УДК 378.4(470.344)+338.45]-043.5 ББК Ч480.542(2Рос.Чув.)
С.Ю. МИХАЙЛОВА, А.Л. МУЗЯКОВА
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПОНЕНТА ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШИИ (2000-2010-е годы)*
Ключевые слова: Чувашская Республика, промышленность, университет, взаимодействие, наука, инновации, образование.
Статья нацелена на изучение эволюции университетско-промышленного партнерства в рамках индустриального развития Чувашии в 2000-2010-е гг. Выявлено, что на фоне общероссийских изменений институциональной среды, ориентированных на формирование стабильного, долгосрочного партнерства между университетами и промышленностью, Чувашский государственный университет активизирует свою деятельность по выстраиванию взаимодействия с акторами индустриального развития региона, что проявляется в создании новых структурных подразделений, направленных на организацию взаимодействия ученых и специалистов вуза, научно-исследовательских институтов, организаций и предприятий; росте численности партнеров вуза в сфере совместной деятельности по подготовке специалистов; создании новых выпускающих кафедр на производстве; проведении научно-исследовательской и инновационной деятельности, сконцентрированной на получении новых знаний по приоритетным научно-образовательным направлениям; коммерциализации результатов научной деятельности; привлечении студентов и молодых ученых к научно-исследовательской работе, являющейся составляющей подготовки квалифицированных специалистов, способных творчески подходить к решению профессиональных научных, производственных и социальных задач. В заключение отмечен весомый вклад университета в становление региональной инновационной экономики и в целом в общественное развитие Чувашской Республики.
Многовековая история университета подтверждает его способность отвечать вызовам времени путем обновления и адаптации к новым условиям. Сегодня перед ним стоят инновационные вызовы: «Современные университеты сталкиваются с растущими ожиданиями со стороны политиков по расширению своей социальной ответственности. Такие институты, как Европейская комиссия и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подчеркивают необходимость усиления дву- и трехсторонних связей между научным, образовательным и инновационным направлениями деятельности, в совокупности образующими так называемый "треугольник знаний"» [13. С. 68]. Исходя из этого цель данной статьи видится в историческом анализе единичной траектории реализации общего процесса современной трансформации университета как такового, а именно - развития универси-тетско-промышленных связей в Чувашской Республике в 2000-2010-е гг.
Прежде всего, следует отметить, что отличительной чертой современного этапа эволюции университетского компонента индустриального развития Чувашии является оформление его институциональной среды, вполне вписывающееся в актуальные тренды современной действительности, а именно: «В последние 20 лет правительства по всему миру разрабатывают политику, направленную на стимулирование стабильного, долгосрочного партнерства между университетами и промышленностью. Начиная с конца 2000-х годов российское правительство также занялось этой проблемой. Но в отличие от развитых стран, где государственное финансирование академических иссле-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 1611-21006.
дований сокращается, вынуждая университеты заниматься поиском контрактов, российское правительство само взялось за создание институциональной арены для подобного сотрудничества» [4. С. 90].
В Российской Федерации на государственном уровне определены цели, приоритеты и инструменты инновационной политики государства, заданы направления развития субъектов инновационной деятельности, а также направления финансирования сектора фундаментальной, прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок в долгосрочной перспективе. При этом для сектора высшего образования поставлена задача расширения кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями1.
В развитие федеральных программ в Чувашской Республике принят ряд стратегических документов. В них определены главные проблемы региональной экономики - недостаточная конкурентоспособность отдельных видов выпускаемой продукции и услуг; высокая степень износа материально-технической базы в отраслях промышленности; недостаточная реализация инновационного потенциала; дефицит квалифицированных специалистов в отраслях промышленности2; ведущие тенденции ее развития, как положительные (осуществление приоритетных инвестиционных проектов, программ и соглашений, наличие ряда современных производств - низковольтной электрической аппаратуры, приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним, релейной продукции, трансформаторов, кабелей для локальных вычислительных сетей, ткацких станков, внедрение на ведущих предприятиях республики современных технологий), так и отрицательные (недостаточность инновационной активности предприятий; внедрение инноваций главным образом крупными предприятиями, имеющими собственную научно-исследовательскую базу; нерациональное использование научного потенциала; неэффективность механизмов включения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, недостаточную развитость инновационной инфраструктуры, преобладание инноваций, направленных на поддержание достигнутого уровня технологического развития предприятий, недостаточное внедрение «прорывных» инноваций (ноу-хау))3, а также установлено, что подготовка кадров высшей квалификации в образовательных организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, должна быть согласована с потребностями респ4ублики и приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники .
Изменения в институциональной среде активизируют деятельность Чувашского государственного университета по развитию взаимодействия с акторами индустриального развития региона. В 2012 г. он становится членом Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, включающей в свой состав пред-
1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124 (дата обращения: 02.11.2017).
2 Об утверждении государственной программы Чувашской Республики «Развитие промышленности и инновационная экономика»: Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 13.08.2016 года № 337 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/441617262 (дата обращения: 02.11.2017).
3 О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года: закон Чувашской Республики (с изм. на 16.08.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/473612492 (дата обращения: 02.11.2017).
4 Концепция инновационного развития Чувашской Республики (утв. постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 21.02.2005 № 39, в ред. с изм. от 11.08.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/424074591 _(дата обращения: 02.11.2017).
приятия и организации, составляющие более 80% научно-технического и производственного потенциала Чувашии, участником четырехстороннего договора между Советом директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Чувашской Республики, Советом ректоров высших учебных заведений Чувашской Республики и Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики [20]. Данный документ предполагает прогнозирование потребности в рабочих кадрах и специалистах в разрезе профессионально-квалификационной структуры для предотвращения негативных последствий экономических изменений, создания новых рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала, повышения качества и конкурентноспособности рабочей силы.
В 2014 г. Чувашский государственный университет имеет 233 договора о сотрудничестве с различными организациями и предприятиями и 534 договора о прохождении практики студентами. В число крупных партнеров вуза в сфере совместной деятельности по подготовке специалистов входят ОАО «Промтрак-тор», ОАО «Химпром», а также предприятия, образующие электротехнический кластер Чувашии - центр электротехнической промышленности России - ООО ИЦ «Бреслер», ООО НПП «ЭКРА» и ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт релестроения». Активное сотрудничество развивается с ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Производственное объединение имени В.И. Чапаева», ОАО «ЭЛАРА», ООО «Газпром» Межрегионгаз Чебоксары», ООО «Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры».
В рамках социального партнерства с субъектами рынка труда Чувашский государственный университет взаимодействует с Администрацией Главы Чувашской Республики, Администрацией города Чебоксары, Администрацией города Новочебоксарска, Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Чувашской Республике, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии1.
В целях обеспечения соответствия современным требованиям и вызовам Чувашский государственный университет осуществляет деятельность по совершенствованию организационной структуры. В целях налаживания сотрудничества с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей, взаимодействия с органами власти, в том числе с территориальными службами занятости населения, содействия временной трудовой занятости студентов и трудоустройству выпускников с декабря 2002 г. в университете функционирует Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников. Он участвует в установлении партнерских, договорных отношений о сотрудничестве с организациями-работодателями, с территориальными органами и службами занятости Чувашской Республики, с кадровыми агентствами, заключает с заказчиками договоры на целевую подготовку специалистов, привлекает представителей предприятий-работодателей для разработки, совершенствования профессиональных образовательных программ направлений подготовки и специальностей в соответствии с потребностями реальной экономики, а также проводит анкетирование студентов выпускных курсов, мониторинг трудоустройства выпускников [19].
1 Отчет о самообследовании (по состоянию на 01.04.2014): рассмотрен и утвержден на заседании Ученого совета (протокол № 4 от 18.04.2014 г.) / ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». и^: chuvsu.ru/images/stories/sved_obr_org/samoobsl.docx (дата обращения: 02.11.2017).
Одним из современных структурных подразделений образовательного учреждения является Центр коллективного пользования Чувашской Республики в области нанотехнологий, созданный в соответствии с республиканской программой1 на базе Чувашского государственного университета и направленный на организацию взаимодействия ученых и специалистов вузов, научно-исследовательских институтов, организаций и предприятий региона. Цель данного Центра - развитие индустрии нанотехнологий; повышение качества научных исследований по приоритетным направлениям науки; повышение качества образования; научно-методическое и приборное обеспечение научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ в области нанотехнологий2.
Развивая сетевое сотрудничество в сфере инженерного образования университет совместно с ООО «НПП "Автоматика"» при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики создал Центр молодежного инновационного творчества Чувашской Республики, базирующийся на машиностроительном факультете [18].
В целях реализации практико-ориентированного образования Чувашский государственный университет создает выпускающие кафедры на производстве. В сентябре 2016 г. открылась базовая кафедра систем автоматизированного управления электроприводами факультета энергетики и электротехники в многофункциональном комплексе ООО НПП «ЭКРА», являющегося инновационным предприятием полного цикла, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, проектирование объектов, монтаж и пусконаладку, сервис и обучение обслуживающего персонала. Создание подобной кафедры позволит бакалаврам, магистрам и аспирантам обучаться и проводить научные исследования на современном оборудовании, решать перспективные задачи под руководством опытных преподавателей университета и высококвалифицированных специалистов предприятия [9].
На сегодняшний день на основе договоров о сотрудничестве действуют филиалы Чувашского государственного университета на следующих предприятиях: ОАО «ВНИИР», Чебоксарская ГЭС, ОАО «Чувашкабель», Чебоксарская ТЭЦ-2, филиал ОАО «ТГК-5», Новочебоксарская ТЭЦ-3, ОАО «Чувашэнерго», ОСП «Чебоксарская городская электросеть», ООО «Бреслер», ООО НПП «ЭКРА», ОАО «Промтрактор», ООО «Сталь». В целом все выпускающие кафедры инженерно-технического направления имеют базовые предприятия, на которых осуществляется практическая подготовка специалистов в форме учебно-ознакомительной и производственной практик, выполнения курсовых и квалификационных работ. К примеру, такими предприятиями для кафедр химического факультета являются: ОАО «Химпром», ФГУП Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева, ОАО «Промтрактор», ОАЭ «Электро3прибор», ОАО «Водоканал», по заказу которых ведется подготовка специалистов3.
1 О Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы: Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 30.12.2005 г. № 350 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/17537276/#ixzz4y3ASWpjW (дата обращения: 02.11.2017).
2 Программа развития ЦКП НТ ЧувГУ на среднесрочную перспективу (2014-2019 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.chuvsu.ru/images/stories/nauka/zentrkollektpolz/CKP_ChGU_Programm_ra zviriya.pdf (дата обращения: 02.11.2017).
3 Отчет о самообследовании (по состоянию на 01.04.2014): рассмотрен и утвержден на заседании Ученого совета (протокол № 4 от 18.04.2014 г.) / ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». URL: chuvsu.ru/images/stories/sved_obr_org/samoobsl.docx (дата обращения: 02.11.2017).
Ключевым направлением взаимодействия Чувашского государственного университета и промышленных предприятий региона является научно-исследовательская и инновационная деятельность, сконцентрированная на получении новых знаний по основным научно-образовательным направлениям и обеспечении акторов индустриального развития новейшими научно-техническими разработками. При этом вузом значительное внимание уделяется приоритетным направлениям развития науки и техники. В 2009 г. из 19 основных научных направлений, разрабатывавшихся Чувашским государственным университетом: 4 - соответствовали приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации; 6 - перечню критических технологий Российской Федерации; 6 - перечню приоритетных направлений научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ Чувашской Республики.
Ряд перспективных тем разрабатываются вузом на протяжении целого ряда лет. В 2009 г. в соответствии с хозяйственными договорами с ОАО Казанский завод «Электроприбор» и ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» в научно-исследовательском центре «Электромеханотроника» университета продолжалась разработка серии вентильных электродвигателей с возбуждением от высокоэнергетических редкоземельных постоянных магнитов для системы охлаждения двигателей автомобиля и для привода отечественных универсальных технологических роботов1.
Важной составляющей развития исследований в Чувашском государственном университете является научно-изобретательская и патентно-лицензионная деятельность, показатели которой остаются стабильно высокими. Наиболее активно защищаются разработки сотрудниками и преподавателями медицинского, химико-фармацевтического и технических факультетов. С 2009 г. по 2015 г. увеличивается количество заявок на изобретения, полезные модели и программы для ЭВМ, а также полученных свидетельств на регистрацию ЭВМ: с 27 и 3, соответственно, до 47 и 19. По полученным патентам на изобретения и полезные модели отмечается некоторый спад: с 35 - в 2009 г. до 21 - в 2015 г.2
Ключевым направлением деятельности вуза в современных условиях является коммерциализация результатов научной деятельности, к интенсификации которой призвано участие университета в создании малых инновационных предприятий. В настоящее время в Чувашии действуют 5 малых инновационных предприятий, в уставной капитал которых Чувашским государственным университетом внесены права на использование результатов интеллектуальной деятельности ученых университета: ООО НПП «Иннотех», ООО НПП «Ин-дуктор-М», ООО «Интехком», ООО «НПЦ "Энергопроект СКБ"», ООО «Полимерные покрытия». Они специализируются на производстве объемных нано-структурных материалов и высокоресурсных изделий из них, разработке электротехнических устройств, выполнении проектных работ в области электроснабжения, производстве химических материалов на основе полимерных композиций. ООО НПП «Иннотех» и ООО «Полимерные покрытия» выиграли гранты по программе «СТАРТ» ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» для коммерциализации инновационных разработок [8].
Чувашский государственный университет совместно с Чебоксарским производственным объединением имени В.И. Чапаева стал победителем во всероссийском конкурсе на право получения субсидий для создания высокотехнологич-
1 Отчеты о научной деятельности ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» за 2009, 2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka.chuvsu.ru/index.php?option= com_k2&view=itemlist&layout=category&task=category&id=191&Itemid=312 (дата обращения: 02.11.2017).
2 Там же.
ного производства. Учеными университета под руководством доктора химических наук, профессора заведующего кафедрой физической химии и высокомолекулярных соединений Н.И. Кольцова был предложен проект «Создание высокотехнологичного производства уплотнительных элементов для нефтегазодобывающей промышленности». В ходе реализации данного проекта планируется провести научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы на сумму 99 млн руб. в течение 2017-2019 гг., разработать и внедрить в производство уплотнительные элементы с высокими физико-механическими свойствами для добычи нефти в сложных природно-климатических условиях низких температур, включая шельфы арктических, дальневосточных и южных морей, а также для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти [14].
Немаловажную роль в проведении научно-технических разработок в интересах развития индустрии Чувашской Республики играет привлечение студентов и молодых ученых к научно-исследовательской работе, являющейся составляющей подготовки квалифицированных специалистов, способных творчески подходить к решению профессиональных научных, производственных и социальных задач, поддерживаемой ученым советом Чувашского государственного университета путем целевого финансирования для проведения конференций, командирования студентов в различные города, публикации сборников научных трудов, премирования активистов и победителей конкурсов студенческих научных работ.
Руководствуясь принципом «Образование - через науку», университет традиционно весной каждого года проводит научную конференцию студентов (в последние годы она имеет статус всероссийской), с 2007 г. - осенний региональный фестиваль студентов и молодежи «Человек. Гражданин. Ученый» («Ч.Г.У.»). Ежегодно победители университетских конференций представляют свои проекты на открытом конкурсе лучших научных работ студентов вузов России и других всероссийских конкурсах. К примеру, в 2012 г. студенты университета были удостоены более 2200 наград за победы в международных, российских и региональных научных мероприятиях, в 2015 г. - более 3000. В 2015 г. в целях развития научно-технического творчества молодых ученых и успешной работы над инновационными проектами в вузе действовали 14 студенческих конструкторских бюро1.
В 2014 г. коллектив молодых ученых под руководством доцента кафедры органической и фармацевтической химии, кандидата химических наук М.Ю. Беликова выиграл грант Президента Российской Федерации для молодых ученых, ставший первым грантом такого уровня в области химии для Чувашии. Объектом их исследования стало перспективное для региона научное направление: фоточувствительные структуры и материалы, потенциально полезные для создания средств записи и обработки информации нового поколения.
В 2016 г. программа, разработанная на базе университета, стала победителем в открытом публичном конкурсе на получение государственной поддержки пилотных проектов создания инжиниринговых центров. В ее рамках был создан «Чебоксарский инжиниринговый центр транспортного и сельскохозяйственного машиностроения», нацеленный на проведение научных, опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок с последующими их внедрением в опытное производство и трансфером в промышленный сектор
1 Отчеты о научной деятельности ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» за 2009, 2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka.chuvsu.ru/index.php?option= com_k2&view=itemlist&layout=category&task=category&id=191&Itemid=312 (дата обращения: 02.11.2017).
экономики. Решение о создании данного центра было принято при поддержке Главы Чувашской Республики, ректората Чувашского государственного университета, руководства предприятий ООО «МИКОНТ», ООО НПО «ЭКРА» [10] в исполнение ряда нормативно-правовых актов, принятых Правительством Российской Федерации1.
В целом, оценивая университетские условия как способствующие и благоприятствующие развитию научно-технических разработок и исследований, необходимо назвать и ряд препятствующих факторов, выделяемых самими учеными при характеристике состояния современной российской науки. По мнению М.Ю. Беликова, это «вялотекучесть процессов, сопровождающих науку и определяющих ее результативность», когда даже при наличии финансовых возможностей для приобретения расходных материалов и оборудования от момента начала закупки и до появления приборов в лаборатории может пройти много месяцев; отсутствие четко определенных структур научных коллективов, не позволяющее закреплять новые научные кадры, в то время как молодым ученым необходимо объединяться в группы для формирования новых научных направлений и научных лабораторий в дальнейшем [1].
Как видно, научно-исследовательская и инновационная деятельность в Чувашском государственном университете сконцентрирована на получении новых знаний по стратегическим научным и образовательным направлениям, их применении в ходе подготовки кадров для экономики и высококвалифицированных научно-педагогических кадров, привлечении молодежи в сферу науки и образования, создании научно-технической продукции и инновационных технологий, коммерциализации разработок.
Актуальными для Чувашской Республики остаются задачи качественной подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями современного производства, создания и развития конкурентоспособной и социально-ориентированной системы профессионального образования, способной обеспечить развитие региональной экономики в инновационном русле и формирование конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности.
С 2005 г. по 2012 г. в республике отмечаются некоторые структурные изменения в подготовке кадров в сторону увеличения доли обучающихся по техническим специальностям и направлениям подготовки. Если в 2005/06 учебном году численность студентов вузов, обучавшихся по техническим специальностям, составила 14 126 человек (19,8% от общей численности студентов), то в 2011/12 учебном году - 14 094 человек (23,7%). Однако эти изменения носили незначительный характер. В 2011 г. специалистами Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на основе анализа структуры подготовки кадров образовательными учреждениями высшего профессионального образования в 2010-2011 гг. и сопоставления ее с прогнозной дополнительной потребностью экономики Чувашии в выпускниках образовательных учреждений высшего профессионального образования был сделан вывод «о наличии структурного дисбаланса по многим направлениям подготовки спе-
1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70643464/#ixzz4y3F4UFtl (дата обращения: 02.11.2017); Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна: Распоряжение Правительства РФ от 23.07.2013 г. № 1300-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70320156/#ixzz4y38wLziD (дата обращения: 02.11.2017).
циалистов с высшим профессиональным образованием»1. В частности, ими было отмечено превышение потребностей экономики выпуска специалистов по 14 укрупненным группам специальностей («Экономика и управление» - в 13,5 раза, «Гуманитарные науки» - в 6,3 раза) и недостаточность выпуска специалистов по группе специальностей «Химическая техника и биотехнологии» -7,8%, «Приборостроение и оптотехника» - 19,1%, «Физико-математические науки» - 38%, «Электронная техника, радиотехника и связь» - 61,6%2.
Одним из негативных последствий таких диспропорций является ограничение возможности трудоустройства выпускников вузов. По сведениям Государственной службы занятости Чувашской Республики, из 6041 специалиста с высшим образованием, которые были подготовлены в 2011 г., в качестве безработных были зарегистрированы 3,7%, доля трудоустроившихся составила 59,7%. Тем не менее необходимо отметить, что выпускники по техническим специальностям трудоустраивались несколько успешнее, чем выпускники по остальным направлениям подготовки. В соответствии с данными мониторинга образовательных учреждений по состоянию на 1 октября 2011 г. в Чувашии численность трудоустроенных выпускников, завершивших обучение по техническим специальностям в 2011 г. в вузах по очной форме обучения, составила 1256 человек (72,8%) из 1726 человек (их доля в общей численности выпускников учреждений высшего профессионального образования в Чувашии составила 28,6%). По данным Госслужбы занятости Чувашии, доля безработных среди выпускников технических специальностей составила 1,9%. По остальным специальностям из 4315 выпускников трудоустроилось 2350 человек (54,5%), а безработными оказались 4,4%3.
Чувашским государственным университетом в 2011 г. всего было подготовлено 2177 специалистов (36% от общей численности выпускников системы высшего профессионального образования в Чувашии), из них 408 человек (18,7%) продолжили обучение, 71 человек (3,3%) был призван в ряды Вооруженных Сил, 1565 человек (72%) трудоустроились, не определились с трудоустройством 133 человека (6,1%), 50 человек (2,3%) были зарегистрированы в качестве безработных4.
В последнее время в Чувашской Республике отмечается возрастающее стремление к взвешенной государственной политике в кадровом обеспечении экономики. Регулирование данного направления производится на основе программно-целевого подхода. С 2003 г. реализуется несколько программ, направленных на комплексное рег5улирование потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг5.
1 О государственном докладе «Об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики в 2011 году» (утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 13.06.2012 г. № 234) [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/laws.aspx?gov_id=17&id=126381 (дата обращения: 02.11.2017).
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2015 года (утв. Указом Президента Чувашской Республики от 04.08.2003 г. № 81) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/473612115 (дата обращения: 02.11.2017); Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (утв. постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 25.02.2011 г. № 60) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/473610960 (дата обращения: 02.11.2017).
При планировании объема подготовки кадров в учреждениях профессионального образования за основу берутся прогнозные потребности региональных экономик в трудовых ресурсах в разрезе УГС с учетом программы социально-экономического развития, сформированные Министерством образования и науки Российской Федерации на 2011-2020 гг. Так, по данным прогноза, потребности в инженерно-технических и других специалистах в отраслях промышленности Чувашии составят: приборостроения и оптотехники - 739 человек; электронной техники, радиотехники и связи - 1049; автоматики и управления - 1017; информатики и вычислительной техники - 2070; энергетики, энергетического машиностроения и электротехники - 1882; металлургии, машиностроения и металлообработки - 1566; химических технологий и биотехнологий - 957 человек1.
Чувашский государственный университет прилагает немалые усилия по преодолению структурного дисбаланса по направлениям подготовки специалистов. Он ведет активную работу по популяризации инженерно-технических специальностей и привлечению к научно-исследовательской работе талантливой молодежи со школьной скамьи. Вуз подключился к осуществлению проекта «Профильные инженерно-технические классы» на территории Чувашской Республики. В его рамках в январе-феврале 2017 г. проведены занятия для школьников в лабораториях факультета прикладной математики, физики и информационных технологий университета [12].
Программа классов инженерного профиля, помимо проведения занятий преподавателями шести технических факультетов Чувашского государственного университета, нацелена на ознакомление учащихся с организацией современного промышленного производства (экскурсии на ведущие предприятия Чувашии, в том числе ООО НПП «ЭКРА», ЗАО «ЧЭАЗ», НПП «Динамика», ООО «Релематика», ООО «Кейсистемс»), развитие у них творческих способностей и интереса к научно-исследовательской и проектной деятельности, на привлечение к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах вуза и работе в студенческих конструкторских бюро [3].
В Чувашском государственном университете проводятся мероприятия, предназначенные ориентировать школьников и студентов колледжей, техникумов на продолжение образования с целью подготовки кадров для предприятий электротехнического кластера Чувашии. Среди них необходимо выделить олимпиаду по математике «Надежда электротехники Чувашии». Победителю олимпиады при поступлении на один из факультетов университета -машиностроительный, радиоэлектроники и автоматики, энергетики и электротехники - предоставляется возможность обучаться по целевому договору с ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод» с назначением именной стипендии председателя Совета директоров предприятия на 4 года [16].
Среди других мероприятий, проводимых вузом в целях привлечения и закрепления молодых людей в научно-технической сфере, необходимо назвать: проект «Университет для детей», выездные мероприятия в школы, училища, колледжи, факультативные занятия для учеников школ по ряду учебных дисциплин, конференции и олимпиады по школьным предметам, просветительско-образовательный проект для школьников, студентов и взрослых «Университетские субботы», проведение научных кружков, университетские и факультетские
1 О государственном докладе «Об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики в 2011 году» (утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 13.06.2012 г. № 234) [Электронный ресурс]. 1^1.: Ь|Нр://доу.сар.ги/!а\\з.азрх?доу_1<^=17&1<^=126381 (дата обращения: 02.11.2017).
«Дни открытых дверей», где абитуриенты и их родители получают информацию о ситуации на рынке труда, возможностях трудоустроиться, а специалисты вуза выявляют профессиональные предпочтения абитуриентов.
В целом на сегодняшний день в Чувашском государственном университете ведется подготовка по 55 программам бакалавриата, 25 программам специалитета, 30 программам магистратуры. При этом пристальное внимание уделяется специальностям и направлениям подготовки, обеспечивающим подготовку кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.
К 2011 г. в вузе открылось девять новых специальностей и направлений подготовки: «Инноватика», «Информационная безопасность автоматизированных систем», «Клиническая психология», «Механотроника и робототехника», «Программная инженерия», «Строительство уникальных зданий и соору1-жений», «Фармация», «Физика наноструктур», «Химическая технология»1. В 2013 г. в его стенах велась подготовка по 14 приоритетным техническим направлениям подготовки и специальностям для инновационного развития экономики страны из 39 [21].
В 2013 г. университетом проведен опрос руководителей и работников более 200 предприятий и организаций об их потребности в выпускниках на период до 2016 г. Полученная информация использовалась при формировании предложений по контрольным цифрам приёма студентов в 2014 г.2. Вуз заключает и реализует договоры с государственными и муниципальными органами на проведение целевого приема студентов для подготовки кадров и решения социально-экономических проблем регионов. В 2013 г. университет заключил договоры о целевом приеме с 49 государственными и муниципальными органами власти Чувашской Республики и республик и областей с компактным проживанием чувашской диаспоры (в 2010 г. - 49, в 2012 г. - 57). По целевому приему в 2013 г. по очной форме обучения поступили 214 человек, что составило 17,0% от всех зачисленных на бюджетной основе по очной форме обучения, или 12,0% от всего приема на дневное отделение. Основными заказчиками по целевому приему стали Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и другие органы государственной власти и местного самоуправления3.
Важную роль в подготовке молодых кадров для промышленности играют периодически организуемые встречи студентов старших курсов технических факультетов с представителями крупнейших предприятий республики в рамках проекта «Предприятие - студентам!». В 2013 г. в ходе данного мероприятия будущие выпускники, обучавшиеся по направлениям и специальностям «Про-
1 О государственном докладе «Об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики в 2011 году» (утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 13.06.2012 г. № 234) [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/laws.aspx?gov_id=17&id=126381 (дата обращения: 02.11.2017).
2 Отчет о самообследовании (по состоянию на 01.04.2014): рассмотрен и утвержден на заседании Ученого совета (протокол № 4 от 18.04.2014 г.) / ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». URL: chuvsu.ru/images/stories/sved_obr_org/samoobsl.docx (дата обращения: 02.11.2017).
3 Там же.
мышленная теплоэнергетика», «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», «Электроэнергетика» получили информацию о возможности прохождения производственной практики, требованиях к молодым специалистам, вакансиях, социальном пакете на предприятиях «АБС Электро», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Специальное конструкторское бюро систем промышленной автоматики», ОАО «Электроприбор»1.
Заинтересованными предприятиями учреждаются именные стипендии лучшим студентам университета. В 2013 г. «АБС Электро», придерживаясь одного из приоритетных направлений своей социальной политики - поддержки талантливой молодежи, назначил именные стипендии холдинга лучшим студентам факультета энергетики и электротехники [17].
В 2013 г. Чувашский государственный университет стал одним из победителей открытого публичного конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации «Кадры для регионов». Победителям данного конкурса предоставляется государственная поддержка для реализации проектов подготовки высококвалифицированных специалистов по важнейшим направлениям развития экономики. Проект вуза, направленный на совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий электротехники, машиностроения и строительства региона, получил целевое государственное субсидирование (2013 г. - 29 млн руб., 2014 г. - 50 млн руб.)2. При этом основное внимание акцентировалось на разработке и обновлении образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования, актуализации их содержания и технологий обучения, их материально-технического и инфраструктурного обеспечения, повышения квалификации и поддержки мобильности профессорско-преподавательского состава, привлечения к разработке и реализации программ внешних специалистов [21].
В октябре 2015 г. в рамках политики импортозамещения принято решение о внедрении регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в 21 регионе России, в том числе в Чувашской Республике, нацеленного на создание критически важной связки: бизнес как заказчик - регион - образовательное учреждение [2]. Участие Чувашского государственного университета во внедрении в республике данного стандарта, предусматривающего подготовку кадров для промышленности на основе международных стандартов, реализацию механизмов практико-ориентированного (дуального) образования, призвано усовершенствовать процесс подготовки конкурентоспособных специалистов. В мероприятиях по внедрению нового стандарта также участвуют предприятия - ЗАО «ЧЭАЗ», ОАО «ВНИИР», ОАО «АБС ЗЭиМ Автоматизация», ООО «НПП "Бреслер"», ООО НПП «ЭКРА» [11].
Подтверждением стремления вуза соответствовать современным требованиям служит тот факт, что государственные аттестационные комиссии, как правило, возглавляют представители работодателей - высококвалифицированные специалисты, обладающие большим опытом практической работы. Например, в 2013 г. Государственную аттестационную комиссию по специальности «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» возглавили директор «Чебоксарской ТЭЦ-2» филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» С.Т. Бердников, кандидат технических наук, директор ООО НПП
1 Отчет о самообследовании (по состоянию на 01.04.2014): рассмотрен и утвержден на заседании Ученого совета (протокол № 4 от 18.04.2014 г.) / ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». URL: chuvsu.ru/images/stories/sved_obr_org/samoobsl.docx (дата обращения: 02.11.2017).
2 Там же.
«Инженерный центр» С.Н. Баталыгин, директор «Чебоксарской ГЭС» филиала ОАО «Русгидро» В.Г. Дорофеев; по специальности «Управление и информатика в технических системах» - доктор технических наук, заместитель генерального конструктора ООО НТЦ «Механотроника» В.С. Генин, кандидат технических наук, доцент, заведующий отделом ОАО «ВНИИР» В.Н. Бочкарев.
Отзывы председателей Государственных аттестационных комиссий содержат положительные характеристики. Они выделяют глубокие знания выпускников, прочное овладение ими профессиональными умениями и навыками, а также постоянный рост качества квалификационных работ, соответствие их тематики новейшим направлениям науки и техники, стремление найти оптимальное решение той или иной проблемы на основе творческого подхода1.
Наряду с позитивными отзывами председатели Государственных аттестационных комиссий предлагают устранить некоторые недостатки, которые в целом не снижают общей положительной оценки, а именно: недостаточную представленность в выпускных квалификационных работах «исследовательской направленности экспериментальных данных и недостаточность сопоставлений с опубликованными ранее результатами»2. Руководители комиссий предлагают увеличить количество работ, выполненных по заявкам предприятий и на самих предприятиях.
Ведущие специалисты предприятий, руководители организаций, министерств и ведомств привлекаются к руководству выпускными квалификационными работами и их рецензированию, руководству производственной практикой студентов, работе в государственных экзаменационных комиссиях. Представители работодателей часто приглашаются к участию в жюри научных студенческих конференций, на заседания круглых столов, посвященных актуальным проблемам развития науки и технологий, к преподаванию на кафедрах, участию в заседаниях кафедр, где им предоставляется возможность внести свои предложения по разработке (корректировке) рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин, фондов оценочных средств, о чем свидетельствуют соответствующие протоколы заседаний кафедр3.
Между тем рынок труда предъявляет все более высокие требования к выпускникам. Работодатели выдвигают ряд пожеланий: овладение большими практическими навыками по эксплуатации оборудования; усиление подготовки по проектированию, наращивание связи с производством, увеличение в учебных планах микропроцессорной составляющей.
Университетом реализуются программы дополнительного профессионального образования, повышения профессиональной квалификации специалистов, переподготовки кадров для предприятий. В 2014 г. вуз впервые выиграл конкурс на получение бюджетных субсидий в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров, ориентированной на потребности промышленного производства и усиливающей взаимодействие вуза с реальным сектором экономики. Такие программы обладают несомнен-
1 Отчет о самообследовании (по состоянию на 01.04.2014): рассмотрен и утвержден на заседании Ученого совета (протокол № 4 от 18.04.2014 г.) / ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». URL: chuvsu.ru/images/stories/sved_obr_org/samoobsl.docx (дата обращения: 02.11.2017).
2 Там же.
3 Отчет о самообследовании кластера образовательных программ «Химия» (04.03.01), «Химия» (04.04.01), «Химическая технология» (18.03.01), «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» (18.03.02), «Фармация» (33.05.01). Утв. ректором ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» А.Ю. Александровым 25 октября 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: chimfac.chuvsu.ru/source/otchet2016.docx (дата обращения: 02.11.2017).
ной пользой и для преподавательского состава в плане устойчивого финансирования их профессиональной педагогической и научной деятельности, систематического повышения их квалификации, совершенствования методики учебного процесса и применения современных образовательных технологий.
В рамках названного проекта выделено 1 млн 365,5 тыс. руб., в том числе субсидия, предоставляемая из федерального бюджета, составила 847 тыс. руб., размер софинансирования со стороны организаций реального сектора экономики, направивших на обучение своих специалистов, - 518,5 тыс. руб.
В соответствии с Президентской программой повышения квалификации инженерных кадров Центром дополнительного образования Чувашского государственного университета были организованы курсы для работников промышленных предприятий республики. На базе Вурнарского завода смесевых препаратов проводились занятия по теме «Методы инженерного контроля качества и обеспечения конкурентоспособности дисперсионных препаратов». В программу была включена стажировка в исследовательских и инжиниринговых центрах ОАО «Химпром» и за рубежом. Курсы, проведенные на базе ООО «Промтрактор - Промлит», посвящались теме «Современные направления развития технологий формообразования в литейном производстве» [5].
В настоящее время в университете объявлен конкурсный отбор на обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров в 2017/18 учебном году, реализуемой в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2017/18 учебных годах. В целях формирования управленческого потенциала для предприятий народного хозяйства предполагаются проведение профессиональной переподготовки по программе «Эффективный менеджмент» и прохождение стажировки на зарубежных предприятиях сроком от 2 недель до 3 месяцев [6].
Другой важный аспект в совершенствовании подготовки кадров для промышленности - повышение квалификации преподавательского состава самого вуза. В 2016-2017 гг. преподаватели машиностроительного факультета прошли стажировку на Чебоксарском электроаппаратном заводе, уделив внимание вопросам проектирования электротехнических изделий на заводе, технологии производства изделий из пластмасс, конструированию деталей из листовых заготовок. Данная стажировка реализовывалась в рамках проекта «Новые кадры оборонно-промышленного комплекса-2016» и была направлена на подготовку кадров в сфере конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств. Программа стажировки включала знакомство преподавателей с производством, его структурой, выпускаемой продукцией, применяемыми технологиями [7].
В 2015 г. под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации прошел первый Общероссийский форум «Новые кадры ОПК: союз образования и промышленности» в качестве экспертно-дискуссионной площадки по вопросам развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса. Она объединила руководителей предприятий ОПК, образовательные организации, должностных лиц органов исполнительной власти, ведущих отраслевых экспертов.
Чувашский государственный университет в 2016 г. стал одним из победителей открытого публичного конкурса по поддержке программ развития системы подготовки кадров «Новые кадры для ОПК». В рамках данного проекта по программе «Подготовка высококвалифицированных специалистов в области разработки резинотехнических изделий для ОПК» студентами-выпускниками химико-фармацевтического факультета в первом полугодии 2017 г. была выполнена
научно-исследовательская работа на Чебоксарском производственном объединении имени В.И. Чапаева. Результаты НИР были представлены студентами на конференциях различных уровней.
Проект «Новые кадры для ОПК» был разработан для развития сотрудничества вузов и предприятий, предусматривает подготовку инженеров в вузах по заказу предприятий оборонной промышленности, выстраивание карьерного роста студента, начиная с профориентационных мероприятий и заканчивая совместными НИОКР, работу со школьниками, проведение стажировок преподавателей, участвующих в подготовке кадрового резерва для оборонной промышленности и науки [15].
Таким образом, Чувашский государственный университет вносит весомый вклад в становление региональной инновационной экономики, основу которой составляет знание. Кадровое и научное обеспечение большей части запросов высокотехнологичного сектора реализуется ведущим вузом республики, осуществляющим подготовку специалистов практически для всех отраслей экономики региона и обладающим достаточными интеллектуальными ресурсами для генерирования инноваций в сфере информационных технологий; машиностроения; электротехники; электроники; новых материалов и химических технологий; энергосберегающих технологий; экологии и рационального природопользования. В более широком контексте системность взаимодействия вуза с региональным сообществом позволяет говорить о высоком уровне вклада университета в общественное развитие Чувашской Республики, способствующем в определенной степени смягчению социальной напряженности и преодолению маргинализации социально уязвимых слоев населения. В заключение стоит отметить открытость Чувашского государственного университета региональному сообществу, без которой в условиях реиндустриализации, интенсификации научно-технического прогресса, неустойчивости и непредсказуемости внешней среды невозможно адекватное развитие промышленности.
Литература и источники
1. Беликов М. По-настоящему серьезная наука в одиночку не делается... [Электронный ресурс]. URL: http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=5899 (дата обращения: 02.11.2017).
2. В 21 пилотном регионе России внедрят стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/news/54759/ (дата обращения: 02.11.2017).
3. В Чувашском госуниверситете имени И.Н. Ульянова дан старт новому проекту развития классов инженерного профиля [Электронный ресурс] // Строительный факультет Чувашского государственного университета: сайт. URL: http://stroyfak.chuvsu.ru/news/inzhklass17.html (дата обращения: 02.11.2017).
4. Виноградова Т.В. 017.01.012. Бычкова О. Инновация путем принуждения: институциона-лизация сотрудничества университетов с промышленностью в России // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8. Науковедение. Реферативный журнал. 2017. № 1. С. 89-95. Реф. ст.: Bychkova O. Innovation by coercion: emerging institutionalization of university-industry collaborations in Russia // Social studies of science. 2016. Vol. 46, no. 4. P. 511-535. D0I:10.1177/030631 2716654768.
5. Герасимова О. Чувашский госуниверситет имени И.Н. Ульянова укрепляет сетевое взаимодействие с ведущими предприятиями республики [Электронный ресурс]. URL: http://nau-ka.chuvsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11827:2014-09-16-04-58-48&catid=190:-2010-08-02-23-34-43&Itemid=537 (дата обращения: 02.11.2017).
6. Конкурсный отбор для обучения по Президентской программе подготовки управленческих кадров в 2017-2018 учебном году [Электронный ресурс]. URL: http://www.chuvsu.ru/in-dex.php?option=com_content&view=article&id=13584:-2017-2018-&catid=307:2012-07-13-21-19-36&-Itemid=510 (дата обращения: 02.11.2017).
7. Ласкус О. Стажировка преподавателей ЧГУ им. Ульянова на Чебоксарском электроаппаратном заводе [Электронный ресурс]. URL: http://mash_fak.chuvsu.ru/ (дата обращения: 02.11.2017).
8. Малые инновационные предприятия [Электронный ресурс]. URL: http://www.chuvsu.ru/ind ex.php?option=com_k2&view=item&id=4388&Itemid=312 (дата обращения: 02.11.2017).
9. На базе научно-производственного предприятия «ЭкРа» создана базовая кафедра Чувашского госуниверситета имени И.Н. Ульянова [Электронный ресурс]. URL: http://www.chuv-su.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=4837 (дата обращения: 02.11.2017).
10. О состоянии науки в Чувашской Республике. 01.02.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=2172080 (дата обращения: 02.11.2017).
11. Обеспечить промышленность достойными кадрами [Электронный ресурс]. URL: http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=5427 (дата обращения: 02.11.2017).
12. Первый этап программы обучения учащихся инженерных классов [Электронный ресурс]. URL: http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=6029 (дата обращения: 02.11.2017).
13. Перез Вико Е, Швааг-Сергер С., Уайз Э, Беннер М. Конфигурации «треугольника знаний» в трех шведских университетах // Форсайт. 2017. Т. 11, № 2. С. 68-82.
14. Победа во Всероссийском конкурсе на право получения субсидий для создания высокотехнологичного производства [Электронный ресурс]. URL: http://chimfac.chuvsu.ru/news-all-text.php?id=99 (дата обращения: 02.11.2017).
15. Программа «Новые кадры ОПК» продлена до 2020 года и позволит подготовить 9000 высококвалифицированных инженеров [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/m/%-D0% B D% D0% B E % D0% B2% D0% B E % D1 %81 %D1 %82%D0%B8/8668 (дата обращения: 02.11.2017).
16. Состоялось награждение победителя и призеров олимпиады по математике «Надежда электротехники Чувашии» [Электронный ресурс]. URL: http://www. chuvsu.ru/index. php?option=-com_k2&view=item&id=3897 (дата обращения: 02.11.2017).
17. Талантливой молодежи - именные стипендии «АБС Электро» [Электронный ресурс]. URL: http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7819:-l-r&catid=190:2010-08-02-23-34-43&Itemid=876 (дата обращения: 02.11.2017).
18. Центр молодежного инновационного творчества: сайт. URL: http://cmit21.tmweb.ru/ (дата обращения: 02.11.2017).
19. Центр содействия занятости обучающихся и выпускников ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»: сайт. URL: http://job.chuvsu.ru/ (дата обращения: 02.11.2017).
20. Чувашский госуниверситет имени И.Н. Ульянова принят в члены Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.chuvsu.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=5762:2012-06-16-00-43-32&catid=190:2010-08-02-23-34-43&Itemid=537 (дата обращения: 02.11.2017).
21. Чувашский госуниверситет имени И.Н. Ульянова стал победителем открытого публичного конкурса «Кадры для регионов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.chuvsu.ru/in-dex.php?option=com_content&view=article&id=8700:2013-08-27-06-48-28&catid=190:2010-08-02-23-34-43&Itemid=537 (дата обращения: 02.11.2017).
МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
МУЗЯКОВА АЛИНА ЛЕОНИДОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
S. MIKHAILOVA, A. MUZYAKOVA
PRESENT STAGE OF UNIVERSITY COMPONENT EVOLUTION IN INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF CHUVASHIA (2000-2010s)
Key words: the Chuvash Republic, Industry, University, interaction, science, innovation, education.
The article aims to study the evolution of university-industrial partnership within the framework of the industrial development of Chuvashia in 2000-2010. It was revealed that against the background of nationwide changes in the institutional environment aimed at forming a stable, long-term partnership between universities and industry, the Chuvash State University is stepping up its activities to build interaction with actors in the industrial development of the region, which manifests in creation of new structural subdivisions aimed at organizing interaction of scientists and specialists of the university, research institutes, organizations and enterprises; increase in the
number of partners of the university in the field of joint activities in specialists' training; foundation of new graduate departments in the workplace; carrying out research and innovation activities focused on obtaining new knowledge in priority scientific and educational areas; commercialization of scientific results; involving students and young scientists to research work, which is a component in training qualified specialists capable to creative approach in solution of professional scientific, industrial and social tasks, etc. In conclusion, the university's significant contribution to the development of regional innovation economy and to the public development of the Chuvash Republic in general is noted.
References
1. Belikov M. Po-nastoyashchemu ser'eznaya nauka v odinochku ne delaetsya... [A truly serious science alone is not done...]. Available at: http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_k2&view=item-&id=5899 (Accessed 2 November 2017).
2. V 21 pilotnom regione Rossii vnedryat standart kadrovogo obespecheniya promyshlennogo rosta [In the 21 pilot regions of Russia will implement the standard of staffing for industrial growth]. Available at: http://asi.ru/news/54759 (Accessed 2 November 2017).
3. V Chuvashskom gosuniversitete imeni I.N. Ul'yanova dan start novomu proektu razvitiya klassov inzhenernogo profilya [In the Chuvash State University named after I.N. Ulyanova launched a new project for the development of engineering classes]. Available at: http://stroyfak.chuvsu.ru/news/in-zhklass17.html (Accessed 2 November 2017).
4. Vinogradova T.V. 017.01.012. Bychkova O. Innovatsiya putem prinuzhdeniya: institutsionail-zatsiya sotrudnichestva universitetov s promyshlennost'yu v Rossii [017.01.012. Bychkova O. Innovation by coercion: emerging institutionalization of university-industry collaborations in Russia]. Sotsial'nye
1 gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 8. Naukovedenie. Referativnyi zhurnal [Social Sciences and Humanities. Domestic and foreign literature. Series 8: The Science Of Science. Abstract journal], 2017, no. 1, pp. 89-95 (Abstract of the article: Bychkova O. Innovation by coercion: emerging institutionalization of university-industry collaborations in Russia. Social studies of science, 2016, vol. 46, no. 4, pp. 511-535. D0I:10.1177/030631 2716654768).
5. Gerasimova O. Chuvashskii gosuniversitet imeni I.N. Ul'yanova ukreplyaet setevoe vzaimodei-stvie s vedushchimi predpriyatiyami respubliki [Chuvash State University named after I.N. Ulyanova strengthens network interaction with the leading enterprises of the republic]. Available at: http://nau-ka.chuvsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11827:2014-09-16-04-58-48&catid=190:2010-08-02-23-34-43&Itemid=537 (Accessed 2 November 2017).
6. Konkursnyi otbor dlya obucheniya po Prezidentskoi programme podgotovki upravlencheskikh kadrov v 2017-2018 uchebnom godu [Competitive selection for training under the Presidential program of management training in 2017-2018 academic year]. Available at: http://www.chuvsu.ru/index.php? op-tion=com_content&view=article&id=13584:-2017-2018-&catid=307:2012-07-13-21 -19-36 &Itemid=510 (Accessed 2 November 2017).
7. Laskus O. Stazhirovka prepodavatelei ChGU im. Ul'yanova na Cheboksarskom elektroappa-ratnom zavode [nternship of teachers of the Chechen State University. Ulyanova at the Cheboksary Electrical Equipment Plant]. Available at: http://mash_fak.chuvsu.ru/ (Accessed 2 November 2017).
8. Malye innovatsionnye predpriyatiya [Small Innovative Enterprises]. Available at: http://www.chuv-su.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=4388&Itemid=312 (Accessed 2 November 2017).
9. Na baze nauchno-proizvodstvennogo predpriyatiya «EKRA» sozdana bazovaya kafedra Chuvashskogo gosuniversiteta imeni I.N. Ul'yanova [On the basis of the scientific and production enterprise "EKRA" a basic department of the Chuvash State University named after I.N. Ulyanova]. Available at: http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=4837 (Accessed 2 November 2017).
10. O sostoyanii nauki v Chuvashskoi Respublike. 01.02.2017 [On the state of science in the Chuvash Republic. 1 February 2017]. Available at: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=2172080 (Accessed
2 November 2017).
11. Obespechit' promyshlennost' dostoinymi kadrami [Provide the industry with decent personnel]. Available at: http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=5427 (Accessed 2 November 2017).
12. Pervyi etap programmy obucheniya uchashchikhsya inzhenernykh klassov [The first stage of the program for teaching students of engineering classes]. Available at: http://www.chuvsu.ru/in-dex.php?option=com_k2&view=item&id=6029 (Accessed 2 November 2017).
13. Perez Viko E., Shvaag-Serger S., Uaiz E., Benner M. Konfiguratsii «treugol'nika znanii» v trekh shvedskikh universitetakh [Configurations of the "knowledge triangle" in three Swedish universities]. Forsait [Forsyte], 2017, vol. 11, no. 2, pp. 68-82.
14. Pobeda vo Vserossiiskom konkurse na pravo polucheniya subsidii dlya sozdaniya vysokotekhnologichnogo proizvodstva [Victory in the All-Russian competition for the right to receive subsidies for the creation of high-tech production]. Available at: http://chimfac.chuvsu.ru/news-all-text.php?id=99 (Accessed 2 November 2017).
15. Programma «Novye kadry OPK» prodlena do 2020 goda i pozvolit podgotovif 9000 vysokokvalifitsirovannykh inzhenerov [The program «New Personnel of the military-industrial complex» was extended until 2020 and will allow the training of 9,000 highly qualified engineers]. Available at: http://minobr-nauki.rf/ m/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/8668 (Accessed 2 November 2017).
16. Sostoyalos' nagrazhdenie pobeditelya i prizerov olimpiady po matematike «Nadezhda elektrotekhniki Chuvashii» [Awarding of the winner and prize-winners of the Olympiad in mathematics "Hope of Electrical Engineering of Chuvashia" was held]. Available at: http://www.chuvsu.ru/in-dex.php?option=com_k2&view=item&id=3897 (Accessed 2 November 2017).
17. Talantlivoi molodezhi - imennye stipendii «ABS Elektro» [Talented youth - nominal scholarships «ABS Electro»]. Available at: http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_content&view=arti-cle&id=7819:-l-r&catid=190:2010-08-02-23-34-43&Itemid=876 (Accessed 2 November 2017).
18. Tsentr molodezhnogo innovatsionnogo tvorchestva [Center for Youth Innovation]. Available at: http://cmit21.tmweb.ru/ (Accessed 2 November 2017).
19. FGBOU VO «ChGU im. I.N. Ul'yanova» Tsentr sodeistviya zanyatosti obuchayushchikhsya i vypusknikov [The Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Center for the Promotion of Employment of Students and Graduates]. Available at: http://job.chuvsu.ru/ (Accessed 2 November 2017).
20. Chuvashskii gosuniversitet imeni I.N. Ul'yanova prinyat v chleny Torgovo-promyshlennoi palaty Chuvashskoi Respubliki [Chuvash State University named after I.N. Ulyanova was admitted to the Chamber of Commerce of the Chuvash Republic]. Available at: http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_con-tent&view=article&id=5762:2012-06-16-00-43-32&catid=190:2010-08-02-23-34-43&Itemid=537 (Accessed 2 November 2017).
21. Chuvashskii gosuniversitet imeni I.N. Ul'yanova stal pobeditelem otkrytogo publichnogo konkursa «Kadry dlya regionov» [Chuvash State University named after I.N. Ulyanova won the open public competition «Personnel for the regions»]. Available at: http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_-content&view=article&id=8700:2013-08-27-06-48-28&catid=190:2010-08-02-23-34-43&Itemid=537 (Accessed 2 November 2017).
MIKHAILOVA SVETLANA - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
MUZYAKOVA ALINA - Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
Ссылка на статью: Михайлова С.Ю., Музякова А.Л. Современный этап эволюции университетского компонента индустриального развития Чувашии (2000-2010-е годы) // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 4. - С. 147-163.