А. А. Моштаков
(г. Гатчина, Ленинградская обл.)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
В статье обоснована модель формирования профессиональной компетентности преподавателя колледжа применительно к условиям образовательного кластера, раскрыты теоретические основы создания этой модели, приведены экспериментальные данные проверки её эффективности
В динамично изменяющихся общественно-политических и социально-экономических условиях одной из важнейших составляющих государственной образовательной политики является подготовка квалифицированных и конкурентоспособных кадров для инновационной экономики. Профессиональная подготовленность и компетентность кадров производства существенно влияют на экономику страны, а качеством профессионального образования определяется материальный и духовный потенциал государства.
Потребность в совершенствовании среднего профессионального образования осознается как актуальное реагирование общества на высокие требования к уровню подготовки специалистов, предъявляемые работодателями, производством, социумом и рынком труда. Модернизация системы профессионального образования стала характерной особенностью социального прогресса в современной России. Рабочим кадрам и специалистам необходимо быть максимально подготовленными к быстрому включению в производственные процессы, к корректировке своей общественной и профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях.
Обществу нужны люди, способные действовать в социуме и производстве, реализовать себя в личной жизни и профессиональной деятельности. Требования рынка труда показывают, что спрос и предложения, работодатели, общество заинтересованы в конкурентоспособных специалистах, умеющих оперативно решать возникающие производственные проблемы, грамотно адаптироваться в меняющихся ситуациях, непрерывно пополнять знания.
Динамизм социально-экономических процессов, происходящих в российском обществе, предъявляет особые требования к эффективности деятельности всех типов учреждений профессионального образования, а также к компетентности преподавателей. Для решения поставленных задач существенным фактором повышения результативности любого производства является качество организации образовательного процесса, напрямую связанное с качеством подготовки специалистов.
Важной задачей, стоящей сегодня перед учреждениями среднего профессионального образования, является формирование у студентов ключевых компетентностей, помогающих успешной социальной адаптации, обновлению знаний на основе сформированной компетентности.
Анализ источников и практической деятельности показывает, что в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) приходится решать комплекс задач аналитического, исследовательского, проектировочного и маркетингового и экономического содержания.
Проблема состоит в том, что для решения этих комплексных задач требуются новые подходы к организации учебной деятельности будущих специалистов производства. Это может обеспечить реализация кластерного подхода, который основан на конструировании взаимодействия нового типа: между образовательным учреждением (колледжем), учебно-производственным и опытно-экспериментальным предприятиями и работодателями.
М. Ю. Портер - основоположник кластерного подхода - характеризует кластер как группу взаимосвязанных компаний - постав-
щики, производители, посредники, органы государственного управления, инфраструктура компании, - действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.
Актуальным является исследование возможностей и специфики педагогической организации образовательного кластера применительно к учреждениям, объединенным по педагогическому признаку и партнерским отношением. Педагогическая организация подготовки студентов на основе кластерного подхода предусматривает определение особенностей проектирования и функционирования учебной деятельности студентов, управление образовательным кластером как профессиональной средой.
В ряде диссертационных исследований рассматриваются отдельные стороны применения образовательного кластера: развитие познавательного интереса студентов но основе кластерного подхода (И. А. Киселёва), организация проектной деятельности в условиях кластера (Н. В. Малышева), проектирование в системе воспитания на основе использования учебно-научно-производственного кластера (Д. Ю. Трушников), управление качеством общего образования региона на основе кластерного подхода (М. В. Горемыко).
Для того чтобы готовить специалистов среднего звена в образовательном кластере в соответствии с социально-экономическими условиями, требованиями рынка труда, работодателей и социума, нужны подготовленные к такой образовательной деятельности преподаватели учреждений СПО.
Поиск путей решения проблем, связанных с формированием профессиональной компетентности преподавателей системы СПО на основе кластерного подхода, выявил противоречия: между требованиями модернизации образовательного процесса в профессиональном колледже, расширением его профессиональных, образовательных, социальных функций и отсутствием необходимой профессиональной компетентности преподавателей для решения этих задач; между необходимостью применения кластерного подхода в ходе профессиональной подготовки студентов как фактора успешности их образования и недостаточно сформированной профессиональной компетентностью преподавателей учреждений СПО в данной области деятельности; между потребностями развивающейся экономики в подготовке специалиста интегративного типа, готового решать на производстве ком-
плекс задач аналитического и исследовательского содержания, и отсутствием у преподавателей СПО потенциала использования образовательного кластера для организации качественной подготовки студентов колледжа.
На разрешение данных противоречий направлена наша работа, так как до настоящего времени не предпринималось самостоятельного научного изучения проблемы формирования профессиональной компетентности преподавателей учреждений СПО на основе кластерного подхода.
Формирование профессиональной компетентности преподавателей колледжа на основе кластерного подхода базируется на следующих положениях:
- профессиональная компетентность преподавателя колледжа понимается как интегративное качество личности, основанное на знаниях, умениях и аналитической, исследовательской, организационной маркетинговой, проектировочной деятельности;
- организационная структура образовательного кластера предусматривает концентрацию и объединение образовательных, опытно-экспериментальных и производственных компонентов кластера;
- педагогические механизмы, содержание, технологии и условия формирования профессиональной компетентности преподавателя в образовательном кластере способствуют опережающей подготовке специалистов, осуществлению непрерывности, интеграции, прак-сиологичности.
Исследование проводилось в 2009-2013 годах на базе политехнического факультета АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий» в поселке Сиверский Гатчинского района Ленинградской области. В эксперименте приняли участие 60 студентов по профессии «автослесарь» и «сварщик», 30 преподавателей, 50 родителей и 30 работников предприятий и социальных партнеров.
Кластерный подход в условиях колледжа предусматривает развитие идеи модернизации учебного процесса, создание образовательного кластера на основе интеграции сферы производства, науки и образования, направленной на развитие нового качества выпускника колледжа - профессионала-иссле-дователя, менеджера, проектировщика (стратегический аспект); структурирование учебного процесса, предусматривающего развитие теоретического багажа знаний в рамках
ИПК, практическое применение теории в условиях опытно-экспериментальной среды колледжа, выход в производственную и социальную ситуацию на предприятие (организационно-педагогический аспект); сопровождение реализации кластерного подхода осуществляется в проектной деятельности преподавателя колледжа на основе привлечения образовательных, материально-технических, методических, кадровых ресурсов образовательного кластера и включает в себя познавательные моменты - погружение, исследование и создание реального продукта (технологический аспект).
Развитие компетентности преподавателей профессионального образования складывается из нескольких аспектов и осуществляется комплексно по разным направлениям. Основными из них являются самообразовательная работа, методическая деятельность, организация повышения квалификации.
В экспериментальной работе приняли участие студенты и образовательные работники политехнического факультета АОУ ВПО ЛО «ГИЭФПТ» (до недавнего времени ПУ № 43), п. Сиверский Гатчинского района, являющегося многоуровневым профессиональным образовательным учреждением (всего 60 студентов, 30 педагогов, 50 родителей и 30 работников предприятия).
В констатирующем эксперименте определены уровни сформированности кластерной компетентности преподавателей по следующим показателям: разработка проекта по выбранному направлению - указали 60% преподавателей, формирование проектной команды - 65%, проектирование концепций и нормативов проектной деятельности - 45%, подготовка документов для проектов и моделей
- 40%, анализ результатов проектирования и моделирования профессиональной образовательной деятельности - 35%.
Структурно-функциональная модель формирования профессиональной компетентности преподавателей колледжа в условиях кластерного подхода предусматривает мотивацию обучения преподавателей колледжа и активизацию их совместной деятельности со студентами по созданию инновационного продукта в условиях образовательного кластера.
Содержательный компонент модели предопределяет объём аналитических исследовательских, проектировочных, маркетинговых знаний, умений педагога, формируемых
на основе использования кластерных возможностей на этапах повышения квалификации в ИПК, внутрифирменного обучения в колледже, опытно-экспериментального обучения в мастерских, менеджерской практики на производстве. Содержание этого процесса отражено в авторской образовательной программе, включающей комплект образовательных модулей.
Процессуально-деятельностный компонент модели предусматривает проектное обучение, комплексно реализующее ресурсы кластерного подхода.
Результативно-оценочный компонент модели характеризует степень развития у преподавателей профессиональной компетентности в области образовательной, исследовательской, проектировочной и менеджерской деятельности. Модель реализуется на основе модульных технологий повышения квалификации преподавателя колледжа.
Модульные структуры образовательных программ СПО представлены единством систематизирующих аспектов (структура, содержание, качество), они формируют преподавателя как исследователя, менеджера, проектировщика, создателя реальной модели производственного кластера.
Применение кластерного подхода заключается в привлечении ресурсов (образовательных, материально-технических, экономических и др.) образовательных учреждений, государственных организаций и регионального сообщества и создании условий с целью вовлечения преподавателей в процессы разработки инновационно-образовательных продуктов и способствует:
- осознанию ценности участия в социально-проектной деятельности в реальном секторе экономики в условиях образовательного кластера, его создания и применения;
- расширению способов и круга общения при взаимодействия с партнёрами по кластеру;
- развитию навыков организации кластера и активизации участия в информационном процессе (поиск информации, извлечение, обработка и предоставление информации в необходимом виде);
- применению ресурсов образовательного кластера для решения аналитических, менеджерских, проектировочных, исследовательских задач.
Управление формированием профессиональной компетентности преподавателей
учреждения СПО в условиях образовательного кластера позволяет оценить уровни подготовленности к работе в рамках образовательного кластера и более качественно готовить выпускников для их успешной социальной, производственной и профессиональной адаптации.
Субъектные критерии готовности характеризуют личностные качества, рефлексивность, адекватность самооценки, мотивационную социальную и профессиональную подготовленность, способность видеть и оценивать перспективу, потребность в анализе и объективной оценке индивидуальных, групповых и коллективных действий.
Деятельностные критерии - сформиро-ванность компетентности преподавателей, позволяющей действовать и организовывать работу в группах, применять технологии по
реализации кластерного подхода, принципы педагогики сотрудничества и менеджмента;
Социальные критерии - основа деятельности по организации работы образовательного кластера, направленной на учёт социальной составляющей в профессиональной подготовке педагога колледжа.
Формирование профессиональной компетентности преподавателей факультета на основе кластерного подхода оценивалось по результатам повышения квалификации, которые достигались за счет использования инновационных технологий, по процедуре аттестации педагогов, профессиональной аттестации студентов, по участию преподавателей и студентов в конференциях, конкурсах, творческих группах, проведению исследовательской работы, трудоустройству выпускников.
Литература
1. Авербух Р. Н. Интеграция образовательных учреждений и классификация ее организационных форм. - СПб. : ИПТО РАО, 1998. - 166 с.
2. Беляев Н. Д. Управление профессиональным училищем на основе образовательного менеджмента : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - СПб.: ИОВ РАО, 2003. - 166 с.
3. Высоцкий Л. А. Интеграционный подход в системе профессиональной подготовки студентов колледжа. - СПб. : ЛОИРО, 2008. - 166 с.
4. Горемыко М. В. Управление качеством общего образования региона на основе кластерного подхода : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2010. - 23 с.
5. Дубова М. В. Компетентность и компетенция как педагогические категории // Гуманитарные науки и образование. - 2011.
- № 2 (6). - С. 17-23.
6. Киселёва И. А. Развитие познавательного интереса студентов на основе кластерного подхода в проектной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Тамбов, 2011. - 23 с.
7. Топоровский В. П. Технологии развития аналитической компетентности педагога : учеб.-методич. пособие. - СПб. : ЛОИРО, 2010. - 184 с.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - № 5976.
- 31 декабря 2012 г .