УДК 377
DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-32-36
Татьяна Константиновна Клименко,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: klimenko_tk@mail.ru
К вопросу о дуальном образовании
Статья написана на очень актуальную в современных условиях тему. В настоящее время в системе образования осуществляется поиск новых подходов в организации системы образования, которые должны отвечать запросам современной экономики и рынку труда. Подготовка современных выпускников профессиональных учебных заведений должна быть адресной, вестись по заказу работодателей. Для этого должна осуществляться сверка компетенций образовательной программы в соответствии с новым поколением ФГОСов и стандарта профессиональной деятельности, по которой проводится подготовка. От идеи «учись учиться» произошёл переход к идее «учись учиться и работать», и эту задачу должны выполнить современные учебные заведения. В настоящее время актуализировался известный ещё в советские времена подход, в котором специалист готовился на рабочем месте, сочетая теоретическую подготовку (в вузе) и практику (на заводе), такое образование сегодня развивается как дуальное. Особенно актуально это образование для системы СПО, поскольку отрасли современного производства характеризуются как высокотехнологичные, и система СПО развивается в двух направлениях. С одной стороны, она готовит техников, а с другой - высококвалифицированных рабочих. Построение системы обучения является сложной задачей для организации всех аспектов такой подготовки, требуется соответствующее научно-методическое обеспечение. В статье рассматривается опыт ряда профессиональных образовательных организаций, в которых дуальное образование успешно развивается. Актуально сегодня также участие молодых выпускников в чемпионатах профессионального мастерства и движения «WorldSkills Russia».
Ключевые слова: инновационный подход, дуальное образование, профессиональная подготовка, работодатели, рынок труда, профессиональные компетенции, чемпионаты профессионального мастерства
Tatiana K. Klimenko,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: klimenko_tk@mail.ru
To the Issue of Dual Education
The article is devoted to very relevant theme in the modern conditions. Nowadays, the system of education searches for the new approaches to the organization of the educational system, which must meet the demands of the modern economy and the labor market. Training of modern graduates of vocational educational institutions must be targeted and conducted by the employers' requests. For this purpose, a reconciliation of competences of the educational program in accordance with the new generation of Federal State Educational Standards and standard of professional activity should be carried out. There was a transition from the idea of "learn to learn" to the idea of "learn to learn and work" and this task must be fulfilled by modern educational institutions. Nowadays the approach known in the Soviet times is actualized. According to this approach a specialist is prepared at the workplace, combining theoretical training (at the university) and practice (at the plant), this education is developing as a the dual one now. This is especially significant for the system of secondary vocational education as the industry of modern production is characterized as high-tech and secondary vocational education is developing in two directions. On the one hand, it prepares technicians, on the other hand, highly skilled workers. Building a system of training is a complicated task for the organization of all aspects of such training, it requires appropriate scientific and methodological support. The article deals with the experience of a number of professional educational institutions in which the dual education system is developing successfully. The participation of young graduates in the championships of professional skills and "WorldSkills Russia" movement is relevant today.
Keywords: innovative approach, dual education, vocational training, employers, labor market, professional competencies, championships of professional skills
32 © Т. К. Клименко, 2016
Развитие экономики на современном этапе характеризуется как инновационное, поэтому возникла необходимость поиска новых подходов к подготовке кадров. Таким современным подходом признано считать дуальное образование. Этот подход для российской системы образования являлся закономерным, поскольку профессиональное образование в советский период развивалось во взаимосвязи с производственной сферой. Существовали вузы -ВТУЗЫ, где профессиональная подготовка велась непосредственно на предприятии, каждое мощное промышленное предприятие имело свою систему профессиональной подготовки и переподготовки, проводилась «доводка» профессиональных кадров под конкретное производство. В советский период российской истории принцип сотрудничества образовательных организаций с трудовыми коллективами, развитие системы наставничества на производстве определялись законодательно. Так, в ст. 64 Закона РСФСР «О народном образовании» 1974 г. сказано: «Предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве и осуществляют контроль над их обучением». В постсоветский период многие положительные традиции были утрачены. Во втором десятилетии нового века вновь происходит обращение к опыту советского обучения, к зарубежному опыту по совместному обучению будущих специалистов разного профиля - образовательная организация и производственное предприятие, к так называемому дуальному образованию.
Согласно международной стандартной квалификации ЮНЕСКО, дуальная система образования - это организованный учебный процесс реализации образовательных программ, сочетающих частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе.
В современных словарях говорится о том, что дуальное образование - это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательной организации на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в состав-
лении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учёбы. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важным компонентом этой системы является наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.
Опережающий характер дуального образования способствует активному подключению будущего специалиста к прикладным научным исследованиям и практическому внедрению социальных, экономических, научно-технических, профессионально-технологических изменений в образовательную систему и производство.
О необходимости введения в России системы дуального образования, которое широко распространено в мире, заявил Президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета в декабре 2013 г.: «Бизнес и образовательные учреждения должны, наконец, иметь широкий набор механизмов сотрудничества, чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях».
Внедрением дуального образования в России занимается Агентство стратегических инициатив (АСИ). В 2014 г. оно объявило конкурс для российских регионов, желающих участвовать в пилотном проекте. Более двух десятков регионов участвовали в конкурсном отборе. Среди победителей оказался Красноярский край по теме «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения». Машиностроение, а в современных условиях - высокотехнологичное производство, является одной из основных промышленных отраслей Красноярского края. Соответственно, наиболее важной проблемой в развитии среднего профессионального образования является подготовка техников и высококвалифицированных рабочих, имеющих диплом СПО. Отсюда в развитии системы дуального образования необходимо было сформулировать цель данного проекта: совершенствование модели подготовки рабочего персонала с учётом реальных потреб-
ностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности Красноярского края. Решение этой проблемы стало предметом исследования молодого учёного Марины Александровны Шуваловой по теме «Формирование профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли в дуальном образовании».
Заданную модель в рамках среднего профессионального образования предполагается осуществлять следующим образом. Обучение должно быть основано на сочетании теоретической и практической подготовки на высокотехнологичном оборудовании, под конкретные рабочие места предприятий оборонно-промышленного комплекса: ОАО «Красмаш», ОАО «Информационно-спутниковые системы», ОАО «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь», ОАО «Центральное конструкторское бюро «Геофизика»» в рамках специальности 151 001 Технология машиностроения Аэрокосмического колледжа.
При проектировании учебного процесса - учебного плана, графика учебно-производственного процесса - были проведены сравнения компетенций федерального образовательного стандарта специальности «Технология машиностроения» и требований работодателей по видам профессиональной деятельности.
Выявлены несовпадения и «излишки» в содержательной части традиционной системы обучения, общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, практик, лабораторных и практических работ. Согласована нормативная база взаимодействия образовательной организации и работодателей.
Была определена образовательная траектория студентов, обучающихся по системе дуального образования в рамках целевой контрактной подготовки предприятий «ОАО "Красмаш"», ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева», которая выглядит следующим образом:
1. Студенты отбираются образовательной организацией совместно с работодателями по окончании 2-го курса при проведении предварительных собеседований и отборочных испытаний.
2. На протяжении всего курса обучения работодатели непосредственно принимают
участие в реализации учебного процесса, таким образом осуществляя контроль и корректировку программ подготовки, представляя современные рабочие места.
3. Заключаются договоры по обучению в рамках системы дуального образования.
4. Квалификационной комиссией, созданной совместно с работодателем, присваивается разряд по рабочей профессии «Оператор станков с программным управлением».
5. Выдаётся диплом техника по специальности «Технология машиностроения».
Автором выявлены следующие организационно-педагогические условия, которые позволяют подготовить компетентностного выпускника среднего профессионального образования в соответствии с требованиями работодателей:
1) обогащение содержания дисциплин естественнонаучного цикла в процессе решения производственно-ситуационных задач;
2) реализация междисциплинарного интегративного проектирования в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей;
3) активизация освоения профессиональных компетенций посредством решения производственно-ситуационных задач на рабочем месте.
В результате кроме разработанных и реализованных условий наработан критериально-оценочный инструментарий изучения уровня проявления профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли; разработано научно-методическое обеспечение образовательной деятельности подготовки техников, организации производственного обучения техников высокотехнологичной отрасли.
Подобный опыт нарабатывается в системе среднего педагогического образования Забайкальского края. В рамках сетевого взаимодействия педагогические колледжи края реализуют на базе организации практическое обучение, где студенты работают, а теоретическое обучение осуществляется в колледжах. Студентов, обучающихся с элементами дуального образования в крае, насчитывается свыше 100 чел. Эта система успешно реализуется для воспитателей дошкольных учреждений, будущих учителей начальных классов. Созданы ресурсные центры, организована
деятельность в педагогических кластерах, в лабораториях, в совместных инновационных проектах. Такой подход наиболее эффективен для студентов, которые становятся равноправными участниками совместной инновационной деятельности. У них повышается мотивация к обучению и осознанию необходимости собственного профессионального роста. Только профессионал может быть востребован на современном рынке труда. Педагогические колледжи решают задачу подготовить мобильного, конкурентоспособного, востребованного образовательным рынком региона профессионала, совместно с работодателями. В вузах края также имеются примеры организации образовательного процесса с элементами дуального образования. Переход на стандарты бакалавриата три плюс и три плюс плюс предусматривает увеличение времени на производственную практику, усиление практикоориентированности в профессиональной подготовке.
Таким образом, в различных образовательных организациях ведётся активный поиск новых подходов, наиболее эффективным из которых является дуальное образование.
В системе мониторинга качества подготовки кадров одним из критериев качества подготовки являются результаты участия региональных и отраслевых команд в чемпионатах профессионального мастерства, в т. ч. в национальном чемпионате «Вор-лдскиллс Россия» (ВСР). В марте 2016 г. создан региональный координационный центр - «WorldSkills Russia - Забайкальский край», определены его полномочия и функции как основного реализатора создания инновационных условий развития, методик и алгоритмов, направленных на обеспечение высококвалифицированными и профессиональными кадрами экономики Забайкальского края. Необходимо разработать дорожную карту для формирования региональной сборной для участия в чемпионатах «Молодые профессионалы» по выбранным компетенциям. Необходима модернизация образовательных программ с учётом стандартов движения ВСР по приоритетным для Забайкальского края профессиям, организация и внедрение стандартов
и методик «WorldSkills Russia» в государственную итоговую аттестацию учащихся (ГИА) в образовательных организациях среднего профессионального образования Забайкальского края. Участие в движении «WorldSkills Russia» предусматривается по следующим специальностям СПО: сварочные технологии, эксплуатация сельскохозяйственных машин, сетевое и системное администрирование, дошкольное воспитание, преподаватель младших классов, поварское дело, кондитерское дело, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, сухое строительство и штукатурные работы. В целом будут задействованы большинство учреждений СПО Забайкальского края. По масштабности предстоящей работы можно определить нововведения как системную инновацию в профессиональной подготовке кадров.
Подводя итоги рассмотрения проблемы дуального образования, в современных условиях можно определить этот процесс как инновационный. Он охватил все уровни системы образования, различные отрасли экономики и производства, возникла необходимость конструктивного взаимодействия с работодателями, учёта их требований к профессиональным компетенциям выпускников, диалога с предпринимательским сообществом по обсуждению содержания теоретической подготовки под конкретные запросы бизнеса. В практике профессионального образования появился конкретный опыт дуального образования, обобщённый в научных исследованиях, как в Красноярском крае, опыт, представляемый на различных форумах, как в среднем педагогическом образовании Забайкальского края, в системе общероссийского Движения «WorldSkills Russia», в высшей школе через появление примеров кластеризации образования, как в ЗабГУ горного образования. Эта инновация набирает темп в распределении по уровням образования и охвате всех сегментов рынка труда, экономики и производства. Необходимо нарабатывать содержание и технологии, развивать научные исследования по анализу, мониторингу, прогнозированию эффективной системы дуального образования в отечественной педагогике.
Список литературы
1. Алешкина Т. В. Организация профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей Забайкальского края: материалы августовского совещания работников образования. 2015 г. (неопубл.).
2. Егоров Е. С. Об участии Забайкальского края в Движении WorldSkills Russia: материалы Министерства образования и науки Забайкальского края: нормативно-правовые акты (неопубл.).
3. Шувалова М. А. Подготовка специалистов среднего звена высокотехнологичной отрасли // Совр. проблемы развития образования и воспитания молодёжи: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конф., 25 апреля, 2014 г. Махачкала: Апробация, 2014. С. 89-92.
Источник
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2013-2020 гг.
References
1. Aleshkina T. V. Organizacija professional'noj podgotovki studentov pedagogicheskih kolledzhej Zabajkal'skogo kraja: materialy avgustovskogo soveshhanija rabotnikov obrazovanija. 2015 g. (neopubl.).
2. Egorov E. S. Ob uchastii Zabajkal'skogo kraja v Dvizhenii WorldSkills Russia: materialy Ministerstva obrazovanija i nauki Zabajkal'skogo kraja: normativno-pravovye akty (neopubl.).
3. Shuvalova M. A. Podgotovka specialistov srednego zvena vysokotehnologichnoj otrasli // Sovr. problemy razvitija obrazovanija i vospitanija molodjozhi: sbornik materialov V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 25 aprelja, 2014 g. Mahachkala: Aprobacija, 2014. S. 89-92.
Istochnik
4. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2013-2020 gg.
Библиографическое описание статьи
Клименко Т. К. К вопросу о дуальном образовании // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогика. Психология. 2016. Т. 11, № 2. С. 32-36. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-32-36.
Reference to the article
Klimenko T. K. To the Issue of Dual Education // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogy. Psychology. 2016. Vol. 11, No. 2. PP. 32-36. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-32-36.
Статья поступила в редакцию 20.04.2016