Научная статья на тему 'Результативность развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе "колледж - вуз"'

Результативность развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе "колледж - вуз" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / СИСТЕМА "КОЛЛЕДЖ ВУЗ" / КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И МЕЖУРОВНЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / RESEARCH COMPETENCE OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER / "COLLEGE UNIVERSITY" SYSTEM / COMPLEX OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / TECHNOLOGY OF SOCIAL PARTNERSHIP AND INTER-LEVEL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович, Лукина Людмила Евгеньевна

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога показывает, что важным направлением профессиональной подготовки учителя начальных классов является развитие его исследовательской компетентности. В результате уточнения сущности данного понятия выявлены компоненты, входящие в его структуру (когнитивный, операционно-технологический и др.), а также обозначены компоненты, отражающие специфику деятельности учителя начальной школы (трансляционно-моделирующий и социально-ценностный). Практика показывает, что решить задачи развития исследовательской компетентности учителя начальных классов на одной из ступеней профессионального образования (среднее профессиональное или высшее) невозможно, поэтому оптимальным решением проблемы подготовки будущего учителя начальной школы будет обучение в системе «колледж вуз». Система «колледж вуз» представляет собой сложный многоуровневый инновационный комплекс взаимосвязанных образовательных программ, реализующихся в условиях единого образовательного пространства и способствующих созданию уникальных образовательных маршрутов, а также продуктивному взаимодействию внутри детско-взрослых сообществ (например, интегративного межуровневого научного общества). Анализ результативности развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж вуз» проводится на основании диагностического инструментария, позволяющего выявить количественные и качественные показатели динамики сформированности компонентов исследовательской компетентности (кейс-задания, наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, контент-анализ документации, изучение продуктов исследовательской деятельности и др.). На основании сопоставления данных констатирующего и сравнительно-обобщающего этапов эксперимента можно утверждать, что развитие исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов в системе «колледж вуз» будет результативным, если модель развития включает содержательно-технологический, субъектно-процессуальный, результативно-оценочный и др. блоки. Апробация убеждает, что важный инструмент развития исследовательской компетентности педагогов начальной школы комплекс социально-педагогических технологий (проектно-исследовательское обучение, портфолио, коучинг, «студент-тьютор», технология социального партнерства и межуровневого взаимодействия как ведущая и обеспечивающая взаимодействие с «внешними» социальными партнерами и образование «внутренних» связей между различными уровнями образования в рамках одной образовательной организации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович, Лукина Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES IN THE SYSTEM "COLLEGE - UNIVERSITY"

An analysis of federal state educational standards and the professional standard of the teacher shows that an important direction of the professional training of the primary school teacher is the development of his research competence. As a result of clarifying the essence of this concept, the components included in its structure (cognitive, operational and technological, etc.) are revealed, and components reflecting the specificity of the activity of the primary school teacher (translational-modeling and social-value) are identified. Practice shows that it is impossible to solve the tasks of developing the research competence of a primary school teacher at one of the levels of vocational education (secondary vocational or higher), so an optimal solution to the problem of preparing the future primary school teacher will be learning in the «college-university» system. The system «college university» is a complex multilevel innovative complex of interrelated educational programs implemented in the conditions of a single educational space and contributing to the creation of unique educational routes, as well as productive interaction within the children-adult communities (for example, an integrative inter-level scientific society). The analysis of the effectiveness of the development of the research competence of future primary school teachers in the «college university» system is carried out on the basis of diagnostic tools that allow to reveal quantitative and qualitative indicators of the dynamics of the development of components of research competence (case studies, observation, testing, questioning, conversation, content analysis of documentation, research products research activities, etc.). On the basis of a comparison of the findings of the stated and comparative-generalizing stages of the experiment, it can be asserted that the development of the research competence of the future primary school teacher in the «college-university» system will be effective if the development model includes the content-technological, subject-procedural, performance-appraisal, blocks. Approbation convinces that an important tool for developing the research competence of primary school teachers is a set of social and pedagogical technologies (design research, portfolio, coaching, student-tutor, technology of social partnership and inter-level interaction as the leading and providing interaction with «external» social partners and the formation of «internal» links between different levels of education within the same educational organization).

Текст научной работы на тему «Результативность развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе "колледж - вуз"»

УДК 377/378 DOI: 10.25198/1814-6457-215-13

Каменский А.М.1, Лукина Л.Е.2 1Ленинградский областной институт развития образования, г Санкт-Петербург, Россия 2Выборгский филиал Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Герцена», г. Выборг, Россия

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ «КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога показывает, что важным направлением профессиональной подготовки учителя начальных классов является развитие его исследовательской компетентности. В результате уточнения сущности данного понятия выявлены компоненты, входящие в его структуру (когнитивный, операционно-технологический и др.), а также обозначены компоненты, отражающие специфику деятельности учителя начальной школы (трансляционно-моделирующий и социально-ценностный). Практика показывает, что решить задачи развития исследовательской компетентности учителя начальных классов на одной из ступеней профессионального образования (среднее профессиональное или высшее) невозможно, поэтому оптимальным решением проблемы подготовки будущего учителя начальной школы будет обучение в системе «колледж - вуз».

Система «колледж - вуз» представляет собой сложный многоуровневый инновационный комплекс взаимосвязанных образовательных программ, реализующихся в условиях единого образовательного пространства и способствующих созданию уникальных образовательных маршрутов, а также продуктивному взаимодействию внутри детско-взрослых сообществ (например, интегративного межуровневого научного общества). Анализ результативности развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж - вуз» проводится на основании диагностического инструментария, позволяющего выявить количественные и качественные показатели динамики сформированности компонентов исследовательской компетентности (кейс-задания, наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, контент-анализ документации, изучение продуктов исследовательской деятельности и др.). На основании сопоставления данных констатирующего и сравнительно-обобщающего этапов эксперимента можно утверждать, что развитие исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов в системе «колледж - вуз» будет результативным, если модель развития включает содержательно-технологический, субъектно-процессуальный, результативно-оценочный и др. блоки. Апробация убеждает, что важный инструмент развития исследовательской компетентности педагогов начальной школы - комплекс социально-педагогических технологий (проектно-исследовательское обучение, портфолио, коучинг, «студент-тьютор», технология социального партнерства и межуровневого взаимодействия как ведущая и обеспечивающая взаимодействие с «внешними» социальными партнерами и образование «внутренних» связей между различными уровнями образования в рамках одной образовательной организации).

Ключевые слова: исследовательская компетентность будущего учителя начальных классов, система «колледж - вуз», комплекс социально-педагогических технологий, технология социального партнерства и межуровневого взаимодействия.

Kamenskiy A.M., Lukina L.E.

Leningrad Regional Institute of Education Development, Saint Petersburg, Russia 2 A.I. Herzen Russian state pedagogical University, The Vyborg branch, Vyborg, Russia

EFFECTIVENESS OF THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES IN THE SYSTEM «COLLEGE - UNIVERSITY»

An analysis of federal state educational standards and the professional standard of the teacher shows that an important direction of the professional training of the primary school teacher is the development of his research competence. As a result of clarifying the essence of this concept, the components included in its structure (cognitive, operational and technological, etc.) are revealed, and components reflecting the specificity of the activity of the primary school teacher (translational-modeling and social-value) are identified. Practice shows that it is impossible to solve the tasks of developing the research competence of a primary school teacher at one of the levels of vocational education (secondary vocational or higher), so an optimal solution to the problem of preparing the future primary school teacher will be learning in the «college-university» system.

The system «college - university» is a complex multilevel innovative complex of interrelated educational programs implemented in the conditions of a single educational space and contributing to the creation of unique educational routes, as well as productive interaction within the children-adult communities (for example, an integrative inter-level scientific society). The analysis of the effectiveness of the development of the research competence of future primary school teachers in the «college - university» system is carried out on the basis of diagnostic tools that allow to reveal quantitative and qualitative indicators of the dynamics of the development of components of research competence (case studies, observation, testing, questioning, conversation, content analysis of documentation , research products research activities, etc.). On the basis of a comparison of the findings of the stated and comparative-generalizing stages of the experiment, it can be asserted that the development of the research competence of the future primary school teacher in the «college-university» system will be effective if the development model includes the content-technological, subject-procedural, performance-appraisal, blocks. Approbation convinces that an important tool for developing the research competence of primary school teachers is a set of

social and pedagogical technologies (design research, portfolio, coaching, student-tutor, technology of social partnership and inter-level interaction as the leading and providing interaction with «external» social partners and the formation of «internal» links between different levels of education within the same educational organization).

Key words: research competence of the future primary school teacher, «college - university» system, complex of social and pedagogical technologies, technology of social partnership and inter-level interaction.

В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» обозначены такие ориентиры в развитии образовательной системы, как приоритет субъектно-смыслового диалогового образования, повышение его контекстной и практической составляющей (обучение в электронном и игровом пространстве, исследовательские проекты, стартапы), индивидуализация образования и др. [9]

Внедрение ФГОС начального образования [12] показало, что необходима перестройка в системе профессиональной подготовки педагогов начальных классов, формирующих у учеников младших классов основы универсальных учебных действий, среди которых ведущими являются исследовательские качества, необходимые для успешного дальнейшего обучения. Профессиональная деятельность современного учителя начальных классов перестраивается на основе принципов исследовательской деятельности.

Исследовательская компетентность является необходимым требованием к подготовке современного учителя начальных классов. Она проявляется как способность педагога к организации и проведению исследования, получению инновационных продуктов в области преподаваемого предмета, осуществлению педагогических исследований и созданию психолого-педагогических условий для формирования исследовательской компетентности обучающихся. Такие новые функции учителя выделены в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», среди них - владение методами диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка, владение проектной деятельностью, методикой эксперимента, организация учебно-исследовательской и внеурочной самостоятельной исследовательской деятельности школьников, организация олимпиад, конференций, выполнение разных педагогических ролей (учитель-предметник, тьютор,

руководитель проектной деятельности, организатор детско-взрослых сообществ и др.) [10].

ФГОС среднего профессионального (СПО) и высшего образования (ВО) отражает целевые ориентиры подготовки педагогов, среди которых комплексное развитие таких общепрофессиональных компетенций, как готовность к участию в экспериментальной деятельности по направлению профессиональной подготовки и способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей [8], [11]. Стандарт предполагает рост инновационной и исследовательской составляющей профессиональной подготовки в комплексе с духовно-нравственным и личностным развитием, движение педагога от учителя-предметника к учителю-методисту и учителю-наставнику, учителю-мастеру [6].

Анализ требований, предъявляемых к подготовке педагога начальной школы, позволил определить структуру понятия «исследовательская компетентность будущего учителя начальных классов», включающего следующие компоненты: владение теоретическими основами исследовательской деятельности, методами психолого-педагогического исследования, (когнитивный), навыки практического решения проблемы исследования (операционно-технологический), устойчивую направленность на достижение проблемы исследования (мотивационно-целевой); акмеологическую направленность на непрерывное саморазвитие (эмоционально-волевой); навыки деятельности по оцениванию процесса и результатов самостоятельной творческой исследовательской деятельности (рефлексивный); навыки организации межличностного, делового, профессионального, социального сотрудничества в процессе исследовательской деятельности (коммуникативный); готовность к представлению инновационного продукта исследовательской творческой деятельности (результативно-презентационный); способность эффективно

применять в реальной педагогической практике исследовательские знания и умения (внедренческий); способность сформировать в учениках ценностное отношение к исследованию и заложить основы исследовательской компетентности (трансляционно-моделирующий); способность организовывать исследовательскую деятельность учеников, направленную на духовно-нравственное развитие (социально-ценностный).

Некоторые аспекты развития исследовательской компетентности учителей начальных классов отражены в работах, посвященных изучению проблем подготовки будущих педагогов начальной школы по психолого-педагогическим дисциплинам (О. Голамхоссейнзаде) [1], развития их готовности к формированию познавательных интересов младших школьников (С.В. Данильченко) [2], роли научных и практических знаний в профессиональной педагогической подготовке педагога начальной школы (З. Замони) [3] и др.

Однако среди не решенных на сегодня вопросов в сфере реформирования образования отмечается недостаточная разработанность механизмов реализации образовательного (общего и профессионального) потенциала личности и повышения профессионального мастерства специалиста по выстроенным на основе преемственности образовательным программам всех уровней и видов профессионального образования [4], [7], [13].

Профессиональная подготовка учителя начальных классов осуществляется на нескольких уровнях: СПО, ВО (бакалавриат), ВО (магистратура), дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Система среднего профессионального педагогического образования рассматривается как структурный компонент единой подготовки педагогических кадров, отвечающей потребностям региональных систем образования. Колледж осуществляет образовательную деятельность в масштабах региона, ориентируясь на его потребности и возможности, социально-экономические и социально-культурные особенности, определяющие субъектную направленность, контекстность и опережающий характер и расширение видов деятельности. Об-

учение будущих учителей в педагогических колледжах отличается практико-ориентированной направленностью и решает задачу кадрового обеспечения региональных систем начального образования, обуславливает значительный экономический эффект для потребителя образовательных услуг, работодателя и образовательной организации, является условием карьерного роста обучающихся.

Вузы, сохраняющие традиции классических университетов, являются центрами фундаментальных и отраслевых научных исследований, способны обеспечить условия для формирования нового поколения российских ученых и практиков-исследователей. При этом особенностью современного вуза является интеграция образовательной деятельности обучающихся, преподавательской деятельности профессорско-преподавательского состава и их совместной деятельности с целью реализации исследовательских функций образовательной организации высшего образования [5], [14], [15].

В условиях непрерывного образования задачи профессиональной подготовки учителя начальных классов невозможно решить на одной из ступеней профессионального образования. Оптимальным решением проблемы подготовки будущего учителя начальной школы в современных условиях будет обучение в системе «колледж - вуз». Систему «колледж - вуз» можно определить как сложный многоуровневый инновационный комплекс взаимосвязанных образовательных программ, реализующихся в условиях единого образовательного пространства на основе технологии социального партнерства. Система «колледж - вуз» способствует созданию уникальных образовательных маршрутов через интеграцию образовательных программ СПО и ВО, позволяет организовывать межу-ровневое взаимодействие студентов разных уровней образования и разных курсов и форм обучения, а также продуктивное взаимодействие внутри детско-взрослых сообществ (например, внутри интегративного межуровневого научного общества, объединяющего студентов и профессорско-преподавательский состав). Система « колледж - вуз» предполагает перманентность развития профессионализма, развития по спирали, когда на каждом витке действуют

одинаковые составляющие, но меняется их направленность: практико-ориентированная подготовка в колледже и освоение фундаментальной науки, развитие исследовательских умений, критического мышления в вузе.

Результативность развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж - вуз» определяется с помощью диагностического инструментария, направленного на количественную и качественную оценку уровня развития исследовательской компетентности будущих педагогов начальной школы в системе «колледж - вуз».

Диагностика результативности развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж - вуз» является достаточно сложной в связи с социономическим характером педагогической профессии, результат которой является нематериальным, следовательно, сложно поддающимся оценке, а также с тем, что объектом оценки является «общая» деятельность нескольких субъектов.

Нами разработаны критерии и показатели сформированности исследовательской компетентности будущего педагога. В качестве критериев рассматривается сформированность компонентов исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов, выделенных на основе анализа профессионального стандарта педагога и в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ начальной школы. В качестве показателей называются компетенции, которыми должен владеть будущий учитель начальных классов (например, знания о принципах и методах научного познания, направленность на достижение цели исследования, навыки организации межличностного, профессионального, социального сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, оформления и представления результатов исследования, готовность осуществлять педагогическое сопровождение социально значимой проектно-исследовательской деятельности обучающихся и формировать в них ценностное отношение к исследованию).

С целью организации диагностики уровня сформированности исследовательской ком-

петентности педагогов разработана система оценки, представляющая собой описание качественных характеристик высокого, среднего и низкого уровней сформированности каждого компонента исследовательской компетентности будущего педагога.

В исследовании использовался комплект материалов для оценки уровня развития исследовательской компетентности:

1) тестирование, позволяющее определить уровень сформированности когнитивного компонента исследовательской компетентности;

2) кейс-задания, позволяющие выявить уровень сформированности исследовательских умений и навыков будущих педагогов в процессе решения нестандартных практико-ориентированных задач;

3) систематическое целенаправленное наблюдение, позволяющее с помощью непосредственного восприятия выявить и зарегистрировать степень сформированности таких компонентов исследовательской компетентности, как эмоционально-волевой, коммуникативный, результативно-презентационный, внедренческий, социально-ценностный, транс-ляционно-моделирующий;

4) беседа, позволяющая выявить отношение будущего учителя к исследовательской деятельности;

5) качественный и количественный контент-анализ документации (портфолио, отчетов студентов по итогам практики, отзывов и рецензий на курсовые и выпускные квалификационные работы и др.);

6) анализ продуктов исследовательской деятельности (совместные социально значимые проекты преподавателей, педагогов школ, студентов и обучающихся; исследовательские задания, предусмотренные различными видами практики; электронные продукты исследовательской деятельности; публикации и др.);

7) анкетирование по следующим проблемам: «Самооценка достигнутых в процессе исследовательской деятельности результатов личностно-профессионального развития педагогов», «Самооценка сформированности исследовательской компетентности студента - будущего педагога» и др.

На этапе констатирующего эксперимента был определен состав экспериментальных и

контрольных групп участников исследования: ЭГ-1 (экспериментальная группа №1) - студенты 1 курса СПО (специальность «Преподавание в начальных классах»); КГ-1 (контрольная группа № 1) - студенты 1 курса СПО (специальность «Преподавание в начальных классах»); ЭГ-2 (экспериментальная группа №2) - студенты 1 курса ВО (направление «Педагогика и методика начального образования», специалитет, заочная форма обучения); КГ-2 (контрольная группа №2) - студенты 1 курса ВО (направление «Педагогика и методика начального образования», специалитет, заочная форма обучения). Такой подбор экспериментальной и контрольной групп участников эксперимента позволил проследить динамику показателей развития исследовательской компетентности будущих педагогов, проходящих обучение в рамках системы «колледж - вуз» на уровне СПО и ВО, а также будущих педагогов, обучающихся по программе ВО и впоследствии, в качестве молодых специалистов, по программам дополнительного профессионального образования.

В процессе экспериментальной работы для каждого участника исследования сформи-рованность каждого компонента оценивалась в баллах (максимальное значение - 100 баллов). Затем для каждой группы значения сформиро-ванности компонентов исследовательской компетентности (таблица 8, рисунки 3, 4, 5, 6) были определены по формуле

к\ + к2 + кЗ + к4 + ■■■ + кп

I

к!

где к - критерий сформированности исследовательской компетентности у одного респондента,

п - количество респондентов, у которых был оценен в баллах данный критерий, 1 - количество выборок.

Анализ уровня сформированности

На констатирующем этапе был проведен анализ уровня развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов до начала эксперимента. Результаты диагностики позволили сделать выводы о том, что у большинства респондентов сформированы знания о цели, задачах, методах исследования (опросные методы, наблюдение) и навыки их определения по заданной теме, однако отсутствуют системные знания о методологических подходах к исследованию, о принципах научного познания, о методах теоретического исследования и математической обработки данных; также низкий уровень отмечен по таким показателям, как новизна, умение удержать интерес и внимание аудитории, представление исследовательского опыта в научной публикации. Результаты констатирующего этапа показали, что существующий на момент начала эксперимента формат развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов не обеспечивает развития данного качества на нужном уровне (таблица 1).

Исходя из результатов проведенного констатирующего эксперимента, на формирующем этапе организована разработка и апробация модели развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж - вуз».

Таблица 1 - Результаты диагностики сформированности исследовательской компетентности

на констатирующем этапе

Среднее значение сформированности компонентов

Компоненты исследовательской компетентности исследовательской компетентности (баллы)

ЭГ-1 КГ-1 ЭГ-2 КГ-2

Когнитивный (Ког) 26 30 62 60

Мотивационно-целевой (МЦ) 60 62 68 50

Операционно-технологический (ОТ) 24 20 70 66

Эмоционально-волевой (ЭВ) 18 18 52 52

Рефлексивный (Р) 34 38 68 65

Коммуникативный (Ком) 26 30 52 54

Результативно-презентационный (РП) 18 12 54 48

Внедренческий (В) 12 12 52 48

Трансляционно-моделирующий (ТМ) 12 12 65 60

Социально-ценностный (СЦ) 38 36 50 56

В разработанную модель включен блок целеполагания, концептуальных основ, содержательно-технологический, субъектно-про-цессуальный, результативно-оценочный. Содержательно-технологический блок представлен комплексом социально-педагогических технологий развития исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов в системе «колледж - вуз» (технология проектно-исследовательского обучения, технология порт-фолио, коучинг-технология [16], технология «студент-тьютор», технология социального партнерства и межуровневого взаимодействия). Ведущей является технология социального партнерства и межуровневого взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в системе «колледж - вуз», обеспечивающая преемственность процессов развития исследовательской компетентности и предполагающее взаимодействие не только с «внешними» социальными партнерами, но и образование «внутренних» связей по линии «преподаватель - студент» и между различными уровнями образования в рамках одной образовательной организации, реализующей задачи непрерывного профессионального педагогического образования [4].

Формирующий этап эксперимента показал эффективность разработанной и апробированной модели развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж - вуз». На основании предложенных методологических подходов и принципов удалось увеличить количество направлений социального партнерства и межуров-невого взаимодействия за счет «многоролевого»

характера субъектов социального партнерства (руководитель образовательной организации или учитель-наставник могут являться слушателями программ дополнительного профессионального образования и руководителями исследовательской работы школьников и студентов - будущих педагогов; молодой педагог школы может выступать в качестве руководителя практики студентов СПО и продолжать образование по программам ВО; преподаватель системы «колледж - вуз» является слушателем курсов профессиональной переподготовки или аспирантом и т. д.). Развитие образовательного пространства системы «колледж - вуз», отличающегося территориальной компактностью, позволило обеспечить быструю «обратную связь» и большую мобильность в управлении процессом развития исследовательской компетентности будущих педагогов, а также непрерывную эффективную диагностику уровня сформированности исследовательской компетентности, сопровождение выпускников системы «колледж - вуз», обеспечение высокого уровня мотивации к исследовательской деятельности у педагогов региона (за счет индивидуализации образовательных маршрутов, возможности представления педагогического опыта в разных формах на базе системы «колледж - вуз» и т. д.).

Полученные на сравнительно-обобщающем этапе результаты, выраженные с помощью качественных и количественных показателей, доказывают результативность разработанной и апробированной модели развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж - вуз» (таблица 2).

Компоненты исследовательской компетентности Среднее значение сформированности компонентов исследовательской компетентности (баллы)

ЭГ-1' КГ-1' ЭГ-2' КГ-2'

Когнитивный 78 62 92 68

Мотивационно-целевой 88 70 78 56

Операционно-технологический 76 58 92 72

Эмоционально-волевой 68 30 74 62

Рефлексивный 76 46 82 70

Коммуникативный 76 62 88 68

Результативно-презентационный 58 20 76 52

Внедренческий 68 30 78 52

Трансляционно-моделирующий 78 30 84 68

Социально-ценностный 78 48 82 60

Таблица 2 - Результаты диагностики сформированности исследовательской компетентности

на сравнительно-обобщающем этапе

Сопоставление уровня сформированности исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов на констатирующем и сравнительно-обобщающем этапе исследования показывает, что изменение численных показателей оценки уровня сформированности исследовательской компетентности имеет положительную динамику, доказывающую результативность разработанной модели развития исследовательской компетентности педагогов в системе «колледж - вуз».

Анализ результатов сравнительно-обобщающего этапа исследования позволяет сделать вывод о том, что в процессе разработки модели развития исследовательской компетентности педагогов в системе «колледж - вуз», в том числе внедрения технологии многоуровневого социального партнерства, удалось повысить уровень сформированности исследовательской компетентности участников исследования экспериментальных групп. Внедрение в системе «колледж - вуз» комплекса социально-педагогических технологий обеспечило пере-

ход участников эксперимента от включенности в учебно-исследовательскую деятельность к научно-исследовательской, повышение качества профессиональной подготовки педагогов, заложило предпосылки для дальнейшего личностно-профессионального развития.

Таким образом, доказана истинность идеи развития исследовательской компетентности в системе «колледж - вуз» через организацию интегрированного образовательного пространства, объединяющего всех участников образовательного процесса.

Проведенное исследование, его результаты и сделанные выводы не дают исчерпывающего решения обозначенной проблемы, позволяют выявить дальнейшие направления изучения данного вопроса, например, развития системы мониторинга качества сформированности исследовательской компетентности будущих педагогов, анализа основных подходов к менеджменту и маркетингу как управленческим механизмам формирования исследовательской компетентности педагогов.

14.12.2017

Список литературы:

1. Голамхоссейнзаде, О. Формирование исследовательской деятельности у будущих учителей начальных классов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: на материале педвузов Ирана: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Оммеколсум Голамхоссейнзаде. - Душанбе (Республика Таджикистан), 2015. - 167 с.

2. Данильченко, С.В. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию познавательных интересов младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Данильченко Светлана Владимировна. - Донецк, 2016. - 27 с.

3. Замони, З. Роль научных и практических знаний в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов: на примере педвузов Тегерана: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Захра Замони. - Душанбе (Республика Таджикистан), 2012. -149 с.

4. Лукина, Л.Е. Социально-педагогические технологии подготовки педагога начальной школы в системе «колледж - вуз» / Л.Е. Лукина, А.М. Каменский // Человек и образование. - 2017. - №4(53). - С. 81-85.

5. Лукина, Л.Е. Реализация принципов непрерывного образования в современном университете / Л.Е. Лукина; И.С. Сазонов (гл. ред.) [и др.] // ООН: история и современность: сб. материалов семинара. - Могилев (Республика Беларусь): Белорус.-Рос. ун-т, 2016. - С. 80-83.

6. Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева дала интервью информационному агентству «Интерфакс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sobrpedagog.ru/qqq/923-ministr-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federaczii-oyu-vasileva-dala-intervyu-informaczionnomu-agentstvu-linterfaksr-interfaxru-.html. Дата обращения: 22.02.2018.

7. «Образование 2030: концепция развития педагогического образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. akvobr.ru/obrazovanie_2030.html. Дата обращения: 20.03.2014.

8. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1353 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

9. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70309010/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утв. Приказом № 121 Министерства образования и науки Российской Федерации 22.02.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/8/1583.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Миноб-рнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

13. Declaration d'Incheon. Education 2030: Vers une education inclusive et equitable de qualite et un apprentissage tout au long de la vie pour tous [Электронный ресурс]. - Incheon, Republique de Coree, 21 mai 2015. - Режим доступа http://unesco.org.pk/education/ documents/2015/SDG-4/Incheon_Declaration.pdf.

14. Massit-Follea, F. L'Europe des universités. L'enseignement supérieur en mutation / F. Massit-Follea. - Paris: La Documentation Française, 1992. - 173 p.

15. Promouvoir une culture de l'evaluation et de pilotage pedagogique dans notre systeme educatif: Problematique et documents d'accompagnement. - Poiters: Ecole superieure de l'education nationale, Juillet 2010. - 140 p.

16. Stefanazzi, C. Le metier de coach: entre posture et competences specifiques Etude par entretiens semi-directifs du professionnalisme de quatre coachs / Stefanazzi C.; Sous la direction de C. Guillaumin. - Tours: Universite Francois Rabelais, 2009-2010. - 379 p.

References:

1. Golamhossejnzade O. Formation of research activity in future primary school teachers in the process of studying psychological and pedagogical disciplines: on the material of the teacher training Universities of Iran. Candidate's thesis. Dushanbe (Respublika Tadzhikistan), 2015, 167 p.

2. Danil'chenko S.V. Preparation of future primary school teachers for the formation of cognitive interests of junior schoolchildren. Extended abstract of candidate's thesis. Doneck, 2016, 27 p.

3. Zamoni Z. The role of scientific and practical knowledge in the vocational training of the future primary school teacher: the example of Tehran's teacher training colleges. Candidate's thesis. Dushanbe (Respublika Tadzhikistan), 2012, 149 p.

4. Lukina L.E., Kamenskij A.M. Social'no-pedagogicheskie tekhnologii podgotovki pedagoga nachal'noj shkoly v sisteme «kolledzh - vuz». CHelovek i obrazovanie [Person and Education], 2017, no. 4(53), pp. 81-85.

5. Lukina L.E., I.S. Sazonov (ed. in chief) Realizaciya principov nepreryvnogo obrazovaniya v sovremennom universitete. OON: istoriya i sovremennost': sb. materialov seminara [UN: history and modern times: Sat. workshop materials]. Mogilev (Respublika Belarus'): Belorus.-Ros. un-t, 2016, p. 80-83.

6. Ministr obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii O.YU. Vasil'eva dala interv'yu informacionnomu agentstvu «Interfaks». Available at: http:// www.sobrpedagog.ru/qqq/923-ministr-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federaczii-oyu-vasileva-dala-intervyu-informaczionnomu-agentstvu-linterfaksr-interfaxru-.html. Accessed 22.02.2018.

7. «Obrazovanie 2030: koncepciya razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya». Available at: http://www.akvobr.ru/obrazovanie_2030.html. Accessed 20.03.2014.

8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 27.10.2014 № 1353 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah». Available at: http://base.consultant.ru.

9. Prognoz dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (razrabotan Minehkonomrazvitiya Rossijskoj Federacii. Available at: http://base.garant.ru/70309010/.

10. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')»: utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n. Available at: http://base.consultant.ru.

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (utv. Prikazom № 121 Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii 22.02.2018 g.). Available at: http://fgosvo.ru/news/8/1583.

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya (utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373). Available at: http://base.consultant.ru.

13. Declaration d'Incheon. Education 2030: Vers une education inclusive et equitable de qualite et un apprentissage tout au long de la vie pour tous. Incheon, Republique de Coree, 21 mai 2015. Available at: http://unesco.org.pk/education/documents/2015/SDG-4/Incheon_Declaration.pdf.

14. Massit-Follea F. L'Europe des universités. L'enseignement supérieur en mutation. Paris: La Documentation Française, 1992, 173 p.

15. Promouvoir une culture de l'evaluation et de pilotage pedagogique dans notre systeme educatif: Problematique et documents d'accompagnement. Poiters: Ecole superieure de l'education nationale, Juillet 2010, 140 p.

16. Stefanazzi C. Le metier de coach: entre posture et competences specifiques Etude par entretiens semi-directifs du professionnalisme de quatre coachs. Tours: Universite Francois Rabelais, 2009-2010, 379 p.

Сведения об авторах:

Каменский Алексей Михайлович, профессор кафедры управления Ленинградского областного института развития образования, доктор педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации

E-mail: kamenskyi@mail.ru 197136, г Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 25А

Лукина Людмила Евгеньевна, старший преподаватель Выборгского филиала Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

E-mail: ludmila.lukina@yandex.ru 188811, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Парковая, д. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.