Научная статья на тему 'Практика и ресурсы обновления региональной системы среднего профессионального образования'

Практика и ресурсы обновления региональной системы среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ / УЧЕБНЫЙ И РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / PERSONNEL TRAINING / TRAINING AND RESOURCE CENTERS / PROFESSIONAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоровский Виталий Петрович

В статье обосновываются возможности совершенствования процесса обучения в системе регионального среднего профессионального образования. Приведены примеры образовательных практик по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE AND RESOURCES FOR UPDATING THE REGIONAL SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article substantiates the possibilities of improving the learning process in the system of regional secondary vocational education. Examples of educational practices on the organization of vocational retraining and in-service training of workers and specialists at enterprises are given.

Текст научной работы на тему «Практика и ресурсы обновления региональной системы среднего профессионального образования»

В. П. Топоровский

(Санкт-Петербург)

ПРАКТИКА И РЕСУРСЫ ОБНОВЛЕНИЯ

региональной системы среднего профессионального образования

IPRACTICE AND RESOuRCES FOR uPDATING THE REGIONAL SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDuCATION

В статье обосновываются возможности совершенствования процесса обучения в системе регионального среднего профессионального образования. Приведены примеры образовательных практик по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов на предприятиях.

Ключевые слова: обучение кадров, учебный и ресурсный центры, профессиональные практики.

The article substantiates the possibilities of improving the learning process in the system of regional secondary vocational education. Examples of educational practices on the organization of vocational retraining and in-service training of workers and specialists at enterprises are given. Keywords: personnel training, training and resource centers, professional practices.

В условиях современного развития социально-экономической сферы и перемен, происходящих в общественной и производственной жизни России, подготовка конкурентоспособных кадров становится важнейшим приоритетом государственной политики, так как повышение качества и эффективности профессионального образования является одной из актуальнейших проблем не только российского, но и мирового сообщества.

Изменяются содержание и характер труда вследствие динамичного роста необходимой информации, знаний во всех сферах науки, производства, техники и культуры. Чтобы специалисту быть востребованным в современном обществе, необходимо постоянно обновлять и обогащать знания и умения или менять ранее полученную профессиональную подготовку. Поэтому непрерывное образование становится решающим фактором социально-экономического прогресса и кардинальным условием развития личности на всех этапах ее жизненного и профессионального пути [3].

Осознание этого фактора привело к поискам новых направлений развития образовательной системы. Постепенно стало меняться само понятие «образование». В настоящее время традиционное образование (формальное и неформальное) перестало соответствовать запросам общества, оно уже не полностью обеспечивает профессиональный и карьерный рост человека [3].

Изменение существующего образования заключается в переходе к системе непрерывного образования, включающей в себя как использование накопленного опыта, так и сохранение приоритета новообразования по сравнению с ценностями простого накопления и воспроизводства знаний. «Современный человек обречен на необходимость непрерывного общекультурного и профессионального образования как способа быть востребованным в современном социуме» [3].

Первое научное обоснование термина «непрерывное образование» связано с именем английского педагога Б. Йексли

(1929), который предложил Концепцию «пожизненного образования» и обосновал её как естественный и необходимый процесс содействия адаптации личности к изменяющимся социально-экономическим условиям, требованиям жизни, рынка труда в капиталистическом обществе. В Европейском Союзе необходимость осуществления непрерывного образования рассматривается в качестве главного элемента модели личностной и производственной социализации личности. В связи с этим, произошла институционализация различных видов образования. ЮНЕСКО ввела терминологию, отражающую различные степени и уровни образования: формальное, неформальное и информальное, представляющие направления основных образовательных систем [3].

Потребность в совершенствовании профессионального образования осознается как актуальное реагирование общества на высокие требования к качеству подготовки специалистов, предъявляемые рынком труда, социумом, работодателями и производством. Ведь модернизация системы профессионального образования, всего хода профессиональной подготовки специалистов направлена на соответствие результатов деятельности требованиям рынка труда, запросам личности, общества и государства [8].

Анализ опыта ряда стран показывает, что в большинстве из них практические действия по модернизации образования сталкиваются с разрешением такого противоречия, как необходимость повышения требований к качеству подготовки специалистов и в то же время недостаток основных педагогических ресурсов для качественной ее организации. Проверенная временем, установившаяся и положительно зарекомендовавшая себя система учебных заведений профессионального образования разного уровня в последние годы, по определенным причинам, не стала удовлетворять запросы личности.

Анализ имеющегося опыта в организации профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов позволяет выделить следующие основные ориентиры и пути по

разрешению обозначенного противоречия. Во-первых, это появление и развитие различных форм и моделей подготовки специалистов. Во-вторых, в практической жизни появились многопрофильные учебные заведения, технопарки, бизнес-инкубаторы и комплексы по профессиональной подготовке специалистов. В-третьих, стали создаваться и успешно функционировать ресурсные центры разных видов и назначений: как структурные подразделения образовательного учреждения, как объединения учреждений разного уровня, либо предприятия, как организации в форме некоммерческого партнерства, либо без организационно-правового оформления, на договорной основе.

Ресурсные центры представляют собой эффективное явление в развитии производственных сфер, отраслей в системе профессионального образования. Сегодня имеется достаточно обширная и диверсифицированная практика создания и успешной деятельности ресурсных центров по подготовке рабочих кадров и специалистов в различных регионах России. Накоплен определенный опыт по созданию и деятельности ресурсных центров в Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Новгородской, Тамбовской, Свердловской, Самарской и других областях России, а также в республике Чувашия, в Москве и Санкт-Петербурге [6].

Так, в Ленинградской области в целях интеграции и согласованного взаимодействия существующих структур по научно-методическому, информационному, кадровому и материально-техническому обеспечению профессионального образования и подготовки квалифицированных специалистов созданы центры ресурсного обеспечения при организациях среднего профессионального образования. Центры ресурсного обеспечения успешно функционируют в ГБОУ СПО ЛО «Волховский алюминиевый колледж», в ГАОУ СПО ЛО «Выборгский политехнический колледж» «Александровский», и в ГБОУ СПО ЛО «Кировский политехнический колледж». С этой же целью только в последнее время в учреждениях СПО ЛО созданы многопрофильные и отраслевые ресурс-

ные центры по важнейшим направлениям профессионального образования [6].

Наряду с профессиональной подготовкой специалистов в учебных заведениях региона активизировались в последние годы формы корпоративной подготовки кадров в ресурсных центрах предприятий Ленинградской области. Такие центры работают и создаются на базе учебных подразделений, отделов и других организационных форм предприятий. Для качественной подготовки и повышения квалификации специалистов структурные подразделения проходят лицензирование на основе учебно-программной документации, подбора кадров, качества их педагогической компетентности и подготовленности, а также наличия необходимого материально-технического оборудования.

В качестве примера можно привести деятельность ресурсных центров на предприятиях Ленинградской области: ЗАО «Ме-тахим» города Волхов, ОАО «Выборгский судостроительный завод», ОАО «Ростерми-налуголь» города Кингисепп с отделением в п. Усть-Луга, ОАО «Выборгская целлюлоза» в Выборгском районе п. Советский, ОАО «Толмачевский завод железобетонных и металлических изделий» п. Толмачево и др. [6].

Анализ ситуации позволяет выделить одну глобальную проблему, без разрешения которой практически невозможно повысить качество профессионального образования. Это проблема подготовленности педагогических кадров, занимающихся профессиональным образованием и обучением рабочих кадров и специалистов для производства и экономики каждого региона России.

В связи с этим в последнее время приняты документы, характеризующие государственную образовательную политику, затрагивающие аспекты образовательного процесса, его содержания, эффективности и результативности.

К таким документам в первую очередь относятся: Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней и поколений, а также Приказ Ми-

нистерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"».

Отметим, что профессиональный стандарт педагога определяется как инструмент реализации стратегии образования и представляет собой модель развития отечественного образования разных уровней. Основной задачей реализации стандарта является повышение мотивации педагогических работников к труду и качеству образования. Стандарт устанавливает единые требования к содержанию и технологиям профессиональной деятельности педагогов, помогает оценить уровень их квалификации и компетентности при приёме на работу и при аттестации, может служить основой формирования должностных инструкций, способствовать планированию личностной и профессиональной карьеры.

В содержании профессионального стандарта педагога заложены основы его квалификации с учетом обобщенных трудовых функций и их компонентов. Уделяется внимание уровню профессиональной подготовки педагогов, повышению их квалификации, стажировке, аттестации, а также эффективному применению современных педагогических технологий в ходе организации образовательного процесса. В частности, педагогам рекомендуется обучаться по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.

Таким образом, профессиональный стандарт - это документ, который действует на территории РФ и включает перечень профессиональных и личностных требований к педагогам образовательных организаций разных видов и уровней, к их квалификации и профессиональной компетентности.

Качественным показателем результативности деятельности педагога, характеризующим его квалификацию и компетентность, а также навыки и умения, владение современными технологиями оптимального решения педагогических задач, является

профессионализм. Он включает в себя профессиональную компетентность, педагогическую квалификацию, а также систему нравственных норм, личностных качеств, свидетельствующих о профессиональной и личностной готовности педагога к эффективному и качественному выполнению образовательных задач [7].

К данной деятельности и качественному выполнению профессиональных обязанностей работников, занимающихся подготовкой кадров и специалистов, нужно готовить. У них должна быть соответствующая педагогическая подготовка, полученная либо в ходе обучения, либо образования в разной форме: формальной, неформальной, инфор-мальной, в процессе переподготовки, повышения квалификации, самообразовательной, методической деятельности и др.

Покажем на отдельных примерах образовательные практики по организации непрерывного образования педагогических работников региональной системы профессионального образования.

Так, работниками факультета профессионального образования ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» были проведены курсы повышения квалификации специалистов ОАО «218 АРЗ» города Гатчина Ленинградской области с использованием дистанционных технологий на тему «Психолого-педагогические основы деятельности преподавателей и методического обеспечения образовательного процесса в учебном центре на производстве».

Прошли переподготовку 34 специалиста по направлению «Педагог профессионального обучения» в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий на базе ФГУП «Завод им. Морозова» Ленинградской области.

Направления кадровой политики ПАО «Выборгский судостроительный завод», входящего с 2012 года в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), - подготовка и обучение сотрудников для обеспечения потребности всех подразделений в высококвалифицированных кадрах; сохранение традиций и передача практи-

ческого опыта от старшего поколения к младшему. Для повышения уровня квалификации работников на заводе создана программа целевого обучения, позволяющая осуществлять подготовку и повышение квалификации рабочих кадров, используя материально-техническую базу предприятия.

Так, в рамках учебного центра ПАО «Выборгский судостроительный завод» по программе профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: педагогика профессионального образования» была организована переподготовка кадров завода.

Таким образом, нами выделены основные образовательные практики, позволяющие решать вопросы подготовки компетентных конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов для предприятий социально-экономического и агропромышленного сектора региона.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования России. - 2012.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 8 сентября 2015 года № 608 н.

3. Павлова О. В. Особенности информального образования в современных условиях // Педагогический поиск: инновационный опыт, качество образования: сб. статей на-уч.-практ. конференции. - СПб.: ЛОИРО, 2017. - 136 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад: редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов и др. - М.: БРЭ, 2003.

5. «Российское образование - 2020» - модель школы будущего, июнь 2008 г.

6. Топоровский В. П. Основные ориентиры управления качеством подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования // Социально-образовательные эффекты внедрения ФГОС профессионального образования в учреждениях СПО: сб. ст. - СПб.: ЛОИРО, 2014. - С. 6-13.

7. Топоровский В. П. Стратегические ориентиры управления качеством подготовки специалистов в многопрофильных учреждениях профессионального образования // Человек и образование. - 2011. - № 4. - С. 91-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.