Л. А. Высоцкий
(г. Волхов)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются законодательные аспекты функционирования системы начального и среднего профессионального образования в современных условиях, определяются основные пути инновационной деятельности учреждения СПО, определяются условия формирования правовой компетентности студентов колледжа
Рассматривая понятие «правовой компетентности» мы обосновываем, что компетенция является объективной характеристикой, представляет совокупность полномочий, прав и обязанностей, которыми должен или может обладать человек, максимальный набор возможностей, знаний, умений и навыков в определенной специальности. Это потенциал для выполнения профессиональных обязанностей.
Компетентность является субъективной характеристикой понятия, определяет степень овладения потенциалом, набором возможностей, знаний, умений, навыков в той или иной отрасли, в специальности. Это то, за счет чего порождается действие, умение, возможность установления связи между знанием и деятельностью в практической ситуации.
Сами компетентности и компетенции могут быть различными, в зависимости от области или сферы деятельности - правовая, экономическая, педагогическая, технологическая, управленческая, профессиональная и т.д. Поэтому правовую компетентность мы определяем как характеристику, отражающую уровень обладания компетенциями в правовой сфере, отрасли. Особо ее формирование необходимо для социальных сфер, для общей компетентности, а также для профессий и специальностей, связанных с законодательством, правом, нормативными аспектами, управлением.
Правовая компетентность, как и другие, является составной частью профессиональной компетентности и включает в себя законодательную, нормативную, этическую, социальную, информационную и психологическую составляющие.
Анализ документов, характеризующих образовательную политику в России, показывает, что образование является особой функцией общества и «его важнейшего института -государства по отношению к своим гражданам...» [6, с. 3]. Эта функция характеризует возможности и обязанности государства и всех его структур по формированию и развитию социально значимых качеств каждого индивида как члена общества.
Основным законом, регулирующим законодательно-правовые отношения в образовательной сфере, является Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Закон направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нём регламентируются нормативные вопросы для всех элементов, учреждений, уровней, регионов системы образования.
Концептуально профессиональное образование призвано решать задачи воспроизводства кадров для развивающейся экономики, и рассматривается как ресурс социально-экономического развития каждого региона; как инвестиции в человеческий капитал; как хозяйствующий субъект в конкурентной среде региональной образовательной и экономической систем. Такое положение обусловливает необходимость перехода системы профессионального образования на реализацию модели опережающего открытого обучения за счет развития ее самой и, соответственно личности.
Мониторинг развития сети образовательных учреждений показывает, что происходит активная интеграция учреждений начального, среднего и высшего профессионального
образования, слияние учреждений одного уровня образования, объединение разноуровневых учреждений, при сохранении права реализации образовательных программ всеми учебными заведениями. Значительное место в развитии сети занимает преобразование учреждений НПО в СПО (техникумы и колледжи], при реализации программ начального профессионального образования.
Анализ вопросов функционирования и развития учреждений НПО и СПО в современных условиях невозможен без обращения к таким основным документам, как Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года и Проект закона РФ «Об образовании».
Выделим основные аспекты, отраженные в приоритетном национальном проекте «Образование» и Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Так, вводится новый организационно-экономический механизм в деятельности учреждения образования. Это предполагает налоговые стимулы физическим и юридическим лицам, финансирующим получение образования; подушевой принцип финансирования; расширение академической и бюджетной самостоятельности ОУ; перевод большинства учебных заведений в статус автономного образовательного учреждения; грантовые программы, поддерживающие академические инициативы.
Повышение гибкости профессионального образования за счет существенного сокращения доли аудиторных занятий, увеличения самостоятельной работы студентов и письменных (практических] работ; направлений подготовки и увеличения выбора курсов; превращения стандартов в рамочные требования (особенно на этапе магистратуры], реструктуризации довузовского профессионального образования через перевод части программ СПО в статус прикладного бакалавриата; сокращение времени освоения программ НПО; введения программы повышения квалификации на базе учреждений НПО и СПО; включения части колледжей в состав университетов, образовательных комплексов.
Современное российское законодательство в области образования содержит нормы, регулирующие отношения, связанные с функционированием всех компонентов и элемен-
тов системы образования РФ. Разработка образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети образовательных учреждений, органов управления ими и др. Для совершенствования системы регионального профессионального образования во многих субъектах РФ приняты законодательные акты. В некоторых регионах действуют законы о начальном и среднем профессиональном образовании и
др. [7].
Анализ педагогической литературы, исследований по вопросам организации процессов профессионального обучения, позволяет утверждать, что развить компетенции более эффективно можно на основе опережающего подхода в ходе применения инновационных педагогических технологий, необходимых для актуализации и раскрытия заложенных в человеке творческих мыслительных способностей и приобретенных знаний и умений.
Основными направлениями инновационной деятельности Волховского алюминиевого колледжа в современных условиях на основе педагогики открытости стали следующие:
- разработка и внедрение новой функции управления, связанной с прогнозированием процессов подготовки специалистов на основе анализа и оценки регионального и отраслевых рынков труда;
- совершенствование форм государственно-общественного управления как важнейшего фактора эффективности инновационных процессов;
- разработка и внедрение модели многоуровневого, многопрофессионального образования по подготовке специалистов начального и среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень], а также бакалавриата по программе вуза;
- создание на базе колледжа ресурсного центра по организации инновационной деятельности, по апробации оптимальных моделей профессионального образования;
- развитие социального партнерства колледжа с партнерами из ПУ, школ, вузов, предприятий, администрацией города, региона.
По мнению И.П.Кузьмина педагогические технологии характеризуются следующими аспектами: понимаются как инструментальное средство, включающее в себя цели, средства и процессы их достижения; представляют некоторую методологическую основу ме-
тодики; позволяют рассматривать обучение в системе; ориентированы на универсализацию подходов к обучению; отражают процессуальный, динамический характер обучения.
Механизм реализации педагогических технологий в процессе профессионального обучения имеет свою специфику. Как во всякой деятельности, в педагогической, есть цели обучения, обусловленные потребностями личности и социальным заказом на подготовку компетентного специалиста. Применяя различные технологии в профессиональном обучении, используя систему методов, организационных форм, приемов и дидактических средств, преподаватель организует деятельность обучающихся по приобретению профессиональных знаний и умений.
Подготовка специалистов рассматривается как процесс взаимодействия гуманитарных систем: личности студента как субъекта, преподавателя и образовательного процесса, как приращение образованности личности, совершенствование структуры и потенциала, компетентности. В результате образуется новая гуманитарная система - выпускник колледжа как личность со сформированной профессиональной компетентностью.
При такой организации обучения нельзя точно предугадать, какой вопрос и аспект проблемы окажется особенно актуальным: специальный, психологический или технологический. Создается определенная спонтанность взаимодействия субъектов образовательного процесса, их равноправность во взаимодействии. Все это определяет направление и темп развития индивидуальных профессиональных моделей студентов, на основе личного образовательного маршрута.
Для решения задач формирования правовой компетентности в нашем исследовании применялись интегративно-модульные технологии, организация применения которых представляет процесс создания системы, состоящей из модулей и содержащей информацию, ориентированную на формирование определенной группы профессионально и лич-ностно значимых качеств, в соответствии с целью, структурой обучения.
Сущность интегративно-модульной технологии состоит в том, что при такой организации профессиональной подготовки весь процесс ориентирован на конкретного студента, при этом учитывается уровень готовности к взаимной деятельности, обеспечивается вы-
сокая мобильность в содержании и методах обучения.
Интегративно-модульные технологии обучения могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными формами и подходами. При организации образовательного процесса на основе интегративно-модульной технологии, меняются взаимоотношения между субъектами, возникают благоприятные условия для совместного творчества в ходе учебной деятельности, творчества планируемого и целенаправленного.
Интегративно-модульная технология позволяет реализовать следующие принципы: интеграции (владение обобщенными профессиональными умениями], индивидуальности (учет индивидуальных особенностей обучающихся], постепенности (поэтапное накопление знаний], самостоятельности (возможности самообразования, самовоспитания и саморазвития] и непрерывности (стремление постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества]. Она является личностно-ориентированной технологией обучения.
В новых социально-экономических условиях, становления рыночных отношений Волховский алюминиевый колледж проводит многоплановую инновационную деятельность с целью поиска путей укрепления имиджа и статуса учебного заведения, достижения качественных результатов по подготовке специалистов профессионально компетентных и конкурентоспособных на региональном и отраслевом рынках труда.
Интегративно-модульный характер обучения студентов предусматривает автономность каждого модуля, блока, их модернизацию, присоединение новых модулей и получение новых блоков и курсов. Особенностью интегративно-модульного подхода в организации профессионального обучения является ориентир на развитие индивидуальности.
Все перечисленные направления инновационной деятельности коллектива подчинены выполнению одной цели - разработке и внедрению в профессионально-образовательный процесс колледжа оптимальной модели по подготовке компетентных и конкурентоспособных специалистов.
Мы обосновали, что для эффективной организации процесса подготовки специалистов в ходе профессиональной подготовки
специалистов среднего звена для социальной сферы, управления и обслуживания в учреждениях СПО на основе личностно-деятельностного подхода необходимы стимулы и средства развития индивидуальности студента, его творческих возможностей, создание социально-педагогической среды для формирования его личностных и профессиональных качеств.
На основе оптимально организованных форм обучения индивидуальность личности не только проявляется, но и формируется. В процессе учебной и производственной деятельности студент приобретает опыт индивидуального и коллективного принятия решений, учитывающих общие интересы, исходя из возможностей учебно-воспитательного процесса, разных его участников, постановки и достижения своих собственных целей, общих целей учебного заведения, а в конечном итоге - целей региона, социума, общества. При этом педагогические технологии, обеспечивающие дидактический процесс, должны учитывать естественные механизмы усвоения опыта студентами на основе принципа интенсивности. Для того, чтобы обеспечить более быстрое и результативное овладение знаниями, умениями (В. П. Беспалько, И. П. Кузьмин].
Инновационные содержательно-методические компоненты в организации профессиональной подготовки студентов на основе интегративно-модульных технологий позволяют создавать возможности в удовлетворении профессионально-образовательных потребностей, нацеливать образовательный процесс на учет интересов личности; ориентировать на формирование компетентности, в том числе правовой, развивать нормативноаналитическое мышление студентов, создавать условия для предметной дифференциации, обеспечивать возможности выбора и способа решения проблем на основе учета индивидуальных потребностей и использования аналитических навыков по оценке результатов.
Важными отличительными чертами учебного процесса в учреждении среднего профессионального образования являются профессиональная направленность преподавания общеобразовательных предметов и обо-
гащение учебного материала предметов профессионального цикла теоретическими положениями основ наук, на основе учета и организации межпредметных связей.
Анализ системы межпредметных связей в учебном процессе учреждений среднего профессионального образования, готовящих специалистов для управления, обслуживания, позволяет обосновать межпредметный модуль профессионального обучения. Ядром модуля является содержание производственного обучения, его базой - предметы теоретического обучения, теоретической основой -общеобразовательные и специальные предметы.
В условиях органичного сочетания новых и традиционных форм и методов обучения повышается реальная возможность оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов, формирования правовой компетентности, воспитания творческой индивидуальности.
Наиболее актуальные, основные законодательные документы, характеризующие правовые отношения в деятельности Волховского алюминиевого колледжа применяются в условиях полной открытости в ходе организации профессиональной подготовки студентов. Особо эффективно используются правовые знания по гуманитарным предметам, по программам обслуживания социальной сферы, экономика и бухгалтерский учет, обслуживание техники, электротехнических приборов и систем.
Необходимо отметить, что по всем перечисленным предметам и программам подготовка специалистов проводится с учетом законодательных аспектов, характеризующих правовые отношения начального и среднего профессионального образования. Эти специалисты, наряду с профессиональной составляющей, готовятся как специалисты среднего звена для организации и управления персоналом, производством, процессами в социальной и производственной сферах деятельности. Наиболее результативно и качественно это происходит на основе открытого анализа, формирования и эффективного использования в производственной деятельности правовой компетентности выпускников колледжа.
Литература
1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992. № 3266-1 «Об образовании» в редакции ФЗ от 13.01.1996 года №12-ФЗ) // Рос. газета. - №13. - 23.01.1996.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика: Педагогика, 1995. - 336 с.
3. Вифлеемский А. Б. Правовые и законодательные проблемы функционирования и развития начального и среднего образования // Известия Рос. акад. образования. - 2005. - №3. - С. 3-19.
4. Высоцкий Л. А. Управление интеграционными процессами в системе подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 188 с.
5. Кузьмин И. П. и др. Развитие профессионализма инженерно-педагогических работников в системе дополнительного профессионально-педагогического образования. - М.: ИРПО, 2001. - 203 с.
6. Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы : материалы парламентских слушаний 5 июня 2008 года, Москва / Комитет Государственной Думы по образованию и науке.
7. Областной закон Ленинградской области от 09.06.2001 № 38-оз «О начальном и среднем профессиональном образовании, а также профессиональной подготовке в Ленинградской области».
8. Топоровский В. П. Управленческая компетентность директора развивающейся школы : моногр. - СПб.: ЛОИРО, 2001. - 211 с.
9. Щепотин А. Ф. и др. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. - М.: ИПО РАО, 2002. - 175 с.
--------^----------