УДК 377(470.344)
АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ
ADAPTATION OF THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION OF THE CHUVASH REPUBLIC TO MARKET CONDITIONS
А. Г. Головина A. G. Golovina
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
Аннотация. В условиях высокой динамики и слабой предсказуемости рыночных процессов (что для рабочего и специалиста означает необходимость менять или модернизировать квалификацию много раз на протяжении профессиональной карьеры) региональная система профессионального образования должна иметь инфраструктуру рыночного типа и отлаженные механизмы взаимодействия с субъектами внешней среды. В данной статье описаны мероприятия, реализуемые в Чувашской Республике, нацеленные на адаптацию системы профессионального образования к рыночным условиям.
Abstract. In conditions of high dynamics and low predictability of market processes (which for workers and specialists mean the need to change or modernize the qualifications many times throughout a career) regional system of vocational education should be characterized by market-oriented infrastructure and well-established mechanisms of interaction with the subjects of the environment. This article describes the activities implemented in the Chuvash Republic aimed at adapting the system of vocational education to the market conditions.
Ключевые слова: система профессионального образования, непрерывное образование, сетевое взаимодействие, Чувашская Республика.
Keywords: system of vocational education, continuing education, networking, Chuvash Republic.
Актуальность исследуемой проблемы. Изменения, произошедшие в социальной и экономической сфере, в значительной мере изменили ситуацию в традиционном профессиональном образовании в России и ее регионах. В результате преобразований в Чувашской Республике для обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в квалифицированных кадрах и специалистах среднего звена выстроена новая типология учреждений профессионального образования, реализующая образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, программы профессионального обучения и программы дополнительного профессионального образования.
Адаптация системы профессионального образования к рыночным условиям является приоритетом региональной политики [6]. Актуальность исследуемой темы подчеркивается документами, принятыми на уровне Правительства Чувашии, определяющими социально-экономическую политику республики: Стратегией социально-экономического
развития Чувашской Республики до 2020 г., Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 г., Республиканской комплексной программой инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 гг. и на период до 2020 г., Государственной программой Чувашской Республики «Развитие образования» на 20122020 гг. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2010 № 473 утверждены перечень приоритетных направлений научно-технического развития Чувашской Республики и перечень критических технологий Чувашской Республики. Для формирования стратегических направлений модернизации и технологического развития экономики Чувашской Республики Указом Президента Чувашской Республики от 21.09.2010 № 133 образован Совет по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики, в состав которого входят 6 рабочих групп [10].
Материал и методика исследований. В процессе исследования применялся комплекс теоретических методов: общенаучные (анализ психолого-педагогической, управ-ленческо-экономической литературы, методических материалов по профессиональной подготовке кадров); теоретическое осмысление, анализ, обобщение передового педагогического опыта и массовой практики школ и учреждений профессиональной подготовки с целью выявления современного состояния, определения средств адаптации профессионального образования к рыночным условиям; моделирование; наблюдения, опросы (групповые и индивидуальные беседы, интервьюирование, анкетирование); методы математической статистики.
В процессе работы над статьей были использованы материалы Интернет-портала Правительства Российской Федерации, официального портала органов власти Чувашской Республики, а также официальных сайтов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палаты ЧР, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и пр.
Результаты исследований и их обсуждение. Сбалансированность подготовки кадров и потребностей рынка труда были изучены Е. М. Баторовой, Д. С. Таштамировой, А. В. Сотниковой, Н. Н. Шустовой. Проблематика рынка труда освещается и в российских периодических изданиях, среди которых следует отметить «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Общество и экономика», «Отечественные записки», «Труд за рубежом», «Человек и труд» и пр. Среди иностранных источников выделяются аналитические обзоры «Key Indicators of the Labour Market», «OECD Employment Outlook», периодические издания «The Economic Journal», «Labour Economics», «Monthly Labor Review», а также работы Г. Беккера, О. Бланшарда и А. Ландьера, Д. Блэнчфлауэра, Т. Бредгаарда и др.
Роль и место человека в сфере современной экономики, производства, выдвигаемые ими новые требования к его образовательно-профессиональным качествам с позиции образования рассмотрены в работах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Е. А. Климова, А. П. Беляевой, Е. Я. Бутко, М. И. Махмутова, В. М. Зуева, А. Я. Найна, В. А. Полякова, И. П. Смирнова, В. С. Степина, Е. В. Ткаченко, К. Флекснера, И. А. Фролова, В. В. Шап-кина, Ю. В. Яковца.
Определенные подходы к изучению способов адаптации системы профессионального образования, его опережающей направленности в той или иной мере присутствуют в научных трудах, однако системные исследования многоуровневого образования, его условий проявления и результативности единичны (A. M. Новиков, Д. А. Новиков, П. Н. Новиков, В. М. Зуев).
Изучению вопросов регионализации систем профессионального образования посвящены труды многих ученых (Г. В. Мухаметзянова, Д. Ю. Лапыгин, Г. А. Корецкий, П. Ф. Анисимов, П. Н. Осипов, Р. З. Богоудинова, Ф. Ш. Мухаметзянова, В. Н. Аверкин, В. М. Демин, Е. Е. Плотницкая, А. И. Сухарев, В. В. Сорока, В. Е. Сосонко, В. В. Стар-шов, В. В. Тимофеев, Р. М. Шерайзина и др.), и все они сходятся во мнении, что это эффективный механизм адаптации системы профессионального образования к экономической, социальной и демографической ситуации.
По состоянию на 1 января 2014 года на территории Чувашской Республики образовательную деятельность осуществляют 33 профессиональные образовательные организации (государственные - 27, негосударственные - 4, филиалы вузов - 2), в которых обучаются 26612 чел. [6].
Во всех 27 государственных профессиональных образовательных организациях учебный процесс организован на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Разработаны основные профессиональные образовательные программы и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, которые составлены с учетом требований работодателей [1]. В учебном процессе реализуются междисциплинарные курсы и профессиональные модули. Созданы фонды оценочных средств. В настоящее время идет процесс корректировки содержания профессиональных модулей по идентичным профессиям и специальностям в целях создания системы единых требований к формируемым профессиональным компетенциям студентов.
С целью методического сопровождения профессиональных образовательных организаций при реализации ст. 15 Федерального закона от 27 ноября 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» нами были подготовлены методические рекомендации по использованию сетевой формы реализации образовательных программ. Это позволило начать работу в Сети в рамках проекта «Профессиональная образовательная организация - профессиональная образовательная организация». В течение первого полугодия 2013-2014 уч. г. педагогами ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций разработан 31 сетевой модуль и междисциплинарный курс. В их реализации смогли принять участие более 400 студентов других учреждений образования, что способствует повышению уровня качества подготовки кадров [2].
В рамках реализации ФГОС одним из приоритетов в развитии профессионального образования в республике становится индивидуализация, которая требует от педагогов освоения новых компетенций и нового технологического инструментария. В целях организации эффективной деятельности педагога, предполагающей тьюторский аспект, организовано обучение 2 групп педагогических работников из 5 профессиональных образовательных организаций, которое прошло на базе Чувашского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация». Первая группа в количестве 21 человека в течение второго полугодия 2013 г. повысила свой профессиональный уровень по программе «Индивидуализация образования и развитие тьюторства в условиях государственно-общественного управления» и получила свидетельства Волгоградского института повышения квалификации. В настоящее время обучение проходит вторая группа. Основной задачей выпускников курсов станет формирование педагогических проб и тьюторских практик, а также разработка индивидуальных программ обучения для студентов профучреждений [3].
Значительному повышению качества образования способствует внедрение в учебный процесс современных технологий обучения. Среди них широкое распространение
находят технология модульного обучения в разных ее вариациях, метод проектной деятельности, кейс-технология, метод групповой дискуссии, проблемное обучение, различные интерактивные методы [4].
По данным образовательных учреждений, в 2013 году более 50 % педагогов активно внедряли в учебный процесс инновационные техники, технологии и методики. 10 % из них представили результаты своей деятельности в различного рода методических статьях, методических разработках, методических рекомендациях и т. п.
Значительно выросло количество педагогических работников, использующих на учебных занятиях информационно-коммуникационные технологии. По сведениям руководителей образовательных организаций, более 80 % педагогов применяют их в своей практической работе.
Большую поддержку в педагогическом сообществе стал находить Интернет. Более 90 % преподавателей и мастеров производственного обучения за последние 3 года получили в различных образовательных учреждениях навыки работы в высокоразвитой информационной среде и стали способны решать профессиональные задачи на основе комплекса компонентов, обеспечивающих интеграцию новых технологий в педагогическую систему. Эффективное использование широкого спектра возможностей компьютера в образовательном процессе позволяет обеспечивать более качественную подготовку студентов [7].
Реализация системного пролонгированного процесса повышения квалификации педагогических работников за счет внедрения в учебный процесс современных технологий свидетельствует о позитивной динамике в развитии их педагогического творчества [8]. В 2013 году 50 педагогов профессиональных образовательных организаций стали победителями всероссийских олимпиад и конкурсов, 18 - межрегиональных, 67 - республиканских. По числу победителей лидируют Канашский педагогический колледж, Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий, Чебоксарский электромеханический колледж [6].
Для реализации принципа «Образование через всю жизнь» с 2013 года в республике создаются многофункциональные центры прикладных квалификации, в которых планируется обучать взрослое население в соответствии с международными и корпоративными стандартами качества.
В основу формирования центров положен ряд принципов:
- концентрация дефицитных высокостоимостных ресурсов от различных собственников, которые служат источником конкурентоспособности личности, профессиональной образовательной организации, экономики республики;
- сетевая организация обучения - для расширения доступа к ресурсам, продиктованного выбором образовательной программы, видом профессиональной деятельности, способом обучения; для реализации механизма частно-государственного софинансирова-ния модулей образовательной программы. С этой целью разработаны методические рекомендации по созданию модели реализации сетевых образовательных программ на базе ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций;
- корпоратизация управления - для перехода от директивных к договорным отношениям со всеми субъектами, которые обеспечивают качество прикладных квалификаций (работодатель, обучающийся, профессиональная образовательная организация, органы исполнительной власти). Это требует от руководителей владения методами бизнес-менеджмента. По состоянию на 1 января текущего года 85,7 % руководителей и 80,2 % заместителей директоров государственных профессиональных образовательных организаций прошли переподготовку по направлению «Менеджмент»;
- непрерывность профессионального обучения - для людей с ограниченными возможностями.
Первый такой центр в Чувашской Республике начал функционировать в 2013 году как структурное подразделение автономного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Следует отметить участие работодателей в создании данного центра. В соответствии с договорами о сотрудничестве в 2013 году открытое акционерное общество «До-рисс» дооснастил учебный полигон производства дорожно-строительных работ краном башенным КБ-308, общество с ограниченной ответственностью «Техинагро» - железобетонными конструкциями и сыпучими материалами [3].
В 2014 г. в соответствии с приказом Минобразования Чувашии от 25 февраля 2014 г. № 271 дополнительно созданы три центра по отраслям:
- «Электротехника» - на базе бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский электромеханический колледж», которое является межрегиональным ресурсным центром данного направления;
- «Машиностроение» - на базе автономного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский машиностроительный техникум», являющегося ресурсным центром данного направления, созданного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
- «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на базе бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства». Основным звеном центра стал учебно-производственный полигон «Умный дом» техникума. Строительство полигона начато в 2012 г., и на эти цели израсходовано 30,0 млн рублей, в том числе бюджетных средств -6,5 млн рублей и внебюджетных средств учебного заведения - 23,5 млн рублей [3].
Непрерывность профессионального образования как один из принципов формирования центров непосредственно связана с выполнением абзаца четвертого подпункта «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В данном случае центры окажут непосредственное содействие в качественном решении задачи по увеличению доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную подготовку, до 37 процентов от общей численности занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет [9].
Для решения задач регулирования рынка труда на основе анализа спроса и предложения в квалифицированных кадрах утвержден Порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигновании республиканского бюджета Чувашской Республики.
В настоящее время перед системой профессионального образования Чувашской Республики стоят следующие задачи:
1. Укрепление потенциала системы профессионального образования и повышение ее инвестиционной привлекательности, которые включают в себя:
- реализацию программ модернизации профессионального образования;
- создание и развитие сети многофункциональных центров прикладных квалификации.
2. Повышение качества работы государственных профессиональных образовательных организации Чувашской Республики, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, что включает в себя:
- разработку и внедрение системы оценки качества услуг;
- формирование новых принципов распределения государственного задания на реализацию программ профессионального обучения и среднего профессионального образования.
3. Введение эффективного контракта в деятельность государственных профессиональных образовательных организации Чувашской Республики, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования.
4. Развитие государственно-частного партнерства за счет объединения интеллектуальных, материальных и иных ресурсов образования и бизнеса.
5. Активизация работы по вовлечению профессиональных сообществ в оценку качества выпускников, в процесс профессионально-общественной оценки качества образования.
6. Построение карьерной траектории студента и стимулирование студентов старших курсов к совмещению образования и работы по получаемой специальности.
7. Совершенствование профессиональной компетенции преподавательского состава в соответствии с прогнозируемыми и существующими потребностями в образовательных, социальных, культурных и научно-исследовательских услугах.
Выполнение этих задач позволит каждой личности удовлетворить потребности в качественных профессиональных образовательных услугах, развить свои инновационный потенциал и успешно адаптироваться в социуме. Кроме того, это даст возможность внедрить рыночные регуляторы в систему образования, повысить ее гибкость, согласовать спрос и предложения на образовательные услуги, сократить зоны неэффективности и устранить структурные диспропорции на рынке труда, оптимизировать использование имеющихся средств.
Резюме. Адаптация системы профессионального образования к рыночным условиям предполагает ее жесткую нацеленность на конечный результат - трудоустройство выпускников. Благодаря реализуемым мероприятиям все больше выпускников оказываются востребованными и их трудоустройство с каждым годом становится все успешнее. Так, по предварительным данным учреждении профессионального образования, по состоянию на 1 июля 2014 г. более 50 % выпускников профессиональных образовательных организации получили направления на работу. Сведения о количестве выпускников профессиональных образовательных организации, зарегистрированных на бирже труда, подтверждают положительные тенденции в решении проблемы их трудоустройства, а следовательно, и повышение соответствия подготовки рабочих кадров требованиям рынка труда. Принимаемые меры позволили уменьшить долю выпускников, состоящих на учете в службах занятости. По данным Государственной службы занятости населения Чувашской Республики на 1 июля 2014 года в центрах занятости населения состояли на учете в качестве безработных граждан 12 выпускников профессиональных образовательных организации 2013 года [6].
Таким образом, в рамках задач Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от
21 марта 2008 г. № 25, продолжается работа по дальнейшей модернизации профессионального образования, созданию необходимых инфраструктурных условии для качественной профессиональной подготовки молодежи в соответствии с требованиями современного производства. Постепенно начинает формироваться единая взаимосвязанная, взаимопроникающая, открытая система профессиональной подготовки кадров. В системе среднего профессионального образования республики осуществляются системные изменения, обусловленные необходимостью постоянно реагировать на запросы рынка труда, населения. В республике формируется сеть современных ресурсных центров, многофункциональных центров прикладных квалификации, обеспечивающих выпуск конкурентоспособных рабочих по приоритетным направлениям развития экономики. Активно идет процесс становления добросовестного социального партнерства с бизнесом.
Дальнейшее развитие системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда, обусловлено также планом мероприятий Дорожной карты «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Чувашской Республике», утвержденным распоряжением Главы Чувашской Республики от 28 февраля 2013 г. № 51-РГ [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Головина, А. Г. Интеграция образовательной и производственной деятельности при подготовке специалистов [Электронный ресурс] / А. Г. Головина // Universum: Психология и образование. - 2014. -№ 8-9 (8). - Режим доступа : http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1579
2. Головина, А. Г. Мобильная многоуровневая подготовка профессиональных кадров, востребованных экономикой Чувашской Республики / А. Г. Головина // В мире научных открытий (Социально-гуманитарные науки). - 2014. - № 3.1(51). - С. 541-554.
3. Головина, А. Г. Опыт модернизации профессионального образования Чувашской Республики / А. Г. Головина // Приволжский научный журнал. - 2014. - № 2. - С. 234-238.
4. Головина, А. Г. Пути решения проблемы создания и развития конкурентоспособной и социально-ориентированной системы непрерывного профессионального образования Чувашской Республики / А. Г. Головина и др. ; под ред. О. В. Кирилловой // Подготовка профессиональных кадров: мониторинг качества и управление образовательным процессом. - Чебоксары : Изд-во ЧГУ, 2014. - С. 3-27.
5. Дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Чувашской Республике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id= 13&id= 1650165
6. Информационный доклад «О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики за 2013-2014 учебный год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_13/publichnij_doklad_red._ot_06.08.2014.pdf
7. Кириллова, О. В. Алгоритмитизация процесса повышения профессионального уровня преподавателей в образовательном учреждении / О. В. Кириллова, А. И. Давыдова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 291-298.
8. Корсакова, Е. В. Система непрерывного образования взрослых: социально-психологические характеристики взрослых учащихся / Е. В. Карсакова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 2 (82). - С. 154-159.
9. Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=901195
10. Указ Президента Чувашской Республики «О Совете по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=24&id=898387