УДК 378
Кабушко Анна Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Слюсарева Елена Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент Ставропольский государственный педагогический институт [email protected], [email protected]
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Ставропольского государственного педагогического института)
В статье раскрыты основные подходы к проблеме подготовки педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования на примере опыта Ставропольского государственного педагогического института: подготовка студентов - будущих педагогов; подготовка педагогов, включенных в инклюзивную практику; подготовка педагогов высшей школы. Рассмотрены направления и модели подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Ключевые слова: подготовка и переподготовка педагогических кадров, профессиональные компетенции в области инклюзивного образования.
Происходящие в последние два десятилетия изменения в системе отечественного образования формируют новые требования к квалификации, профессиональной подготовке, в первую очередь, педагогов как субъектов инклюзивного образовательного процесса.
Изменения в федеральном законодательстве (введение в Законе «Об образовании в РФ» новых дефиниций: «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» [3]; вступление в силу Федеральных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью и др.) ставят перед субъектами образовательного процесса новые задачи в сфере подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивной формы образования.
Исходя из требований, предъявляемых к современному педагогу, рассмотрим специфику и направления подготовки педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования на разных уровнях образовательной вертикали:
- подготовку будущих педагогов;
- педагогов, которые включены в педагогическую практику и имеют разный стаж педагогической деятельности;
- педагогов высшей школы, которые реализуют задачу подготовки специалистов.
Подготовка будущих педагогов в педагогическом институте ведется по программе СПО «Коррекци-онная педагогика в начальном образовании», специальность «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развива-ющего образования» и трем направлениям профессиональной подготовки в соответствии с ФГОС ВО:
- «Специальное (дефектологическое) образование», профили «Специальная психология», «Логопедия»;
- «Психолого-педагогическое образование», профили «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Специальная педагогика и психология».
Такая подготовка позволяет обеспечить систему специального и инклюзивного образования де-
фектологами, оказывающими поддержку ребенку с особыми образовательными потребностями, педагогам и родителям.
Однако сегодня нужен обновленный методологический подход к подготовке специалиста, способного успешно работать в системе не только специального образования, но и дошкольного, начального и среднего общего (т.е. инклюзивного образования), поскольку в данных стандартах имеются отдельные разделы - «Программы коррекци-онной работы», которые нацелены на коррекци-онно-образовательную деятельность с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
С целью формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов-предметников, воспитателей дошкольных образовательных организаций в вариативную часть программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» включены курсы, обеспечивающие изучение психолого-педагогических особенностей различных категорий детей с нарушениями психофизического развития и формирование готовности к работе с указанной категорией детей; студенты всех факультетов включены в работу вузовской студенческой площадки «Азбука жестовой речи». Эффективным является и введение в программу подготовки педагогической практики в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, осуществляющих интегрированное и инклюзивное обучение.
Опыт работы практических учреждений показывает, что выпускники дефектологических факультетов зачастую оказываются не готовыми осуществлять свою профессиональную деятельность в системе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития, например, комплексные нарушения развития. Такая неготовность связана с рядом объективных и субъективных причин. Среди объективных причин, прежде всего, снижение количества часов в учебном плане для практического освоения изучаемых специальных дисциплин. Не все студенты имеют возможно-
174
Вестник КГУ ^ 2017
© Кабушко А.Ю., Слюсарева Е.С., 2017
сти на практике познакомиться с методами и приемами работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития, поскольку такой категории детей помощь часто оказывается не в государственных образовательных организациях, а виды практик, где можно использовать в качестве базы, например, реабилитационный центр, крайне ограничены. Среди субъективных причин - недостаточная мотивация к работе с такой категорией, неспособность к адекватному восприятию особенностей детей с тяжелыми и сложными нарушениями в развитии.
Решению данной проблемы способствовало подписание в 2015 году договора о сотрудничестве с Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» (г. Москва). Сотрудничество с Фондом позволило значительно расширить образовательные рамки студентов факультета специальной педагогики, позволяя проводить и представлять свои исследовательские разработки на качественно новом уровне, получать практические навыки социального взаимодействия и обучения такой сложной категории как лица с комплексными нарушениями слуха и зрения. В 2017 году на базе СГПИ совместно с Фондом «Со-единение» была проведена подготовка волонтеров из числа студентов младших курсов для работы со слепоглухими, слепыми и глухими людьми. На сегодняшний день студенты-волонтёры еженедельно взаимодействуют со взрослыми слепоглухими людьми на базе Краевого центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Не менее важным вопросом выступает формирование профессиональных компетенций в области инклюзивного образования у педагогов, которые работают в системе общего и интегрированного образования.
С 2017 года вступил в силу Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), в соответствии с которым педагоги должны владеть следующими умениями и трудовыми действиями [2]:
- использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающих, в том числе с особыми потребностями в образовании;
- выявлять в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития;
- осваивать и применять психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся (в том числе и с особыми образовательными потребностями);
- понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
Однако стоит особо отметить, что компетенции в области инклюзивного образования - это дополнительные функции к тем колоссальным нагрузкам, которые испытывают современные педагоги. И тогда инклюзивное образование может быть дискредитировано и превращено в «каторжный труд» со всеми вытекающими последствиями (хроническое переутомление, психосоматические расстройства, развитие профессиональных деструкций, увольнение).
Системный мониторинг инклюзивных процессов в течение длительного времени (более 5 лет) позволил нам констатировать, что перед нами остро стоит проблема неготовности учителей (теоретической, практической и личностной) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Проведенное исследование показывает наличие следующего противоречия: практическая готовность, т.е. умения у педагогов сформированы лучше, чем знания.
Так, мы можем увидеть, что теоретическая готовность (знания в области инклюзивного образования) представлена следующими количественными показателями: высокий уровень - 0%, средний - 29,5%, низкий - 70,5%. Тогда как практическая готовность сформирована на более высоком уровне: высокий уровень представлен 11,8%, средний - 58,8%, низкий - 29,4%.
Качественный анализ показал, что большая часть педагогов не знают об особых образователь-
I Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Знания в области ИО Умения в области
ИО
Рис. 1. Исследование готовности педагогов к реализации инклюзивного образования
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
175
ных потребностях детей различных нозологических групп, не знают как правильно составить адаптированную образовательную программу с учетом этих потребностей, но в практике это уже делают, т.к. в образовательных организациях уже обучаются дети с разными вариантами нарушенного развития. И тогда, конечно же, мы встречаемся с эклектизмом самого педагога.
Исследования показывают, что главным условием профессиональной подготовки работающего специалиста является адресность методической, психолого-педагогической поддержки педагога.
Такая поддержка может быть оказана педагогам в следующих видах [1]:
- Организация условий для инновационной деятельности конкретных педагогов.
- Методическая поддержка - анализ и адаптация образовательных программ, создание дидактических материалов, разработка индивидуального образовательного плана.
- Планирование, реализация и мониторинг конкретных шагов педагогического коллектива по включению «особых» детей в группу сверстников и в образовательный процесс.
Важнейшими задачами в сфере повышения профессиональной компетентности педагогов, которые уже включены в процесс инклюзивного образования, на наш взгляд являются:
- разработка и внедрение программ профессиональной переподготовки педагогов (переподготовка педагогов инклюзивного образования проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Психолого-педагогическое образование», Профессионального стандарта педагога);
- стажировка (может быть включена как раздел в программу профессиональной переподготовки и выступать самостоятельным видом дополнительного профессионального образования);
- разработка и внедрение психологических тре-нинговых программ, позволяющих сформировать способность преодолевать барьеры у педагогов инклюзивного образования;
- оказание индивидуальной консультативной помощи педагогом, реализующим адаптивные образовательные программы;
- разработка учебно-методических пособий, рекомендаций для всех субъектов образовательного пространства (педагогов, родителей, администрации);
- разработка и внедрение программ повышения квалификации.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды (от 16 часов):
- длительное обучение специалистов для углубленного изучения актуальных психолого-педагогических проблем, вопросов реализации образовательных маршрутов для детей с различными образовательными потребностями, технологий
коррекционно-развивающей работы и других необходимых аспектов профессиональной деятельности;
- краткосрочное тематическое обучение по вопросам организации конкретного образовательного процесса, которое может проводиться по месту основной работы педагогов;
- тематические и проблемные семинары по актуальным проблемам, возникающим на уровне образовательной организации, района, края.
Стажировка - это организация обучения по индивидуальному образовательному маршруту, что возможно при условии разработки образовательных программ, углубляющих целевую профильную подготовку для работы с конкретной категорией детей с особыми образовательными потребностями, позволяющая овладеть в практической деятельности современными активными технологиями, методиками коррекционно-разви-вающей и воспитательной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Программа стажировки представлена модулями, выполняется индивидуально каждым слушателем, имеет практико-ориентированный характер. Пример модуля программы стажировки по направлению профессиональной переподготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования» представлен в таблице 1.
Итогом стажировки является создание продукта (модели, депозитария диагностических, коррек-ционно-развивающих методик и т.п.).
Повышение квалификации осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам, которые разрабатываются на основе установленных нормативных документов с учетом потребности заказчика. Так, например, для педагогов общеобразовательных, специальных (коррекционных) учреждений, специалистов системы здравоохранения, социальной защиты были организованы и проведены следующие программы повышения квалификации:
- «Внедрение системы обучающих тренеров (тьютеров)»;
- «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Организация образовательного процесса в инклюзивной школе»;
- «Психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения»;
- «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в условиях образовательных учреждений»;
- «Реализация ФГОС ДО в практике работы с детьми, имеющими нарушения в развитии»;
- «Современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с детьми с ОВЗ в свете изменения законодательной базы».
176
Вестник КГУ ^ 2017
Таблица 1
Компоненты и содержание модуля «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов как субъектов инклюзивного образования»
№ п/п Компоненты модуля Содержание заданий
I. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов как субъектов инклюзивного образования
1. Готовность педагога как условие эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ Ознакомиться с требованиями к педагогу, работающего в системе инклюзивного образования. Определить и проанализировать основные компоненты готовности педагога к реализации инклюзивного образования. Подобрать и описать методы диагностики компонентов готовности педагогов к реализации инклюзивного образования.
2. Исследование готовности педагогов образовательной организации к реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ Провести диагностику компонентов готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ. Провести анализ и интерпретацию полученных данных. На основе полученных данных предложить методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению педагогов, работающих в системе инклюзивного образования.
Продукт: Описать технологию диагностики педагога, представить анализ и интерпретацию данных психолого-педагогической диагностики педагогов как субъектов инклюзивного образования; методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению педагогов, работающих в системе инклюзивного образования.
При проведении курсов повышения квалификации используются различные модели работы со слушателями:
- традиционное проведение курсов (в соответствии с учебным планом и логикой изложения материала слушатели одной группы осваивают его содержание);
- перекрестная модель (параллельно повышают квалификацию несколько групп, расходясь на вариативную часть учебного плана, а базовая часть, мастер-классы, методические семинары проводятся со всеми вместе, что позволяет слушателям обмениваться практическим опытом, расширять свое профессиональное сообщество);
- параллельная модель (параллельно повышают квалификацию несколько групп по одному учебному плану, а преподаватели, реализуя каждый свой модуль, переходят последовательно из группы в группу, таким образом, в течение одного дня слушатели осваивают по четыре дисциплины).
Выбор модели зависит от количества слушателей, желающих освоить программу повышения квалификации, выбора содержательного аспекта, временного ресурса.
С 2005 года по настоящее время на базе факультета профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГБОУ ВО СГПИ было проведено обучение более 1400 слушателей из Ставропольского края, Краснодарского края, Чеченской республики, республики Крым по следующим направлениям профессиональной переподготовки: «Логопедия» - 474 человек; «Олигофренопедагогика» - 201 человек; «Специальная психология» -178 человек; «Специальная дошкольная педагогика и психология» - 25 человек; «Тифлопедагогика» -145 человек; «Сурдопедагогика» - 205 человек; «Педагогика и психология инклюзивного образования» - 70 человек; «Дошкольная дефектология» - 49 человек.
И заключительным вопросом становится проблема подготовки педагогов высших учебных заведений - преподавателей, которые призваны формировать компетенции у разных специалистов в области инклюзивного образования.
Освоение магистерских программ, написание диссертационных исследований позволяют работникам высшей школы выявить и обосновать организационные, методические, психолого-педагогические условия обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для системы общего и интегрированного образования.
В 2017 году в СГПИ будет начат прием в магистратуру по специальности «Лечебная педагогика», ряд аспирантов выполняют научные исследования, связанные с разными аспектами подготовки педагогов для работы с нетипичными детьми (детьми с ООП, детьми-билингвами и т.д.).
Таким образом, подготовка и переподготовка педагогических кадров многоаспектная, комплексная, главным условием которой является адресность и природосообразность в соответствии с потребностями педагогов как субъектов инклюзивного образовательного процесса.
Библиографический список
1. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении: методические рекомендации. - М., 2010. - 80 с.
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утверждённый приказом Министерства труда РФ от 18.10.2013 № 544н // Российская газета. - 2013. - 18 декабря.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения 15.04.2017).
Педагогика. Психология. Социокинетика № 2
177