Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале современного университета'

Организационно-педагогические условия формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале современного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФИЛИАЛ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ / EACHERS'' RESEARCH COMPETENCE / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL TERMS OF DEVELOPING TEACHERS' RESEARCH COMPETENCE / PROFESSIONAL TEACHER STANDARD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / BRANCH OF CONTEMPORARY UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Людмила Евгеньевна

В статье дается обоснование организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале современного университета на организационно-управленческом, научно-методическом и организационно-структурном уровнях; раскрываются возможности их реализации и результативность на примере Выборгского института (филиала) Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-and-pedagogical terms of developing research competence of teachers in the branch of contemporary university

In this article the necessity for creating organizational-and-pedagogical terms of developing research competence as the foundation of teachers’ professional competence is justified on the basis of requirements of professional teacher standard and Federal State Educational Standard. In the context of the implementation of conception of continuous professional education the branches of contemporary universities play an important role. They provide developing teachers’ research competence with due account for demands and resources of a region (municipal corporation) on basis of multilevel social partnership (on the professional orientational, general professional, private professional and professional reformative levels). The author establishes rationale of organizational and pedagogical terms of developing teachers’ research competence on organizational and administrative, methodological and structural levels, and she expands the reference directions of monitoring and analysis of results rating of presented organizational-and-pedagogical terms through the example of Vyborg’s branch of Pushkin Leningrad State University

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале современного университета»

Л. Е. Лукина

(Санкт-Петербург, г. Пушкин)

Организационно-педагогические условия формирования

исследовательской компетентности педагогов в филиале

современного университета

В статье дается обоснование организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале современного университета на организационно-управленческом, научно-методическом и организационно-структурном уровнях; раскрываются возможности их реализации и результативность на примере Выборгского института (филиала) Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.

Современные требования к развитию школы, воспитывающей личность с широким кругозором, способную творчески и самостоятельно мыслить, являются основой и для организации системы непрерывной профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов [3]. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании] (воспитатель, учитель]» определяет трудовые функции педагога, среди которых - применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, систематический анализ эффективности педагогической деятельности, владение проектной деятельностью, методикой эксперимента, организация олимпиад, конференций и др. [4]. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего и высшего профессионального образования (СПО и ВПО] предъявляют высокие требования к подготовке педагога, который должен ориентировать свою деятельность на решение психолого-педагогических проблем и на исследование особенностей развития личности обучающихся, их интеллектуально-творческого потенциала, учебно-познавательной мотивации, формирование инновационной образовательной среды, а также быть организатором творческой исследовательской деятельности студентов [12, 11]. По мнению современных ученых, исследовательская компетентность педагога должна быть одним из компонентов его профессиональной компетентности [5, 6, 9 и др.].

Основным фактором, определяющим современные подходы к формированию исследовательской компетентности педагогов, является концепция непрерывного образования, в частности непрерывного профессионального образования (НПО]. Формирование исследовательской компетентности педагогов должно осуществляться на основе принципов непрерывности, преемственности и социального партнерства на нескольких уровнях профессионального образования: 1] среднее профессиональное образование; 2] высшее образование - бакалавриат; 3] высшее образование - специалитет, магистратура; 4] высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации [13]. Исходя из концепции НПО, в систему формирования исследовательской компетентности педагогов включается и деятельность образовательной организации в областях профессиональной ориентации школьников и дополнительного профессионального образования взрослых (по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки].

В современных условиях профессиональная подготовка специалистов с учетом идеи непрерывного образования осуществляется в университетах. Современные университеты, являясь учреждениями ВПО, имеют право осуществлять научную и образовательную деятельность не только по образовательным программам высшего профессионального образования, но и среднего профессионального образования, по дополнительным профессиональным программам и др. Современный университет предоставляет возможности для

Формы реализации профориентационного этапа формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале современного университета

Включение Представление Обобщение Организация Совместная

элементов результатов педагогами дистанционных проектно-

учебно- исследовательской региона опыта конкурсов и ссл ед о вател ьская

исследовательской деятельности организации информационных деятельность

деятельности школьников на исследовательской технологий по на основе

в занятия международных деятельности проблемам социального

организующихся научно- школьников на духовно- партнерства

на базе филиала практических международных нравственного студентов и

университета конференциях научно- воспитания для школьников

подготовительных в филиале практических школьников и муниципального

курсов для университета конференциях студентов образования

абитуриентов в филиале

Рис. 1. Формы реализации профориентационного этапа формирования исследовательской компетентности в филиале университета.

формирования исследовательской компетентности педагогов на всех уровнях профессионального образования, а также в системе профессиональной ориентации и дополнительного профессионального образования. Филиал современного университета является его структурным подразделением - следовательно, в образовательной среде филиала должны быть созданы организационно-педагогические условия для развития системы формирования исследовательской компетентности педагогов на принципах НПО в рамках условий региона (муниципального образования).

Организационно-педагогические условия формирования исследовательской компетентности педагога в филиале современного университета представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных, взаимосвязанных возможностей содержания, форм, методов педагогического процесса и акмеологической образовательно-воспитательной среды. Целесообразно рассматривать три уровня организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагога: а) организационно-управленческий, б) научно-методический, в) организационно-структурный.

А. Организационно-управленческий уровень:

1. Во-первых, это создание акмеологиче-ской образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей мотивацию к исследовательской деятельности, возможность самореализации и презентации ее результатов на основе комплексного развития ее внутренней (материально-техническая и информационная базы филиала университета; формирование системы акмеологической поддержки всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, в том числе педагогических кадров) и внешней составляющей (моделирование отношений социального партнерства с социокультурной средой). Развитие и обновление материально-технической базы для формирования исследовательской компетентности педагогов должно выражаться в количественных (например, увеличение единиц и экземпляров учебной и учебно-методической литературы в фондах филиала университета и др.) и качественных показателей (освоение фондов электронных библиотечных систем, создание электронного каталога библиотеки филиала).

2. Единство исследовательской деятельности и процесса обучения и воспитания обеспечивает формирование исследовательской компетентности педагогов на основе принципов преемственности, непрерывно-

сти и социального партнерства в соответствии с выделенными этапами.

2.1. Реализация профориентационного этапа формирования исследовательской компетентности оказывает влияние на профессиональное становление личности старшеклассников в разных формах (повышается уровень самоорганизации, профессиональный выбор становится осознанным, создается «ситуация успеха», активизируются функции обучения, коммуникации, презентации] (рисунок 1, с. 209].

2.2. На втором, общепрофессиональном, этапе решаются задачи формирования мотивации к профессии педагога в процессе учебно-исследовательской, научно-исследовательской, проектно-исследовательской деятельности в следующих формах:

- ознакомление с основными направлениями научно-исследовательской деятельности образовательных организаций и учреждений культуры региона, Российской Федерации, других стран на основе социального партнёрства;

- знакомство с ресурсами научной литературы, периодических изданий, литературы на иностранных языках (в том числе с электронными ресурсами] библиотеки филиала, библиотек города, с фондами Архива Ленинградской области и других учреждений;

- знакомство с основными направлениями научно-исследовательской деятельности студенческого научного общества филиала университета;

- исследовательская деятельность студентов по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам на специальностях СПО, а также гуманитарного, социально-экономического, математического и естественнонаучного циклов дисциплин на специальностях ВПО;

- представление результатов исследовательской деятельности на конференциях, дистанционных конкурсах, выставках различного уровня, на мероприятиях Недели студенческой науки.

2.3. На частнопрофессиональном этапе должны быть созданы условия для первичной адаптации в профессии на основе погружения в исследовательскую деятельность по педагогике, психологии, частным методикам преподавания в процессе освоения профессиональных модулей на специальностях СПО и дисциплин профессионального цикла на

специальностях ВПО. На данном этапе востребованной является учебно-исследовательская и внеурочная научно-исследовательская деятельность проектного типа прикладного характера, когда темы исследовательских разработок формулируются с помощью наставника в соответствии с социальным заказом и региональными потребностями, отличаются научно обоснованным и инновационным характером и могут быть внедрены в образовательный процесс школ муниципального образования [8].

2.4. Результатом профессионально-преобразующего этапа формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета является осознание педагогами, включенными в систему дополнительного профессионального образования и другие формы повышения квалификации (семинары, конференции], социальной значимости профессии и своей роли в ней на основе проектирования педагогических систем. На данном этапе педагоги самостоятельно решают задачи по проектированию образовательно-воспитательного процесса и образовательных программ в масштабах образовательной организации или ее подразделения с презентацией результатов в выступлениях и публикациях на базе филиала университета.

Рассмотрим следующие этапы организационно-управленческого уровня.

3. Организация исследовательской деятельности на основе сотрудничества и социального партнерства всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, межуровневого взаимодействия и преемственности процессов формирования исследовательской компетентности студентов, преподавателей филиала университета и педагогов муниципальной системы образования [1].

4] разработка и внедрение комплекса интегративных социально-педагогических технологий формирования исследовательской компетентности педагогов, применяемого в соответствии с этапами развития педагога как субъекта образовательной и профессиональной деятельности [2].

5] организация личностно ориентированного менеджмента исследовательской деятельности всех субъектов педагогического процесса:

а] согласование индивидуальных тем и программ исследовательской деятельности

Таблица 1

Динамика качества организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов на организационно-управленческом уровне

Показатели констатирующего этапа Показатели сравнительно-обобщающего этапа

Материально-техническое и информационное обеспечение

Наличие 2-х кабинетов со стационарными компьютерами с доступом к ресурсам Интернет, с мультимедийными установками. - Плановое увеличение количества персональных мобильных компьютеров; - обновление оборудования всех учебных аудиторий (мультимедиа, компьютеры, доступ к ресурсам Интернет]; - подключение к электронным библиотечным системам; - наличие информации по исследовательской деятельности в печатных изданиях и на сайте филиала.

Управление на основе личностно ориентированного менеджмента

Разработка индивидуальных тем и программ исследовательской деятельности преподавателей и студентов в соответствии с темой филиала университета.

Организации системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров филиала университета на региональном уровне. - Организация системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров филиала университета на региональном, всероссийском и международном уровне; в аспирантуре, в форме работы над диссертацией; - диагностика результативности деятельности преподавателей филиала на основании оценки качества знаний обучающихся и результативности организации исследовательской деятельности; - системный мониторинг результативности системы формирования исследовательской компетентности.

Качество технологий формирования исследовательской компетентности

- Обучение исследовательской деятельности в курсе специальных дисциплин; - использование технологий обучения исследовательской деятельности: - технология исследовательского обучения, - технология портфолио, информационно-коммуникационные технологии. - Освоение исследовательской деятельности в курсе междисциплинарных комплексов; - Комплекс социально-педагогических технологий: о технология исследовательского обучения, о технология портфолио, о информационно-коммуникационные технологии; о технология комплексного планирования; о технология наставничества; о коучинг-технология [2]; о технология проектно-исследовательской деятельности; о технология «студент-тьютор» [2]; о технология дистанционного сопровождения студентами-тьюторами проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы [2]; о технология проектирования педагогических систем.

преподавателей и студентов филиала университета с общей темой научно-исследовательской работы филиала. Индивидуальная программа исследовательской деятельности преподавателей филиала университета должна включать такие разделы, как участие в соревновательных формах научно-методической и научно-исследовательской деятельности (конкурсы, фестивали], в работе интегра-тивного научного общества преподавателей и студентов и т.д.;

б] организация системы непрерывного повышения квалификации педагогических

кадров филиала университета на основе обучения в системе дополнительного профессионального образования (на курсах повышения квалификации и курсах профессиональной переподготовки], обучение в аспирантуре, работа над кандидатской (докторской] диссертацией;

в] учет результативности исследовательской деятельности при аттестации преподавателей филиала современного университета по ряду критериев: результаты участия обучающихся во всероссийских, международных, региональных олимпиадах, конкурсах и со-

ревнованиях, в подготовке творческих работ, проектов, исследований и т.д.;

г] системный мониторинг результативности формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета.

Б. Научно-методический уровень:

В нашем случае он состоял в следующем:

1] разработка и внедрение Программы «Межуровневое формирование исследовательской компетентности педагогов в филиале университета», направленной на обоснование и апробирование организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов;

2] проектирование модели социального партнерства как одного из организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов;

3] совершенствование научно-методического обеспечения исследовательской деятельности в филиале университета в соответствии с ФГОС СПО и ВПО и профессиональным стандартом педагога;

4] обеспечение готовности преподавателей филиала к формированию исследовательской компетентности педагогов на основе активного участия в освоении ресурсов ак-меологической образовательно-воспитательной среды, создания продуктов исследовательской деятельности, отличающихся высоким уровнем новизны и востребованности в регионе;

5] организация системы индивидуальных консультаций по подготовке педагогических кадров филиала университета к конкурсам, фестивалям, конференциям, семинарам;

6] внедрение результатов исследовательской деятельности в педагогический процесс на разных уровнях.

В. Организационно-структурный уровень:

1] обоснование и создание интегративно-го межуровневого научного общества преподавателей и студентов филиала современного университета;

2] создание рабочих творческих групп преподавателей и студентов по созданию инновационных учебно-методических и проект-но-исследовательских продуктов деятельности;

3] организация научно-практических конференций и семинаров на базе филиала;

4] организация научно-практических студенческих конференций, Недели студенческой науки;

5] формирование «Библиотеки исследовательских работ студентов» в книжном фонде библиотеки и в виртуальном пространстве сайта филиала;

6] организация выставок исследовательских работ студентов;

7] развитие электронного пространства филиала университета и др.;

8] создание в филиале университета системы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса, направленного на повышение качества профессиональной подготовки педагогов-исследователей [7].

При мониторинге результативности разработанных организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов следует произвести их качественный и количественный анализ по представленным в исследовании уровням и рассмотреть зависимость результативности формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета от качества организационно-педагогических условий.

Разработка, апробирование и анализ качества и результативности представленных в исследовании организационно-педагогических условий осуществлялся на базе Выборгского института (филиала] АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» в период с 2010 по 2014 год.

Результаты мониторинга качества организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета на констатирующем и сравнительно-обобщающем этапах исследования отражены в таблицах 1, 2, 3 на сс. 211, 213, 214 (показатели, указывающие на положительную динамику результативности, выделены курсивом].

Данные качественные показатели подтверждаются количественными характеристиками динамики результативности презентации и внедрения результатов формирования исследовательской деятельности (рис. 2, с. 215]. Результативность процесса формирования исследовательской компетентности педагогов повысилась за счет создания организационно-педагогических условий, в частности внедрения комплекса социально-педагогических технологий, следствием чего явилась активизации участия преподавателей и студентов - будущих педагогов - в научных

Таблица 2

Динамика качества организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов на организационно-структурном уровне

Показатели констатирующего этапа Показатели сравнительно-обобщающего этапа

Наличие специальных структур, деятельность которых направлена на формирование исследовательской компетентности педагогов в филиале университета

- Студенческое научное общество (СНО); - формирование «Библиотеки исследовательских работ студентов» в книжном фонде и на сайте филиала; - организация ежегодных студенческих конференций, выставок студенческих работ. - Интегративное межуровневое научное общество преподавателей и студентов филиала университета; - развитие «Библиотеки исследовательских работ студентов» в книжном фонде и на сайте филиала; - организация ежегодных студенческих конференций, Недель студенческой науки, выставок студенческих работ; - организация ежегодных семинаров и научно-практических конференций регионального и международного уровня; - создание рабочих творческих групп преподавателей и студентов по созданию инновационных учебно-методических и проектно-исследовательских продуктов деятельности; - развитие электронного пространства филиала университета; - создание в филиале университета системы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса, направленной на повышение качества профессиональной подготовки педагогов-исследователей.

мероприятиях не только регионального, но и международного уровня, рост числа выступлений на конференциях, участия в конкурсах, публикаций.

Анализ уровня сформированности исследовательской компетентности педагогов (будущих педагогов] проводился по методике «Определение уровня сформированности исследовательской компетентности педагогов» (модификация опросника В. И. Зверевой] [2] и на основе контент-анализа продуктов исследовательской деятельности. На констатирующем этапе исследования определено количество участников исследования с высоким, средним и низким уровнем сформиро-ванности исследовательской компетентности на каждом этапе формирования исследовательской компетентности педагогов:

- общепрофессиональный этап: высокий - 2%; средний - 24%, низкий - 74%;

- частнопрофессиональный этап: высокий -23%, средний - 54%, низкий - 23%;

- профессионально-преобразующий этап: высокий - 40%, средний - 47%, низкий - 14%.

На сравнительно-обобщающем этапе исследования были отмечены следующие результаты оценки уровня сформированности

исследовательской компетентности педагогов (будущих педагогов]:

- общепрофессиональный этап: высокий - 32%; средний - 37%, низкий - 31%;

- частнопрофессиональный этап: высокий - 43%, средний - 48%, низкий - 9%;

- профессионально-преобразующий этап: высокий - 73%, средний - 21%, низкий - 6%.

Сопоставление уровня сформированности исследовательской компетентности педагогов (будущих педагогов] на констатирующем и сравнительно-обобщающем этапе исследования показывает, что изменение численных показателей оценки уровня сформированно-сти исследовательской компетентности педагогов имеет положительную динамику, доказывающую продуктивность разработанных и апробированных организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета. Данные выводы подтверждаются с помощью методов математической обработки данных: степень сформиро-ванности исследовательской компетентности педагогов (будущих педагогов] обусловлена качеством организационно-педагогических условий формирования исследовательской

Таблица 3

Динамика качества организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагогов на научно-методическом уровне

Показатели констатирующего этапа Показатели сравнительно-обобщающего этапа

Научно-методическое обеспечение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие печатных научно-методических и учебно-методических пособий по проблемам организации исследовательской деятельности - Наличие Программы «Межуровневое формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале современного университета»; - наличие печатных и электронных научно-методических и учебно-методических пособий по проблемам организации исследовательской деятельности; - наличие информации по вопросам организации исследовательской деятельности в печатных изданиях филиала; - нормирование инновационной среды с использованием дистанционных технологий

Качество организации социального партнерства

- Социальное партнерство на уровне региона. - Совместные проекты в области исследовательской деятельности отсутствуют. - Разработка и апробация модели социального партнерства как условия формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале университета; - развитие социального партнерства (в том числе на международном уровне] как приоритетного организационно-педагогического условия; - востребованность совместных проектов в области исследовательской деятельности.

Новизна результатов исследовательской деятельности

- для субъекта, - для образовательной организации, - для региона. - для субъекта исследовательской деятельности, - для образовательной организации, - для региона, - для отрасли знаний.

Внедрение результатов исследовательской деятельности

Внедрение в выступлениях, в отдельных мероприятиях, представление опыта на региональном, всероссийском (единичные случаи] уровне в образовательных организациях среднего профессионального образования (СПО] Внедрение результатов исследования на региональном, всероссийском, международном уровне в образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования

Преемственность в содержании исследовательской деятельности

- Научно-методический характер деятельности преподавателей; - преобладание учебно-исследовательской деятельности студентов («учитель - ученик»]; - исследовательская деятельность преподавателей филиала и студентов организуется в разных блоках - Деятельность преподавателей и студентов филиала университета носит исследовательский характер; - исследовательская деятельность преподавателей филиала университета и студентов организуется в интегративном межуровневом научном обществе на основе субъект-субъектных отношений, социального партнерства и наставничества.

Рис. 2. Презентация преподавателями и студентами Выборгского института (филиала) АОУ ВПО «ЛГУ им. А. С. Пушкина» результатов исследовательской деятельности.

компетентности педагогов в процессе непрерывного профессионального образования в филиале университета:

- на организационно-управленческом уровне (коэффициент корреляции Пирсона R=0,72, р<=0,005),

- на научно-методическом уровне (коэффициент корреляции Пирсона R=0,82, р<=0,005],

- на организационно-структурном уровне (коэффициент корреляции Пирсона R=0,91, р<=0,005].

Таким образом, в результате разработки совокупности предложенных организацион-

но-педагогических условий (в том числе социального партнерства и комплекса социально-педагогических технологий], предполагающих формирование исследовательской компетентности педагогов на основе перехода от включенности в учебно-исследовательскую деятельность к научно-исследовательской на обоснованных в работе этапах формирования исследовательской компетентности педагогов в филиале повышается качество профессиональной подготовки педагогов, создаются предпосылки для дальнейшего личностно-профессионального развития.

Литература

1. Лукина Л. Е. Социальное партнерство как условие формирования исследовательской компетентности педагога в образовательном учреждении непрерывного профессионального образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. - № 11 - С. 131-141

2. Лукина Л. Е. Технологии формирования исследовательской компетентности учителей начальных классов // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И. Герцена) : сборник статей по материалам международной научной конференции, Санкт-Петербург, 3-4 октября 2013 года. Ч. I. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. -С. 226-233.

3 Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию ГЭлектронный ресурс1 URL: http://www.rg.ru/2013/12/ 12/poslanie.html (дата обращения 3.10.2014)

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base= LAW&n=155553& req=doc (дата обращения 9.10.2014)

5. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. - 2011. -№ 1. - С. 228-232.

6. Седова Н. В. Опытно-экспериментальная работа и исследовательская компетентность учителя // Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» / РГПУ им. А. И. Герцена. [Электронный ресурс] URL: http://kafedra-forum.narod2.ru (дата обращения 25.05.2014)

7. Скворцов В. Н., Маклаков А. Г. Теоретические и методические основы психологического сопровождения личностного развития студентов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2012. . Том 5. № 4. С. 7-15.

8. Соколова И. И. Педагогическое образование: вызовы современности // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 23-28.

9. Сотник В. Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной про-ектно-исследовательской деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - СПб., 2008.

10. Топоровский В. П. Школа исследовательской культуры -инновационная форма подготовки кадров высшей квалификации // Человек и образование. - 2013. - № 3(36]. - С. 109-111.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (квалификация (степень] «Бакалавр»] [Электронный ресурс] URL: http://www.bestpravo.ru (дата обращения 10.09.2014]

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm535-1n. pdf (дата обращения 10.09.2014]

13. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2014. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.