Л. Е. Лукина
(Санкт-Петербург, г. Пушкин)
Организационно-педагогические условия формирования
исследовательской компетентности педагогов в филиале
современного университета
В статье дается обоснование организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале современного университета на организационно-управленческом, научно-методическом и организационно-структурном уровнях; раскрываются возможности их реализации и результативность на примере Выборгского института (филиала) Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.
Современные требования к развитию школы, воспитывающей личность с широким кругозором, способную творчески и самостоятельно мыслить, являются основой и для организации системы непрерывной профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов [3]. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании] (воспитатель, учитель]» определяет трудовые функции педагога, среди которых - применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, систематический анализ эффективности педагогической деятельности, владение проектной деятельностью, методикой эксперимента, организация олимпиад, конференций и др. [4]. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего и высшего профессионального образования (СПО и ВПО] предъявляют высокие требования к подготовке педагога, который должен ориентировать свою деятельность на решение психолого-педагогических проблем и на исследование особенностей развития личности обучающихся, их интеллектуально-творческого потенциала, учебно-познавательной мотивации, формирование инновационной образовательной среды, а также быть организатором творческой исследовательской деятельности студентов [12, 11]. По мнению современных ученых, исследовательская компетентность педагога должна быть одним из компонентов его профессиональной компетентности [5, 6, 9 и др.].
Основным фактором, определяющим современные подходы к формированию исследовательской компетентности педагогов, является концепция непрерывного образования, в частности непрерывного профессионального образования (НПО]. Формирование исследовательской компетентности педагогов должно осуществляться на основе принципов непрерывности, преемственности и социального партнерства на нескольких уровнях профессионального образования: 1] среднее профессиональное образование; 2] высшее образование - бакалавриат; 3] высшее образование - специалитет, магистратура; 4] высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации [13]. Исходя из концепции НПО, в систему формирования исследовательской компетентности педагогов включается и деятельность образовательной организации в областях профессиональной ориентации школьников и дополнительного профессионального образования взрослых (по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки].
В современных условиях профессиональная подготовка специалистов с учетом идеи непрерывного образования осуществляется в университетах. Современные университеты, являясь учреждениями ВПО, имеют право осуществлять научную и образовательную деятельность не только по образовательным программам высшего профессионального образования, но и среднего профессионального образования, по дополнительным профессиональным программам и др. Современный университет предоставляет возможности для
Формы реализации профориентационного этапа формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале современного университета
Включение Представление Обобщение Организация Совместная
элементов результатов педагогами дистанционных проектно-
учебно- исследовательской региона опыта конкурсов и ссл ед о вател ьская
исследовательской деятельности организации информационных деятельность
деятельности школьников на исследовательской технологий по на основе
в занятия международных деятельности проблемам социального
организующихся научно- школьников на духовно- партнерства
на базе филиала практических международных нравственного студентов и
университета конференциях научно- воспитания для школьников
подготовительных в филиале практических школьников и муниципального
курсов для университета конференциях студентов образования
абитуриентов в филиале
Рис. 1. Формы реализации профориентационного этапа формирования исследовательской компетентности в филиале университета.
формирования исследовательской компетентности педагогов на всех уровнях профессионального образования, а также в системе профессиональной ориентации и дополнительного профессионального образования. Филиал современного университета является его структурным подразделением - следовательно, в образовательной среде филиала должны быть созданы организационно-педагогические условия для развития системы формирования исследовательской компетентности педагогов на принципах НПО в рамках условий региона (муниципального образования).
Организационно-педагогические условия формирования исследовательской компетентности педагога в филиале современного университета представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных, взаимосвязанных возможностей содержания, форм, методов педагогического процесса и акмеологической образовательно-воспитательной среды. Целесообразно рассматривать три уровня организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагога: а) организационно-управленческий, б) научно-методический, в) организационно-структурный.
А. Организационно-управленческий уровень:
1. Во-первых, это создание акмеологиче-ской образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей мотивацию к исследовательской деятельности, возможность самореализации и презентации ее результатов на основе комплексного развития ее внутренней (материально-техническая и информационная базы филиала университета; формирование системы акмеологической поддержки всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, в том числе педагогических кадров) и внешней составляющей (моделирование отношений социального партнерства с социокультурной средой). Развитие и обновление материально-технической базы для формирования исследовательской компетентности педагогов должно выражаться в количественных (например, увеличение единиц и экземпляров учебной и учебно-методической литературы в фондах филиала университета и др.) и качественных показателей (освоение фондов электронных библиотечных систем, создание электронного каталога библиотеки филиала).
2. Единство исследовательской деятельности и процесса обучения и воспитания обеспечивает формирование исследовательской компетентности педагогов на основе принципов преемственности, непрерывно-
сти и социального партнерства в соответствии с выделенными этапами.
2.1. Реализация профориентационного этапа формирования исследовательской компетентности оказывает влияние на профессиональное становление личности старшеклассников в разных формах (повышается уровень самоорганизации, профессиональный выбор становится осознанным, создается «ситуация успеха», активизируются функции обучения, коммуникации, презентации] (рисунок 1, с. 209].
2.2. На втором, общепрофессиональном, этапе решаются задачи формирования мотивации к профессии педагога в процессе учебно-исследовательской, научно-исследовательской, проектно-исследовательской деятельности в следующих формах:
- ознакомление с основными направлениями научно-исследовательской деятельности образовательных организаций и учреждений культуры региона, Российской Федерации, других стран на основе социального партнёрства;
- знакомство с ресурсами научной литературы, периодических изданий, литературы на иностранных языках (в том числе с электронными ресурсами] библиотеки филиала, библиотек города, с фондами Архива Ленинградской области и других учреждений;
- знакомство с основными направлениями научно-исследовательской деятельности студенческого научного общества филиала университета;
- исследовательская деятельность студентов по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам на специальностях СПО, а также гуманитарного, социально-экономического, математического и естественнонаучного циклов дисциплин на специальностях ВПО;
- представление результатов исследовательской деятельности на конференциях, дистанционных конкурсах, выставках различного уровня, на мероприятиях Недели студенческой науки.
2.3. На частнопрофессиональном этапе должны быть созданы условия для первичной адаптации в профессии на основе погружения в исследовательскую деятельность по педагогике, психологии, частным методикам преподавания в процессе освоения профессиональных модулей на специальностях СПО и дисциплин профессионального цикла на
специальностях ВПО. На данном этапе востребованной является учебно-исследовательская и внеурочная научно-исследовательская деятельность проектного типа прикладного характера, когда темы исследовательских разработок формулируются с помощью наставника в соответствии с социальным заказом и региональными потребностями, отличаются научно обоснованным и инновационным характером и могут быть внедрены в образовательный процесс школ муниципального образования [8].
2.4. Результатом профессионально-преобразующего этапа формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета является осознание педагогами, включенными в систему дополнительного профессионального образования и другие формы повышения квалификации (семинары, конференции], социальной значимости профессии и своей роли в ней на основе проектирования педагогических систем. На данном этапе педагоги самостоятельно решают задачи по проектированию образовательно-воспитательного процесса и образовательных программ в масштабах образовательной организации или ее подразделения с презентацией результатов в выступлениях и публикациях на базе филиала университета.
Рассмотрим следующие этапы организационно-управленческого уровня.
3. Организация исследовательской деятельности на основе сотрудничества и социального партнерства всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, межуровневого взаимодействия и преемственности процессов формирования исследовательской компетентности студентов, преподавателей филиала университета и педагогов муниципальной системы образования [1].
4] разработка и внедрение комплекса интегративных социально-педагогических технологий формирования исследовательской компетентности педагогов, применяемого в соответствии с этапами развития педагога как субъекта образовательной и профессиональной деятельности [2].
5] организация личностно ориентированного менеджмента исследовательской деятельности всех субъектов педагогического процесса:
а] согласование индивидуальных тем и программ исследовательской деятельности
Таблица 1
Динамика качества организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов на организационно-управленческом уровне
Показатели констатирующего этапа Показатели сравнительно-обобщающего этапа
Материально-техническое и информационное обеспечение
Наличие 2-х кабинетов со стационарными компьютерами с доступом к ресурсам Интернет, с мультимедийными установками. - Плановое увеличение количества персональных мобильных компьютеров; - обновление оборудования всех учебных аудиторий (мультимедиа, компьютеры, доступ к ресурсам Интернет]; - подключение к электронным библиотечным системам; - наличие информации по исследовательской деятельности в печатных изданиях и на сайте филиала.
Управление на основе личностно ориентированного менеджмента
Разработка индивидуальных тем и программ исследовательской деятельности преподавателей и студентов в соответствии с темой филиала университета.
Организации системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров филиала университета на региональном уровне. - Организация системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров филиала университета на региональном, всероссийском и международном уровне; в аспирантуре, в форме работы над диссертацией; - диагностика результативности деятельности преподавателей филиала на основании оценки качества знаний обучающихся и результативности организации исследовательской деятельности; - системный мониторинг результативности системы формирования исследовательской компетентности.
Качество технологий формирования исследовательской компетентности
- Обучение исследовательской деятельности в курсе специальных дисциплин; - использование технологий обучения исследовательской деятельности: - технология исследовательского обучения, - технология портфолио, информационно-коммуникационные технологии. - Освоение исследовательской деятельности в курсе междисциплинарных комплексов; - Комплекс социально-педагогических технологий: о технология исследовательского обучения, о технология портфолио, о информационно-коммуникационные технологии; о технология комплексного планирования; о технология наставничества; о коучинг-технология [2]; о технология проектно-исследовательской деятельности; о технология «студент-тьютор» [2]; о технология дистанционного сопровождения студентами-тьюторами проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы [2]; о технология проектирования педагогических систем.
преподавателей и студентов филиала университета с общей темой научно-исследовательской работы филиала. Индивидуальная программа исследовательской деятельности преподавателей филиала университета должна включать такие разделы, как участие в соревновательных формах научно-методической и научно-исследовательской деятельности (конкурсы, фестивали], в работе интегра-тивного научного общества преподавателей и студентов и т.д.;
б] организация системы непрерывного повышения квалификации педагогических
кадров филиала университета на основе обучения в системе дополнительного профессионального образования (на курсах повышения квалификации и курсах профессиональной переподготовки], обучение в аспирантуре, работа над кандидатской (докторской] диссертацией;
в] учет результативности исследовательской деятельности при аттестации преподавателей филиала современного университета по ряду критериев: результаты участия обучающихся во всероссийских, международных, региональных олимпиадах, конкурсах и со-
ревнованиях, в подготовке творческих работ, проектов, исследований и т.д.;
г] системный мониторинг результативности формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета.
Б. Научно-методический уровень:
В нашем случае он состоял в следующем:
1] разработка и внедрение Программы «Межуровневое формирование исследовательской компетентности педагогов в филиале университета», направленной на обоснование и апробирование организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов;
2] проектирование модели социального партнерства как одного из организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов;
3] совершенствование научно-методического обеспечения исследовательской деятельности в филиале университета в соответствии с ФГОС СПО и ВПО и профессиональным стандартом педагога;
4] обеспечение готовности преподавателей филиала к формированию исследовательской компетентности педагогов на основе активного участия в освоении ресурсов ак-меологической образовательно-воспитательной среды, создания продуктов исследовательской деятельности, отличающихся высоким уровнем новизны и востребованности в регионе;
5] организация системы индивидуальных консультаций по подготовке педагогических кадров филиала университета к конкурсам, фестивалям, конференциям, семинарам;
6] внедрение результатов исследовательской деятельности в педагогический процесс на разных уровнях.
В. Организационно-структурный уровень:
1] обоснование и создание интегративно-го межуровневого научного общества преподавателей и студентов филиала современного университета;
2] создание рабочих творческих групп преподавателей и студентов по созданию инновационных учебно-методических и проект-но-исследовательских продуктов деятельности;
3] организация научно-практических конференций и семинаров на базе филиала;
4] организация научно-практических студенческих конференций, Недели студенческой науки;
5] формирование «Библиотеки исследовательских работ студентов» в книжном фонде библиотеки и в виртуальном пространстве сайта филиала;
6] организация выставок исследовательских работ студентов;
7] развитие электронного пространства филиала университета и др.;
8] создание в филиале университета системы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса, направленного на повышение качества профессиональной подготовки педагогов-исследователей [7].
При мониторинге результативности разработанных организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов следует произвести их качественный и количественный анализ по представленным в исследовании уровням и рассмотреть зависимость результативности формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета от качества организационно-педагогических условий.
Разработка, апробирование и анализ качества и результативности представленных в исследовании организационно-педагогических условий осуществлялся на базе Выборгского института (филиала] АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» в период с 2010 по 2014 год.
Результаты мониторинга качества организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета на констатирующем и сравнительно-обобщающем этапах исследования отражены в таблицах 1, 2, 3 на сс. 211, 213, 214 (показатели, указывающие на положительную динамику результативности, выделены курсивом].
Данные качественные показатели подтверждаются количественными характеристиками динамики результативности презентации и внедрения результатов формирования исследовательской деятельности (рис. 2, с. 215]. Результативность процесса формирования исследовательской компетентности педагогов повысилась за счет создания организационно-педагогических условий, в частности внедрения комплекса социально-педагогических технологий, следствием чего явилась активизации участия преподавателей и студентов - будущих педагогов - в научных
Таблица 2
Динамика качества организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов на организационно-структурном уровне
Показатели констатирующего этапа Показатели сравнительно-обобщающего этапа
Наличие специальных структур, деятельность которых направлена на формирование исследовательской компетентности педагогов в филиале университета
- Студенческое научное общество (СНО); - формирование «Библиотеки исследовательских работ студентов» в книжном фонде и на сайте филиала; - организация ежегодных студенческих конференций, выставок студенческих работ. - Интегративное межуровневое научное общество преподавателей и студентов филиала университета; - развитие «Библиотеки исследовательских работ студентов» в книжном фонде и на сайте филиала; - организация ежегодных студенческих конференций, Недель студенческой науки, выставок студенческих работ; - организация ежегодных семинаров и научно-практических конференций регионального и международного уровня; - создание рабочих творческих групп преподавателей и студентов по созданию инновационных учебно-методических и проектно-исследовательских продуктов деятельности; - развитие электронного пространства филиала университета; - создание в филиале университета системы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса, направленной на повышение качества профессиональной подготовки педагогов-исследователей.
мероприятиях не только регионального, но и международного уровня, рост числа выступлений на конференциях, участия в конкурсах, публикаций.
Анализ уровня сформированности исследовательской компетентности педагогов (будущих педагогов] проводился по методике «Определение уровня сформированности исследовательской компетентности педагогов» (модификация опросника В. И. Зверевой] [2] и на основе контент-анализа продуктов исследовательской деятельности. На констатирующем этапе исследования определено количество участников исследования с высоким, средним и низким уровнем сформиро-ванности исследовательской компетентности на каждом этапе формирования исследовательской компетентности педагогов:
- общепрофессиональный этап: высокий - 2%; средний - 24%, низкий - 74%;
- частнопрофессиональный этап: высокий -23%, средний - 54%, низкий - 23%;
- профессионально-преобразующий этап: высокий - 40%, средний - 47%, низкий - 14%.
На сравнительно-обобщающем этапе исследования были отмечены следующие результаты оценки уровня сформированности
исследовательской компетентности педагогов (будущих педагогов]:
- общепрофессиональный этап: высокий - 32%; средний - 37%, низкий - 31%;
- частнопрофессиональный этап: высокий - 43%, средний - 48%, низкий - 9%;
- профессионально-преобразующий этап: высокий - 73%, средний - 21%, низкий - 6%.
Сопоставление уровня сформированности исследовательской компетентности педагогов (будущих педагогов] на констатирующем и сравнительно-обобщающем этапе исследования показывает, что изменение численных показателей оценки уровня сформированно-сти исследовательской компетентности педагогов имеет положительную динамику, доказывающую продуктивность разработанных и апробированных организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета. Данные выводы подтверждаются с помощью методов математической обработки данных: степень сформиро-ванности исследовательской компетентности педагогов (будущих педагогов] обусловлена качеством организационно-педагогических условий формирования исследовательской
Таблица 3
Динамика качества организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов на научно-методическом уровне
Показатели констатирующего этапа Показатели сравнительно-обобщающего этапа
Научно-методическое обеспечение
Наличие печатных научно-методических и учебно-методических пособий по проблемам организации исследовательской деятельности - Наличие Программы «Межуровневое формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале современного университета»; - наличие печатных и электронных научно-методических и учебно-методических пособий по проблемам организации исследовательской деятельности; - наличие информации по вопросам организации исследовательской деятельности в печатных изданиях филиала; - нормирование инновационной среды с использованием дистанционных технологий
Качество организации социального партнерства
- Социальное партнерство на уровне региона. - Совместные проекты в области исследовательской деятельности отсутствуют. - Разработка и апробация модели социального партнерства как условия формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета; - развитие социального партнерства (в том числе на международном уровне] как приоритетного организационно-педагогического условия; - востребованность совместных проектов в области исследовательской деятельности.
Новизна результатов исследовательской деятельности
- для субъекта, - для образовательной организации, - для региона. - для субъекта исследовательской деятельности, - для образовательной организации, - для региона, - для отрасли знаний.
Внедрение результатов исследовательской деятельности
Внедрение в выступлениях, в отдельных мероприятиях, представление опыта на региональном, всероссийском (единичные случаи] уровне в образовательных организациях среднего профессионального образования (СПО] Внедрение результатов исследования на региональном, всероссийском, международном уровне в образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования
Преемственность в содержании исследовательской деятельности
- Научно-методический характер деятельности преподавателей; - преобладание учебно-исследовательской деятельности студентов («учитель - ученик»]; - исследовательская деятельность преподавателей филиала и студентов организуется в разных блоках - Деятельность преподавателей и студентов филиала университета носит исследовательский характер; - исследовательская деятельность преподавателей филиала университета и студентов организуется в интегративном межуровневом научном обществе на основе субъект-субъектных отношений, социального партнерства и наставничества.
Рис. 2. Презентация преподавателями и студентами Выборгского института (филиала) АОУ ВПО «ЛГУ им. А. С. Пушкина» результатов исследовательской деятельности.
компетентности педагогов в процессе непрерывного профессионального образования в филиале университета:
- на организационно-управленческом уровне (коэффициент корреляции Пирсона R=0,72, р<=0,005),
- на научно-методическом уровне (коэффициент корреляции Пирсона R=0,82, р<=0,005],
- на организационно-структурном уровне (коэффициент корреляции Пирсона R=0,91, р<=0,005].
Таким образом, в результате разработки совокупности предложенных организацион-
но-педагогических условий (в том числе социального партнерства и комплекса социально-педагогических технологий], предполагающих формирование исследовательской компетентности педагогов на основе перехода от включенности в учебно-исследовательскую деятельность к научно-исследовательской на обоснованных в работе этапах формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале повышается качество профессиональной подготовки педагогов, создаются предпосылки для дальнейшего личностно-профессионального развития.
Литература
1. Лукина Л. Е. Социальное партнерство как условие формирования исследовательской компетентности педагога в образовательном учреждении непрерывного профессионального образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. - № 11 - С. 131-141
2. Лукина Л. Е. Технологии формирования исследовательской компетентности учителей начальных классов // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И. Герцена) : сборник статей по материалам международной научной конференции, Санкт-Петербург, 3-4 октября 2013 года. Ч. I. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. -С. 226-233.
3 Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию ГЭлектронный ресурс1 URL: http://www.rg.ru/2013/12/ 12/poslanie.html (дата обращения 3.10.2014)
4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base= LAW&n=155553& req=doc (дата обращения 9.10.2014)
5. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. - 2011. -№ 1. - С. 228-232.
6. Седова Н. В. Опытно-экспериментальная работа и исследовательская компетентность учителя // Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» / РГПУ им. А. И. Герцена. [Электронный ресурс] URL: http://kafedra-forum.narod2.ru (дата обращения 25.05.2014)
7. Скворцов В. Н., Маклаков А. Г. Теоретические и методические основы психологического сопровождения личностного развития студентов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2012. . Том 5. № 4. С. 7-15.
8. Соколова И. И. Педагогическое образование: вызовы современности // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 23-28.
9. Сотник В. Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной про-ектно-исследовательской деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - СПб., 2008.
10. Топоровский В. П. Школа исследовательской культуры -инновационная форма подготовки кадров высшей квалификации // Человек и образование. - 2013. - № 3(36]. - С. 109-111.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (квалификация (степень] «Бакалавр»] [Электронный ресурс] URL: http://www.bestpravo.ru (дата обращения 10.09.2014]
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm535-1n. pdf (дата обращения 10.09.2014]
13. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2014. - 224 с.