Научная статья на тему 'Потенциал развития и саморазвития педагогов процессе внедрения профессионального стандарта'

Потенциал развития и саморазвития педагогов процессе внедрения профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DEVELOPMENT / CREATION / SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARDS / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоровский Виталий Петрович

В статье рассматриваются возможности развития личностно-профессиональных качеств пе-дагога в процессе внедрения профессионального стандарта. Показаны особенности и многогран-ность педагогической профессии, формы и методы ее совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топоровский Виталий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S CAPACITY DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL STANDARD IMPLEMENTATION

The article discusses the possibilities of development of teacher’s personal-professional profile in implementing professional standards. Features and versatility of the pedagogical profession, forms and methods of its develpment are shown

Текст научной работы на тему «Потенциал развития и саморазвития педагогов процессе внедрения профессионального стандарта»

В.П. Топоровский

(Санкт-Петербург)

потенциал развития и саморазвития педагога в процессе внедрения профессионального стандарта

teacher's capacity development and self-development in the process of professional

standard implementation

В статье рассматриваются возможности развития личностно-профессиональных качеств педагога в процессе внедрения профессионального стандарта. Показаны особенности и многогранность педагогической профессии, формы и методы ее совершенствования. Ключевые слова: развитие, формирование, самообразование, профессиональный стандарт, педагогическая деятельность.

The article discusses the possibilities of development of teacher's personal-professional profile in implementing professional standards. Features and versatility of the pedagogical profession, forms and methods of its develpment are shown.

Key words: development, creation, self-education, professional standards, pedagogical activity.

В последнее время в России происходят существенные изменения в образовании, приняты документы, характеризующие государственную образовательную политику и затрагивающие основные аспекты образовательного процесса, механизмы внедрения профессиональных и образовательных стандартов и учебных программ.

Документами, определяющими образовательную политику в Российской Федерации, являются: Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и др. [1,2].

Профессиональный стандарт педагога как инструмент реализации стратегии образования является мощным фактором повышения качества отечественного обра-

зования разных уровней. Стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, установить единые требования к содержанию и технологиям профессиональной педагогической деятельности, оценке уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, формированию должностных инструкций и планирования карьеры. [2.]

В содержании профессионального стандарта педагога заложены подходы к его квалификации с учетом обобщенных трудовых функций и их компонентов. Уделено внимание развитию личностно-профессиональ-ных качеств педагога, уровню его профессиональной подготовки, результативности повышения квалификации, стажировки, аттестации и эффективному применению современных педагогических технологий.

Педагогам рекомендуется обучаться по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три

года. Педагогические работники обязаны «использовать педагогически основанные формы, методы и приемы организации учебной и учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности» [2, с. 9].

Необходимо подчеркнуть, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что педагоги могут пользоваться следующими академическими правами и свободами: «право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций» [1].

Отметим, что особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны, педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития, с другой в полной мере владеть предметной специализацией.

Положение об определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Личностные и индивидуальные качества должны отвечать одновременно ряду требований, предъявляемых к этой профессии: к учителю как к носителю профессии, его готовности к пониманию психических состояний учеников, к социальному взаимодействию, к педагогическому такту, в проявлении которых выражается общая культура педагога, высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Э. Ф. Зеер определяет свойства личности, структуру которых составляют собственно педагогические способности: делать учебный материал доступным; творчество в работе; педагогически-волевое влияние на обучающихся; способность организовать коллектив; интерес и любовь к детям; содержательность и образность; педагогический такт; способность связать предмет с жизнью; педагогическая требовательность [3].

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является педагогическая центрация,

представляющая его избирательность на разные стороны педагогического процесса. Выделяются несколько типов центрации: конформная - центрация на интересах, мнениях коллег; эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я; гуманистическая - центрация на интересах детей; центрация на интересах и требованиях администрации; центрация на интересах родителей, методическая (или познавательная) - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие следующих психолого-педагогических качеств и способностей: интерес к людям и наличие потребности и умений общения, коммуникативные качества; способность эмоциональной эмпатии; гибкость, оперативно-творческое мышление; умение поддерживать обратную связь; умение управлять собой, своим психическим состоянием; способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации); умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; хорошие вербальные способности; владение искусством педагогических переживаний; способность к педагогической импровизации.

Важной характеристикой профессионально-педагогической деятельности является стиль общения педагога. Стиль общения педагога - это категория социальная и нравственная. Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности.

Важно учитывать, что коллективный характер педагогической профессии имеет свои особенности. В отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, педагог должен не только управлять, но и сотрудничать. Творческий характер педагогической деятельности является важней-

шей ее особенностью. Творчество педагога может проявляться не только в реализации образовательного процесса, но и в собственном развитии, в улучшении личных и профессиональных качеств.

Педагогический труд отличается сложностью и многогранностью, его результаты трудно поддаются обычному учету, анализу и оценке. В области педагогического труда практически невозможно сразу получить результат. Часто результаты педагогического труда отодвигаются во времени и имеют кумулятивный характер. Эта особенность дает возможность, суммируя промежуточные результаты, оценить их и, учитывая отсроченные итоги, повысить эффективность педагогического труда.

Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается его соответствие должности, и вообще сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе сотрудников является показателем успешности личности как профессионала. Человек, обладающий определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии, намного быстрее развивается и достигает высоких целей, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.

Так как целью любого обучения является формирование профессионала по определённой специальности, основные этапы развития личностно-профессиональных качеств происходят в учебных заведениях. Кроме взаимодействия с преподавателями, человек находится на этапе активного саморазвития и самосовершенствования. Именно в период получения образования происходит формирование и развитие главных качеств (как личностных, так и профессиональных), необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

Выделяются несколько основных аспектов, помогающих в развитии личностных качеств. Первым является самоанализ, способствующий оценке имеющихся качеств. Определившись с недостающими качествами, выбирают пути и технологии их формирования. Обязательным условием успеха является наличие сроков достижения цели

и примера для подражания. Для формирования новых или развития уже имеющихся качеств необходимо время. В случае удачного выполнения первого этапа у человека появляется повод для повышения самооценки.

По нашему убеждению, одной из важнейших форм проявления познавательной активности педагога является самообразование и повышение на этой основе уровня его квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности. Необходимость повышения роли самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой - реалиями и тенденциями непрерывного образования, связанными с постоянно меняющимися условиями педагогического труда.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования. Самообразование - специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации [4, с.132].

Самообразование предполагает овладение техникой и культурой умственного труда, умение преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным. Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интегратив-ность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, доступность, опережающий характер, компен-саторность, перманентность перехода от низких ступеней к высшим.

Психологи выделили такие особенности педагога как взрослой личности:

1. Осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им.

2. Имеет большой запас жизненного,

социального и профессионального опыта, формирующий его мировоззрение, с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию.

3. Мотивация к учению заключается в совершенно прагматическом подходе -стремится с помощью учебы решить свои жизненные проблемы (карьера, общение, аттестация, развлечение и т. д.).

4. Стремится к применению полученных знаний или к получению безотлагательного удовлетворения от самого процесса учебы.

5. Восприятие педагога неизменно сопровождается эмоциональной оценкой информации.

Анализ зарубежного и отечественного опыта разработки и использования методов образования взрослых, в том числе педагогов, позволяет выделить те, которые в наибольшей степени обогащают мотивацию учебной деятельности, содействуют развитию профессиональной компетентности, предусматривающей вариативность в использовании разнообразных форм учебной деятельности и групповой работы, динамическую смену ее видов.

Одной из наиболее распространенных форм развития педагога являются семинары в виде коротких учебных курсов, направленных на изучение актуальной темы или проблемы. Во время обучения на семинаре предполагается активность и личная заинтересованность слушателей, их способность наряду с организаторами «привносить» нечто существенное в содержание курса, в результате чего рождаются идеи и создается нечто новое - продукт (проект). А каждый участник семинара получает своеобразный заряд, импульс, помогающий сориентироваться, определить задачи, наметить и обсудить пути их решения.

Примером продуктивного повышения квалификации педагога может быть семинар на тему «Самодиагностика и экспертиза педагогической деятельности». Участники семинара - это преподаватели системы общего и профессионального образования, подготовки и переподготовки различных категорий обучающихся Ленинградской области, которые хотят пройти аттестацию на

соответствие определенной категории осуществления педагогической деятельности.

Основными целями семинара являются: овладение аналитическими технологиями самодиагностики и экспертизы педагогической деятельности; подготовка документов для прохождения аттестации на соответствующую категорию и применение полученных знаний в практической деятельности.

При проведении семинара применялись следующие технологии: групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций; деловые игры; творческие мастерские и др. Предложенные технологии универсальны и могут быть использованы при организации образовательного процесса в учебном заведении. Основой каждой является работа в «малой группе», в рамках которой возможно активное взаимодействие и диалогическое общение субъектов образовательного процесса.

В ходе повышения квалификации учитывались следующие факторы: профессионально значимые потребности, опыт и особенности педагогической деятельности; потребности в развитии базовой теоретической подготовки; возможность обогатить личностную и профессиональную культуру преподавателя; необходимость успешно пройти аттестационные процедуры.

В практике организации семинаров для взрослых существует довольно большой набор необходимых методик и технологий. Продумывая программу семинара, важно тщательно отбирать те из них, которые позволяют наиболее успешно решить намеченные задачи.

В ходе выполнения задач семинара выделяют следующие этапы.

Первый этап — обоснование проблем в вопросах самоаттестации и экспертизы педагогической деятельности, проработка законодательно-нормативной базы проведения аттестационных процедур.

Второй этап — работа по овладению теоретическими основами проблемы. На этом этапе в центре внимания участников — анализ содержания вопроса, работа с понятиями по самодиагностике, экспертизе и атте-

стации, а также презентации теоретических основ предлагаемых технологий.

Третий этап — практическая работа. На этом этапе использовались активные методы обучения, позволяющие участникам семинара прежде всего, более глубоко проникнуть в изучаемые технологии.

Четвертый этап — рефлексия, осмысление приобретенного опыта. Этот этап является самым важным, так как именно здесь не только осуществляется активное осмысление теории или опыта, но и определяются возможности использования их в педагогической деятельности. Важной задачей на этом этапе становится анализ позитивных эффектов изучаемых технологий, рисков и опасностей, выявление ограничений. В итоге участники самостоятельно защищали подготовленные аттестационные документы.

Пятый этап — завершающий. Подводя итог, руководитель семинара осуществляет анализ работы каждого на основании представленных документов и деятельности в процессе повышения квалификации. Кроме того, делаются общие выводы для слу-

шателей по знанию основных документов, регламентирующих аттестационную деятельность, владению технологиями самодиагностики и экспертизы педагогической деятельности и уровню развития личност-но-профессиональных качеств педагогов.

Управление знаниями в процессе повышения квалификации педагогов осуществляется на основе индивидуального плана, представляющего личностный образовательный маршрут. В энциклопедическом словаре понятие «маршрут» определяется как путь следования, заранее намеченный. Образовательный маршрут представляет заранее продуманный путь обучения, связанный с получением образовательной услуги в выбранном направлении [6].

Многие ученые рассматривают образовательный маршрут как индивидуально - уров-невый учебный план, составленный с учетом сформированности знаниевой базы, целей и потребностей личности и позволяющий создать условия для развития личностно-про-фессиональных качеств педагога в процессе внедрения профессионального стандарта.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации //Вестник Образования России. - 2012.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 8 сентября 2015 года № 608 н.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Уч. пособие для студ. вузов, - 2-е изд., пер., доп. - М.: Акад. проект; Екатеринбург.: Деловая книга, 2003. - 336 с.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. Для студентов вузов, - М.: ИЦ «Академия», 2000, - 176 с.

5. О результатах деятельности Правительства Ленинградской области за 2017 год, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным собранием Ленинградской области. Информационные материалы к отчету. 2018. - 215 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад: Редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов и др. - М.: БРЭ, 2003.

7. Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога: технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки. Учебно-методическое пособие. 2-е изд. стереотип. - М.: Планета. 2011. - 176 с. (Управление школой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.