Научная статья на тему 'Профессионально-квалификационная структура отечественного образования в современном экономическом пространстве'

Профессионально-квалификационная структура отечественного образования в современном экономическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олекс Ольга

В статье определены «местоположение» и возможные направления развития профессионально-квалификационной структуры отечественного образования в современном экономическом пространстве на основе классификации видов экономической деятельности Европейскогоэкономического сообщества. Результаты исследования нацелены на повышение кадрового потенциала экономики Республики Беларусь и оптимизацию экономических затрат на образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олекс Ольга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional qualification education structure of national education in modern economic environment

The article defines the place and possible lines of development of professional-qualification national education structure in modern economic environment on the basis of economic activities in the European economic community classification. The results of the research are aimed at the improving of the human capacity of the Belarusian economy and optimizing the economic costs of education.

Текст научной работы на тему «Профессионально-квалификационная структура отечественного образования в современном экономическом пространстве»

Анализ ЩЩ

Профессионально-квалификационная структура отечественного образования

в современном экономическом пространстве

Резюме. В статье определены «местоположение» и возможные направления развития профессионально-квалификационной структуры отечественного образования в современном экономическом пространстве на основе классификации видов экономической деятельности Европейского экономического сообщества. Результаты исследования нацелены на повышение кадрового потенциала экономики Республики Беларусь и оптимизацию экономических затрат на образование.

Ключевые слова: классификация видов экономической деятельности, профессионально-квалификационная структура образования и направления ее развития.

Проблема оптимизации структуры образования во взаимосвязи с видами экономической деятельности весьма сложна, но актуальна. Необходимо найти способы ее решения и обеспечить управляемое развитие профессионально-квалификационной структуры образования в нашей стране (далее - ПКСО) в целях обеспечения единства и взаимосвязи образования и экономики.

Стратегия развития профессионально-квалификационной структуры образования в экономическом пространстве

В плане мероприятий Государственной программы развития высшего образования в 2011-2015 гг. предусмотрена оптимизация номенклатуры специальностей и специализаций, поэтапное приведение специальностей подготовки кадров в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009 (далее - ОКСК) [1] в соответствие с видами экономической деятельности [2]. Приказом Министерства образования Республики Беларусь «О совершенствовании объемов и структуры подготовки рабочих (служащих), специалистов в учреждениях

профессионального образования» установлена необходимость разработки в первом полугодии 2014 г. подходов и предложений по изменению классификации образования (на основе видов экономической деятельности и (или) международной стандартной классификации образования (МСКО)) с учетом требований работодателей, минимизации экономических затрат на образование, в том числе за счет уменьшения классификационных единиц, сближения позиций с образовательными системами других государств. Поставлена задача более эффективного использования средств, выделяемых на образование, с ориентацией на требования к подготовке кадров, предъявляемые работодателями.

Возрастает потребность в прогностической функции образования, в проектировании будущего состояния не только образовательных систем, но и всех «полей практики» средствами образования [3]. Иначе говоря, в XXI столетии образование призвано стать сферой общественного строительства, внутри которой будут разрабатываться проекты общества будущего. Главным критерием эффективности образовательных программ следует признать результаты преобразований в отраслях экономики, которые, в первую очередь, определяются качеством образования занятого в них персонала. Тогда как подавляющее большинство исследований в области теории образования направлено «на себя», на развитие образования. Предстоит решать важнейшие проблемы: что система образования дает стране, ее экономике, социальной сфере, культуре и т.д., которые долгое время оставались как бы «за кадром», писал академик А.М. Новиков [4]. В этой тональности и следует, на наш взгляд, анализировать ПКСО в нашей стране и обсуждать перспективы (как наиболее целесообразные траектории) ее развития с обязательным моделированием последствий принимаемых решений.

Однако практика формирования заказа на подготовку кадров в рамках автоматизированной системы показывает, что работодатели не готовы к определению своих образовательных потребностей: зачастую не осведомлены о предложениях учреждений образования и не могут сформулировать ожидаемые компетенции выпускников учреждений образования. Решение проблемы видится в применении социологических методов исследования рынка компетенций для формирования заказа на образование, при этом спрос целесообразно выявлять одной группе исследователей, а предложения - другой [5]. Выявленные характеристики следует ранжировать, устанавливать их взаимовлияние, затем формировать требования к качеству образования. Исследования рынка компетенций необходимо выполнять с определенной периодичностью в целях непрерывного повышения качества образования.

О современной международной классификации видов экономической деятельности

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.04.2012 г. №302 в нашей стране поэтапно вводится в действие Общегосударственный классификатор «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2011 (ОКЭД) [2]. В настоящее время применяется ОКРБ 005-2006. В новом ОКЭД, который будет внедрен в 2016 г., сохранены (до четырех знаков кода включительно) коды и объемы понятий в группировках, составляющих классификацию видов экономической деятельности (ВЭД) Европейского экономического сообщества, а также введена дополнительная группировка (пятый знак кода), которая учитывает особенности национальной экономики. Формируется ОКЭД международными организациями. На первом уровне классификации в нем выделены сводные группировки (21 секция), представляющие наиболее важные сферы деятельности.

ОКЭД используется для классификации юридических и физических лиц в соответствии с выполняемыми ВЭД, а также для подготовки статистических данных о результатах деятельности, затратах на ее выполнение, о формировании капитала, финансовых операциях и т.д. Конкретный субъект может заниматься одним или несколькими ВЭД, классифицируемыми в различных группировках ОКЭД.

Ведение ОКЭД осуществляет Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Переход на международную классификацию в сфере экономики -весьма непростое для осознания и одновременно знаковое событие. Осознаем ли мы тот исторический факт, что наша страна, как и другие государства Таможенного союза, внедряя ОКЭД, приступает к внедрению сетевой экономической модели? При этом сложно устанавливать четкие границы между отраслями экономики и даже видами экономической деятельности, вариативность их возможных сочетаний непредсказуема. Фактически отечественная экономика будет трансформироваться в пространстве, «пронизанном» изменениями. Пока неизвестно, на какие

органы государственного управления будет возложена ответственность за функционирование и развитие то ли секций, то ли разделов ОКЭД или конкретных видов экономической деятельности.

Чтобы решать задачи оптимизации номенклатуры специальностей и дальнейшего совершенствования ПКСО, необходимо выявить единство и принципиальные отличия ОКСК и ОКЭД, принимая также во внимание Области образования и профессиональной подготовки (2013 г.) в рамках современной версии Международной стандартной классификации образования (МСКО 2011).

Сравнительный анализ классификатора специальностей и классификатора видов экономической деятельности

Способы применения ОКЭД и ОКСК существенно отличаются: ОКСК поддерживается в актуальном состоянии при непосредственном участии его пользователей (учреждений образования, их учредителей), тогда как ОКЭД формируется извне - международными организациями.

Объекты классификации взаимообусловлены - это виды деятельности (экономической - в ОКЭД и профессиональной - в ОКСК). В системе образования в настоящее время осуществляется подготовка квалифицированных кадров для включения их в разнообразные виды профессиональной деятельности. Но классификация последних, когда за основу принимаются представления о профессиях, на межгосударственном уровне отсутствует. В определенной степени эту роль мог бы выполнять классификатор «Занятия», однако реального его внедрения в нашей стране пока не наблюдается. Единство и разнообразие классификационных группировок в ОКСК и ОКЭД устанавливаем посредством сравнительного анализа профилей образования (в ОКСК) и секций (в ОКЭД).

Профили образования «А», «В» и секция «Образование» объединены единой целью - подготовка педагогических работников. Но педагогические квалификации присваиваются также в рамках специальностей иных профилей (С, D, Е, G, Н, Ь, М, Например, подготовка к педагогической деятельности осуществляется одновременно с подготовкой к деятельности в области искусства. Этот факт (он не единственный) можно расценивать как элемент сетевой организации образования, аналогично сетевой организации экономики (ОКЭД).

Профиль образования «Искусство и дизайн» отражает виды экономической деятельности, включенные в различные секции: искусство, развлечения - в секцию

Творчество, спорт, развлечения и отдых»; создание программ теле- и радиовещания, производство фильмов и деятельность в сфере звукозаписи - в секцию «4. Информация и связь»; дизайн (по неизвестным причинам) - в секцию «М. Профессиональная, научная и техническая деятельность». Единство цели не наблюдается. Отсутствует и единый признак классификации. В ОКЭД явно занижена роль искусства - для развлечения и отдыха. Однако сетевой принцип организации экономики наблюдается и в рассмотренных группировках ОКЭД.

Анализ

Специальности, включенные в профиль образования «Гуманитарные науки», имеют не только научный, но и практико-ориентированный характер, например отражают подготовку переводчиков. Сложно понять, почему «деятельность по письменному и устному переводу» и гуманитарные научные исследования размещены в секции «М» (ОКЭД).

Оптовая и розничная торговля выделена в отдельную секцию ОКЭД во взаимосвязи с ремонтом автомобилей и мотоциклов. Одноименных группировок в ОКСК нет. С целью кадрового обеспечения деятельности в области торговли требуется экономическое образование в рамках профиля «Е», деятельности в области ремонта автомобилей и мотоциклов - техническое образование по специальностям профиля «I».

Виды экономической деятельности, включенные в секцию «Н. Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность», находят отражение в профилях образования «Е» и «I (почтовая деятельность)».

Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук как виды экономической деятельности представлены в секциях «М» и «4. Информация и связь (компьютерное программирование)» ОКЭД; в ОКСК они находят отражение в специальностях профилей образования Естественные науки» и «Н. Экологические науки».

В рамках профиля образования «I. Техника и технологии» осуществляется подготовка кадров для разнообразных видов экономической деятельности, объединенных в 8 секций ОКЭД. Секция «4. Информация и связь» в ОКЭД отделена от видов деятельности в области техники и технологий; в ОКСК подготовка квалифицированного персонала для данной отрасли осуществляется в рамках профиля «I» и иных профилей. Направления образования «Автоматизация» и «Интеллектуальные системы» (ОКСК) не имеют аналогов в ОКЭД.

Секция «К Строительство» во взаимосвязи с сопутствующими секциями по водоснабжению и удалению отходов, по снабжению электроэнергией, паром, воздухом, по операциям с недвижимостью, по архитектурной, геодезической и картографической деятельности, в основном, находит отражение в ОКСК (профиль «4. Архитектура и строительство»).

Секция «А. Сельское, лесное и рыбное хозяйство» не включает ветеринарную деятельность. Последняя по необъяснимым причинам представлена разделом секции «М. Профессиональная, научная и техническая деятельность». Деятельность по ремонту и монтажу машин и оборудования сельскохозяйственного назначения объективно отнесена в ОКЭД к одному из разделов секции «С. Обрабатывающая промышленность». Деятельность по снабжению электроэнергией, газом, паром и т.п. представлена секцией соответствующего наименования. В ОКСК упомянутые выше виды экономической деятельности находят отражение в профиле образования

«К. Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство». В ОКЭД «Садово-парковое строительство» отсутствует, близкие к нему по назначению виды деятельности классифицированы в секциях «М» и «№ Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг».

В полной мере соотносятся между собой секция

Здравоохранение и социальные услуги» (ОКЭД) с профилями образования «Ь. Здравоохранение» и «М. Социальная защита» (ОКСК). Вызывает сомнение необходимость объединения этих секций в ОКЭД, так как социальные услуги связаны не только со здравоохранением, но и с финансами, организацией досуга и прочее, было бы логичнее отнести их к группировке «Услуги» или «Сервис».

Профиль образования «№ Физическая культура. Туризм и гостеприимство» отражает два вида экономической деятельности. В ОКЭД туристическая деятельность представлена в секциях «№ Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг» и «I. Услуги по временному проживанию и питанию»; деятельность в области физической культуры - в секции Творчество, спорт, развлечения и отдых».

Несомненно, проблема оптимизации системы специальностей по видам экономической деятельности (ОКЭД) достаточно сложная, что подтверждается результатами сравнительного анализа макросистем, представленными видами экономической деятельности и их группировками, а также элементами ПКСО.

Направления развития профессионально-квалификационной структуры образования в современном экономическом пространстве

Таким образом, классификационные группировки и отдельные специальности в ОКСК слабо соотносятся с классификацией видов экономической деятельности. При этом отдельные элементы ОКЭД не имеют аналогов в ОКСК, но включенные в них виды экономической деятельности обладают высокой интеллектуальной составляющей. Отсюда следует, что образование, соответствующее ВЭД, которые в нашей стране или не были выделены, или соответствовали низкому образовательному уровню, будет обязательно востребовано на более высоком уровне. Подготовка кадров в Республике Беларусь не осуществляется (осуществляется частично) для обеспечения деятельности:

■ в области обслуживания зданий и территорий, секция «№ Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг»;

■ связанной с организацией сбора, обработки и удаления различных отходов, секция «Е. Водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»; однако ее реализация обусловлена высоким интеллектуальным уровнем - требуется комплекс знаний и умений, в первую очередь, технического и организационного характера;

■ нацеленной на решение вопросов трудоустройства, секция «№>, раздел «78. Деятельность в области трудоустройства»; следует учесть, что актуальность подбора и профессиональной ориентации кадров возрастает, все более вариативным и сложным становится содержание труда.

Приведенные примеры свидетельствуют: образование на республиканском и межгосударственном уровне классифицируется иначе, чем экономика.

Если внедрение ОКЭД будет осуществляться без изменения структуры управления экономикой, то в ближайшее время не следует ожидать реализации сетевой экономической модели в нашей стране. Основная причина - отсутствие национальной или иной модели переходного процесса для использования ОКЭД и его реального внедрения в странах Таможенного союза. К тому же необходимо отметить несовершенство международной классификации ВЭД. Ориентировать структуру образования на единство и взаимосвязь со структурой экономики достаточно сложно. Если внедрение ОКЭД будет сопровождаться изменением управленческой структуры на основе сетевого принципа, то имеет смысл приступать к формированию сетевой структуры образования, не разрушая действующей ПКСО (такая возможность имеется в построении ОКСК).

Под оптимизацией номенклатуры специальностей, поэтапным приведением ее в соответствие с видами экономической деятельности следует понимать выбор тех специальностей (из всех возможных вариантов) при проектировании новых и анализе действующих, которые дают наилучшие результаты в формировании человеческого ресурса развития видов экономической деятельности в Республике Беларусь. Если данную концепцию принять за основу и стремиться к поэтапному повышению качества образования, то критерием оценки ее реализации должны быть качество и эффективность работы организаций всех ВЭД в нашей стране. Готовы ли органы государственного управления, учреждения образования и персонал организаций к применению столь жесткого критерия? При положительном ответе представляется весьма важным соблюдать следующие принципы: опережающего влияния образования на развитие ВЭД; совершенствования структуры образования на основе системных маркетинговых исследований на государственном уровне; проектирования содержания образовательных программ на основе блочно-модульного их построения.

Таким образом, дальнейшая оптимизация ПКСО во взаимосвязи с ВЭД действительно необходима для управляемого экономического развития Республики Беларусь на основе сетевого принципа. Следует признать, что вариативность наименований специальностей, особенно в системе высшего образования, становится с годами все более избыточной. Пора отказаться от критериев: чем привлекательнее название специальности для абитуриента, тем лучше; чем больше открытых специальностей в учреждениях высшего образования, тем выше их рейтинг.

Анализ предложений с целью введения в ОКСК новых специальностей включает их проверку на соответствие тенденциям развития отечественной экономики. Требуется подтверждение потребности в кадрах со стороны потенциальных работодателей. К сожалению, руководители организаций не несут никакой ответственности за трудоустройство, подписывая письма-заявки на подготовку специалистов по новым специальностям.

Ориентирами для оптимизации структуры профессионального образования должны стать развивающиеся в стране отрасли и отдельные ВЭД. Необходимо, чтобы внедрение ОКЭД сопровождалось возложением ответственности за развитие отраслей экономики на определенные органы государственного управления, с которыми необходимо решать вопросы реструктуризации образования по сетевому принципу. Уместно вспомнить, что учреждения образования различных уровней и направлений подготовки кадров характеризуются разнообразной ведомственной принадлежностью. Единая система управления ими отсутствует. В современных условиях жесткая централизация управления и не требуется. Структура образования может стать еще более гибкой, если перейти на «подушевое» финансирование: абитуриент приносит в учреждение образования сертификат и финансовые средства на обучение.

На наш взгляд, необходимо рассмотреть вопрос создания Национального логистического центра образовательных услуг, который будет выполнять маркетинговые исследования в сфере образования, выявлять спрос и предложения с применением методов статистического анализа, соединять интересы работодателей и возможности учреждений образования, продвигать образовательные услуги в сфере труда и способствовать повышению человеческого ресурса организаций всех форм собственности с учетом их намерений.

Ольга Олекс,

начальник Центра непрерывного профессионального образования Республиканского института высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент

See: http://innosfera.org/2014/06/prof_education

Литература

1. Специальности и квалификации = Спецыяльнасц i квал(ф(кацьн : ОКРБ 011-2009. - Взамен ОКРБ 011-2001; введен 02.06.09. - Мн., 2009.

2. Виды экономической деятельности = Вщы эканам1чнай дзейнасц : ОКРБ 005-2011. - Введен впервые 05.12.11. - Мн., 2012.

3. Громыко Ю.В. Вхождение в пространство образовательного проектирования: проектирование выясняет отношения с наукой, методологией, управлением и культурологией: предисловие / Ю.В. Громыко // Проектирование в образовании: монография / Н.А. Масюкова. - Мн., 1999.

4. Новиков А.М. Развитие отечественного образования: полемические размышления / А.М. Новиков. - М., 2005.

5. Олекс О.А. Теория и отечественный опыт стандартизации образования в Республике Беларусь: монография - 2-е изд. с доп. и изм. / О.А. Олекс. - Мн., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.