В. П. Топоровский
(Санкт-Петербург)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируется проблема управления качеством подготовки специалистов начального и среднего звена в многопрофильных учреждениях НПО и СПО, отраслевых ресурсных центрах предприятий. Представлены стратегические ориентиры управления качеством подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования разного уровня и вида
В условиях современного развития социально-экономической сферы России подготовка конкурентоспособных кадров становится одним из важнейших приоритетов государственной политики. Повышение качества и эффективности профессионального образования является одной из актуальнейших проблем для всего мирового сообщества.
Потребность в совершенствовании профессионального образования осознается как актуальное реагирование общества на высокие требования к качеству подготовки специалистов, предъявляемые рынком труда, социумом, работодателями и производством. Модернизация системы профессионального образования, всего хода профессиональной подготовки специалистов направлена на соответствие результатов деятельности данным требованиям и запросам личности, общества и государства.
Анализ опыта ряда стран показывает, что в большинстве из них практические действия по модернизации образования сталкиваются с таким противоречием, как требования к качеству подготовки специалистов и недостаток основных ресурсов для профессионального образования, отсутствие конкретных механизмов, позволяющих осуществить перемены в соответствии с меняющимися социальноэкономическими условиями.
Разрешение данного противоречия повлияло на появление и развитие различных форм и моделей в подготовке специалистов начального и среднего звена - многопрофильных учебных заведений, технопарков, бизнес-инкубаторов и комплексов по профессиональной подготовке специалистов ресурсных центров как структурных подразделений образовательных учреждений, предприятий,
как организаций в форме некоммерческого партнерства.
Ресурсные центры - это эффективное явление в развитии производственных сфер, отраслей в профессиональном образовании. Это понятие имеет множество трактовок. Так,
Н. Ю. Посталюк относит к ресурсным центрам любое подразделение (организационную ячейку] образовательного учреждения (ОУ], имеющее автономный статус (вплоть до самостоятельного юридического лица] и производящее образовательные услуги или учебно-производственную продукцию на платной основе [6, с. 7].
Поэтому появление ресурсных центров в системе общего и профессионального образования, а также на предприятиях было обусловлено масштабными преобразованиями процессов подготовки квалифицированных кадров. Эта проблема в первую очередь связана с дефицитом бюджетных средств, моральным и физическим износом материально-технической базы, лабораторного оборудования, усилением конкуренции за абитуриентов в условиях демографического спада, резким снижением престижа рабочих профессий.
Как оказывает анализ, основные функции ресурсных центров состоят в следующем:
- концентрация дефицитных высоко стоимостных, технологичных, наукоемких ресурсов различных собственников для подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов;
обеспечение коллективного доступа к ресурсам для выбора образовательной программы и вида профессиональной деятельности;
- формирование механизма развития на основе соучредительства и софинансирова-
ния с целью реализации интереса на основе договоров;
- организация и проведение актуальной инновационной деятельности для отработки оптимальных технологий, моделей и программ.
Выделим основные стратегические ориентиры, разрешение проблем в которых позволит повысить качество профессиональной подготовки специалистов в разных формах и видах учебных заведений. Эти ориентиры являются составляющими модели управления качеством профессиональной подготовки компетентных специалистов в связи с основными социально-экономическими требованиями рынка труда, работодателей, общества и государства.
Стратегические ориентиры управления качеством подготовки специалистов в разных формах и видах учреждений профессионального образования включают методологические основы подготовки специалистов, целеполагание в управлении качеством, системы показателей качества.
Для более широкого, комплексного исследования методологических основ развития профессионального образования А. П. Беляева вводит в обращение понятия «интегративная методология» и «интеграторы». Интегративная методология представляет собой учение о принципах, построении, формах «научного познания на междисциплинарной границе наук об образовании, служащее стратегией не только синтетического теоретического познания непрерывного профессионального образования, но и преобразования деятельности» [1, с. 4].
По нашему мнению, в структуре понятий теории многоуровневого непрерывного профессионального образования интеграторами являются следующие категории: принципы, процессы, стандарты, целостность, профессиональная социализация, непрерывное образование, многоуровневая профессиональная подготовка, управление качеством профессиональной подготовки и другие составляющие.
Управление качеством профессиональной подготовки специалистов ведется на трех уровнях: региональном (областном], институциональном и локальном. На областном уровне управление и организация осуществляется специалистами областного комитета общего и профессионального образования
(ПО] и областного института развития образования. Основная цель - разработка концептуальных основ управления качеством профессиональной подготовки специалистов, нормативных и методических материалов, координация деятельности учреждений ПО.
На институциональном уровне управление осуществляется директорами и их заместителями (для учреждений НПО и СПО], а также руководителями структур, осуществляющих подготовку специалистов (для предприятий и РЦ].
Основная цель - организовать деятельность учреждений в соответствии с уставом, ФГОС НП, целями функционирования и развития, выработки стратегической политики, ее организационно-нормативной интерпретации.
На локальном уровне управление осуществляется субъектами образовательного процесса: мастерами производственного обучения, преподавателями, органами самоуправления. Основная цель - создать условия для подготовки конкурентоспособных на рынке труда специалистов, способных адаптироваться в социально-производственной среде.
Для повышения качества профессиональной подготовки специалистов, важно применять следующие основные принципы: единство научного, производственного, образовательного подходов; направленность на экономическое, социальное и духовное развитие; сочетание государственной поддержки и самоокупаемости деятельности учреждений; использование и концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; многообразие форм деятельности в реализации научно-технических программ; интеграция российской профессионально-образовательной среды в международное образовательное пространство.
Система показателей управления качеством профессиональной подготовки специалистов может быть представлена как качество отдельных элементов социально-культурной среды и профессионально-образовательной деятельности, стратегического планирования, педагогических кадров (ресурсов], образовательного процесса подготовки специалистов, нормативно-законодательного обеспечения, выполнения лицензионных и аккредитационных показателей, инновационной деятельности учреждений НПО и СПО, внебюджетной, маркетинговой деятельности и раз-
вития образовательной инфраструктуры, аттестации выпускников.
Для эффективного управления качеством профессиональной подготовки специалистов важно иметь объективную информацию, уметь ее своевременно и грамотно обработать, своевременно принять управленческое решение. В связи с этими целями необходимо пользоваться оптимальными качественными и количественными методами оценки результатов мониторинга деятельности, процесса профессиональной подготовки [2].
К качественным методам относятся методы изучения документации, методы биографического описания, деловых характеристик, устного отзыва, эталона, обсуждения и дискуссии, посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий. К группе количественных методов относятся методы с числовой оценкой показателей. Среди них нужно выделить метод коэффициентов и балльные методы (корреляции, анкетирования, диагностики, тестирования и др.]. К комбинированным методам можно отнести положительные стороны первых двух групп, интеграцию и использование этих методов в зависимости от целей оценивания [7, с. 96].
Предполагается создание необходимых условий и механизмов по организации образовательного процесса. С этой целью должны быть, во-первых, задействованы внутренние ресурсы как самого учебного заведения и всех его субъектов, так и партнеров, заинтересованных в подготовке квалифицированных, компетентных и конкурентоспособных специалистов. Во-вторых, необходимо новое, более эффективное, построение и содержательное наполнение образовательного процесса подготовки кадров, позволяющее получить результаты высокого качества. В-третьих, должно быть организовано эффективное взаимодействие всех субъектов профессиональной подготовки специалистов.
Темпы инновационной деятельности по совершенствованию процессов профессионального образования должны опережать потребности общества, работодателей и рынка труда, запросы личности.
При ослаблении или отсутствии управляющего (административного, или государственного] воздействия особое значение приобретает реагирование самой самоорганизующейся системы на изменения условий внешней или внутренней среды. Это качество
носит название «управляемость образовательной саморазвивающейся системы».
Для повышения качества деятельности учебных заведений в их работе важно учитывать и применять основной принцип синергетики - самоорганизации, при котором связи между элементами носят вероятностный и временный характер. Учет системной логики организации, являющейся важнейшим условием эффективного управления, усугубляется тем, что развитие современных организаций и проводимая в них инновационная деятельность довольно часто проходят неравномерно и неоднородно, потому что организации «являются так называемыми социотех-ническими системами» [3, с. 26].
Любая социотехническая система, согласно данному подходу, состоит из подсистем, которые должны быть в ходе деятельности согласованы иерархически (по типу субординации] и горизонтально (по типу координации]. Стремительные перемены, происходящие в социально-экономической сфере России, ослабление государственной поддержки учреждений НПО и СПО актуализировали процессы их самоорганизации. Как все самоорганизующиеся системы (экономические, социальные, финансовые], образовательные самоорганизующиеся системы (ОСС] характеризуются определенными типами состояний: самозарождением, функционированием, реакцией на внутренние и внешние воздействия.
Необходимо отметить свойство ОСС, заключающееся в том, что ее функционирование происходит при непрерывном самопри-спосабливании к изменяющимся условиям по оптимизации управления ею, включения или выключения отдельных подсистем, изменении их взаимосвязей. Это свойство необходимо учитывать при управлении качеством профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов.
Основными субъектами процессов профессиональной подготовки специалистов являются: руководители учебных заведений, работники структурных подразделений предприятий, преподаватели и мастера производственного обучения, работодатели, родители, студенты.
Анализ показывает, что взаимодействие является наиболее эффективным, ясли достигнута форма, называемая сотрудничеством, являющаяся наивысшим уровнем согла-
сованности совместной работы на основе развитых оптимальных субъект-субъектных отношений.
Важно отметить, что в данном случае реализуются аспекты синергетического подхода. При этом как сама образовательная самораз-вивающаяся система, так и ее элементы становятся в определенной мере самофинанси-руемыми. Они приобретают большую свободу действий, их зависимость от управляющего воздействия государственных органов
уменьшается, система приобретает способность к самодействию.
Основным результатом управления качеством профессиональной подготовки специалистов станет создание интегрированного, системного, комплексного и методически оформленного комплекса, субъекты которого способны создать оптимальные условия для качественной профессиональной подготовки компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Литература
1. Беляева А. П. Интегративная методология и политеория профессиональной подготовки // Профессионально-педагогические теории и их реализация в условиях модернизации образования : материалы науч.-практич. конф. - СПб., 2004. - С. 3-8.
2. Жилина А. И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя]. - СПб.: ИОВ РАО, 2002. - 228 с.
3. Мониторинг качества профессионального обучения / под ред. Е. П. Веретенниковой и др. - СПб.: Полиграф-С, 2004. - 146 с.
4. Никулина И. Л. Педагогические условия управления качеством профессиональной подготовки студентов колледжа : автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Магнитогорск, 2006. - 23 с.
5. Панасюк В. П. Рекомендации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования Ленинградской области : учеб.-методич. пособие. - СПб. : ЛОИРО, 2011. - 122 с.
6. Посталюк Н. Ю. Модели ресурсных центров. Профессиональное образование. - 2006. - №12. - С. 6-8.
7. Топоровский В. П. Аналитическая компетентность педагога: технология развития, педагогический анализ, методы и формы оценки: учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.: Планета, 2011. - 176 с. (Сер. Управление школой].
8. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 448 с.
9. Фирсов Г. А., Платонова Т. И. Организационно-правовая форма ресурсных центров. // Профессиональное образование. - 2006.-№12. - С. 6-8.
--------^----------