йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-136-140 УДК 371
Глазова Яна Александровна
Костромской государственный университет glazova.yana.kos@yandex.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В данной статье предложена организация работы на основе сетевой формы взаимодействия образовательных организаций. Описано создание условий для формирования единого социально-образовательного пространства; реализация совместных образовательных и социально-педагогических проектов; организация и проведение совместных исследований; усиление кадрового потенциала организаций - сетевых партнеров; расширение материально-технической базы; совершенствование научно-методической работы педагогических кадров. Показаны механизмы сетевого взаимодействия, а так же его логика и ступени, которые соответствуют этапам профессионального становления личности обучающихся на конкретном курсе, при решении конкретных образовательных задач. В качестве ведущей модели сетевого взаимодействия, выступила модель - «институт - ресурсный центр». Данная модель представляет собой интеграцию нескольких образовательных организаций вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, способной выполнять роль ресурсного центра для всех участников.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательная программа, формирование личности.
«Государственная политика модернизации образования задает вектор развития всей системы профессионального образования страны, определяет цели инновационного развития образовательных организаций высшего образования, необходимость нововведений, касающихся различных аспектов деятельности: содержания образования, организации образовательного процесса, форм и методов воспитания, внедрения организационно-экономических механизмов инновационного развития» [5]. Важным социальным требованием к современной образовательной организации выступает требование подготовки специалистов, способных к инновационному решению задач и переоценке профессионального и специального опыта, к внедрению новых технологий и методов деятельности, быта и социальной жизни, профессионально мобильных, способных активно включаться, осуществлять поиск и разрабатывать стратегии взаимодействия на различных уровнях социального партнерства.
Достаточно важная роль в формировании личностных и социально-профессиональных компетенций отводится педагогу, который в свою очередь, должен обеспечить условия для развития личности обучающегося и формирования у него способности к сознательному, ответственному выбору социально-значимой деятельности, социальных отношений, личностных стратегий профессионального становления. Успешное формирование обучающегося во многом зависит от того, насколько решена серьезная задача по организации педагогического обеспечения / сопровождения данного процесса.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям ин-
новационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели в сфере высшего образования предполагает в качестве одной из первоочередных задач построение инновационных моделей осуществления образовательного процесса, в том числе и на основе сетевого взаимодействия [3].
Наше исследование было организовано на базе института педагогики и психологии - подразделения Костромского государственного университета, образовательных учреждений города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 36» и «Детский сад № 36». В исследовании приняли участие 62 преподавателя, педагогов общеобразовательной и дошкольной образовательной организации, 154 обучающихся направлений подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» и «Дошкольное образование».
Реализация содержания педагогического обеспечения формирования личности в условиях сетевой формы реализации образовательных программ, и проверка основных теоретических положений гипотезы были организованы нами в ходе опытно-экспериментальной работы.
В качестве направлений деятельности, обеспечивающих эффективность педагогического обеспечения формирования личности в условиях сетевой формы реализации образовательных программ, нами были выделены следующие:
1. Синхронизация механизмов сетевого взаимодействия, способствующих формированию личности.
Смысл синхронизации заключается в установлении между субъектами сетевого взаимодействия конструктивных взаимоотношений, адекватных современной образовательной действительности. Взаимное соответствие состоит в том, что, с одной стороны, сфера высшего образования должна готовить кадры в соответствии с требованиями об-
136
Вестник КГУ 2019
© Глазова Я.А., 2019
разовательной практики и запросами организаций и учреждений [2]. А, с другой стороны, работодатели должны принимать активное участие в выработке программы стратегии программ высшего образования, в контроле за качеством, выступить площадкой для реализации образовательных инициатив обучающихся. На наш взгляд, важным в процессе синхронизации представляется не просто взаимодействие образовательных организаций-участников сетевого взаимодействия, а, прежде всего, реальное сотрудничество специалистов, преподавателей вуза и обучающихся в разработке конкретных программ и целевых проектов.
В процессе объединения образовательных организаций в единый комплекс были выделены следующие механизмы взаимодействия:
- механизм организационного и нормативно-правового регулирования реализации образовательных программ, который подразумевает установление и согласование формата сетевого взаимодействия, его модели и подготовка пакета нормативных и правовых документов, обеспечивающих эффективность сотрудничества;
- механизм ассимиляции, предполагающий использование имеющегося опыта организации образовательных и социальных практик образовательных организаций по профессиональной подготовке, формированию личностных качеств обучающихся;
- механизм стратегического партнерства, который обусловлен наличием потребности в определении перспектив сотрудничества, определяющих цели взаимодействия, содержание конкретных мероприятий и событий, распределение ресурсов и согласование условий взаимодействия.
В рамках нашего исследования, в 2018 году был разработан пакет документов, регулирующих сетевое взаимодействие баз опытно-экспериментальной работы:
Договор о сетевой форме реализации образовательных программ (составляется в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании») - между участниками сети (Институт педагогики и психологии, школа № 36, детский сад № 36);
Договор с Департаментом образования и науки в сфере подготовки, переподготовки и повышении квалификации (2009 год);
Перечень Распоряжений по Комитету образования, спорта, туризма и работе с молодежью об организации профессиональной практики студентов (составляется раз в квартал);
Программа сотрудничества в сфере подготовки педагогических кадров;
Положение о ресурсном центре Института педагогики и психологии;
Планы и графики проведения ключевых событий программы сетевого взаимодействия.
В качестве ведущей модели сетевого взаимодействия, в рамках которой разворачивалась наше
исследование, выступила модель - «институт -ресурсный центр». Данная модель представляет собой интеграцию нескольких образовательных организаций вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных образовательных организаций будет выполнять роль ресурсного центра. Ресурсный центр обеспечивает сопровождение образовательного процесса кадрами, программами, учебными материалами, специальным оборудованием, проводит консультации педагогов и специалистов.
Основные задачи сетевого взаимодействия «институт - ресурсный центр», мы видим в следующем: определение концептуальных основ, содержательных и организационных аспектов сопровождения образовательного процесса; проектирование, разработка и сопровождение реализации образовательных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации; отбор практико-ори-ентированных технологий реализации образовательных программ; разработка и внедрение пакета специальных программ образовательной деятельности; создание и поддержка информационно-методической базы образования и др.
2. Обеспечение единства содержания образовательных программ в условиях реализации сетевого взаимодействия.
С целью создания адекватной современным и перспективным тенденциям развития профессионального образования в режиме сетевого взаимодействия модели нам были определены следующие задачи:
1. Провести системный анализ опыта образовательных организаций, реализующих образовательные программы, обобщить теорию и практику организации сетевых форм реализации образовательных программ.
2. Организационно и содержательно определить наиболее значимые компоненты профессиональной подготовки бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Начальное образования» и «Дошкольное образование».
3. Совместно с партнерами оптимально распределить/объединить материальные, информационные и кадровые ресурсы с целью создания образовательной среды для эффективной реализации ФГОС ВО, повышения качества образования, профессионального становления будущего педагога.
4. Подобрать наиболее эффективные технологии, в том числе и инновационные (практико-ори-ентированные, проблемно-поисковые, проектные, а также использование ИКТ).
5. Разработать и апробировать систему мониторинга эффективности использования, как сетевого взаимодействия, так и сетевых форм реализации образовательных программ в частности.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
137
Образовательные организации - сетевые партнеры проводили оценку деятельности обучающихся во время практики, анализировали ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование», стандарты профессиональной деятельности, систему профессиональной подготовки обучающихся, включающую в себя все направления деятельности института педагогики и психологии и Костромского государственного университета в целом.
Экспертную группу составили администрация образовательных организаций, специалисты, имеющие большой стаж педагогической деятельности, руководители методических объединений.
Перед нами, стояла задача, оценить содержание профессиональной подготовки обучающихся, с целью выбора наиболее оптимальных точек соприкосновения с сетевыми партнерами в рамках общего соглашения о сотрудничестве.
3. Сопровождение обучающихся в ходе освоения образовательных программ.
Процесс сопровождения обучающихся в ходе освоения образовательных программ ориентирован на поиск и выработку решений при возникновении затруднений в учебно-воспитательном процессе, стимулирование личностной рефлексии происходящего, перенос полученных знаний в практику реальных профессиональных отношений.
Учитывая персонифицированность процесса сопровождения, наиболее эффективной его формой становится разработка, апробация индивидуальных образовательных траекторий и психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального развития обучающихся.
В рамках нашего исследования, индивидуальная образовательная траектория определяется двумя направлениями: содержательным, которое реализуется через образовательные программы (в том числе и индивидуальные графики обучения) и организационным, реализуемым через педагогические технологии, формы и методы используемые в работе с обучающимися.
Кроме того, сопровождение обучающихся в процессе освоения образовательных программ осуществлялось нами через коллективную работу, с целью включения студентов в единое коммуникативное пространство, обеспечение диалогичности взаимодействия, обеспечение рефлексии и анализа собственной и групповой работы, построение перспектив реализации приобретённого опыта в повседневную личную и профессиональную жизнедеятельность.
Эффективной формой сопровождения обучающихся в рамках сетевого взаимодействия является система тьюторства и супервизии. В качестве экспертов и наставников выступают и преподаватели, и специалисты образовательных организаций - сетевых партнеров.
Тьютор - это преподаватель, методист, консультант, который осуществляет текущую методическую поддержку студента и имеет возможность контролировать процесс изучения курса студентом, оценивать выполненные им индивидуальные задания, его работу в семинарах и при необходимости оказывать ему помощь или давать совет [3].
В институте педагогики и психологии создан свой институт кураторства, который обеспечивает адаптацию студентов к условиям обучения в вузе, способствует формированию ценностного отношения к будущей профессии и организуемой деятельности и др
Рассматривая содержание деятельности кураторов в рамках сетевого взаимодействия, можно обозначить следующие позиции.
Куратор (тьютор) - студент - организатор жизнедеятельности группы во внеаудиторной деятельности.
Куратор (тьютор) - преподаватель организует и координирует образовательный процесс, выступает в качестве консультанта при решении образовательных задач, трудностей во взаимодействии, оказывает информационную поддержку в выборе индивидуальных маршрутов профессионального развития.
Тьютор-специалист образовательной службы, оказывает информационную поддержку, разрабатывает индивидуальные планы обучения, координирует процесс, связанный с промежуточной и итоговой аттестацией и др. В рамках сетевого взаимодействия тесно сотрудничает с сетевыми партнерами по вопросам трудоустройства.
Тьютор-специалист организации-сетевого партнера. Чаще всего, это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор, классный руководитель, которые обеспечивают сопровождение студента в период практики, стажировки, проведения исследования.
Основная цель супервизии состоит в том, чтобы с помощью процессов рефлексии помочь су-первизируемым выработать эффективные стратегии решения рабочих задач, которые ставит перед ними их профессиональная деятельность, а также выработать у педагога на заключительном этапе обучения не просто навык, но и потребность в профессиональном самоанализе.
Реализация функций супервизии способствует профессиональному развитию специалиста, стимулирует развитие специальных навыков и компетенции для повышения качества работы, анализирует и оценивает деятельность специалиста, увеличивая его ответственность по отношению к профессиональному стандарту.
Внешняя супервизия, как правило, проводится во время прохождения практики и проведения опытно-экспериментальных исследований в рамках написания курсовых и дипломных проектов.
Внутренняя супервизия, в большей степени организуется преподавателями, из числа кураторов учебных групп, а также в при аттестации обучающихся. Преподаватель-супервизор моделирует ситуации профессиональной деятельности и «проигрывает» различные варианты и стратегии поведения совместно со студентами, обращая внимание на детализированное выполнение конкретных педагогических действий.
Выше перечисленные позиции обозначили выбор дальнейшего направления деятельности по педагогическому обеспечению формирования обучающихся в условиях сетевой формы реализации образовательной программы.
4. Организация подготовки субъектов к формированию личности в условиях сетевой формы реализации образовательных программ.
В рамках нашего исследования, подготовка субъектов к формированию личности в условиях сетевой формы реализации образовательных программ включала в себя:
- во-первых, начальную подготовку педагогов (формирование представлений и информирование по вопросам сетевого взаимодействия, необходимости реализации сетевых образовательных проектов, содействие в разработке моделей таких программ);
- во-вторых, помощь в подборе эффективных педагогических методов, учебных материалов и инструментария при насыщении содержания образовательной программы сетевыми формами;
- в-третьих, определение совместно с педагогами содержания деятельности обучающихся в процессе сетевого взаимодействия при освоении образовательной программы.
Так, например, в этом году в рамках деятельности площадок были проведены следующие мероприятия: семинар-практикум для заведующих дошкольных образовательных организаций «Современные технологии управления развитием дошкольной образовательной организации», практикум по педагогическому проектированию для администрации и педагогов общеобразовательных школ «Организация проектной деятельности в начальной школе», обучающий семинар для родителей гиперактивных детей «Как жить с гиперактивным ребенком», педагогическая мастерская для учителей начальных классов «Организация исследовательской деятельности в начальной школе» (на примере создания младшими школьниками виртуальной экскурсии), семинар-практикум «Проблемы социального развития одаренных школьников» для педагогов школы № 4 и др.
Мы выделили следующие специфические задачи в рамках подготовки педагогов: овладение знаниями о сетевом взаимодействии, его функциями, лучшими практиками, ведущими моделями и др.; овладение специальными знаниями, умениями и навыками для решения конкретных учебно-вос-
питательных задач в условиях сетевого взаимодействия; овладение технологиями сетевого взаимодействия, а также сетевыми формами реализации образовательной программы.
Реализация цели повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина в сфере высшего образования предполагает в качестве одной из первоочередных задач построение инновационных моделей осуществления образовательного процесса, в том числе и на основе сетевого взаимодействия. Предложенные нами этапы и задачи организации работы по педагогическому обеспечению формирования личности в условиях сетевой формы реализации образовательных программ обладают четкостью и эффективностью при последовательном их применении.
Библиографический список
1. Ковалева Т.М. Основные тенденции развития тьюторства в России. // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф. (28-30 марта 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. Л. А. Косолаповой. - Пермь: ПГГПУ 2012. - С. 3-5.
2. Леван Т.Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций по вопросам формирования у обучающихся культуры здоровья: теоретико-методологический аспект профессиональной подготовки педагогических кадров // Образование и наука. - 2015. - № 9 (128). - С. 83-106.
3. Набивачева Е. Проблема адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. - 2006. - № 12. - С. 89-92.
4. СердюкМ.А. Модель управления профессиональной образовательной организацией в условиях сетевого взаимодействия // Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования: Сб. материалов I Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. - Борисоглебск, 2016. - С. 10-17.
5. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Роль супервизии в формировании профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 3. - С. 45-53.
References
1. Kovaleva T.M. Osnovnye tendencii razvitiya t'yutorstva v Rossii. // T'yutorskoe soprovozhdenie individual'nyh obrazovatel'nyh programm na raznyh stupenyah obucheniya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (28-30 marta 2012 g., g. Perm') / pod obshch. red. L.A. Kosolapovoj. - Perm': PGGPU, 2012. - S. 3-5.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №2
139
2. Levan T.N. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh organizacij povoprosamformirovaniya u obuchayushchihsya kul'tury zdorov'ya: teoretiko-metodologicheskij aspekt professional'noj podgotovki pedagogicheskih kadrov // Obrazovanie i nauka. -2015. - № 9 (128). - S. 83-106.
3. Nabivacheva Е. Problema adaptacii inostrannyh studentov v vuze // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2006. - № 12. - S. 89-92.
4. Serdyuk M.A. Model' upravleniya professional'noj obrazovatel'noj organizaciej v
usloviyah setevogo vzaimodejstviya // Setevoe vzaimodejstvie kak uslovie formirovaniya novogo kachestva professional'nogo obrazovaniya: Sb. materialov I Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konf. - Borisoglebsk, 2016. - S. 10-17.
5. Suhova Е.1., Zubenko N.YU. Rol' supervizii v formirovanii professional'nyh kompetencij bakalavrov psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2013. -№ 3. - S. 45-53.