Научная статья на тему 'Прогнозирование подготовки специалистов функция управления инновационными процессами'

Прогнозирование подготовки специалистов функция управления инновационными процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СИСТЕМА / СОТРУДНИЧЕСТВО / РЫНОК ТРУДА / ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / PROGNOSIS / SYSTEM / COOPERATION / LABOR MARKET / PROGRAM OF INTERACTION / REGULATION / BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Высоцкий Лев Александрович

В статье обоснованы функции управления инновационными процессами, связанные с прогнозированием подготовки специалистов на основе оценки регионального рынка труда. Показана роль региональных программ содействия занятости важнейшего инструмента регулирования сбалансированности спроса и предложения на основе взаимодействия образовательной и рыночной систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Высоцкий Лев Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialists training prognosis as a function of management of innovation processesa

The article justifies the functions of management of innovation processes connected with the prognosis of training of specialists based on an assessment of the regional labour market. The role of regional programs in promoting employment a major instrument for regulating the balance of supply and demand based on the interaction of education and market systems is shown.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование подготовки специалистов функция управления инновационными процессами»

Л. А. Высоцкий

(г. Волхов)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ -ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

В статье обоснованы функции управления инновационными процессами, связанные с прогнозированием подготовки специалистов на основе оценки регионального рынка труда. Показана роль региональных программ содействия занятости - важнейшего инструмента регулирования сбалансированности спроса и предложения на основе взаимодействия образовательной и рыночной систем

В современных условиях функция прогнозирования приобрела особую актуальность в ходе становления рынка труда. Четкое и обоснованное прогнозирование позволяет определить главные задачи, наметить оптимальные пути их решения, обеспечить ресурсное сопровождение процессов профессиональной подготовки, получить оптимальный результат.

В ходе деятельности в условиях автономиза-ции учебное заведение профессионального образования защищено необходимой нормативноправовой базой. Появляются возможности многоканального финансирования, создаются условия эффективно решать кадровые вопросы и самостоятельно не только контролировать качество подготовки специалистов, но и прогнозировать процессы по горизонтали и вертикали.

При осуществлении регионализации профессионального образования именно национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов, проживающих в субъектах Российской Федерации,. Эти процессы включают образовательные циклы и предметы, в большинстве которых выделяются учебные курсы и разделы, отражающие не только национальное своеобразие культуры, но и запросы и потребности региона, работодателей, регионального и отраслевых рынков труда.

К. Г. Кязимов считает, что «центральной проблемой рынка труда является качество рабочей силы, ее оптимальное распределение по территориям, отраслям и организациям» [4, с. 12]. В настоящее время в российском профессиональном образовании утверждается общая тенденция, соответствующая принципиальному повышению требований к качеству рабочей силы в связи нарастающей глобализацией и предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Для повышения качества подготовки рабочих кадров и специалистов, соответствующей

потребностям рыночной экономики необходимо совершенствовать взаимодействие учреждений профессионального образования разных уровней (НПО, СПО и ВПО) с рынком труда и, несмотря на рыночную самодостаточность, использовать основные законы, закономерности и механизмы его регулирования извне. Процесс взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда должен способствовать сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, обеспечивать оптимальные пропорции развития сети учебных заведений, рационализировать объемы и профили подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом запросов личности, социума и требований производства и рынка труда региона.

Рынок труда и система профессионального образования, как социально-экономические системы, являются открытыми, имеющими связи между собой и с внешней средой [6, 8].

Саморегулирование в таких социально-экономических системах, какими являются учреждения НПО и СПО и рынок труда, происходит на основе определенного взаимодействия между ними и профессионально- образовательной средой. Поэтому «достижение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы может происходить постепенно в результате согласования интересов взаимодействующих систем» [5, с. 14].

В связи с новыми социально-экономическими условиями и состоянием социума и общества, а также в силу своей открытости учреждения профессионального образования НПО и СПО имеют возможность анализировать и оценивать ситуацию на рынке труда, прогнозировать и учитывать перемены в сфере экономики и занятости, своевременно реагировать на них, повышать потенциал саморазвития организации.

Социальные системы, в отличие от других, имеют свою специфику, проявляющуюся в том, что в них, помимо внутренних связей и структу-

ры, необходимо учитывать внешние связи и окружение, часто имеющие на систему довольно сильное влияние, с которым система обменивается информацией и энергией, а также подпитывается от них.

Эволюция таких систем определяется результатами взаимодействия субъектов между собой и условиями окружающей среды. В том случае, когда изменения не устраняются, происходит процесс наращивания проблем, что приводит к достижению порога равновесия, где возникающие отклонения могут служить началом непредвиденных изменений, возрастания негативных процессов и неопределенности.

Подтверждением такого состояния и положения являются процессы перепроизводства по таким специальностям, как бухгалтер, секретарь, и недостаток в подготовке по рабочим профессиям. В результате структура подготовки рабочих кадров и специалистов по отношению к потребности на рынке труда большинства регионов России представляет следующую картину: 80% вакансий предназначены для рабочих профессий, а удельный вес учащихся и студентов, осваивающих такие профессии, составляет только 30% от общего количества обучающихся в учреждениях НПО и СПО.

Преобразование и планирование обучения в учреждениях НПО и СПО осуществляется на основе учета спроса специалистов и работодателей, характеризуемых нами как сигналы. В практике различают два вида сигналов, поступающих в учебное заведение:

- поступающие от предприятий и соискателей рабочих мест (наличие вакансий, уровень зарплаты, количество безработных и др.);

- инициируемые самими учреждениями (спрос на определенные профессии со стороны абитуриентов, стоимость обучения, тенденции в трудоустройстве).

Опыт промышленно развитых стран показывает, что рынок труда, являясь не полностью саморегулирующейся системой, требует регулирования со стороны, а для саморегулирования - и мер по тем направлениям, которые не могут регулироваться рынком. Рынок труда является важнейшей формой адаптации социальных систем, поэтому этот процесс требует внимания, государственного и общественного регулирования в сфере профессионального образования и занятости молодежи как первейшей социальной гарантии для населения.

Механизм регулирования этих процессов включает в себя «рыночное саморегулирование, административное регулирование и систему социального партнерства, при этом значение каж-

дого элемента зависит от специфики региона и темпов социально-экономических преобразований» [4, с. 19].

Важнейшим инструментом государственной политики регулирования проблем занятости и рынка труда, сбалансированности спроса и предложения на основе взаимодействия образовательной и рыночной систем являются региональные программы содействия занятости и рынка труда. Такие программы позволяют воздействовать как на объемы и структуру предложения рабочей силы, так и на спрос, либо через создание рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места.

Анализ ряда научно-методических разработок по прогнозированию потребности в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов показывает, что по данному направлению еще не выстроилась четкая реальная методика как для России в целом, так и для отдельных регионов.

В рассмотренных методиках прогнозирования подготовки рабочих кадров за основу взяты общие объекты наблюдения и исследования (основные профессии и специальности, организации и предприятия всех форм собственности). Анализом охвачена совокупность хозяйствующих субъектов, разбитых по численности на следующие типы организаций: «малые» и

«средние и крупные». Из этого исключены профессии неквалифицированного труда. Для определения потребности используется среднесрочное прогнозирование.

В опыте работы учреждений НПО и СПО Ленинградской области в совместной деятельности субъектов рынка труда по совершенствованию процессов прогнозирования подготовки специалистов отработаны различные схемы взаимодействия и интеграции. Проведен анализ перспективной потребности рынка труда области в квалифицированных рабочих и специалистах, определены основные тенденции развития рынка труда, обосновано локальное прогнозирование подготовки кадров, где основой формирования заказа на подготовку будущих специалистов является договор и отраслевой характер производственной структуры.

Необходимо отметить, что процесс воспроизводства трудовых ресурсов независимо от характера общественной формации определяется общим положением о существовании индивида и поддержанием его жизни, предполагает замену выбывающих из производства рабочих, включает подготовку квалифицированной рабочей силы путем накопления знаний и навыков.

152

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

Существенной особенностью методики прогнозирования трудовых ресурсов на основе анализа и оценки рынка труда является необходимость рассмотрения их в экономическом и социальном аспектах. В первом случае трудовые ресурсы выступают как фактор производства, а во втором - являются целью производства. Решение данной задачи обеспечивается разработкой комплексного прогноза воспроизводства, охватывающего все его стадии.

При разработке прогноза нами были выделены условно пять основных этапов:

1. Исходным пунктом прогнозирования и проектирования является анализ основных тенденций и закономерностей, характеризующих процессы воспроизводства трудовых ресурсов в регионе, и выявление основных проблем, препятствующих их распределению и использованию.

2. С учетом результатов анализа на втором этапе разрабатывается система прогнозов естественного и механического движения населения - от уровня образованности населения, развития системы образования к изучению потребности региона в кадрах, занятости населения по сферам и отраслям, роста производительности труда в отраслях экономики региона.

3. На третьем этапе производится разработка наиболее обоснованной концепции подготовки кадров и увязка ее с прогнозом их распределения и использования в экономике. По-

лученные на втором этапе результаты прогнозов демографической структуры трудоспособного населения, а также прогнозов потребности отдельных половозрастных групп населения в работе увязываются с прогнозными показателями развития системы профессионального образования подготовки кадров, с выявленной региональной потребностью в рабочих и специалистах соответствующего уровня образования.

4. На четвертом этапе осуществляется расчет системы показателей, включающей воспроизводство населения в регионе, подготовку кадров, удовлетворение физических и духовных потребностей населения. На этой стадии особое значение имеет использование метода баланса. Разработка сводного прогнозного баланса обеспечивает взаимоувязку показателей двух стадий: подготовку и распределение, образовательное учреждение и рынок труда.

5. На заключительном этапе производится корректировка системы показателей на основе уточненных перспективных критериев роста производительности труда в отраслях экономики для всех категорий работников.

Таким образом оптимальное взаимодействие системы профессионального образования с региональными и отраслевыми рынками труда позволяет использовать возможности региона для качественной профессиональной подготовки конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Литература

1. Авербух Р. Н. Интеграция образовательных учреждений и классификация ее организационных форм. - СПб.: ИПТО РАО. 1998. -166 с.

2. Высоцкий Л. А. Управление интеграционными процессами в системе подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: ИОВ РАО. 2004.

- 182 с.

3. Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 года. - М: МО РФ НФПК. 2002. - 36 с.

4. Кязимов К. Г. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда. - М.: ИЦ НОУ ИСОМ, 2005. - 48 с.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. 3-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 353 с.

6. Рынок труда и квалифицированные кадры (опыт, проблемы, рекомендации) / под ред. В. Д. Рожкова. - СПБ.: Мерлин, 2000. - 112 с.

7. Топоровский В. П. Аналитическая деятельность руководителя образовательного учреждения : учеб. пособие. - СПб: ЛОИРО, 2001. -104 с.

8. Соколов А. Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением. - СПб., 2000. - 260 с.

9. Сухобская Г. С. Психология в управлении (Продолжение диалога с директором школы). - СПб., 1999. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.