Научная статья на тему 'Организация сетевого взаимодействия кафедры вуза и образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов'

Организация сетевого взаимодействия кафедры вуза и образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилина Л.А.

В статье представлен и теоретически обоснован опыт организации сетевого взаимодействия профессиональных образовательных учреждений в Омском регионе на примере создания Регионального научно-образовательного центра «Интеграция». Дана характеристика особенностей организации сетевого взаимодействия в рамках некоммерческого партнерства, представлены цель, направления деятельности Центра, проанализированы его ресурсы, вероятные последствия и намечены пути минимизации возможных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипилина Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION BETWEEN THE DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF VOCATIONAL EDUCATION UNDER CONDITION OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

In this article on the basis of the analysis of the situation in the vocationally pedagogical education, connected with the realization of Federal State Educational Standards and theoretical ideas concerning network interaction as the innovative model of organizing the preparation of highly skilled specialists based on the integration of efforts, the experience of organizing network interaction between professional educational institutions in the Omsk region is represented, with the real example of the organized Regional scientific and educational centre "Integration". The characterictics of peculiarities of organizing network interaction within non-commercial partnership is given, the aim and the directions of activities of the Centre are presented, the resources, probable consequences are analyzed and the ways of minimizing probable risks are marked.

Текст научной работы на тему «Организация сетевого взаимодействия кафедры вуза и образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

УДК 378.09

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАФЕДРЫ ВУЗА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

В статье представлен и теоретически обоснован опыт организации сетевого взаимодействия профессиональных образовательных учреждений в Омском регионе на примере создания Регионального научно-образовательного центра «Интеграция». Дана характеристика особенностей организации сетевого взаимодействия в рамках некоммерческого партнерства, представлены цель, направления деятельности Центра, проанализированы его ресурсы, вероятные последствия и намечены пути минимизации возможных рисков.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, базовая кафедра, сетевое взаимодействие, интеграция, стратегии взаимодействия, ресурсы.

A. A. WunuflUHa L. A. Shipilina

ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION BETWEEN THE DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF VOCATIONAL EDUCATION UNDER CONDITION OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

In this article on the basis of the analysis of the situation in the vocationally pedagogical education, connected with the realization of Federal State Educational Standards and theoretical ideas concerning network interaction as the innovative model of organizing the preparation of highly skilled specialists based on the integration of efforts, the experience of organizing network interaction between professional educational institutions in the Omsk region is represented, with the real example of the organized Regional scientific and educational centre "Integration". The characterictics of peculiarities of organizing network interaction within non-commercial partnership is given, the aim and the directions of activities of the Centre are presented, the resources, probable consequences are analyzed and the ways of minimizing probable risks are marked.

Keywords: vocationally pedagogical education, the department, network interaction, integration, strategies of interaction, resources.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. к педагогическим кадрам предъявляется требование быть способными решать задачи модернизации на всех уровнях образования, вызванное «...принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий» [1]. В настоящее время ключевым показателем эффективности профессионально-педагогического образования и качества подготовки педагогов профессионального обучения становится степень ориентированности образовательных программ на рынок труда. Профессионально-педагогическое образование, как и любое другое, должно чутко реагировать на запросы рынка труда и ориентироваться на изменение ситуации. От педагогов профессионального обучения, кроме профессиональных компетенций, требуются способность к переобучению, универсальность, гибкость, умение работать в различных коллективах, быстро осваивать новые образовательные технологии.

Сегодня работодатель, а для вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Профессиональное обучение» (по отраслям), - образовательные учреждения среднего профессионального образования (СПО), является заинтересованной стороной в определении целей, содержания и результатов вузовской подготовки педагогов профессионального обучения. В силу этого изменяется стратегия вузов по обеспечению выпускников таким образованием, которое бы

отвечало требованиям, предъявляемым к педагогам профессионального обучения в учреждениях СПО. Создание системы эффективного взаимодействия университета с работодателями, направленной на установление долговременного взаимовыгодного партнерства, становится в современных условиях стратегическим вектором обеспечения реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Существует и другой, не менее важный вектор в развитии системы профессионального образования: образовательные учреждения СПО не в меньшей степени, чем вуз, заинтересованы в организации взаимодействия с системой высшего образования (ВО), поскольку существует объективное обстоятельство: в условиях перемен возрастает необходимость постоянного совершенствования профессионализма профессионально-педагогических кадров учреждений СПО. Тем более, что на протяжении многих лет остается актуальной проблема отсутствия базового профессионально-педагогического образования у работающих в образовательных учреждениях СПО педагогов. По данным учебно-методических объединений по профессионально-педагогическому образованию и результатам исследований выявлены причины, обусловившие данное состояние:

- неудовлетворительный уровень заработной платы и низкий социальный статус профессии педагога;

- плачевное состояние материальной технической базы учреждений СПО;

- снижение престижа рабочих профессий среди молодежи;

- структурно-организационное однообразие сложившейся и законсервированной системы обеспечения педагогическими кадрами развивающейся рыночной экономики и др. [2].

В условиях реализации уровневой системы подготовки и ФГОС, имеющих компетентностную основу, вузы при подготовке специалистов по направлению «Профессиональное обучение» (по отраслям) переходят от приоритетов объемов подготовки к приоритету качества подготовки. При этом резко возрастает спрос на индивидуальную подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с запросами работодателей под специфику конкретного учреждения СПО, увеличивается доля профессиональной практической составляющей в содержании и организации образовательного процесса. Все это создает предпосылки для осмысления, поисков инновационных вариантов реализации профессиональных образовательных программ.

Традиционное обучение, основанное на бинарной методологии и знание-предмето-центристкой парадигме, ставит целью усвоение сложившихся взглядов, методов и правил, используя которые, можно эффективно работать в известных и повторяющихся ситуациях. Инновационное обучение имеет другие методологические основания, в частности гуманистические, направленные на человека. Оно призвано развивать способность обучаемых разрешать наиболее актуальные проблемы. Программы этого типа особенно эффективны для усвоения новых знаний взамен устаревших, для устранения пробелов в знаниях и умениях, освоения новых компетенций и получения новой квалификации педагогических кадров учреждений СПО. Как совершенно справедливо указывает И. И. Олейникова, для разработки инновационных обучающих программ необходимо прогнозировать возможные потребности в изменении профессионально-кадрового состава, учитывая будущие изменения во внешней среде, в системе управления и в технологиях деятельности [3].

Анализ состояния профессионально-педагогического образования [4] показывает, что существующая система подготовки педагогов профессионального обучения недостаточно использует принцип непрерывности профессионально-педагогического образования, не пользуется возможностями опережающего профессионального обучения. Все это оказывает слабое влияние на развитие личности педагога, использование ее творческой и профессиональной индивидуальности, не обеспечивает самореализацию.

Существенным потенциалом в решении проблем профессионально-педагогического образования обладает интеграция деятельности вузов и образовательных учреждений СПО. Одной из возможных форм этой интеграции является формирование сетей образовательных учреждений (организаций) с целью создания условий для повышения доступности и качества образования. Сетевая организация - это децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность [5, с. 4]. Сетевая организация позволяет преодолеть автономность и закрытость учреждений,

организовать взаимодействие на принципах социального партнерства, выстраивать прочные и эффективные вертикальные и горизонтальные связи не столько между структурами на уровне учреждений, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами, когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой. Основным принципом образовательной сети является принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие рассматривается как система, основным свойством которой является структурность - наличие многосторонних связей между всеми составляющими (компонентами, объектами, субъектами, элементами). Система связей позволяет разрабатывать, апробировать и предлагать профессионально-педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и организацию профессиональной подготовки при совместном использовании ресурсов [6; 7].

Интеграция является базовым понятием сетевого взаимодействия в образовании. Анализ научно-педагогических источников (А. П. Беляева, М. Н. Берулава, Л. Ф. Иванова, С. И. Корнеев, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев и др.) позволяет утверждать, что интеграция становится одной из важных проблем в педагогической теории и практике. Характерными признаками сетевого взаимодействия выступают отношения взаимной выгоды, «двусторонней полезности», лежащие в основе особого социального партнерства. Сетевое взаимодействие отличают такие характеристики, как объединяющая цель, множественность уровней взаимодействия, добровольность связей, множественность лидеров, независимость членов сети. Объединение образовательных учреждений в сеть на принципах распределенной деятельности позволяет реализовать преимущества сети и достичь синер-гетических эффектов в различных направлениях «дорожной карты развития» каждого из участников сети.

В психологии взаимодействия выделяются две стратегии: кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие предполагает посильный вклад каждого участника в решение общей задачи. Возникающие в ходе совместной деятельности отношения выступают средством объединения людей. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является степень включенности в него всех участников процесса, которая определяется величиной произведенных ими вкладов. Сущностной характеристикой конкуренции в качестве стратегии взаимодействия является борьба за приоритет, которая в наиболее яркой форме проявляется в конфликте [8].

В. Н. Алексеев, анализируя функции сетевого взаимодействия с позиций управления, выделяет следующие: аналитическая (участники сети на всех этапах развития системы проводят анализ информации об окружающей среде), организационная (организация деятельности в сети и взаимодействия между ее участниками), информационная (создание и обеспечение информационных потоков внутри сети), контрольно-диагностическая (проведение мониторинга динамики развития), прогностическая (создание стратегии развития) [9].

Основанием для возникновения и становления сетей, как правило, являются культурно-образовательные инициативы.

Примером инициативы, давшей начало профессионально-образовательной сети, является создание в 2013 г. в рамках стратегии развития Омского государственного педагогического университета до 2018 г. Регионального научно-образовательного центра «Интеграция» при содействии Министерства образования Омской области и совета директоров образовательных учреждений СПО Омской области. Целью деятельности Центра является подготовка высококвалифицированных профессионально-педагогических кадров, востребованных отечественной и зарубежной наукой и образовательной практикой на основе интеграции научных исследований и образовательных программ ВО и СПО. Сегодня Центр на правах некоммерческого партнерства объединяет 23 образовательных учреждения СПО и ВО. Координационный совет, в состав которого входят представители от учреждений-партнеров, является коллегиальным органом управления Центром; оперативное управление осуществляет руководитель Центра. Почему для обеспечения сетевого взаимодействия была избрана форма партнерства? Сетевое партнерство, как известно, объединяет две парадигмы развития образовательных организаций: 1) расширение ресурса качества за счет распределенной деятельности; 2) взаимообмен ресурсами (материальными, интеллектуальными, кадровыми) на принципах соглашения равноправных сторон взаимодействия. Смысл и главная идеологическая основа сетевого партнерства заключается в повышении статуса согласованного действия (взаимодействия) для расширения ресурса качества совместной деятельности.

В различных источниках и нормативных документах выделяются следующие варианты сетевого партнерства: корпоративные сети, общественно-профессиональные объединения, ассоциации работодателей или организаций, сетевые сообщества и т. п. При организации деятельности Регионального научно-образовательного центра «Интеграция» был выбран вариант общественно-профессионального объединения.

Основные направления деятельности научно-образовательного центра «Интеграция» связаны с разработкой региональной модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений СПО и ВО, развитием теоретических и прикладных исследований по проблемам подготовки и переподготовки современного педагога профессионального обучения, организацией сотрудничества образовательных организаций ВО и СПО в области учебно-методической и научно-исследовательской деятельности, организацией и проведением международных и всероссийских научно-практических конференций, региональных семинаров и круглых столов по проблемам профессионально-педагогического образования с приглашением ведущих ученых и специалистов, оказанием консалтинговых услуг образовательным организациям высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в области экономики, управления образованием и образовательными инновациями.

Деятельность Центра осуществляется в соответствии с планом, который ежегодно коллегиально разрабатывается и совместными усилиями реализуется.

В 2013 г. центр «Интеграция» начал свою работу с того, что выявил кадровое состояние профессионального обра-

зования в регионе и состояние системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических кадров учреждений СПО. Один показатель, выявленный в ходе анализа состояния, стал ключевым для определения приоритетов в деятельности Центра: средний возраст педагогических работников учреждений СПО в регионе - 43 года; 46 % не имеют базового профессионально-педагогического образования. Все усилия Центра были направлены на решение задач по обеспечению качества подготовки профессионально-педагогических кадров, создание условий повышения их профессиональной компетентности. Приоритетными направлениями деятельности Центра на ближайшую перспективу были обозначены следующие:

- подготовка профессионально-педагогических кадров через магистратуру ОмГПУ, в частности, профессионализация руководителей образовательных учреждений СПО, подготовка управленческого резерва через целевое обучение на магистерских программах «Менеджмент в образовании» и «Управление человеческими ресурсами в образовании» по направлению «Профессиональное обучение» (экономика и управление) при кафедре профессиональной педагогики, психологии и управления;

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка по программе «Профессиональное обучение» при кафедре профессиональной педагогики, психологии и управления;

- проведение теоретических и прикладных исследований по проблемам профессионально-педагогического образования через обучение в аспирантуре, институт соискательства, выполнение диссертационных исследований в магистратуре и выпускных квалификационных работ в бакалавриате по заявкам образовательных учреждений СПО;

- проведение различного рода конференций, форумов, семинаров по обсуждению и решению проблем профессионального образования;

- создание единого информационного пространства для качественной реализации совместных программ.

Все направления разрабатываются и реализуются в научно-образовательном центре «Интеграция» на основе сетевого взаимодействия.

Сегодня уже можно констатировать тот факт, что нарабатываемый опыт сетевого взаимодействия начинает давать свои результаты.

Существуют реальные контуры структуры взаимодействия партнеров по Центру. Своего рода системообразующим «ядром» научно-образовательного центра «Интеграция» стала кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ, которая имеет статус базовой. Совместные программы деятельности партнеров Центра имеют отношение ко всем уровням и формам профессионализации педагогических кадров, начиная с профориентационных программ и заканчивая подготовкой высококвалифицированных кадров в аспирантуре и профессиональной переподготовкой и повышением квалификации.

В организации подготовки бакалавров профессионального обучения проектирование результатов и содержания образования осуществляется с обязательным участием

работодателей - руководителей образовательных учреждений СПО - на так называемой конференции работодателей, где фактически происходит определение вариативной части подготовки. Кафедра широко пользуется базами практик, предоставляемых образовательными учреждениями СПО; в свою очередь, преподаватели и мастера производственного обучения имеют возможность при кафедре пройти повышение квалификации; не имеющие базового профессионально-педагогического образования получить новую квалификацию по программе профессиональной переподготовки «Профессиональное обучение» или по программам ускоренного бакалавриата. Актуальные вопросы, требующие глубокого анализа сложившейся практики и изучения научных достижений, становятся содержанием повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, определяют во многом содержание вариативной части подготовки бакалавров и магистров по направлению «Профессиональное обучение». К таким вопросам относятся прежде всего вопросы, связанные с основаниями реализации ФГОС. Поэтому актуальна следующая проблематика: методология компетентностного подхода и на ее основе проектирование образовательных программ, разработка карт компетенций, создание компетентностных моделей выпускников, проектирование оценочных средств, инновационные образовательные технологии, организация практик и т. п.

Магистерские программы по направлению «Профессиональное обучение» (экономика и управление) («Менеджмент в образовании», «Управление человеческими ресурсами в образовании») благодаря политике Центра приобрели статус «магистратуры для взрослых». В большинстве своем на этих магистерских программах обучаются специалисты учреждений СПО, где они приобретают опыт исследовательской деятельности, осваивают инновационные образовательные технологии; все магистерские диссертации выполняются по заявкам образовательных организаций и защищаются с актом внедрения результатов; традиционно в работе государственных экзаменационных комиссий принимают участие непосредственно руководители тех учреждений, которые направили своих работников на обучение в магистратуру. Ежегодно ряды магистрантов пополняют сами действующие руководители образовательных учреждений СПО.

В Центре сложилась интересная с точки зрения интеграции содержания образования и реализации идеи непрерывности профессионально-педагогического образования практика так называемого обмена преподавателями, когда преподаватели базовой кафедры работают, например, в должности методистов в колледже, а высококвалифицированные преподаватели колледжа работают на кафедре, преподают цикл дисциплин и практикумов, связанных с производственным обучением.

Значимым событием в профессионализации, повышении профессиональной компетентности педагогических кадров профессионального образования региона, в представлении передового опыта широкой аудитории, в развитии общественно-государственных начал в управлении профессиональным образованием стала ежегодная научно-практическая конференции по проблемам професси-

онального образования, которую организует и проводит научно-образовательный центр «Интеграция». Доказательством авторитетности коллективных решений является тот факт, что конференция в развитии своего статуса прошла путь от региональной до международной. Конференция привлекает к себе внимание своими нетрадиционными формами организации совместной деятельности, глубокой практикоориентированной направленностью научных рекомендаций.

С 2014 г. Центр приступил к реализации еще одного совместного проекта учреждений СПО и ВО, ориентированного на развитие научно-исследовательской работы студентов и обучающихся, их интеграции в образовательное пространство региона. Этот проект получил название «Студенческий научный форум». Студенты вузов и обучающиеся колледжей и техникумов в совместной творческой деятельности разрабатывают социально- и профессионально-значимые для региона проекты, имеют возможность в интерактивной форме общаться с представителями власти, работодателями и предпринимательскими структурами, заявляют о себе и своем потенциале, обозначают свои карьерные устремления и планы, рассматривают варианты своего трудоустройства.

Во многом консолидации усилий через своего рода организацию сетевого взаимодействия способствует налаживание информационного обмена между партнерами. Научно-образовательный центр «Интеграция» имеет свою страницу не только на сайте ОмГПУ, но и на сайтах своих партнеров, что обеспечивает доступность и своевременность информирования, качественную проработку совместных решений.

Анализ ресурсной обеспеченности деятельности регионального научно-образовательного центра «Интеграция» показывает, что реализация направлений деятельности Центра обеспечивается прежде всего кадровыми и информационными ресурсами, ведется работа по систематизации и разработке учебно-методических и социальных ресурсов. Сложным остается вопрос о материально-технической и нормативно-правовой обеспеченности деятельности Центра. Это и многое другое создает риски. Опыт организации сетевого взаимодействия на примере научно-образовательного центра «Интеграция» свидетельствует о том, что наиболее вероятными рисками являются следующие:

- усиление конкуренции в системе профессионального образования существенно изменяет условия деятельности персонала, ведет к увеличению нагрузок, необходимости постоянно создавать новые и обновлять действующие программы, разрабатывать диагностический и контрольно-оценочный инструментарий и вызывает рост социальной напряженности в системе профессионального образования, выражающийся в такой форме протестного поведения, как сопротивление изменениям;

- неготовность руководителей образовательных учреждений к реорганизации и реализации сетевых программ требует дополнительных затрат на координацию усилий.

Для снижения вероятности негативных последствий и минимизации рисков нам представляется целесообразным обсуждение значимых вопросов на уровне реги-

она с публикациями и учетом мнений профессионального сообщества по обсуждаемым вопросам; поэтапность, преемственность и открытость проводимых преобразований; организация специальной подготовки руководителей к управлению образовательными учреждениями-партнерами в новых условиях; формирование системы мониторинга, ориентированного на анализ формирующихся механизмов взаимодействия, непрерывное отслеживание внешних условий, в которых эта деятельность осуществляется, а на этом основании - прогнозирование дальнейшего развития ситуации.

Все это, наряду с основной целью, во имя чего создавался Центр, определяет направления его дальнейшего развития.

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://www.profiok.com/ files/fcp-obrazovanie-2020.pdf (дата обращения: 29.11.2015).

2. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография / под ред. Г. М. Ро-манцева, В. А. Федорова, М. М. Дудиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос .проф.-пед. ун-та, 2013. Т. 3. 309 с.

3. Олейникова И. Н. Профессионально ориентированное образование как фактор развития человеческого капитала в организациях // Вестник Таганрогского института экономики и управления. 2014. № 1(19). С. 104-108; URL:http:// wwwcyberleninka.m/artide/n/professionalno-orientirovannoe-

УДК 378.1.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (Е-LEARNING) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ, ПРИМЕНЕНИИ И ФОРМАХ

Статья посвящена рассмотрению технологии дистанционного обучения (е-1еаттд) в образовательной среде высшей школы. В статье представлены формы дистанционного обучения, сформулированы основные компоненты среды центра дистанционного обучения вуза.

Ключевые слова: образование, вуз, технологии обучения, образовательная среда, дистанционное обучение (е-1еагглпд), программы обучения, инновации.

Применение российскими вузами новых инновационных педагогических технологий, форм и методов обучения при подготовке современного специалиста для рынка труда стало «нормой» и «практикой» настоящего дня. Отечественные вузы, с одной стороны, стремятся не отстать от требований времени и потребностей развития страны, а с другой -ищут пути реализации и продвижения собственных учебных программ и расширения таким образом круга потенциальных потребителей образовательных услуг. Особый интерес

obrazovanie-kak-faktor-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-v-or ganizatsiyah#ixzz3VUKtAJR4 (дата обращения: 29.11.2015).

4. Жученко А. А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 234 с.

5. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, оказывающих услуги дополнительного образования: метод. рекомендации / автор-сост. Т. В. Ши-рокоград. Мурманск: МОИПКРОиК, 2013. 69 с.

6. Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 188 с.

7. Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. 2007. № 2. С. 5-16.

8. Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Лич-ностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 1995. 88 с.

9. Алексеев В. Н. Сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности как условие формирования гражданской компетентности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/113-11703 (дата обращения: 29.03.2015).

© Шипилина Л. А., 2015

Д. В. Щукин D. V. Shchukin

DISTANCE LEARNING (E-LEARNING) IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER SCHOOL: REVISITING CONTENT, APPLICATION AND FORMS

The article is devoted to consideration of distance learning (E-learning) technology in the educational environment of the higher school. The article presents forms of distance learning and formulates the main components of the university distance learning center.

Keywords: education, higher education institution, technologies of training, educational environment, distance learning (e-learning), programs of training, innovation.

представляет дистанционное обучение (е-1еаттд) как современный вид педагогических технологий ведения образовательного процесса и продвижения «продуктов» высшей школы на рынке образовательных услуг.

Старт официального развития дистанционного обучения в России был дан приказом № 1050 Министерства образования России от 30 мая 1997 г., позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере отечественного образования. В настоящее время данная сфера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.