Научная статья на тему 'Классификация специальностей и квалификаций в Республике Беларусь: тенденции и перспективы'

Классификация специальностей и квалификаций в Республике Беларусь: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И КВАЛИФИКАЦИЙ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ / ЦИКЛЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛАССИФИКАТОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "СПЕЦИАЛЬНОСТИ И КВАЛИФИКАЦИИ" / МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олекс О. А.

В настоящей публикации изложены краткие сведения о функционирующей в Республике Беларусь системе специальностей и квалификаций, ее особенности, сфера применения. Раскрыты цель и задачи пересмотра Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации», его ориентация на сокращение разрыва между содержанием образования и содержанием деятельности выпускников учреждений образования. Выявлены основные тенденции изменения действующей классификации на основе видов экономической деятельности и международной стандартной классификации образования с учетом требований работодателей, минимизации экономических затрат на образование, в том числе за счет минимизации классификационных единиц, сближения позиций с образовательными системами других государств. Раскрыты перспективы развития национальной системы специальностей и квалификаций. Тенденции и перспективы ожидаемых изменений показаны на примерах отдельных специальностей, предложенных БНТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of specialties and qualifications in Republic of Belarus: tendencies and prospects

In the present publication short data on the system of specialties and qualifications functioning in Republic of Belarus, her features, scope of application are given. The purpose and problems of the revision of the National classifier of the Republic of Belarus «Specialties and qualifications», its orientation to reduce the gap between the content of education and content of activity of graduates of establishments of education are described. The main tendencies of change of the operating classification on the basis of types of economic activity and international standard classification of education taking into account requirements of employers, minimization of economic expenses for education, including due to minimization of classification units, rapprochement of positions with educational systems of other states are revealed. Prospects of development of national system of specialties and qualifications are disclosed. Tendencies and prospects of the expected changes are shown on the examples of the certain specialties offered by BNTU (Belarusian National Technical University).

Текст научной работы на тему «Классификация специальностей и квалификаций в Республике Беларусь: тенденции и перспективы»

Поступила 02.05.2016

КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И КВАЛИФИКАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

CLASSIFICATION OF SPECIALTIES AND QUALIFICATIONS IN REPUBLIC OF BELARUS: TENDENCIES AND PROSPECTS

О. А. ОЛЕКС, Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы», г. Минск, Беларусь, ул. Московская, 15. E-mail: [email protected]

O. OLEKS, National Institute for Higher Education, Minsk, Belarus, 15, Moskowskaya. E-mail: [email protected]

В настоящей публикации изложены краткие сведения о функционирующей в Республике Беларусь системе специальностей и квалификаций, ее особенности, сфера применения. Раскрыты цель и задачи пересмотра Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации», его ориентация на сокращение разрыва между содержанием образования и содержанием деятельности выпускников учреждений образования. Выявлены основные тенденции изменения действующей классификации - на основе видов экономической деятельности и международной стандартной классификации образования с учетом требований работодателей, минимизации экономических затрат на образование, в том числе за счет минимизации классификационных единиц, сближения позиций с образовательными системами других государств. Раскрыты перспективы развития национальной системы специальностей и квалификаций. Тенденции и перспективы ожидаемых изменений показаны на примерах отдельных специальностей, предложенных БНТУ.

In the present publication short data on the system of specialties and qualifications functioning in Republic of Belarus, her features, scope of application are given. The purpose and problems of the revision of the National classifier of the Republic of Belarus «Specialties and qualifications», its orientation to reduce the gap between the content of education and content of activity of graduates of establishments of education are described. The main tendencies of change of the operating classification - on the basis of types of economic activity and international standard classification of education taking into account requirements of employers, minimization of economic expenses for education, including due to minimization of classification units, rapprochement ofpositions with educational systems of other states are revealed. Prospects of development of national system of specialties and qualifications are disclosed. Tendencies and prospects ofthe expected changes are shown on the examples of the certain specialties offered by BNTU (Belarusian National Technical University).

Ключевые слова. Классификация специальностей и квалификаций, классификационные группировки, циклы высшего образования, Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации», Международная стандартная классификация образования. Keywords. Classification of specialties and qualifications, classification groups, cycles of the higher education, National classifier of the Republic of Belarus «Specialties and qualifications», International standard classification of education.

В Республике Беларусь создана и функционирует на протяжении более 15 лет система специальностей и квалификаций, которая обладает определенными особенностями . Ее уникальность заключается в том, что структура отечественного профессионального образования соответствует как Международной стандартной классификации образования, принятой ЮНЕСКО (МСКО) в 1997 г. , так и видам профессиональной деятельности . Объектами классификации профессионального образования в нашей стране являются специальности Специальность рассматривается как вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетентностей . Представленные в МСКО классификационные группировки объединяют множества и подмножества образовательных программ, предназначенных для воспроизводства и развития человеческого потенциала в определенной сфере деятельности: металлургии, сельском хозяйстве, искусстве и т. д .В МСКО-1997 эти группировки были предназначены только для системы высшего образования, в нашей стране с начала столетия они были приняты для всех уровней и видов образования . Квалификация как качество «делания» (в дословном переводе

19В ДГГ^ПГ КГТШУПТЕ_

I 2 (83), 2016-

термина) в действующей в Республике Беларусь системе специальностей и квалификаций означает готовность личности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности .

Отечественная система специальностей и квалификаций документально представлена Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (ОКСК) . Впервые ОКСК был введен в действие в начале столетия (ОКРБ 011-2001) с целью предоставления статистических данных в ЮНЕСКО в рамках европейской системы статистической отчетности . После пересмотра в 2009 г. (ОКРБ 011-2009) его область применения существенно расширена: высшее образование первой и второй ступеней, среднее специальное и профессионально-техническое образование, дополнительное образование взрослых - весь спектр образовательных программ профессионально-квалификационного назначения Специальности основного образования и переподготовки взаимосвязаны единым способом кодирования на основе видов профессиональной деятельности, что способствует планированию и анализу подготовки кадров . С целью трудоустройства выпускников учреждений образования, взаимосвязи теории и практики присваиваемые квалификации и содержание каждой специальности в ОКСК соответствуют первичным должностям служащих (профессиям рабочих) . С 2011 г. ОКСК ориентирован и на развитие видов экономической деятельности: укрупненные классификационные группировки соответствуют группировкам видов экономической деятельности согласно одноименному Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 (ОКЭД), который внедряется в нашей стране с 2016 г.

Реализация системно-деятельностного подхода к классификации профессионального образования способствует сближению возможностей сферы образования и образовательных потребностей общества, повышению эффективности образовательных программ В нашей стране созданы условия для сокращения технологического разрыва между содержанием образования и содержанием деятельности выпускников учреждений образования

За 15 лет функционирования ОКСК стал неотъемлемой частью не только системы профессионального образования, он применяется в целях:

• разработки образовательных стандартов и учебно-программной документации, реализации образовательных программ;

• лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации учреждений образования;

• осуществления государственной статистической деятельности;

• оптимизации специальностей, поэтапного их приведения в соответствие с видами экономической деятельности;

• функционирования автоматизированной системы заказа на подготовку кадров;

• дальнейшей гармонизации структуры национального образования с современной МСКО;

• сохранения общего информационного пространства в рамках Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь на основе требований международных и республиканских стандартов;

• трудоустройства выпускников учреждений образования в соответствии с первичными должностями служащих (профессиями рабочих);

• профессионального самоопределения молодежи

Два-три раза в год происходит обновление системы специальностей и квалификаций по инициативе пользователей ОКСК

Тем не менее, в начале 2015 г. Министерством образования Республики Беларусь принято решение об изменении классификации образования на основе видов экономической деятельности и (или) международной стандартной классификации образования с учетом требований работодателей, минимизации экономических затрат на образование, в том числе за счет минимизации классификационных единиц, сближения национальной системы образования с образовательными системами других государств

Принятие данного решения обусловлено совокупностью внутренних и внешних факторов, которые оказывают влияние на функционирующую систему специальностей и квалификаций, определяют тенденции и перспективы ее развития

Существенно возросло количество дробных элементов классификации образования (небольших, дублирующих, неактуальных специальностей, направлений специальностей и специализаций) Разнообразие квалификаций достигло такого уровня, когда назначение каждой из них становится не очевидным В апреле 2016 г. общее число специальностей всех уровней образования и переподготовки, включенных

/ггг^г: кгттлотп /197

-2 (83), 2016 /

в ОКСК, достигло 1412; в их числе 388 специальностей 1-й ступени высшего образования и 336 - 2-й ступени высшего образования, 190 - среднего специального образования, 105 - профессионально-технического образования и 393 специальности переподготовки руководящих работников и специалистов Можно сказать, наступил момент перехода количественных изменений в качественные . Основная причина данного явления - формирование и совершенствование системы специальностей и квалификаций, как правило, по инициативе учреждений образования Тогда как на иные классификации их пользователи оказывают незначительное влияние: формируются органами государственного управления и международными организациями (например, ОКЭД) Согласно поручениям Президента и Совета Министров Республики Беларусь, в новом ОКСК необходимо обеспечить соответствие специальностей видам экономической деятельности с целью дальнейшего сближения образования и экономики

Внешним фактором, определяющим развитие национальной классификации специальностей и квалификаций, является современная МСКО, принятая ЮНЕСКО: в 2011 г. установлены уровни образования, а в 2013 г. - области образования и профессиональной подготовки . Возникла необходимость гармонизации ОКСК с новыми документами ЮНЕСКО с целью предоставления данных, сопоставимых на международном уровне

В 2014-2015 гг началась работа по пересмотру Кодекса Республики Беларусь об образовании Вслед за его изменениями неизбежны изменения ОКСК, методологию пересмотра которого пришлось разрабатывать при наличии множества проблем и противоречий, разнообразия мнений заинтересованных субъектов .

Пересмотр ОКСК осуществляется на основе Технического задания, утвержденного министром образования 1.07 .2015 г. , синхронно с изменением законодательства об образовании. Уточнена цель его пересмотра: оптимизация системы специальностей и квалификаций в соответствии с международными группировками видов экономической деятельности, ориентация классификационных группировок специальностей на международную стандартную классификацию образования Предполагается впервые обеспечить соответствие специальностей уровням образования, установленным ЮНЕСКО (МСКО 2011), а квалификаций - циклам квалификаций, принятым в Европейском пространстве высшего образования Министерством образования нашей страны поставлена задача более эффективного использования средств, выделяемых на образование Тем самым, ожидается скачок в опережающем развитии образования относительно потребностей экономики

Вступление Республики Беларусь в Болонский процесс (май 2015 г. ) придало определенный импульс процессам совершенствования структуры образования как высшего, так и профессионального в целом Высшее образование нашей страны становится частью Европейского пространства высшего образования В соответствии с Дорожной картой реформы высшего образования для Республики Беларусь предстоит внедрение Квалификационных рамок Европейского пространства высшего образования (КР ЕПВО), которые включают три цикла и короткий цикл (самостоятельную или составную часть первого цикла) высшего образования с конкретными результатами и кредитами

Ожидается, что в нашей стране циклы высшего образования будут представлены следующим образом: короткий цикл высшего образования - среднее специальное образование, нацеленное на подготовку специалистов; первый цикл - бакалавриат, второй - магистратура, третий цикл - аспирантура (адъюнктура) Кроме того, вводится образовательная программа непрерывного высшего образования, объединяющая первый и второй циклы по наукоемким специальностям

Квалификация, которая будет присваиваться по завершению короткого цикла высшего образования, подтверждает результаты обучения с целью его продолжения или как базис для работы в определенной области Ожидается, что квалификация бакалавра подтвердит типичные компетенции для решения проблем в пределах области образования и для продолжения обучения Квалификация магистра будет свидетельствовать о знаниях и понимании, основанных на расширенном и/или увеличенном объеме, непосредственно связанных с первым циклом, которые позволят создавать или применять новые идеи, решать проблемы в нестандартных ситуациях По завершению аспирантуры/адъюнктуры ожидается присвоение квалификации, подтверждающей мастерство исследователя, способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых, сложных идей

Национальная классификация образования будет соответствовать следующим уровням образования согласно МСКО 2011 и Квалификационным рамкам ЕПВО: уровень 1 - не имеет профессиональной ориентации; уровень 2 - первый этап среднего образования;

19В/аг^г: кггшгпте_

IЛЛМ I 2 (83), 2016-

уровень 3 - второй этап среднего образования; уровень 4 - послесреднее нетретичное образование; уровень 5 - короткий цикл третичного образования; уровень 6 - бакалавриат или его эквивалент; уровень 7 - магистратура или ее эквивалент; уровень 8 - докторантура или ее эквивалент.

Объекты классификации - специальности в новом ОКСК рассматриваются как виды профессиональной деятельности, требующие определенных знаний, навыков и компетенций . В соответствии с рекомендациями МСКО 2013 специальность с соответствующей квалификацией будет относиться к той классификационной группировке, которой соответствует наибольшая часть кредитов или отведенного учебного времени (как правило, более 50% содержания образования) .

Академические свободы, предоставляемые учреждениям высшего образования в результате совершенствования законодательства об образовании в Республике Беларусь, существенно расширяются . К числу факторов, которые этому способствуют, относится введение профилизаций специальностей высшего образования в объеме до 50% учебного времени . Вводиться они будут по усмотрению учреждения высшего образования в рамках конкретной специальности и соответствующей квалификации

Квалификации определяются в соответствии с циклами квалификаций высшего образования, установленными КР ЕПВО, как результаты освоения образовательных программ, и означают готовность к выполнению определенных видов профессиональной деятельности . Если квалификация определяется как результат формального образования, то подтверждением готовности становится документ об образовании, свидетельствующий об успешном завершении образовательной программы по определенной специальности

В ходе пересмотра ОКСК сложную работу выполнил коллектив Белорусского национального технического университета Процесс перепроектирования специальностей высшего образования продолжается, но отдельные результаты можно привести в качестве примера для обсуждения сущности ожидаемых преобразований

К примеру, в новый ОКСК предложено ввести специальность непрерывного высшего образования «Производство готовых металлических изделий и конструкций», которая соответствует видам экономической деятельности, объединенным в разделе 25 ОКЭД «Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования» . Происходит интеграция действующих специальностей первой ступени высшего образования: «Материаловедение в машиностроении», «Машины и технологии обработки материалов давлением», «Оборудование и технология сварочного производства», «Машины и технология литейного производства», «Технология машиностроения», «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов», «Порошковая металлургия, композиционные материалы и покрытия», а также нескольких специальностей магистратуры . Ожидается более гибкое реагирование учреждений образования на потребности промышленности и новые тенденции в развитии машиностроения, на запросы молодежи Можно ожидать, что вследствие перепроектирования специальностей расширится кругозор будущих инженеров, соответственно увеличится разнообразие возможностей для их трудоустройства Этому будет способствовать расширение вариативного блока учебных дисциплин до 50% объема учебного времени за счет профилизаций Важно то, что профилизации будут инициироваться и открываться учреждением высшего образования самостоятельно

Другой пример новой специальности непрерывного высшего образования, спроектированной БНТУ: «Информационно-измерительные приборы и системы», которая соответствует укрупненным группировкам видов экономической деятельности ОКЭД - 265 «Производство инструментов и приборов для измерения, тестирования, навигации» и 266 «Производство электромедицинского и электротехнического оборудования» В результате перепроектирования происходит синтез действующих в настоящее время специальностей первой ступени высшего образования: «Механические и электромеханические приборы и аппараты», «Электронные приборы», «Микро- и наносистемная техника», «Информационно-измерительная техника», «Технология материалов и компонентов электронной техники», «Биотехнические и медицинские аппараты и системы»

И третий пример: специальность «Металлургическое производство», соответствующая видам экономической деятельности ОКЭД, представленным в разделе 24 «Металлургическое производство» . Ее действующий аналог - специальность первой ступени высшего образования «Металлургическое производство и металлообработка»

ГГ.П-ПГ, Г^ГШТГГТ!; /

-2 (83), 2016 /

Процесс интеграции специальностей представляет собой исторически подтвержденную закономерность, выявленную нами в ходе исследования феномена специальностей и квалификаций, формирование которых происходило более ста последних лет на территории Республики Беларусь и России1 .

Необходимо отметить: любые изменения структуры образования профессионально-квалификационного назначения вызывают неоднозначное отношение, особенно в среде профессионалов Дифференциация специальностей сопряжена с увеличением объема учебного времени и появлением новых организационных структур, общественное ее восприятие - позитивное или нейтральное . Что касается интеграции специальностей, то эта мера не столь популярна, реже осуществляется, а когда происходит (как правило, с применением мер адиинистративного воздействия), вызывает неоднозначное отношение со стороны педагогических работников

Однако интеграция специальностей - явление неизбежное, как и унификация квалификаций, так как со временем происходит синтез видов деятельности, знаний и компетентностей Специальности и квалификации, которые отражаются в дипломах выпускников, завершивших свое обучение порядка 20 (более, менее) лет тому назад, со временем морально устаревают: могут оказаться узкими по виду деятельности, компетентностям и возможностям трудоустройства

Задача устранения разрыва между предложением образовательных услуг и спросом на них со стороны работодателей актуальна не только для Республики Беларусь, но и для многих (возможно, для всех) стран мира . Необходима более активная и самостоятельная деятельность университетов, особенно национальных, с принятием на себя ответственности за обеспечение надежности образования Возможен также иной путь устранения разрыва между предложением и спросом образовательных программ - создание независимой и некоммерческой организации, соединяющей интересы работодателей и возможности учреждений образования

Таким образом, в Республике Беларусь осуществляется значительная по масштабам и сложности работа по пересмотру классификации специальностей и квалификаций, которая направлена на повышение эффективности высшего образования и профессионального образования в целом . Для современной национальной классификации характерны следующие тенденции ее эволюционного развития:

гармонизация профессионально-квалификационной структуры образования с современной международной стандартной классификацией образования;

укрупнение специальностей и унификация квалификаций;

соответствие специальностей видам экономической деятельности на основе международной их классификации;

сохранение единства и взаимосвязи специальностей всех уровней образования;

соответствие квалификаций циклам высшего образования и квалификационным рамкам Европейского пространства высшего образования (исключение дублирования на различных циклах);

кодирование специальностей в зависимости от уровня образования, установленного международной стандартной классификацией образования;

взаимное соответствие квалификаций и первичных должностей служащих с целью трудоустройства выпускников учреждений образования в зависимости от уровня образования и уровня квалификации

Можно ожидать, что перед новой системой специальностей и квалификаций Республики Беларусь открываются следующие перспективы:

сближение профессионально-квалификационной структуры образования и профессионально-квалификационной структуры кадров;

сближение существующей системы квалификаций с будущей Национальной системой квалификаций Республики Беларусь;

снижение количества избыточных и неактуальных (ненадежных для человека и невостребованных обществом) специальностей;

исключение дублирования квалификаций, присваиваемых на уровнях среднего специального и высшего образования и дублирования образовательных программ;

создание условий для пересмотра квалификационных требований в квалификационных справочниках должностей служащих в зависимости от цикла высшего образования и вида образовательной программы;

соответствие национальных статистических данных международной стандартной классификации образования .

1 По данному вопросу автором опубликованы статьи, учебное пособие и другие работы .

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.