Научная статья на тему 'Интеграция технологий Ворлдскиллс в образовательный процесс вуза'

Интеграция технологий Ворлдскиллс в образовательный процесс вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1367
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ВОРЛДСКИЛЛС / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ОТЕЛЯ / ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE-BASED QUALIFICATIONS / WORLDSKILLS / ADMINISTRATION / HOTEL / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Л.В., Ушанов Ю.В.

В условиях возрастающей конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг основным аспектом престижности учебного заведения является успешность трудоустройства выпускников. Требования, предъявляемые профессиональным сообществом к выпускникам образовательных учреждений, заключатся в способности выпускника сразу включиться в трудовую деятельность. Демонстрационный экзамен по стандартам международной некоммерческой организации Ворлдскиллс, внедренный в образовательный процесс, позволит, с одной стороны, постоянно совершенствовать процесс преподавания в вузе, а с другой готовить качественных выпускников, необходимых рынку. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта в 2018 г. включился в реализацию пилотного проекта по введению в образовательную деятельность демонстрационного экзамена. В статье представлен опыт его организации по компетенциям «Туризм» и «Администрирование отеля» на базе Института рекреации, туризма и физической культуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Л.В., Ушанов Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY INTEGRATION WORLDSKILLS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

In the conditions of increasing competition in the market of educational services, the main aspect of the prestige of the institution is the success of graduates ‘ employment. Requirements imposed by the professional community to graduates of educational institutions, will consist, first of all, in the ability of the graduate to immediately join the workforce. Demonstration exam standards WorldSkills, implemented in the educational process will, on the one hand, constantly improve the process of teaching at the University, and on the other to prepare high-quality graduates needed by the market. Immanuel Kant Baltic Federal University in 2018 joined in the implementation of a pilot project for the introduction of the educational activities of the demonstration exam and the article presents the experience of its organization on the competence of “Tourism” and “hotel Administration” on the Basis of the Institute of recreation, tourism and physical culture Immanuel Kant Baltic Federal University.

Текст научной работы на тему «Интеграция технологий Ворлдскиллс в образовательный процесс вуза»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

УДК 379.85

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВОРЛДСКИЛЛС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА

Л.В. Семенова1, Ю.В. Ушанов2

балтийский федеральный университет им. И. Канта,

Калининград,Россия

2Совет по профессиональным квалификациям индустрии гостеприимства, Москва, Россия

Аннотация. В условиях возрастающей конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг основным аспектом престижности учебного заведения является успешность трудоустройства выпускников. Требования, предъявляемые профессиональным сообществом к выпускникам образовательных учреждений, заключатся в способности выпускника сразу включиться в трудовую деятельность. Демонстрационный экзамен по стандартам международной некоммерческой организации Ворлдскиллс, внедренный в образовательный процесс, позволит, с одной стороны, постоянно совершенствовать процесс преподавания в вузе, а с другой — готовить качественных выпускников, необходимых рынку. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта в 2018 г. включился в реализацию пилотного проекта по введению в образовательную деятельность демонстрационного экзамена. В статье представлен опыт его организации по компетенциям «Туризм» и «Администрирование отеля» на базе Института рекреации, туризма и физической культуры Балтийского федерального университета им. И. Канта. Ключевые слова: демонстрационный экзамен, Ворлдскиллс, администрирование отеля, туризм, профессиональное образование.

TECHNOLOGY INTEGRATION WORLDSKILLS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

L.V. Semenova1, Yu.V. Ushanov2 Emmanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Rossia 2Deputy Chairman of the Council professional qualifications hospitality industry, Moscow, Rossia

Abstract. In the conditions of increasing competition in the market of educational services, the main aspect of the prestige of the institution is the success of graduates ' employment. Requirements imposed by the professional community to graduates of educational institutions, will consist, first of all, in the ability of the graduate to immediately join the workforce. Demonstration exam standards WorldSkills,

implemented in the educational process will, on the one hand, constantly improve the process of teaching at the University, and on the other — to prepare high-quality graduates needed by the market. Immanuel Kant Baltic Federal University in 2018 joined in the implementation of a pilot project for the introduction of the educational activities of the demonstration exam and the article presents the experience of its organization on the competence of "Tourism" and "hotel Administration" on the Basis of the Institute of recreation, tourism and physical culture Immanuel Kant Baltic Federal University. Key words: competence-based qualifications, WorldSkills, administration, hotel, tourism, professional education

Введение. В современных условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг одним их ключевых фактором успешности является возможность адаптации к требованиям, предъявляемым профессиональным сообществом к выпускникам. Чем активнее работодатели включатся в образовательный процесс, тем ярче будут успехи не только бывших студентов, но и субъектов всей отрасли.

В настоящее время одной из траекторий развития практикоориентированного образования является активное включение практических работников индустрии в образовательную деятельность, а также в процедуру оценки качества и уровня подготовки специалистов.

Материалы и методы исследований. На сайте Волдскиллс указано, что «демонстрационный экзамен — это форма государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования» [2]. Эта форма предусматривает:

1) моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;

2) независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;

3) определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

Основной целью проведения демонстрационного экзамена является определение у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия. Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена, получают возможность:

а) одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;

б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями, и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;

в) одновременно с дипломом о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия. Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена — это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определить точки роста и дальнейшего развития.

Результаты исследований и их обсуждение. Пилотная апробация внедрения демонстрационного экзамена по стандартам Волдскиллс в образовательный процесс была начата в 2017 году. На этом этапе были вовлечены, в основном, предприятия среднего профессионального образования (СПО) в 26 субъектах Российской Федерации (см. рис. 1).

Рис. 1. Показатели пилотной апробации внедрения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 г [1]

Проведение демонстрационного экзамена сопряжено с конкретными обязательными процедурами, определенными в нормативных документах союза Вордскиллс, основные из которых указаны на рисунке 2.

Рис. 2. Основные требования к проведению демонстрационного экзамена по стандартам Волдскиллс [1]

В 2018 г. для пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена заявлены компетенции:

— в области строительной сферы — 12 компетенций;

— информационные и коммуникационные технологии — 6 компетенций;

— творчество и дизайн — 7 компетенций;

— в сфере промышленного производства — 10 компетенций;

— сфера услуг — 10 компетенций;

— обслуживание гражданского транспорта — 6 компетенций.

Кроме этого, заявлено 16 российский компетенций (ЯУ) и 5 компетенций РиШгеБкДЬ (рис. 3).

Рис. 3. Распределение компетенций для проведения демонстрационного экзамена в 2018 г

В 2018 г. в эксперимент по введению демонстрационного экзамена уже вовлекли высшие учебные заведения, и экзамен может выступать в качестве промежуточной аттестации и отчета о прохождении практического обучения. Такое предложение было выдвинуто на проектно-аналитической сессии, прошедшей в Москве 11-12 сентября 2017 г. (рис. 4).

х

о тз

ш

-а и со о от о со о О! со о

со

го

X (I)

ДЭ как промежуточная аттестация

Производственная практика"") 1

I-

/ ДЭд ч

I

ВКР

а

Определить перечень специальностей |-1

Создание площадки .'Лучших практики (библиотека учебных планов) Адаптация учебного плана под стандарты компетенций

ДЭ (один из элементов) как система мониторинга

Рис. 4. Применение демонстрационного экзамена как промежуточной аттестации в системе высшего образования [5]

Процесс внедрения и адаптации в образовательный процесс демонстрационного экзамена пока находится на начальном этапе, так как пока, к сожалению, наблюдается несогласованность федеральных образовательных стандартов (примерных образовательных программ), профессиональных стандартов и требований соревнований Волдскиллс (рис. 5).

ГО Разработка «Таблицы разногласии» между ФГОСг ПС и УУЗЙ Существующие доку центы:

ФГОС |+ ГООГ| Профстандарт (+ КОС) World Ski lis Russia

ш У////////////Л 'УУУУУУУУУУУУ/J

ж Ж /УУУУУУУ/УУУУ, W///S/M v/\

Если документы не разработаны:

ФГОС (+ ПООГ) Профставдарг(+КОС) WorkiSkills Russia

« У/У/ УУУ//УУ/Л /уУУ/УУ/УУУУ'Л

1 >////;////////. i '/////// УУУУ/А

Синхронизация оборудования (Зу: Синхронизация терминологии { 4 ) Признание модулей (взаимозачет) Участие экспертов НОК в ДЭ

Создание ЦОК на базе Союза «Молодые профессионалы (Ворддскиллс Россия)»

Рис. 5. Демонстрационный экзамен в системе независимой оценки квалификаций [3]

Как уже было замечено авторами, анализируя представленный в статье рисунок, можно сказать, что актуальные требования, предъявляемые к квалификации работника, должны быть заложены в профессиональном стандарте и могут проверяться при помощи утвержденных уполномоченными органами комплексов оценочных средств, разработанных для каждой трудовой функции. Одновременно в индустрии должны быть синхронизированы (унифицированы) как терминологические дефиниции, так и требования, предъявляемые к оборудованию при проведении демонстрационного экзамена (сдачи квалификационного экзамена в системе независимой оценки квалификаций). Кроме того, в рамках рабочего совещания было предложено проводить демонстрационный экзамен по базовой компетенции, относящейся к базовой компетенции студентов (в нашем случае это компетенция «администрирование отеля»). Затем, по желанию и собственному выбору студента, он может сдать второй демонстрационный экзамен в той компетенции, которую он считает важной для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Демонстрационный экзамен в этом случае может служить в качестве критерия оценивания компетентности студента, способом мониторинга качества образовательной программы вуза и основанием для адаптации разработанных в рамках ООП рабочих программа к требованиям реального рынка.

Проводиться демонстрационный экзамен может и должен с привлечением экспертов Центра независимой оценки квалификаций. Как вариант организации проверки уровня профессионального мастерства, создание Центра оценки квалификаций (элемента независимой оценки квалификаций) на базе Волдскиллс.

В 2018 г. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта стал одним из вузов-участников пилотной апробации внедрения демонстрационного экзамена по стандартам Волдскиллс. На базе Института рекреации, туризма и физической культуры были представлены две компетенции «Туризм» и «Администрирование отеля». Экзамен проходил с18 по 22 апреля 2018 г. Общее количество участников 32 студента 2-4 курсов, в том числе: направление «Туризм» — 14 человек, направление «Гостиничное дело» — 18 человек. Задание, выданное студентам, было сгенерировано на основе заданий предыдущего национального чемпионата Ворлдскиллс.

В компетенции «Туризм» были представлены задания по трем модулям:

А1. Оформление и обработка заказа клиента по подбору пакетного тура.

В1. Разработка программы тура по заказу клиента.

С1. Технология продаж и продвижение турпродукта.

Компетенция «Администрирование отеля» включала в себя задания по двум модулям, состоящим из нескольких заданий:

А. Телефонные переговоры, бронирование по телефону, заселение.

H. Процедура выселения гостей.

Компетенция «Туризм» предполагает выполнение конкурсных заданий командой из двух человек, в компетенции же «Администрирование отеля» оценивается индивидуальное мастерство. В ходе демонстрационного экзамена каждый участник выполнял задание, в процессе которого должен был продемонстрировать свои знания и умения. Практически все студенты успешно справились с заданием в рамках отведенного времени, показав хорошие результаты. Хотелось бы отметить, что демонстрационный экзамен фактически выполняет две основные задачи: студенты демонстрируют свои знания по профессии, тем самым подтверждая профессионализм преподавателей.

Выводы. Задания демонстрационного экзамена позволяют оценить уровень подготовки студента с точки зрения нескольких преподаваемых дисциплин. Например, в ходе выполнения задания по компетенции «Туризм» студенты должны были продемонстрировать свои знания по модулям «Географические аспекты туризма» и «Технологии организации туристской деятельности» (модуль А1: Оформление и обработка заказа клиента по подбору пакетного тура), модулям «Анализ деятельности и управление в туриндустрии» и «Правовое обеспечение туристской деятельности» (модуль В1: Разработка программы тура по заказу клиента), а также модулям «Экономика и статистика в туризме» и «Психологические аспекты туристской деятельности» (модуль С1: Технология продаж и продвижение турпродукта).

В компетенции «Администрирование отеля» задания модуля А: Телефонные переговоры, бронирование по телефону, заселение позволяют оценить квалификацию студента с точки зрения дисциплин блока «Психологические аспекты гостиничной деятельности» и «Деятельность служб гостиничного предприятия», а задания модуля H: Процедура выселения гостей дисциплин блока «Информационные технологии в гостиничной деятельности» и «Деятельность служб гостиничного предприятия».

Экспертами-экзаменаторами в обоих случаях были заранее обученные для проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс профессионалы индустрии гостеприимства, которые с помощью приглашенного международного эксперта Ворлдскиллс оценивали выполнение заданий.

Еще одним немаловажным фактом стало создание на базе Союза «Молодые профессионалы» Центра оценки квалификаций в индустрии гостеприимства и у студентов БФУ им. И. Канта появилась возможность одновременно с прохождением демонстрационного экзамена получить первичную оценку квалификации.

В заключение необходимо отметить перспективность внедрения демонстрационного экзамена в образовательный процесс, так как оценивание таким образом компетенции выпускника позволяет, с одной стороны, определить его профессиональную пригодность, а с другой стороны, студенты могут продемонстрировать свои качества перед потенциальными работодателями и, возможно, найти место будущей работы.

Библиографический список

I. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс [Электронный ресурс]. URL: https:// worldskills.ru/assets/docs//Общая%20информация%20по%20ДЭ.pdf.

2. О демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html.

3. Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ : постановление Председателя национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Утв. 3.07.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://e.mail.ru/attachment/15074823710000000487/0;1.

4. Сборочный отчет по итогам проектно-аналитической сессии «Демонстрационный экзамен как платформа оценки и поиска компетентных кадров». М., 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.moscow/content/proektno_analiticheskaja_sessija_demonstratsionnyj_ekzamen_kak_ platforma_otsenki_i_poiska_kompetentnyh_kadrov_/.

5. Ушанов Ю.В., Семенова Л.В. Квалификация, компетенция, аттестация // Управление в XXI века: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / отв. ред. В. М. Захаров. Белгород, 2017. С. 318-324.

References

1. Demonstracionnyj ehkzamen po stanartam Vorldskills [Ehlektronnyj resurs].URL: https://worldskills. ru/assets/docs//Obshchaya%20informaciya%20po%20DEH.pdf.

2. demonstracionnom ehkzamene po standartam Vorldskills [Ehlektronnyj resurs]. URL: https:// worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html.

3. Obshchie trebovaniya k provedeniyu professional'no-obshchestvennoj akkreditacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm, osnovnyh programm professional'nogo obucheniya, dopolnitel'nyh professional'nyh programm: postanovlenie Predsedatelya nacional'nogo soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po professional'nyh kvalifikaciyam. Utv. 3.07.2017 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://e.mail.ru/attachment/15074823710000000487/0;1.

4. Sborochnyj otchet po itogam proektno-analiticheskoj sessii «Demonstracionnyj ehkzamen kak platforma ocenki i poiska kompetentnyh kadrov». M., 2017 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://worldskills. moscow/content/proektno_analiticheskaja_sessija_demonstratsionnyj_ekzamen_kak_platforma_otsenki_i_ poiska_kompetentnyh_kadrov_/.

5. Ushanov YU. V., Semenova L. V. Kvalifikaciya, kompetenciya, attestaciya // Upravlenie v XXI veka: sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (NIU "BelGU", 1 noyabrya 2017 goda) / otv. red. V. M. Zaharov. Belgorod, 2017. S. 318-324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.