Научная статья на тему 'Особенности методики преподавания юристам учебной дисциплины "судебная психиатрия"'

Особенности методики преподавания юристам учебной дисциплины "судебная психиатрия" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
905
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / FORENSIC-PSYCHIATRIC EXAMINATION / EDUCATIONAL PROCESS / FORENSIC PSYCHIATRY / AND MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапов И. В.

Судебно-психиатрическая экспертиза имеет большое значение в формировании доказательной базы в уголовном процессе. Поскольку данное действие в уголовном праве имеет строго процессуальный характер, юристам необходимо знать и понимать поводы и основания назначения, а также задачи, границы компетенции, используемые методы и виды судебно-психиатрической экспертизы. Кроме того, правоохранитель должен уметь правильно воспользоваться результатами проведенной судебно-психиатрической экспертизы. Получение студентами-юристами современных и качественных знаний по судебной психиатрии является необходимым условием осуществления ими в дальнейшем эффективной правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forensic psychiatric examination is of great importance in building the evidence base in the criminal process. Because the action in criminal law has a strictly procedural in nature, lawyers need to know and understand the reasons and grounds purpose and objectives, scope of competences, the methods used and the types of forensic-psychiatric examination. In addition, law enforcement needs to be able to use the results of a forensic psychiatric examination. Receipt of student’s modern and high-quality knowledge in forensic psychiatry is essential to the exercise of an effective law-making, law enforcement and law enforcement.

Текст научной работы на тему «Особенности методики преподавания юристам учебной дисциплины "судебная психиатрия"»

УДК 340.63

Потапов И.В.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИСТАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ»

Судебно-психиатрическая экспертиза имеет большое значение в формировании доказательной базы в уголовном процессе. Поскольку данное действие в уголовном праве имеет строго процессуальный характер, юристам необходимо знать и понимать поводы и основания назначения, а также задачи, границы компетенции, используемые методы и виды судебно-психиатрической экспертизы. Кроме того, правоохранитель должен уметь правильно воспользоваться результатами проведенной судебно-психиатрической экспертизы. Получение студентами-юристами современных и качественных знаний по судебной психиатрии является необходимым условием осуществления ими в дальнейшем эффективной правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: судебно-психиатрическая экспертиза, образовательный процесс,

судебная психиатрия, мультимедийные технологии.

* * *

Potapov Ig.V.

FEATURES OF METHODOLOGY OF TEACHING THE LAWYERS OF THE DISCIPLINE "FORENSIC PSYCHIATRY"

Forensic psychiatric examination is of great importance in building the evidence base in the criminal process. Because the action in criminal law has a strictly procedural in nature, lawyers need to know and understand the reasons and grounds purpose and objectives, scope of competences, the methods used and the types of forensic-psychiatric examination. In addition, law enforcement needs to be able to use the results of a forensic psychiatric examination. Receipt of student's modern and high-quality knowledge in forensic psychiatry is essential to the exercise of an effective law-making, law enforcement and law enforcement.

Key words: forensic-psychiatric examination, educational process, forensic psychiatry, and multimedia technologies.

* * *

Встраивание России в общемировое ин- ство (2011-2020)» формулирует стратегию формационное пространство является объек- развития информационного общества в Рос-тивным и интенсивно ускоряющимся про- сийской Федерации как эффективный спо-цессом. В XXI веке информационно-техно- соб инсталляции нашей страны в мировое логическое поле удваивается каждые два сообщество [2]. Важнейшим аспектом дан-года, а структура знаний претерпевает зна- ной стратегии является приоритет развития чительные изменения [1]. Неуклонно сни- информационно-коммуникативных техно-жается доля традиционных и прагматичес- логий в образовательной сфере и академи-ких знаний, но при этом прогредиентно воз- ческой науке, а так же подготовка кадров для растает потребность в инновационных зна- реализации этой стратегии [3]. ниях и творческих компетенциях. Федераль- В парадигме постоянно усложняющихся ная госпрограмма «Информационное обще- социокультурных взаимоотношений людей,

обусловленных глобализацией информационного пространства, в том числе и благодаря очередной, четвертой по счету, научно-технической революции, квалифицирующим критерием прогрессивного сообщества является претерпевающее изменение отношения человека к лавинообразно увеличивающемуся потоку информации, который является главнейшим стратегическим ресурсом современного государства. В 2015 году индекс развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) (ICT Development Index), который ежегодно измеряется Международным союзом электросвязи (International Telecommunication Union, ITU), специализированным подразделением ООН, в России составил 6.91, что определило 45-е место в списке из 190 стран. Индекс состоит из 11 статистических критериев, отражающих доступность и использование ИКТ, а также практические навыки применения ИКТ населением [4]. Это относительно достойное расположение в общемировом информационно-коммуникационном рейтинге позволяет надеяться на успех проведения концептуальной структурной реформы высшего образования, которую перманентно пытается осуществить российское Правительство. Отечественное высшее образование находится на стадии перехода от консервативной, поддерживающей, модели к информационно-опережающей, характерной особенностью которой является опора на современные ^-технологии (Information Technology) с целью консолидации бурно развивающегося информационного пространства. В сфере высшего профессионального образования это наиболее перспективная платформа развития образовательных услуг, успешно апробированная и реализуемая во всех технологически и социально-экономически развитых государствах.

Необходимо признать, что при инсталляции информационно-опережающей модели развития образования в реально существующие условия российской высшей

школы потребуется некоторое время для ее адаптации. В частности, это может быть связано с такой серьезной проблемой, как «цифровая безграмотность» достаточно большого количества представителей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, особенно зрелого возраста. Так, например, всем известно, какие преимущества дает применение мультимедиа в образовательном процессе (увеличивает наглядность, скорость восприятия и усвояемость учебного материала; повышает мотивацию и креативность обучающихся; формирует более полный образ научного знания и др.), тем не менее лишь небольшое количество преподавателей на постоянной основе и в полном объеме используют мультимедийные средства в своей образовательной деятельности. Но даже при использовании компьютерной техники в учебной и научной деятельности педагог не всегда в состоянии полноценно воспользоваться программным продуктом с мультимедийной оболочкой, поскольку отсутствуют базовые навыки работы с компьютером. Они не проходят регулярного и обязательного повышения квалификации по компьютерной грамотности, хотя данное требование присутствует в аккредитационных показателях высших учебных заведений Министерства образования Российской Федерации. Отсюда возникает существенная функциональная ограниченность в использовании имеющейся у учебного заведения мультимедийной техники и компьютерных программ в организации учебного процесса. Кроме того, сами студенты при подготовке к лабораторным и практическим занятиям зачастую не могут адекватно подыскать и правильно смо-дерировать информационные потоки интернет- пространства для дальнейшего использования их в формате мультимедийной презентации. В некоторых случаях (в гораздо более редких в сравнении с предыдущими) уровень и количество мультимедийного оборудования не позво-

ляет использовать в полной мере потенциал имеющихся у учебного заведения закупленных современных лицензионных компьютерных программ.

Обращаясь к практике преподавания учебной дисциплины «Судебная психиатрия» в Институте права Челябинского государственного университета, необходимо отметить, что данная наука очень важна для получения качественного юридического образования. Как следует из обзора судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по уголовным и гражданским делам, подготовленного Верховным Судом РФ совместно с верховными судами субъектов РФ, одной из часто назначаемых экспертиз является судебно-психи-атрическая [5].

В соответствии со статьей 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить:

1) причины смерти;

2) характер и степень вреда, причиненного здоровью;

3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

3.1) психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);

3.2) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;

4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает со-

мнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение [6].

Из приведенного перечня только пп. 1, 2, 5 не подлежат рассмотрению в рамках производства судебно-психиатрической экспертизы. В остальных случаях только данная экспертиза позволит решить поставленные вопросы. Кроме того, только судебно-психиатрическая экспертиза решает ключевой вопрос уголовного права о вменяемости - невменяемости субъекта преступления при определении его виновности, а так же процессуальной дееспособности по психическому здоровью пострадавшего лица и свидетеля. Это же касается и определения виктимности пострадавшего в ситуациях, когда у него имеется психиатрическая патология. Таким образом, судебно-психиатрическая экспертиза занимает ведущее место в системе экспертной оценки доказательств в уголовном процессе [7].

Необходимо также отметить роль и значение судебно-психиатрической экспертизы для гражданского права и гражданского процесса. В соответствии с существующим законодательством только дееспособное лицо может быть полноправным участником гражданско-правовых отношений. Помимо возрастных ограничений дееспособности имеются также и ограничения по состоянию психического здоровья, выявить которые призвана судебно-психиатрическая экспертиза. Поскольку данное действие как в уголовном, так и в гражданском процессе носит строго процессуальный характер, практикующим юристам необходимо четко знать и понимать задачи, поводы и основания назначения, границы компетенции, формулирование вопросов и предоставляемые на

экспертное исследование материалы, а также используемые методы и виды судеб-но-психиатрической экспертизы. Это знание с учетом конкретной гражданской или уголовно-правовой ситуации необходимо трансформировать в мотивированное процессуальное действие, которое заложит основу для вынесения в дальнейшем правосудного решения.

Кроме того, только сотрудник правоохранительных органов является уполномоченным законом лицом, которое обязано оценить качество произведенного экспертного исследования, прежде чем оно станет доказательством по уголовному или гражданскому делу, что накладывает высокую гражданскую ответственность на юриста.

Все выше сказанное свидетельствует о том, что качественные знания по судебной психиатрии, полученные юристом в высшем учебном заведении, являются обязательным условием для осуществления им в дальнейшем полноценной правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Тем не менее не по всем направлениям обучения юристов в соответствии с имеющимися учебными планами, реализуемыми в Институте права ЧелГУ, преподается дисциплина «Судебная психиатрия». Так, например, данная дисциплина полностью отсутствует (даже в виде дисциплины по выбору, спецкурса или спецсеминара) в учебных планах по следующим направлениям обучения:

- магистратура - 40.04.01 юриспруденция (по магистерским программам: «Гражданское право, коммерческое право», «Уголовное право, уголовно-исполнительное право, криминология», «Уголовный процесс, криминалистика, судебная экспертиза», «Юрист в органах власти», «Руководитель юридической службы», «Прокурорская и правозащитная деятельность»);

- правовое обеспечение национальной безопасности - 40.05.01 специализация .№3: гражданско-правовая;

- бакалавриат 40.03.01 юриспруденция, профиль подготовки: государственно-правовой, гражданско-правовой.

Таким образом, выпускники, получающие диплом о высшем юридическом образовании, по перечисленным образовательным программам будут иметь неполные представления о таких краеугольных проблемах юриспруденции, как вменяемость - невменяемость подозреваемого, обвиняемого, подсудимого лица, процессуальная дееспособность свидетеля и (или) потерпевшего, страдающего психическим расстройством, применение принудительных мер медицинского характера в отношении всех перечисленных категорий лиц в уголовном процессе и др. Кроме того, будут отсутствовать навыки понимания проблемы недееспособности по психическому здоровью в гражданском праве и гражданском процессе, что не способствует решению вопросов об ограничении дееспособности по самым разнообразным случаям, часто встречающихся в гражданско-правовых ситуациях. В отсутствии систематических знаний по судебной психиатрии не представляется возможным оценивать качество и эффективность действующего законодательства в отношении лиц, имеющих ту или иную психиатрическую патологию, что не позволит полноценно осуществлять нормот-ворческую деятельность.

Эту ситуацию разрешить проблематично, поскольку образовательные программы уже утверждены и введены в учебный процесс. Но имеется компромиссный вариант, который заключается в следующем: необходимо разработать и внедрить в учебный процесс спецсеминары по актуальной су-дебно-психиатрической тематике (например: «Организационно-правовые основы судебной психиатрии в Российской Федерации»; «Актуальные проблемы судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе»; «Актуальные проблемы судеб-но-психиатрической экспертизы в гражданском процессе»; «Организационно-право-

вые основы пенитенциарной психиатрии"; «Актуальные проблемы судебно-психиат-рической экспертизы несовершеннолетних»; «Принципы назначения и отмены принудительных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами»; «Проблемы недобровольного психиатрического освидетельствования»; «Значение судебно-психиатрической экспертизы в деятельности судебно-следствен-ных органов при решении уголовно-правовых и гражданско-правовых вопросов и др.) для студентов следующих специальностей и направлений обучения: правовое обеспечение национальной безопасности -40.05.01 специализация №3: гражданско-правовая, бакалавриат 40.03.01 юриспруденция, профиль подготовки: государственно-правовой, гражданско-правовой, желательно на выпускном курсе. В обязательном порядке спецсеминар или спецкурс по судебной психиатрии необходим для магистров юриспруденции - 40.04.01, по всем имеющимся профилям обучения. Спецсеминары с судебно-психиатрической тематикой можно ввести в рабочую программу дисциплины «Криминалистика», поскольку она имеется в учебных планах всех перечисленных специальностей и профилей обучения, а спецкурсы необходимо размещать во вновь открываемых магистерских программах.

В настоящее время в Институте права ЧелГУ имеется возможность инсталлировать спецсеминар по судебной психиатрии в учебную дисциплину «Теория и практика использования судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве» магистерской программы - 40.04.01 «Уголовный процесс, криминалистика, судебная экспертиза», а также в спецкурс «Основы судебной экспертизы» для правового обеспечения национальной безопасности - 40.05.01.

Для студентов-юристов очень важно изучить эти темы неформально, поэтому необходимо применять самые эффективные и современные методы преподавания. В этой ситуации на первые позиции выдвигаются

мультимедийные методики преподавания судебной психиатрии, к которым можно отнести участие студентов при непосредственном руководстве преподавателя в ве-бинарах, видеоконференциях и телесеминарах по отдельным вопросам и проблемам производства судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессах. Подобные мероприятия регулярно осуществляются на официальных сайтах ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России (http://serbsky.ru), Российского общества психиатров (http://psychiatr.ru), видеоконференции на медицинском портале "Consilium Medicum" (http://con-med.ru), телесеминары по психиатрии и наркологии на врачебном сайте lmed.tv (http://www.1med.tv).

Перед и после изучения каждой учебной темы студент должен иметь возможность самостоятельно проверить степень усвоения им материала путем дистанционного тестирования через платформу Moodle, где заранее размещаются тестовые задания для исходного и итогового уровня знаний по каждой теме спецкурса или спецсеминара. Примером могут быть тесты, размещенные в системе Moodle, соответствующие рабочей программе дисциплины «Судебная психиатрия» [8]. В конце обучения по спецкурсу или спецсеминару проводится итоговое многопрофильное тестирование в локальной сети ЧелГУ (FTP-сервера в ТФ «Чел-ГУ») в режиме on-lain в условиях специализированного компьютерного класса, по результатам которого начисляются рейтинговые баллы и выставляется оценка за экзамен или зачет.

Подводя итоги, можно сказать, что введение в практику преподавания спецкурсов и спецсеминаров с судебно-психиатричес-кой тематикой позволит оптимизировать образовательный процесс с точки зрения содержания учебной программы, а так же финансовых затрат, что повысит качество профессиональной подготовки юриста в рамках получаемого высшего образования в Институте права Челябинского государственного университета.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. BigData шагает по планете // Официальный сайт Российской газеты. https://rg.ru/2013/ 05/14/infa-site.html (дата обращения: 30 ноября 2017 г.).

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 (ред. от 31.03.2017 г.) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» - http: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/ (дата обращения: 30 ноября 2017 г.).

3. Потапов И.В. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании юристам учебной дисциплины «Судебная медицина» // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 2 (13). С. 78-81.

4. Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index) // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. http://minsvyaz.ru/ru/activity/statistic/rating/indeks-razvitiya-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologij-ict-development-index/#tabs|Compare:Place (дата обращения: 30 ноября 2017 г.).

5. Статистические материалы // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. http:// http://www.vsrf.m/search.php?searchf=0/oCE0/oE10/oE70/oEE0/o (дата обращения: 30 ноября 2017 г.).

6. УПК РФ Статья 196. Обязательное назначение судебной экспертизы // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34481/b34a30d628a4f1951ce364e6c0729e93d56f365d/ (дата обращения: 30 ноября 2017 г.).

7. Потапов И.В. Судебно-психиатрические аспекты психических расстройств при туберкулезной интоксикации И.В. Потапов // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 3 (10). С. 90-96.

8. Потапов И.В. Тестовые задания по дисциплине «Судебная психиатрия» // Официальный сайт дистанционного обучения Челябинского государственного университета -http://moodle.uio.csu.ru/course/view.php?id=956 (дата обращения: 30 ноября 2017 г.).

REFERENCE

1. BigData shagayet po planete // Ofitsial'nyy sayt Rossiyskoy gazety. https://rg.ru/2013/05/14/ infa-site.html (data obrashcheniya: 30 noyabrya 2017 g.).

2. PostanovleniyePravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 313 (red. ot 31.03.2017) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Informatsionnoye obshchestvo (2011 - 2020 gody)" // Ofitsial'nyy sayt kompanii «Konsul'tantPlyus» http: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162184/ (data obrashcheniya: 30 noyabrya 2017 g.).

3. Potapov I.V. Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v prepodavanii yuristam uchebnoy distsipliny «Sudebnaya meditsina» // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2017. № 2 (13). S. 78-81.

4. Indeks razvitiya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy (ICT Development Index) // Ofitsial'nyy sayt Ministerstva svyazi i massovykh kommunikatsiy Rossiyskoy Federatsii. http:// minsvyaz.ru/ru/activity/statistic/rating/indeks-razvitiya-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologij-ict-development-index/#tabs|Compare:Place (data obrashcheniya: 30 noyabrya 2017 g.).

5. Statisticheskiye materialy // Ofitsial'nyy sayt Verkhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii.

http:// http://www.vsrf.ru/search.php?searchf=0/oCE0/oE10/oE70/0EE0/0 (data obrashcheniya 30

noyabrya 2017 g.).

6. UPK RF, Stat'ya 196. Obyazatel'noye naznacheniye sudebnoy ekspertizy // Ofitsial'nyy sayt kompanii «Konsul'tantPlyus». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ b34a30d628a4f1951 ce3 64e6c0729e93d56f365d/ (data obrashcheniya: 30 noyabrya 2017 g.).

7. Potapov I.V. Sudebno-psikhiatricheskiye aspekty psikhicheskikh rasstroystv pri tuberkuleznoy intoksikatsii // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2016. №2 3 (10). S. 90-96.

8. Potapov I.V. Testovyye zadaniya po distsipline «Sudebnaya psikhiatriya» // Ofitsial'nyy sayt distantsionnogo obucheniya Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - http://moodle.uio.csu.ru/ course/view.php?id=956 (data obrashcheniya: 30 noyabrya 2017 g.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ПОТАПОВ Игорь Владиславович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры уголовного процесса и экспертной деятельности Института права Челябинского государственного университета, г. Челябинск.

E-mail: [email protected]

Рецензент:

доктор юридических наук, профессор

Сергеев А.Б.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.