Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности специалистов в условиях деятельности ресурсных центров'

Развитие профессиональной компетентности специалистов в условиях деятельности ресурсных центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / QUALITY OF SPECIALISTS' TRAINING / MODULAR COMPETENCE-BASED APPROACH / MULTI-SECTORAL RESOURCE CENTER / SECTORAL RESOURCE CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоровский Виталий Петрович

В статье анализируется развитие профессиональной компетентности специалистов среднего звена производства в условиях деятельности многопрофильных и отраслевых ресурсных центров учреждений среднего профессионального образования. Представлены модели профессиональной подготовки взрослых в ресурсных центрах учреждений профессионального образования разного уровня и вида

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professional competence of experts in terms of resource centers activity

The article analyzes the development of professional competence of mid-level production specialists in the conditions of activities of multi-sectoral resource centers in the sphere of secondary vocational education. Models of training adults in resource centers of vocational training institutions of different levels and types are presented

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности специалистов в условиях деятельности ресурсных центров»

В. П. Топоровский

(Санкт-Петербург)

Развитие профессиональной компетентности

специалистов в условиях деятельности ресурсных центров

В статье анализируется развитие профессиональной компетентности специалистов среднего звена производства в условиях деятельности многопрофильных и отраслевых ресурсных центров учреждений среднего профессионального образования. Представлены модели профессиональной подготовки взрослых в ресурсных центрах учреждений профессионального образования разного уровня и вида.

В России и зарубежных странах за последние десятилетия произошли существенные изменения в сфере общего и профессионального образования. Принят и действует Федеральный Закон «Об образовании в РФ», внедряются ФГОС профессионального образования, разработаны новые формы и методы обеспечения эффективности и качества образовательного процесса, контроля и диагностики результатов деятельности образовательных учреждений и др.

Новые социально-экономические отношения и условия, состояние и структура экономики и производства предъявили соответствующие требования к работе и результатам деятельности учреждений профессионального образования разного уровня, к эффективности и качеству подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов.

В этих условиях складываются новые взаимоотношения между субъектами рыночных отношений. Поэтому процессы взаимодействия учреждений профессионального образования разного уровня с рынком труда должны учитывать прежде всего сбалансированность спроса и предложения рабочей силы и на этой основе обеспечивать оптимальные пропорции развития сети учебных заведений, рационализировать объемы и профили подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом запросов личности и социума, требований экономики, производства и рынка труда.

Большое значение для развития содержания профессионального образования имеет внедрение модульно-компетентностного подхода в педагогическую практику, что связано с недостаточной эффективностью и результативностью применения знаниевой парадиг-

мы в организации образовательного процесса. Поэтому проблемы модульно-компетент-ностного подхода в последние годы вызвали интерес ученых и практических работников.

При организации профессионального обучения и подготовки на основе модульно-ком-петентностного подхода содержание образовательного процесса разбивается на модули. Модули интегрируются и выстраиваются в гибко организуемую последовательность. Содержание каждого модуля связано с теми компетенциями, которые нужно сформировать у обучающихся.

Схематически модуль представляет собой целостную совокупность элементов системы, имеющую внутренние и внешние связи. Связи могут быть моно- и поливалентными. Каждый модуль опирается на усвоение предыдущего. Модуль включает информационную и деятельную составляющие, что в современных условиях приобретает методологический смысл.

Модули представлены в виде буклетов, состоящих из частей. К ним относятся: учебные цели и задачи; список необходимого оборудования, материалы и инструменты; смежные учебные элементы (УЭ); учебный материал в виде краткого текста, сопровождаемого иллюстрациями; перечень практических занятий по формированию компетенций, относящихся к УЭ; набор контрольно-измерительных материалов в соответствии с целями и уровнем усвоения материала УЭ.

Исследования показывают, что в современных условиях формирование знаний, умений и навыков не является главной целью образования, так как для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять

приобретенные обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности, то есть речь идет формировании компетентности. При этом не следует противопоставлять компетентность знаниям, умениям и навыкам.

Компетентность рассматривается как интегральное качество личности, проявляющееся в ее общей способности и готовности к деятельности. Это качество основано на знаниях и опыте, приобретенных в процессе обучения и социализации выпускника, а также ориентированных на самостоятельное и успешное применение в деятельности.

Однако практические действия по совершенствованию качества работы на основе модульно-компетентностного подхода сталкиваются с основным противоречием: недостатком ресурсов для выполнения задач, стоящих перед системой профессионального образования, и недостаточной разработанностью механизмов, которые позволили бы осуществить эффективные перемены в соответствии с требованиями.

Для разрешения данного противоречия, как показывает анализ, должны быть, во-первых, задействованы внутренние ресурсы не только учебного заведения и всех его субъектов, но и ресурсы социальных партнеров, заинтересованных в подготовке квалифицированных, компетентных и конкурентоспособных специалистов. Во-вторых, необходимо организовать научно обоснованные соответствующие проектирование, построение, содержательное наполнение и организацию образовательного процесса профессиональной подготовки кадров, которые позволят получить более высокие результаты.

Из теории синергетики следует, что любая система, в том числе и профессионального образования, действует более эффективно и качественно, если она открыта для взаимодействия с другими системами. Это взаимодействие может проявляться в разных формах: в виде интеграции структур и компонентов, объединений, кластеров, фирм, творческих групп, а также создания и внедрения инновационной формы социального партнерства - ресурсных центров.

Ресурсный центр (РЦ), по мнению Т. Ю. Ломакиной, представляет собой структурную единицу учреждений профессионального образования, в которой сконцентрированы до-

рогостоящие или эксклюзивные образовательные ресурсы по одному или нескольким профессиональным профилям [3].

Такие специализированные единицы сети учреждений непрерывного профессионального образования начали появляться в России в конце XX века в связи с масштабными преобразованиями региональных систем профессионального образования в условиях передачи их в ведение субъектов Российской Федерации и дефицита бюджетных ресурсов.

Появлению ресурсных центров профессионального образования послужили разные причины. К ним относится моральный и физический износ материально-технической базы подавляющего большинства учреждений профессионального образования; отсутствие необходимого бюджетного финансирования для оперативного переоснащения учебных заведений; дисбаланс между качеством профессиональной подготовки и запросами работодателей; разрушение традиционного для российской профессиональной школы института «базового предприятия» и др. [3].

Анализ литературы и практики профессионального образования показывает, что сегодня имеется достаточно обширная и диверсифицированная практика создания и успешной деятельности РЦ в подготовке рабочих кадров и специалистов в различных регионах России. Конкретный опыт по данному вопросу накоплен в Новгородской, Тамбовской, Свердловской, Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Самарской областях. Нужно отметить, что в Москве, Санкт-Петербурге, республике Чувашии и других субъектах РФ эффективно работают ресурсные центры в системе учреждений среднего профессионального образования.

Как отмечает Т. Ю. Ломакина, ресурсные центры СПО доказали высокую эффективность работы. В основном это относится к ресурсным центрам, которые уже имели опыт деятельности и посредством государственной поддержки смогли упрочить свои позиции. Так, например, показатель трудоустройства выпускников, прошедших обучение в РЦ при профессиональном училище № 27 Томской области, приближается к 100% [3].

Необходимость многопрофильности в деятельности РЦ вызвана тем, что каждый из них территориально обслуживает образовательный округ (исключение составляют крупные города Самара и Тольятти, в кото-

рых деятельность РЦ носит отраслевой характер]. В Чувашской Республике на базе профессиональных лицеев было сформировано 11 РЦ.

В Ленинградской области для переподготовки и повышения квалификации педагогических работников системы учреждений СПО созданы центры ресурсного обеспечения ЛОИРО в городе Волхове на базе ГАОУ СПО ЛО «Волховский алюминиевый колледж», в ГАОУ СПО ЛО «Выборгский политехнический колледж "Александровский"», в городе Кировске на базе ГВОУ СПО ЛО «Кировский политехнический техникум».

Отметим, что сеть учреждений СПО Ленинградской области, как и в целом России, в последние годы претерпела значительные изменения. Произошло сокращение их числа за счет реструктуризации, интеграции и объединения, а также преобразования учреждений НПО в техникумы, колледжи и другие виды учреждений профессионального образования. Сегодня наряду с традиционными формами учебных заведений успешно функционируют новые модели профессиональной подготовки специалистов: отраслевые и многопрофильные ресурсные центры, кластеры, стажировочные площадки, многоотраслевые центры, образовательные комплексы и др.

Анализ практической деятельности показывает, что наиболее перспективной представляется модель центра многоуровневого, непрерывного и многопрофессионального учебного заведения. Центра, позволяющего на основе принципов многоуровневости, относительной завершенности, опережающего характера, регионализации образования, ассоциативного взаимодействия и социального партнерства создать эффективные условия для качественной подготовки специалистов.

Начиная с 2011 года в Ленинградской области созданы и успешно функционируют отраслевые и многопрофильные ресурсные центры в учреждениях СПО. Перед коллективами ресурсных центров или образовательных учреждений, наделенных их статусом, возникают нетрадиционные, специфические задачи, которые связаны с реализацией услуг аутсорсинга (передача на договорных основах определенных функций]. Выделим те, которые чаще встречаются: техническое обслуживание и поддержание актуальности образовательных ресурсов; логистическое обеспе-

чение сетевых образовательных программ; реализация маркетинговых функций в отношении широкого круга субъектов (работодатели, учреждения образования, службы занятости, граждане]; формирование экономически эффективной деятельности ресурсного центра, позволяющей осуществить постепенный вывод на самоокупаемость и др.

Ресурсный центр, таким образом, выступает как полигон или макет для овладения обучающимися конкретным набором ключевых (надпредметных) и/или профессиональных компетенций. В рамках ресурсного центра может имитироваться различная деятельность. Это может быть производственная фирма (производство и реализация какой-либо продукции, строительные работы, автосервис, швейное производство и др.]. Либо организация оптовой и розничной торговли товарами, запасными частями, хозяйственными, продовольственными товарами и др.

Анализ практики деятельности ресурсных центров показал, что в последние годы проявилась тенденция расширения целевых групп потребителей образовательных услуг. К таким традиционным группам клиентов относятся: обучающиеся и студенты учебных заведений среднего профессионального образования; безработные граждане и действующие кадры предприятий; учащиеся средних общеобразовательных школ и студенты высших учебных заведений, осваивающие рабочую профессию.

В деятельности ресурсных центров необходимо выделить следующие основные функции, позволяющие создавать условия для формирования и развития важнейших составляющих профессиональной компетентности специалистов, по приоритетному направлению деятельности.

Образовательная - направлена на предоставление услуг по овладению модулями профессионального обучения, формирования компетенций по конкретным профессиям и специальностям СПО, связанными с ознакомлением и освоением современных профессиональных (производственных] технологий, соответствующих технологическим и организационно-экономическим условиям передовых предприятий и организаций отрасли (профиля].

Учебно-методическая функция связана с подготовкой по определенной группе профессий и специальностей и формированием

специального блока профессиональной компетентности специалистов. Эта функция позволяет в первую очередь организовать профессионально-педагогическую поддержку, консалтинг и тьюторское сопровождение педагогов и мастеров производственного обучения, инструкторов и специалистов учебных центров внутрифирменной подготовки для формирования и развития специальных ком-петентностей. Выполнение данной функции способствует учебно-методическому и информационному обеспечению образовательных программ соответствующего профиля (разработка содержания региональной составляющей ФГОС СПО, КИМ для текущей и итоговой аттестации и другие образовательные ресурсы). Также осуществить организационно-методическое и материально-техническое обеспечение сертификации профессиональных квалификаций обучающихся с целью подтверждения соответствующих ком-петентностей в ходе экзаменов, зачетов, конкурсов, олимпиад, производственной практики и др.

Научно-методическая и информационно-аналитическая функции позволяют формировать и развивать надпредметные сквозные профессиональные компетентности специалистов в информационном, информационно-аналитическом, маркетинговом, сервисном сопровождении деятельности ресурсных центров, образовательных учреждений и обеспечении функционирования механизмов внешних связей.

Отметим, в качестве примера, деятельность ресурсных центров при учреждениях среднего профессионального образования Ленинградской области, позволяющих решать проблемы формирования и развития

профессиональных компетентностей специалистов по определенным направлениям, отраслям, профессиям и специальностям: в «Выборгском политехническом колледже «Александровский» создано несколько ресурсных центров по следующим направлениям: международному сотрудничеству, прикладным квалификациям, строительству, судостроению. «Киришский политехнический колледж» организовал работу ресурсных центров по наставничеству по профилю «Промышленность и энергетика». «Приозерский политехнический колледж» - по наставничеству и по профилю подготовки специалистов мебельного производства. «Сосновоборский политехнический колледж» - многопрофильный ресурсный центр по подготовке рабочих кадров и специалистов по электротехническому профилю в атомной энергетике.

Как показывает анализ, деятельность ресурсных центров при подготовке специалистов в профессиональном образовании позволяет организовать образовательный процесс в оптимальном варианте по индивидуальным образовательным маршрутам, строить его более гибко, с учетом индивидуальных, личностных, профессиональных возможностей, психофизиологических норм и особенностей каждого обучающегося.

Такая организация образовательного процесса важна не только в формировании профессиональной компетентности специалистов в учреждениях профессионального образования, их ресурсных центрах, но и при профессиональной подготовке и переподготовке взрослых, мотивированных на получение определенной профессии, развитие необходимых профессиональных компетентностей каждого обучающегося.

Литература

1. Апарц Б. С. Школа - ресурсный центр НПО - профессия // Научные исследования в образовании : Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». - 2008. - № 11. -С. 3-7.

2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательным программам // Педагогика. - 2003. -№ 10. - С. 10-13.

3. Ломакина Т. Ю. Ресурсные центры в системе непрерывного профессионального образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы междунар. конф. - 2013.

4. Никитин М. В. Ресурсный центр как функциональная модель развития непрерывного образования. - М.: Изд. центр НОУ ОСОМ, 2004. - 198 с.

5. Посталюк Н. Ю. Модели ресурсных центров // Профессиональное образование. Столица. - 2006. - № 12. - С. 6-7.

6. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 26.

7. Топоровский В. П. Научно-методическое обеспечение деятельности ресурсных центров учреждений СПО региона и перспективы повышения ее эффективности // Личность. Общество. Образование : материалы 17 междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 16-17 апреля 2014 г.). - СПб.: ЛОИРО, 2014.

8. Топоровский В. П. Основные направления научно-методического сопровождения деятельности учреждений СПО в новом учебном году // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - СПб.: ЛОИРО, 2014.

9. Фирсов Г. А., Платонова Т. И. Организационно-правовая форма ресурсных центров // Профессиональное образование. -2006. -№ 12. - С. 4а-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.