Научная статья на тему 'Развитие национальной системы непрерывного профессионального образования врачей и юристов в области судебной психиатрии'

Развитие национальной системы непрерывного профессионального образования врачей и юристов в области судебной психиатрии Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕРТЫ-ПСИХИАТРЫ / ЮРИСТЫ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Кринчик Татьяна

В статье поднимаются проблемы глобализации и конвергенции в мировой судебно-психиатрической практике, рассматривается перспектива вхождения национальной системы непрерывного профессионального образования врачей и юристов в области судебной психиатрии в мировое или региональное образовательное пространство. Автором выдвинуты принципы и определены основные направления дальнейшего развития этой системы с ориентацией на достижения мировой практики. Также раскрывается механизм подготовки в Республике Беларусь государственных медицинских судебных экспертов-психиатров и юристов, назначающих судебно-психиатрические экспертизы и определяющих их вид.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the current article the problems of globalization and convergence in the world of forensic psychiatric practice raises; the prospect of joining the national system of continuing professional education of doctors and lawyers in the field of forensic psychiatry in theworld or regional educational spaceis considered. Themechanismof training in the Republic of Belarus state medical forensic psychiatrists and lawyers whoprescribe and determine the type of forensic psychiatric examinations is revealed. Based on the analysis of the current national system of continuing professional education of doctors and lawyers in the field of forensic psychiatry the author reveals current problems and analyzes their solutions, puts forward the principles and maindirections of further development of this systemwith a focus onachievement ofworld forensic psychiatric practice.

Текст научной работы на тему «Развитие национальной системы непрерывного профессионального образования врачей и юристов в области судебной психиатрии»

Развитие национальной системы непрерывного

профессионального образования врачей и юристов

в области судебной психиатрии

УДК 340.63:[614.23+347.96]:37.018.46(476)g

Резюме. В статье поднимаются проблемы глобализации и конвергенции в мировой судебно-психиатрической практике, рассматривается перспектива вхождения национальной системы непрерывного профессионального образования врачей и юристов в области судебной психиатрии в мировое или региональное образовательное пространство. Автором выдвинуты принципы и определены основные направления дальнейшего развития этой системы с ориентацией на достижения мировой практики. Также раскрывается механизм подготовки в Республике Беларусь государственных медицинских судебных экспертов-психиатров и юристов, назначающих судебно-психиатрические экспертизы и определяющих их вид.

Ключевые слова: глобализация, конвергенция, непрерывное профессиональное образование, эксперты-психиатры, юристы.

Интенсивное развитие информационных и, в частности, дистанционных технологий ускоряет процессы глобализации и конвергенции в практике

производства судебно-психиатрических экспертиз. Результаты последних все чаще привлекают внимание мировой общественности.

В любом государстве судебные психиатры должны быть высококвалифицированными специалистами, способными дать компетентное заключение в сложных судебных ситуациях.

Татьяна Кринчик,

проректор по учебной работе Института повышения квалификации и переподготовки кадров

Государственного

комитета судебных

экспертиз

Республики

Беларусь,

кандидат

медицинских наук

Вместе с тем в повседневной работе им нередко приходится сталкиваться с этическими и профессиональными проблемами, особенно когда речь идет о конфликте интересов. Однако не везде судебную психиатрию считают отдельной узкой специальностью, а там, где она является таковой, существуют огромные различия в длительности профессиональной подготовки и в содержании учебных планов. Кроме того, чрезвычайно разнятся структуры судебно-пси-хиатрических систем и способы использования их учреждений в разных странах. Несмотря на это, есть основание полагать, что в практике судебной психиатрии всех государств появляется все больше общих элементов. Это подтверждает проявление конвергенции в сфере производства судебно-психиатрических экспертиз, а также в области подготовки врачей судебно-пси-хиатрической практики.

Как известно, конвергенция в биологии означает возник-

новение сходства в строении и функциях у относительно далеких по происхождению групп организмов в процессе эволюции [2]. Имеется много общего в психике людей, проживающих на разных континентах, в различные периоды времени с учетом обстоятельств, при которых проявляются психические особенности личности. Не менее очевидна и конвергенция объектов судебно-психиатри-ческих экспертиз, к которым относятся разнообразные психические состояния человека в определенный период времени и в определенных ситуациях.

Конвергенцию производства судебно-психиатрических экспертиз как возникновение сходства в строении и функциях судебно-психиатрических систем различных государств, на наш взгляд, можно представить процессом «замедленной съемки» в исторической ретроспективе. Основные причины замедленного проявления конвергенции в данной сфере

деятельности - расхождения в законодательствах отдельных стран, а также разное отношение каждого государства к судебно-психиатрической системе, к ее роли и месту в единой структуре производства судебных экспертиз, в политической и социально-экономической жизни общества. Подтверждением этого является применение международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) [3].

По мнению специалистов, исследующих процессы развития современной цивилизации [2, с. 37], глобализация и конвергенция как неизбежно и объективно протекающие процессы открывают перед странами новые возможности и при этом несут новые вызовы. Использование первых и противостояние последним требуют выработки каждым национальным сообществом осознанной стратегии, в том числе стратегии совершенствования судебной психиатрии.

Существует точка зрения, что отличительные особенности национальных судебно-экспертных систем не позволяют разработать единые стандарты, которые применялись бы повсеместно [1]. Однако именно стандартизация должна стать первоочередным средством, открывающим дорогу к разумной (обоснованной) унификации и нормированию требований, определяющих производство и объективность результатов судебно-психиатрических экспертиз в мировой практике. В перспективе представляется неизбежной выработка единых принципов судебной психиатрии на межгосударственном уровне.

Сближение позиций в этой области профессиональной деятельности стоит начать с разработки принци-

пов и направлений развития непрерывного профессионального образования (НПО) врачей, выполняющих судебные психиатрические экспертизы, а также юристов (следователей, судей и др.), определяющих целесообразность проведения данного вида экспертиз. Так, например, в Болгарии курс судебной психиатрии включен в учебный план для студентов медицинских факультетов и практикующих психиатров общего профиля. Продолжительность стажировки для последних составляет три месяца. Курс подготовки по узкой специализации в области судебной психиатрии длится два года. В состав судебно-пси-хиатрической системы входят специализированные отделения строгого, общие отделения усиленного и амбулаторные отделения общего режимов. Между тем здесь отмечается дефицит амбулаторных учреждений для ресоциали-зации пациентов, ощущается отсутствие структурированного обучения юристов основам судебной психиатрии, а также необходимость непрерывного медицинского образования для психиатров-экспертов [1].

НПО государственных медицинских судебных экспертов-психиатров, а также юристов (следователей, судей и др.) в Беларуси

Осуществлять судебно-пси-хиатрические экспертизы в нашей стране имеют право

лица, признанные в качестве медицинских судебных экспертов-психиатров и трудоустроенные на должность служащего «государственный медицинский судебный эксперт-психиатр» (далее - эксперт-психиатр) в структурных подразделениях Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь (далее - ГКСЭ). Для профессионального становления по данной специальности заинтересованное лицо обращается в ГКСЭ, при положительном решении занимает должность «государственный медицинский судебный эксперт-психиатр стажер» и поступает в Институт повышения квалификации и переподготовки кадров ГКСЭ (далее - Институт). Будущий эксперт-психиатр (слушатель Института) обучается по специальности переподготовки 1-99 01 02 «Медицинская судеб-но-психиатрическая экспертиза», включенной в направление образования «99 Судебная экспертиза», согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Специальности и квалификации» [4, табл. 8]. Такая возможность предоставляется врачам, получившим диплом о высшем образовании по одной из следующих специальностей: 1-79 01 01 «Лечебное дело», 1-79 01 02 «Педиатрия», 1-79 01 05 «Медико-психологическое дело» [4, табл. 6 и 8; 5,раздел 4.1].

Процесс переподготовки врачей для получения квалификации «Медицинский судебный эксперт-психиатр» (далее - квалификация эксперта-психиатра) должен отвечать требованиям образовательного стандарта по специальности переподготовки 1-99 01 02 «Медицинская судебно-психиа-трическая экспертиза», типового учебного плана по данной специальности и разработанных на его основе учебных

планов Института. В настоящее время продолжительность такой переподготовки составляет 11 месяцев, а объем учебного времени превышает 1000 учебных часов вне зависимости от стажа и опыта работы слушателя в области психиатрии.

Квалификация эксперта-психиатра присваивается решением государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК) слушателю, прошедшему текущую и итоговую аттестации с положительными отметками. При этом на «планку качества» переподготовки значительно влияет уровень компетентности председателя ГЭК. В роли последнего может выступать руководитель или опытный, принципиальный специалист судебно-психиатри-ческого подразделения ГКСЭ, желательно с ученой степенью доктора (кандидата) медицинских наук по специальности «Психиатрия», не осуществляющий педагогическую деятельность на базе Института.

С целью НПО судебных психиатров на базе Института реализуется образовательная программа повышения квалификации руководящих работников и специалистов ГКСЭ по темам судебной психиатрии в рамках направления образования «99 Судебная экспертиза» [4] с периодичностью не реже одного раза в пять лет. Кроме того, ежегодно проводятся научно-практические семинары по актуальным проблемам производства судебно-психиатрических экспертиз. Присвоение очередной квалификационной категории экспертам-психиатрам осуществляется на основании решения комиссии, сформированной из числа руководящих работников и специалистов ГКСЭ, при условии повышения уровня компетентности претендента.

Следователи получают знания в области судебной психиатрии при освоении содержания образовательной программы высшего образования первой ступени по специальности «Правоведение» с присвоением квалификации «юрист». Учебная дисциплина «Судебная психиатрия» в объеме (в среднем) 40 учебных часов не рецензируется ГКСЭ. Преподаватели, реализующие учебную программу по ней, как правило, не обладают опытом работы по производству всех необходимых видов экспертиз. Тематика повышения квалификации юристов в судебной психиатрии не выявлена.

В целях дальнейшего совершенствования национальной системы НПО врачей и юристов в данной области представляется актуальным решение следующих задач:

■ повышение требований к компетентности врачей, претендующих на переподготовку и присвоение квалификации эксперта-психиатра, принимая во внимание обоснованность запросов в ряде стран (например в России) к прохождению интернатуры выпускниками медуни-верситетов до начала освоения образовательных программ в области судебной психиатрии, а также к стажу работы в качестве врача-психиатра-нарколога (не менее 3-5 лет). Прохождение интернатуры в соответствии с белорусским законодательством о здравоохранении не менее актуально для врачей, которые претендуют на занятие должности «государственный медицинский судебный эксперт-психиатр», с целью предоставления им права оказания медицинской помощи, а также для компетентного выполнения функциональных обязанностей;

■ необходимость непрерывного медицинского образования экспертов-психиатров, за которыми должно быть сохра-

нено право оказания медицинской помощи с подтверждением квалификации врача-психиатра-нарколога (периодичность устанавливается законодательством о здравоохранении);

■ диверсификация образовательных программ, при успешном завершении которых может быть присвоена квалификация эксперта-психиатра. Например, целесообразно решить проблему присвоения данной квалификации на базе Института, совместно с учреждениями образования и организациями здравоохранения, по результатам освоения программ интернатуры и клинической ординатуры комплексного назначения (общемедицинского, общепсихиатрического и судебно-психиатрического), а также образовательной программы переподготовки при вариативном ее содержании и вариативном объеме учебных часов в зависимости от уровня квалификации и стажа работы слушателей «на входе» в образовательную программу;

■ научное сопровождение, упорядочение и нормирование содержания НПО юристов (следователей, судей и др.) с целью повышения качества судеб-но-психиатрических экспертиз на этапе их назначения. Решение данной проблемы изложено в методических рекомендациях для следователей [5] и в монографии по результатам диссертационного исследования в области судебной психиатрии [6];

■ реализация потребности в изучении мирового опыта производства экспертиз, а также организации НПО врачей и юристов в целях интеграции разнообразных подходов;

■ повышение уровня научно-методического обеспечения НПО в Республике Беларусь с внедрением достижений мировой судебно-психиатрической практики.

Научно-методическое обеспечение (НМО) НПО врачей и юристов на основе национального законодательства

Опираясь на содержание понятия «непрерывное профессиональное образование руководящих работников и специалистов» [7], полагаем, что НПО врачей и юристов в области судебной психиатрии - это дополнительное образование взрослых, направленное на:

■ присвоение врачам новой квалификации (в области общей и судебной психиатрии) на уровне высшего медицинского образования по определенным специальностям при вариативных содержании и объеме учебных часов по специальности переподготовки в зависимости от уровня квалификации и стажа работы слушателей в качестве врача-психиатра-нарколога (3-5 лет) «на входе» в соответствующую образовательную программу, а также в результате освоения программ интернатуры и клинической ординатуры комплексного назначения (при отсутствии обозначенного стажа работы);

■ формирование профессиональных навыков, профессиональное совершенствование экспертов-психиатров с освоением ими новых методов, технологий и элементов судеб-но-психиатрической, общепсихиатрической и общемедицинской деятельности;

■ формирование у будущих юристов компетенций по обоснованному назначению экспертиз и правильной поста-

новке вопросов перед экспертами-психиатрами; профессиональное совершенствование следователей, судей и др. в обозначенной сфере деятельности.

Системно организованное НПО врачей и юристов в области судебной психиатрии будет способствовать повышению качества выполняемых экспертиз во взаимосвязи с присваиваемыми квалификационными категориями, а также медицинской помощи, которую могут оказывать эксперты-психиатры (при необходимости). В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (ст. ст. 94 и 254) научно-методическое обеспечение должно включать: учебно-программную документацию соответствующих образовательных программ; учебно-методическую документацию; учебные издания; информационно-аналитические материалы.

Учебно-программная документация (УПД) образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов включает учебно-тематические планы и учебные программы повышения квалификации, которые разрабатываются и утверждаются Институтом.

К УПД по специальностям переподготовки относятся типовые учебные планы и программы, утверждаемые Министерством образования, а также учебные планы и учебные программы по дисциплинам, утверждаемые Институтом на основе типовой УПД. Учебно-программная документация при реализации образовательной программы переподготовки разрабатывается Институтом на основе образовательных стандартов переподготовки.

УПД образовательной программы стажировки руководящих работников и специали-

стов - это учебные программы, которые должны разрабатывать структурные подразделения ГКСЭ, направляющие экспертов-психиатров для освоения содержания такой образовательной программы, а утверждать - руководители Института или другой организации, где целесообразно реализовать образовательную программу стажировки. Последняя может быть предложена юристам для освоения содержания элементов их деятельности в области судебной психиатрии. Программы интернатуры и клинической ординатуры должны соответствовать требованиям законодательства о здравоохранении.

К учебно-методической документации НПО врачей и юристов в области судебной психиатрии относятся методики преподавания учебных дисциплин и тем, методические рекомендации в области судебной психиатрии, которые должны разрабатываться Институтом или проходить рецензирование в ГКСЭ. Также необходимо организовать разработку учебников, учебных пособий и иных учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования, рекомендованных Институтом и/или ГКСЭ.

Информационно-аналитические материалы (справочники, справки, информационные письма, отчеты, доклады и др.), входящие в состав НМО НПО врачей (юристов), могут содержать сведения, сравнительную и аналитическую информацию о функционировании, перспективах развития данного вида образования.

Научно-методическое обеспечение должно быть возложено на Институт (который, несомненно, призван стать ведущим

учреждением дополнительного образования взрослых по направлению «99 Судебная экспертиза», организовать работу соответствующих учебно-методических объединений, в том числе в области судебной психиатрии), а также на научные и иные структурные подразделения ГКСЭ.

Реализуя все эти представления, можно ожидать, что дальнейшее совершенствование национальной системы НПО врачей и юристов в области судебной психиатрии станет очередным этапом на пути стандартизации (упорядочения и нормирования) требований к производству и результатам судебно-психиатри-ческих экспертиз как минимум на региональном (например в рамках ЕврАзЭС) уровне.

Основные принципы и направления развития национальной системы НПО

Совершенствование данной системы на современном этапе должно происходить, на наш взгляд, с учетом мирового опыта производства судеб-но-психиатрических экспертиз, по мере углубления процессов глобализации и конвергенции в сфере профессиональной деятельности. Выполненные нами медицинские исследования [6] и анализ сложившейся национальной системы НПО врачей и юристов в области судебной психиатрии позволяют выдвинуть следующие основные принципы ее развития:

■ соблюдения требований законодательства о здравоохранении с обязательным прохождением интернатуры,

присвоением врачу одной из медицинских квалификаций врача-специалиста (врач-терапевт, врач-педиатр и др.), предоставлением ему права оказания медицинской помощи и периодическим подтверждением этого права;

■ обязательного получения и периодического повышения квалификаций «врач-психиатр-нарколог» и «врач-судебно-психиатрический эксперт»;

■ диверсификации образовательных программ, предлагаемых для получения квалификации эксперта-психиатра, в зависимости от наличия одной из квалификаций врача-специалиста, стажа и опыта работы общемедицинского и общепсихиатрического профилей;

■ научного сопровождения, упорядочения и нормирования содержания (со стороны Института) учебно-программного обеспечения и учебно-методической документации;

■ расширения международных связей в области судебной психиатрии и НПО врачей (юристов) данного профиля деятельности;

■ формирования Институтом комплекса информационно-аналитических материалов по национальной системе НПО врачей (юристов).

С ориентацией на данные принципы целесообразно обеспечить развитие системы в следующих основных направлениях:

■ организация НПО врачей общемедицинского, общепсихиатрического и судебно-пси-хиатрического профилей с последовательным присвоением квалификаций врача общемедицинской практики, врача-психиатра-нарколога и врача - судебно-психиатриче-ского эксперта;

■ разработка разнообразных по продолжительности и содержанию образовательных

программ переподготовки, в зависимости от наличия квалификации, стажа и опыта работы в области психиатрии;

■ подготовка учебно-методической документации;

■ разработка учебных изданий, рекомендованных к применению Институтом и/или ГКСЭ;

■ формирование международных связей по данному профилю деятельности.

Статья поступила в редакцию 14.01.2014 г.

Summary. In the current article the problems of globalization and convergence in the world of forensic psychiatric practice raises; the prospect ofjoining the national system of continuing professional education of doctors and lawyers in the field offorensic psychiatry in the world or regional educational space is considered. The mechanism of training in the Republic of Belarus state medical forensic psychiatrists and lawyers who prescribe and determine the type of forensic psychiatric examinations is revealed. Based on the analysis of the current national system of continuing professional education of doctors and lawyers in the field of forensic psychiatry the author reveals current problems and analyzes their solutions, puts forward the principles and main directions of further development of this system with a focus on achievement of world forensic psychiatric practice.

See:

http://innosfera.org/2014/05/forensic_psyhiatry Литература

1. Практика судебной психиатрии в мировом масштабе: сходства и различия // Vladimir T. Velinov и Peter M. Marinov. Электронный ресурс: http://psyobsor.org/1998/32/4-9.html.

2.Глобализация и конвергенция образования:технологический аспект. Научн. изд. / И.Е. Герасимова [и др.]; под общ. ред. Ю.Б. Рубина. - М., 2004.

3. Международная классификация болезней (10-й пересмотр), классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии / ВОЗ. - Женева, 1994.

4. Специальности и квалификации = Спецыяльнасц i квалiфiкацыi : ОКРБ 011-2009. - Взамен ОКБР 011-2001; введено 02.06.09. - Мн., 2011.

5. Кринчик Т.Ю. Судебно-психиатрические, комплексные судебные психолого-психиатрические, комплексные судебно-медицинские и психолого-психиатрические экспертизы в отношении потерпевших: основания назначения, подготовка материалов и вопросы, подлежащие рассмотрению : метод. рек. для следователей / Т.Ю. Кринчик ; УО «Акад. МВД Республики Беларусь». - Мн., 2010.

6. Кринчик Т.Ю. Судебно-психиатрическая оценка психических расстройств у потерпевших: монография / Т.Ю. Кринчик. - Мн., 2011.

7. Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.07.2011 г. №954).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.