы, поступивших на обучение по программам профессионального обучения в 2017 г., по Сибирскому федеральному округу

Уровень доступности среднего профессионального образования по Сибирскому федеральному округу (рис. 3) характеризует охват молодежи программами СПО. Лидируют в области разработки программ профессионального образования Кемеровская и Омская области (более 44 программ). Наименьший показатель в Сибирском федеральном округе имеют Новосибирская область и Республика Хакасия (32,7).

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

2017/18 учебный год

Рис. 3. Доступность среднего профессионального образования: охват молодежи программами СПО по Сибирскому федеральному округу

Аналогично выглядит и картина доступности среднего профессионального образования по Сибирскому федеральному округу, характеризующая наличие в ПОО бюджетных мест на 1000 человек населения в возрасте 15-19 лет (рис. 4).

Наибольшую доступность обеспечили Республика Алтай (387 мест на 1000 абитуриентов), Кемеровская (370) и Омская (363) области. По причине высокой плотности населения в Новосибирской области этот показатель оказался самым низким среди регионов Сибирского федерального округа.

И Красноярский край Ш Кемеровская область Н Иркутская область ¡2 Новосибирская область § Омская область

□ Алтайский край

И Забайкальский край 0 Республика Бурятия Ц Томская область

□ Республика Хакасия ЕЗ Республика Тыва Н Республика Алтай

450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

И Красноярский край Ш Кемеровская область В Иркутская область й Новосибирская область Э Омская область

□ Алтайский край

И Забайкальский край 0 Республика Бурятия Ц Томская область

□ Республика Хакасия И Республика Тыва И Республика Алтай

2017/18 учебныйгод

Рис. 4. Доступность среднего профессионального образования в Сибирском федеральном округе: наличие бюджетных мест на 1000 человек населения в возрасте 15-19 лет

При этом большое внимание было обращено на обеспечение студентов общей площадью учебно-лабораторных помещений (рис. 5) в расчете на одного студента отдельно взятого образовательного учреждения среднего профессионального образования.

30

25

20

15

10

И Красноярский край Щ Кемеровская область Н Иркутская область И Новосибирская область Э Омская область □ Алтайский край ЦД Забайкальский край 0 Республика Бурятия Ц Томская область О Республика Хакасия ЕЗ Республика Тыва 0 Республика Алтай

2017/18 учебный год

Рис. 5. Общая площадь учебно-лабораторных помещений в расчете на одного студента СПО

По обеспечению обучающихся данными площадями лидируют Новосибирская и Иркутская области, имеющие по 24 кв. м общей площади на одного обучающегося ПОО. Менее обеспеченными оказались студенты Алтайского края, Кемеровской области (16 кв.м), Забайкальского края (13 кв. м) и Республики Тыва (12 кв. м).

Одним из существенных показателей, характеризующих качество подготовки квалифицированных специалистов, является численность обучающихся в расчете на одного педагогического работника (рис. 6). Данный критерий во всех регионах Сибирского федерального округа оказался в пределах статистического отклонения от установленного норматива обучающихся на одного педагога — 12,5. Наивысший показатель принадлежит Алтайскому краю (14,8), второе место занимает Республика Бурятия (14,7), замыкает тройку Новосибирская область с показателем 13,7. Замыкают цепочку Республика Алтай (10,6) и Иркутская область (10,5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

0 Красноярский край Ш Кемеровская область В Иркутская область И Новосибирская область § Омская область □ Алтайский край [Щ Забайкальский край 0 Республика Бурятия Ц Томская область О Республика Хакасия ЕЗ Республика Тыва Н Республика Алтай

2017/18 учебный год

Рис. 6. Численность обучающихся в расчете на одного педагогического работника

5

0

Не менее существенным фактором, влияющим на повышение качества подготовки студентов профессиональных образовательных организаций, в соответствии с международными стандартами является доля штатных преподавателей и мастеров производственного обучения с опытом работы на предприятиях не менее 5 лет и сроком давности не более 3 лет (рис. 7). Этот показатель по образовательным организациям Сибирского федерального округа сильно различается. Наиболее опытные преподаватели, подготовленные к работе с учетом внедрения инновационных технологий, трудятся в Кемеровской области. Для кемеровчан доля штатных преподавателей и мастеров производственного обучения с опытом работы на предприятиях не менее 5 лет и сроком давности не более 3 лет достигает 8,25 %. Превышают требующийся норматив (6,0 %) и педагогические работники Иркутской области (7,44 %). Лишь немногим не достигли требуемого уровня Республика Алтай и Кемеровская область с соответствующими показателями 5,91 и 5,80 %. Замыкают таблицу показатели по педагогическим работникам Новосибирской области (3,11 %), Республики Хакасия (1,87), Забайкальского края (1,10 %) и Республики Тыва (0 %!).

Тем не менее образовательные организации Новосибирской области нацелены на устранение данной проблемы. Так, только в 2018 г. педагогические работники Новосибирского технического колледжа им. А. И. Покрышкина А. М. Романченко, Н. М. Захаришина, И. Л. Альберти прошли обучение и стажировку на базе Новосибирского областного учебного центра, повысив квалификацию по программам «Техническая эксплуатация электроустановок потребителей» и «Охрана труда».

На первом крупном мероприятии Финала Национального чемпионата 2018 г. прошло опережающее чемпионатное обучение экспертов, представляющих регионы России. В Южно-Сахалинске собралось более 600 экспертов по 63 компетенциям, в том числе педагоги и мастера производственного обучения Сибирского федерального округа.

В сентябре 2018 г. преподаватели Новосибирского технического колледжа имени А. И. Покрышкина в составе группы слушателей прошли обучение по программе «Практика и методика подготовки кадров с учетом стандартов WorldSkills Russia по компетенции «Мехатроника» на базе Магнитогорского политехнического колледжа.

И Красноярский край Ш Кемеровская область В Иркутская область И Новосибирская область Э Омская область

□ Алтайский край

О Забайкальский край 0 Республика Бурятия Ц Томская область

□ Республика Хакасия ЕЗ Республика Тыва Н Республика Алтай

2017/18 учебный год

Рис. 7. Доля штатных преподавателей и мастеров производственного обучения с опытом работы на предприятиях не менее 5 лет и сроком давности не более 3 лет

Существенно сказывается и доля бюджетных расходов, направленных на совершенствование материально-технической базы образовательных организаций, по различным регионам СФО (рис. 8). Лидируют с хорошим показателем Республика Алтай, Томская и Новосибирская области (2,94; 2,46 и 2,08 % соответственно). Остальным регионам не удалость превысить показатель выше 0,55 %, несмотря на нормируемую величину, установленную на уровне 2 %.

3,5

2,5

1,5

0,5

0 Красноярский край Ш Кемеровская область В Иркутская область И Новосибирская область § Омская область □ Алтайский край О Забайкальский край 0 Республика Бурятия Ц Томская область О Республика Хакасия ЕЗ Республика Тыва Н Республика Алтай

2017/18 учебный год

Рис. 8. Доля бюджетных расходов, направленных на материально-техническую базу от общего объема бюджетных расходов, %

Данные исследования подтверждают закономерный результат, выражающийся в общей численности студентов, участвовавших в региональных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia (рис. 9). С большим отрывом выделяются образовательные учреждения Новосибирской области (136 участников), Кемеровской области (135 студентов) и Красноярского края (131 человек). Не сумели подготовить более 10 участников соревнований такие регионы, как Республика Хакасия (7) и Забайкальский край (5 участников).

160

140

120

100

80

60

40

20

И Красноярский край Ш Кемеровская область Н Иркутская область И Новосибирская область Э Омская область □ Алтайский край ЦП Забайкальский край 0 Республика Бурятия Ц Томская область О Республика Хакасия ЕЗ Республика Тыва Н Республика Алтай

2017/18 учебный год

Рис. 9. Численность студентов-участников региональных чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills Russia

Результатом, влияющим на повышение качества подготовки студентов ПОО в соответствии с международными стандартами становится возможность непосредственного участия студентов в национальных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia (рис. 10). Тенденция,, заданная общей численностью студентов, участвовавших в региональных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia, имеет закономерное продолжение. Со значительным отрывом выделяются образовательные учреждения Новосибирской области (19 участников), Красноярского края (15 человек) и Кемеровской области (11 студентов), Алтайского края (10 участников). Не сумели подготовить более 2 участников соревнований Республика Хакасия (2), Республика Тыва и Томская область (по 1 участнику), Республика Алтай и Забайкальский край (0 участников).

3

2

0

0

И Красноярский край Ш Кемеровская область В Иркутская область И Новосибирская область § Омская область □ Алтайский край О Забайкальский край 0 Республика Бурятия Ц Томская область О Республика Хакасия ЕЗ Республика Тыва Н Республика Алтай

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

2017/18 учебный год

Рис. 10. Численность студентов, участвовавших в национальных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia

Проведенные исследования подтверждают предположение о том, что уровень востребованности современного выпускника ПОО будет более высоким для обучающегося, обладающего социальной и профессиональной мобильностью, готовностью к участию в непрерывном образовании, саморазвитии и самосовершенствовании личных компетенций. Будущий специалист, обладающий навыками ускоренного усвоения инновационных технологий, быстрее адаптируется к запросам и требованиям экономики региона. Основные критерии оценки качества подготовки выпускника остаются неизменными. Это профессиональные и общие компетенции. К сожалению, даже новые стандарты, внедряющиеся в производство, приводящие к изменению потребности в совершенно новом уровне подготовки специалистов, не устраняют одной из существенных проблем, заключающихся в слабом мотивированном интересе обучающегося к будущей профессии и ее глубокому познанию.

Задача педагогических работников — обеспечить повышенный уровень учебной мотивации, развитие желания обучающегося к участию в самостоятельном, творческом труде, построение индивидуальной профессиональной траектории.

В передовых образовательных учреждениях СПО Новосибирской области особое внимание уделяется созданию оптимальных условий, позволяющих выявлять творческие способности обучающихся. Педагогические работники эффективно мотивируют обучающихся в процессе всего обучения на активное участие в исследовательской и научной деятельности, олимпиадном движении и чемпионатах «Молодые профессионалы/WSR». Участие в мероприятиях регионального и национального уровня, а тем более успешное выступление, приводящее к победе, становятся достойной наградой каждому обучающемуся, кто высоко ценит приложенные усилия и потраченное на подготовку время.

Стремление к успеху, напряжение, умение сконцентрироваться придают обучающемуся чувство уверенности в своих знаниях, навыках, приобретенном опыте. Это приводит к возникновению желания новых достижений, усовершенствования достигнутого результата. Участник таких соревнований испытывает состояние удовлетворения своим трудом, своим успехом. Внутреннее благополучие такого обучающегося сказывается на общем отношении его к жизни, своему месту в учебе, профессии. Но обучающий не достигнет сильного переживания, не испытает эмоций от успешного выступления при незначительных результатах своего труда, несущественных в его понимании. Так, проведение исследований в ряде образовательных учреждений среднего профессионального образования Новосибирской области (Новосибирский технический колледж имени А. И. Покрышкина, Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака, Новосибирский колледж парикмахерского искусства, Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева, Новосибирский колледж печати и информационных технологий,

Новосибирский строительно-монтажный колледж, Новосибирский автотранспортный колледж] показывает активное участие обучающихся первого и второго курсов в олимпиадах по общеобразовательным предметам. При этом исследователи отмечают, что существенное число обучающихся принимают участие в такого рода мероприятиях первый раз в своей жизни.

Участие в олимпиадном движении позволяет обучающимся получать навыки поиска и отбора необходимой информации, оформления результата своего труда, эффективной организации своей деятельности, выбора методов для решения поставленных задач. Таким образом, происходит формирование и развитие общих компетенций обучающихся первого и второго курсов, привитие навыков работы в команде, выступления перед аудиторией. Обучающиеся старших курсов принимают участие в олимпиадах по предметам общетехнического и профессионального циклов (техническая механика, материаловедение, метрология, информатика, электротехника, мехатро-ника и робототехника). Приобретение общих компетенций такими обучающимися способствует оперативному и оптимальному решению любой профессиональной задачи.

Одновременно с участием в олимпиадах по теоретическому курсу обучения применяется и другой эффективный способ, позволяющий повысить мотивацию к обучению, активизировать познавательную деятельность обучающихся. Это участие в конкурсах профессионального мастерства. На первом этапе такого конкурса подводятся итоги учебной практики. Обучающиеся всего курса, всех групп имеют одинаковые условия. Задача, стоящая перед каждым из них — представить полученные в ходе практического обучения навыки, показать уровень своего профессионального мастерства.

Подобное соревнование дает обучающемуся возможность совершенствования своих профессиональных навыков, сравнительной оценки своих умений по отношению к другим обучающимся. Это позволяет стимулировать формирование потребности дальнейшего профессионального совершенствования обучающегося, способствовать его профессиональному становлению. На следующем этапе при участии во всероссийских олимпиадах, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации, обучающимся предстоит демонстрация своих умений в решении профессиональных задач, выборе типовых методов и способов, позволяющих осуществить их выполнение. Обучающийся на этом этапе должен показать свое умение оценивать эффективность и качество принятого решения. Победитель первого этапа может представлять свое образовательное учреждение на региональном этапе. Так, обучающиеся Новосибирской области представляли свои ОУ на региональном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia, проходившем в феврале 2018 г. в Новосибирске. Лучшие студенты в апреле 2018 г. были направлены в Московскую область для участия в Финале VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA) — 2018 защищать честь Новосибирской области в отборочных соревнованиях, а далее — на Финал VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в Южно-Сахалинск.

Заключение

Таким образом, происходит перерастание ситуации успеха из формата «педагогический прием» в «педагогическое условие», способное активизировать учебную творческую деятельность, добиться смены позиционирования студента. Обучающийся — это уже не пассивный объект, он переходит в статус субъекта, творца, способного проектировать свою учебную творческую деятельность, ощущающего свой профессионализм, обретающего уверенное профессиональное будущее. Обучающийся приобретает навыки самостоятельного поиска путей, приводящих к достижению лучшего результата, творческого развития. Подобные навыки придают ему чувство уверенности в своем мастерстве, позволяют оказывать позитивное влияние на выстраивание новых взаимоотношений с окружающим сообществом.

Следовательно, любое образовательное учреждение, достигшее интеграции конкурсной деятельности с учебной, способное обеспечить постоянно формирующее ситуации успеха в среде обучающихся, способно обеспечить качественную подготовку будущего специалиста, соответствующего мировому уровню.

Литература

1. Об утверждении плана мероприятий «Дорожной карты» по реализации приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») [Электронный ресурс] : приказ министерства обра-

зования и науки Алтайского края от 20 января 2017 г. № 139. URL: http://docs.cntd.ru/document/450296255 (дата обращения: 15.09.2018).

2. Доклад Минобрнауки РФ «О результатах Мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. М., 2016. URL: http://fgosvo.ru/news/3/2159 (дата обращения: 15.09.2018).

3. Проект системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2016 года [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/32118068-Proekt-sistemy-kriteriev-i-pokazateley-monitoringa-kachestva-podgotovki-kadrov-2016-goda.html (дата обращения: 15.09.2018).

4. Романченко М. К. Анализ деятельности ресурсных центров, созданных на базе образовательных учреждений // Мир образования - образование в мире. 2016. № 4 (64). С. 88-94.

5. Романченко М. К. Опыт создания многофункционального центра прикладных квалификаций на базе колледжа // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 10. С. 49-51.

6. Романченко М. К. Опережающая подготовка кадров в СПО и ДПО // Роль науки в развитии социума: теоретические и практические аспекты : материалы 22-й Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 18-19.

References

1. Ob utverzhdenii plana meroprijatij «Dorozhnoj karty» po realizatsii prioritetnogo proekta «Obrazovanie» po napravleniju «Podgotovka vysokokvalifitsirovannyh spetsialistov i rabochih kadrov s uchetom sovremennyh standartov i peredovyh tehnologij» («Rabochie kadry dlja peredovyh tehnologij») [On approval of the action plan of the "Roadmap" for the implementation of the priority project "Education" in the direction of 'Training highly qualified specialists and workers with current standards and advanced technologies" ("Workers for advanced technologies")]. Order of the Ministry of Education and Science of the Altai Territory of January 20, 2017 no. 139. Available at: http://docs.cntd.ru/document/450296255 (accessed 15.09.2018). (In Russian).

2. Doklad Minobrnauki RF «O rezul'tatah Monitoringa kachestva podgotovki kadrov v Rossijskoj Federatsii» [Report of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On the Results of Monitoring the Quality of Personnel Training in the Russian Federation"]. Moscow, 2016. Available at: http://fgosvo.ru/news/3/2159 (accessed 15.09.2018). (In Russian).

3. Proekt sistemy kriteriev i pokazatelej monitoringa kachestva podgotovki kadrov 2016 goda [The draft system of criteria and indicators for monitoring the quality of training in 2016]. Available at: https://docplayer.ru/32118068-Proekt-sistemy-kriteriev-i-pokazateley-monitoringa-kachestva-podgotovki-kadrov-2016-goda.html (accessed 15.09.2018). (In Russian).

4. Romanchenko M. K. Analiz dejatel'nosti resursnyh tsentrov, sozdannyh na baze obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Analysis of the activities of resource centers created on the basis of educational institutions]. World of education - education in the world, 2016, no. 4 (64), pp. 88-94. (In Russian).

5. Romanchenko M. K. Opyt sozdanija mnogofunktsional'nogo tsentra prikladnyh kvalifikatsij na baze kolledzha [The experience of creating a multifunctional center of applied qualifications based on college]. Professional education. Capital, 2016, no. 10, pp. 49-51. (In Russian).

6. Romanchenko M. K. Operezhajuschaja podgotovka kadrov v SPO i DPO [Advanced training in secondary vocational education and additional vocational education]. Materials of the 22 nd International Scientific and Practical Conference "The Role of Science in the Development of Society: Theoretical and Practical Aspects". Yekaterinburg, 2016, pp. 18-19. (In Russian).

УДК/UDC 378.147:61 Т. С. Подгрушная, Т. В. Рукосуева, И. Н. Протасова

Т. Podgrushnaya, Т. Rukosuyeva, I. Protasova

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МИКРОБИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

EXPERIENCE OF INCREASING OF MEDICAL STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY

IN THE STUDY OF MICROBIOLOGY

Введение. На современном этапе развития общества актуальной является проблема модернизации образования. Одним из направлений деятельности медицинского вуза является формирование профессиональных компетентностей и профессионально значимых качеств будущего врача. Для решения этой задачи требуются разработка и внедрение в педагогический процесс современных технологий.

Методология. Решая задачу стимулирования познавательной активности и развития творческих способностей обучающихся, кафедра микробиологии КрасГМУ организует самостоятельную работу студентов путем сочетания различных видов деятельности. Планирование и осуществление самостоятельной работы согласуются с требованиями современных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.