Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования (на примере Ставропольского государственного педагогического института)'

Подготовка педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования (на примере Ставропольского государственного педагогического института) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
934
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PREPARATION AND RETRAINING OF PEDAGOGIC PERSONNEL / PROFESSIONAL COMPETENCE IN FIELD OF INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабушко Анна Юрьевна, Слюсарёва Елена Сергеевна

В статье раскрыты основные подходы к проблеме подготовки педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования на примере опыта Ставропольского государственного педагогического института: подготовка студентов будущих педагогов; подготовка педагогов, включенных в инклюзивную практику; подготовка педагогов высшей школы. Рассмотрены направления и модели подготовки и переподготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of pedagogic personnel for the system of special and inclusive education in the state budget educational institution of higher education Stavropol State Pedagogic Institute

The article describes the main approaches to the problem of training pedagogic personnel for the system of special and inclusive education in Stavropol State Pedagogic Institute: training of students as future pedagogues; training of pedagogues included in the inclusive practice; training of higher school pedagogues. Also, the article considers the directions and models of training and retraining of pedagogic personnel.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования (на примере Ставропольского государственного педагогического института)»

УДК 378

Кабушко Анна Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Слюсарева Елена Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент Ставропольский государственный педагогический институт ann_k77@mail.ru, slusareva2005@yandex.ru

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Ставропольского государственного педагогического института)

В статье раскрыты основные подходы к проблеме подготовки педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования на примере опыта Ставропольского государственного педагогического института: подготовка студентов - будущих педагогов; подготовка педагогов, включенных в инклюзивную практику; подготовка педагогов высшей школы. Рассмотрены направления и модели подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: подготовка и переподготовка педагогических кадров, профессиональные компетенции в области инклюзивного образования.

Происходящие в последние два десятилетия изменения в системе отечественного образования формируют новые требования к квалификации, профессиональной подготовке, в первую очередь, педагогов как субъектов инклюзивного образовательного процесса.

Изменения в федеральном законодательстве (введение в Законе «Об образовании в РФ» новых дефиниций: «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» [3]; вступление в силу Федеральных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью и др.) ставят перед субъектами образовательного процесса новые задачи в сфере подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивной формы образования.

Исходя из требований, предъявляемых к современному педагогу, рассмотрим специфику и направления подготовки педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования на разных уровнях образовательной вертикали:

- подготовку будущих педагогов;

- педагогов, которые включены в педагогическую практику и имеют разный стаж педагогической деятельности;

- педагогов высшей школы, которые реализуют задачу подготовки специалистов.

Подготовка будущих педагогов в педагогическом институте ведется по программе СПО «Коррекци-онная педагогика в начальном образовании», специальность «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развива-ющего образования» и трем направлениям профессиональной подготовки в соответствии с ФГОС ВО:

- «Специальное (дефектологическое) образование», профили «Специальная психология», «Логопедия»;

- «Психолого-педагогическое образование», профили «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Специальная педагогика и психология».

Такая подготовка позволяет обеспечить систему специального и инклюзивного образования де-

фектологами, оказывающими поддержку ребенку с особыми образовательными потребностями, педагогам и родителям.

Однако сегодня нужен обновленный методологический подход к подготовке специалиста, способного успешно работать в системе не только специального образования, но и дошкольного, начального и среднего общего (т.е. инклюзивного образования), поскольку в данных стандартах имеются отдельные разделы - «Программы коррекци-онной работы», которые нацелены на коррекци-онно-образовательную деятельность с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

С целью формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов-предметников, воспитателей дошкольных образовательных организаций в вариативную часть программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» включены курсы, обеспечивающие изучение психолого-педагогических особенностей различных категорий детей с нарушениями психофизического развития и формирование готовности к работе с указанной категорией детей; студенты всех факультетов включены в работу вузовской студенческой площадки «Азбука жестовой речи». Эффективным является и введение в программу подготовки педагогической практики в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, осуществляющих интегрированное и инклюзивное обучение.

Опыт работы практических учреждений показывает, что выпускники дефектологических факультетов зачастую оказываются не готовыми осуществлять свою профессиональную деятельность в системе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития, например, комплексные нарушения развития. Такая неготовность связана с рядом объективных и субъективных причин. Среди объективных причин, прежде всего, снижение количества часов в учебном плане для практического освоения изучаемых специальных дисциплин. Не все студенты имеют возможно-

174

Вестник КГУ ^ 2017

© Кабушко А.Ю., Слюсарева Е.С., 2017

сти на практике познакомиться с методами и приемами работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития, поскольку такой категории детей помощь часто оказывается не в государственных образовательных организациях, а виды практик, где можно использовать в качестве базы, например, реабилитационный центр, крайне ограничены. Среди субъективных причин - недостаточная мотивация к работе с такой категорией, неспособность к адекватному восприятию особенностей детей с тяжелыми и сложными нарушениями в развитии.

Решению данной проблемы способствовало подписание в 2015 году договора о сотрудничестве с Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» (г. Москва). Сотрудничество с Фондом позволило значительно расширить образовательные рамки студентов факультета специальной педагогики, позволяя проводить и представлять свои исследовательские разработки на качественно новом уровне, получать практические навыки социального взаимодействия и обучения такой сложной категории как лица с комплексными нарушениями слуха и зрения. В 2017 году на базе СГПИ совместно с Фондом «Со-единение» была проведена подготовка волонтеров из числа студентов младших курсов для работы со слепоглухими, слепыми и глухими людьми. На сегодняшний день студенты-волонтёры еженедельно взаимодействуют со взрослыми слепоглухими людьми на базе Краевого центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Не менее важным вопросом выступает формирование профессиональных компетенций в области инклюзивного образования у педагогов, которые работают в системе общего и интегрированного образования.

С 2017 года вступил в силу Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), в соответствии с которым педагоги должны владеть следующими умениями и трудовыми действиями [2]:

- использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающих, в том числе с особыми потребностями в образовании;

- выявлять в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития;

- осваивать и применять психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся (в том числе и с особыми образовательными потребностями);

- понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

Однако стоит особо отметить, что компетенции в области инклюзивного образования - это дополнительные функции к тем колоссальным нагрузкам, которые испытывают современные педагоги. И тогда инклюзивное образование может быть дискредитировано и превращено в «каторжный труд» со всеми вытекающими последствиями (хроническое переутомление, психосоматические расстройства, развитие профессиональных деструкций, увольнение).

Системный мониторинг инклюзивных процессов в течение длительного времени (более 5 лет) позволил нам констатировать, что перед нами остро стоит проблема неготовности учителей (теоретической, практической и личностной) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Проведенное исследование показывает наличие следующего противоречия: практическая готовность, т.е. умения у педагогов сформированы лучше, чем знания.

Так, мы можем увидеть, что теоретическая готовность (знания в области инклюзивного образования) представлена следующими количественными показателями: высокий уровень - 0%, средний - 29,5%, низкий - 70,5%. Тогда как практическая готовность сформирована на более высоком уровне: высокий уровень представлен 11,8%, средний - 58,8%, низкий - 29,4%.

Качественный анализ показал, что большая часть педагогов не знают об особых образователь-

I Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Знания в области ИО Умения в области

ИО

Рис. 1. Исследование готовности педагогов к реализации инклюзивного образования

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

175

ных потребностях детей различных нозологических групп, не знают как правильно составить адаптированную образовательную программу с учетом этих потребностей, но в практике это уже делают, т.к. в образовательных организациях уже обучаются дети с разными вариантами нарушенного развития. И тогда, конечно же, мы встречаемся с эклектизмом самого педагога.

Исследования показывают, что главным условием профессиональной подготовки работающего специалиста является адресность методической, психолого-педагогической поддержки педагога.

Такая поддержка может быть оказана педагогам в следующих видах [1]:

- Организация условий для инновационной деятельности конкретных педагогов.

- Методическая поддержка - анализ и адаптация образовательных программ, создание дидактических материалов, разработка индивидуального образовательного плана.

- Планирование, реализация и мониторинг конкретных шагов педагогического коллектива по включению «особых» детей в группу сверстников и в образовательный процесс.

Важнейшими задачами в сфере повышения профессиональной компетентности педагогов, которые уже включены в процесс инклюзивного образования, на наш взгляд являются:

- разработка и внедрение программ профессиональной переподготовки педагогов (переподготовка педагогов инклюзивного образования проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Психолого-педагогическое образование», Профессионального стандарта педагога);

- стажировка (может быть включена как раздел в программу профессиональной переподготовки и выступать самостоятельным видом дополнительного профессионального образования);

- разработка и внедрение психологических тре-нинговых программ, позволяющих сформировать способность преодолевать барьеры у педагогов инклюзивного образования;

- оказание индивидуальной консультативной помощи педагогом, реализующим адаптивные образовательные программы;

- разработка учебно-методических пособий, рекомендаций для всех субъектов образовательного пространства (педагогов, родителей, администрации);

- разработка и внедрение программ повышения квалификации.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды (от 16 часов):

- длительное обучение специалистов для углубленного изучения актуальных психолого-педагогических проблем, вопросов реализации образовательных маршрутов для детей с различными образовательными потребностями, технологий

коррекционно-развивающей работы и других необходимых аспектов профессиональной деятельности;

- краткосрочное тематическое обучение по вопросам организации конкретного образовательного процесса, которое может проводиться по месту основной работы педагогов;

- тематические и проблемные семинары по актуальным проблемам, возникающим на уровне образовательной организации, района, края.

Стажировка - это организация обучения по индивидуальному образовательному маршруту, что возможно при условии разработки образовательных программ, углубляющих целевую профильную подготовку для работы с конкретной категорией детей с особыми образовательными потребностями, позволяющая овладеть в практической деятельности современными активными технологиями, методиками коррекционно-разви-вающей и воспитательной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Программа стажировки представлена модулями, выполняется индивидуально каждым слушателем, имеет практико-ориентированный характер. Пример модуля программы стажировки по направлению профессиональной переподготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования» представлен в таблице 1.

Итогом стажировки является создание продукта (модели, депозитария диагностических, коррек-ционно-развивающих методик и т.п.).

Повышение квалификации осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам, которые разрабатываются на основе установленных нормативных документов с учетом потребности заказчика. Так, например, для педагогов общеобразовательных, специальных (коррекционных) учреждений, специалистов системы здравоохранения, социальной защиты были организованы и проведены следующие программы повышения квалификации:

- «Внедрение системы обучающих тренеров (тьютеров)»;

- «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»;

- «Организация образовательного процесса в инклюзивной школе»;

- «Психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения»;

- «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в условиях образовательных учреждений»;

- «Реализация ФГОС ДО в практике работы с детьми, имеющими нарушения в развитии»;

- «Современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с детьми с ОВЗ в свете изменения законодательной базы».

176

Вестник КГУ ^ 2017

Таблица 1

Компоненты и содержание модуля «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов как субъектов инклюзивного образования»

№ п/п Компоненты модуля Содержание заданий

I. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов как субъектов инклюзивного образования

1. Готовность педагога как условие эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ Ознакомиться с требованиями к педагогу, работающего в системе инклюзивного образования. Определить и проанализировать основные компоненты готовности педагога к реализации инклюзивного образования. Подобрать и описать методы диагностики компонентов готовности педагогов к реализации инклюзивного образования.

2. Исследование готовности педагогов образовательной организации к реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ Провести диагностику компонентов готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ. Провести анализ и интерпретацию полученных данных. На основе полученных данных предложить методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению педагогов, работающих в системе инклюзивного образования.

Продукт: Описать технологию диагностики педагога, представить анализ и интерпретацию данных психолого-педагогической диагностики педагогов как субъектов инклюзивного образования; методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению педагогов, работающих в системе инклюзивного образования.

При проведении курсов повышения квалификации используются различные модели работы со слушателями:

- традиционное проведение курсов (в соответствии с учебным планом и логикой изложения материала слушатели одной группы осваивают его содержание);

- перекрестная модель (параллельно повышают квалификацию несколько групп, расходясь на вариативную часть учебного плана, а базовая часть, мастер-классы, методические семинары проводятся со всеми вместе, что позволяет слушателям обмениваться практическим опытом, расширять свое профессиональное сообщество);

- параллельная модель (параллельно повышают квалификацию несколько групп по одному учебному плану, а преподаватели, реализуя каждый свой модуль, переходят последовательно из группы в группу, таким образом, в течение одного дня слушатели осваивают по четыре дисциплины).

Выбор модели зависит от количества слушателей, желающих освоить программу повышения квалификации, выбора содержательного аспекта, временного ресурса.

С 2005 года по настоящее время на базе факультета профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГБОУ ВО СГПИ было проведено обучение более 1400 слушателей из Ставропольского края, Краснодарского края, Чеченской республики, республики Крым по следующим направлениям профессиональной переподготовки: «Логопедия» - 474 человек; «Олигофренопедагогика» - 201 человек; «Специальная психология» -178 человек; «Специальная дошкольная педагогика и психология» - 25 человек; «Тифлопедагогика» -145 человек; «Сурдопедагогика» - 205 человек; «Педагогика и психология инклюзивного образования» - 70 человек; «Дошкольная дефектология» - 49 человек.

И заключительным вопросом становится проблема подготовки педагогов высших учебных заведений - преподавателей, которые призваны формировать компетенции у разных специалистов в области инклюзивного образования.

Освоение магистерских программ, написание диссертационных исследований позволяют работникам высшей школы выявить и обосновать организационные, методические, психолого-педагогические условия обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для системы общего и интегрированного образования.

В 2017 году в СГПИ будет начат прием в магистратуру по специальности «Лечебная педагогика», ряд аспирантов выполняют научные исследования, связанные с разными аспектами подготовки педагогов для работы с нетипичными детьми (детьми с ООП, детьми-билингвами и т.д.).

Таким образом, подготовка и переподготовка педагогических кадров многоаспектная, комплексная, главным условием которой является адресность и природосообразность в соответствии с потребностями педагогов как субъектов инклюзивного образовательного процесса.

Библиографический список

1. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении: методические рекомендации. - М., 2010. - 80 с.

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утверждённый приказом Министерства труда РФ от 18.10.2013 № 544н // Российская газета. - 2013. - 18 декабря.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения 15.04.2017).

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.