Научная статья на тему 'Педагогический потенциал ресурсного центра как объединяющего органа сетевого взаимодействия'

Педагогический потенциал ресурсного центра как объединяющего органа сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / RESOURCE CENTER / NETWORK ORGANIZATION / PEDAGOGIC POTENTIAL / NETWORK INTERACTION / SOCIAL PARTNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсаков Сергей Владимирович, Каплина Светлана Евгеньевна

Статья посвящена проблеме подготовки специалистов среднего звена. Сетевая организация включает разных по выполняемым ролям и функциям, независимых партнеров, которые вносят свой вклад в подготовку специалистов среднего звена, при этом проявляя и сохраняя свои различия. Роль такой сетевой организации выполняет ресурсный центр. Являясь инновационной и автономной формой взаимодействия субъектов, ресурсный центр создает условия для проявления их инициативы в плане сохранения преемственности подготовки в соответствии с требованиями социальных партнеров за счет своего педагогического потенциала, реализуемого в условиях сетевого взаимодействия. Авторы рассматриваются основные задачи, функции, направления деятельности ресурсных центров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корсаков Сергей Владимирович, Каплина Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic Potential of a Resource Center as a Consolidated Unit of Network Interaction

The article is devoted to the problem of training specialists in the system of secondary vocational education. The network organization includes different in performing their roles and functions, independent partners who make contribution in training specialists in the system of secondary vocational education. Even so they display and preserve their differences. The role of such organization is played by the resource center. Being an innovative and autonomous form of subjects interaction, the resource center provides the conditions for displaying their initiative in order to preserve succession of training in accordance with the social partners demands thanks to its pedagogic potential realized by means of network interaction. The authors consider the main tasks, functions, leading activities of the resource centers

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал ресурсного центра как объединяющего органа сетевого взаимодействия»

УДК 378

Корсаков Сергей Владимирович Sergey Korsakov

Каплина Светлана Евгеньевна Svetlana Kaplina

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА КАК ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ОРГАНА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

PEDAGOGIC POTENTIAL OF A RESOURCE CENTER AS A CONSOLIDATED UNIT OF NETWORK INTERACTION

Статья посвящена проблеме подготовки специалистов среднего звена. Сетевая организация включает разных по выполняемым ролям и функциям, независимых партнеров, которые вносят свой вклад в подготовку специалистов среднего звена, при этом проявляя и сохраняя свои различия. Роль такой сетевой организации выполняет ресурсный центр. Являясь инновационной и автономной формой взаимодействия субъектов, ресурсный центр создает условия для проявления их инициативы в плане сохранения преемственности подготовки в соответствии с требованиями социальных партнеров за счет своего педагогического потенциала, реализуемого в условиях сетевого взаимодействия. Авторы рассматриваются основные задачи, функции, направления деятельности ресурсных центров

Ключевые слова: ресурсный центр, сетевая организация, педагогический потенциал, сетевое взаимодействие, социальные партнеры

The article is devoted to the problem of training specialists in the system of secondary vocational education. The network organization includes different in performing their roles and functions, independent partners who make contribution in training specialists in the system of secondary vocational education. Even so they display and preserve their differences. The role of such organization is played by the resource center. Being an innovative and autonomous form of subjects' interaction, the resource center provides the conditions for displaying their initiative in order to preserve succession of training in accordance with the social partners' demands thanks to its pedagogic potential realized by means of network interaction. The authors consider the main tasks, functions, leading activities of the resource centers

Key words: resource center, network organization, pedagogic potential, network interaction, social partners

Модернизация образования в России, повлекшая за собой изменения в области экономики, производственных технологий, социальных отношений, предусматривает совершенствование его качества и эффективности, обеспечение открытости и доступности, опережающее развитие СПО [4].

Современному обществу и рынку труда необходимы рабочие кадры — специалисты

среднего звена, профессиональные и компетентные сотрудники. Именно поэтому возникла необходимость вовлечения населения в процесс подготовки таких кадров. Поскольку население представлено различными социальными группами, то важным моментом является организация профессиональной подготовки на основе преемственности образовательных программ и взаимодействия учреждений, занимаю-

щихся подготовкой специалистов среднего звена [3].

Для решения поставленных задач необходим новый порядок взаимодействия между отраслевыми и региональными рынками труда и учреждениями профессионального образования, в котором будут заложены:

— гибкие механизмы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования;

— способы согласования перспективного спроса на специалистов различных уровней квалификации;

— механизмы оперативного учета быстро меняющихся требований работодателей к профессиональной квалификации работников и др. [9, С. 7].

Реализация перечисленных механизмов и способов деятельности возможна, по мнению Л.А. Громовой, Н.Н. Жуковицкой, В.П. Топоровского и др., во взаимодействии, построенном по принципу сотрудничества или партнерства. Данные виды деятельности выступают синонимами по отношению друг к другу. Так, под сотрудничеством понимают деятельность, позволяющую интегрировать основные функции и уровни сотрудничества:

— взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании и взаимодополнении;

— организации совместной деятельности, предусматривающей проявление самостоятельности и активности;

— деятельности, основанной на взаимной поддержке и взаимопомощи, объединении усилий и согласованности [1].

Партнерство представляет собой добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль. С точки зрения А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина, партнерство координирует деятельность по важным и перспективным направлениям или может выражаться в особой форме бизнеса, когда объединяются ресурсы нескольких субъек-

тов, в результате чего возникает солидарная ответственность за работу по использованию этих ресурсов [2, С. 206].

Особый интерес представляет такая форма партнерства как сетевая организация. Сетевая организация — это такой тип организации, структура которой — свободно связанная, гибкая, горизонтально организованная сеть принципиально равноправных, разных по выполняемым ролям и функциям, независимых партнеров [2, С. 249]. Эти структуры, обладая определенными ограниченными ресурсами, вступают в сетевое взаимодействие, чтобы оказаться полезными друг другу в плане подготовки специалистов среднего звена за счет обмена данными ресурсами. Таким образом, каждая организация вносит свой посильный вклад в достижение общего результата, при этом проявляя и сохраняя свои различия.

Организациями, обеспечивающими такое всестороннее взаимодействие, а также реализующими инновационную модель опережающего непрерывного и преемственного образования в условиях всестороннего развития гибкого сетевого взаимодействия, могут стать ресурсные центры.

Существует достаточно большое число толкований понятия «ресурсный центр». Например, Н.Ю. Посталюк относит к ресурсным центрам любое подразделение (организационную ячейку) образовательного учреждения, имеющее автономный статус (вплоть до самостоятельного юридического лица) и производящее образовательные услуги или учебно-производственную продукцию на платной основе [7, С. 6]. С точки зрения В.П. Топоровского, ресурсный центр — организация, созданная на кооперативных условиях группой учреждений профессионального образования и заинтересованных деловых партнеров-соучредителей [10, С. 144]. Другой ученый, М.В. Никитин, считает, что ресурсный центр — форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов от различных собственников ( правительства, работодателей, образовательных организаций, физических лиц) [4, С. 88].

Принимая и разделяя позицию ученых относительно понятия «ресурсный центр», мы, в свою очередь, склонны рассматривать ресурсные центры как сервисные единицы (элементы инфраструктуры) межрегиональной сети учреждений профессионального образования, ориентированные на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, профессиональной мобильности и конкурентоспособности обучающимися в соответствии с запросами современного и перспективного рынка труда.

По нашему мнению, ресурсный центр является инновационной и автономной формой взаимодействия субъектов архитектоники подготовки специалистов среднего звена, создающий условия для проявления их инициативы в плане сохранения преемственности подготовки в соответствии с требованиями социальных партнеров за счет своего педагогического потенциала, реализуемого в условиях сетевого взаимодействия.

Создание объединения образовательных субъектов архитектоники преемственности подготовки специалистов среднего звена в ресурсный центр должно осуществляться в рамках действующего законодательства и регламентироваться уставами и положениями, утвержденными этими субъектами и согласовываться с Департаментом образования того региона, где он намерен функционировать. Такой ресурсный центр базируется на концентрации и расширенном предоставлении ресурсов в системе профессионального образования, способствующих повышению качества и доступности профессиональной подготовки специалистов среднего звена, обеспечению доступа граждан к образовательным ресурсам посредством сетевого взаимодействия.

Региональный ресурсный центр как объединяющий и координирующий орган в системе интегрированной, многоуровневой подготовки, переподготовки, повышения квалификации, обучения рабочих кадров и специалистов среднего звена на основе эффективного совместного использования

учебно-материальной базы, наиболее соответствует задачам модернизации по преобразованию системы СПО в эффективно действующий ресурс социально-экономического развития на основе социального партнерства — механизма взаимодействия профессионального образования и рынка труда, использования адекватных организационно-экономических механизмов управления. Очевидно, что современные учреждения СПО, как сложно организованные хозяйствующие субъекты, предлагают комплексные услуги в сфере профессионального образования, при этом постоянно испытывая потребность в привлечении различного рода образовательных ресурсов (материально-технических, кадровых, научно-методических, информационных, социальных связей). Решение проблемы видится в создании ресурсного центра, который при организации сетевого взаимодействия позволит включить в пространство профессионализации на взаимовыгодных условиях все заинтересованные стороны — социальных партнеров, работодателей вовлеченных в процесс профессиональной подготовки обучающихся, студентов, слушателей. При этом концентрация в ресурсных центрах наиболее дорогостоящих видов профессионального обучения будет способствовать взаимодействию с другими однопрофильными образовательными учреждениями в области освоения обучающимися ( студентами) наиболее дорогостоящих разделов программ практического обучения специалистов среднего звена и позволит добиться максимального эффекта при минимизации инвестиций.

Главной целью создания ресурсного центра является объединение субъектов сетевого взаимодействия для подготовки специалистов среднего звена путем построения сети их методической, консультативной и технической поддержки с учетом преемственности в обучении и на основе ведущих методологических подходов.

Для осуществления обозначенной цели ресурсный центр осуществляет следующие основные направления деятельности: информационно-маркетинговое и органи-

зационно- методическое сопровождение инновационных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ по стратегическим направлениям деятельности отраслевой экономики, активизирующих развитие непрерывного преемственного профессионального образования в соответствии с действующими и потенциальными потребностями населения и общества в целом.

При этом ресурсным центром решаются следующие задачи:

— активно развивать социальное партнерство;

— объединять усилия субъектов сетевого взаимодействия в повышении качества подготовки специалистов среднего звена вообще и сохранении ее преемственности, в частности;

— изучать и анализировать требования социальных партнеров и рынка труда с целью выявления реальных и перспективных потребностей в специалистах среднего звена;

— постоянно проводить «ревизию» образовательных ресурсов субъектов сетевого взаимодействия, своевременно обновлять и корректировать имеющийся арсенал ресурсов;

— эффективно и результативно использовать собственный педагогический потенциал в подготовке, переподготовке и повышении квалификации различных социальных групп населения.

Опираясь на сказанное, а также принимая во внимание воззрения О.Е. Ста-нулевич, считаем необходимым выделить основные функции ресурсного центра, а именно образовательную, методическую, информационную и маркетинговую.

Образовательная деятельность ресурсного центра направлена на реализацию программ всех уровней профессионального образования, программ повышения квалификации, участие в работе отраслевых центров оценки и сертификации квалификаций.

Методическая деятельность ресурсного центра подразумевает:

— изучение и обобщение положительного опыта инновационной деятельности сетевых образовательных учреждений и его

трансляцию на другие учреждения и организации, реализующие программы подготовки кадров для отрасли;

— участие в разработке отраслевых рамок квалификации, профессиональных стандартов, формировании перечней и классификаторов;

— участие в разработке основных и дополнительных профессиональных образовательных программ различных уровней, оценочных средств, методических материалов и т.п.;

— участие в разработке и внедрении инновационных педагогических технологий;

— методическое сопровождение социального партнерства в отрасли;

— апробацию новых механизмов финансирования, участие в разработке критериев для финансирования подготовки кадров для отрасли;

— организацию конкурсов профессионального мастерства с участием работодателей и др.

Информационная деятельность ресурсного центра включает обеспечение населения статистическими и информационными материалами, обеспечение библиотеки современной научной литературой, электронными учебными пособиями и справочными материалами, создание базы электронных обучающих ресурсов, доступных сетевым образовательным учреждениям, организацию дистанционного взаимодействия с сетевыми образовательными учреждениями.

Маркетинговая деятельность ресурсного центра состоит в проведении исследований рынка трудовых ресурсов, рынка образовательных услуг и потребностей населения, а также в определении количественных и качественных региональных потребностей отрасли в квалифицированных кадрах.

В своей деятельности ресурсный центр профессионального образования руководствуется:

— принципом социального партнерства, предполагающим реализацию форм сотрудничества государственного, некоммерческого и коммерческого секторов;

— сетевым принципом организации региональной (межрегиональной) системы непрерывного профессионального образования;

— принципом непрерывности образования, обеспечивающим обучающимся переход от одной образовательной программы к другой на основе взаимосвязи сети образовательных учреждений отрасли, реализации преемственных программ различного уровня и направленности;

— принципом коллективного доступа к ресурсам центра, обеспечивающим взаимодействие по использованию имеющихся ресурсов однопрофильных учреждений профессионального образования;

— принципом саморазвития, предусматривающим формирование механизма деятельности центра на основе заказа в условиях соучредительства и софинансирования.

Создание учебных ресурсных центров на базе имеющих опыт инновационной и экспериментальной деятельности учреждений СПО как структурных элементов профессионального образования требует:

— осуществления комплекса мероприятий по укреплению инновационной образовательной среды в базовом учреждении профессионального образования;

— создания специальных структур, обеспечивающих организационную, учебно-методическую поддержку инновационных подходов в обучении, постоянного взаимодействия базового учреждения профессионального образования с ключевыми работодателями;

— внедрения в образовательный процесс значительного числа конкретных образовательных программ инновационного типа, относящихся к приоритетным направлениям развития отраслевой экономики; обеспечения высокого качества подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации обучающихся;

— выработки у выпускников профессиональных компетенций, определяющих их конкурентоспособность на рынке труда, обеспечивающих их карьерный и личностный рост.

Таким образом, создание объединений образовательных учреждений СПО в формате ресурсного центра, определяется новыми подходами к организационному, экономическому, педагогическому, методическому и технологическому переоснащению профессионального образования вообще и подготовки специалистов среднего звена, в частности.

Для успешного функционирования ресурсный центр должен обладать специально разработанным технопарком. Понятие «технопарк» в современной науке рассматривается как элемент инновационной инфраструктуры. Под технопарком мы понимаем научно-производственный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для подготовки специалистов среднего звена в условиях сетевого взаимодействия. Технопарк ресурсного центра можно представить следующими ресурсами: образовательным, кадровым, функциональным и техническим.

Образовательные ресурсы в условиях сетевого взаимодействия играют решающую роль в развитии культуры непрерывного обучения, сохранения преемственности и имеют потенциал для расширения возможностей обучающихся, предоставляя им множество путей выбора способов получения образования. К ним относят образовательные программы различного уровня; интерактивные мультимедиа-сетевые профильные и элективные курсы; банки проектных заданий; различные базы данных, содержащие информацию, необходимую для освоения той или иной специальности; интерактивные тренажеры; интерактивные тесты и т.п.

Внедрение образовательных ресурсов в процесс подготовки специалистов среднего звена происходит в соответствии с двумя основными направлениями. Согласно первому, образовательные ресурсы выполняют роль «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы обучения. В этом случае они выступают как средство интенсификации процесса подготовки, индивидуализа-

ции обучения и частичной автоматизации рутинной работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучаемых.

Второе направление внедрения образовательных ресурсов в условиях сетевого взаимодействия представляет собой более сложный процесс, приводящий к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании интерактивных образовательных ресурсов в отдельных учебных дисциплинах.

Для сохранения преемственности при подготовке специалистов среднего звена в условиях сетевого взаимодействия необходимо, чтобы знания, умения, навыки и компетенции формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни. Для этого при использовании перечисленных образовательных ресурсов важно:

— предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

— учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений, навыков и компетенций при организации каждой порции учебной информации;

— учитывать межпредметные связи изучаемого материала;

— тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;

— строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;

— обеспечивать связь информации, предъявляемой посредством образовательных ресурсов, с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

Кадровые ресурсы представлены преподавателями, преподавателями-куратора-

ми ( тьюторами) , методистами, администраторами, задействованными в подготовке специалистов среднего звена в условиях сетевого взаимодействия. Они осуществляют постоянную консультационно-методическую и организационную поддержку.

Так, преподаватель структурирует среду в зависимости от целей и задач обучения: отбирает и комбинирует компоненты и элементы среды, активно взаимодействует с ней, обновляя, редуцируя и расширяя в зависимости от динамики обучения, находится в опосредованном (через среду) контакте с удаленными обучающимися. Обучающийся, обращаясь по рекомендации преподавателя к имеющимся ресурсам и средствам, выбирает индивидуальную траекторию обучения, в наибольшей степени соответствующую его коммуникативным и информационным потребностям, осуществляет самоконтроль продвижения по выбранной траектории обучения и реализует опосредованное учебное взаимодействие с преподавателем и коллегами по учебе.

Перед теми, кто занят подготовкой специалистов посредством ресурсного центра, стоят особые задачи: они должны формировать у обучающихся все типы творческой деятельности, способы самоорганизации и самоизменения, которые обеспечат потребности производства и социальных партнеров. Если, например, преподаватель не владеет культурой организации коллективного и индивидуального творческого поиска, то, по мнению Е.В. Самсоненко, эффективность образовательного процесса в ресурсном центре будет крайне низкой [8, С. 42].

Функциональные ресурсы включают набор инструментов для осуществления учебного, административного, нормативно-правового и финансово-экономического взаимодействия субъектов среды, представленный несколькими блоками.

В блок управления входит интерфейс администратора, имеющий ссылки на набор вариативных учебных программ, учебные ресурсы, веб-страницу обучающегося, веб-страницу преподавателя и электронный деканат. Блок преподавателя и блок

обучающегося представлены в среде в виде их персональных веб-страниц. Коммерческий блок реализован как система электронной бухгалтерии, инструментальный — как система пользовательских сервисов. Коммуникационный блок включает инструментарий для поддержки дистанционного взаимодействия субъектов среды.

Технические ресурсы могут быть определены как массив аппаратного и программного обеспечения, используемого в учебном процессе, включающий компьютерные обучающие системы, мультимедийные системы, электронные системы поддержки производительности, телекоммуникационные системы, а также Интернет с World Wide Web системой. Технические ресурсы способны повысить уровень преподавания и обучения; имеют потенциал, чтобы стать экономически эффективными, поскольку предлагают большую гибкость в отношении времени и способа предоставления обучения.

Технические ресурсы должны обладать следующими возможностями:

— функционированием в средах Интернет-навигации, MS Windows 98, 2000 и выше;

— функционированием в локальном (на компакт-дисках и других внешних носителях информации) и в сетевом режиме;

— максимальным использованием современных средств мультимедиа и телекоммуникационных технологий;

— устойчивой работоспособностью и надежностью;

— гетерогенностью (устойчивость работы на различных компьютерных и других аналогичных им средствах, предусмотренных спецификацией ресурсов);

— устойчивостью к дефектам;

— защищенностью от несанкционированных действий пользователей;

— тестируемостью;

— простотой, надежностью и полнотой инсталляции и деинсталляции.

Представленный технопарк ресурсного центра может быть реализован в трех форматах: автономном, индивидуальном и самостоятельном.

Автономный формат подразумевает использование технопарка в традиционной системе подготовки специалистов среднего звена в условиях очного обучения с применением сетевого взаимодействия в полном объеме или смешанных формах. При таком обучении обучающиеся вовлекаются в совместную деятельность по освоению соответствующих образовательных программ. В процессе своей деятельности они получают консультации от сетевого преподавателя, организационно- педагогическую поддержку тьюторов посредством дистанционного обучения.

Индивидуальный формат предполагает использование технопарка обучающимися самостоятельно по соответствующим предметам индивидуального учебного плана. Данный формат может применяться также в дополнение к автономному, когда обучающимся требуются углубленные знания по предметам или индивидуальная консультационно-педагогическая поддержка со стороны преподавателя или тьютора.

Самостоятельный формат предназначен для тех, кто полностью самостоятельно осваивает образовательные программы в форме частичного или полного экстерната посредством дистанционного обучения.

Важной составляющей подготовки специалистов среднего звена через ресурсный центр является содержание обучения. Содержание обучения, осуществляемого посредством ресурсного центра, должно быть ориентировано на предоставление спектра образовательных услуг и направлений подготовки специалистов среднего звена, повышение преемственности и гибкости образования; обеспечение участия социальных партнеров в контроле качества образования, в выработке стандартов образования; повышение квалификации управленческого корпуса и педагогических кадров по организации современного качественного учебного процесса в образовательных учреждениях СПО.

В условиях модернизационных процессов, охвативших систему профессионального образования, содержание подготовки специалистов посредством ре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сурсного центра испытывает на себе преобразования, инновационные изменения. Под инновационными изменениями понимается мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование участников этого проекта, изменение их взглядов с позиции нововведения [6, С. 12].

Инновационные образовательные процессы выступают интегрирующим базисом для диалектического развития педагогической науки и практики, поддерживают ведущую роль новаторской теоретической и практической деятельности. При этом выделяются принцип креативности нового педагогического знания, ориентация на инновационные процессы в образовании и на формирование творческой личности. Основу теоретической системной модели новой педагогики составляют: передовой опыт развития педагогической науки и практики в историческом измерении; новые закономерности и тенденции общественного развития и педагогической практики; современный мировой педагогический опыт; новые отечественные и зарубежные научные знания в области общественных наук. Однако следует заметить, что пересмотр существующей методологии педагогической науки необходимо осуществлять при использовании опыта прошлого и инновационных тенденций реально существующей образовательной практики.

Таким образом, поддерживая инновационный путь развития образования, на базе ресурсного центра реализуются инновационные методы и технологии обучения, опыт использования и тиражирования которых доказал их эффективность при апробации образовательных программ.

Основные методы, технологические приемы и способы выполнения работ, используемые в рамках работы ресурсного

центра для достижения высокого качества полученных результатов: контент-анализ; методы экспертных оценок; информационный анализ; методы системного анализа; метод структурно-функционального анализа; информационно- аналитические методы системного мониторинга; методы статистического анализа; методы консультационно-методической и организационной поддержки; метод работы педагогической мастерской, самонаправляемого обучения, электронного самонаправляемого обучения, непосредственной инструкции, исследования случая, междисциплинарного экологического проектирования; информационно-аналитические методы системной оценки; методы современных информационных технологий и дистанционного обучения; систематизация и кластеризация информационных массивов и данных; метод моделирования процедур и процессов; методы разработки и анализа алгоритмов, планирования и управления деятельностью, логического анализа, структурирования данных, семантического описания, многомерного анализа данных, формализации и анализа текстовой информации, методы моделирования и прогнозирования, структурного проектирования информационных систем и баз данных, организационно-технические методы подготовки семинаров, конференций, непосредственной инструкции; согласование разрабатываемых методических рекомендаций с работодателями и Заказчиком, а также методы управления проектами, контроля качества работ, мотивации обучающихся.

Важнейшими инструментами реализации перечисленных методов может стать создание разработок, методических рекомендаций, проведение консультаций и семинаров, оказание услуг консультационно-методического сопровождения осуществления институциональных изменений системы в соответствии с процедурами, установленными федеральными законами, нормативными документами Министерства образования и науки РФ.

Другой стороной инновационных изменений является активное привлечение

к подготовке специалистов среднего звена в условиях сетевого взаимодействия через ресурсные центры социальных партнеров. В категорию «социальные партнеры» мы включаем работодателей и их организации, а также непосредственно работников, занятых в данных организациях. Опыт работы в сфере профессионального образования позволяет нам констатировать, что заинтересованность социальных партнеров участием в подготовке специалистов среднего звена проявляется в следующем:

— определение содержания подготовки специалистов среднего звена;

— повышение качества программ подготовки, равно как и самой подготовки;

— формулирование единого набора профессиональных компетенций и квалификаций;

— формирование единого образовательного пространства посредством сетевого взаимодействия;

— организация и осуществление производственного обучения;

— переподготовка кадров.

Социальное партнерство в России развивается медленными темпами. Это связано, в первую очередь, с тем, что у работодателей отсутствует должный интерес и мотивация к сотрудничеству с учреждениями СПО. Как отмечает О.Н. Олейникова [5, С. 61], работодатели предпочитают нанимать выпускников с дипломами о высшем образовании, больше доверяя их профессионализму.

Поэтому мы предлагаем рассматривать ресурсный центр как инновационную форму профессионального образования, работа которого ориентирована на достижение результатов, группируемых следующим образом:

1) рост конкурентоспособности российского СПО на основе реального повышения его качества за счет проведения модерни-зационных процессов. Повышение качества образования означает его соответствие требованиям перспективных технологий и спросу потребностей предприятий отрасли;

2) совершенствование структуры финансирования. Суть изменений состоит в

снижении удельного веса бюджетного финансирования и в увеличении доли внебюджетных источников за счет привлечения работодателей, профессиональных объединений, ассоциаций, сообществ, а также и других заинтересованных сторон на принципах социального партнерства ( путем заключения договоров, контрактов, соглашений) с целью улучшения материально-технической и учебно-лабораторной базы учреждений профессионального образования;

3) повышение потенциала научно-педагогического персонала. Это означает подбор, подготовку обучающего персонала, его постоянное профессиональное развитие; проведение повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров предприятий, организаций и учреждений, высвобождаемых работников, незанятого населения. Предполагается уделять большое внимание проблеме дополнительного профессионального образования лиц, уже потерявших рабочие места;

4) замена устаревших образовательных технологий на инновационные и, в первую очередь — на информационные. Это, в свою очередь, требует разработки образовательных технологий, предполагающих широкое использование современных средств информационно-коммуникативных технологий для развития личности и ее профессионального становления, так как раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей личности на всех ступенях образования является основой современной образовательной политики. Кроме того, содержание программ подготовки специалистов среднего звена в условиях сетевого взаимодействия обязательно включает электронный контент, который реализуется посредством дистанционной формы обучения по программам дополнительного профессионального образования;

5) обеспечение отраслей промышленности и хозяйства соответствующими кадрами. Достижение подобного результата произойдет в условиях появления новых рабочих мест; регулирования вопросов, связанных с предотвращением развития

безработицы путем опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, через организацию и проведение повышения квалификации.

При этом решается ряд актуальных задач, а именно:

— создаются условия для преодоления количественных и качественных отставаний при предоставлении информации с целью возможностей получения качественного образования в учреждениях СПО;

— обеспечивается свободный и оперативный доступ к огромным массивам информации, что особенно ценно для слушателей, находящихся в отдалении от крупных городов, не имеющих частую возможность личного присутствия на учебных занятиях;

— развивается рынок образовательных услуг для взрослого населения в рамках непрерывного образования;

— оказывается сетевая методическая поддержка слушателям программ повышения квалификации и, как следствие, выстраивается индивидуальная траектория получения дополнительного профессионального образования с учетом профессиональных запросов;

— существует возможность обмена информационными образовательными ресурсами как между отдельными слушателями, так и между различными образовательными учреждениями с использованием средств информационно-коммуникативных технологий и т.д.

Именно поэтому ресурсный центр выступает как принципиально новая форма функционирования системы профессионального образования, которая позволит спроектировать стратегию развития профессиональной подготовки специалистов среднего звена, основанную на принципах преемственности и непрерывности, реализующуюся в условиях сетевого взаимодействия с учетом социально-экономических особенностей региона, в котором находятся образовательные учреждения, динамики рынка образовательных услуг.

Учитывая перечисленный потенциал создания ресурсных центров и включение

посредством их социальных партнеров в сетевое взаимодействие, вполне может решить возникшие проблемы. Ресурсный центр выступает площадкой для организации взаимодействия сетевых учреждений СПО и позволяет:

1) объединить результаты научно-методического обеспечения внедрения ФГОС;

2) интегрировать образовательные ресурсы и способствовать эффективному их применению;

3) разработать и развивать механизмы взаимодействия с социальными партнерами;

4) обеспечить продвижение инновационно-педагогических методов и технологий обучения.

Таким образом, для повышения эффективности системы профессионального образования элементом ее функционирования должны стать межрегиональные ресурсные центры, выполняющие следующие задачи:

— координация взаимодействия заинтересованных учреждений профессионального образования различного уровня и предприятий конкретной отрасли экономики;

— выполнение функций центра по координации развития сети учреждений определенного профиля;

— предоставление материально-технических, методических, кадровых ресурсов для совместного использования сетевыми образовательными учреждениями соответствующего профиля;

— осуществление информационного, маркетингового и организационного сопровождения инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями отрасли и потребностями экономики.

Выполнение данных задач, а также реализация условий развития отраслевых ресурсных центров в комплексе с новыми моделями построения конструктивных диалогов между общественными объединениями, органами государственной власти в области образования и органами по труду и занятости населения позволят обес-

печить требуемое качество, максимально эффективный и экономически выгодный сценарий развития системы подготовки и совершенствования кадрового потенциала

отраслей народного хозяйства с учетом тенденций развития инновационной экономики России.

Литература_

1. Апарц Б.С. Школа — ресурсный центр НПО — профессия // Научные исследования в образовании (прил. к журн. «Профессиональное образование. Столица»). 2008. № 11. С. 3-7.

2. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега-Л, 2004. 472 с.

3. Корсаков С.В. Мониторинг в системе начального и среднего профессионального образования // Вестник ЗабГУ. 2013. № 4 (95). С. 37-47.

4. Никитин М.В. Ресурсный центр как функциональная модель развития непрерывного образования. М.: Издат. центр НОУ ОСОМ, 2004. 198 с.

5. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. М., 2005. 82 с.

6. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 2. С. 4-15.

7. Посталюк Н.Ю. Модели ресурсных центров // Профессиональное образование. 2006. № 12. С. 6-7.

8. Самсоненко Е.В. Педагогическая организация внутрифирменного обучения специалистов в ресурсных центрах // Человек и образование. 2008. № 3. С. 40-44.

9. Станулевич О.Е. Взаимодействие образовательных учреждений на базе межрегионального ресурсного центра // Среднее профессиональное образование. 2012. № 4. С. 7-8.

10. Топоровский В. В. Ресурсные центры как инновационная форма непрерывного образования специалистов // Человек и образование. 2008. № 3 (20). С.143-147.

_References

1. Aparts B.S. Nauchnye issledovaniya v obra-zovanii (pril. k zhurn. «Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa»). (Scientific research in education (Appl. to the journal. «Professional education. Capital»). 2008. no 11. P. 3-7.

2. Gaponenko A.L., Pankrukhin A.P. Strate-gicheskoe upravlenie. (Strategic management). Moscow: Omega-L, 2004. 472 p.

3. Korsakov S.V. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal). 2013. no 4 (95). P. 37-47.

4. Nikitin M.V. Resursny tsentr kak funktsion-alnaya model razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya. (Resource centre as a functional model of continuing education development). Moscow: NOU OSOM, 2004.198 p.

5. Oleinikova O.N. Sotsialnoe partnerstvo v pro-fessionalnom obrazovanii. (Social partnership in professional education). Moscow, 2005. 82 p.

6. Polonskiy V.M. Innovatsii v obrazovanii. (Innovations in education). 2007. no 2. P. 4-15.

7. Postalyuk N.Yu. Professionalnoe obrazovanie. (Professional education). 2006. no 12. P. 6-7.

8. Samsonenko E.V. Chelovek i obrazovanie. (Man and education). 2008. no 3. P. 40-44.

9. Stanulevich O.E. Srednee professionalnoe obrazovanie. (Secondary professional education). 2012. no 4. P. 7-8.

10. Toporovskiy V.V. Chelovek i obrazovanie. (Man and education). 2008. no 3 (20). P.143-147.

Коротко об авторах_

Корсаков С.В., канд. пед. наук, директор, ГБОУ СПО Колледж архитектуры и строительства № 7, Москва, РФ [email protected]

Научные интересы: теория и методика профессионального образования, модернизационные процессы в системе НПО и СПО, инновационные технологии и методы обучения

_Briefly about the authors

S. Korsakov, candidate of pedagogic sciences, director, GBOU SPO College of Architecture and Construction № 7, Moscow

Scientific interests: theory and methodics of professional education, modernization processes in the system of primary and secondary professional education, innovative technologies and methods of education

Каплина С.Е., д-р пед. наук, профессор, зав. каф. «Иностранные языки», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ [email protected]

Научные интересы: теория и методика профессионального образования, обучение иностранному языку, инновационные технологии и методы обучения

S. Kaplina, doctor of pedagogical sciences, professor, head of foreign languages department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: theory and methodics of professional education, teaching foreign languages, innovative technologies and methods of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.