Научная статья на тему 'Система непрерывного инженерно-педагогического образования в республике Беларусь'

Система непрерывного инженерно-педагогического образования в республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / VOCATIONAL EDUCATION / CONTINUOUS ENGINEERING-AND-PEDAGOGICAL EDUCATION / IN-SERVICE TRAINING / RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьяник Елена Леонидовна

В статье представлен анализ системы непрерывного инженерно-педагогического образования Республики Беларусь. Значительное внимание уделено вопросу повышения квалификации и переподготовки руководящих и инженерно-педагогических кадров учреждений профессионального образования. Описываются принципы разработки образовательных программ дополнительного образования взрослых, современные модели их реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьяник Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of continuous engineering-and-pedagogical education in the Republic of Belarus

The analysis of continuous engineering-and-pedagogical education in the Republic of Belarus is presented in this paper. Considerable attention is paid to the training and retraining of managerial and engineering-and-pedagogical staff of vocational education institutions. The paper describes the principles of educational programs development for additional adult education, as well as advanced models of their implementation

Текст научной работы на тему «Система непрерывного инженерно-педагогического образования в республике Беларусь»

Инновационные системы и технологии

подготовки специалистов

Е. Л. Касьяник

(г. Минск, Беларусь)

система непрерывного инженерно-педагогического

образования в республике беларусь

В статье представлен анализ системы непрерывного инженерно-педагогического образования Республики Беларусь. Значительное внимание уделено вопросу повышения квалификации и переподготовки руководящих и инженерно-педагогических кадров учреждений профессионального образования. Описываются принципы разработки образовательных программ дополнительного образования взрослых, современные модели их реализации.

Исходные положения, лежащие в основе модели развития любой организации, в том числе и учреждения профессионального образования: сегодня работа организации обусловлена историей ее развития, будущими целями, а в действительности события, происходящие в организации, характеризуются знаниями, навыками, умениями и опытом ее сотрудников [1].

Бесспорно, что одним из ключевых факторов, обеспечивающих качество профессионального образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние его кадрового потенциала.

Сегодня в учреждениях профессионального образования работают более 20 000 педагогических работников, роль и обязанности которых с каждым годом все более усложняются и дифференцируются. Модернизация системы профессионального образования осуществляется на основе внедрения в Республике Беларусь новой Национальной системы квалификации, международных профессиональных стандартов по рабочим профессиям. С учетом компетенций WorldSkШs, модульной технологии проектирования учебных планов, основанной на компетентност-ном подходе, рост научно-технического прогресса и появление новых технологий и профессий, ориентация на устойчивое социально-экономическое развитие, развитие малых

и средних предприятий, ускорение процессов накопления и распространения информации, диверсификация контингента обучающихся значительно трансформируют требования к компетенции педагогических работников учреждений профессионального образования. Помимо основной функции - обучения профессии - современный педагог выполняет и функции, обеспечивающие развитие системы профессионального образования, среди которых следует особо отметить участие в разработке новых моделей специалистов, профессиональных и образовательных стандартов, программ развития образовательных учреждений, взаимодействие с социальными партнерами. Значительно повышаются и требования к руководителям учреждений профессионального образования, развитию их управленческой компетентности.

Вместе с тем следует отметить возрастной дисбаланс в руководящих и педагогических кадрах в профессиональном образовании: доля преподавателей и мастеров производственного обучения пенсионного и предпенсионного возраста составляет 29% (из них пенсионного - 13%), руководителей учреждений профессионального образовании - 44 % (из них пенсионного - 14%). Медленно происходит обновление педагогического корпуса: доля преподавателей и мастеров производственного обучения до 30 лет составляет 19%. Проблема заключается не только в привлече-

нии молодых выпускников учреждений высшего и среднего специального образования в профессиональную школу, но и в условиях для их закрепления на рабочем месте и повышения трудовой мотивации (при росте доли педагогических работников со стажем до 5 лет отмечается уменьшение доли категории со стажем от 5 до 10 лет]. Данные представлены на основе анализа базы данных «Кадры ПТО» по состоянию на 01.02.2015.

В целом в республике сложилась открытая система подготовки инженерно-педагогических кадров, обеспечивающая квалифицированными кадрами учреждения профессионального образования.

Система непрерывного инженерно-педагогического образования в Республике Беларусь включает:

- среднее специальное инженерно-педагогическое образование;

- высшее инженерно-педагогическое образование;

- послевузовское образование;

- дополнительное образование взрослых.

В структуре непрерывной подготовки специалистов образования предусмотрена возможность получения среднего специального педагогического образования на базе индустриально-педагогических колледжей (3-4 года обучения]. Обучение в индустриально-педагогическом колледже отличается практико-ориентированностью приобретаемых знаний и умений, достаточной общепедагогической подготовкой. Выпускники индустриально-педагогических колледжей могут работать в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, имеют возможность получить высшее образование в сокращенные сроки.

Специальности индустриально-педагогических колледжей и учреждений высшего образования взаимосвязаны и интегрированы. В республике реализуются программы сокращенной подготовки выпускников индустриально-педагогических колледжей в учреждениях высшего образования.

На уровне высшего педагогического образования реализуется двухступенчатая система подготовки педагогических кадров: специалистов и магистров. Первая ступень (4-5 лет обучения] обеспечивает подготовку специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и навыками в соответствии с про-

филями подготовки, которые могут работать в учреждениях образования всех уровней. Вторая ступень высшего образования - магистратура (1-2 года] - обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Особенностью в подготовке специалистов образования на второй ступени стало открытие практикоориентиро-ванной управленческой магистратуры, выпускники которой могут работать менеджерами в учреждениях образования.

Подготовка по специальностям и направлениям специальностей, в рамках которых присваиваются инженерно-педагогические квалификации, ведется в 4 учреждениях высшего образования республики по 9 направлениям. В то же время данные направления и специальности не обеспечивают в полной мере подготовку преподавателей и мастеров производственного обучения по востребованным профессиям, а охватывают только массовые профессии. Острым остается вопрос о подготовке педагогических работников по «узким» профессиям, главным источником кадров для которых остается производство.

Подготовка научных работников высшей квалификации осуществляется через аспирантуру и докторантуру, образовательная программа которых реализуется в дневной и заочной (только в аспирантуре] формах получения образования либо в форме соискательства. Послевузовское образование является средством углубления теоретической и специальной подготовки научных работников высшей квалификации, овладения ими современными методами и средствами научных исследований, умением самостоятельно на высоком уровне вести научную, педагогическую и воспитательную работу.

Международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций педагогических работников учреждений образования. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие.

ЮНЕСКО еще в 90-е годы 20 века сформулировало международные образовательные ориентиры - важнейшей чертой современного обучения, в том числе и корпоративного, является его направленность на подготовку

человека (педагога) к активному освоению ситуаций социальных перемен. Обучение персонала (руководящих и педагогических кадров), направленное на развитие профессиональных компетенций, может быть двух типов: поддерживающее и инновационное. Поддерживающее обучение направлено на поддержание, воспроизводство существующей профессиональной компетентности, профессионального и социального опыта. Инновационное обучение стимулирует к внесению инновационных изменений в существующую профессиональную деятельность, социальную среду. Именно инновационное обучение педагогов является залогом стратегического развития учреждения образования при условии согласованности его содержания с ценностями и смыслами организации.

В сложившейся практике обучения персонала выделяют следующие формы: обучение на рабочем месте (инструктаж, ротация, ученичество и наставничество), обучение вне организаций (повышение квалификации, переподготовка кадров), стажировка, «внутрифирменное» обучение. Определение актуальных траекторий обучения педагогов и руководителей учреждений осуществляется в процессе их аттестации.

В республике сложилась система повышения квалификации педагогических работников учреждений образования. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Ежегодно около 20% руководящих работников и специалистов успешно осваивают образовательные программы повышения квалификации по актуальным вопросам развития профессионального образования, базирующихся на современных форматах обучения и образовательных технологиях, в том числе дистанционных. За последние десять лет в Учреждении образования «Республиканский институт профессионального образования» (РИПО) повысили квалификацию 23750 педагогических работников учреждений профессионально-технического образования, при этом на базе ОУМЦ - 7942 человека.

Повышение требований к профессиональной компетентности руководящих и педаго-

гических кадров влечет за собой и повышение требований к содержанию образовательных программ повышения квалификации, поиску новых форм их реализации. В РИПО разработаны современные требования к реализации образовательных программ повышения квалификации.

Проектирование и организация повышения квалификации (далее - ПК) осуществляются на основе следующих принципов:

1. Унификации структуры и вариативности содержания. Учебные программы ПК должны иметь, с одной стороны, стандартизованную структуру в целях обеспечения требований нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу деятельности, а с другой - множество альтернативных подходов к определению содержания для адекватного и гибкого реагирования на изменение запросов на образовательные услуги.

2. Целевого предназначения учебного содержания. Содержание учебных программ ПК необходимо разрабатывать с учетом достижения намеченных целей по формированию либо развитию профессиональных компе-тентностей слушателей, а не только для распоряжения имеющимися ресурсами.

3. Относительной автономности компонентов содержания. Разделы, выделяемые в структуре учебной программы, должны иметь самостоятельную ценность и обеспечивать подготовку слушателя к выполнению определенной профессиональной функции.

4. Практической направленности. Организация деятельности слушателей должна быть акцентирована на поддержку процесса переноса приобретенных знаний в практическую деятельность. Это предполагает использование неэкспертных методов деятельности, таких как тьюторство, коучинг, использование передового педагогического и управленческого опыта как источника повышения компетентности кадров путем вовлечения в процесс ПК педагогических коллективов передовых учреждений образования.

5. Прагматичности. ПК должно заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным слушателем в ходе обучения (проектом, учебной программой, нормативно-правовым документом и т.д.), имеющим практическую ценность с точки зрения как сформированных компетентностей, так и реализуемости его в конкретной деятельно-стной ситуации.

6. Обратной связи. Диагностика и прогноз вероятных затруднений практических работников должны находиться в тесной взаимосвязи с проектированием и реализацией программ ПК.

7. Персонализации. Опора на инициативу самих обучающихся, повышение их личной ответственности за уровень своей профессиональной квалификации.

8. Перспективности в обучении. ПК должно обеспечивать условия реализации перспективных потребностей профессионального развития педагогических кадров. Этот принцип подразумевает дальнейшее сопровождение слушателя в его практической деятельности и отслеживание результативности реализации полученного на ПК продукта в реальной педагогической деятельности.

Выделенные принципы проектирования образовательной программы повышения квалификации легли в основу разработки новых подходов к реализации программы. Наряду с классическим подходом, очной моделью повышения квалификации, когда все запланированные занятия являются аудиторными, т.е. проводятся под руководством преподавателя в группе слушателей в учебных аудиториях, можно выделить еще несколько моделей:

1. Модель повышения квалификации со стажировкой.

Данная модель ПК представляет собой интегрированное повышение квалификации руководителей и педагогических работников учреждений профессионального образования, сочетающее совершенствование их компетентности в области реализации образовательного процесса и по основной специальности (управленческой деятельности]. Такое сочетание достигается посредством включения в учебную программу стажировки слушателей в ведущих организациях (предприятиях], ресурсных центрах как Республики Беларусь, так и стран-участников СНГ и Европейского Союза.

Реализация данной формы повышения квалификации особо актуальна в сложившейся ситуации, когда только 5 % преподавателей учебных предметов (дисциплин] профессионального компонента и 17,5 % мастеров производственного обучения проходят стажировку в ведущих организациях и на предприятиях республики и за рубежом, что не позволяет в достаточной мере внедрять новые технологии в образовательный процесс,

обеспечивая тем самым его высокое качество с учетом потребностей реального сектора экономики.

2. Корпоративно-сетевая модель повышения квалификации.

Задачами использования корпоративно-сетевой модели являются повышение доступности образовательных услуг в сфере повышения квалификации, распределение функций по организации и реализации образовательных программ ПК между РИПО и Областными учебно-методическими центрами (ОУМЦ], поддержка практики использования современных информационных технологий в образовательном процессе.

При реализации корпоративно-сетевого повышения квалификации 30-35% запланированных учебных занятий проводятся очно, на базе ОУМЦ либо учреждений образования, 65-70% проводятся посредством видеоконференции в режиме реального времени (online).

3. Дистанционная модель повышения квалификации.

Задачей повышения квалификации в дистанционной форме является создание максимально благоприятных условий обучения педагогических работников за счет обеспечения возможностей обучаться по месту работы в удобное для них время.

При реализации дистанционного ПК 3035% запланированных учебных занятий проводятся очно, на базе РИПО, 65-70% — дистанционно, с использованием информационно-компьютерных технологий. Учебный процесс включает очные этапы и дистанционный. Учебные занятия во время дистанционного этапа могут проводиться как on-line, так и of-line.

4. Интегративная модель повышения квалификации.

Задачей использования интегративной модели повышения квалификации является создание условий для реализации поведенческого, гуманистического и психодинамического подходов в процессе обучения путем использования групповых и индивидуальных консультаций.

При реализации интегративного повышения квалификации до 20% учебных занятий проводятся бинарно: двумя преподавателями, один из которых является тренером, другой — супервизором.

После окончания освоения образователь-

ной программы повышения квалификации слушателям в течение месяца дистанционно предоставляется супервизорская поддержка их практической деятельности.

Диверсификация функций педагогических работников, интенсивный рост инновационных технологий, внедряемых в производство, предъявляют особые требования к интенсивности повышения квалификации, обновления имеющихся профессиональных знаний, недостаточным становится повышение квалификации раз в пять лет. Одним из возможных путей решения данной проблемы является внедрение накопительной формы повышения квалификации, основанной на модульном подходе к развитию или формированию профессиональных функций педагога, построении индивидуальной траектории обучения каждого слушателя и учете кредитно-за-четных единиц.

Необходимость организации переподготовки кадров профессионального образования, и прежде всего преподавателей и мастеров производственного обучения, обусловлена значительным количеством пришедших на эти должности с производства инженеров, техников и квалифицированных рабочих, обладающих умениями и навыками работы на современном оборудовании, знающих его конструкцию и принципы действия, но незнакомых хотя бы с началами педагогики. Так, среди преподавателей специальных и общепрофессиональных предметов около 32%, а среди мастеров производственного обучения около 37% не имеют педагогического образования, соответствующего занимаемой должности. Среди таких управленческих кадров, как заместители директоров, не соответствуют занимаемой должности по образованию около 9% лиц.

С целью повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических работников учреждений образования разработаны образовательные программы пере-

подготовки для лиц, имеющих высшее образование, по специальностям: «Профессиональное обучение» (квалификация «Преподаватель»), «Педагогическая деятельность специалистов» (квалификация «Преподаватель»); «Социальная педагогика» (квалификация «Социальный педагог»), «Практическая психология» (квалификация «Педагог-психолог») и «Менеджмент учреждений профессионального образования» (специальность «Менеджер в сфере образования»), и для лиц, имеющих среднее специальное образование - по специальности «Профессиональное обучение» (квалификация «Мастер производственного обучения»).

Для преодоления негативных факторов и придания непрерывному инженерно-педагогическому образованию опережающего характера необходимо разработать:

1. Профессиональные стандарты (рамки профессиональных компетенций) для педагогов и руководителей учреждений профессионального образования с учетом диверсификации их трудовых функций.

2. Современную функциональную модель деятельности инженерно-педагогических кадров учреждений профессионального образования (совмещение трудовых функций мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин).

3. Систему развития кадрового потенциала руководителей учреждений профессионального образования (института кадрового резерва) и требование обязательного образования в области управления образовательными системами.

4. Социальные гарантии для молодых специалистов учреждений профессионального образования.

5. Систему стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента на предприятиях.

Литература

1. Психология менеджмента / под ред. проф. Г. С. Никифорова. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.