Научная статья на тему 'Некоторые тенденции развития рабочих профессий в условиях подготовки учащихся к WorldSkills'

Некоторые тенденции развития рабочих профессий в условиях подготовки учащихся к WorldSkills Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ / TRAINING OF WORKERS / РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ / WORKING PROFESSION / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS / WORLDSKILLS MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Шайхутдинова Галия Айратовна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме развития профессиональной подготовки по рабочим профессиям в СПО. Цель статьи показать положительное влияние мировых чемпионатов WorldSkills на состояние среднего профессионального образования, в том числе на повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям и специальностям, а также на повышение привлекательности и имидж организаций профессионального образования. Методология. Исследование проведено на основе анализа международного и российского опыта проведения мировых чемпионатов WorldSkills, а также на основе практического опыта внедрения инновационных решений, методик и алгоритмов в систему среднего профессионального образования как необходимого стимула для подготовки студентов для участия в конкурсах профессионального мастерства. Результаты заключаются в выявлении тенденций развития рабочих профессий в условиях подготовки учащихся к чемпионатам WorldSkills Заключение. Авторами отмечается, что одним из существенных факторов реформирования системы среднего профессионального образования является ее вступление в движение WorldSkills, который можно расценить как очень прогрессивный шаг и как старт для развития системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Шайхутдинова Галия Айратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF WORKING PROFESSIONS IN THE CONDITIONS OF PREPARATION OF PUPILS FOR THE WORLDSKILLS CHAMPIONSHIPS

Introduction. The article presents a study on the development of professional training in working professions in secondary vocational education. The purpose of the article is to show the positive impact of WorldSkills Championships on the state of secondary vocational education, including improving the quality of training in working professions and specialties, as well as improving the attractiveness and image of vocational training organizations. Methodology. The study was conducted based on the analysis of international and Russian experience of the world Championships WorldSkills, and also based on the practical experience ofimplementinginnovative solutions, methodologies and algorithmsin the system of secondaryvocational education as a necessary incentive for the training of students for participation in competitions of professional skill. The results are to identify trends in the development of working professions in the conditions of preparation of students for the WorldSkills Championships Conclusion. The authors note that one of the essential factors of reforming the system of secondary vocational education is its entry Into the WorldSkills movement, which can be regarded as a very progressive step and as a start for the development of the system.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции развития рабочих профессий в условиях подготовки учащихся к WorldSkills»

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. URL: https://ng.nu/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 20.04.2018).

6. О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон 29.06.2015 № 162-ФЗ. URL: http:// www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_181810/ (дата обращения: 12.05.2018).

7. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М. : Педагогика, 1989. 152 с.

References

1. Banben M., Donnelly K., Rizvi S. Nakanune skhoda laviny. Vysshee obnazovanie i gnyadushchaya nevolyuciya [On the eve of the avalanche. Highen Education and the Coming Revolution]. Issues of Education, 2013, no. 3, pp. 152-231. (In Russian).

2. Nagovitsin R. S. Raznabotka nacional'no-negional'nogo komponenta sodenzhaniya obucheniya dlya fonminovaniya fizicheskoj kul'tuny lichnosti studenta [Development of a national-negional component of the content of education fon the fonmation of a student's physical cultune]. Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, 2013, no. 3, pp. 49-55. (In Russian).

3. Neimank M. A. «Myagkaya sila» v minovoj politike ["Soft powen" in wonld politics]. Moscow, Dashkov and K, 2017, 272 p. (In Russian).

4. Minoshnichenko A. A., Kunteeva O. V. Kvalimetniya vospitatel'nogo pnoekta [Qualimetny of Educational Pnoject]. Bulletin of Izhevsk State Technical University named after M. T. Kalashnikov, 2014, no. 2 (62), pp. 182-184. (In Russian).

5. Stnategiya nazvitiya vospitaniya v Rossijskoj Fedenacii na peniod do 2025 goda [Stnategy fon the development of education in the Russian Fedenation fon the peniod until 2025]. Onden of the Government of the Russian Fedenation of may 29, 2015 № 996-n. Available at: https://ng.nu/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed 20.04.2018). (In Russian).

6. O standantizacii v Rossijskoj Fedenacii [On standandization in the Russian Fedenation]. Fedenal law of june 29, 2015 № 162-FZ. Available at: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_181810/ (accessed 12.05.2018). (In Russian).

7. Chenepanov V. S. Ekspentnye ocenki v pedagogicheskih issledovaniyah [Expert assessments in pedagogical studies]. Moscow, Pedagogika, 1989, 152 p. (In Russian).

УДК/uDC 377.1 Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова

F. Mukhametzyanova, G. Shaukhutdinova

некоторые тенденции развития рабочих профессий в условиях подготовки учащихся к worldskills

SOME TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF WORKING PROFESSIONS IN THE CONDITIONS OF PREPARATION OF PuPILS

for the worldskills championships

Введение. В статье представлено исследование по проблеме развития профессиональной подготовки по рабочим профессиям в СПО. Цель статьи — показать положительное влияние мировых чемпионатов WoNdSkills на состояние среднего профессионального образования, в том числе на повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям и специальностям, а также на повышение привлекательности и имидж организаций профессионального образования.

Методология. Исследование проведено на основе анализа международного и российского опыта проведения мировых чемпионатов WoNdSkills, а также на основе практического опыта внедрения инновационных решений, методик и алгоритмов в систему среднего профессионального образования как необходимого стимула для подготовки студентов для участия в конкурсах профессионального мастерства.

Результаты заключаются в выявлении тенденций развития рабочих профессий в условиях подготовки учащихся к чемпионатам WoMdSkills

Заключение. Авторами отмечается, что одним из существенных факторов реформирования системы среднего профессионального образования является ее вступление в движение WoMdSkills, который можно расценить как очень прогрессивный шаг и как старт для развития системы.

Introduction. The article presents a study on the development of professional troining in wonking professions in secondany vocational education. The punpose of the article is to show the positive impact

of WorldSkills Championships on the state of secondary vocational education, including improving the quality of training in working professions and specialties, as well as improving the attractiveness and image of vocational training organizations.

Methodology. The study was conducted based on the analysis of international and Russian experience of the world Championships WorldSkills, and also based on the practical experience ofimplementinginnovativesolutions,methodologiesandalgorithmsin thesystemofsecondary vocational education as a necessary incentive for the training of students for participation in competitions of professional skill.

The results are to identify trends in the development of working professions in the conditions of preparation of students for the WorldSkills Championships

Conclusion. The authors note that one of the essential factors of reforming the system of secondary vocational education is its entry Into the WorldSkills movement, which can be regarded as a very progressive step and as a start for the development of the system.

Ключевые слова: подготовка рабочих кадров, рабочие профессии, среднее профессиональное образование, движение WorldSkills.

Keywords: training of workers, working profession, secondary vocational education, WorldSkills movement.

Введение

Современное профессиональное образование развивается очень быстрыми темпами. В условиях экономических санкций, введения импортозамещения очевидно, что возрастают требования к отечественному производителю и к самим производственникам, в том числе и к будущим рабочим и специалистам.

В одном из своих выступлений Президент РФ В. В. Путин отметил, что инженерные и рабочие профессии требуют высочайшей компетенции, следовательно, существует настоятельная необходимость выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учетом лучших международных практик.

В настоящее время развитие системы среднего профессионального образования вступило в фазу стабильного реформирования: активно внедряются профессиональные стандарты, стандарты WorkdSkills в подготовку рабочих кадров, разрабатываются проекты по переходу на ФГОС по новым профессиям и специальностям (ТОП-50). Большое внимание уделяется материально-техническому оснащению образовательного и производственного процессов, развивается государственно-частное партнерство. Большинство крупных корпораций, производств, представителей социальной сферы понимают, что необходимо их участие в подготовке кадров для своей отрасли. В регионах постепенно переходят на подготовку тех кадров, которые будут нужны в ближайшем будущем с учетом региональных интересов, инвестиционных проектов и т. д. Новые подходы к подготовке высококвалифицированных специалистов с учетом международных стандартов диктуют изменения в структуре и содержании процесса подготовки кадров в системе среднего профессионального образования.

Методология

Исследование проведено, во-первых, на основе российского и зарубежного опыта проведения мировых чемпионатов WorldSkills, который показал, что участие в международных конкурсах позитивно сказалось на профессиональном образовании всех стран, которые стали участниками, и явилось одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности организаций среднего профессионального образования. Во-вторых, анализировалась деятельность организаций СПО, которые готовят молодых профессионалов. Анализ показал, что вступление России в международное движение WorldSkills International способствовало активному внедрению инновационных решений, методик и алгоритмов в систему среднего профессионального образования как необходимого стимула для подготовки студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства. Анализ имеющегося опыта позволил выделить тенденции развития, характерные для организаций СПО, готовящих обучаемых к конкурсам, сделаны выводы о системных изменениях профессиональных образовательных организаций, в том числе и в области развития рабочих профессий.

Результаты

Чемпионаты WorldSkills берут свои истоки с WorldSkills International (WSI), международной некоммерческой ассоциации. Вступление России в движение WorldSkills — это очень прогрессивный шаг, и для отечественной системы профессионального образования является стартом для развития большого числа инновационных решений, методик, алгоритмов. Кроме того, участие России в движении WorldSkills позволило внести ряд позитивных изменений в систему профессионального образования, тенденций развития, которые можно видеть уже сегодня. Участие России в движении WorldSkills кардинально меняет состояние среднего профессионального образования. К таким изменениям нужно отнести следующее.

1. Реформирование и развитие региональных систем среднего профессионального образования, так как практически все регионы стали участниками чемпионатов в том или ином качестве: эксперты, специализированные центры компетенций, участники чемпионатов и т. д.

2. Повышение качества профессиональной подготовки в учебных заведениях СПО и центрах переподготовки кадров, что дает толчок не только для внутреннего развития образовательной организации, но и для развития стратегического партнерства с государственными и неправительственными организациями, предприятиями и т. д.

3. Появление новых профессий и специалистов новой формации. Автоматизация и переход к цифровой экономике создали потребность в рабочих кадрах нового типа, способности которых измеряются компетенциями, а не дипломами, которые получают на выходе из образовательного учреждения. Сегодня необходимо готовить не просто конкурентоспособного профессионала, а адаптированного к современным реалиям специалиста, готового и способного работать с новейшими аппаратами, робототехникой и постоянно расширять свои знания.

Глобализация и цифровизация экономики поставила перед системой образования и новые задачи — подготовка кадров для новых отраслей экономики, которые отвечали бы мировым стандартам, например кадры для digital-трансформации. Так, в Татарстане уже в этом году протестируют отдельный блок компетенций DigitalSkills, в который входят криптография, блокчейн и смарт-контракты, виртуальная и дополненная реальность. Участие России в чемпионатах WorldSkills способно, хотя и не в полной мере, но решать эти проблемы.

4. Новые стандарты современных профессий системно меняют экзаменационную систему в образовательных организациях СПО — вводится демонстрационный экзамен по методике WorldSkills — инновационной системы государственной итоговой аттестации, которая позволяет проверить навыки выпускников в реальных производственных условиях.

В соответствии с методикой WorldSkills студента экзаменуют независимые эксперты, причем проверяют его практические навыки. Конкурсное задание остается одинаковым для всех, поэтому исключается фактор везения. Демоэкзамен позволяет студентам определить недостающие навыки — так называемые skills gaps, а организации профессионального образования, в свою очередь, могут скорректировать учебную программу, пока система проходит пилотные испытания [2]. Таким образом решается сразу несколько проблем: объективность оценки, ее адекватность и разрыв между требованиями работодателей и навыками выпускников. Кроме того, учебные заведения совершенствуют систему подготовки, студенты отрабатывают навыки для реального, а не абстрактного сектора экономики, а предприятия получают доступ к базе квалифицированных кадров, которые отвечают всем установленным стандартам.

Кроме того, компетенции подтверждаются не дипломом с оценками по предметам, а Skills-паспортом с перечислением конкретных навыков — еще одним проектом WSR. В нем обозначены модули, которые выполнил студент. Результаты участника отражаются в графике, в котором также указаны минимально и максимально допустимые результаты по стандарту. Skills-паспорт выступает как инструмент независимой оценки подготовки студентов. По сути, паспорт навыков — это аналог пре-интервью, которое вместо работодателя проводит учебное заведение

5. Классификация компетенций — еще одна проблема российской системы профподготовки. Представители многих техникумов и вузов признают, что сегодня специальности уже не имеют таких четких границ, как раньше. Условный оператор станка с ЧПУ может управлять сразу несколькими станками на заводе и фактически руководить производственным процессом. Новый технологический уклад меняет сам формат профессий, причем большинство из них получает цифровое измерение. Практически WorldSkills выполняет функции футурологии, то есть попытки предска-

зать, какие навыки и профессии потребуются специалистам в ближайшем будущем и как изменятся существующие специальности. WSR запустил проект РиЁигеБкШэ, который пытается установить стандарты оценки специалистов по геномной инженерии, эксплуатации беспилотных авиационных систем, лазерным технологиям, промышленной робототехнике и другим компетенциям будущего [2].

К таким же инновациям относится отраслевой чемпионат Адгс^кШэ. В первенстве участвуют специалисты по агрономии, биотехнологиям, ветеринарии, эксплуатации сельскохозяйственных машин, садоводству и менеджменту в растениеводстве, которые уже работают в российском агросекторе. Также появилась еще одна отраслевая ветка соревнований — Ьод^Ё^кШэ [2]. Фактически участие в чемпионатах WсгldSkills играет роль популяризации относительно новых отраслей среди школьников и студентов, что отвечает духу времени и требованиям Президента РФ о ранней профориентации. Для этого совместно с WoгldSkills компании, партнеры движения, открывают робототехнические лаборатории в регионах. Например, российское представительство компании Кика первым ввело компетенцию «промышленная робототехника» в линейку WoгldSkills и т. д.

6. Важно отметить, что конкурс WoгldSkills проводится не только по хорошо известным рабочим профессиям, но и по новым, принципиально новым как для сферы образования, так и для промышленных предприятий. Например такие профессии, как «мехатроник», «мобильный робототехник», «оператор беспилотных летательных аппаратов», «специалист по аддитивным технологиям», «техник по композитным материалам» и «техник по обслуживанию роботизированного производства». В том или ином виде эти профессии в настоящее время получили свое развитие только через систему чемпионатов WoгldSkills [3].

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы уделяется пристальное внимание поиску эффективных организационно-управленческих форм, направленных на качественное улучшение системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов: создаются ресурсные центры, многофункциональные центры прикладных квалификаций, специализированные центры компетенций, развиваются механизмы государственно-частного партнерства, формируется многоканальная система финансирования, создаются автономные образовательные учреждения.

Кроме того, в рамках модернизации системы профессионального образования ведется работа по внедрению в профессиональных образовательных организациях новых образовательных программ из перечня Т0П-50 наиболее востребованных и перспективных профессий. Ведется активный прием в учреждения СПО по программам из перечня Т0П-50 и т. д.

Анализ состояния профессионального образования показывает, что основные стратегии управления профессиональным образованием направлены:

• на повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям и специальностям в соответствии с требованиями современных высокотехнологичных производств;

• повышение привлекательности и имидж организаций профессионального образования;

• ликвидацию кадрового дефицита специалистов со средним профессиональным образованием;

• развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования;

• развитие академической и трудовой мобильности студентов и выпускников учреждений профессионального образования.

Именно поэтому участие России в профессиональных конкурсах WoгldSkills необходимо, так как прежде всего именно здесь сосредоточено все ценное, новое, современное. Использование в процессе подготовки специалистов профессиональных конкурсов WoгldSkills как инновационной формы подготовки кадров гарантирует ее эффективность, так как эта форма работы расширяет возможности студентов в развитии интеллектуальных и творческих умений, коммуникативных навыков и профессионального мышления. Сегодня движение WoгldSkills выступает как механизм популяризации рабочих профессий и повышения качества подготовки учащихся системы профессионального образования, выполняет роль не только конкурсов профессионального мастерства, но и роль реализации пилотных проектов по внедрению независимой оценки

качества подготовки выпускников СПО, цель которых подготовка кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и подготовка российской сборной на мировые чемпионаты WorldSkills [1].

Литература

1. URL: http://asi.ru/staffing/worldskills.

2. URL: http://www.kmpo.ranepa.ru.

3. Государственная программа «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы» [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http://mon.tatarstan.ru/rus/gos_programmi.htm.

References

1. Available at: http://asi.ru/staffing/worldskills. (In Russian).

2. Available at: http://www.kmpo.ranepa.ru. (In Russian).

3. Gosudarstvennaya programma «Razvitie obrazovaniya i nauki Respubliki Tatarstan na 2014 - 2025 gody» [The state program "Development of education and science of the Republic of Tatarstan for 2014 - 2025»]. Available at: http://mon.tatarstan. ru/rus/gos_programmi.htm. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.