Научная статья на тему 'Модернизация системы среднего профессионального образования через движение "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)"'

Модернизация системы среднего профессионального образования через движение "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2771
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) / WORLDSKILLS / МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ / ЧЕМПИОНАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РАБОЧАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаров Николай Тимофеевич, Протодьяконова Галина Юрьевна

В статье рассмотрены проблемы системы профессионального образования на примере Колледжа инфраструктурных технологий СВФУ. Раскрыты аспекты движения WorldSkills в России. Проанализирована необходимость интеграции стандартов WorldSkills в образовательные программы среднего профессионального образования в рамках профессиональных модулей. Обобщен практический опыт участия студентов колледжа на чемпионате «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Описана новая форма государственной аттестации выпускников демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Проанализированы результаты пилотного проекта апробации демонстрационного экзамена на примере Колледжа. Приводится ряд выявленных проблем в ходе пилотной апробации демонстрационного экзамена. Анализ практики проведения чемпионатов профессионального мастерства, в том числе опыт участия в чемпионатах профессионального мастерства, позволил выделить основные группы проблем: отсутствие межведомственного взаимодействия; слабую подготовку экспертов; отсутствие проработанности системы поощрения экспертов и участников; отсутствие единой шкалы оценивания; взаимодействие с работодателями; внедрение стандартов ВСР в образовательный процесс. С учетом приведенных проблем отмечены направления формирования эффективной региональной системы подготовки специалистов среднего звена. Рекомендованы пути решения выявленных проблем: создание и развитие специализированного центра компетенций, разработка, корректировка оценочных средств, основных показателей оценки результатов и набора требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов и введения новых дисциплин и программ подготовки студентов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the Secondary Vocational Education System Through the Young Professionals (WorldSkills Russia) Movement

The article discusses the vocational education system on the example of the College of Infrastructure Technologies of NEFU. The aspects of the WorldSkills Movement in Russia are disclosed. The necessity of integrating the WorldSkills standards into curricula of secondary vocational education in the framework of professional modules is analyzed. We summarized the experience of the college students who participated in the Worldskills Russia Championship. A new form of state certification of graduates is described a demonstration exam under WorldSkills standards. We analyzed the results of a pilot project on testing the demonstration exam at the college. The pilot testing of the demonstration exam identified a number of problems. The analysis of professional skills championships, including the experience of participating in professional skills championships, made it possible to identify the main groups of problems: the lack of interagency cooperation; poor training of experts; the lack of coordination between the systems of encouraging experts and participants; the lack of a unified rating scale; interaction with employers; introduction of the WSR standards in the educational process. Taking into account the above problems, the directions for forming an effective regional system of training mid-level specialists were found. The ways of solving the identified problems were recommended: the creation and development of a specialized competence center, the development and adjustment of the assessment tools, key performance indicators and a set of required professional competencies for training future specialists and the introduction of new disciplines and training programs for students, etc.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы среднего профессионального образования через движение "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)"»

УДК 377.5

Н. Т. Захаров, Г. Ю. Протодьяконова

Модернизация системы среднего профессионального образования через движение «Молодые профессионалы

(WorldSkills Russia)»

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы системы профессионального образования на примере Колледжа инфраструктурных технологий СВФУ Раскрыты аспекты движения WorldSkills в России. Проанализирована необходимость интеграции стандартов WorldSkills в образовательные программы среднего профессионального образования в рамках профессиональных модулей. Обобщен практический опыт участия студентов колледжа на чемпионате «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Описана новая форма государственной аттестации выпускников - демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Проанализированы результаты пилотного проекта апробации демонстрационного экзамена на примере Колледжа. Приводится ряд выявленных проблем в ходе пилотной апробации демонстрационного экзамена. Анализ практики проведения чемпионатов профессионального мастерства, в том числе опыт участия в чемпионатах профессионального мастерства, позволил выделить основные группы проблем: отсутствие межведомственного взаимодействия; слабую подготовку экспертов; отсутствие проработанности системы поощрения экспертов и участников; отсутствие единой шкалы оценивания; взаимодействие с работодателями; внедрение стандартов ВСР в образовательный процесс. С учетом приведенных проблем отмечены направления формирования эффективной региональной системы подготовки специалистов среднего звена. Рекомендованы пути решения выявленных проблем: создание и развитие специализированного центра компетенций, разработка, корректировка оценочных средств, основных показателей оценки результатов и набора требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов и введения новых дисциплин и программ подготовки студентов и т.д.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, модернизация системы среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия), WorldSkills, Молодые профессионалы, Чемпионат профессионального мастерства, стандарты WorldSkills, демонстрационный экзамен, профессиональная компетенция, профессиональный стандарт, рабочая квалификация.

N. T. Zakharov, G. Yu. Protodjakonova

Modernization of the Secondary Vocational Education System Through the Young Professionals (WorldSkills Russia) Movement

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article discusses the vocational education system on the example of the College of Infrastructure Technologies of NEFU. The aspects of the WorldSkills Movement in Russia are disclosed. The necessity of integrating the WorldSkills standards into curricula of secondary vocational education in the framework of

ЗАХАРОВ Николай Тимофеевич - преподаватель кафедры эксплуатации и обслуживания информационных систем Колледжа инфраструктурных технологий, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: zakharov.nt@mail.ru

ZAKHAROV Nikolay Timofeevich - teacher of department of operation and maintenance of information systems, College of Infrastructure technologies the Federal State Unitary Enterprise, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.

ПРОТОДЬЯКОНОВА Галина Юрьевна - кандидат педагогических наук, зав. кафедрой эксплуатации и обетуживания информационных систем Колледжа инфраструктурных технологий, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: protogalina@mail.ru

PROTODJAKONOVA Galina Yurievna - Candidate Pedagogical Sciences, College of Infrastructure technologies the Federal State Unitary Enterprise, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

professional modules is analyzed. We summarized the experience of the college students who participated in the Worldskills Russia Championship. A new form of state certification of graduates is described - a demonstration exam under WorldSkills standards. We analyzed the results of a pilot project on testing the demonstration exam at the college. The pilot testing of the demonstration exam identified a number of problems. The analysis of professional skills championships, including the experience of participating in professional skills championships, made it possible to identify the main groups of problems: the lack of interagency cooperation; poor training of experts; the lack of coordination between the systems of encouraging experts and participants; the lack of a unified rating scale; interaction with employers; introduction of the WSR standards in the educational process. Taking into account the above problems, the directions for forming an effective regional system of training mid-level specialists were found. The ways of solving the identified problems were recommended: the creation and development of a specialized competence center, the development and adjustment of the assessment tools, key performance indicators and a set of required professional competencies for training future specialists and the introduction of new disciplines and training programs for students, etc.

Keywords: vocational education, modernization, WorldSkills, Young Professionals, championship, competence-based qualifications, competence, work skills.

Введение

В настоящее время приоритетным направлением деятельности Правительства Российской Федерации является развитие рабочих профессий и в частности среднего профессионального образования. Интенцией проводимых мероприятий является выпуск конкурентоспособных кадров на российский рынок труда [1]. Для реализации этой задачи становится необходимым модернизация системы среднего профессионального образования через развитие движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», что является целью данной работы.

Стремительно меняющиеся и усложняющиеся технологии современного производства указывают на потребность модернизации системы СПО [2]. Однако определение тенденций и условий этого процесса должно основываться на анализе существующих проблем деятельности, связанных с участием в чемпионатах «Молодые профессионалы», проведением этих чемпионатов и демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills.

Формирование профессиональных компетенций через движение «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»

Международное движение «WorldSkills» зародилось в 1947 г. в Испании по причине катастрофической нехватки квалифицированных рабочих рук. Первые чемпионаты проводились с целью популяризации рабочих профессий и повышения их престижа. Сегодня это эффективный инструмент подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных производств.

Россия присоединилась к движению WorldSkills в 2012 г. За шесть лет были проведены порядка 500 региональных, корпоративных, вузовских и национальных чемпионатов. Союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» является официальным оператором международного некоммерческого движения WorldSkills International, миссия которого - повышение стандартов подготовки кадров [3]. Союз проводит всероссийские чемпионаты профессионального мастерства по направлениям:

• конкурсы профессионального мастерства между студентами колледжей и техникумов;

• межвузовский чемпионат по стандартам WorldSkills.

Обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, которые соответствуют современным мировым стандартам и передовым технологиям [4], осуществляется через модернизацию системы среднего профессионального образования

Для этих целей реализуются новые модели федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО) по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50 [5].

По итогам результатов участия на чемпионатах «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Республика Саха (Якутия) находится на лидирующих позициях: Якутия входит в ТОП-15 регионов России, является лидером Дальнего Востока.

В свою очередь, Колледж технологий вступил в движение «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia в 2013 г. За короткий период студенты показали отличные результаты: по компетенции «Веб-дизайн и разработка» заняли 3 место на финале I Межвузовского чемпионата WorldSkills Russia (2017 г., г. Москва); 1 место в отборочном этапе межвузовского чемпионата (2018 г.); по компетенциям «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности», «Анализ защищенности информационных систем от внешних угроз» - 1 места в отборочном этапе межвузовского чемпионата (2018 г.); по компетенции «Анализ защищенности информационных систем от внешних угроз» - 3 место на финале II Межвузовского чемпионата WorldSkills Russia (2018 г., г. Москва); по компетенции «Программные решения для бизнеса» - 1, 2 места в отборочном этапе межвузовского чемпионата (2017 г., 2018 г.).

В 2017 году на базе Колледжа проведены отборочные этапы межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенциям «Веб-дизайн и обработка», «Программные решения для бизнеса», «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности», «Анализ защищенности информационных систем от внешних угроз».

Участие в движении WorldSkills Russia дает огромные возможности повышения качества профессиональной подготовки [6]. Именно в рамках соревнований профессионального мастерства можно увидеть реальную квалификацию и конкурентоспособность участников-студентов.

Демонстрационные экзамены по стандартам WorldSkills

Для модернизации системы СПО в РФ в системе профессионального образования вводится новая форма государственной аттестации выпускников - демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills [7]. В ходе проведения демонстрационного экзамена определяется уровень знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями; моделируются реальные производственные условия для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков; осуществляется независимая экспертная оценка выполнения задания демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий.

Союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» помимо организации чемпионатов занимается внедрением мировых стандартов в национальную систему среднего профессионального образования. В России первая апробация такой формы оценки проведена в 2017 г. В ней участвовали около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России.

В 2018 г. на базе 9 техникумов и колледжей Якутии прошел демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills по 8 компетенциям. В нем приняли участие 223 студента. По итогам экзамена результаты 64 человек соответствуют стандартам WorldSkills. По рейтингу вовлеченности субъектов Российской Федерации Республика Саха (Якутия) находится на 24 месте. Студенты Колледжа инфраструктурных технологий приняли участие в демонстрационном экзамене по двум компетенциям: «Программные решения для бизнеса» и «Веб-дизайн и разработка», приведен краткий анализ пилотной апробации демонстрационного экзамена (табл.).

Таблица

Анализ результатов проведения демонстрационного экзамена по компетенциям «Программные решения для бизнеса» и «Веб-дизайн и разработка»

Компетенция Программные решения для бизнеса Веб-дизайн и разработка

Количество участников по России 702 562

Количество участников КИТ СВФУ 5 10

WorldSkiUs 32 (4,56%) 154 (27,4%)

Максимальный балл 40 б. 40 б.

Порог соответствия 8,7 б. 15,87 б

Средний балл по России 7,23 б. 20,8 б. (медальон)

Средний балл участников КИТ СВФУ 6,33 б. 8,8 б.

Оценивание уровня компетенций участников демонстрационного экзамена в соответствии с методикой WorldSkills проводится комиссией, члены которой являются сертифицированными специалистами и не связаны с образовательной организацией [8]. Поиск и обучение таких специалистов стал большой проблемой в начале организации демонстрационного экзамена в Колледже.

Анализ результатов демонстрационного экзамена по компетенции «Программные решения для бизнеса» показывает очень низкий уровень соответствия стандартам WorldSkills обучающихся по всей России. По компетенции «Веб-дизайн и разработка» больше, чем четверть участников справились с заданием, их знания, навыки и умения соответствуют международным стандартам. В Колледже инфраструктурных технологий отличились 2 студента: Татари-нов Степан набрал 10,45 баллов по компетенции «Программные решения для бизнеса», что говорит о соответствии стандартам WorldSkills, и Иванов Максим набрал 8,2 баллов (выше среднего балла по РФ). По компетенции «Веб-дизайн и разработка» результат Иванова Максима - 16,27 баллов, соответствует стандартам WorldSkills.

В ходе пилотной апробации демонстрационного экзамена были выявлены определенные трудности: демонстрационный экзамен требует больших затрат по времени и финансовым вложениям; студенты не всегда психологически готовы к подобному виду испытаний; некоторые модули отсутствуют в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности.

Анализ практики проведения чемпионатов профессионального мастерства, в том числе опыт участия в чемпионатах профессионального мастерства, позволили выделить следующие группы основных проблем: а) отсутствие межведомственного взаимодействия; б) слабую подготовку экспертов; в) отсутствие единой шкалы оценивания; г) взаимодействие с работодателями; д) внедрение стандартов ВСР в образовательный процесс.

С учетом приведенных проблем необходимо отметить основные направления формирования эффективной системы подготовки специалистов среднего звена:

1) организацию межведомственных взаимодействий;

2) проведение работ по подготовке экспертов;

2) развитие учебно-материальной базы;

3) совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений;

4) Развитие социального партнерства с предприятиями.

Схема взаимодействия компонентов предлагаемой нами системы: Координационный совет - работодатель - образовательная организация. Взаимодействие компонентов через Координационный совет, состоящий из представителей работодателей, образовательных организаций, органов исполнительной власти субьектов РФ и других, должно обеспечивать эффективность системы подготовки специалистов среднего звена.

Если рассмотреть по компонентам, то получится следующий результат: принимаемые мероприятия по модернизации среднего профессионального образования призваны решать задачи по улучшению профессиональной подготовки молодежи и качественно ее изменить.

Создание и развитие Специализированного центра компетенций - один из путей успешного внедрения стандартов WorldSkills. Специализированный центр компетенций (СЦК) представляет собой площадку, предназначенную для подготовки студентов к участию на чемпионатах WorldSkills, для привлечения бизнес-партнеров, проведения чемпионатов регионального уровня, а также учебную базу для профессиональных образовательных организаций по подготовке специалистов по стандартам WSR и повышения квалификации педагогических работников.

Взаимодействие с производственной сферой является одной из основных составляющих среднего профессионального образования, выступающего как практикоориентированное обучение.

Внедрение новых производственных технологий будет способствовать постоянному изменению требований работодателей. Для соответствия этим требованиям появляется необходимость изменения содержания образовательных программ. Появляются новые виды деятельности, и согласно профессиональным стандартам будут вводиться новые профессиональные модули в программы подготовки. Исходя из этого, встает вопрос разработки, корректировки оценочных средств, основных показателей оценки результата и набора требуемых профессиональных компетенций. Реализация новых моделей ФГОС расширяют возможность участия работодателей в разработке основных образовательных программ среднего профессионального образования, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных организаций, привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу.

Заключение

Эффективность данной системы заключается в том, что Координационный совет, создаваемый для реализации данной системы, будет обеспечивать мобильное взаимодействие компонентов, что позволит интегрировать на деле теорию с практикой, то есть повысит практикоо-риентированность образовательных программ. А это в свою очередь обеспечит высокий уровень подготовки специалистов среднего звена и рабочих кадров, который будет соответствовать современным мировым стандартам и передовым технологиям [4], будет осуществляться через создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования.

Литература

1. Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Минтруд России. Официальный сайт. URL: https://rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/436.

2. Вазагова Ф.В., Кильчуков З.Х. Роль отраслей промышленного комплекса в реализации новой модели развития экономики [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. -С. 343 - 346. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36814.

3. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»). Утвержден Президиумом совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25.10. 2016 № 9) [Электронный ресурс] // Правительство России. Официальный сайт. URL:http://static.government.ru/ media/files/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViodyObukhty.pdf.

4. Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт) // Бюллетень о сфере образования. - 2017. - № 11. - С. 5-26.

5. Действующие ФГОС, родственные ФГОС по ТОП-50 [Электронный ресурс] // DOCPLAYER. URL: https://docplayer.ru/44049655-Deystvuyushchie-fgos-rodstvennye-fgos-po-top-50.html.

6. Финско-Российский проект «Умения - ключ к качеству и производительности труда, PROSKILLS»

[Электронный ресурс] // Платформа для публикаций Pandia.ru. URL: http://pandia.ru/text/79/047/37375. php.

7. Антропов В.А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. - 103 с.

8. Антропов В.А.Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. - 103 с. Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Минтруд России. Официальный сайт. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436.

References

1. Prikaz Mintruda Rossii № 831 ot 2 noyabrya 2015 g. «Ob utverzhdenii spiska 50 naibolee vostrebovan-nyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, trebuyushchih srednego professional'nogo obrazovaniya» [EHlektronnyj resurs] // Mintrud Rossii. Oficial'nyj sajt. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436.

2. Vazagova F. V., Kil'chukov Z.H. Rol' otraslej promyshlennogo kompleksa v realizacii novoj modeli razvitiya ehkonomiki [EHlektronnyj resurs] // Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. - № 2. - S. 343 - 346. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36814.

3. Pasport prioritetnogo proekta «Obrazovanie» po napravleniyu «Podgotovka vysokokvalificirovan-nyh specialistov i rabochih kadrov s uchetom sovremennyh standartov i peredovyh tekhnologij» («Rabochie kadry dlya peredovyh tekhnologij»). Utverzhden Prezidiumom soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam (protokol ot 25.10. 2016 № 9) [EHlektronnyj resurs] // Pravitel'stvo Rossii. Oficial'nyj sajt. URL:http://s1atic.government.ru/media/files/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjVio dyObukhty.pdf.

4. Reforma srednego professional'nogo obrazovaniya (otechestvennyj i zarubezhnyj opyt) // Byulleten' o sfere obrazovaniya. - 2017. - № 11. - S. 5 - 26.

5. Dejstvuyushchie FGOS, rodstvennye FGOS po T0P-50 [EHlektronnyj resurs] // DOCPLAYER. URL: https://docplayer.ru/44049655-Deystvuyushchie-fgos-rodstvennye-fgos-po-top-50.html.

6. Finsko-Rossijskij proekt «Umeniya - klyuch k kachestvu i proizvoditel'nosti truda, PROSKILLS» [EHlektronnyj resurs] // Platforma dlya publikacij Pandia.ru. URL: http://pandia.ru/text/79/047/37375.php.

7. Antropov V.A. Problemy modernizacii i innovacij v rossijskom professional'nom obrazovanii. - Ekaterinburg: Institut ehkonomiki UrO RAN, 2013. - 103 s.

8. Antropov V.A.Problemy modernizacii i innovacij v rossijskom professional'nom obrazovanii. - Ekaterinburg: Institut ehkonomiki UrO RAN, 2013. - 103 s.Prikaz Mintruda Rossii № 831 ot 2 noyabrya 2015 g. «Ob utverzhdenii spiska 50 naibolee vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, trebuyush-chih srednego professional'nogo obrazovaniya» [EHlektronnyj resurs] // Mintrud Rossii. Oficial'nyj sajt. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.