Научная статья на тему 'Научно-методическая поддержка профессионального роста педагогов в современных условиях'

Научно-методическая поддержка профессионального роста педагогов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА / ПАРТНЕРСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / SUPPORT / PARTNERSHIP / COOPERATION / DEVELOPMENT / NETWORKING / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоровский Виталий Петрович, Моштаков Антон Анатольевич

В статье рассматриваются возможности научно-методической поддержки профессионального роста педагогов. Особо выделены аспекты социального партнерства и наставничества в ходе сетевого взаимодействия педагогических работников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топоровский Виталий Петрович, Моштаков Антон Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF TEACHER PROFESSIONAL GROWTH IN THE CURRENT CONTEXT

The article discusses the opportunities for scientific and methodological support of teacher professional growth. The issues of social partnership and mentoring in teachers’ networking are highlighted

Текст научной работы на тему «Научно-методическая поддержка профессионального роста педагогов в современных условиях»

В.П. Топоровский, А.А. Моштаков

(Санкт-Петербург)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF TEACHER PROFESSIONAL GROWTH IN THE CURRENT CONTEXT

В статье рассматриваются возможности научно-методической поддержки профессионального роста педагогов. Особо выделены аспекты социального партнерства и наставничества в ходе сетевого взаимодействия педагогических работников.

Ключевые слова: поддержка, партнерство, сотрудничество, развитие, сетевое взаимодействие, профессиональный стандарт, профессиональный рост.

The article discusses the opportunities for scientific and methodological support of teacher professional growth. The issues of social partnership and mentoring in teachers' networking are highlighted. Key words: support, partnership, cooperation, development, networking, professional standard, professional growth.

В последние годы в Российской Федерации приняты документы, характеризующие государственную образовательную политику и существенно затрагивающие основные аспекты совершенствования образовательного процесса в учебных заведениях разных видов и уровней на основе требований профессиональных и образовательных стандартов.

Рассматривая педагогическую деятельность профессиональных образовательных организаций, отметим, что основные цели и задачи, определенные в документах, предполагают создание оптимальных условий образовательного процесса и в связи с этим предъявляют повышенные требования к профессионализму преподавателей, к его совершенствованию и росту.

Для выполнения этих целей должны быть, во-первых, задействованы внутренние ресурсы учебного заведения и всех его

субъектов, а также партнеров, заинтересованных в подготовке квалифицированных, компетентных и конкурентоспособных специалистов. Во-вторых, необходимо построение и содержательное наполнение образовательного процесса, позволяющего получить результаты более высокого качества. В-третьих, важно обеспечить управление системой эффективного партнерства субъектов образования на основе взаимовыгодного взаимодействия.

Документами, определяющими образовательную политику в Российской Федерации, являются: Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного

профессионального образования», а также Национальный проект (программа) «Развитие образования» до 2024 года [1, 2, 7].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что педагоги могут пользоваться следующими академическими правами и свободами: «... на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций» [1].

Профессиональный стандарт педагога, наряду с другими его аспектами, призван способствовать повышению мотивации педагогических работников к труду и качеству образования, установлению единых требований к содержанию и технологиям профессиональной педагогической деятельности, оценке уровня квалификации педагогов при приёме на работу, при аттестации, формировании должностных инструкций и планировании карьеры [2].

В содержании профессионального стандарта заложены требования к развитию личностно-профессиональных качеств педагога, уровню его профессиональной подготовки, результативности повышения квалификации, стажировки, аттестации и эффективному применению современных педагогических технологий. Педагогические работники обязаны «использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации учебной и учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности» [2, с. 9].

Отметим, что педагог, во-первых, должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и, во-вторых, в полной мере владеть предметной специализацией. Личностные и индивидуальные качества должны отвечать одновременно ряду требований, предъявляемых к этой профессии: к учителю, как к носителю профессии, его готовности к пониманию психических состояний учеников, к социальному взаимодействию, к педагогическому такту, в проявлении которых выражается

общая культура педагога, высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Эта мысль также отмечена в целях и задачах Национального проекта (программы) «Развитие образования» до 2024 года. Так, среди выделенных основных задач проекта отметим особо задачу о внедрении в образовательную практику «национальной системы профессионального роста педагогических работников» [7, с. 2].

Заметим, что Национальный проект «Развитие образования» состоит из следующих федеральных проектов: современная школа; успех каждого ребенка; современные родители; цифровая школа; учитель будущего; молодые профессионалы; новые возможности для каждого; социальная активность и повышение конкурентоспособности российского высшего образования [7].

Указом Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству РФ было поручено при разработке национального проекта в сфере образования обеспечить к 2024 году достижение следующих целевых показателей:

• обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

• воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Из теории синергетики следует, что любая система, в том числе и система профессионального образования, действует более эффективно и качественно, если она открыта для взаимодействия с другими системами. Взаимодействие может проявляться в разных формах: интеграции структур и компонентов, объединений, творческих групп, а также создания инновационной формы социального партнерства - ресурсных центров.

Взаимодействие будет наиболее эффективным тогда, когда будет достигнута высшая его форма, называемая сотрудничеством. Сотрудничество является наивысшим уровнем согласованности и организации субъект-субъектных отношений в совместной деятельности. Остановимся на примерах оптимального управления системой эффективного партнерства в образовании взрослых на основе взаимовыгодного взаимодействия.

Рассмотрим примеры научно-методической поддержки профессионального роста педагогов системы среднего профессионального образования Ленинградской области.

В регионе функционирует 25 учреждений среднего профессионального образования (СПО), 2 учреждения высшего профессионального образования и Мультицентр социальной и трудовой интеграции. Работает в организациях среднего профессионального образования около 1,7 тысяч педагогов (1,5 тысячи преподавателей и около 200 мастеров производственного обучения).

Приоритетным направлением деятельности организаций СПО является обеспечение баланса спроса и предложения на профессиональное образование. Ленинградская область занимает одно из первых мест в РФ по востребованности выпускников, уровень трудоустройства составляет 99,7%.

Отметим, что научно-методическая поддержка прежде всего должна быть системной. Она будет эффективной при наличии научной, методической, психолого-педагогической, социально-адаптационной и других составляющих поддержки.

Научная составляющая научно-методической поддержки профессионального роста педагогов может совершенствоваться в ходе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в процессе следующих видов деятельности: включение в образовательную программу инвариантного блока научно-методологического содержания; проведение в рамках курсового обучения семинаров с научным содержанием; организация семинаров и курсов с тематикой «Самоанализ и экспертиза педа-

гогической деятельности», «Школа исследовательской культуры» и др.

В качестве примера остановимся на опыте деятельности по подготовке кадров высшей квалификации в ресурсном центре «Школа исследовательской культуры», организованном в Ленинградском областном институте развития образования (ЛОИРО) в 2003 году. Создание такого ресурсного центра вызвано усилением взаимодействия и взаимодополнения теории и практики, совершенствования форм организации и деятельности таких структур, как аспирантура и соискательство, а также развития общественных кластеров, способствующих подготовке педагогов-исследователей, научно-методической поддержки профессионального роста педагогов, формированию и развитию их профессиональной, исследовательской и аналитической компетентности.

Такой специфический ресурсный центр, как модель (кластер) научно-образовательного объединения, позволяет решать следующие задачи научно-методической поддержки профессионального роста педагога:

- организовать повышение квалификации для подготовки и роста потенциала кадров высшей категории;

- оказать научно-методическую, технологическую, организационную помощь по индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности;

- привлекать к исследованиям практических педагогических работников;

- содействовать интеграции, координации научно-исследовательской работы педагогов и коллективов учреждений разных уровней.

Результатом деятельности «Школы исследовательской культуры», как специфической инновационной формы социального партнерства, ресурсного центра, кластера, является ее востребованность среди педагогических работников. За период деятельности более 200 педагогов прошли повышение квалификации, получили статус педагогов-исследователей, повысили свой научно-методологический уровень. Свыше 20 педагогических работников успешно защитили диссертационные исследования по

актуальным проблемам педагогики и образования взрослых.

Методическая составляющая является важной составной частью повышения эффективности образовательной деятельности, представляет совокупность мероприятий с целью совершенствования методики и технологий повышения качества проведения занятий, разработки и внедрения методов и средств обучения на основе достижений науки, передового педагогического опыта для повышения компетентности, профессионального мастерства преподавателей.

Методическая работа подразделяется на учебно-методическую и научно-методическую деятельность. Учебно-методическая - обеспечение учебного процесса, совершенствование и повышение эффективности методов и средств обучения, изучение и освоение передового опыта, посещение лекций, семинаров, занятий; проведение и организация инструктивно-методических совещаний; наставничество и практическая помощь молодым специалистам.

Научно-методическая работа - организация повышения квалификации, изучение, анализ, освоение инновационных технологий, исследование и разработка новых методов и средств обучения, издание печатных работ, статей для внутреннего и внешнего пользования, организация круглых столов, научно-практических конференций и семинаров преподавательского состава и обучающихся.

Важной характеристикой психолого-педагогической направленности педагога является педагогическая центрация, представляющая его избирательность на разные стороны педагогического процесса. Выделяются несколько типов центрации: конформная центрация на интересах, мнениях коллег; эгоцентрическая центрация на интересах, потребностях своего Я; гуманистическая центрация на интересах детей; центрация на интересах и требованиях администрации; центрация на интересах родителей и методическая, или познавательная, - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.

Психологи выделили следующие качества педагога как взрослой личности:

1. Осознание себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критическое отношение к любым попыткам руководить им.

2. Большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, мировоззрение, с точки зрения которого оценивает информацию.

3. Мотивация к учению заключается в прагматическом подходе - стремлении решить жизненные проблемы (карьера, общение, аттестация и т.д.).

4. Активное применение знаний или получение удовлетворения от процесса учебы.

5. Восприятие неизменно сопровождается эмоциональной оценкой информации.

Важной характеристикой профессионально-педагогической деятельности является стиль общения педагога. Стиль общения - категория социальная и нравственная. Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок поведения, но в целом он сохраняет стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности.

Важно учитывать, что коллективный характер педагогической профессии имеет свои особенности. В отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, педагог должен не только управлять, но и сотрудничать. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Творчество педагога может проявляться не только в реализации образовательного процесса, но и в собственном развитии, в улучшении личных и профессиональных качеств.

Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается его соответствие должности, и вообще, сфере деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе сотрудников, является показателем успешности личности как профессионала. Человек, обладающий определённым набором качеств, подхо-

дящих для выбранной профессии, намного быстрее развивается и достигает высоких целей, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.

Так как целью любого обучения является формирование профессионала по определённой специальности, основные этапы развития личностно-профессиональных качеств происходят в учебных заведениях. Кроме взаимодействия с преподавателями, человек находится на этапе активного саморазвития и самосовершенствования. Именно в период получения образования происходит формирование и развитие главных качеств (как личностных, так и профессиональных), необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

По нашему убеждению, одной из важнейших форм проявления познавательной активности педагога является самообразование и повышение на этой основе уровня его квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности. Необходимость повышения роли самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой - реалиями и тенденциями непрерывного образования, связанными с постоянно меняющимися условиями педагогического труда.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. Это специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. [8, с. 132].

Самообразование предполагает овладение техникой и культурой умственного труда, умение преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным. Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интегратив-

ность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, доступность, опережающий характер, компен-саторность, перманентность перехода от низких ступеней к высшим.

Наряду с профессиональной подготовкой специалистов в учебных заведениях региона, активизировались в последние годы формы корпоративной подготовки кадров в ресурсных центрах предприятий, созданных на базе учебных подразделений, отделов и других организационных форм предприятий, в которых педагогической деятельностью занимаются квалифицированные специалисты по соответствующему направлению производства.

В качестве примера можно привести деятельность ресурсных центров на следующих предприятиях Ленинградской области: ЗАО «Метахим» г. Волхова, ОАО «Выборгский судостроительный завод», ОАО «Ростер-миналуголь» г. Кингисеппа с отделением в п. Усть-Луга, ОАО «Выборгская целлюлоза» в Выборгском районе п. Советский, ОАО «Толмачевский завод железобетонных и металлических изделий» и др.

Для повышения компетентности и профессионализма педагогических работников этих центров им оказывается консультационная, научно-методическая и информационная помощь учеными и методистами кафедры профессионального образования ЛОИРО.

Таким образом, в ходе поддержки и сопровождения профессионального развития педагога важно учитывать профессионально значимые потребности, опыт и особенности педагогической деятельности, запросы в развитии базовой теоретической подготовки, возможности обогащения личностной и профессиональной культуры преподавателя, необходимость успешно пройти аттестационные процедуры.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования России. - 2012.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 8 сентября 2015 года № 608 н.

3. Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования ГАРАНТ.РУ: 11. 09. 2015. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71076382/#ixzz4WehA1200

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Уч. пособие для студ. вузов. - 2-е изд., пер., доп. - М.: Акад. проект; Екатеринбург.: Деловая книга, 2003. - 336 с.

5. Информационные материалы к отчету «О результатах деятельности правительства ЛО за 2017 год» по реализации «Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года». - СПб., 2018.

6. Концепция развития профессионального образования Ленинградской области на 2018-2030 годы «Профессиональное образование Ленинградской области: новые ориентиры - новое качество».

7. Национальный проект (программа) «Развитие образования» до 2024 года.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. Редколлегия: М.М. Безруких, В.А. Болотов и др. - М.: БРЭ, 2003.

9. Распоряжение правительства РФ от 03 03 2015, №349-р.

10. Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога; технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки: уч-мет. пос. - 2-е изд., стер. - М.: Планета, 2011. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.