Научная статья на тему 'Профессионально-квалификационная структура образования в республике Беларусь'

Профессионально-квалификационная структура образования в республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И КВАЛИФИКАЦИЙ / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДПОСЫЛКИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ (РАЗВИТИЯ) ЕДИНОЙ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олекс Ольга

Статья отражает материалы исследования по проблеме становления и развития структуры профессионального образования. Объектом исследования является система специальностей и квалификаций Республики Беларусь, предметом становление и развитие профессионально-квалификационной структуры образования (ПКСО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and qualification education structure in the Republic of Belarus

There have been revealed the reasons and patterns of the single professional and qualification education structure embracing all the stages, levels and types; defined the normative and theoretical grounds for professions classification; analysed the results of the professions and qualifications system design.

Текст научной работы на тему «Профессионально-квалификационная структура образования в республике Беларусь»

Ольга Олекс,

начальник Центра непрерывного профессионального образования Республиканского института высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент

Резюме. Статья отражает материалы исследования по проблеме становления и развития структуры профессионального образования. Объектом исследования является система специальностей и квалификаций Республики Беларусь, предметом - становление и развитие профессионально-квалификационной структуры образования (ПКСО).

Ключевые слова: профессионально-квалификационная структура образования, система специальностей и квалификаций, виды профессиональной деятельности, предпосылки и закономерности становления (развития) единой структуры образования.

Вопрос о профессионально-квалификационной структуре образования представляется далеко не простым, как могло бы показаться на первый взгляд. Появляются новые специальности, специализации и квалификации. Но почему они возникают, много их или мало, сколько их требуется и для чего, какова сущность каждого понятия? Как менялась структура образования профессионально-квалификационного назначения на протяжении всего периода становления и функционирования национальной системы специальностей и квалификаций? Каковы тенденции ее развития?

Понятие «профессионально-квалификационная структура образования» (далее - ПКСО) появилось в результате многолетних исследований системы специальностей и квалификаций, развивающейся в образовательном пространстве нашей страны, а также

сопредельных государств. Республиканский институт высшей школы осуществляет научное и организационно-методическое сопровождение процессов становления и функционирования белорусской ПКСО. Она формировалась на основе идеи опережающего развития образования, его сближения с профессионально-квалификационной структурой кадров.

Предпосылки становления единой структуры образования

Образование - один из важнейших факторов повышения уровня жизни человека и человеческого потенциала страны. Однако современное его качество «выращивалось» веками, ПКСО формировалась на территории СНГ - бывшего СССР постепенно [1]. Так, в XVII в. появлялись прообразы будущих специальностей высшего образования: в Славяно-греко-латинской академии готовились кадры для военной, гражданской (медицинской) и церковной службы (Москва). Выпускники первых учреждений высшего образования получали комплекс разнообразных (широких) квалификаций, по современным понятиям. В конце XVII в. появились элементы структуры среднего специального образования - новые виды образования реального (практико-ориентированного) назначения: навигационное, артиллерийское, геодезическое, горное и др. К числу первых таких специальностей относится подготовка работников типографии. Момент зарождения системы профессионально-технического образования обозначен открытием в начале XIX в. Горо-горецкого сельскохозяйственного училища на территории современной Республики Беларусь [2, с. 65].

Начало XX в. ознаменовано появлением педагогических теорий в области высшего и профессионального образования в целом: обоснованы принципы опережающего профессионального образования (П.Ф. Каптерев) и ориентации образования на единство профессии и обще-

ственной деятельности (П.П. Блонский), идея непрерывного образования (Д.И. Менделеев).

В условиях разрухи и политических перегибов стали применяться современные термины и понятия: «специальность», «квалификация», «перечень специальностей», «потребность в специалистах». Проявлялись взаимосвязи отдельных элементов: специальностей и квалификаций, специальностей между собой, структурных элементов специальностей (выделялся стандартный общенаучный минимум, устанавливалось соотношение академической и профессиональной составляющей, вводились учебные планы). Количественный рост элементов образования, их взаимосвязей стал предвестником возникновения системы специальностей и квалификаций, ее структуры.

Весьма интересен тот факт, что на протяжении истории появления и упорядочения множества специальностей и квалификаций в период более 100 лет на территории, включающей территорию нашей страны, наблюдается ряд закономерностей становления и развития ПКСО.

Закономерность 1: количество специальностей со временем всегда возрастает, дублируется их открытие различными учреждениями образования.

1924 г., из доклада председателя Главпрофобра В.Н. Яковлевой следует: «...должен быть беспощадно устранен параллелизм по отношению к вузам одной и той же специальности, находящимся в одном и том же городе. Устранение параллелизма... уменьшит... число факультетов и отдельных специальностей» [1, с. 32].

1936 г., в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе высших учебных заведений.» отмечается: «Чрезмерная дробность и множественность профилей, параллелизм в подготовке кадров одной и той же специальности приводят... к понижению качества обучения» [3, с. 236].

1950-е гг., Н.И. Красовский писал о развитии высшего образования в послевоенное время: «В подготовке кадров допущена чрезмерная дробность специальностей и специализаций, что не вызывается потребностями отраслей народного хозяйства и культуры, затрудняет использование специалистов и искусственно увеличивает потребность в них» [4, с. 180].

1970-е гг., ЦК КПСС и Советом Министров СССР была поставлена задача: готовить специалистов с высшим образованием более широкого профиля и сократить общее количество специальностей [1, с. 64].

Те же самые проблемы стоят перед современной высшей школой.

Закономерность 2: процессы дифференциации (введение новых специальностей) и интеграции (объединение «узких», исключение морально устаревших специальностей) в структуре образования сменяют друг друга; при этом дифференциация превалирует над интеграцией и носит инициативный характер, а интеграция осуществляется в административно-принудительном порядке.

Находить решения таких проблем достаточно сложно как в настоящее время, так и в прошлом; проиллюстрируем это фактами [1].

1925 г., впервые формировался единый «список специальностей вузов» с рекомендациями: «.идти очень далеко в объединении различных специальностей под одним названием не следует. С другой стороны, бесполезно дробление специальностей дальше того, что встречается в нарядах на предприятиях».

1950-е гг., в целях устранения в высших учебных заведениях чрезмерной дробности специальностей и специализаций Совет Министров СССР и ЦК КПСС ввели с 1955/1956 учебного года новый их перечень для подготовки специалистов широкого профиля. Однако при этом общее количество специальностей возросло на 50% относительно номенклатуры 1937 г. Количество специальностей высшего образования, включенное в следующий Перечень (введен в действие с 1964/1965 учебного года), возросло на 20% после пересмотра Перечня 1954 г.

1980-е гг., был принят курс на интеграцию специальностей вузов СССР того периода: Перечень включал 77% специальностей от их количества в Перечне 1975 г. утверждения.

Закономерность 3: на всех этапах развития системы специальностей и квалификаций наблюдается стремление сблизить подготовку квалифицированных кадров и производство (вид профессиональной деятельности).

1920-1930-е гг., сближение происходило по отраслевому принципу: с целью приближения обучения к производству сельскохозяйственные вузы и техникумы были переданы Наркомзему, медицинские - Наркомздра-ву и т.д. В подчинении Наркомпроса РСФСР оставались педагогические вузы, техникумы, университеты и художественные вузы; однако «параллелизм в подготовке специалистов» сохранился.

1950-е гг., сближение происходило на основе межотраслевого принципа: вузы от Наркоматов по отраслям хозяйства перешли в подчинение Министерства высшего образования СССР. В отраслевых ведомствах остались транспортные, педагогические, медицинские, архитектурные, художественные, физкультурные институты [3, с. 238].

Тем не менее советскую высшую школу в 80-х гг. ХХ в. министр образования СССР характеризовал как систему, ориентированную на отраслевой принцип подготовки кадров - на основе структуры экономики СССР - при определении профилей высших учебных заведений и содержания образования [2, с. 80-83]. На протяжении всего обозначенного периода развития структуры образования подходы к ее совершенствованию сменяли друг друга: принимался за основу то отраслевой, то межотраслевой принцип.

В тот же период проявилась современная тенденция к дифференциации и интеграции наук и профессий. Обоснована необходимость создания гибкой организационной структуры на сочетании отраслевого и межотраслевого принципов. Перспектива виделась в формировании мощного учебно-научного комплекса, обеспечивающего всесторонний учет потребностей социально-экономического и научно-технического прогресса, расположенного

на огромной территории и обслуживающего все звенья производства, науки, культуры, быта. Данная тенденция остается актуальной и сегодня, когда обсуждаются дальнейшие пути развития ПКСО.

Не менее актуальной можно назвать проблему соотношения количества подготавливаемых кадров с различным уровнем образования: сколько требуется инженеров, техников и рабочих. В справочнике для поступающих в высшие учебные заведения СССР (1924 г.) обозначена современная проблема [1, с. 33]: «...в ряде отраслей хозяйства мы стоим перед фактом значительного перепроизводства специалистов высшей квалификации и, наоборот, ощущаем большой недостаток в среднем техническом персонале». В документе, именуемом «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования» (1987 г.), сказано: «Инженерные должности вводятся там, где не требуется высшее техническое образование» [1, с. 79], что не менее актуально для настоящего времени. В ряде документов ЦК КПСС и Совета Министров СССР ставилась задача определения обоснованного соотношения в подготовке специалистов с высшим, средним специальным и профессионально-техническим образованием.

Что касается Республики Беларусь, то выдающаяся роль образования в развитии нашей страны, переоценить которую невозможно, предсказана белорусским педагогом Ф.А. Кудринским (Несвижская учительская семинария до 1917 г.). Он считал, что, являясь важнейшим фактором усовершенствования общества, образование откроет «для Родины широкую ясную дорогу будущего» [5, с. 336]. Это предсказание можно считать важнейшей теоретической предпосылкой возникновения отечественной ПКСО, устранения «технологического разрыва» между сферой образования и сферой труда. Предпосылками возникновения ПКСО на территории современной Беларуси также стали: острая нехватка квалифицированных кадров и застой в экономике в дореволюционный период развития страны; подготовка наиболее востребованных кадров -учителей, бухгалтеров, почтово-телеграфных служащих, работников в области сельского хозяйства, техники и технологий в довоенный период; ускоряющийся процесс дифференциации и интеграции содержания профессионального образования в послевоенное время. Важно отметить, что к концу прошлого века темпы развития системы подготовки кадров в БССР были весьма высокими в границах СССР, и не менее стремительно развивалась экономика республики. Этот факт подтверждает наличие объективно существующей тенденции дальнейшего сближения сфер образования и труда.

Нормативные основания классификации специальностей

В начальный период самостоятельного развития нашей страны была актуализирована проблема создания мирового информационного пространства. К ее

решению приступили в России, Казахстане и Беларуси. Тогда Советом Министров Республики Беларусь был поставлен вопрос о формировании единой системы классификации и кодирования всех специальностей, независимо от уровня и ступени образования. Эта задача выполнялась в рамках Республиканской программы перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики (Программа). Требовалось создание надежной информационной базы для экономического анализа и оценки эффективности народного хозяйства, для выработки рациональной политики и принятия решений на всех уровнях управления, для прогнозирования экономических преобразований в республике, принимая во внимание расширение ее международных связей и интеграции в мировое сообщество. Одной из задач Программы стало развитие и применение в государственной статистике и других сферах управления страны Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). В рамках ЕСКК приступили к разработке общегосударственных классификаторов: создавался классификатор отраслей народного хозяйства с целью его гармонизации с Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности, классификатор «специальностей по образованию» и другие. Решить проблему оказалось весьма непросто.

В последнее десятилетие XX в. структура профессионального образования на каждом его уровне (высшее, среднее специальное, профессионально-техническое) приобретала специфические черты. Одновременно наблюдались процессы сближения разноуровневых структур, их интеграции, поиска «общего знаменателя». Неторопливый ход истории «по наведению порядка» в составе и взаимодействии элементов профессионального образования обладал слишком малой скоростью для усиления влияния образования на духовное и социально-экономическое развитие общества. Мировые тенденции интеграции образования, естественное стремление к повышению эффективности образовательной среды и усилению ее положительного влияния на все составляющие культуры современного общества привели к необходимости организованного упорядочения структуры образования в части профессий, специальностей и квалификаций. Соответственно, сформировались условия для проектирования (управления развитием посредством проектирования) отечественной ПКСО. Решение, принятое на межгосударственном уровне, и решение Совета Министров Республики Беларусь (27.08.1992 г. №523) о разработке общегосударственных классификаторов, о включении их в единую информационную систему на основе общих принципов классификации и кодирования информации стали движущей силой упорядочения и нормирования структуры образования. В 1997 г. было организовано проектирование республиканской системы специальностей и квалификаций.

Теоретические основания классификации специальностей

Выполненное в 1997-1998 гг. исследование показало: применительно к образованию классификационные задачи ранее не ставились и не решались. Теоретические основы классификации объектов профессионального образования пришлось создавать впервые, начиная с поиска ответа на вопрос: что классифицируем (иначе говоря, каков объект классифицирования)? Обратились к основам классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в целом (объектов любой природы и назначения) и к теории классифицирования. Цель, задачи, способы и объекты классификации в сфере образования выявлялись по мере педагогической интерпретации научных работ Ю.А. Воронина («Теория классифицирования и ее приложения»), В.Л. Кожара («Функции классификации»), С.В. Мейена и Ю.А. Шрейдера («Методологические аспекты теории классификации»), С.С. Розовой («Классификационная проблема в современной науке»), А.И. Субетто («Метаклассификация как наука о механизмах и закономерностях классифицирования»). Была создана прикладная теория классификации применительно к сфере профессионального образования. Одновременно в республике разрабатывался (впервые) классификатор видов экономической деятельности, была предпринята попытка «проецирования» образования на виды экономической деятельности и видов экономической деятельности - на образование. Однако результаты этого исследования использовать было невозможно: образование «жило своей жизнью», а экономика - своей. Может быть, поэтому в проекте классификатора видов экономической деятельности образование было отнесено к сфере услуг наряду, например, с услугами канализации. Появилось компромиссное решение: классификацию специальностей, во взаимосвязи всех уровней и ступеней профессионального образования, осуществлять по видам профессиональной деятельности, для которых организована подготовка кадров.

Проектирование системы специальностей и квалификаций, создание унифицированной ее структуры осуществлялось с опорой на теорию самоорганизации и теорию качества. Потребовалось научно-методическое обеспечение грядущих изменений и формирование условий для самоорганизации такой системы при единых темпах развития составляющих ее подсистем. Приведем пример, иллюстрирующий, почему столь важно при проектировании макропедагогической системы соблюдать принцип обязательного совпадения темпов развития составляющих ее подсистем. В конце прошлого столетия и в настоящее время темпы развития подсистемы специальностей для подготовки кадров высшей научной квалификации (кандидатов и докторов наук) в нашей стране не соответствовали и не соответствуют темпам развития подсистем высшего и иных уровней профессионального образования. Специальности послевузовского образования утверждаются Высшей аттестацион-

ной комиссией Республики Беларусь. Соответственно номенклатура специальностей для присуждения ученых степеней не могла быть включена и не входит в систему специальностей и квалификаций, управление развитием которой возложено на Министерство образования нашей страны.

Результаты проектирования, представленные в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и квалификации» [6] (далее - ОКСК), достигались (1998-2001 гг.) в следующей последовательности решения исследовательских и проектных задач: от макроподхода - к микроподходу, от создания механизма функционирования системы специальностей и квалификаций - к ее структуре и составу, от теоретической - к реальной модели данной системы. Состояние ПКСО в тот период определялось с ориентацией на «грядущий порядок», с целью удовлетворения образовательных потребностей белорусского общества нового столетия.

Ретроспективный анализ становления единой структуры образования

Система специальностей и квалификаций в нашей стране представлена отдельными элементами, форму расположения которых (иерархическая), характер взаимодействия их сторон и свойств отражает ПКСО: профили и направления образования, группы специальностей и специальности. Каждый из элементов представляет собой подсистему; в их единстве и взаимосвязи функционирует система специальностей и квалификаций. Специальность определяется как вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта. Кроме того, включены квалификации с перечнями первичных должностей служащих (профессий рабочих), а также степени магистров. Квалификация - подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках специальности (направления специальности). Данные определения введены в нормативную практику ОКСК [6].

Основные этапы проектирования и функционирования в 2002-2014 гг. ПКСО описаны в [1; 7]. До начала проектирования (1997-1999 гг.) осуществлялось исследование номенклатуры разноуровневых специальностей и квалификаций того периода времени, устанавливались внешние ориентиры, затем выявлялись внутренние потребности системы образования. Предусмотрено включение в ОКСК всех специальностей, в том числе профессионально-технического образования, а также переподготовки руководящих работников и специалистов на основе единого признака их классификации - по видам профессиональной деятельности; необходимые для этого условия определены до начала проектирования, но реализовать задуманное оказалось возможным несколько позже. Профили и направления образования, группы

специальностей приняты в качестве системоопределяю-щих классификационных группировок, объединяющих родственные специальности.

Механизм функционирования и развития данной системы был установлен руководящим документом Республики Беларусь «ЕСКК ТЭСИ РБ. Порядок разработки и ведения Общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Специальности и квалификации"» (введен в действие в 1999 г.). Без особых проблем осуществлен переход от действовавших в то время Перечней специальностей высшего и среднего специального образования к ОКСК. Этому способствовали Методические указания по внедрению ОКРБ 011-2001 (утверждены Министерством образования Республики Беларусь 5.01.2002 г.). В 2002 г. введено в действие 325 специальностей высшего и 189 - среднего специального образования. К этому времени номенклатура специальностей существенно выросла в сравнении с отечественной номенклатурой, утвержденной в 1993 г., когда перечень специальностей формировался в нашей стране впервые. Данное явление носит объективный характер: после распада СССР, по мере развития национальной системы подготовки кадров, появлялись новые специальности, особенно в области техники и технологий, отражающие кадровые потребности развивающихся отраслей народного хозяйства республики.

Следующий этап проектирования и функционирования ПКСО - расширение области ее применения в системе дополнительного образования взрослых. Специальности переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, классифицированы единовременно (2004-2005 гг.), признак классификации -виды профессиональной деятельности. Реализована идея единства профессионально-квалификационной структуры основного и дополнительного образования в ОКСК. Обосновано и Министерством образования принято решение: в обязательном порядке присваивать квалификации руководящим работникам и специалистам по результатам их переподготовки. Область применения ПКСО расширилась: лицензирование деятельности по повышению квалификации стало осуществляться по профилям и направлениям образования, установленным ОКСК.

Расширение области применения ПКСО в системе основного образования происходило постепенно. В 2006 г. разработана подсистема магистерских специальностей научно-педагогического и научно-исследовательского назначения, включающая магистерские специальности сферы здравоохранения, в 2007 г. - методология классифицирования специальностей практико-ориентированной магистратуры как видов инновационной деятельности, обосновано их назначение. Позднее Кодексом Республики Беларусь об образовании введено понятие «специальности магистратуры с углубленной подготовкой специалистов». В 2008 г. все специальности 2-й ступени высшего

образования вошли в состав ОКСК. Двухступенчатая структура в нашей стране реально существовала с 1993 г., а введена в действие законодательно в 2006-2008 гг. Применение ОКСК расширяется.

На основе ОКСК создан веб-сайт «Абитуриент» Гомельским государственным университетом им. П.О. Сухого (к.т.н. Крышнев Ю.В.). С 2007 г. разрабатывалась дистанционная система информационно-педагогической поддержки старшеклассников на этапе их профессионального самоопределения (к.п.н. Игнатович Е.С.). Было бы целесообразно рассмотреть вопрос придания ей статуса государственной с целью поддержания в актуальном состоянии.

Доработана и включена в ОКСК (2009 г.) подсистема специальностей профессионально-технического образования; адаптация их номенклатуры осуществлялась в части, касающейся разнообразия присваиваемых квалификаций (профессий рабочих).

Госстандарт Республики Беларусь передал свои полномочия по ведению ОКСК Министерству образования Республики Беларусь и после пересмотра (2009 г.), согласно постановлению последнего, ОКСК введен в действие как ОКРБ 011-2009 [6].

С 2010 г. начала функционировать автоматизированная система заказа на подготовку кадров на основе ОКСК. На систему специальностей и квалификаций, представленную в ОКСК, опирается национальная система статистики и анализа информации в области образования.

Не менее актуален ОКСК и для учреждений образования, реализующих программы высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, а также дополнительного образования взрослых: на его основе разрабатываются образовательные стандарты и учебно-программная документация.

Современное состояние ПКСО в Республике Беларусь

Мониторинг проектирования ПКСО и соответствующей системы специальностей и квалификаций в 2002-2014 гг. позволяет подвести определенные итоги. Все специальности подготовки и переподготовки в ОКСК связаны единым способом кодирования на основе видов профессиональной деятельности; квалификации подтверждаются первичными должностями служащих, соответствующими содержанию образования. Оперативно (не менее двух раз в год) вносятся изменения по инициативе учреждений образования и органов государственного управления. С 2002 г. подготовлено, утверждено и введено в действие 27 документов, именуемых «Изменение ОКСК». На диаграмме представлена динамика изменений профессионально-квалификационной структуры образования в Республике Беларусь с учетом Изменения №13 ОКРБ 011-2009 (утверждено в марте 2014 г.).

I ступень ВО

II ступень ВО

ССО

ПТО

Переподготовка

Диаграмма. Динамика изменений профессионально-квалификационной структуры образования в Республике Беларусь с учетом Изменения №13 ОКРБ 011-2009

В настоящее время ПКСО нашей страны включает 1372 специальности:

■ 384 специальности высшего образования I ступени (на диаграмме - I ступень ВО);

■ 315 специальностей высшего образования II ступени (на диаграмме - II ступень ВО), в том числе научно-педагогического назначения - 193 и практикоориентирован-ного назначения - 122;

■ 188 специальностей среднего специального образования (на диаграмме - ССО), в том числе 11 - для подготовки рабочих высокой квалификации 5-7 разрядов;

■ 105 специальностей профессионально-технического образования (на диаграмме - ПТО), ориентированных на освоение 411 профессий рабочих;

■ 380 специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов (на диаграмме - Переподготовка), имеющих высшее (345) и среднее специальное (35) образование.

Резких изменений в ПКСО за период ее развития не наблюдается. Стремление учреждений высшего образования сохранить и приумножить количество специальностей высшего образования I ступени вполне закономерно, что следует из опыта предыдущих поколений.

Второе десятилетие сохраняются в неизменном виде 15 профилей образования. Направления образования (65 в настоящее время) особых изменений не претерпели, но появились новые: «Интеграция искусств», «Электронная экономика», «Информационная безопасность», «Судебная экспертиза», «Экологическая безопасность» и др. Отдельные направления образования и специальности переподготовки введены для подготовки специалистов к видам деятельности на основе не только основного, но и дополнительного образования - для присвоения квалификации врачам-специалистам, судебным экспертам, специалистам в области охраны труда и т.д. Расширена номенклатура групп специаль-

ностей (232 группы) с целью включения специальностей нового назначения.

Качественно-количественные изменения ПКСО имеют непосредственное отношение к решению задач социально-экономического развития страны; при этом ставка сделана не на сырьевую базу, а на компетентность квалифицированных кадров.

Таким образом, профессионально-квалификационная структура национального образования, отражающая классифицированные множества и подмножества специальностей с соответствующими квалификациями, эволюционно развивается по мере совершенствования теории и практики проектирования макропедагогиче-ских систем и рассматривается как важнейший аспект эволюционирующего образовательного процесса, как компонент государственной кадровой политики и политики качества образования.

О тенденциях ее эволюционного развития продолжим разговор на страницах следующего номера журнала.

See: http://innosfera.org/2014/04/prof_education

Литература

1. Олекс О.А. Структура образования: специальности и квалификации: учеб.-метод. пособие / О.А. Олекс. Мн., 2010.

Елютин В.П. Высшая школа развитого социализма: монография / В.П. Елютин. - М., 1980.

3. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР: учебник / Т.П. Коржихина. - М., 1986.

4. Красовский Н.И. Высшая школа Советской Белоруссии / Н.И. Красовский. - Мн., 1972.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало ХХ в. / под общ. ред. Э.Д. Днепрова. - М., 1991.

6. Специальности и квалификации = Спецыяльнасц i квал(ф(кацьн : ОКРБ 011-2009. - Взамен ОКБР 011-2001; введено 02.06.09. - Мн., 2009.

7. Олекс О.А. Теория и отечественный опыт стандартизации образования в Республике Беларусь: монография - 2-е изд. с дополнениями и изменениями / О.А. Олекс. - Мн., 2002.

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.